Монологи типажей. Мальчики 9—12 лет. Серия «Актерские грёзы»

Монологи типажей. Мальчики 9—12 лет. Серия «Актерские грёзы»
Руслан Паушу
Если вы родитель юного артиста или его наставник по актерскому мастерству, то эта книга для вас.Методичка содержит 30 монологов различных детских типажей с разбором и упражнениями на эмоциональную задачу для мальчиков 9—12 лет.Монологи написаны нарочито упрощенным «сценарным» языком, имитирующим типичные персонажи российских сериалов. Они созданы исключительно для отработки актерского мастерства и не претендуют на художественную ценность.Это своего рода тренажер для артиста.

Монологи типажей. Мальчики 9—12 лет
Серия «Актерские грёзы»

Руслан Паушу

© Руслан Паушу, 2024

ISBN 978-5-0064-7476-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Эта методичка для родителей

Если ты юный артист, то отдай эту книгу родителям или своему преподавателю по актерскому мастерству. Самостоятельно тебе будет сложно разобраться, да и процесс обучения должен контролироваться наставником.
И вообще, книга с грифом «18+».
Если вы родитель юного артиста или его наставник по актерскому мастерству, то эта книга для вас.

Что это за методичка?
В ней собраны 30 коротких, на минуту-полторы монологов-упражнений разномастных типажей детских персонажей от 9 до 12 лет.
Каждое упражнение содержит краткое описание персонажа, текст монолога, режиссерский разбор текста и специальное эмоциональное упражение.
Целью этих упражнений является развитие и закрепление актерских навыков у ребенка – активизация и тренировка быстрой памяти, эмоциональное подключение и сопереживание персонажу, наработка техники работы с текстом и разбора сцены монолога.

Как работают упражения?
Алгоритм простой.
1. Вы самостоятельно читаете состав упражнения – монолог, разбор, эмоциональное упражнения. Важно осмыслить всё написанное, чтобы потом внятно объяснить ребенку, о чем там речь.
2. Вместе читаете описание и текст монолога. Не учите, а читаете. После прочтения нужно, чтобы ребенок объяснил, что он понял про этого персонажа, о чем речь в монологе, какая проблема у персонажа, что он чувствует? Своими словами.
3. Вы своими словами рассказываете разбор монолога ребенку. Разбор сделан по технике, описанной в моей методичке «Ошибки в самопробах». Сылку по QR-коду можно найти в приложении в конце книги. Самостоятельно юному артисту будет сложно разобраться, поэтому вам придется все объяснить.
4. Прежде чем учить текст монолога, желательно, но не обязательно, сделать эмоциональное упражнение с ребенком, чтобы он мог почувствовать то же, что и его персонаж.
Делать упражнение или нет, вам нужно решать самостоятельно, чтобы не нарушить эмоциональный строй.
Но упражнения построены таким образом, чтобы в них не было сильных потрясений, а лишь те чувства, которые дети ежедневно испытывают, находясь в своей социальной рутине.
Чтобы освоить технику эмоциональной разминки, посмотрите фильм «Метод Паушу», ссылку на который тоже можно найти в приложении.
5. Сразу после эмоционального упражнения, пока свежи эмоции ребенок может читать и заучивать текст монолога. Если вы не делали эмоционального упражнения, то заучивать текст лучше сразу после разбора текста.
Ни в коем случае не заучивайте интонации.
Только текст в живой эмоции.
Либо просто текст, если эмоции нет.
6. На следующий день ребенок может прочитать монолог, а вы записать упражнение на телефон.
7. Можно делать следующее упражнение. Не больше одного монолога в день.
Всё. Это своего рода киноспортзал для юного актера, где он тренирует свои актерские навыки.
Удачи вам, кинородители и наставники.

Монологи

Рок-музыкант против устоев

Талантливый музыкант Рома, 11 лет, хочет создать школьную рок-группу, преодолевая сопротивление консервативного директора школы.

Монолог
Товарищ директор! Я понимаю, вы считаете, что рок – это шум и бессмыслица. Но это не так! Рок – это… это душа, понимаете? Это как симфония, только громче и честнее. Вы говорите, что мы будем мешать урокам. Но мы же не дураки, будем репетировать после занятий.
Знаете, я ночами не сплю, представляю, как мы выступаем. Как ребята в зале подпевают. Как вы сидите в первом ряду и улыбаетесь. Ну ладно, может, не улыбаетесь. Но хотя бы не морщитесь.
Вы думаете, я не понимаю, что это сложно? Еще как понимаю! Но если не попробовать – как узнать, получится или нет? Вдруг мы станем знаменитыми? Представляете, как круто будет? «Эту группу поддержала директор школы номер 5». Ну давайте хотя бы попробуем? Ну пожалуйста!

Разбор
1. Определение динамических характеристик персонажа:
Рома – 11-летний талантливый музыкант. Давайте опишем его динамические характеристики:
1) Рома был тихим и застенчивым мальчиком, пока не открыл для себя рок-музыку. Теперь он становится более уверенным и целеустремленным.
2) Раньше Рома боялся высказывать свое мнение, особенно взрослым. Но его страсть к музыке помогает ему преодолевать этот страх, и он учится отстаивать свои идеи.
3) Изначально Рома думал только о себе и своей мечте. Но в процессе создания группы он начинает понимать важность командной работы и учится заботиться о других.
2. Определение основного конфликта:
Основной конфликт в этой сцене – между мечтой Ромы создать рок-группу и консервативными взглядами директора школы. Рома пытается убедить директора разрешить создание группы, преодолевая предубеждения против рок-музыки.
3. Сквозное действие персонажа:
Сквозное действие Ромы в этой сцене – убедить директора разрешить создание рок-группы в школе.
4. Определение основного события:
Основное событие в этой сцене – момент, когда Рома понимает, что его аргументы не убеждают директора, и он переходит к эмоциональному призыву. Это происходит здесь:
«Знаете, я ночами не сплю, представляю, как мы выступаем. Как ребята в зале подпевают. Как вы сидите в первом ряду и улыбаетесь. Ну ладно, может, не улыбаетесь. Но хотя бы не морщитесь.»
5. Разбор по эмоциональному состоянию:
На входе в сцену Рома полон энтузиазма и уверенности. Он верит, что сможет убедить директора логичными аргументами.
После основного события Рома испытывает смесь отчаяния и надежды. Он понимает, что его логические доводы не работают, и переходит к эмоциональным аргументам.
6. Разбор по психологическому действию:
«Товарищ директор! Я понимаю, вы считаете, что рок – это шум и бессмыслица. Но это не так!»
Рома пытается предугадать аргументы директора и опровергнуть их.
«Рок – это… это душа, понимаете? Это как симфония, только громче и честнее.»
Рома стремится объяснить свое понимание рок-музыки, пытаясь найти аналогии, которые будут понятны директору.
«Вы говорите, что мы будем мешать урокам. Но мы же не дураки, будем репетировать после занятий.»
Рома пытается продемонстрировать свою ответственность и готовность к компромиссу.
«Знаете, я ночами не сплю, представляю, как мы выступаем. Как ребята в зале подпевают. Как вы сидите в первом ряду и улыбаетесь. Ну ладно, может, не улыбаетесь. Но хотя бы не морщитесь.»
Здесь происходит основное событие. Рома переходит от логических аргументов к эмоциональному воздействию. Он пытается заразить директора своей мечтой, представляя яркую картину будущего.
«Вы думаете, я не понимаю, что это сложно? Еще как понимаю! Но если не попробовать – как узнать, получится или нет?»
Рома показывает свое понимание трудностей, пытаясь продемонстрировать свою зрелость и готовность к вызовам.
«Вдруг мы станем знаменитыми? Представляете, как круто будет? „Эту группу поддержала директор школы номер 5“.»
Рома апеллирует к амбициям директора, пытаясь показать, какую выгоду может принести создание группы для репутации школы.
«Ну давайте хотя бы попробуем? Ну пожалуйста!»
В завершение Рома переходит к прямой просьбе, вкладывая в нее все свое отчаяние и надежду.
Рома проходит путь от уверенного аргументирования к эмоциональному призыву, демонстрируя свою страсть к музыке и готовность преодолевать препятствия.

Эмоциональное упражнение
Для этой сцены я предлагаю следующее упражнение эмоциональной раскачки:
Есть у тебя в жизни человек, который не верит в твою мечту? Кто-то важный для тебя, от кого зависит возможность реализации твоего страстного желания? Может быть, это родитель, учитель или наставник?
Если такого человека нет, то нужно из своего ближнего окружения выбрать того, с кем могло бы это произойти и дальнейшую ситуацию представить.
Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека.
Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?
А что написано на его лице?
Теперь ты будешь говорить этому человеку: «Пожалуйста, поверьте в меня. Дайте мне шанс…» И ты будешь объяснять, почему это так важно для тебя, почему ты не можешь отказаться от своей мечты, как сильно ты в это веришь. Ты будешь умолять его дать тебе возможность попробовать, объяснять, что ты готов на все, лишь бы получить этот шанс. Ты будешь говорить о том, как ты представляешь свой успех, и как важно для тебя его одобрение и поддержка.

Загадка школьного талисмана

Любопытный следопыт Федя, 9 лет, расследует таинственное исчезновение школьного талисмана, подозревая вредного завхоза дядю Колю.

Монолог
Дядя Коля, вы не сердитесь, но я за вами слежу! Знаю-знаю, нехорошо подглядывать, но это же важно! Наш талисман, мистер Пушистик, пропал! А вы в тот день поздно уходили и что-то большое несли. Ой, чую, неспроста это всё!
Я ведь не просто так думаю. У меня улики есть! Вон, шерстинка рыжая на вашем пиджаке – прям как у Пушистика! И ключ от кладовки вы почему-то спрятали. Раньше он всегда на гвоздике висел, а теперь нет.
Эх, дядя Коля, признайтесь уже! Может, вы его случайно заперли где? Или домой унесли погостить? Я ж понимаю, Пушистик – он такой классный! Но нам без него грустно. Верните, а? Мы даже мороженое вам купим! Ну пожалуйста!

Разбор
1. Динамические характеристики персонажа:
– Федя изначально был обычным школьником, но после исчезновения талисмана решил стать детективом и раскрыть это дело.
– Раньше он боялся разговаривать со взрослыми на серьезные темы, но теперь набрался смелости confrontировать подозреваемого.
– Федя всегда был любопытным, но теперь его любопытство переросло в настоящую страсть к расследованиям.
2. Основной конфликт персонажа:
Федя хочет раскрыть тайну исчезновения талисмана, но боится обидеть или рассердить взрослого человека своими подозрениями.
3. Сквозное действие:
Федя пытается убедить дядю Колю признаться в том, что он взял талисмана, и вернуть его.
4. Основное событие:
Основным событием в этом монологе является момент, когда Федя решается высказать свои подозрения дяде Коле напрямую. Это происходит в начале монолога:
«Дядя Коля, вы не сердитесь, но я за вами слежу!»
5. Эмоциональная арка:
На входе в сцену Федя испытывает волнение и страх перед confrontацией со взрослым. После основного события он чувствует решимость и уверенность в своих подозрениях.
6. Разбор по психологическому действию:
«Дядя Коля, вы не сердитесь, но я за вами слежу! Знаю-знаю, нехорошо подглядывать, но это же важно!»
Федя пытается смягчить свое обвинение, чтобы не рассердить дядю Колю. Он признает, что его действия могут быть неправильными, но оправдывает их важностью дела.
«Наш талисман, мистер Пушистик, пропал! А вы в тот день поздно уходили и что-то большое несли. Ой, чую, неспроста это всё!»
Здесь Федя выдвигает свои подозрения, стараясь звучать уверенно, но все еще с некоторой осторожностью.
«Я ведь не просто так думаю. У меня улики есть! Вон, шерстинка рыжая на вашем пиджаке – прям как у Пушистика! И ключ от кладовки вы почему-то спрятали. Раньше он всегда на гвоздике висел, а теперь нет.»
Федя пытается убедить дядю Колю в обоснованности своих подозрений, представляя «улики». Он старается звучать как настоящий детектив, чтобы его воспринимали серьезно.
«Эх, дядя Коля, признайтесь уже! Может, вы его случайно заперли где? Или домой унесли погостить?»
Федя меняет тактику, пытаясь дать дяде Коле возможность признаться без потери лица. Он предлагает более безобидные варианты объяснения исчезновения талисмана.
«Я ж понимаю, Пушистик – он такой классный! Но нам без него грустно. Верните, а? Мы даже мороженое вам купим! Ну пожалуйста!»
В конце Федя апеллирует к чувствам дяди Коли, пытаясь вызвать у него сочувствие. Он также предлагает «взятку» в виде мороженого, что показывает его детскую наивность и искренность намерений.

Эмоциональное упражнение
Для этой сцены я предлагаю следующее упражнение эмоциональной раскачки:
Есть у тебя в жизни человек, которого ты очень любишь и которому доверяешь, но в какой-то момент ты начинаешь подозревать его в нехорошем поступке? Может быть, это близкий друг или родственник, которого ты всегда считала честным, но вдруг замечаешь какие-то странности в его поведении.
Если такого человека нет, то нужно из своего ближнего окружения выбрать того, с кем могло бы это произойти и дальнейшую ситуацию представить.

Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека.
Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?
А что написано на его лице?
Теперь ты будешь говорить этому человеку: «Я знаю, что ты что-то скрываешь от меня. Я видел, как ты…» И ты начнешь перечислять все те странности и подозрительные моменты, которые ты заметил в его поведении. Расскажи ему, как тебе больно от того, что он может тебя обманывать, как ты хочешь верить ему, но не можешь игнорировать эти знаки. Попроси его признаться, если он что-то сделал, объясни, что ты готов простить, но хочешь знать правду.

Юный пловец против школьного чемпиона

Упорный спортсмен Игорь, 12 лет, стремится выиграть городские соревнования по плаванию, соперничая с самоуверенным чемпионом из другой школы.

Монолог
Блин, завтра соревнования, а я весь на нервяках! Этот Димка из 15-й школы реально бесит – ходит, понтуется, типа он тут самый крутой. Ага, щас! Я ему покажу, кто на самом деле круче плавает. Я ж каждый день в бассейне пахал как проклятый, тренер говорит – прогресс офигенный.
Папа вечно твердит: «Игорёк, главное – участие». Ну да, конечно! Как будто я на бронзу согласен. Только золото, и всё тут! Я уже и медаль представляю, как она на шее болтается. Ух, круто будет! Девчонки в классе обалдеют.
Вот только страшновато немного. А вдруг не получится? Вдруг подведу всех – и родителей, и тренера? Нет, нельзя так думать! Соберись, Игорь! Ты сможешь, ты лучший! Покажи этому выскочке, кто здесь настоящий чемпион. Город наш, победа будет за мной!

Разбор
1. Динамические характеристики персонажа:
– Игорь – целеустремленный мальчик, который из неуверенного в себе ребенка превращается в амбициозного спортсмена, стремящегося к победе.
– Он борется со своими страхами и сомнениями, постепенно преодолевая их и укрепляя веру в себя.
– Игорь учится балансировать между желанием победить и пониманием ценности участия в соревнованиях.
2. Основной конфликт:
Внутренний конфликт Игоря между желанием победить и страхом неудачи. Он хочет доказать всем (и себе в первую очередь), что он лучший, но боится подвести окружающих и разочароваться в себе.
3. Сквозное действие:
Преодолеть свои сомнения и подготовиться морально к победе на соревнованиях.
4. Основное событие:
Осознание Игорем, что он действительно может победить, несмотря на свои страхи.
5. Эмоциональная арка:
От нервозности и раздражения в начале монолога через сомнения и страх к уверенности и решимости в конце.
6. Разбор по эмоциональному состоянию:
Начальная эмоция: нервозность, раздражение.
«Блин, завтра соревнования, а я весь на нервяках! Этот Димка из 15-й школы реально бесит – ходит, понтуется, типа он тут самый крутой.»
Эмоция после основного события: уверенность, решимость.
«Нет, нельзя так думать! Соберись, Игорь! Ты сможешь, ты лучший! Покажи этому выскочке, кто здесь настоящий чемпион. Город наш, победа будет за мной!»
7. Разбор по психологическому действию:
– Игорь пытается подбодрить себя, вспоминая о своих усилиях и прогрессе:
«Я ж каждый день в бассейне пахал как проклятый, тренер говорит – прогресс офигенный.»
– Он отвергает идею участия ради участия, настраивая себя только на победу:
«Папа вечно твердит: „Игорёк, главное – участие“. Ну да, конечно! Как будто я на бронзу согласен. Только золото, и всё тут!»
– Игорь мотивирует себя, представляя результат победы:
«Я уже и медаль представляю, как она на шее болтается. Ух, круто будет! Девчонки в классе обалдеют.»
– Он борется со своими страхами, признавая их наличие:
«Вот только страшновато немного. А вдруг не получится? Вдруг подведу всех – и родителей, и тренера?»
– В конце Игорь решительно настраивает себя на победу:
«Соберись, Игорь! Ты сможешь, ты лучший! Покажи этому выскочке, кто здесь настоящий чемпион.»

Эмоциональное упражнение
Для этой сцены я предлагаю следующее упражнение эмоциональной раскачки:
Есть у тебя в жизни человек, который тебя сильно раздражает своим высокомерием и самоуверенностью? Возможно, это кто-то из коллег по работе или учебе, кто постоянно хвастается своими достижениями и считает себя лучше других. Если такого человека нет, то нужно из своего ближнего окружения выбрать того, с кем могло бы это произойти и дальнейшую ситуацию представить.
Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека.
Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?
А что написано на его лице?
Теперь представь, что у вас с этим человеком намечается важное соревнование или состязание, в котором вы оба участвуете. Это может быть рабочий проект, спортивное мероприятие или творческий конкурс – что угодно, где вы напрямую соперничаете друг с другом.
Ты очень долго и усердно готовилась к этому событию, вложила в подготовку все свои силы. Ты знаешь, что ты действительно хороша и заслуживаешь победы. Но этот человек продолжает вести себя высокомерно, как будто его победа уже предрешена.
Сейчас ты будешь говорить этому человеку все, что ты о нем думаешь. Расскажи ему, как сильно тебя раздражает его поведение. Скажи ему, что ты ничуть не хуже него и собираешься доказать это. Выскажи все свои эмоции – и раздражение, и уверенность в себе, и, возможно, страх проиграть. Не сдерживай себя.
Начни со слов: «Знаешь что? Ты меня уже достал своим высокомерием! Я тебе сейчас покажу, кто здесь на самом деле лучший…»

Рассеянный гений против скучного мира

Рассеянный мечтатель Валера, 10 лет, пытается доказать учителям и родителям, что его невнимательность – на самом деле признак гениальности.

Монолог
Мам, ну почему все думают, что я тупой? Я просто… по-другому мыслю! Вот Эйнштейн тоже в школе двоечником был. А потом – бац! – и гений. Может, я тоже гений, только пока сам не знаю?
Короче, ждите и смотрите. Тима на взлёте! Скоро я буду номер один не только в школе, но и во всём районе! Peace out!
Учителька говорит, что я невнимательный. А я просто… в своём мире живу! Там столько всего интересного происходит. Вот вчера на математике я придумал машину времени из кубиков Лего. Круто же? А она орёт: «Валера, решай пример!». Какой пример, когда тут машина времени!
Знаешь, мам, мне кажется, что взрослые просто завидуют. У них фантазии нет совсем. Работа-дом-работа. Скукотища! А у меня в голове – целая вселенная! Там и роботы, и динозавры, и космические корабли.
Вот бы все поняли, какой я на самом деле классный. И что моя рассеянность – это не глупость, а… суперспособность! Ведь только так можно придумать что-то новое, правда?

Разбор
1. Динамические характеристики персонажа:
– Валера изначально считает себя непонятым гением, но постепенно начинает сомневаться в своей исключительности и ищет подтверждения своим идеям у мамы.
– Он пытается оправдать свою рассеянность и плохую успеваемость, представляя их как признаки гениальности, но в глубине души боится, что на самом деле он просто неспособный ученик.
– Валера живет в мире фантазий, но постепенно начинает осознавать разрыв между своими мечтами и реальностью, что вызывает у него тревогу и желание доказать свою ценность.
2. Основной конфликт:
Внутренний конфликт Валеры между верой в свою исключительность и страхом оказаться обычным, неспособным ребенком. Он пытается убедить маму (а на самом деле – самого себя) в своей гениальности.
3. Сквозное действие:
Валера пытается убедить маму (и себя) в своей уникальности и потенциальной гениальности.
4. Основное событие:
Основное событие происходит, когда Валера осознает, что его фантазии могут быть не признаком гениальности, а помехой в учебе. Это можно увидеть в моменте:
«Учителька говорит, что я невнимательный. А я просто… в своём мире живу! Там столько всего интересного происходит. Вот вчера на математике я придумал машину времени из кубиков Лего. Круто же? А она орёт: „Валера, решай пример!“. Какой пример, когда тут машина времени!»
5. Эмоциональная арка:
На входе: уверенность в своей исключительности, легкое раздражение от непонимания окружающих.
После основного события: неуверенность, тревога, потребность в поддержке и подтверждении своей ценности.
6. Разбор по психологическому действию:
«Мам, ну почему все думают, что я тупой? Я просто… по-другому мыслю!»
Валера пытается оправдаться и найти объяснение своим проблемам в учебе.
«Вот Эйнштейн тоже в школе двоечником был. А потом – бац! – и гений. Может, я тоже гений, только пока сам не знаю?»
Валера ищет примеры, чтобы подтвердить свою теорию о собственной гениальности. Он пытается убедить маму (и себя) в своем потенциале.
«Короче, ждите и смотрите. Тима на взлёте! Скоро я буду номер один не только в школе, но и во всём районе! Peace out!»
Валера бравирует, пытаясь скрыть свою неуверенность за показной самоуверенностью.
«Учителька говорит, что я невнимательный. А я просто… в своём мире живу! Там столько всего интересного происходит.»
Валера оправдывает свою невнимательность, представляя ее как особую черту своего характера.
«Вот вчера на математике я придумал машину времени из кубиков Лего. Круто же? А она орёт: „Валера, решай пример!“. Какой пример, когда тут машина времени!»
Здесь Валера демонстрирует свой внутренний конфликт между миром фантазий и реальными требованиями. Он ищет одобрения своим идеям.
«Знаешь, мам, мне кажется, что взрослые просто завидуют. У них фантазии нет совсем. Работа-дом-работа. Скукотища! А у меня в голове – целая вселенная! Там и роботы, и динозавры, и космические корабли.»
Валера пытается возвысить себя, принижая взрослых. Это психологическая защита, попытка оправдать свои проблемы в учебе.
«Вот бы все поняли, какой я на самом деле классный. И что моя рассеянность – это не глупость, а… суперспособность! Ведь только так можно придумать что-то новое, правда?»
В конце монолога Валера ищет подтверждения своим идеям у мамы. Он нуждается в поддержке и одобрении, чтобы продолжать верить в свою исключительность.

Эмоциональное упражнение
Вот упражнение для эмоциональной раскачки перед этой сценой:
Есть у тебя в жизни человек – ребенок, может быть младший брат или сестра, племянник или племянница, которого ты очень любишь, но при этом видишь, что у него есть какие-то сложности? Может быть, в учебе или общении со сверстниками?
Если такого человека нет, то нужно из своего ближнего окружения выбрать того, с кем могло бы это произойти и дальнейшую ситуацию представить.
Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого ребенка.
Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?
А что написано на его лице?
Сейчас ты будешь говорить от лица этого ребенка. Представь, что он пришел к тебе расстроенный после школы и рассказывает о своих проблемах, о том, что его не понимают учителя и одноклассники. Ты должна говорить от его лица, пытаясь передать его эмоции, его обиду и непонимание. Начни со слов: «Почему они все думают, что я глупый? Я просто…» И дальше говори все, что, как тебе кажется, мог бы сказать этот ребенок в такой ситуации.

Добродушный увалень

Добродушный увалень Стёпа, 11 лет, хочет подружиться с дворовыми ребятами, несмотря на недоверие лидера их компании, Серёги.

Монолог
Слышь, Серёга, я понимаю, ты меня за своего не считаешь. Думаешь, я как медведь-увалень, только место занимаю. Но знаешь, я ведь тоже хочу с вами тусить, честное слово! Я, может, и неуклюжий, зато сильный – могу всех защитить, если что. И в футбол я неплохо играю, вратарём особенно.
Ты, Серёг, зря меня сторонишься. Я же вижу, как ты на меня косишься, будто я какой-то чужак. А я ведь свой, местный! Просто стеснительный немного. Но я стараюсь, правда! Вон, даже с тобой заговорил, хотя ты меня пугаешь немного.
Давай попробуем подружиться, а? Я могу быть полезным, честно! И весёлым тоже. Просто дай мне шанс, ладно? Я не подведу, обещаю! Ты только скажи – и я горы сверну, чтобы доказать, что я достоин быть в вашей компании. Ну что, по рукам?

Разбор
1. Динамические характеристики персонажа:
а) Стёпа изначально застенчивый и неуверенный в себе, но постепенно набирается смелости и учится отстаивать свое право быть частью компании.
б) Он начинает осознавать свои сильные стороны (физическая сила, умение играть в футбол) и учится использовать их как аргументы в свою пользу.
в) Стёпа проходит путь от желания просто быть принятым к готовности активно доказывать свою ценность для группы.
2. Основной конфликт:
Стёпа хочет подружиться с дворовыми ребятами и стать частью их компании, но сталкивается с недоверием и отчуждением со стороны лидера группы, Серёги.
3. Сквозное действие:
Убедить Серёгу дать ему шанс стать частью компании.
4. Основное событие:
Стёпа набирается смелости и открыто обращается к Серёге, предлагая ему дружбу и сотрудничество. Это происходит в момент, когда Стёпа говорит:
«Давай попробуем подружиться, а? Я могу быть полезным, честно!»
5. Эмоциональная арка:
На входе в сцену: Неуверенность, стеснительность, легкий страх.
После основного события: Решительность, надежда, воодушевление.
6. Разбор по психологическому действию:
«Слышь, Серёга, я понимаю, ты меня за своего не считаешь. Думаешь, я как медведь-увалень, только место занимаю.»
Стёпа пытается установить контакт с Серёгой, признавая его авторитет и показывая, что понимает его отношение.
«Но знаешь, я ведь тоже хочу с вами тусить, честное слово! Я, может, и неуклюжий, зато сильный – могу всех защитить, если что. И в футбол я неплохо играю, вратарём особенно.»
Стёпа старается убедить Серёгу в своей ценности для группы, подчеркивая свои сильные стороны.
«Ты, Серёг, зря меня сторонишься. Я же вижу, как ты на меня косишься, будто я какой-то чужак. А я ведь свой, местный! Просто стеснительный немного.»
Стёпа пытается разрушить барьер между собой и Серёгой, открыто говоря о проблеме и объясняя причины своего поведения.
«Но я стараюсь, правда! Вон, даже с тобой заговорил, хотя ты меня пугаешь немного.»
Стёпа демонстрирует свою решимость и готовность преодолевать свои страхи ради дружбы.
«Давай попробуем подружиться, а? Я могу быть полезным, честно! И весёлым тоже. Просто дай мне шанс, ладно?»
Здесь происходит основное событие. Стёпа открыто предлагает дружбу, пытаясь убедить Серёгу дать ему шанс.
«Я не подведу, обещаю! Ты только скажи – и я горы сверну, чтобы доказать, что я достоин быть в вашей компании. Ну что, по рукам?»
Стёпа дает обещание и выражает готовность доказать свою ценность делом, пытаясь закрепить договоренность.
В этой сцене Стёпа проходит путь от неуверенного в себе мальчика до решительного человека, готового бороться за свое место в группе. Его действия направлены на то, чтобы преодолеть недоверие Серёги и доказать свою ценность для компании.

Эмоциональное упражнение
Для этой сцены я предлагаю следующее упражнение эмоциональной раскачки:
Есть у тебя в жизни человек, которого ты очень хотел впечатлить и подружиться с ним, но он тебя игнорировал или относился с недоверием? Возможно, это было в детстве или юности, когда ты очень хотел влиться в какую-то компанию или подружиться с кем-то популярным. Если такого человека нет, то нужно из своего ближнего окружения выбрать того, с кем могло бы это произойти и дальнейшую ситуацию представить.
Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека.
Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?
А что написано на его лице?
Теперь ты будешь говорить с этим человеком. Расскажи ему, почему ты так хочешь с ним подружиться, какие у тебя есть положительные качества, которые могли бы быть полезны в дружбе. Объясни ему, что ты понимаешь его недоверие, но очень хочешь его преодолеть. Попроси дать тебе шанс проявить себя. Говори искренне, открыто, с надеждой и немного с отчаянием, как будто это твой последний шанс подружиться с ним.
Начни так:» [Имя], я знаю, что ты меня сторонишься и не доверяешь мне. Но я очень хочу с тобой подружиться, потому что…»

Восстание роботов

Хитроумный изобретатель Паша, 12 лет, создаёт робота-помощника для школы, сталкиваясь с недоверием и насмешками заносчивого физрука.

Монолог
Вот что, блин, за жизнь такая, Виталий Петрович! Вы ж сами говорили, что физра – это про здоровье и силу. А у меня, между прочим, астма! Я ж не виноват, что бегать не могу. Зато мозгами-то варю! Вон, робота собрал – он за меня и побегает, и подтянется.
Чё вы ржёте? Думаете, фигня какая-то? А вот и нет! Мой Робик – он умный, он всё может. И нечего его шваброй называть! Он, может, покруче вас будет. Вот увидите, на соревнованиях всех сделает! И медаль школе принесёт, не то что ваши спортсмены-лоботрясы.
Эх, вот бы батя мой это увидел… Он бы оценил. А вы… Ладно, чего уж там. Всё равно докажу, что я не хуже других. Вот увидите!

Разбор
1. Динамические характеристики персонажа:
а) Паша – умный и изобретательный мальчик, который из-за астмы не может заниматься физкультурой, но компенсирует это своими интеллектуальными способностями. Он создает робота, чтобы доказать свою ценность и способности.
б) Паша страдает от недооценки окружающих, особенно физрука. Это заставляет его стремиться доказать свою значимость через технические достижения.
в) У Паши сложные отношения с отцом. Он жаждет отцовского признания и одобрения, что частично мотивирует его изобретательскую деятельность.
2. Основной конфликт:
Паша противостоит стереотипам и предубеждениям окружающих, особенно физрука, который не верит в его способности и высмеивает его изобретение.
3. Сквозное действие:
Доказать свою ценность и способности через создание робота-помощника.
4. Основное событие:
Насмешка физрука над изобретением Паши.
5. Эмоциональное состояние до основного события:
Воодушевление и гордость за свое изобретение.
6. Эмоциональное состояние после основного события:
Обида, злость, разочарование, но и решимость доказать свою правоту.
7. Разбор по психологическому действию:
«Вот что, блин, за жизнь такая, Виталий Петрович!»
Паша выражает свое возмущение и разочарование ситуацией.
«Вы ж сами говорили, что физра – это про здоровье и силу. А у меня, между прочим, астма! Я ж не виноват, что бегать не могу.»
Паша оправдывается и пытается объяснить свою ситуацию, апеллируя к словам самого физрука.
«Зато мозгами-то варю! Вон, робота собрал – он за меня и побегает, и подтянется.»
Паша защищается, подчеркивая свои интеллектуальные способности и достижения.
«Чё вы ржёте? Думаете, фигня какая-то? А вот и нет!»
Паша реагирует на насмешку физрука, пытаясь отстоять ценность своего изобретения.
«Мой Робик – он умный, он всё может. И нечего его шваброй называть!»
Паша защищает свое изобретение, персонифицируя его и выражая эмоциональную привязанность.
«Он, может, покруче вас будет. Вот увидите, на соревнованиях всех сделает! И медаль школе принесёт, не то что ваши спортсмены-лоботрясы.»
Паша бросает вызов физруку, пытаясь доказать превосходство своего изобретения над традиционными спортивными достижениями.
«Эх, вот бы батя мой это увидел… Он бы оценил.»
Паша выражает тоску по отцовскому признанию и поддержке.
«А вы… Ладно, чего уж там.»
Паша испытывает разочарование от реакции физрука, но пытается смириться с ситуацией.
«Всё равно докажу, что я не хуже других. Вот увидите!»
Паша выражает решимость и уверенность в своих силах, несмотря на неверие окружающих.
Паша проходит через целую гамму эмоций: от гордости за свое изобретение до обиды и злости из-за насмешек, а затем к решимости доказать свою ценность. Его психологические действия направлены на защиту своего изобретения, оправдание своих способностей и бросание вызова устоявшимся представлениям о ценности физических достижений в школе.

Эмоциональное упражнение
Для этой сцены я бы предложил следующее упражнение эмоциональной раскачки:
Есть у тебя в жизни человек, который не верит в твои способности и таланты, постоянно критикует тебя и высмеивает твои идеи? Если такого человека нет, то нужно из своего ближнего окружения выбрать того, с кем могло бы это произойти и дальнейшую ситуацию представить.
Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека.
Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?
А что написано на его лице?
Сейчас ты расскажешь этому человеку о своем самом важном проекте или идее, над которой ты долго работала и которой очень гордишься. Ты будешь говорить: «Знаешь, я так долго работала над… И я хочу тебе рассказать, почему это так важно для меня…» Расскажи ему подробно о своем проекте, почему ты в него веришь, и как он может изменить жизнь к лучшему.
А теперь представь, что этот человек начинает смеяться над тобой, говорит, что это глупая затея и пустая трата времени. Что ты чувствуешь в этот момент? Что хочется сказать или сделать?
Теперь скажи этому человеку: «Ты можешь не верить в меня, но я всё равно докажу, что я права. Я добьюсь успеха, вот увидишь!»
Расскажи, что ты чувствуешь, когда говоришь эти слова? Какие эмоции испытываешь?

Одиннадцатилетний романтик против школьного задиры

Застенчивый романтик Антон, 11 лет, мечтает признаться в любви однокласснице Ане, преодолевая насмешки школьного шутника Вовки.

Монолог
Ань, привет! Я… это… короче… Блин, как же сложно-то! Ладно, соберись, Антон. Ты же репетировал. Знаешь, Ань, я давно хотел тебе сказать… Ты мне нравишься. Очень. С того момента, как ты в класс зашла. У тебя глаза такие красивые, как звёзды. И улыбка… Эх, я каждый раз таю, когда ты улыбаешься.
Вовка, конечно, ржёт надо мной. Говорит, я слабак. Что никогда не решусь подойти. А я вот взял и подошёл! Пусть теперь сам попробует с девчонкой заговорить, умник.
Ань, я понимаю, что мы ещё маленькие. Но может… погуляем вместе? В парке мороженое поедим или в кино сходим? Я копил на новую приставку, но лучше с тобой время проведу. Ты только скажи «да». Пожалуйста!

Разбор
1. Характеристики персонажа:
Антон – застенчивый 11-летний мальчик, который влюблен в свою одноклассницу Аню. Давайте создадим для него динамические характеристики:
a) Антон был замкнутым и неуверенным в себе, пока не влюбился в Аню. Теперь он постепенно учится преодолевать свою застенчивость ради нее.
b) Раньше Антон боялся насмешек одноклассников, особенно Вовки, но теперь он находит в себе смелость противостоять им, чтобы выразить свои чувства.
c) Антон начинает осознавать ценность своих чувств и готов жертвовать материальными вещами (копил на приставку) ради эмоционального опыта и отношений.
2. Основной конфликт:
Внутренний конфликт Антона заключается в борьбе между его застенчивостью и желанием выразить свои чувства Ане. Он также сталкивается с внешним конфликтом в виде насмешек Вовки и страха быть отвергнутым.
3. Сквозное действие:
Сквозное действие Антона – преодолеть свой страх и признаться Ане в своих чувствах.
4. Основное событие:
Основное событие в этой сцене – момент, когда Антон находит в себе силы начать свое признание. Это происходит в начале монолога:
«Ань, привет! Я… это… короче… Блин, как же сложно-то! Ладно, соберись, Антон. Ты же репетировал.»
5. Эмоциональная арка:
На входе в сцену: Антон испытывает сильное волнение, неуверенность и страх.
После основного события: Антон чувствует прилив решимости, воодушевление и надежду.
6. Разбор по психологическому действию:
«Ань, привет! Я… это… короче… Блин, как же сложно-то! Ладно, соберись, Антон. Ты же репетировал.»
Антон пытается преодолеть свой страх и начать разговор. Он борется с собой, пытаясь найти нужные слова.
«Знаешь, Ань, я давно хотел тебе сказать… Ты мне нравишься. Очень. С того момента, как ты в класс зашла.»
Антон решается на откровенность, открыто выражая свои чувства.
«У тебя глаза такие красивые, как звёзды. И улыбка… Эх, я каждый раз таю, когда ты улыбаешься.»
Антон пытается сделать Ане комплимент, показывая, как сильно он восхищается ею.
«Вовка, конечно, ржёт надо мной. Говорит, я слабак. Что никогда не решусь подойти. А я вот взял и подошёл! Пусть теперь сам попробует с девчонкой заговорить, умник.»
Антон утверждает свою смелость, противопоставляя себя Вовке. Он пытается доказать (возможно, больше себе, чем Ане), что он не слабак.
«Ань, я понимаю, что мы ещё маленькие. Но может… погуляем вместе? В парке мороженое поедим или в кино сходим?»
Антон делает следующий шаг, предлагая конкретные действия для развития отношений. Он пытается показать свою зрелость, признавая их возраст.
«Я копил на новую приставку, но лучше с тобой время проведу.»
Антон демонстрирует готовность жертвовать ради Ани, показывая серьезность своих намерений.
«Ты только скажи „да“. Пожалуйста!»
Антон просит взаимности, выражая свою надежду и уязвимость.

Эмоциональное упражнение
Для этой сцены я предлагаю следующее упражнение эмоциональной раскачки:
«Есть у тебя в жизни человек, который тебе очень нравится, но ты стесняешься признаться ему в своих чувствах? Может быть, это было в школе или недавно на работе? Если такого человека нет, то представь кого-то из своего окружения, к кому ты могла бы испытывать такие чувства.
Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека.
Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?
А что написано на его лице?
Сейчас ты будешь говорить этому человеку:» [Имя], я давно хотел (а) тебе сказать…» И ты расскажешь ему о своих чувствах, о том, что тебе в нем нравится, почему ты боялся (ась) признаться раньше. Поделись своими страхами и надеждами. Скажи, как сильно ты хочешь быть с этим человеком и что готов (а) для этого сделать.
После этого ты скажешь:» [Имя], я знаю, что ты можешь не ответить взаимностью. Но я все равно хочу, чтобы ты знал (а) о моих чувствах. Потому что…» И объясни, почему для тебя так важно открыться, даже рискуя быть отвергнутым (ой).
В конце ты попросишь этого человека о чем-то простом – прогуляться вместе, выпить кофе или сходить в кино. Скажи, как много это для тебя значит.»
Это упражнение поможет прочувствовать волнение, неуверенность и надежду, которые испытывает Антон в сцене. Оно также позволит погрузиться в эмоциональное состояние человека, который решается открыть свои чувства, несмотря на страх отказа.

Несмешная Маша

Неисправимый шутник Денис, 10 лет, пытается развеселить самую серьёзную девочку в классе, несмотря на недовольство строгой классной руководительницы.

Монолог
Эх, ну что за день! Вот скажите, как можно быть такой серьёзной, а? Маша наша – просто какой-то робот! Ни разу не видел, чтобы она улыбнулась. Ну ничего, я её сегодня точно рассмешу!
На математике подложил ей на стул жвачку – думал, прилипнет и будет смешно. А она даже не заметила! Потом на перемене изобразил, как наша училка ходит – все ржали, а Маша даже бровью не повела.
Ладно, думаю, сейчас-то точно получится. Нарисовал на доске огромные усы нашей классной – вот умора! А Маша опять ноль эмоций. Зато классная заметила… Ох и влетело мне! Теперь вот сижу после уроков, пишу сто раз «Я не буду рисовать на доске».
Но я не сдамся! Завтра принесу whoopee cushion, подложу Маше на стул. Уж от этого она точно не сможет не засмеяться! Хотя… может, ей просто мои шутки не нравятся? Эх, ну и что мне теперь делать?

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71242792?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Монологи типажей. Мальчики 9—12 лет. Серия «Актерские грёзы» Руслан Паушу
Монологи типажей. Мальчики 9—12 лет. Серия «Актерские грёзы»

Руслан Паушу

Тип: электронная книга

Жанр: Развлечения

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 23.10.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Если вы родитель юного артиста или его наставник по актерскому мастерству, то эта книга для вас.Методичка содержит 30 монологов различных детских типажей с разбором и упражнениями на эмоциональную задачу для мальчиков 9—12 лет.Монологи написаны нарочито упрощенным «сценарным» языком, имитирующим типичные персонажи российских сериалов. Они созданы исключительно для отработки актерского мастерства и не претендуют на художественную ценность.Это своего рода тренажер для артиста.

  • Добавить отзыв