Монологи типажей. Девочки 13—17 лет. Серия «Актерские грёзы»

Монологи типажей. Девочки 13—17 лет. Серия «Актерские грёзы»
Руслан Паушу
Это методичка для родителей юных артисток.Она содержит 30 монологов различных детских типажей с разбором и упражнениями на эмоциональную задачу для детей 13—17 лет.Монологи написаны нарочито упрощенным «сценарным» языком, имитирующим типичные персонажи российских сериалов. Они созданы исключительно для отработки актерского мастерства и не претендуют на художественную ценность.Это своего рода актерский тренажер.

Монологи типажей. Девочки 13—17 лет
Серия «Актерские грёзы»

Руслан Паушу

© Руслан Паушу, 2024

ISBN 978-5-0064-8141-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Эта методичка для родителей

Если ты юный артист, то отдай эту книгу родителям или своему преподавателю по актерскому мастерству. Самостоятельно тебе будет сложно разобраться, да и процесс обучения должен контролироваться наставником.
И вообще, книга с грифом «18+».
Если вы родитель юной артистки или её наставник по актерскому мастерству, то эта книга для вас.

Что это за методичка?
В ней собраны 30 коротких, на минуту-полторы монологов-упражнений разномастных типажей детских персонажей от 13 до 17 лет.
Каждое упражнение содержит краткое описание персонажа, текст монолога, режиссерский разбор текста и специальное эмоциональное упражение.
Целью этих упражнений является развитие и закрепление актерских навыков у ребенка – активизация и тренировка быстрой памяти, эмоциональное подключение и сопереживание персонажу, наработка техники работы с текстом и разбора сцены монолога.
Создавая эту систему персонажей для сборника монологов, я прежде всего думал о том, насколько важно для современного педагога и кинородителя иметь материал, который действительно отражает мир нынешних подростков. Знаете, когда я начал работать над персонажами, меня поразило, насколько сложным и многогранным стал подростковый опыт в современном мире. Это уже не просто классические конфликты с родителями или первая любовь – теперь это ещё и социальные сети, экологический активизм, психическое здоровье…
Я решил начать с создания логлайнов, потому что они позволяют сразу ухватить суть персонажа и его конфликта. Помню, как работая над первыми характерами, я понял, что нужно обязательно включить и традиционные подростковые проблемы, и современные вызовы. Так появились персонажи вроде Кати-блогера, которая теряет реальную дружбу из-за онлайн-популярности, или Тони-программистки, сталкивающейся с мужскими стереотипами в технической сфере.
Распределяя персонажей по тематическим категориям, я старался охватить все важные сферы подростковой жизни. Каждая категория – будь то школьная жизнь, семья, дружба или творчество – это целый мир со своими радостями и болями. Особенно трогательно было работать над историями преодоления трудностей, такими как история Зои, которая после переезда находит новые способы заниматься любимым делом.
Но самым увлекательным оказалось создание языковых портретов. Я буквально слышал голос каждого персонажа, когда работал над их речевыми особенностями. Например, речь Яны, которая ведёт секретный литературный блог – как по-разному она говорит в своих текстах и в реальной жизни! Или как меняется голос Леры-фигуристки во время панических атак… Каждый такой портрет – это попытка уловить не только слова, но и эмоции, внутренний мир персонажа.
Работая над речевыми характеристиками, я постоянно думал о том, как важно сохранить баланс между типичностью и уникальностью каждого персонажа. Да, все подростки используют определённый сленг, но у каждого есть свои любимые словечки, свои речевые привычки. Кто-то, как Эмма из богатой семьи, намеренно избегает «правильной» речи, протестуя против родительских ожиданий, а кто-то, как Вера-отличница, наоборот, прячется за сложными словами.
Особенно важным для меня было показать, как речь персонажей меняется в зависимости от ситуации и собеседника. Ведь подростки – великие «переключатели кодов»: они говорят одним языком с родителями, другим – с друзьями, третьим – в социальных сетях. Эта способность к речевой адаптации особенно заметна в историях таких персонажей, как Даша, скрывающая своё увлечение рэпом от консервативных родителей.
Создавая эту систему, я всё думал о педагогах и юных актёрах, которые будут работать с этими монологами. Хотелось дать им не просто набор текстов, а живых персонажей, с которыми можно выстроить эмоциональную связь. Каждый языковой портрет – это своего рода ключ к характеру, карта внутреннего мира персонажа.
Честно говоря, погружаясь в этот проект, я сам много узнал о современных подростках, их страхах, мечтах и способах самовыражения. Каждый персонаж словно оживал в процессе работы, обретал свой голос, свои особенности, свою историю. И теперь, глядя на всю галерею образов, я вижу, насколько разным может быть подростковый опыт и как важно дать возможность каждому такому голосу быть услышанным.
В итоге получился не просто набор характеров для упражнений, а своего рода срез современной подростковой жизни, показанный через призму языка и речи. И я надеюсь, что эти персонажи помогут и педагогам, и юным актёрам лучше понять себя и друг друга, найти новые способы выражения эмоций и историй через театральное искусство.
Каждый персонаж имеет:
Четкий возраст в диапазоне 13—17 лет, Уникальный характер и увлечения, Актуальный конфликт, соответствующий возрасту, Реалистичного антагониста или препятствие.
Каждый языковой портрет создан с учётом возраста, социального положения, личных переживаний и конфликтов персонажа. Портреты включают как речевые характеристики (лексика, синтаксис, темп речи), так и эмоциональные особенности выражения мыслей. Это позволяет создать объёмных, реалистичных персонажей для монологов, чья речь отражает их внутренний мир и жизненные обстоятельства.

Как работают упражнения?
Алгоритм простой.
1. Вы самостоятельно читаете состав упражнения – монолог, разбор, эмоциональное упражнения. Важно осмыслить всё написанное, чтобы потом внятно объяснить ребенку, о чем там речь.
2. Вместе читаете описание и текст монолога. Не учите, а читаете. После прочтения нужно, чтобы ребенок объяснил, что он понял про этого персонажа, о чем речь в монологе, какая проблема у персонажа, что он чувствует? Своими словами.
3. Вы своими словами рассказываете разбор монолога ребенку. Разбор сделан по технике, описанной в моей методичке «Ошибки в самопробах». Ссылку по QR-коду можно найти в приложении в конце книги. Самостоятельно юной артистке будет сложно разобраться, поэтому вам придется все объяснить.
4. Прежде чем учить текст монолога, желательно, но не обязательно, сделать эмоциональное упражнение с ребенком, чтобы он мог почувствовать то же, что и его персонаж.
Делать упражнение или нет, вам нужно решать самостоятельно, чтобы не нарушить эмоциональный строй.
Но упражнения построены таким образом, чтобы в них не было сильных потрясений, а лишь те чувства, которые дети ежедневно испытывают, находясь в своей социальной рутине.
Чтобы освоить технику эмоциональной разминки, посмотрите фильм «Метод Паушу», ссылку на который тоже можно найти в приложении.
5. Сразу после эмоционального упражнения, пока свежи эмоции ребенок может читать и заучивать текст монолога. Если вы не делали эмоционального упражнения, то заучивать текст лучше сразу после разбора текста.
Ни в коем случае не заучивайте интонации.
Только текст в живой эмоции.
Либо просто текст, если эмоции нет.
6. На следующий день ребенок может прочитать монолог, а вы записать упражнение на телефон.
7. Можно делать следующее упражнение. Не больше одного монолога в день.
Всё. Это своего рода киноспортзал для юной актрисы, где она тренирует свои актерские навыки.
Удачи вам, кинородители и наставники.

Монологи

Отличница против двойки: крушение идеалов

Отличница Вера, 14 лет, впервые получает двойку по математике и борется с перфекционизмом, осознавая, что ценность человека не измеряется оценками.

Языковой портрет
Говорит размеренно и правильно, часто использует книжные обороты и сложные слова, будто цитирует учебник. Тщательно подбирает слова, боясь ошибиться. В минуты волнения начинает частить и сбиваться, выдавая свою неуверенность. Склонна к самоанализу через длинные внутренние монологи. Использует много вводных конструкций типа «вероятно», «возможно», «полагаю». Эмоционально сдержанна в выражениях, но при этом часто прорывается детская обида в интонациях. Редко использует молодёжный сленг, чем явно выделяется среди сверстников. В моменты сильного стресса может неожиданно перейти на простую, почти детскую речь.

Монолог
Не понимаю, как это могло случиться… Я же всегда была безупречной – круглая отличница, гордость школы, надежда родителей. А теперь… эта ужасная двойка по алгебре. Будто чернильное пятно на белоснежной скатерти.
Вероятно, стоило уделить больше внимания квадратным уравнениям. Но я так увлеклась олимпиадой по литературе… Полагаю, это непростительная ошибка – пренебречь точными науками ради гуманитарных увлечений.
Мама говорит, что одна двойка – не конец света. Но разве она понимает? Я же всегда была… совершенной. А теперь кто я? Обычная двоечница?
Господи, как стыдно! Весь класс перешёптывается: «Смотрите, наша заучка облажалась!» И ведь правы – я действительно облажалась… Ой, даже говорить начала как они.
Может быть… может, в этом что-то есть? Будто трещина в идеальном фасаде. И сквозь неё видно настоящую меня – живую, способную ошибаться. Не робота с программой «всегда быть лучшей», а просто девочку, которая учится принимать свои неудачи.
Знаете, а ведь мир не рухнул. И я всё ещё я – просто уже не идеальная. И, возможно… возможно, так даже лучше?

Разбор
Сначала создадим динамические характеристики персонажа:
1. Вера была идеальной отличницей, которая строила свою идентичность на оценках, пока не получила двойку и не начала сомневаться в этой системе ценностей.
2. Она всегда держала эмоции под контролем, пряча их за правильными фразами и книжными оборотами, но после двойки её защитная броня начинает трескаться, позволяя проявиться настоящим чувствам.
3. Вера воспринимала себя как робота, запрограммированного на успех, пока неудача не заставила её увидеть в себе живого человека.
Основной конфликт персонажа – столкновение перфекционизма с реальностью, борьба между стремлением быть идеальной и необходимостью принять свое несовершенство.
Сквозное действие – найти новую идентичность, не основанную на оценках.
Основное событие в монологе происходит здесь:
«Может быть… может, в этом что-то есть? Будто трещина в идеальном фасаде. И сквозь неё видно настоящую меня – живую, способную ошибаться.»
В этот момент Вера впервые осознает, что может быть ценной, даже не будучи идеальной. Это переломный момент.
Теперь разберем монолог по эмоциональному состоянию:
На входе – шок, растерянность, стыд от полученной двойки. Вера входит в монолог с сильнейшим эмоциональным потрясением:
«Не понимаю, как это могло случиться… Я же всегда была безупречной»
После основного события её эмоциональное состояние меняется на принятие и облегчение:
«Знаете, а ведь мир не рухнул. И я всё ещё я – просто уже не идеальная.»
Разберем монолог по психологическому действию:
«Не понимаю, как это могло случиться… Я же всегда была безупречной – круглая отличница, гордость школы, надежда родителей.»
– Вера пытается отрицать реальность произошедшего
«А теперь… эта ужасная двойка по алгебре. Будто чернильное пятно на белоснежной скатерти.»
– Драматизирует ситуацию, преувеличивает её значимость
«Вероятно, стоило уделить больше внимания квадратным уравнениям. Но я так увлеклась олимпиадой по литературе… Полагаю, это непростительная ошибка – пренебречь точными науками ради гуманитарных увлечений.»
– Анализирует причины неудачи, пытается рационализировать ситуацию
«Мама говорит, что одна двойка – не конец света. Но разве она понимает? Я же всегда была… совершенной. А теперь кто я? Обычная двоечница?»
– Отвергает утешения, жалеет себя
«Господи, как стыдно! Весь класс перешёптывается: „Смотрите, наша заучка облажалась!“ И ведь правы – я действительно облажалась… Ой, даже говорить начала как они.»
– Переживает публичное унижение, замечает изменения в собственной речи
«Может быть… может, в этом что-то есть? Будто трещина в идеальном фасаде. И сквозь неё видно настоящую меня – живую, способную ошибаться. Не робота с программой „всегда быть лучшей“, а просто девочку, которая учится принимать свои неудачи.»
– Начинает переосмысливать ситуацию, открывает в себе новые грани
«Знаете, а ведь мир не рухнул. И я всё ещё я – просто уже не идеальная. И, возможно… возможно, так даже лучше?»
– Принимает несовершенство, находит в нем позитивные стороны

Эмоциональное упражнение
Основной конфликт: Внутренняя борьба между стремлением к совершенству и принятием своего несовершенства. Героиня впервые сталкивается с «провалом» в той сфере, где всегда была успешна.
Основные чувства: стыд, разочарование в себе, страх потери идеальности, принятие.
«Есть у тебя в жизни человек, который всегда восхищался тобой, считал тебя идеальной, безупречной? Кто-то, для кого ты всегда была примером, образцом? Если такого человека нет, вспомни кого-то из близкого окружения, кто мог бы так к тебе относиться – может быть младшая сестра, или племянница, или юная коллега, которая на тебя равняется.
Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека. Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?
А что написано на его лице?
Теперь представь, что этот человек узнал о твоем серьезном промахе. О чем-то, что разрушило твой идеальный образ в его глазах. Ты больше не безупречна для него. Смотри ему в глаза и скажи: «Я знаю, что ты всегда считал меня идеальной. Но я должна тебе признаться…» И расскажи о своей ошибке, о том, как ты оступилась, как не оправдала ожиданий.
А теперь самое важное – расскажи ему, что ты поняла благодаря этой ошибке. Что значит для тебя потеря статуса «идеальной»? Что ты чувствуешь, когда можешь быть просто собой, несовершенной, живой?
В конце скажи ему: «Я больше не идеальная. Я просто я. И знаешь… мне кажется, так даже лучше.»
После выполнения упражнения проанализируй: что ты чувствовала, когда признавалась в своем несовершенстве? Как менялись твои ощущения по ходу упражнения? Что было самым сложным? В какой момент пришло облегчение?»
Это упражнение поможет артисту прочувствовать эмоциональный путь героини – от стыда и страха потери идеального образа к принятию себя несовершенной. Важно, что упражнение построено на личном опыте артиста, что сделает эмоции более достоверными при последующей работе со сценой.

Школьница на перепутье жизненных дорог

Новенькая Алиса, 13 лет, пытается найти своё место в новом классе после переезда, сталкиваясь с негласной иерархией среди одноклассниц.

Языковой портрет
Речь неуверенная, с частыми паузами и междометиями «эм», «ну». Говорит тихо, часто переспрашивает и извиняется. Использует много уменьшительно-ласкательных слов как защитный механизм. Проскальзывает региональный акцент, которого она стесняется. В попытках понравиться новым одноклассницам копирует их манеру речи и сленг, иногда неуместно. Часто обрывает себя на полуслове. Эмоционально речь пропитана неуверенностью и желанием понравиться. Когда говорит о прошлой жизни и старых друзьях, голос заметно теплеет и становится увереннее.

Монолог
Знаешь, в старой школе всё было как-то… проще, что ли. У меня там подружки были, с первого класса дружили. Мы даже секретный клуб создали, представляешь? А тут… Эм, ну, все уже сдружились давно, у всех свои компании. Я вот смотрю на Машку с её девочками – они такие крутые все, модные. Я тоже пыталась… ну, влиться как-то. Кроссовки новые купила, как у них, рюкзачок с блёстками… Только что толку?
Вчера вот села с ними на физре, а они встали и ушли. Как будто я какая-то… не знаю. Бабуля говорит: «Будь собой, Алисонька». А как быть собой, если «собой» – это значит быть одной? У меня даже акцент этот дурацкий, все замечают сразу. Пытаюсь говорить как они, а получается только хуже.
Знаешь, иногда так хочется обратно, в старую школу. Там хотя бы знаешь, кто ты. А здесь… Как будто каждый день экзамен какой-то сдаёшь, и всё время проваливаешь. Может, и правда, не стоит пытаться быть как они? Только страшно очень…

Разбор
Сначала определим, кто такая Алиса через динамические характеристики.
Первая характеристика: Алиса была уверенной в себе девочкой, когда находилась в привычной среде среди старых друзей, но после переезда превратилась в неуверенного подростка, который боится сделать что-то не так.
Вторая характеристика: Она начала стесняться своего акцента и своей индивидуальности, пытаясь подстроиться под новое окружение. При этом чем больше она старается быть похожей на других, тем сильнее теряет себя.
Третья характеристика: В попытках влиться в новый коллектив она готова поступиться своей индивидуальностью, но внутренний конфликт между «быть собой» и «быть как все» становится все острее.
Основной конфликт персонажа – это борьба между желанием быть принятой в новом коллективе и страхом полностью потерять себя в процессе этой адаптации.
Сквозное действие – найти свое место в новом коллективе, при этом сохранив частичку себя настоящей.
Рассмотрим основное событие в монологе. Оно происходит здесь:
«Вчера вот села с ними на физре, а они встали и ушли. Как будто я какая-то… не знаю.»
Это момент, когда Алиса осознает, что все ее попытки влиться в коллектив тщетны, и она чувствует себя отвергнутой, несмотря на все старания.
После основного события главная эмоция – отчаяние и страх одиночества. Это проявляется в словах: «А как быть собой, если „собой“ – это значит быть одной?»
На входе в монолог эмоция должна быть противоположной – теплая ностальгия и уверенность, когда она говорит о прошлой жизни: «Знаешь, в старой школе всё было как-то… проще, что ли. У меня там подружки были, с первого класса дружили.»
Разберем монолог по психологическому действию:
«Знаешь, в старой школе всё было как-то… проще, что ли. У меня там подружки были, с первого класса дружили. Мы даже секретный клуб создали, представляешь?»
Алиса ищет поддержки у собеседника, делится теплыми воспоминаниями, пытаясь найти опору в прошлом.
«А тут… Эм, ну, все уже сдружились давно, у всех свои компании. Я вот смотрю на Машку с её девочками – они такие крутые все, модные.»
Алиса анализирует новую среду, пытается понять правила игры в новом коллективе.
«Я тоже пыталась… ну, влиться как-то. Кроссовки новые купила, как у них, рюкзачок с блёстками… Только что толку?»
Признается в своих попытках подстроиться под других, осознавая их тщетность.
«Вчера вот села с ними на физре, а они встали и ушли. Как будто я какая-то… не знаю.»
Здесь происходит основное событие – осознание своей отверженности. Алиса переживает момент унижения и отвержения.
«Бабуля говорит: „Будь собой, Алисонька“. А как быть собой, если „собой“ – это значит быть одной?»
Алиса борется с внутренним конфликтом между советом бабушки и своим страхом одиночества.
«У меня даже акцент этот дурацкий, все замечают сразу. Пытаюсь говорить как они, а получается только хуже.»
Признает свое поражение в попытках изменить себя.
«Знаешь, иногда так хочется обратно, в старую школу. Там хотя бы знаешь, кто ты.»
Тоскует по прошлому, где она чувствовала себя уверенно.
«А здесь… Как будто каждый день экзамен какой-то сдаёшь, и всё время проваливаешь.»
Делится своим отчаянием и усталостью от постоянного напряжения.
«Может, и правда, не стоит пытаться быть как они? Только страшно очень…»
Заканчивает монолог признанием своего страха перед возможным одиночеством, если она решит быть собой.
Этот монолог требует тонкой психологической игры, где актриса должна показать трансформацию от теплых воспоминаний к осознанию своего одиночества, при этом сохраняя характерные особенности речи персонажа – неуверенность, паузы, региональный акцент.

Эмоциональное упражнение
Проанализируем основной конфликт сцены:
Внутренний конфликт девочки-подростка, которая переехала в новую школу и пытается влиться в новый коллектив, но сталкивается с отвержением. Конфликт между желанием быть принятой и страхом оставаться собой.
Основные эмоции и чувства в сцене:
– Одиночество
– Страх отвержения
– Тоска по прошлому
– Неуверенность в себе
– Желание принадлежности к группе
Разработаем упражнение на чувство отвержения и одиночества с элементами тоски по прошлому:
«Есть у тебя в жизни человек или группа людей, с которыми ты когда-то была очень близка, чувствовала себя полностью принятой и своей, но потом что-то произошло и эта связь разорвалась? Возможно, ты переехала, или они отдалились, или вас что-то разделило?
Если такого опыта нет, вспомни близкого друга или группу друзей, с которыми ты сейчас близка, и представь, что вы вдруг оказались разделены.
Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека или одного из этих людей. Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?
А что написано на его лице?
Сейчас ты будешь говорить этому человеку: «Помнишь, как мы…» – и начнешь рассказывать о тех моментах, когда вы были по-настоящему близки, когда ты чувствовала себя полностью принятой и своей. А потом скажешь: «А теперь…» – и расскажешь, как ты чувствуешь себя без этого чувства принадлежности, как тебе его не хватает.
После каждой фразы я буду просить тебя продолжать, пока мы не дойдем до самой глубокой точки этого чувства одиночества и тоски по принадлежности.»
Это упражнение поможет артисту прочувствовать эмоциональное состояние персонажа – тоску по прошлому месту, где она чувствовала себя принятой, боль от отвержения в новом коллективе, страх остаться одной. Эти эмоции можно будет перенести в текст монолога, делая его более глубоким и искренним.
После упражнения важно сделать паузу и обсудить с артистом физические и эмоциональные ощущения, которые он испытывал во время упражнения, чтобы лучше осознать и зафиксировать этот опыт для дальнейшей работы над сценой.

Юная художница против воли отца

Валерия, 15 лет, отстаивает своё решение поступать в художественный колледж вопреки желанию родителей видеть её юристом.

Языковой портрет
Образная речь с частым использованием метафор и сравнений из мира искусства. Эмоционально насыщенные описания, богатый словарный запас в том, что касается цветов и форм. Периодически вставляет английские слова из мира современного искусства. В спорах с родителями голос становится звонким и упрямым, появляется много риторических вопросов. Активно использует жестикуляцию при разговоре, словно рисует в воздухе. Может быть резкой в суждениях, категоричной. Часто использует профессиональный сленг художников, чем гордится.

Монолог
Знаешь, пап, я долго думала, как тебе это сказать… Представь, что твоя жизнь – это холст. И вот ты берёшь краски – только те, что тебе навязали другие. Серый для офиса, коричневый для кожаных папок с делами, чёрный для мантии судьи… А у меня внутри столько цветов! Они просто рвутся наружу, как весна сквозь серый асфальт.
Я не могу это запереть, понимаешь? Каждый раз, когда я беру в руки кисть, весь мир становится ярче. Я вижу то, чего не видят другие – как солнце играет в листве невероятными оттенками, как тени на асфальте создают абстрактные полотна, как в обычной луже отражается целая вселенная…
Ты говоришь про стабильность, про будущее… Но разве можно построить счастливое будущее, задушив в себе то, чем живёшь? Я знаю, что будет нелегко. Знаю, что придётся много работать. Но лучше я буду struggling artist, чем несчастным юристом с дорогими часами и пустыми глазами.
Пойми, искусство – это не просто хобби для меня. Это то, кто я есть. И я не прошу тебя понять это. Просто… позволь мне быть собой.

Разбор
Для начала определим, кто такая Валерия через динамические характеристики. Нам нужно описать ее не статично, а через развитие характера.
Первая характеристика: Валерия была послушной дочерью, пока не осознала свое истинное призвание в искусстве. Теперь она готова отстаивать свой выбор, даже если это означает конфликт с родителями.
Вторая характеристика: Раньше она скрывала свою страсть к искусству, считая его просто хобби, но постепенно поняла, что это ее сущность, без которой она не может жить полноценно.
Третья характеристика: Валерия боится разочаровать отца, которого очень любит, но еще больше боится предать саму себя, выбрав не свой путь.
Главный конфликт персонажа: противостояние между любовью к родителям и верностью своему призванию. Она должна найти в себе силы отстоять свой выбор, не разрушив отношения с семьей.
Сквозное действие: доказать отцу, что ее выбор осознанный и единственно верный для нее.
Основное событие в монологе происходит здесь:
«Я не могу это запереть, понимаешь? Каждый раз, когда я беру в руки кисть, весь мир становится ярче.»
В этот момент Валерия осознает и признается себе и отцу, что не может жить без искусства. Это поворотный момент, после которого нет пути назад.
Эмоциональное состояние до основного события: неуверенность, страх, волнение перед важным разговором. Это видно в начале: «Знаешь, пап, я долго думала, как тебе это сказать…»
Эмоциональное состояние после основного события: решительность, страсть, воодушевление. Героиня больше не сомневается в своем выборе.
Разберем сцену по психологическому действию:
«Знаешь, пап, я долго думала, как тебе это сказать…»
Валерия готовит отца к серьезному разговору, пытается создать доверительную атмосферу.
«Представь, что твоя жизнь – это холст. И вот ты берёшь краски – только те, что тебе навязали другие.»
Пытается достучаться до отца через метафору, заставить его увидеть ситуацию ее глазами.
«А у меня внутри столько цветов! Они просто рвутся наружу, как весна сквозь серый асфальт.»
Раскрывает свою душу, показывает истинные чувства.
«Я не могу это запереть, понимаешь?»
Умоляет понять ее выбор, взывает к отцовской любви.
«Каждый раз, когда я беру в руки кисть, весь мир становится ярче.»
Делится самым сокровенным, пытается передать свои ощущения от творчества.
«Ты говоришь про стабильность, про будущее…»
Признает отцовские аргументы, показывает, что слышит его заботу.
«Но разве можно построить счастливое будущее, задушив в себе то, чем живёшь?»
Противопоставляет материальные ценности духовным, отстаивает свое право на выбор.
«Знаю, что придётся много работать. Но лучше я буду struggling artist, чем несчастным юристом с дорогими часами и пустыми глазами.»
Демонстрирует зрелость и понимание последствий своего выбора.
«Пойми, искусство – это не просто хобби для меня. Это то, кто я есть.»
Утверждает свою идентичность, показывает твердость решения.
«И я не прошу тебя понять это. Просто… позволь мне быть собой.»
Просит принять ее выбор, даже если отец с ним не согласен.
В этой сцене важно показать трансформацию от неуверенной девочки к молодой женщине, готовой отстаивать свой выбор. При этом нужно сохранить любовь и уважение к отцу, показать, что это не подростковый бунт, а осознанное решение.

Эмоциональное упражнение
Проанализируем конфликт и эмоции в этой сцене:
Основной конфликт: Внутренняя потребность быть собой и следовать своему призванию против внешних ожиданий и навязанного пути.
Ключевые эмоции:
– Страх разочаровать родителя
– Потребность в принятии
– Желание быть понятой
– Стремление к самореализации
– Внутренняя борьба
Разработаем упражнение на чувство потребности в принятии и страх разочаровать близкого человека:
«Есть у тебя в жизни человек, чье мнение для тебя очень важно? Человек, от которого ты очень сильно зависишь эмоционально, чье одобрение тебе жизненно необходимо? Кто-то, кого ты боишься разочаровать больше всего на свете?»
Если такого человека нет, нужно выбрать из своего ближнего окружения того, с кем могла бы возникнуть подобная эмоциональная связь и зависимость, и представить эту ситуацию.
«Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека. Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?»
«А что написано на его лице?»
«Сейчас ты будешь говорить этому человеку о чем-то очень важном для тебя, о чем-то, что может его разочаровать, но без чего ты не можешь жить. О своей мечте, которая противоречит его ожиданиям. Начни со слов: „Знаешь, я должна тебе признаться…“ и расскажи о том, что для тебя действительно важно, о чем ты боялась сказать, но больше не можешь молчать.»
«Теперь посмотри ему в глаза и скажи: „Я знаю, это не то, чего ты хотел для меня. Но это то, без чего я не могу жить. Пожалуйста, прими это. Прими меня такой, какая я есть.“»
«Расскажи, что ты чувствовала? Как развивалась твоя эмоция? Что происходило физически?»
Это упражнение поможет артисту прочувствовать эмоциональное состояние героини – её страх, уязвимость, потребность в принятии и одновременно решимость отстаивать свой выбор. Пережив эти эмоции в упражнении, артист сможет органичнее существовать в сцене.

Тихоня восстает против школьных королев

Застенчивая Полина, 14 лет, готовится к публичному выступлению на школьной конференции, преодолевая страх сцены и насмешки популярных одноклассниц.

Языковой портрет
Тихий, часто дрожащий голос, который заметно крепнет, когда она говорит о любимых предметах. Много самоуничижительных конструкций и оговорок. Часто использует слова-паразиты «как бы», «вроде как». В моменты волнения начинает слегка заикаться. Избегает прямых утверждений, предпочитая неопределённые формулировки. Эмоционально речь пропитана неуверенностью и страхом оценки. При подготовке к выступлению проговаривает слова чётко и медленно, словно пытаясь убедить саму себя.

Монолог
Ну вот… как бы… знаете, я понимаю, что вам смешно. Да, я не такая крутая, как вы. Не хожу в модных шмотках и не собираю миллион лайков. Но… но завтра я всё равно выйду на эту сцену!
Вы думаете, я не слышу, как вы шушукаетесь за спиной? «Серая мышка», «ботаничка»… А знаете что? Может, я и правда немного… другая. Зато я действительно увлечена своим проектом про экологию! И пусть у меня трясутся коленки при мысли о выступлении, пусть я заикаюсь, когда волнуюсь…
Вы не представляете, сколько ночей я репетировала перед зеркалом. Каждое слово, каждый жест. Потому что это важно – не для вас, для планеты! И знаете… я больше не боюсь ваших ухмылок. Ну, может совсем чуть-чуть… Но это не имеет значения.
Вы можете продолжать смеяться. Только… знаете что? Завтра я выйду на эту сцену. И мой голос будет звучать громко и уверенно. Потому что некоторые вещи важнее страха. Важнее вашего мнения. Важнее всего.

Разбор
Сначала создадим динамические характеристики персонажа Полины. В описании уже есть некоторая информация, но нам нужно сделать характеристики развивающимися.
Первая характеристика: Полина – очень застенчивая девочка, которая боится публичных выступлений, но постепенно преодолевает свой страх через увлеченность экологической темой. Ее страх трансформируется в уверенность благодаря искренней заинтересованности в проекте.
Вторая характеристика: Изначально Полина позволяла популярным одноклассницам определять свою самооценку через их насмешки и презрение. Но работа над проектом помогает ей осознать, что есть вещи важнее мнения окружающих.
Третья характеристика: Полина всегда старалась быть незаметной, говорила тихо, использовала неуверенные формулировки. Однако подготовка к выступлению заставляет ее учиться говорить громко и четко, преодолевая привычку к самоуничижению.
Теперь определим основной конфликт. Внутренний конфликт Полины заключается в борьбе между страхом публичного выступления и желанием рассказать о важной для нее теме экологии. Этот конфликт усугубляется насмешками одноклассниц.
Сквозное действие персонажа – доказать себе и другим, что она способна преодолеть страх ради важного дела.
Определим основное событие в сцене. Оно происходит здесь:
«А знаете что? Может, я и правда немного… другая. Зато я действительно увлечена своим проектом про экологию!»
Основное событие – момент, когда Полина принимает свою «инаковость» и находит в ней силу через увлеченность своим проектом. Это поворотный момент от неуверенности к решимости.
После основного события главная эмоция персонажа – воодушевление, смешанное с остатками страха, но уже преодолеваемого. Эта эмоция выражается в более уверенном голосе и четких формулировках.
На входе в сцену эмоция должна быть противоположной – это неуверенность, обида и страх перед насмешками одноклассниц.
Теперь разберем сцену по психологическому действию:
«Ну вот… как бы… знаете, я понимаю, что вам смешно. Да, я не такая крутая, как вы. Не хожу в модных шмотках и не собираю миллион лайков.»
Полина признает свою «неполноценность» в глазах одноклассниц, демонстрируя привычную защитную реакцию самоуничижения.
«Но… но завтра я всё равно выйду на эту сцену!»
Полина пытается утвердить свое право на существование через противостояние.
«Вы думаете, я не слышу, как вы шушукаетесь за спиной? „Серая мышка“, „ботаничка“…»
Полина обнажает свою боль от насмешек, преодолевая страх показать свою уязвимость.
«А знаете что? Может, я и правда немного… другая. Зато я действительно увлечена своим проектом про экологию!»
Здесь происходит основное событие – Полина принимает себя и находит в этом силу.
«И пусть у меня трясутся коленки при мысли о выступлении, пусть я заикаюсь, когда волнуюсь…»
Полина открыто признает свои страхи, больше не пытаясь их скрыть.
«Вы не представляете, сколько ночей я репетировала перед зеркалом. Каждое слово, каждый жест. Потому что это важно – не для вас, для планеты!»
Полина утверждает важность своего дела, возвышая его над мнением одноклассниц.
«И знаете… я больше не боюсь ваших ухмылок. Ну, может совсем чуть-чуть… Но это не имеет значения.»
Полина честно признает остатки страха, но отказывается позволить ему управлять собой.
«Вы можете продолжать смеяться. Только… знаете что? Завтра я выйду на эту сцену. И мой голос будет звучать громко и уверенно. Потому что некоторые вещи важнее страха. Важнее вашего мнения. Важнее всего.»
Полина утверждает свою решимость и новообретенную уверенность, основанную на понимании важности своего дела.
Эта сцена требует от актрисы тонкой работы с переходом от неуверенности к решимости, сохраняя при этом правдоподобность подросткового характера и элементы сохраняющегося страха.

Эмоциональное упражнение
Проанализируем основной конфликт сцены:
– Внутренний конфликт между страхом публичного выступления и желанием донести важную информацию
– Внешний конфликт с окружающими, которые насмехаются и не воспринимают героиню всерьез
– Конфликт между неуверенностью в себе и осознанием важности своей миссии
Основные эмоции и чувства:
– Неуверенность
– Страх осуждения
– Решимость
– Вера в свое дело
– Обида от насмешек
– Желание доказать свою значимость
Предлагаю упражнение на преодоление страха и обретение уверенности через противостояние насмешкам:
«Есть у тебя в жизни человек, который когда-то смеялся над тобой, над твоими мечтами или целями? Кто-то, кто говорил, что у тебя ничего не получится? Если такого человека нет, вспомни кого-то из своего окружения, кто мог бы так поступить, и представь эту ситуацию.
Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека.
Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?
А что написано на его лице?
Сейчас ты расскажешь этому человеку о своей мечте, о том, чего ты действительно хочешь добиться. О том, над чем он смеялся. И ты скажешь ему: «Знаешь что? Я всё равно это сделаю. И вот почему…»
И ты объяснишь, почему это важно для тебя, почему ты не остановишься, несмотря на его насмешки. Расскажешь о тех ночах, когда ты готовилась, о своих сомнениях и о том, как ты их преодолевала. О том, как страшно тебе было и как ты всё равно шла вперед.
А потом ты скажешь: «И знаешь что? Спасибо тебе. Потому что каждый раз, когда ты смеялся надо мной, я становилась сильнее. Я поняла, что моя цель важнее твоего мнения. Важнее моего страха. Важнее всего.»
После выполнения упражнения спроси у артиста:
– Что ты чувствовала, когда говорила это?
– Как менялись твои эмоции от начала к концу?
– Что происходило с твоим телом?
– В какой момент ты почувствовала силу в своем голосе?»

Старшая сестра против маленького брата-любимчика

Ксения, 16 лет, учится принимать появление маленького брата в семье, борясь с ревностью и чувством потери внимания родителей.

Языковой портрет
Саркастичная интонация маскирует обиду, часто использует ироничные обороты. В речи смешиваются взрослые конструкции, когда говорит о своей «ответственности», и капризные нотки обиженного ребёнка. Применяет много уменьшительно-ласкательных слов к брату, но с явной наигранностью. Использует резкие категоричные суждения, любит слова «никогда» и «всегда». Проскальзывают командные нотки старшей сестры. Эмоционально речь пропитана плохо скрываемой ревностью. В минуты искренности голос становится мягче и неувереннее.

Монолог
Ну что, малыш, нравится быть центром внимания? Конечно нравится, ты же у нас теперь главный! Мама только о тебе и говорит: «Посмотри, как он улыбается!», «Ой, он такой умненький!», «Ксюша, помоги с братиком!». А про меня все забыли, будто я пустое место.
Знаешь, раньше это была моя комната. Только моя! А теперь тут твоя кроватка, твои игрушки повсюду, и вечно кто-то к тебе забегает. Я даже музыку не могу послушать – вдруг ты спишь! И уроки делать невозможно – то ты плачешь, то смеёшься, то погремушками гремишь.
Все говорят: «Ты же старшая, должна понимать!». А что я должна понимать? Что теперь я больше не любимая дочка, а так, помощница при маленьком принце? Что мои проблемы никому не интересны, потому что у тебя зубки режутся?
И знаешь что? Я пыталась тебя не любить. Правда пыталась! Но ты так смешно агукаешь и тянешь ко мне ручки… Эх, братишка, может, ты и не такое уж зло. Только давай договоримся – хоть немного внимания мне оставь, ладно?

Разбор
Начнем с создания динамических характеристик персонажа. Нужно описать Ксению через изменения, которые с ней происходят.
Первая характеристика: Ксения была единственным ребенком, получала все внимание родителей, но с появлением брата оказалась отодвинута на второй план. Она пытается делать вид, что это ее не задевает, но внутри испытывает сильную боль от потери своего особого положения.
Вторая характеристика: Ксения пытается ненавидеть брата, считая его виновником своих проблем, но постепенно начинает испытывать к нему теплые чувства, что пугает ее и вызывает внутренний конфликт.
Третья характеристика: Она старается казаться взрослой и ответственной, но внутри все еще остается ребенком, которому нужна родительская любовь и забота.
Основной конфликт персонажа заключается в борьбе между взрослым пониманием ситуации и детской обидой. Ксения осознает, что должна принять брата, но эмоционально не может смириться с потерей прежнего статуса единственного ребенка.
Сквозное действие – попытка сохранить свое место в семье, не потеряв родительской любви.
Теперь определим основное событие в монологе. Оно происходит в момент, когда Ксения признается себе в том, что начинает любить брата:
«И знаешь что? Я пыталась тебя не любить. Правда пыталась! Но ты так смешно агукаешь и тянешь ко мне ручки…»
Это признание меняет эмоциональное состояние персонажа.
Разберем монолог по эмоциональному состоянию:
На входе – раздражение, обида и ревность. Это видно в начале:
«Ну что, малыш, нравится быть центром внимания? Конечно нравится, ты же у нас теперь главный!»
После основного события – растерянность, нежность, смешанная со страхом этих чувств. Эмоция становится мягче, появляется теплота:
«Эх, братишка, может, ты и не такое уж зло. Только давай договоримся – хоть немного внимания мне оставь, ладно?»
Теперь разберем монолог по психологическому действию:
В начале монолога Ксения обвиняет брата:
«Ну что, малыш, нравится быть центром внимания? Конечно нравится, ты же у нас теперь главный!»
Затем она жалуется и перечисляет свои потери:
«Знаешь, раньше это была моя комната. Только моя! А теперь тут твоя кроватка, твои игрушки повсюду, и вечно кто-то к тебе забегает.»
Ксения протестует против навязанной ей роли:
«Все говорят: „Ты же старшая, должна понимать!“. А что я должна понимать?»
После основного события она признается в своих настоящих чувствах:
«И знаешь что? Я пыталась тебя не любить. Правда пыталась!»
И наконец, пытается найти компромисс:
«Только давай договоримся – хоть немного внимания мне оставь, ладно?»
Этот монолог требует тонкой актерской работы, потому что нужно показать переход от наигранной враждебности к искренней теплоте. Важно передать внутреннюю борьбу персонажа между обидой и зарождающейся любовью к брату. При этом надо помнить, что Ксении всего 16 лет, и за показной взрослостью скрывается ранимый подросток.

Эмоциональное упражнение
Проанализируем сцену:
Основной конфликт: Ревность старшей сестры к младшему брату, чувство потери родительской любви и внимания.
Основные чувства: Обида, ревность, страх потери любви, одиночество, невысказанная боль.
Разработаем упражнение на основе техники:
Есть у тебя в жизни человек, которого ты очень сильно любишь, но чью любовь тебе приходится с кем-то делить? Возможно родитель, чью любовь приходится делить с братом или сестрой? Или любимый человек, чье внимание уходит другому?
Если такого человека нет, вспомни кого-то из близкого окружения, чью любовь ты боишься потерять, и представь, что его внимание и любовь начинают уходить к другому человеку.
Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека. Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?
А что написано на его лице?
Теперь ты будешь говорить этому человеку: «Я знаю, что ты любишь меня. Но с тех пор, как появился (ась) он/она, я чувствую…» И ты расскажешь честно, что ты чувствуешь, когда видишь, как его любовь и внимание достаются другому. Как больно видеть, что тебя словно становится меньше в его жизни. Как страшно думать, что может быть день, когда ты станешь просто не нужна.
А теперь скажи ему: «Но знаешь, я все равно люблю тебя. И я пытаюсь научиться делить твою любовь, хотя это очень больно. Потому что…» И расскажи, почему ты все равно продолжаешь любить этого человека, несмотря на боль.
После выполнения упражнения спросить:
– Что ты чувствовала, когда говорила о своей боли?
– Как менялись твои эмоции от начала к концу?
– Что ты физически ощущала в момент признания?
Это упражнение поможет артисту прочувствовать сложную гамму эмоций персонажа – от горечи и обиды до принятия и попытки найти новое место в изменившейся реальности. Оно даст эмоциональную основу для произнесения монолога, где героиня проходит похожий путь от ревности к попытке принять младшего брата.

Пятнадцатилетняя максималистка против новой семьи

Соня, 15 лет, пытается наладить отношения с новой девушкой отца после развода родителей.

Языковой портрет
Речь наполнена скрытой агрессией, выражающейся через подчёркнуто вежливые формулировки. Часто использует официально-деловой стиль как способ держать дистанцию. Много пассивно-агрессивных конструкций типа «как скажете» и «вам виднее». В разговорах о семье часто путается в местоимениях «мы» и «они». Избегает называть новую девушку отца по имени, используя безличные конструкции. Эмоционально сдержанна, но иногда срывается на подростковый бунтарский сленг. Когда говорит о прошлом, в голосе появляется тоска и теплота.

Монолог
Знаете, я вот думаю… Как это вообще работает? Вы приходите в уже готовую семью и говорите: «Теперь будет по-моему»? Типа, раз папа вас выбрал, значит, я обязана радоваться? Простите, но это так не работает.
Мама, конечно, говорит, что надо дать вам шанс. Что вы «стараетесь». Ну да, стараетесь… Переставляете все вещи, выкидываете мамины фотографии, готовите эти ваши полезные завтраки… А я вот помню, как мы с папой по воскресеньям жарили блинчики. И никто не говорил про холестерин.
Вы думаете, я не вижу, как папа меняется? Теперь у него «новая жизнь», «новые правила». А я что, старая мебель? Можно просто задвинуть в угол?
Знаете, что самое обидное? Когда вы изображаете «большую и дружную семью». Особенно перед гостями. И папа делает вид, будто так и надо. Будто не было пятнадцати лет До Вас. Будто можно просто взять и переписать всю историю заново.
Извините, если расстроила ваши планы на идеальную семью. Но я не собираюсь притворяться, что все хорошо. И называть вас мамой – тоже не буду.
Никогда.

Разбор
Прежде всего, определим характер персонажа через динамические характеристики.
Первая характеристика: Соня была любимой дочкой папы, они были очень близки, но появление новой женщины разрушило эту связь. Теперь она чувствует себя отвергнутой и ненужной.
Вторая характеристика: Соня пытается сохранить память о прежней жизни и семье, сопротивляясь всем изменениям, которые привносит новая девушка отца. Это проявляется в том, как она цепляется за воспоминания о совместных завтраках и старых традициях.
Третья характеристика: Несмотря на внешнюю агрессию и сопротивление, Соня страдает от одиночества и страха потерять отца окончательно. Она прячет свою боль за колкостями и официальным тоном.
Основной конфликт персонажа строится на противоречии между желанием сохранить близость с отцом и неспособностью принять изменения в его жизни. Она хочет быть хорошей дочерью, но не может смириться с появлением новой женщины.
Сквозное действие персонажа – защитить свой мир и свои воспоминания от разрушения, сохранить свою связь с прошлым.
Основное событие в монологе происходит здесь:
«Знаете, что самое обидное? Когда вы изображаете „большую и дружную семью“. Особенно перед гостями. И папа делает вид, будто так и надо. Будто не было пятнадцати лет До Вас.»
В этот момент Соня осознает, что отец готов «переписать» их общее прошлое ради новых отношений. Это предательство становится для нее ключевым событием.
Эмоциональная арка:
На входе в монолог – сдержанное раздражение и попытка быть рациональной («Знаете, я вот думаю… Как это вообще работает?»)
После основного события – глубокая боль и отчаяние, которые прорываются через показную агрессию.
Разбор по психологическому действию:
«Знаете, я вот думаю… Как это вообще работает?» – Соня пытается рационализировать ситуацию, держать эмоциональную дистанцию.
«Вы приходите в уже готовую семью и говорите: „Теперь будет по-моему“?» – Обвиняет, используя сарказм как защиту.
«Мама, конечно, говорит, что надо дать вам шанс» – Противопоставляет мнение матери своим чувствам, ищет поддержку в прошлом.
«Ну да, стараетесь…» – Высмеивает попытки новой девушки отца изменить их жизнь.
«А я вот помню, как мы с папой по воскресеньям жарили блинчики» – Защищается воспоминаниями, пытается доказать ценность прошлого.
«Вы думаете, я не вижу, как папа меняется?» – Обвиняет в изменении отца, выражает страх потери.
«А я что, старая мебель?» – Выражает боль от чувства ненужности через агрессию.
«Знаете, что самое обидное?» – Готовится нанести эмоциональный удар.
«И папа делает вид, будто так и надо» – Выражает глубочайшую боль от предательства отца.
«Извините, если расстроила ваши планы на идеальную семью» – Защищается сарказмом от собственной боли.
«И называть вас мамой – тоже не буду. Никогда.» – Ставит окончательную границу, защищая свое право на прошлое и память о прежней семье.
Это сложная сцена, где внешняя агрессия маскирует глубокую боль подростка, переживающего развод родителей и появление новой женщины в жизни отца. Главное в игре – показать эту внутреннюю борьбу между желанием сохранить отношения с отцом и неспособностью принять изменения в его жизни.

Эмоциональное упражнение
Проанализируем сцену:
Основной конфликт: Неприятие дочерью новой жены отца, чувство предательства со стороны отца, страх потери прежних отношений с ним.
Ключевые эмоции: Обида, гнев, страх потери, ревность, чувство предательства, тоска по прошлому.
Разработаем упражнение на основе чувства предательства и потери близкого человека:
«Есть у тебя в жизни человек, которому ты безгранично доверяла, а потом он предал это доверие? Это может быть кто угодно – друг, партнер, родственник. Кто-то, на кого ты полностью полагалась, а потом он резко изменился и словно стал другим человеком.
Если такого человека нет, вспомни кого-то из близкого окружения, кому ты сейчас полностью доверяешь, и представь, что он вдруг кардинально изменился, предав ваши отношения.
Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека.
Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?
А что написано на его лице?
Теперь ты будешь говорить этому человеку все, что накопилось. Начни со слов: «Знаешь, я не могу понять, как ты мог так измениться…» И расскажи ему, какие у вас были отношения раньше, как ты ему доверяла, как он был важен для тебя. Расскажи, как больно тебе видеть, что он стал совсем другим, что предал то, что было между вами.
Говори о конкретных моментах – что вы делали вместе раньше, какие у вас были традиции, что изменилось сейчас. Расскажи, как ты чувствуешь себя, когда он делает вид, что прошлого не было.
А теперь скажи ему самое главное – то, что ты никогда ему не говорила. О своей боли, о предательстве, о том, что ты не можешь и не хочешь принимать эти изменения.»
После выполнения упражнения спросить:
– Что ты чувствовала, когда говорила?
– Как менялись твои эмоции по ходу разговора?
– Что ты испытываешь сейчас к этому человеку?
Это упражнение поможет артисту прочувствовать глубинную боль персонажа, его чувство предательства и потери, что затем можно будет перенести на текст сцены, наполнив его живыми, прожитыми эмоциями.

Одинокая в своей взрослости

Маша, 17 лет, заботится о младших братьях, пока мама работает на двух работах, мечтая о простой подростковой жизни.

Языковой портрет
Смешивает заботливые «материнские» интонации с усталыми нотками. Часто использует множественное число «мы», говоря о семье. Лексикон включает много бытовых терминов и слов, связанных с заботой о детях. В разговорах о сверстниках проскальзывает тоска и лёгкая зависть. Часто использует конструкции долженствования «надо», «должна», «обязана». Речь практична и конкретна, мало метафор и образных выражений. Эмоционально колеблется между взрослой ответственностью и подростковой мечтательностью.

Монолог
Ну что, малыши, опять сегодня без маминой сказки… Ничего, я вам свою расскажу. Была одна девочка, почти как я, только помладше. Знаете, как в этих фильмах про американскую школу – веселая такая, с подружками тусила, на вечеринки ходила. И парень у нее был, представляете? А потом все как-то… изменилось.
Знаете, иногда смотрю в окно и вижу, как мои одноклассницы идут в кино или просто гуляют. А мы с вами уроки делаем, да? Или я пытаюсь впихнуть в вас кашу, пока вы носитесь по квартире. Смешные вы у меня…
Нет, я не жалуюсь, просто… Иногда так хочется побыть обычным подростком. Чтобы главной проблемой было, что надеть в школу. А не как растянуть мамину зарплату на месяц или что делать, если у Димки температура.
Но вы же знаете – я вас люблю. И маму тоже. Она старается, работает на износ. Просто… иногда я чувствую себя такой одинокой. Будто застряла между двух миров – уже не ребенок, но еще и не совсем взрослая. Хотя какая разница? Надо собираться – завтра рано вставать, у нас контрольная по алгебре.

Разбор
Начнем с создания динамических характеристик персонажа.
Первая характеристика: Маша была обычным жизнерадостным подростком, пока не пришлось взять на себя роль второй мамы для братьев. Это изменило её – она стала более серьезной и ответственной, но глубоко внутри осталась той же мечтательной девочкой.
Вторая характеристика: Маша испытывает внутренний конфликт между желанием быть обычным подростком и необходимостью быть «взрослой». Она понимает важность своей роли в семье, но иногда позволяет себе тосковать по простым подростковым радостям.
Третья характеристика: Маша старается быть сильной ради семьи, но иногда чувствует себя очень одинокой и уставшей. В такие моменты она позволяет себе быть уязвимой, но быстро берет себя в руки, потому что «надо».
Теперь определим основной конфликт персонажа. Маша разрывается между двумя ролями – подростка и взрослого. Она любит свою семью и готова о них заботиться, но при этом тоскует по обычной подростковой жизни.
Основное событие в этой сцене происходит здесь:
«Знаете, иногда смотрю в окно и вижу, как мои одноклассницы идут в кино или просто гуляют. А мы с вами уроки делаем, да?»
В этот момент Маша осознает всю глубину своего одиночества и отличия от сверстников. Это вызывает у нее сильные эмоции, которые она пытается скрыть от братьев.
Разберем сцену по эмоциональному состоянию:
На входе в сцену Маша находится в спокойном, заботливом настроении. Она пытается заменить детям маму, рассказывая сказку.
После основного события её захлестывают чувства тоски, одиночества и легкой зависти к беззаботной жизни одноклассниц. Но она старается не показывать эти эмоции братьям.
Теперь разберем сцену по психологическому действию:
«Ну что, малыши, опять сегодня без маминой сказки… Ничего, я вам свою расскажу.»

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71263108?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Монологи типажей. Девочки 13—17 лет. Серия «Актерские грёзы» Руслан Паушу
Монологи типажей. Девочки 13—17 лет. Серия «Актерские грёзы»

Руслан Паушу

Тип: электронная книга

Жанр: Руководства

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 30.10.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Это методичка для родителей юных артисток.Она содержит 30 монологов различных детских типажей с разбором и упражнениями на эмоциональную задачу для детей 13—17 лет.Монологи написаны нарочито упрощенным «сценарным» языком, имитирующим типичные персонажи российских сериалов. Они созданы исключительно для отработки актерского мастерства и не претендуют на художественную ценность.Это своего рода актерский тренажер.

  • Добавить отзыв