Психология и философия доброты. Т.2. Часть 20

Психология и философия доброты. Т.2. Часть 20
Александр Иванович Алтунин
Казалось бы, доброта – это понятие достаточно хорошо известно всем. Но мало кто задумывается о том, что это не только черта характера, но и элемент мировоззрения. С другой стороны, в настоящий момент отсутствуют работы, в которых доступно и популярно изложено более 150 аспектов анализа доброты. Общий объем работы составляет 2 тома с более 1000 страниц. Автор является профессиональным психотерапевтом, психологом, философом, писателем. Работа в значительной степени явилась результатом анализа более 50 тысяч личностей, особенностей и закономерностей их общения с другими людьми, взаимосвязи формирования судьбы человека в зависимости от характера и мировоззрения каждого из этих людей.

Александр Алтунин
Психология и философия доброты. Т.2. Часть 20

Для добродетельного человека ценнейшим качеством является благородство. Поэтому о нем мы поговорим несколько подробнее. Слово это стало очень привычным для большинства людей. И эта привычность рождает иллюзию того, что оно понимает его должным образом. И в то же время, большинство может охарактеризовать это понятие только тремя-пятью параметрами. Самые умные могут даже десяток параметров вспомнить или придумать. В то же время как, оно гораздо более многогранно. И именно поэтому мне и хотелось бы на нем остановиться несколько подробнее. Хотя, по большому счету, благородство заслуживает того, чтобы о нем написать не раздел, а большую книгу. Особенно полезную для подрастающего поколения, активно ищущего свои собственные ориентиры в жизни.
Начнем с того, что благородный человек является по своей сути альтруистом. Иначе говоря, он получает гораздо больше радости от того, что что-то кому-то отдает, чем от того, что получает. И в этом его секрет неиссякаемого источника качественных положительных эмоций. Что лежит в основе фундамента душевного равновесия и комфорта не только в тот или иной момент времени, но и на протяжении всей жизни. В оценке любых явлений жизни он стремится делать главный акцент на их содержании, а не на внешней форме. Как это делает большинство. Которое, как правило, не замечает, например, за обычной внешностью красивой души. И приписывает мнимые достоинства и добродетели внешне эффектному человеку. Который, к сожалению, нередко чужд не только какой-либо интеллигентности, но даже и существенной добродетельности. Не говоря уже об обычной порядочности. Можно даже сказать, что среди внешне эффектных людей порядочных в десять раз меньше, чем среди людей с обычной внешностью. Проза жизни.
Благородный человек обязательно имеет ряд авторитетов для себя. С интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. И это, как правило, очень достойные, умные, талантливые люди. В числе которых могут быть классики художественной литературы, психологии и философии, мудрецы и святые. Люди, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны. Только не с позиций обычной житейской логики, а с точки зрения системы вечных и универсальных классических ценностей бытия вообще и человеческого, в частности. И в этом не просто некоторая разница, а принципиальное качественное отличие его от большинства.
Чувство благодарности является одним из фундаментальных в сознании благородного человека. И это касается и конкретного ближнего, и общества, и Внешних сил. Интересно устроена его вера в себя: она основана не на самовлюбленности и самоуверенности, а на обостренной самокритичности. Четко и конкретно определяющей не только сам факт присутствия того или иного конкретного достоинства и добродетели, но и примерный уровень развития каждого из них. И, опять же, не в соответствии с банальными житейскими представлениями (в соответствии с которыми почти все люди являются просто-таки замечательными), а в соответствии с системой классических ценностей (когда замечательных людей не более десяти процентов).
Благородный человек обычно внимателен к интересам окружающих. Он старается ими никогда не пренебрегать. Несмотря на многочисленные и разнообразные искушения по этому поводу. Не говоря уже о такой распространенной моде среди многих окружающих. Он вообще очень внимателен к себе, и к жизни. Ко всему и положительному, и отрицательному.
Ему свойственны великодушие и снисходительность к второстепенным слабостям и недостаткам, ошибкам и неудачам, иллюзиям и заблуждениям окружающих. Особенно интеллектуального или психологического характера. Но на большие недостатки и пороки духовного плана такая большая лояльность не распространяется.
Он имеет крепкий внутренний стержень, который помогает ему решать сложные задачи. В том числе, проблемные и конфликтные, своеобразные и противоречивые, масштабные и глобальные, многоэтапные и изощренные.
Он хранит верность своим принципам и убеждениям, правилам и законам. Выработанным им самим, но под четким влиянием системы классических ценностей. Особенно это касается элементов духовного характера. Хотя, безусловно, их практическая реализация чужда механического и формального отношения с его стороны.
В нем имеется достаточно определенная внутренняя сила. Связанная с хорошим уровнем развития главных достоинств и добродетелей. И особым отношением к развитию и укреплению своего духа.
Свои отношения с окружающими строит таким образом, чтобы почти всегда способствовать возникновению прочного и стабильного, перспективного доверия высокого уровня. Он очень дорожит своим добрым именем. Поэтому, старается не размениваться по мелочам и не идти на большие компромиссы со своей совестью. По крайней мере, ради своих личных интересов. Особенно сиюминутного характера.
Важным моментом для него является чувство собственного внутреннего удовлетворения. Оно базируется на мощной самокритичности, многогранной и изощренной, исходящей из системы классических ценностей. Поэтому, оно стоит у него на первом месте, а потом, быть может, мнение тех или иных окружающих. Хотя, конечно, у него есть пара личных экспертов, очень достойных людей, мнением которых он особенно дорожит. Так что, все далеко не так легко и просто, как многим думается или хочется думать.
Отдельным моментом благородного человека является то, что он стремится не только сохранять прежний уровень гармонии своей личности, но и повышать его и далее. Что требует больших затрат умственного и душевного характера. Как правило, в этом плане у него есть своя программа действий, свои цели и задачи, достойные средства и способы их достижения и решения.
Он отличается неплохим интеллектом. Ибо, трудно себе представить глупого человека в роли благородного. Глупость способна в полной мере обесценить любые достижения психологического или духовного характера.
И более того: у него есть определенная глубина ума, дающая ему достаточно существенное превосходство над большинством прочих людей.
Он достаточно хорошо отличает главное от второстепенного и внутри себя, и в своей жизни, и в жизни вообще. Поэтому, как правило, не склонен тратить много сил и времени на пустяки. И его усилия обычно дают достаточно конкретные и существенные результаты. Имеющие хорошие качественные показатели.
Благородство немыслимо без доброты. Только доброта достаточно осмысленная, никак не связанная эгоизмом, банальным рационализмом, формальной демократичностью и другими подобными моментами.
Благородный человек особенно деликатен и тактичен вообще по жизни и в обсуждении щепетильных вопросов, в первую очередь.
Он умеет быть настоящим другом всегда. И в горе, и в радости. Потому как, умеет искренне и бескорыстно радоваться чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, победам и достижениям. Даже, если они существенно больше, чем у него самого. Он умеет и похвалить, и поддержать.
Он отличается особенной дипломатичностью. Ибо, умеет находить весьма достойные и приемлемые компромиссы интеллектуального и психологического плана (если они, конечно, возможны чисто теоретически). Он понимает, что большинство вопросов жизни имеет второстепенный характер. И поэтому, чаще всего, не требуют от него особенной принципиальности. Ему чужды своенравность, упрямство, сумасбродство, амбициозность, тщеславие, карьеризм, болезненное самолюбие. Он не стремится самоутвердиться любым способом. Другой вопрос, что в нравственных и духовных вопросах он старается сохранять верность своим принципам и убеждениям. Когда большой компромисс невозможен в принципе. Он старается выбирать оптимальный вариант выражения своих мыслей и чувств, чтобы они вызывали как можно меньше негативных последствий у окружающих. Даже, если они носят отрицательный характер.
Он отличается повышенной добросовестностью. И стремится к тому, чтобы оно присутствовало всегда и во всем. И в интеллектуальных, и в психологических, и в духовных вопросах. Конечно, для этого нужно много знать, понимать и уметь. А это большая постоянная работа над собой, скрытая от глаз окружающих. Они, если и видят, то лишь отдельные результаты этой работы. Чтобы в очередной раз удивиться, а иногда и восхититься. Теоретически он, несомненно, умеет халтурить, но считает для себя это неприемлемым.
Он вообще, по своей сути, человек добродетельный. Это одна из его личностных изюминок. Условно выражаясь. Он понимает, что является добродетелью, а что – нет. Он осознает иерархию добродетелей, когда на первом месте идут духовные достоинства, потом психологические и только потом интеллектуальные. Он серьезно работает над тем, чтобы максимально развить в себе положительные качества и затормозить развитие отрицательных. Но он не красуется своими добродетелями перед окружающими. Он просто живет так, как ему подсказывает его внутреннее «я». Не зависимо от того, что думают по этому поводу окружающие.
Он старается в общении с любыми людьми быть доброжелательным. Даже, если они гораздо глупее и примитивнее него. Это, конечно, не значит, что он специально закрывает глаза на их глупость, примитивность или деструктивность. Но по форме он доброжелателен. Хотя, при необходимости, может быть и жестким (но не жестоким), и принципиальным.
Он отличается естественностью и искренностью. Ему чужды лживость и лицемерие, авантюризм и интриганство, банальное актерство, стремление пустить пыль в глаза, «надуть щеки». Он не стремится казаться значительно лучше, чем есть на самом деле. Правда, он достаточно жестко контролирует себя. Поэтому отличается хорошим уровнем уравновешенности и самообладания.
Ему свойственна неутолимая жажда обретения мудрости. Но не потому, что он ощущает себя глупее окружающих, а потому, что он понимает то, как далек от него идеальный уровень мудрости. Понятия и принципы окружающих, как правило, в этом вопросе не служат ему существенным и особенным ориентиром. Поэтому, он очень внимательно относится к своему общению с другими людьми. Чтобы невольно не пропустить существование более мудрого человека. А это требует непрерывного и усиленного проявления интуиции и проницательности, внимательности и бдительности, предупредительности и предусмотрительности.
Благородный человек живет по своим принципам. Которые могут не иметь ничего общего с тем, как это принято у большинства других людей, имеющих другой уровень гармоничности и одухотворенности. Ему важно хранить верность себе. А мнение окружающих его волнует в относительной степени.
Ему свойственно проявлять психологическую заботливость о ближнем. И на приятельском, и на дружеском, и на других уровнях общения.
Он отличается высоким уровнем инициативности. Но не только в вопросах личного благополучия. А и в вопросах общественного благополучия. Правда, это не всегда может согласовываться с сиюминутными потребностями конкретного общества, но всегда соответствуют системе классических ценностей. По мере сил и возможностей, конечно. Многие добрые дела он делает бескорыстно, по собственной инициативе. Он склонен оказывать помощь ближнему, особенно, если он хороший человек. Ибо, помогать авантюристу или интригану нередко означает оказывать содействие в их дрянных манипуляциях. Что категорически неприемлемо для благородного человека. Другой вопрос, что существуют позитивные и конструктивные, созидательные и гармоничные манипуляции сознанием другого человека, идущие действительно на его благо. И не только дня сегодняшнего, но и завтрашнего. Условно говоря. Это, конечно, элемент психологической и духовной виртуозности. И вообще тема для большого и отдельного разговора.
Невозможно представить благородного человека без интеллигентности. А это масса элементов изящности ума и души. В отдельных случаях, еще и духа. О чем более подробно будет сказано в отдельном разделе.
Благородный человек очень избирателен в общении. Без особой необходимости он не общается с глупыми, деструктивными и дисгармоничными людьми. И вообще стремится к тому, чтобы в его круге общения было как можно больше умных и очень умных, конструктивных и созидательных, достойных и самодостаточных, зрелых и талантливых, мудрых и гармоничных людей. Не говоря уже – интеллигентных и добродетельных. Особенным моментом является следующий: он стремится, чтобы в его кругу были люди, которые существенно превосходят его по всем выше перечисленным параметрам. Чтобы, с одной стороны, иметь достойный для себя ориентир. А, с другой стороны, иметь возможность более регулярно и мощно проявлять свои самые главные достоинства и добродетели, способности и таланты. Более многогранно и изощренно. Ибо, это повод для его особенной радости. Чтобы качество общения было не просто хорошим, а самым наилучшим из всего возможного.
Отдельным моментом такого человека является его умение уже сегодня учитывать интересы дня завтрашнего. Это, так сказать, момент перспективного мышления. Ибо, нередко бывает так, что сегодня твои интересы в некоторой степени могут быть ограничены, чтобы завтра иметь особенно большую для себя пользу.
Одним из главных достоинств такого человека является наличие системы жизненных ценностей не обычного житейского плана, распространенной среди большинства, а близкой к системе классических ценностей. Что не просто иная, а во многих моментах принципиально иная, нежели житейская. Это совсем другие принципы и убеждения, правила и законы, смысл и цель жизни, стиль отношения с самим собой, с окружающими, с жизнью, с Высшими силами. Как правило, это даже не одна ступень по иерархической лестнице жизни, отделяющая от большинства людей, а целая группа ступеней. В отдельных случаях – и несколько этажей. Это совсем другая система координат. Более гармоничная и более совершенная. То, что для большинства людей хорошо, то в ней нередко всего лишь плохо. То, что для большинства является верхом мечтаний, то в этой системе всего лишь хорошо. А те, что в этой системе являются высоким уровнем, абсолютно недостижимо и для понимания большинства, и для их практической жизни. И это не только мнение автора, но и классиков психологии и философии, мудрецов и святых. Суровая проза жизни. Которая, очевидно, была всегда и будет всегда. Ибо, один из элементов диалектики Бытия в этом заключен. Не зависимо от того, кто и что думает по этому поводу.
Благородному человеку свойственна особенная изящность мысли и чувства. И она является его естественным и фоновым состоянием. Это, как минимум, одна ступень на иерархической лестнице совершенства человечества. Но нередко и много ступеней. Ибо, он сознательно и целенаправленно развивает свою личность в плане ее дальнейшей гармонизации, следствием чего, естественным и закономерным, и служит, кроме всего прочего, изящность мысли и чувства. Но не только по форме, но и по сути. А это принципиальное отличие от позеров и лицемеров.
Он является достаточно интересным собеседником. Может поддержать разговор на самые различные темы. Не обязательно при этом особенно оригинальничает и специально выделяется. Ему важнее найти с другим человеком максимально возможное взаимопонимание. Хотя, и к этому моменту он старается относиться осмысленно, не строя особых иллюзий о других. Его тонкое и дифференцированное отношение к окружающим помогает более адекватно выстраивать модель отношений с каждым типом личности.
Специфической особенностью благородного человека является его свойство дарить окружающим душевное тепло только хорошего и отменного качества. Без особой необходимости он не опускается до упрощенностей и примитивностей. Просто, это естественное проявление его чувства собственного достоинства, его уважения к самому себе. Конечно, все идет осмысленно, с тонким и дифференцированным подходом. Ибо, за хорошим уровнем еще идет отличный, а потом еще великолепный. Есть место, где можно основательно развернуться, не впадая в банальную прозу жизни.
В зависимости от своей половой принадлежности благородный человек отличается весьма обширным комплектом хорошо развитых качеств (а многие близки и к высокому уровню), относящихся к классической мужественности или женственности. Это своего рода вечные хранители классических ценностей человеческой личности. Ибо, они, как правило, стремятся передать свои ценности своим потомкам во многих поколениях. Не зависимо от того, в какой среде они живут в тот или иной момент времени. Они не бравируют специально своим благородством, но, тем не менее, хранят ему твердую верность. Даже в самых сложных и проблемных ситуациях. Это та сокровенная их сущность, которую они не променяют ни на какие блага мира.
Конструктивная манера дискуссии отличает его от большинства других людей. Собственно, это даже не дискуссия, а свободное осуждение какой-либо темы. Когда каждый понимает, что все имеют право на ошибку, иллюзию и заблуждение. И поэтому идет обсуждение не личностей, участвующих в дискуссии, а лишь самих идей. Он понимает, что каждый воспринимает информацию только на своем собственном уровне. И искусственно поднять человека на более высокий уровень за короткий период времени невозможно даже чисто теоретически. Например, он понимает, что большинство людей о классических ценностях имеет весьма смутное представление. Поэтому, ждать от них особой изящности в этом плане не приходится. Кто что может воспринять, то он и воспринимает. Можно лишь предоставить человеку дополнительную возможность что-либо новое узнать и понять. Но сделать это за него нельзя. Процесс познания идет в соответствии с законами диалектики бытия. Которые простому смертному не дано изменить. Ибо, это область компетенции Высших сил.
Хороший уровень коммуникабельности характеризует благородного человека. Особенно с хорошими и достойными людьми, не чуждыми определенной интеллигентности и добродетельности. А уж если ему встречается человек с хорошим уровнем гармонии личности, то коммуникабельность может быть и высокой. На удивление многим обычным людям, которые не обладают интуицией и проницательностью, тонким и дифференцированным восприятием сложных жизненных явлений, умением настраиваться в резонанс мыслям и чувства партнера по общению, способностью к чувству обратной связи. И не только к каждому конкретному человеку, но и каждой ситуации.
Благородный человек далеко не всегда соглашается с окружающими. Но, как правило, его критика носит конструктивный характер. Его задачей не стоит унизить или оскорбить кого-либо, без особой необходимости задеть самолюбие другого человека, создать дополнительное психологическое напряжение в ситуации. Ибо, подавляющее большинство жизненных вопросов носит второстепенный и третьестепенный характер. И поэтому не нуждаются в особо принципиальном подходе. И вообще, и с его стороны, в частности. В ходе критики он старается не забывать о тактичности и деликатности, корректности и дипломатичности. Он понимает, что даже самая замечательная критика не может сделать глупого человека умным, примитивного человека – совершенным, дисгармоничного – гармоничным, обычного – мудрым, посредственного – талантливым. И так по всем ведущим личностным параметрам. Каждый делает хорошо только то, что может. И поэтому нельзя ни ожидать, ни требовать от первоклассника, чтобы он быстро и легко решал задачи за пятый класс; а от пятиклассника – решения задач за десятый класс. Это неправильно и нелогично. Он понимает, что распространенная глобальная и фундаментальная лень ума и души в значительной степени ограничивают возможности большинства людей в познании нового, в усвоении сложного, необычного и непривычного. Не говоря уже о духе негативного консерватизма, который четко и жестко стережет свои жертвы от даже самых символических положительных метаморфоз. Каждый процент эволюции личности человека – это большой и тяжелый труд его ума, души и духа. И никто не может эту работу сделать за него. Как и ускорить этот процесс даже на десять процентов. Не говоря уже о существенно больших величинах. Так что все очень непросто. Мягко говоря.
Благородный человек имеет свою систему критериев по оценке личности других людей. У него есть достаточно определенная иерархия достоинств и добродетелей. Не на основе его личных заблуждений и иллюзий, а на основе системы классических ценностей. Когда на первом месте стоят духовные качества, а потом идут психологические и далее – интеллектуальные. Он старается воспринимать окружающих максимально многогранно, тонко и дифференцированно. Опираясь не на свои симпатии и антипатии, а на бесстрастный анализ. Он отчетливо видит достоинства в своих врагах и оппонентах. И недостатки в своих друзьях и родственниках. Другой вопрос, что без особой необходимости он эту информацию не озвучивает. Старается все делать осмысленно и целесообразно.
Вольно или невольно он попадает в сложные и проблемные, тонкие и щепетильные, своеобразные и противоречивые, странные и непонятные ситуации. Но всегда старается держаться корректно. Даже, если абсолютно уверен в своей правоте и видит, что окружающие в принципе не в состоянии постигнуть тот или иной элемент психологии и философии бытия. Более того: он прекрасно понимает то, что большинство не отличается особо высоким интеллектом, изящностью ума и души, интеллигентностью и прочими выраженными достоинствами и добродетелями. И относится достаточно спокойно (чисто психологически!) к этому моменту жизни. Другой вопрос, что внутри себя он достаточно четко и однозначно расставляет точки на «и». И видит не только черное и белое, но и еще, как минимум, десяток оттенков серого. В интеллектуальном, психологическом и духовном смысле. Он не сравнивает других с собой. Для этого есть система классических ценностей жизни. Которая спасает его от многих ошибок и неудач, иллюзий и заблуждений, проблем и недоразумений.
В своем поведении благородный человек руководствуется преимущественно логическими мотивами. И только в отдельных случаях дает определенный простор для своих положительных эмоций. Особенно утонченного, трепетного и изящного характера. Не говоря уже об изысканных. Хороший уровень самоконтроля и самокритичности позволяет ему быстро и четко ориентироваться в большинстве эмоциональных (и не только) процессов, происходящих внутри него. Самообладание и уравновешенность не позволяют отрицательным эмоциям доминировать в нем. Поэтому, он совершает глупостей и нелепостей во много раз меньше, чем большинство. Исключение из этого правила относится только к сообществу истинных аристократов, где царят принципиально иные правила и законы бытия. Нежели среди большинства обычных людей.
Благородный человек, как и все, любит себя. Но это совершенно иная любовь. Если большинство людей считает, что имеет право на особенное отношение окружающих к себе, в силу их определенной уникальности и эксклюзивности, на дополнительные льготы и скидки, на снисходительность ко всем своим слабостям и недостаткам, особенностям и странностям. То благородный человек исходит из того, что его личностный статус предполагает, в первую очередь, более высокий уровень чувства долга и ответственности, требовательности к себе, высокий уровень самокритичности и самоконтроля (многогранного и изощренного), более высокий уровень обязанностей перед самим собой, перед жизнью, перед Высшими силами. Возможно, что и перед обществом. Только обществом в высшем смысле этого слова. А не перед своим непосредственным окружением.
Благородный человек не занимается авантюрами и интригами сам и старается не участвовать в таковых у других людей, стараясь вовремя их распознавать. Несмотря на красивую ширму, которой они обычно бывают прикрыты их организаторами. Но, с другой стороны, он нередко служит четким и конкретным мотиватором на добрые и бескорыстные дела для других людей. От него не может исходить сознательное зло в любом виде. Он является сам по себе жестким гарантом порядочности. Это, конечно, не значит, что он вообще никогда и ни в чем не ошибается. Но он старается не только основательно анализировать свои ошибки, но и максимально добросовестно их исправлять. И более того: проводить, по мере сил и возможностей, наиболее эффективную профилактику своих ошибок, проявляя большую добросовестность ума и души. По возможности, всегда и везде. Это, безусловно, большая дополнительная нагрузка, требующая, кроме всего прочего, большого мужества и самоотверженности.
Благородный человек, как никто другой, понимает роль мудрости в человеческой жизни. И поэтому он сознательно и основательно стремится к ее максимальному обретению. Только не с точки зрения банальной житейской логики, в соответствии с которой буквально девяносто процентов людей – это большие мудрецы. А с точки зрения логики духовной, когда минимальный уровень мудрости присутствует у двух-трех человек из тысячи. Средний уровень – у двух из ста тысяч. Высокий уровень – в лучшем случае, у одного из десяти миллионов. По мнению классиков психологии и философии, так было всегда и так будет всегда. К сожалению. Ибо, это один из элементов диалектики бытия. Независимо от того, кто и что думает по этому поводу.
Благородный человек обладает способностью настраиваться в резонанс мыслям и чувствам своего партнера по общению. Исключение бывает только в том случае, когда мысли и чувства носят откровенно деструктивный и дисгармоничный характер. Просто, тогда нет необходимости и смысла настраиваться им в резонанс. Достаточно понять их реальную суть и сделать для себя соответствующие выводы по этому поводу. Чтобы, во-первых, не участвовать в деструктивных делах такого человека. И, во-вторых, строить свои отношения с ним в соответствии с пониманием сути его личности.
Уровень одухотворенности у него, как правило, ближе к среднему. В то время как, у большинства он минимальный. С духовной точки зрения. И, в отличие от большинства, которое в полной мере довольно своим уровнем одухотворенности, он стремится постоянно его повышать. Всю свою жизнь. Понимая значительную удаленность от него идеального варианта. Он считает ее своим главным достоинством и добродетелью. Но не только применительно к себе, но и вообще по жизни.
Он старается, чтобы наибольшее количество его чувств и желаний, плодов фантазии и воображения, стремлений и намерений было осмысленным. Не позволяя хаосу и анархии вторгаться в его внутренний мир. Что закономерно отражается и в его внешней жизни. В этом ему помогает внутренняя организованность и самодисциплина, обостренное чувство ответственности перед собой, перед жизнью, перед Высшими силами. Что нередко вызывает у некоторых наиболее разумных окружающих чувство изумления. У людей с низким уровнем гармонии личности нередко раздражение и озлобление. Ибо, у них нет необходимого ресурса ума, души и духа для выполнения столь сложной и напряженной работы не только в фоновом режиме, но очень часто даже в короткие периоды времени. Привычка к осмысленности становится его второй натурой.
Оптимизм, как черта не только характера, но и мировоззрения свойственен благородному человеку. Это, конечно, не значит, что проблемы и неприятности особенно его радуют. Но он относится к ним спокойно, без паники и отчаяния. Другой вопрос, что, видя высокий уровень изощренности той или иной проблемы, он может прибегнуть к помощи кого-либо из окружающих. Правда, не кого попало, а достаточно достойного и неглупого человека для более основательного осмысления структуры проблемы, ее особенностей и закономерностей возникновения, существования и развития. Он не тешит себя мыслью о своем безграничном могуществе. С одной стороны. А, с другой стороны, старается не пасовать и перед очень сложной проблемой. Понимая роль предварительного и подготовительного этапа для ее успешного решения. В ряде случаев, таковой может быть во много раз больше, чем сам этап практического воплощения самого решения.
Благородный человек, как правило, способен различать большое количество оттенков и полутонов, нюансов и деталей. С интеллектуальной и психологической точки зрения. Что делает его внутренний мир значительно богаче, чем у большинства. И способствует более тонкому и дифференцированному восприятию и окружающих, и различных явлений жизни вообще. Обычно у него неплохое чувство интеллектуальной и психологической эстетики. И внутри себя, и вне себя. Поэтому, результаты деятельности его ума и души, как правило, имеют существенно большую ценность и важность, чем у большинства. Что, собственно, и определяет (кроме всего прочего) хороший уровень изящности его мыслей и чувств. Конечно, совсем не обязательно, что он всегда и везде сильно изощряется. Но, тем не менее, даже его минимальный уровень старательности оказывается достаточно приличным.
Благородный человек никогда не навязывает свои советы и рекомендации. С одной стороны. А, с другой стороны, он понимает чувство ответственности за них. И поэтому, если он не уверен в значительной полноценности своего понимания конкретного вопроса, то может и вообще воздержаться от советов. Другой вопрос, когда он видит то, что другой человек изначально спланировал неправильное дело или выбрал совершенно неадекватные способы решения вопроса, то иногда он может и вмешаться. Правда, чаще всего, его советы остаются без должной реакции со стороны адресата советов.
Он очень спокойно относится к славе. Не наполняется самоуверенностью и самовлюбленностью, высокомерием и чванством, пренебрежительностью и манией величия. Он понимает, что все его самые главные достоинства и добродетели, способности и таланты даны ему Высшими силами. За что он должен пожизненно чувствовать к ним благодарность и признательность. И, при неправильном поведении, его могут лишить всего лучшего, что он имеет. Не говоря уже о том, что он понимает преходящесть славы, ее символичность и нестабильность. И то, что она является вполне конкретным искушением на зрелость и самодостаточность, мудрость и гармоничность, своего рода испытанием. Которое он должен достойно пройти.
Его отношение к критике его личности и жизни достаточно дифференцированно. Большое внимание он уделяет тому, кто именно его критикует и как именно. Зачем и почему. В любом случае, он берет рациональное зерно из любой критики. Собственно, критика, как таковая, не расстраивает и не огорчает его. Он не видит в ней особого оскорбления своему самолюбию и чувству собственного достоинства. Другой вопрос, что злобная и язвительная критика, имеющая цель унизить и оскорблять его, – это уже совсем другая песня. Что называется.
Благородного человека характеризует хороший уровень осмысленности свободного времени. Он не будет его посвящать примитивным или весьма упрощенным явлениям жизни, грубым или пошлым, деструктивным или дисгармоничным, банальной житейской суете, каким-либо престижным видом отдыха, если они не служат делу восстановления его физических и душевных сил. Он отдыхает так, как хочется ему, не зависимо от того, что думают по этому поводу окружающие. Он не противопоставляет специально себя окружающим, но и хранит верность себе, своим принципам и убеждениям. Иногда, конечно, он может в кругу близких людей немного подурачиться. Но с чувством меры. А в основном это явления, имеющие вполне определенный смысл с интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения.
В общении с окружающими он проявляет хороший уровень психологической добросовестности. Не позволяя себе резкостей и небрежностей, легкомысленности и безответственности. Его хороший уровень психологической бдительности позволяет ему достаточно неплохо чувствовать своего партнера по общению и отслеживать тонкости развития той или иной ситуации, чтобы вовремя внести адекватные коррективы. Это служит хорошей профилактикой многих проблем и недоразумений, построению более прочных и перспективных отношений, более высокому уровню взаимопонимания.
Дополняет картину и психологическая предупредительность, когда он моделирует ситуацию таким образом, чтобы возникало меньше проблем и у него самого, и в общении с другим человеком, и у этого человека вообще и в частности. Иногда вовремя сказанная подсказка может предотвратить появление не только проблем и неприятностей, но даже и драм и трагедий. В ходе проявления предупредительности человек старается сделать так, чтобы доставить как можно меньше неприятностей другим людям даже в каких-то сложных ситуациях. Не говоря уже обо всех прочих. В составе предупредительности идет психологическая бережность и аккуратность. Чтобы, по возможности, не оставлять неприятного осадка в душе другого человека. Даже, несмотря на определенные разногласия с ним. Другой вопрос, что бывают ситуации принципиального характера, когда компромисс невозможен в принципе.
Благородный человек обычно является неплохим мастером по созданию психологического комфорта для партнера по общению. В рабочем коллективе он способствует укреплению психологического климата.
Несомненным компонентом личности такого человека является порядочность. Всегда и во всем. Другой вопрос, что для поверхностного взгляда постороннего наблюдателя, особенно не умеющего разбираться в людях, лишенного интуиции и проницательности некоторые мероприятия благородного человека не являются в полной мере прозрачными. И это невольно порождает некоторые сомнения. Но это возникает, чаще всего, у тех, кто порядочность только пропагандирует или изображает. Не говоря уже об интриганах и авантюристах, психологических манипуляторах, которые сознательно любят наводить тень на плетень. К сожалению, чаще всего, очень успешно. Чем выше уровень деструктивности и дисгармоничности интригана, тем с большим энтузиазмом он стремится дискредитировать действительно порядочного человека. Есть еще категория ханжей, сволочей, скептиков и нигилистов, злобных и желчных, агрессивных и просто дрянных людей. Которым не живется спокойно.
Благородный человек склонен оказывать помощь своему ближнему. Юному и слабому, растерявшемуся, попавшему в трудную ситуацию (не говоря уже – опасную). И делает это в силу своего естества, а не ради показухи. В ряде случаев, его совет может уберечь от попадания в проблемную или неприятную ситуацию. Или выйти из нее с наименьшими потерями. Как правило, помощь идет искренне и бескорыстно, осмысленно и на хорошем качественном уровне. Но отношение к людям неблагодарным и эгоистичным, стремящимся банально использовать доброту благородного человека, может существенно измениться. Ибо, потакание их порокам способно их развратить еще в большей степени.
Он строит прочные, перспективные и многогранные отношения с окружающими. Другой вопрос, что далеко не со всеми это возможно сделать. И это далеко не так просто, как многим представляется. В этом, как правило, участвует не менее пятидесяти особенно ценных достоинств и добродетелей. Которые, к сожалению, есть далеко не у всех. На хорошем уровне развития. Хотя, конечно, большинство категорически уверено в совершенно обратном. Но, проза жизни – вещь суровая.
Благородный человек понимает свое место в жизни. Конечно, он не считает себя аутсайдером, но и не рвется в элиту общества (хотя, безусловно, по многим моментам таковой является). Просто, он считает свою добродетельность и гармоничность, зрелость и самодостаточность, мудрость и одухотворенность нормой жизни. Естественным комплектом достоинств нормального человека. Поэтому, он не претендует на какие-то особые права и привилегии. Другой вопрос, что не любит сознательной небрежности в свой адрес, в силу наличия конкретного чувства собственного достоинства. Конечно, он осознает свое некоторое преимущество перед большинством других людей. С одной стороны. А, с другой стороны, прекрасно понимает и тот факт, что в мире есть много людей, существенно превосходящих его по многим основным параметром личности. То, что таких людей в абсолютных величинах, может быть, и много, совсем не означает того, что в процентном выражении эта величина имеет большой размер. Но это уже вопрос не его личной амбиции, а элемент диалектики человеческого бытия. Вечный и жесткий.
Суровая проза жизни оказывает практически на всех людей негативное влияние. В частности, вызывающее выраженное очерствение и ожесточение души. Но благородный человек сознательно и целенаправленно проводит профилактику развития таких явлений в его личности. В частности, регулярно совершает массу бескорыстных добрых дел, не ожидая за них особенную благодарность. Проявляя периодически (или постоянно) серьезную и основательную заботу о ком-либо. В том числе, многогранную и изощренную.
Благородный человек понимает истинный смысл жизни. Который заключается не в обретении власти или богатства. А в обретении гармонии личности и в повышении гармонии мира. В служении Высшим силам в роли достойного и хорошего человека, в выполнении своей персональной миссии на Земле. Через развитие своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов. И воплощении их в интеллектуальном, психологическом и духовном творчестве по созданию ценностей классического характера. Конечно, в меру сил и возможностей. Не последним моментом является и получение чувства собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью.
Благородный человек способен понимать многих других людей. Тонкости и нюансы их личности, жизни и творчества. Он одновременно и умеет, и желает это делать на хорошем качественном уровне. Большая регулярная тренировка этой способности позволяет ему быть в постоянном хорошем тонусе. Конечно, он не обязательно виртуозно понимает тригонометрию жизни (хотя и очень старается). Но и то, что он уже умеет – немало. И поэтому, кроме всего прочего, дает ему существенное преимущество перед большинством других людей, чуждых мудрости, гармонии, одухотворенности, конструктивности и созидательности.
Особенностью благородного человека является его способность ощущать (а не только проявлять чисто внешне) почтительность к тем, кто по ведущим параметрам личности достиг более значительных высот. Не зависимо от уровня их общественного признания. Ибо, у него своя система ценностей, существенно отличающаяся от распространенной. В частности, перед более умным, более одухотворенным, более гармоничным, более мудрым, более зрелым и т.д. И он не видит для себя в почтительности к другим людям никакого ущемления своего самолюбия и достоинства. Совсем наоборот, это проявление одного из элементов его четкого и конкретного чувства собственного достоинства. Ибо, он понимает то, что каждый особенно ценный по своим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам человек – это проявление воли Высших сил. К которой необходимо всегда относится максимально почтительно. И даже с элементами поклонения и преклонения. Ибо, их мудрость и могущество в миллионы раз больше человеческих.
Благородный человек всегда приветлив к окружающим. Особенно к хорошим и гармоничным людям, которых, к сожалению, не так много, как нам всем этого хотелось бы. Правда, если же человек не умеет или не желает адекватно воспринимать его приветливость, то она в его адрес может значительно уменьшаться. Становясь поверхностной и формальной, преимущественно чисто внешней, без серьезной умственной и душевной подоплеки.
Благородный человек никогда никому не завидует, не ревнует к успехам и достижениям других. Наоборот, он искренне радуется от созерцания результатов чужого труда, если в нем есть ощутимый элемент гармонии интеллектуального или психологического, духовного или эстетического характера. Аналогичная радость ощущается и от восприятия больших достоинств и добродетелей, способностей и талантов. Правда, тут есть определенный нюанс: если способности и таланты принадлежат хорошему и добродетельному человеку. Успехам дрянного человека (эгоиста, стервы, подлеца, интригана и прочих подобных людей) он не склонен особенно радоваться. Хотя, и может им дать бесстрастно оценку при необходимости.
Благородный человек склонен ощущать радость от соприкосновения с качественной эстетикой природы, жизни, личности, результатов творчества любого вида. Особенно это касается искусства: архитектура, живопись, скульптура, литература, театр и т.д. Он очень тонко и дифференцированно воспринимает все явления жизни. Умеет отличить примитивное от упрощенного, упрощенное от обычного, обычное от утонченного, утонченное от изящного, изящное от изысканного. За счет особо тонкого восприятия многих тонкостей и нюансов, оттенков и полутонов.
Такой человек отличается хорошей рассудительностью. Он не склонен поддаваться сиюминутным эмоциям. Особенно отрицательного характера. В отдельных случаях, наиболее изящные эмоции могут вдохновлять его на не менее изящные поступки. Которые не уменьшают гармонию мира, а повышают ее. Конечно, для этого необходимо много знать и понимать, уметь. Иметь хороший уровень самоконтроля и самокритичности, серьезно работать над собой. С другой стороны, он понимает то, что в жизни, кроме обычных житейских явлений, есть еще средней степени сложности и сложные. И для их осмысления порой требуются или большие, или очень большие усилия ума. Желательно с участием творческого мышления. Другой вопрос, что со временем он настолько привыкает к трудолюбию и добросовестности своего ума и души, что откровенные глупости и нелепости, примитивности и упрощенности, элементы явной деструктивности и дисгармоничности отсекаются им уже на предварительном этапе. И поэтому, как правило, не участвуют в программе его практических действий. Это идет, что называется, уже на уровне автопилота. Кроме всего прочего, сказывается тот момент, что у благородного человека обычно достаточно гармоничная личность и поэтому он имеет реальную возможность получать особо качественную, важную и ценную информацию из космического банка информации. По отдельно выделенному каналу. И поэтому его мысли и чувства отличаются не просто в некоторой степени, а нередко принципиально от того, что имеется в сознании большинства людей. Которые подвергаются регулярному воздействию темных сил. Без адекватной защиты.
Качеством колоссальной ценности у благородного человека является самоотверженность. Как минимум, это проявляется в том, что он способен в полной мере пожертвовать всеми распространенными стереотипами, правилами, законами ради сохранения верности главным моментам системы классических ценностей. Не говоря уже о личных моментах, имеющих определенный уровень формальной престижности с житейской точки зрения, противостоящих принципам и понятиям духовной логики. Ради сохранения чувства собственного достоинства он может пожертвовать даже собственной жизнью. Ради блага дорогих ему людей многими своими интересами и потребностями. Он готов терпеть любые лишения и ограничения, если это будет способствовать сохранению и укреплению классической гармонии в обществе.
Благородный человек серьезен по своей сути. Ему чужды легкомысленность и безответственность, поверхностность и формальность, своенравность и сумасбродство, эгоизм и стервозность. И прочие подобные моменты. Хотя это и не исключает хорошо развитого чувства юмора, некоторой даже самокритики на фоне жестокой самокритичности и постоянного самоконтроля, многогранного и изощренного. Он любит посмеяться изящной шутке, восхититься тонкому остроумию.
У благородного человека самый высокий уровень самокритичности. Ибо, в нем нет банальной амбициозности и спеси, высокомерия и чванства, болезненного самолюбия. Он весьма позитивно относится и к критике конструктивного характера, какой бы жесткой и принципиальной она не была. Он способен признать свою вину, ошибку, иллюзию и заблуждение, неудачу, недоработку. Он не склонен перекладывать ответственность за свои действия на других людей или якобы неблагоприятное стечение внешних обстоятельств.
Хороший уровень самодостаточности характерен для благородного человека. Он стремится иметь в себе максимальное количество классических достоинств и добродетелей, чтобы не гоняться специально за любыми престижными моментами, входящими в систему житейских ценностей. И не только сиюминутного характера, но и пожизненного для большинства обычных людей, чуждых системы классических ценностей. Самодостаточность входит в его чувство собственного достоинства и является показателем зрелости его личности в целом. Это и элемент его гармонии и мудрости.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71528335?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Психология и философия доброты. Т.2. Часть 20 Александр Алтунин

Александр Алтунин

Тип: электронная книга

Жанр: Социальная философия

Язык: на русском языке

Стоимость: 0.01 ₽

Издательство: Автор

Дата публикации: 14.01.2025

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Казалось бы, доброта – это понятие достаточно хорошо известно всем. Но мало кто задумывается о том, что это не только черта характера, но и элемент мировоззрения. С другой стороны, в настоящий момент отсутствуют работы, в которых доступно и популярно изложено более 150 аспектов анализа доброты. Общий объем работы составляет 2 тома с более 1000 страниц. Автор является профессиональным психотерапевтом, психологом, философом, писателем. Работа в значительной степени явилась результатом анализа более 50 тысяч личностей, особенностей и закономерностей их общения с другими людьми, взаимосвязи формирования судьбы человека в зависимости от характера и мировоззрения каждого из этих людей.