Психология и философия доброты. Т. 2. Часть 19

Психология и философия доброты. Т. 2. Часть 19
Александр Иванович Алтунин
Казалось бы, доброта – это понятие достаточно хорошо известно всем. Но мало кто задумывается о том, что это не только черта характера, но и элемент мировоззрения. С другой стороны, в настоящий момент отсутствуют работы, в которых доступно и популярно изложено более 150 аспектов анализа доброты. Общий объем работы составляет 2 тома с более 1000 страниц. Автор является профессиональным психотерапевтом, психологом, философом, писателем. Работа в значительной степени явилась результатом анализа более 50 тысяч личностей, особенностей и закономерностей их общения с другими людьми, взаимосвязи формирования судьбы человека в зависимости от характера и мировоззрения каждого из этих людей.

Александр Алтунин
Психология и философия доброты. Т. 2. Часть 19

Изобретательность помогает добродетельному человеку более интенсивно и плодотворно развивать свои добродетели и достоинства. Изобретательность – это полезное качество для всех. Среди творческих людей встречаются в несколько раз чаще, чем среди основной массы обычных людей. Изобретательность имеет несколько уровней: простой (житейский), средний степени сложности (полупрофессиональный) и высокий, используемый в творческом процессе на профессиональном уровне. Собственно, любой уровень изобретательности имеет определённую ценность. Другой вопрос, что изобретательность высокого уровня имеет ценность не только индивидуальную. Но ещё и общественную. В ряде случаев – и государственную. Например, конструкторы ракет и самолетов, машин и кораблей.
И общество, и государство должны четко понимать то, что потенциальная и реальная ценность одного успешного изобретателя может иметь в тысячи или миллионы раз большую общественную ценность, чем личность обычного человека. В связи с этим, строить с ним достаточно адекватные отношения с моральной и материальной точки зрения. Адекватная материальная оценка труда изобретателя способствует не только более успешной реализации его таланта на благо общества, но и создает мощную и стабильную мотивацию для других способных и талантливых людей по развитию своей личности, своих способностей и талантов на благо общества. Повышает уровень их трудолюбия, усердия, упорства, энтузиазма, умственной и душевной, духовной и физической добросовестности, осмысленности и целеустремленности.
Конечно, в отдельных случаях, изобретательность помогает создать нечто принципиально новое. Но ее ценность заключается не только в этом. Во многих случаях изобретательность помогает что-то улучшить, усовершенствовать, повысить количественные и качественные показатели.
Хорошо, когда изобретательность имеет созидательный и конструктивный характер. И не имеет в себе включения деструктивного и дисгармоничного характера. Например, эгоистичного или стервозного плана. Это актуально для добродетельного человека.
Изобретательность помогает находить более оптимальные пути и средства решения научных и технических, житейских и прочих вопросов и задач, проблем и трудностей. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Применительно к обществу это политические и экономические, идеологические и культурные, философские и нравственные сферы бытия. Если у власти стоят эгоистические личности (в подавляющем большинстве стран мира, по мнению классиков психологии и философии), то использование потенциала изобретателей даст им реальную возможность эффективно манипулировать любыми народами в своих корыстных целях. Прикрываясь при этом самыми красивыми мотивами. Невольно вспомнишь мудрость Библии: «благими намерениями дорога в ад вымощена».
Безусловно, задатки любого уровня изобретательности требуют своего интенсивного и добросовестного развития. И регулярной тренировки. Уровень созидательности изобретателя во многом зависит от уровня гармонии его личности. Что определяет степень интенсивности и регулярности подключения его к космическому банку информации для генерации бесчисленного множества совершенно новых идей, воплощенных в последующем в изобретения. Имеющих и общественную ценность. Психологическая изобретательность в своих ведущих качественных параметрах связана с добродетельностью и интеллигентностью. Как, впрочем, и интеллектуальная, и духовная, и эстетическая.
Изобретатели – это, те, кто должен считаться интеллектуальной элитой общества с большими и конкретными личными привилегиями.
Стоит сказать, что большинство обычных людей и не подозревает о том, что у человеческих мыслей и чувств есть еще и такой параметр, как изящность. А те, кто знает об этом термине, относятся к нему, мягко говоря, достаточно своеобразно. Практически каждый, так или иначе, стремится к тому, чтобы не быть хуже окружающих. По крайней мере, по тем некоторым моментам, что доступны для его восприятия и мировоззрения. А, так как такое стремление, преимущественно количественного характера, имеет место быть, то это большинство с достаточно большой уверенностью полагает, что оно ничуть не хуже окружающих. Самое удивительное в этой ситуации – это то, что и, на самом деле, дело обстоит именно так. Ибо, большинство действительно находится в одном и том же качественном диапазоне основных показателей жизни. А то, насколько хорош этот диапазон не с житейской, а с духовной точки зрения – это момент отдельный. И он, как правило, по большому счету, с духовной точки зрения, оставляет желать лучшего. Мягко говоря.
А вот добродетельный человек не только знает и понимает, но еще и практически умеет проявлять хороший уровень изящности и ума, и души. Как минимум. А, при необходимости, и выше. И, если хороший уровень изящности ума и души остается принципиально недостижимым для подавляющего большинства обычных людей, то высокий уровень является для них за гранью возможностей восприятия, анализа и моделирования. Буквально на уровне мистики или магии, фантастики или еще чего-либо подобного буквально запредельного. К этому необходимо добавить, что тонкое и дифференцированное восприятие явлений жизни даже на просто хорошем уровне не свойственно большинству обычных людей. Ибо, они, к сожалению, не в состоянии отличить примитивное от упрощенного, упрощенное от обычного, обычное от утонченного, утонченное от изящного, изящное от изысканного. В лучшем случае, это касается отличия примитивного от обычного. И обычного от изысканного.
Необходимо отметить, что даже умеренный уровень изящности мыслей и чувств для большинства обычных случаев бывает доступным только иногда. И только в результате очень большого напряжения всех сил ума и души. Которые особенно долго они выдержать не могут – не позволит небольшой энергетический тонус их внутренней организации и отсутствие какой-либо даже самой минимальной тренированности их в работе именно на таком уровне. Все достаточно четко и однозначно. Добродетельный человек же проявляет хороший уровень изощренности ума и души даже в режиме автопилота. Грубо говоря, даже на уровне подсознания. А вот высокий уровень изящности мыслей и чувств заставляет его проявлять лишь высокий уровень напряжения ума и души. Если же речь идет об очень высоком уровне напряжения, то тогда разговор может идти уже об уровне гениальности или просто феноменальной одаренности. О ценности личности не только с точки зрения того или иного конкретного общества, но и всего человечества в целом. Вот такие тонкости и нюансы имеют место быть.
Достойный и добродетельный человек отличается от большинства прочих людей тем, что, как правило, имеет качественную душевную отдушину. С одной стороны, он отчетливо понимает то, что это такое на самом деле. И то, какую особенную ценность она имеет в человеческой жизни вообще и в его жизни, в частности. Ибо, это есть сознательный и целенаправленный элемент психогигиены и психопрофилактики. А жизнь его – это напряженная работа ума и души, духа и тела. Это четкий и многогранный самоконтроль, непрерывный и весьма изощренный. И поэтому для его ума и души необходим не просто какой-либо произвольный и хаотичный отдых, а максимально осмысленный, сознательно смоделированный на хорошем качественном уровне в эстетическом параметре. С интеллектуальной, психологической и духовной точки зрения.
Конечно, в первую очередь, это общение с другими добродетельными, достойными людьми и истинными интеллигентами. Но это только до революции в России было много (относительно много, по большому счету, много в сравнении с нынешним временем, когда истинные интеллигенты исчисляются на всю страну всего лишь несколькими десятками тысяч). А ныне это очень большая проблема, потому как, практически все они полностью разобщены. И между ними нет абсолютно никакой формальной связи. А те, кто лишь изображает из себя интеллигентов и гуляет толпой, к ним не имеет, как правило, совершенно никакого отношения. Хотя, конечно, есть люди с некоторыми интеллигентными качествами ума и души. Составляющими среди всех прочих качеств их личности пять-десять процентов. По нынешним меркам тридцать качеств из трехсот возможных – это уже, мягко говоря, неплохо. Ибо, современная формальная интеллигенция в половине случаев не имеет даже одного процента аристократичности в себе. А те, кто что-то имеет, как правило, не знает, что именно с этим делать, как это развивать. Не говоря уже о том, что правильно строить отношения и с самим собой, и с окружающими. Те, в ком есть элементы истинной интеллигентности, как правило, отличаются повышенной скромностью и развитой самокритичностью. В силу чего и не претендуют даже на самое символическое звание аристократа. И эта потенциальная интеллектуальная и психологическая элита общества, к сожалению, не понимает истинной ценности того, чем уже обладает. И того, чем могла бы обладать. И не только с точки зрения своего непосредственного окружения. Или даже общества в целом. И что самая главная их ценность имеет место быть с точки зрения иерархии вечных классических ценностей. И, в первую очередь, духовного характера. Иначе говоря, с позиции Высших сил Вселенной. Ибо, каждому из них предназначена особая персональная миссия на Земле. И очень жаль, что большинство из этих потенциальных аристократов не только об этом не знает, но и не догадывается. И именно поэтому не особо серьезно задумывается о том, чтобы сознательно и целенаправленно и работать над собой, и создавать для себя не просто какую-то там отдушину, а именно высокого качественного уровня. Дающей возможность наиболее полноценно восстанавливать свои душевные и духовные силы, потраченные на решение суровой прозы жизни, мелкой суеты, обретения себя в этом мире. Построения более или менее полноценного внутреннего мира. Часто не благодаря усилиям своего окружения, а в принципиальное противоречие ему. И на выстраивание своей системы принципов и убеждений, взглядов и представлений, правил и законов, привычек и традиций. Ибо, то, чем довольствуется большинство окружающих, не только не совсем подходит человеку с некоторыми аристократическими наклонностями, творческой личности с хорошим уровнем интеллекта, зрелости, мудрости, самодостаточности, гармоничности, созидательности, конструктивности, а, чаще всего, ему принципиально не подходит. И это надо увидеть, понять, принять.
Ощутить разумное зерно своей избранности, чтобы понять свою ответственность перед Вселенной и не впасть в банальную гордыню и манию величия. Очень важен в этом моменте элемент избирательности. Во всем. В фильмах и спектаклях, музыке и книгах, общении и развлечениях. По сути, приходится почти опытным путем постигать то, что является не просто благотворным для своего ума и души. В какой-то незначительной степени. А то, что наиболее благотворно для них. И в последующем стараться пожизненно делать акцент именно на таких явлениях и моментах жизни. Сознательно и целенаправленно отбрасывая от себя все второстепенное и третьестепенное, мелкое и прозаичное, деструктивное и дисгармоничное, примитивное и упрощенное. Не говоря уже о том, что необходимо выработать собственные критерии качества восприятия жизни с интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. И тут есть масса весьма специфических нюансов. Например, не стоит их противопоставлять критериям окружающих, более упрощенного характера. Чтобы не создавать проблемные и конфликтные ситуации. По крайней мере, по возможности. Это, конечно, не означает того, что нужно специально всегда и во всем противопоставлять себя всем остальным. Но и слепо идти на поводу у окружающих тоже не стоит. Ибо, задачи стоят совершенно различные. И их радости совсем не обязательно являются истинными и главными радостями для истинного индивида. Не говоря уже об интеллигенте с аристократическими наклонностями.
Степень душевного комфорта и равновесия, мощности и глобальности радости, возникающей в душе от соприкосновения добродетельного человека с тем или иным явлением жизни, может быть косвенным критерием того, насколько именно это явление жизни подходит для данного конкретного человека. Истинная душевная отдушина должна присутствовать достаточно регулярно и на протяжении вполне определенного интервала времени. Час, два и т.д. Так как пять минут, даже самого замечательного времяпровождения, как правило, не могут дать существенного и стабильного положительного эффекта для ума и души.
Человек с элементами аристократизма знает и понимает то, что может быть источником качественных положительных эмоций. Например, формальная сексуальная связь с лицом противоположного пола, без должного душевного взаимопонимания, вряд ли будет большим праздником именно для души. Хотя, в отдельных эксклюзивных случаях, тоже имеет смысл в своем существовании. Но, не как главный и постоянный источник положительных эмоций. Очень важно для каждого человека, а творческой личности, в особенности, четко понимать реальный уровень качества того явления, с которым он, так или иначе, столкнулся. Нельзя себя питать только второстепенной душевной и духовной пищей. Это, в любом случае, внесет мощный элемент деструктивности и дисгармоничности в ваш внутренний мир, в его важнейшие процессы и явления. Все должно оцениваться с точки зрения классических ценностей. И в первую очередь, духовного характера. Все должно иметь хороший потенциал изящности мысли и чувства. В идеальном варианте – еще и изящности духа. Что, собственно, мы и видим у истинных интеллигентов. И в чем имеется их принципиальное отличие (кроме всего прочего) от большинства других людей в ближнем и дальнем их окружении.
Для добродетельного человека особенно важно его отношение к своим способностям и талантам. Почему с художником Гоголя из повести "Портрет" случилась такая драматичная история? Одна из причин заключается в том, что он забыл о своей миссии таланта. Человеку дается талант не для самоуверенности и самовлюбленности, высокомерия и чванства по отношению к тем, кто такого рода талантом в такой значительной степени не обладает.
Таланты и способности даются человеку для того, чтобы он выполнял миссию Высших сил по повышению уровня гармонии в человеческом обществе, на Земле, во всей Вселенной. И не по четным или нечетным дням месяца, а всю свою жизнь до последнего вдоха. Материальные блага, которые могут сопутствовать талантливому человеку, предназначены, в первую очередь, для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для дальнейшего развития и совершенствования таланта и всесторонней гармонизации личности талантливого человека. Если человек не занимается интенсивным развитием своего таланта, так сказать, зарыл его в землю, если он не придает особого внимания своему духовному развитию, то бесконечное множество искушений, мелких и банальных распространенных и даже отчасти престижных (с точки зрения основной массы современников таланта) приводит его талант в бесплатное приложение к многочисленным капризам и прихотям, к мелкой повседневной суете, способной забрать всю его жизнь таланта без остатка. Все его время, силы ума, души и тела. Уж, о какой гармонии собственной или окружающего мира при этом может идти речь.
Мощный энергетический потенциал, заложенный в организм и психику талантливого человека, обязательно должен найти свое практическое воплощение. И если это не происходит в хорошем плане, то обязательно в плохом. Природа не терпит пустоты. Анархия и хаос овладеют умом и душой таланта, а отсюда недалеко и до полного сумасшествия.
Истинный талант, как правило, имеет особое личное подключение к информационному полю Земли. Именно этим объясняется высокая степень оригинальности идей, приходящих ему в голову, даже для сознания самого таланта. Не говоря уже обо всех прочих людях. Но эта особая привилегия не дается человеку даром. Он должен постоянно (в первую очередь, наедине с самим собой) оправдывать это доверие, это особое расположение Высших сил. Своей жизнью, своим творчеством. Отношением к себе и своему таланту талантливый человек должен постоянно доказывать свое право на эксклюзивное, предназначенное только для него, вдохновение. В противном случае, талант будет отобран у него. И нередко раз и навсегда. Господь долго терпит, но, в конце концов, сурово наказывает отщепенцев, своенравных и сумасбродных людей, особенно с наклонностью к интриге и авантюре, жестокости и равнодушию, агрессивности и грубости, подлости и наглости и прочим подобным «замечательным» психологическим и духовным завихрениям. Не зря же сказано, что и гений и злодейство несовместимы. И не потому, что формально они не могут находиться в одном человеке одновременно. А потому, что талант не имеет права быть безнравственным человеком. В особо тяжелых случаях безнравственности таланта Высшие силы просто–напросто прекращают его жизнь чисто физически. Ибо, он не только не выполняет возложенную на него миссию весьма достойным образом, но и создает массу искушений для тех, кто восхищается его талантом и стремится всячески подражать своему кумиру и в главном, и во второстепенном. Иначе говоря, безнравственный талант несет зло (сознательно и целенаправленно) не только в свою жизнь, но и жизнь многих других людей. Тем самым, существенно снижая уровень гармонии в человеческом обществе. А этот важный и принципиальный момент Высшие силы не могут пропустить мимо своего внимания. И поэтому они вынуждены принимать соответствующие меры.
Другой вопрос в том, что практически у всех людей есть своя персональная миссия: социальная, профессиональная, половая, семейная, роль ребенка по отношению к своим родителям, роль родственника по отношению к близким и т.д. и т.п. И этот список миссий не менее важен, чем миссия таланта. И за нежелание знать, понимать и учитывать в своей жизни этот список миссий, Высшие силы нередко очень серьезно наказывают практически каждого из нас. Таланта, конечно, наказывают в два–четыре раза тяжелее, чем обычного человека.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71526568?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Психология и философия доброты. Т. 2. Часть 19 Александр Алтунин

Александр Алтунин

Тип: электронная книга

Жанр: Социальная философия

Язык: на русском языке

Стоимость: 0.01 ₽

Издательство: Автор

Дата публикации: 13.01.2025

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Казалось бы, доброта – это понятие достаточно хорошо известно всем. Но мало кто задумывается о том, что это не только черта характера, но и элемент мировоззрения. С другой стороны, в настоящий момент отсутствуют работы, в которых доступно и популярно изложено более 150 аспектов анализа доброты. Общий объем работы составляет 2 тома с более 1000 страниц. Автор является профессиональным психотерапевтом, психологом, философом, писателем. Работа в значительной степени явилась результатом анализа более 50 тысяч личностей, особенностей и закономерностей их общения с другими людьми, взаимосвязи формирования судьбы человека в зависимости от характера и мировоззрения каждого из этих людей.