Учебник инженера ПТО в строительстве
Дмитрий Николаевич Матвеев
Автор-составитель учебника, с самого детства работает в сфере строительства. За время своей карьеры Дмитрий Николаевич освоил множество рабочих профессий: был мастером, прорабом, инженером ПТО, сметчиком, инженером по охране труда, занимался проведением тендеров и проектированием. За время карьеры он поработал во многих строительных организациях и благодаря этому он имеет обширный опыт.
В книге «Учебник инженера ПТО в строительстве» автор рассматриваются функции отдела ПТО как связующего звена между различными структурными подразделениями строительной компании, включая организацию строительного процесса, планирование, учет товарно-материальных ценностей, строительный контроль и анализ работы строительной организации.
Книга полезна для руководителей и инженерно-технических работников, работающих в строительстве, а также для студентов и аспирантов.
Дмитрий Матвеев
Учебник инженера ПТО в строительстве
Введение
Существует множество пособий, предназначенных для инженеров производственно-технического отдела (ПТО). Однако, в большинстве из них представлены лишь краткие выдержки из руководящих документов, таких как РД, СП и ГОСТ.
В современном мире, когда есть доступ к интернету и многочисленным форумам, где можно найти полезные практические советы, необходимость в подобных справочниках отпадает. В поисковой системе легко найти и спросить, какой акт необходимо составить и как его заполнить, а также ознакомиться с соответствующими нормативными документами.
Моя книга не является справочником, но она призвана акцентировать внимание на самых важных аспектах работы ПТО. Я уделяю особое внимание правильному взаимодействию участников строительного процесса, делюсь своим опытом, рассказываю о внедрении новых технологий и цифровизации строительства. Также в книге содержится немного теории, основанной на нормативных документах.
Конечно, в вечно меняющем мире, меняются технологии и теория (законодательство), поэтому пусть данная книга будет первой редакцией, пишите замечания будем в дальнейшем е корректировать, так как требования и законодательство в строительстве быстро меняется.
В нашей стране существует большая проблема по улучшению и модернизации работы строительной отрасли. Может быть, моя книга хоть как-то поможет решить данную проблему.
Кто такой инженер ПТО.
До сих пор сложно ответить на этот вопрос. Практика показывает, что на ПТО практически все что можно, составление смет, входной контроль, написание заявок на материалы, составление и оформление любой документации. То есть до не давнего времени не было четких должностных обязанностей.
В советское время как пишет поисковик Яндекс: «В советское время существовал чёткий регламент по составу работников ПТО, который зависел от направления деятельности строительной организации и численности предприятия», то есть само предприятие определяло обязанности.
Возникает вопрос: когда же отмечать день инженера ПТО? Ответ: «Никогда». В отличие от дней строителя, энергетика или механика, у инженеров ПТО нет своего праздника.
Также возникает вопрос: где можно получить образование по специальности инженер ПТО? Ответ: «Нигде».
До недавнего времени к инженерам ПТО относились с пренебрежением, как и в советском союзе, считая их «писарями», которые сидят на шее у рабочего класса.
Однако в современном мире роль инженера все изменилось, инженер является одним из ключевых сотрудников на любом предприятии, и понимание его важности будет только расти. Эти изменения происходили постепенно, начиная с начала 2000-х годов.
В конце 2012 года профессиональные стандарты получают официальный статус документов, понятие профессионального стандарта закреплено статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Он представляет собой характеристику квалификации. необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Профессия инженер ПТО появилась в первые введена приказом Минтруда России от 27.11.2014 N 943н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области производственно-технического и технологического обеспечения строительного производства"
В 2023 году введен новый стандарт: приказ Минтруда России от 27 апреля 2023 г. N 412н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области производственно-технического и технологического обеспечения строительного производства". Главным отличием стандарта 2023 года от 2014 это: ведение организационно-технической и исполнительной документации в электронном виде и применять ПО для определения эффективности строительства.
Теперь обязанности инженера ПТО стали понятны и соответствуют современным требованиям.
Обязанности из стандарта я приводить не буду, там слишком много и расплывчато. Достаточно определить цель вида профессиональной деятельности:
«Разработка, учет и контроль соблюдения требований организационно-технологической документации, формирование и ведение (в том числе в электронном виде) исполнительной документации при производстве строительно-монтажных работ для обеспечения высокого качества строительной продукции, рационального использования трудовых и материально-технических ресурсов на всех стадиях строительства и ввода объекта в эксплуатацию в установленные сроки.».
В своей книге я попытался раскрыть основные вопросы, с которыми сталкивается инженер ПТО на производстве. Я попытался не изложить не просто одну теорию, но и свой личный опыт.
Я никогда не работал начальником, всегда был исполнителем. Опыт у меня только такой: «я много раз видел, как нельзя работать и сделал выводы. А как правильно нужно работать наверное никто не знает…». По моему мнению, в будущее за управление строительным процессом лежит за «Искусственным интеллектом».
Функции отдела ПТО.
Отдел ПТО находится как связующее звено между разными структурными подразделениями строительной компании. ПТО – это как сервер, где стекается и хранится все информация о работе строительной компании.
Наверное, так и должно быть, мой бывший начальник говорил прорабам, снабженцам и прочим так: «хватит хранить информацию у себя под подушкой, почему я должен ее вытягивать».
ПТО дает все исходные данные для работы всех других структурных подразделений.
Функции отдела ПТО
Эпоха цифровизации строительства
Эпоха внедрения IT строительства началась с 2015 года (по моему мнению). С начала пытались автоматизировать процесс составления общего журнала работ, то есть как-то связать акты с журналами.
Потом в 200-х появилось умное слово: «управление проектами». Скажу так, сфера «управления проектами» включает в себя работу многих профессий: отдела ПТО, сметного отдела, снабжения, а также взаимодействия с подрядчиками и поставщиками. Конечно, всеми этими отделами руководит «Руководитель проектов».
Взаимодействие выше указанных подразделений довольно сложно, поэтому с начала 2000-х годов появилось новое модное слово: CRM. Простыми словами CRM – это программа, которая помогает взаимодействовать с работниками, заказчиком, подрядчиками.
Далее с начала 2010-х годов многие заговорили про бизнес-процессы. Узнали, что такое СМК (система менеджмента качества). И многие строительные строительной компании начали внедрять СМК.
С 2015 года стало модно говорить о внедрении ТИМ (технологии информационного моделирования). Внедрение ТИМ в строительстве с 2023 года обязательно для всех строительных компаний.
В итоге с начала 2020-х годов начали внедрять специализированные программные продукты для цифровизации строительства.
Скажу один вывод: у строительных компаний, которые не внедряют цифровые технологии нет будущего.
Как же обстоят дела в реальности.
Многие организации максимум что освоили – это эксель и мессенджеры, электронную почту. Снабжение, ПТО и объект «живут своей жизнью» и взаимодействуют только когда возникают проблемы, часто делая одну и туже работу.
Говоря про реальность, то:
С 1 сентября 2023 вступает в силу Приказ Минстроя России от 16.05.2023 №?344/пр «Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2023 73652), который позволяет вести исполнительную документацию в строительстве в электронном виде без дублирования на бумажных носителях. В списке исполнительной документации есть также общий и специальные журналы работ.
Также с 1 сентября 2023 начинает действовать Приказ Минстроя России от 2 декабря 2022 года №?1026/пр, который отдельно утверждает форму общего журнала работ и порядок его ведения.
Какие документы можно вести в цифровом виде:
? акты выполненных работ,
? справка о стоимости выполненных работ,
? исполнительная документация;
? журнал учета выполненных работ формы КС-6а,
? другая документация.
Основные этапы внедрения цифровизации:
Внедрение системы менеджмента качества, налаживание и совершенствование бизнес-процессов. Нельзя автоматизировать существующие процессы без их предварительного улучшения, фактически автоматизируется существующий хаос. Для этого необходимо Обучение персонала, разработка собственных Регламентов работы своим персоналом. Нельзя внедрять типовые требования и ломать собственные бизнес-процессы чтобы не потерять оригинальность своего бизнеса;
Внедрить электронный документооборот, чтобы легитимно согласовывать и подписывать любые типы документов: от заданий на инженерные изыскания до бухгалтерской первичной документации.
Перевести в цифровой вид электронный строительный контроль, введение работы по технологии RFI;
Зафиксируйте бюджет, который вы можете использовать для покупки программного продукта.
У организации должен быть IT-администратор, который будет администрировать систему, создавать учетные записи, разграничивать права доступа и отслеживать учетные записи и активности;
Внедрение системы проектного управления и цифровизации строительства в своей строительной компании и навязывание схемы работы своим подрядчикам и поставщикам;
Переход на ТИМ;
Обратимся к пункту 5, кто такой IT-администратор? – это BIM-менеджер в строительстве.
Кто такой BIM-менеджер в строительстве?
Это не проектировщик, а управленец, который работает в строительной организации. Он отвечает за внедрение информационных технологий и процессов цифровизации на всех этапах проектирования, строительства и передачи объекта в эксплуатацию.
Сейчас внедрен новый профстандарт Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 ноября 2020 года N 787н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве" (в редакции 2024 года).
Реальность говорит, что вакансий на эту должность почти нет, но посмотрим будущее покажет.
Говоря про будущее, то:
Широкове внедрение платформ для управления проектами. Кога все участники находятся на одной платформе. Когда Ваш архитектор отвечает напрямую, что экономит ваше время на сборе и предоставлении актуальной информации участникам проекта.
Информационное моделирование зданий позволит координировать строительство в реальном времени и выявлять проблемы до начала строительства.
Программное обеспечение для проверки чертежей, применение искусственного интеллекта для выявления недостатков в проекте.
Внедрение программ с применением искусственного интеллекта (ИИ). ИИ снижает затраты за счет автоматизации бизнес-процессов, предлагает предиктивную аналитику хода строительства и оптимизирует распределение ресурсов.
Основные направления применения ИИ в строительной отрасли:
Проектирование и создание виртуальных двойников зданий
Интеллектуальная обработка строительной документации
Мониторинг и контроль за выполнением строительных работ
Аутсорсинг инженерных услуг
Идея в том, что эпоху кризиса, когда у строительной компании один-два объекта, то содержать несколько инженеров (ПТО, сметчика, геодезиста снабжение) не выгодно.
Экономически выгоднее взять на аутсорсинг другую специализированную организацию, которая будет оказывать услуги инженерно-технических работников, нежели держать в штате сотрудников, большую часть времени бездействующих.
Один грамотный инженер ПТО может вести до пяти объектов одновременно.
Выбор между аутсорсингом и собственной инженерной службой зависит от размера объекта, от сложности и сроков выполняемых работ
Аутсорсинг в строительстве зародился в начале 2000-х годов. Тогда большинство строительных компаний отказывались так работать, мотивирую тем, что они не смогут оказывать влияние, давление и контроль на своих сотрудников.
Все изменилось благодаря пандемии коронавируса. Строительные строительной компании поняли плюс работы на удаленке и передачи на аутсорсинг. Сейчас многие строительные организации, так сказать, берут инженера в «аренду» и передают делать исполнительную документацию на аутсорсинг.
Запрос информации или RFI
Запрос информации (Request for Information) – это документ, который используется в процессе строительства для уточнения необходимых деталей проекта. Во время реализации сложного строительного проекта составляется множество запросов информации, на которые даются ответы, чтобы обеспечить надлежащее проектирование, соблюдение спецификаций и использование материалов. Роль RFI в управлении строительным проектом заключается в содействии коммуникации и сотрудничеству между всеми сторонами, участвующими в проекте.
RFI пришло к нам с запада, и это хорошая идея, потому что:
по-старому коммуникация осуществлялась через письма директора, не надо писать письма директору по каждому вопросу, у него и так много дел.
Вторая проблема в том, что прораб (мастер, инженер), тот кто находится на объекте не имеет право отправлять письма директору Заказчика. Прораб говорит о проблеме руководителю проекта, тот передает информацию своему директору, а он директору заказчика, в результате чего удлиняется цепочка передачи информации от объекта до заказчика.
Никто не отменяет письма директору, просто предлагается другой способ коммуникации по техническим вопросам конкретно на одном объекте, проекте. Просто технические вопросы (замечания к проекту, согласование, смет, замена материала и прочее) должны решать конкретные специалисты.
Специальные программы доступ к интернету с наших мобильных телефонов упростили общение, а также упростило процесс отправки запросов на получение информации (RFI). Причем с данным запросом (RFI) смог бы ознакомится любой сотрудник строительной компании.
Наиболее эффективный способ выдачи RFI – через платформу управления проектами, которые могут автоматизировать отправку напоминаний и предоставить людям возможность задавать вопросы и отвечать на них. Таких платформ очень много, сейчас только отечественных таких сервисов больше десяти.
Запрашивающий просто заполняет стандартную форму, в которой подробно описывается, что он ищет, а также контактная информация заинтересованных лиц. После создания запрос RFI превращается в автоматизированный рабочий процесс, сопровождаемый запросами необходимой информации и согласованиями, которые отслеживаются по мере обмена информацией.
В форме RFI указаны вовлеченные стороны, так что запрос направляется непосредственно заинтересованной стороне немедленно и автоматически, что устраняет необходимость в отдельной цепочке сообщений по электронной почте.
Если у вас нет доступа к платформе для управления строительством, самый простой способ отслеживать вышеуказанную информацию – создать электронную таблицу. Журнал отслеживания запросов на информацию поможет вам фиксировать информацию по каждому запросу на информацию и понимать статус каждого из них.
Распространяйте журналы RFI раз в неделю. Журналы запросов на разъяснения – это основной источник информации о том, где находится каждый из ваших запросов на разъяснения и в каком суде он рассматривается. Люди заняты и не всегда знают, на что потратить своё время. Еженедельная рассылка журнала запросов на разъяснения напоминает людям о необходимости работать над этими вопросами, удерживая их в центре внимания.
Распространенные типы запросов RFI включают:
Координация строительства: охватывает запросы на согласование процедур, графиков и элементов безопасности
Сроки и поэтапность: используется, когда застройщику необходимо изменить последовательность строительных работ, столкнувшись с проблемами цепочки поставок или ограничениями рабочей силы
Изменение дизайна: используется для пересмотра проекта с целью исправления строительной ошибки
Изменение метода или процесса: используется, когда подрядчик хочет изменить определенное здание или метод монтажа
Удаление области применения: используется для удаления работ из проекта
Неполные спецификации: используется для выявления ошибок или упущений в строительных планах и спецификациях
Условия на стройплощадке: используется, когда возникают расхождения между описанием условий на стройплощадке в строительной документации и фактическими условиями на стройплощадке
Конфликт коммунальных услуг: используется, когда линии электропередач находятся на пути и неточно отражены в планах строительства, как предполагалось изначально
Общие вопросы: Эта всеобъемлющая категория охватывает другие вопросы, такие как вопросы, связанные с инспекциями, сертификациями, гарантиями и штрафными санкциями,
Пример формы RFI
Схема взаимодействия при согласовании RFI.
Мониторинг процесса взаимоотношений при согласовании календарного плана
Номенклатура дел на «облаке».
Вся информация по объекту должна хранится на облаке чтобы в любой момент можно было зайти со своего устройства. На облаке есть очень важная функция «Журнал версий» файлов благодаря которой можно посмотреть предыдущие версии файла, и если файл был случайно удален, то можно восстановить. Еще важная функция – это права доступа к файлам, то есть доступ к облаку нужно давать всем желающим, но с разными правами доступа. Важно не потерять файлы. Простое хранение файлов организации на сервере не имеет таких функций.
Каждая папка и файл должны иметь «свое место», расположение или структура должна иметь какую-то логику, то есть папка в папке, в соответствующей папке. Номенклатура дел на облаке должна быть закреплена приказом директора, чтоб никто ее не нарушал и не устраивал бардак на облаке.
Основные папки, то есть первый уровень структуры на облаке, например:
Входной контроль материалов;
Контакты на объекте;
Склад;
Охрана труда (инструкции по ОТ и ТБ, наряд-допуски);
Уставные документы;
Разрешительная документация;
Договор с Заказчиком;
Договора с Подрядчиками;
Договора с Поставщиками;
Общий журнал работ, ежедневные отчета мастеров;
Рабочая документация, договор, сметная документация;
ППР, тех карты;
Исполнительная документация;
Выполнение с заказчиком (формы КС-2);
Переписка (письма, RFI);
Нормативно-техническая литература.
Система контроля качества строительных работ.
Нужно различать требование к качеству работ, который определяется стандартом СТО НОСТРОЙ 2.35.122-2013, который говорит о конкретных показателях и Система менеджмента качества, которая относится к процессам строительного бизнеса и их оптимальным взаимодействиям, которое регламентируется стандартами ИСО серии 9000.
Согласно СТО НОСТРОЙ 2.35.122-2013 Система контроля качества «НООСТРОЙ»:
«Система контроля качества (СКК) – это внутренняя система взаимосвязанных управляемых процессов, результаты которых сохраняются в организации в виде записей. Она является важной и неотъемлемой частью системы менеджмента организации. Ее внедрение в строительной организации рассматривается, как первый шаг к созданию системы менеджмента полного формата, не требующий затрат, аналогичных затратам по внедрению и сопровождению систем менеджмента».
Система контроля качества «НОСТРОЙ» состоит из 9 элементов:
Общие обязательства и ответственность руководства по системе контроля качества.
Квалификация и компетентность персонала.
Управление нормативно-технической, проектной и технологической документацией.
Управление техническими средствами для выполнения работ и контроля.
Связь с заказчиками, субподрядчиками и работа по претензиям.
Взаимодействие с поставщиками материалов, конструкций, услуг.
Контроль производства работ и сохранности собственности заказчика, в том числе готовой строительной продукции.
Охрана труда.
Охрана окружающей среды.
Как видим к системе контроля качества входит много элементов. Все критерии, которые к ней относятся прописано в данном стандарте и расписывать их не будем.
Здесь ниже мы определим критерии, которые относятся к компетенции отдела ПТО, а именно:
пункт 3 – Входной контроль проектной, рабочей документации;
пункт 4 – Лабораторный контроль;
– Геодезический контроль;
пункт 6 – Входной контроль конструкций, изделий, материалов и оборудования;
пункт 7 – Строительный контроль:
– внутренний операционный контроль;
– приемочный контроль по видам выполняемых работ и строй контроль заказчика;
– авторский надзор.
Планирование.
Календарный план строительства объекта является частью проекта производства работ (ППР) и проекта организации строительства (ПОС).
Как же составляется календарный план?
По состоянию на сегодняшний день базовыми методами сетевого планирования считаются метод критического пути, метода критической цепи и метод оценки и пересмотра планов (PERT), метод графической оценки и анализа (метод GERT).
В указанных методах учитывается вероятность выполнения работ в определенный срок.
Может быть это и хорошо, но на практике я такого не встречал, в лучшем случае просто в календарном плане расписывается очередность работ как приложение к договору и ника его практически не используют.
В планировании человечество ничего лучше не придумало, чем диаграмма Ганта. Пусть даже называется это по-другому: сетевой график планирования, Канбан или другие зарубежные слова, но все равно это одно и тоже.
Диаграмма Ганта представляет собой горизонтальную линейную диаграмму, при помощи которой задачи проекта представляют как отрезки, протяженные во времени и характеризующиеся конкретными временными параметрами (датами начала, окончания, задержками и др.).
Календарный план составляется отделом ПТО генерального подрядчика исходя из сроков строительства, которые прописаны в Договоре подряда.
Далее календарный план отправляется на согласование Заказчику. Заказчик же согласовывает со своими финансистами на момент финансирования выполнения работ и составляет график финансирования, который согласовывается подписывается с подрядчиком.
На основании календарного плана от ПТО делается «календарный план от сметы».
Сейчас функция «календарный план» есть в любой сметной программе. Календарный план от сметы позволяется распланировать затраты, затраты на приобретение материалов и оборудование, на ФОТ, на эксплуатацию машин.
Календарный план (график) поставки материалов передается в отдел снабжения (логистики). Отдел снабжения (логистики) определяет затраты на приобретение ТМЦ и согласовывает сроки поставки, так как нужно учитывать, что поставка материалов и оборудования должно быть осуществлено до начала выполнения работ, поэтому в графике поставки, дата может быть сдвинута назад на пару недель по причинам: сложность доставки до объекта, долгий срок изготовления материалов, прочие риски.
Календарный план работы (эксплуатации) машин передается в отдел главного механика. Отдел главного механика определяет затраты на эксплуатацию машин и на формирование склада запчастей и ГСМ и согласовывает сроки поставки.
Вышеуказанные данные передаются в отдел Смет и ценообразования, где проводят анализ – хватит ли у нас средств в данный момент и определяют график финансирования. Скорректированный график финансирования согласовывают с Заказчиком
Как спланировать ресурсы, когда нет смет. Отчет брать данные с аналогичных выполненных ранее объектах, то есть из опыта. Конечно, нужно вести базу данных о ранее выполненных объектах, нужно проводить анализ данной базы, чтобы использовать выводы для будущей работы. Увы, о я пока не в одной организации такого не видал. Возможно, в будущем, когда произойдет «цифровизация» строительства это будет осуществимо. Считается, что составление календарного плана на основе данных опыта имеет более высокую точность.
Основные правила составления календарного плана графика:
Не нужно обманывать заказчика, нужно ставить реальные сроки.
Исходным является наличие ресурсов в наличии у нас или у привлеченных подрядчиков. Нужно определять срок работы исходя из наших возможностей по наличию ресурсов (людей, финансов и прочее). Например, невозможно выполнять работы если у нас на сейчас на стройке пару «инвалидов», не может капать яму в трех местах одновременно, если у нас один экскаватор. Нужно определить хватит ли у нас аванса, своих или кредитных средств на снабжение объекта.
После согласования календарного плана работ можно объединить график поставки материалов и оборудования с календарным планом работ для проверки. Сначала снабжение, потом работы.
Ненужно делить стройку или календарный план на этапы. Потому что есть объект, и он строится не прерывно.
Возможна корректировка календарного плана, если существенно отстали или что-то поменялось, чтобы в дальнейшем календарным планом пользоваться и иметь практическую значимость для работы прораба и снабжения. Прораб должен знать, что он будет делать «завтра» и это должно быть по четко установленному плану. Корректировка календарного плана лучше делать в программах для управления проектами.
Схема взаимодействия при согласовании календарного плана.
Мониторинг процесса взаимоотношений при согласовании календарного плана.
Участие отдела ПТО в учете товарно-материальных ценностей (ТМЦ)
Учетом ТМЦ занимается бухгалтерия. Но в бухгалтерию подаются данные чтобы она правильно провела правильно проводки. В первую очередь это касается списания материалов, потому что когда происходит необоснованное списания материалов, то у организации будут большие проблемы с налоговым органом. Потому что списание материалов – это расходы организации, расходы влияют на прибыль, которая влияет на размер налога на прибыль.
ТМЦ Строительной компании подразделяются на следующие виды:
основные материалы – перечень материалов, изделий и конструкций, приведенных в технических частях, вводных указаниях или приложениях к соответствующим сборникам на монтаж оборудования, расход которых зависит от проектных решений, включается в объем строительно-монтажных работ;
оборудование – к оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ;
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71444830?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.