Почему трудно быть начальником

Почему трудно быть начальником
Дмитрий Николаевич Матвеев


Эта книга – не просто рассказ о том, как тяжело стать начальником, но и руководство к действию для тех, кто осмеливается взять на себя роль лидера и стремится сделать свой бизнес успешным, оставаясь при этом честным и справедливым.Автор делится личным опытом, от инженера к предпринимателю, освещая болевые точки карьерного роста и менеджмента в условиях современной России. В книге он осмысливает свои взгляды на управление и роль начальника, стремясь найти способы эффективного управления без ущемления человеческого достоинства подчиненных.Основная мысль книги заключается в том, что эффективное управление людьми возможно без прибегания к архаичным и жестким методам, а настоящий успех в бизнесе начинается с создания крепкого и мотивированного коллектива.Эта книга станет полезным руководством для тех, кто мечтает о собственном деле или уже сделал первые шаги на пути к предпринимательству.





Дмитрий Матвеев

Почему трудно быть начальником





Предисловие.


Я просто инженер. В жизни я поменял много работ, но так и не стал начальником.

Причина, почему я хочу стать «начальником» – стать хорошим начальником и приносить людям пользу. Конечно, пользу можно приносить и не быть начальником, но ведь чтобы больше пользы принести нужно иметь больше способностей, больше полномочий. То есть чтобы что-то дать, нужно что-то иметь.

Наверное, потому что в жизни бывшие мои начальники меня обижали, обращались ко мне с матом и называли оскорбительно и прочее, всегда только требовали, и мало чему учили.

Я в корне не согласен с методами и стилями управления бывших начальников и хочу доказать, что эффективно управлять людьми можно по-другому.



Когда я закончил институт, я думал, что больше не стану «бегать с лопатой», но увы … Свои высшие образования мне никак в этом не помогли. Я все равно работал разнорабочим, грузчиком, а в лучшем случае – инженером-исполнителем печатал бумажки для пяти моих начальников.

Почему? Наверное, в нашей стране важнее связи, административный ресурс, кумовство, или просто пенсионеры начальники еще не успели умереть.



Часто на работе про мое образование, говорило только о том, что я – «теоретик», а им нужны «практики». Я к своим 37 годам так и не стал «практиком». :(



В итоге я для себя решил: если меня не ставят «начальником», я сам себя поставлю. И открыл свой бизнес – строительную компанию.

Про бизнес я много читал и ходил на разные семинары к бизнес-гуру. Но реальность оказалась другой, не та, про которую учили на семинаре.



Я решил написать о реальности:

Почему одни предприниматели становятся успешными, а другие нет?



Надеюсь, мои домыслы будут полезны начинающим бизнесменам.



Введение. Коллектив.

Хочу рассказать в первую очередь о значимости коллектива. Создать бизнес – это и значит создать коллектив. Коллектив – это ресурс для достижения цели бизнеса (цель бизнеса – это получение прибыли, либо желание помочь людям или изменить мир к лучшему).

Даже если предприниматель «многорукий» и он один – это не бизнес, такой бизнес проживет до первого срыва этого предпринимателя.



Реальность такова – развитие предприятия волнует только самого предпринимателя. Всем остальным – по «барабану», остальных волнует только одно – здесь и сейчас взять как можно больше денег и желательно нахаляву.



На семинарах рассказывают про «мотивацию» про всякие разные методики. Вывод всей этой «мотивации»– это создание коллектива.



Главная цель предпринимателя – это создать КОЛЛЕКТИВ!



Я понял это тогда, когда за утро мне звонили по десять раз Заказчики, по раз двадцать – Рабочие, по раз десять – Поставщики. Справится с этим одному невозможно.



На создание КОЛЛЕКТИВА не стоит экономить деньги и время. Мой пример показал только отрицательный опыт – я сам пытался найти работников среди друзей и знакомых, все, потому что я жалел деньги и время даже чтоб дать объявление на сайт поиска сотрудников.

В итоге совет – пусть подбором работников занимается специалист, причем этот специалист – не Ваш «знакомый».




Глава 1. О заказчиках.


Предприниматель должен понимать то, что он несет ответственность перед Заказчиком и перед Рабочими.



Предприниматель находится как между молотом и наковальней.



Существует много примеров как нельзя работать, ниже приведу несколько:

Просят привести бригаду (просят, чтоб ты привел рабочих).

Так работать нельзя. Потому что ответственность все равно будет на предпринимателе. Заказчик не заплатил – рабочие будут тебя «вымогать» и требовать деньги не с Заказчика, а с тебя. Рабочие на косячили – Заказчик скажет: «кого ты привел?». В итоге только головная боль и убытки.



Просят начать работать, чтоб мы показали себя, и чтоб Заказчик увидел, как мы работаем.

Такое положение дел дает преимущество Заказчику, потому что Вы привязаны к объекту, вы уже не уйдете, вы согласитесь на любые условия Заказчика.

Например, один из любимых приемов (условий): Заказчик заключает договор с посредником, и Заказчик предлагает Вам с ним заключать договор.

Далее, когда за выполненную работу просите оплаты, то Вы, конечно, звоните Заказчику, с которым ты изначально вели переговоры. Он же в свою очередь отвечает:«мы все заплатили «посреднику, ищи его», а посредник говорит: «объект не сдан, никто денег не получал позвони завтра». В итоге завтра не наступает.



3. Заказчик не является «Заказчиком». В строительстве у каждого участника есть свои обязательства и своя ответственность. То есть существует один Заказчик, у которого только свои определённые функции, существует один Генподрядчик, у которого только свои определенные функции, все остальные просто Подрядчики. Были такие случаи, когда мне приходилось работать с посредником, «просто подрядчиком», но данный посредник называл себя «Заказчиком», то есть называл себе тем, кем не являлся. Данный посредник не имел права принимать выполненные работы и не обладал финансами. Данный обман привел к очередному кидалову.



4. А есть ли у Заказчика деньги? Где гарантия оплаты. Подписанный договор не дает гарантии оплаты. Даже если есть договор, вы пойдете судится и тратить еще дополнительные средства и время.

Конечно, это зависит от честности Заказчика, но честных людей всего пару процентов. Остальные считают так: «бизнес – это когда люди сделали работу, а цель бизнеса -заплатить как можно меньше, либо не платить, либо оттягивать оплату как можно дольше». Ничего личного – просто бизнес.

Часто мы сами себя обманываем: видя, что Заказчик богат, при деньгах – мы подсознательно думаем, что если у него они есть, то он обязательно «поделится» (заплатит за работу). Поэтому мы доверяем ему и не наглеем – не берем аванс. А итог такой: когда сделаешь 80-90% работы тебя выгоняют, просто не пускают на объект, просто работают уже другие, просто «да пошел этот лошара…»



Вывод: доверяй, но проверяй. То есть проверяй репутацию Заказчика.



5. Заказчик просит сразу сказать сколько стоит выполнить данный объект – это очередной обман. Может Заказчик сам не считал реальную стоимость, но прибыль свою заложит, но все риски будут лежать на Вас. Это подразумевается, что никакие обстоятельства и никакие дополнительные работы не будут учитываться, то есть объект должен быть сдан, причем, как и кому – это большой вопрос. В итоге вас выгонят со стройки, потеряете свой инструмент и бесплатно поработаете.



6. Всегда нужно выполнять честно свою работу. Нормальным людям всё-таки стараются заплатить за работу. Даже если кто-то из заказчиков кинул, не надо делать плохих выводов. Нужно просто делать честно и правильно свою работу, потому что хороший Заказчик приведет тебе еще десять таких же хороших Заказчиков и деньги вернутся. Нужно беречь свою репутацию.



ВАЖНО: Бизнес – это «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ», а ответственность начинается с договора. А договор может быть «договором», если он подписан.



Вывод:

обязательно договор, договор, и еще раз договор в бумажном виде ;

проверка контрагента заказчика, подрядчика или субподрядчика на платежеспособность;

проверка репутации контрагента – а именно грамотность его персонала, кто работает в его офисе;

гарантия снабжения материалом заказчиком и штрафные санкции за простой;

составление бюджета проекта (или бизнес-план моей компании для работы на данном объекте).



ВАЖНО: УСЛОВИЯ, прописанные в договоре. Заказчик может прописать такие условия, которые выполнить невозможно (например, допуск только определенных работников на объект), так же может прописать неприемлемые штрафные санкции.



Если договор не заключен:

Работать можно только так: оплата каждый день за фактически выполненный объем и по заранее обговоренным расценкам (край оплата за два дня).



Нельзя верить, что Заказчик оплатит в конце выполнения всех работ. Он не заплатит, бывали случаи, что даже крали инструмент.



Во время переговоров с Заказчиком, нужно продумать и задавать этот Вопрос о гарантиях оплаты, гарантии сохранности моего инструмента, о гарантии сохранности материалов, о финансировании работ и об этапах оплаты…



Переговоры с Заказчиком о заключении договора на работы имеет очень много нюансов, но судя из моего опыта, хочу рассказать основные краткие правила:

Нельзя соглашаться на первую цену;

Всегда можно договорится на более выгодных условиях;

Бесплатно – это самое эффективное слово в продажах;

Без проекта работать нельзя. Это относится к тому, что все должно измерено, рассчитано, начертано, согласовано. Это сперва нужно требовать с Заказчика. (либо самому делать техзадание, проект, смету, но за отдельные деньги).

Существует оплата исходя из расчета расценок по каждому виду работ – и это правильно и обоюдно выгодно.

Что значит «под ключ»? Если Заказчик просит стоимость «Под ключ», значит он хочет кинуть, где-то «зарыта собака», это значит: «предусмотреть все, мы не хотим или не можем, но работы вы должны сделать полностью… Если работник (субподрядчик) говорит «под ключ» значит он не хочет делать все нормально, будет искать дополнительные работы и увеличивать стоимость работ.



Вывод: делайте смету по расценкам ВСЕГДА и для Заказчика, и для рабочих, и для субподрядчика… Слово «под ключ» – это кидалово.




Глава 2. Сдельно или повременно работать?


Моя цель – сделать быстрее с приемлемым качеством. Но прежде, чем, дать рекомендации, расшифрую обозначения сдельной и повременной оплаты труда.



Сдельная система оплаты труда – система оплаты труда наёмного работника, при которой заработок зависит от количества произведённых им единиц продукции или выполненного объёма работ с учётом их качества, сложности и условий труда.



Повременная система оплаты труда – форма оплаты труда наёмного работника, при которой заработок зависит от количества фактически отработанного времени с учётом квалификации работника и условий труда.



Кому сдельно, а кому повременно зависит от опыта и профессионализма рабочего, если он профессионал – надо платить сдельно, так он сделает быстрее.



Если не профессионал, не так не сяк – это «помогайки» – им можно платить повременно. Им платится по минимальной, да и их можно гнать за первый же косяк, и набрать на следующий день новых. Причина гнать простая: задавать вопрос: «сколько вы сегодня сделали? давайте посчитаем, сколько стоит ваша работа». Если меньше положенного (ниже рыночной стоимости), то лучше – чтобы завтра пришли другие сотрудники.



Я против повременщиков – сними очень сложно договорится об оплате. Конечно, бывает такое. Есть пример: из книги «Труд руководителя», 1977 г., с. 149 есть такая мысль: «Задачей совершенствования нормирования труда рабочих повременщиков …. Решается путем разработки регламента труда рабочего – определение содержания, объема, сроков, периодичности и методов выполнения работ и строгий контроль за выполнением установленного регламента.»



Удивительно, но об этом только и говорят со времен СССР.



Мое мнение – только сдельно-премиальное. Нужно договариваться так: с договорной сдельной цены оставлять на удержание, не меньше 20% выполнения. Выдача этих 20%, если выполнили объект и не ушли, не украли инструмент, работали без штрафов…и т.п.



Премия, а не удержание может быть только тогда, когда человек выполняет не только свои функции, например бухгалтер в связи с временным отсутствием инженера, берет его работу. То есть цените людей, которые в первую очередь думают о предприятии.



Совет – повременно может работать только проверенный крутой специалист, так как он может гарантировать достойный объем и качество работ. Можно представить это так – у сотовых операторов, клиент перейдет на абонентскую плату, только если стоимость минут выйдет меньше, чем поминутно. То есть повременщиком может быть тот, кто гарантирует выполнение работ, сдельщиком может быть тот, кто не гарантирует выполнение работ за период времени, а за частую это низко квалифицированный персонал.



Совет – повременно люди будут работать хорошо, если будет чуткое руководство или особый контроль.



Главный совет: повременная оплата, может быть, только если люди работают под чутким контролем. Рабочим нужен «воспитатель», как только «воспитатель» отлучился – рабочие начинают пить, воровать, курить и т.д., то есть хорошо проводить время, и за это время рабочие будут вымогать деньги у начальника.



Сейчас у меня сложился стереотип: когда сотрудник просит ежедневную оплату труда, сразу мысли в голове, что он завтра не выйдет по причине того, что было очень весело после полученной зарплаты.



Важное исключение 1: не квалифицированная работа, например, демонтаж плитки, уборка мусора, погрузка и т.д. – сотрудники, выполняющие эти функции, должны работать повременно. Высококвалифицированный специалист не должен вообще делать эти работы.



Важное исключение 2: мы все разные, надо понимать, что есть люди конченные «тормоза» и не надо веять надежды что люди исправятся, не люблю таким давать им шанс.

Можно сразу увидеть по опыту кто и где раньше работал, ведь интересно чем раньше занимался человек: если учился, то это хорошо, так как это лучше, чем если бы он был грузчиком, охранником или бывшим военным (и не только контуженные). Конечно, все индивидуально, но в целом не рекомендую их брать на управленческую работу.




Глава 3. Моя бригада – это мои друзья или враги?


Для меня работа – это война. На войне могут быть соратники, враги, а также предатели дезертиры. Большинство работников – это враги, и с ними нужно вести тактику: война – это своего рода путь обмана.



Да у меня раньше были иллюзия – создание команды и сплочение коллектива.

Но, увы, мой опыт таков:

Работники не хотят работать (большинство), они хотят только деньги (в рабочее время, спят, курят, много говорят, сидят и т.д. и т.п.).

Работники не хотят нести ответственность даже за результат своего труда (при высказывании замечаний, работники отвечают: это не я делал, это мне не говорили, это он…, а почему я должен…а не он, материал был плохой, инструмент дали плохой… и т.п. и т.д.).

Работники всегда стараются обмануть своего руководителя (работали весь день, а ничего не сделали…. Для меня это было всегда большой загадкой).

Работники воруют и все тащат себе в дом (не все, но большинство).

Работники всегда ругают своего начальника за глаза.

Работники всегда спорят и не уважают начальство. И вообще не интересует их, откуда берется их зарплата… Рассказывать им про это бесполезно, они говорят так: «нам не нужна лишняя информация в голове».




Конец ознакомительного фрагмента.


Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/dmitriy-matveev-32971207/pochemu-trudno-byt-nachalnikom-70437625/?lfrom=390579938) на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


Почему трудно быть начальником Дмитрий Матвеев
Почему трудно быть начальником

Дмитрий Матвеев

Тип: электронная книга

Жанр: Эффективность бизнеса

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 22.05.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Эта книга – не просто рассказ о том, как тяжело стать начальником, но и руководство к действию для тех, кто осмеливается взять на себя роль лидера и стремится сделать свой бизнес успешным, оставаясь при этом честным и справедливым.Автор делится личным опытом, от инженера к предпринимателю, освещая болевые точки карьерного роста и менеджмента в условиях современной России. В книге он осмысливает свои взгляды на управление и роль начальника, стремясь найти способы эффективного управления без ущемления человеческого достоинства подчиненных.Основная мысль книги заключается в том, что эффективное управление людьми возможно без прибегания к архаичным и жестким методам, а настоящий успех в бизнесе начинается с создания крепкого и мотивированного коллектива.Эта книга станет полезным руководством для тех, кто мечтает о собственном деле или уже сделал первые шаги на пути к предпринимательству.

  • Добавить отзыв