Мифы шумеров

Мифы шумеров
Н. Воробьева
Мифы мира. Самые сказочные истории человечества
Эта книга приглашает приоткрыть тысячелетнюю завесу тайны над жизнью и верованиями легендарных шумеров, живших, как все мы помним со школы, в «колыбели цивилизации» – между реками Тигром и Евфратом. Вы узнаете, что представляла собой цивилизация жителей Месопотамии, разберетесь, как связаны Шумер, Вавилония, Аккад и Ассирия, познакомитесь с пантеоном и бестиарием шумерской мифологии и одним из древнейших литературных произведений человечества – «Эпосом о Гильгамеше».
Вас ждут захватывающие, опасные и таинственные истории о двойственной богине любви и войны Инанне, о персонифицированной судьбе, предстающей в образе демона смерти Намтара, о стране мертвых, откуда нет возврата и где правят бог Нергал и богиня Эрешкигаль, об ужасающих демонах и вампирах и о добрых духах-хранителях – крылатых быках шеду, самом узнаваемом символе Древней Месопотамии.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Мифы шумеров

© Воробьева Н., текст, 2024
© ИП Москаленко Н.В., оформление, 2024
© Давлетбаева В.В., обложка, 2024
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2025

Введение
В XIX веке весь мир узнал о существовании огромной цивилизации, ставшей известной как шумеро-аккадская. На долгие годы затерянная во времени, она обладала собственными архитектурой, культурой, литературой, представлениями о жизни и месте в мире. Эти люди жили тысячелетия назад – даже страшно представить, как давно это было! – но и они во что-то верили, о чем-то мечтали, к чему-то стремились, над чем-то смеялись, что-то любили. Разгадать загадки, оставленные ими, – наша с вами задача. За прошедшие годы исследователи значительно продвинулись в понимании того, что собой представляли жители Древней Месопотамии. Однако в этой истории еще слишком много белых пятен.
Эта книга призвана познакомить широкий круг читателей с историей и культурой шумерской цивилизации, приоткрыть завесу тайны над жизнью и верой людей, поселившихся между двумя реками – Тигром и Евфратом. Вы узнаете, что представляла собой цивилизация жителей Месопотамии, познакомитесь с верованиями и божествами шумерского пантеона. Прикоснетесь к древнейшей литературе мира, и, кто знает, может быть, среди читателей окажутся те, кто впоследствии раскроет очередную неразгаданную пока тайну цивилизации шумеров.

Глава 1
Загадки шумерской цивилизации

Были ли вы в Ираке? Скорее всего, нет, – нельзя сказать, чтобы это ближневосточное государство пользовалось популярностью у туристов. Да и в целом немногие смогут что-то рассказать о нем, если спросить.
Между тем Ирак – страна, заслуживающая внимания хотя бы потому, что именно там живут потомки представителей первой цивилизации на Земле – шумеров.


Великий зиккурат в Уре. Древнее Междуречье, Ирак

Древнее государство и его жители
Царство Шумер наряду с тремя другими – Аккадом, Вавилонией и Ассирией – и государством Митанни входило в состав Древней Месопотамии – страны, известной сегодня как Древнее Двуречье, или Древнее Междуречье, лежащей в долине рек Тигр и Евфрат. Шумерское государство находилось на юге Месопотамии и включало в себя несколько городов, в числе которых был и Ниппур – священный город. Именно там впоследствии построили храм главного шумерского бога Энлиля, однако не будем забегать вперед.

ПОЧЕМУ ТАКОЕ ИМЯ
Название области, известной нам сегодня как Шумер, и ее жителей появилось лишь в XIX столетии благодаря исследователям Древней Месопотамии, которым необходимо было как-то отделить несемитское население страны от всего остального. Идентифицировали его по титулу вавилонских царей «царь Шумера и Аккада», использовавшемуся в ту эпоху, однако достоверно известно, что сами жители Двуречья ни себя, ни место своего жительства так не называли. Для собственного обозначения у них имелось слово «черноголовые»; впрочем, некоторые ученые утверждают, что оно относилось ко всем племенам Месопотамии, включая ассирийцев. Область же, где они поселились, именовалась Киэнги. В попытках разобраться в словообразовании исследователи выдвигают две основные версии, согласно которым ее название переводится либо как «земля шумерского языка» (Ki-eme-gir, где Ki – земля, eme-gir – шумерский язык), либо как «княжеское место» (Ki-egi, где Ki – место, а egi – князь).
Территорию Шумерского государства неофициально называли также Плодородным полумесяцем. Там были особые природные условия, разительно отличавшиеся от среды на севере древнейшего государства: если на севере летом и весной нередко шли дожди, а зимой непременно выпадал снег, то южная часть обладала жарким, засушливым климатом. Именно это и стало причиной изобретения шумерами ирригационной системы: выкопанные ими каналы по обоим берегам двух рек протянулись далеко в поля на много километров, и это позволило шумерам питать водой даже те земли, что находились на значительном удалении от водоемов. Конечно, существовала опасность обрушения дамб, с помощью которых земли защищали от наводнений, и затопления полей, однако за все время существования Шумерского государства подобное случалось всего несколько раз.
Шумеры заметно отличались от всех остальных племен, населявших Месопотамию. Они были черноволосыми, кареглазыми, невысокими, с густой растительностью на теле и прямыми носами, иными словами, относились к средиземноморскому типу европеоидной расы. Также шумеры отличались от других племен и образом жизни, и своими способностями. Именно благодаря им возникли цивилизация, письменность, первые города – то, что сегодня нам, современным людям XXI века, кажется обыденным и привычным. Интересно при этом, что о существовании шумеров узнали, когда стали изучать аккадскую клинопись. Тогда в текстах, попадавшихся исследователям, встречались нечитаемые места, которые изначально считали тайнописью жрецов и только потом пришли к выводу, что это надписи на каком-то незнакомом, древнем несемитском языке. Лишь в конце шестидесятых – начале семидесятых годов XIX века Эрнест де Сарзек провел археологические раскопки, позволившие обнаружить шумерскую цивилизацию, а Юлиус Опперт придумал название для этого древнего языка и его носителей. Так о существовании цивилизации стало известно миру.


Германо-французский востоковед Юлиус Опперт

На древних изображениях и статуях, найденных при раскопках, у шумеров можно увидеть большие навыкате глаза или огромные уши, которых в действительности у них не было. Дело в том, что, согласно представлениям жителей Двуречья, именно глаза и уши являлись символом мудрости, так что подобное преувеличение носило сакральный смысл.
Как мы уже упоминали выше, климат, в котором проживали шумеры, был жарким и влажным, из-за чего продолжительность жизни в среднем составляла не более 40–50 лет. Некоторые исследователи утверждают, что из-за климата местные жители одежду не носили. С другой стороны, известно, что в ходу у того населения Месопотамии были особые накидки из длинношерстного меха – их называли каунакес. По длине одежды узнавали о человеке: низкий подол указывал на высокий ранг, а туника выше колена демонстрировала, что человек – слуга.


Скульптура головы шумерского правителя Гудеа. Метрополитен-музей. Нью-Йорк, США

О том, сколько всего полезного изобрели шумеры, можно писать отдельную монографию. Для того чтобы перечислить их достижения, не хватит пальцев на руках. Сухие, выжженные пустыни с потрескавшейся землей превратились в благоухающие, цветущие долины. Жители Южной Месопотамии активно занимались скотоводством, земледелием и рыболовством, поэтому без подобных нововведений им было не обойтись. А чтобы передвигаться по воде, шумеры строили ладьи из тростника – самого ходового материала для строительства (он и сегодня активно используется в Южном Ираке, где растет в большом количестве). Чтобы эти ладьи не разваливались, их обмазывали битумом – природной смолой.


Статуя Лугаль-далу – царя шумеров из Адаба, правившего в XXVI в. до н. э. Археологический музей. Стамбул, Турция

Благодаря шумерам небольшие поселения, состоявшие сплошь из тростниковых хижин или каменных домов, разрослись до крупных городов, здания в которых были сложены из сырцового кирпича. Впрочем, из него строилось не все подряд, а только особо важные дома – например, для знати. Также лишь у них в домах были окна, поскольку древесина, использовавшаяся для переплетов, стоила недешево, и позволить ее себе мог далеко не каждый. Дома знати строились в несколько этажей, в то время как домики слуг оставались одноэтажными, с плоской крышей.
С появлением городов у шумеров стали формироваться и государства, где уже тогда действовала своя демократия, – за многие годы до ее возникновения в греческих полисах: аналог двухпалатного парламента с избираемыми депутатами, как мы понимаем эту систему сегодня. Благодаря шумерам появилась и клинопись, которую впоследствии использовали не только они, но и соседние племена вавилонян и ассирийцев. Да и не только клинописью могли бы похвастаться ученые Междуречья – их познания были глубокими в различных областях, таких как химия, математика, медицина, астрономия и многих других. Об этом свидетельствуют надписи и барельефы, найденные на стенах шумерских храмов.


Традиционный тростниковый дом, известный как Мудыф, построенный из натуральных материалов, которые использовались на юге Ирака со времен шумеров. Аль-Чибаиш, Ирак

Сегодня исследователи пришли к выводу, что шумерская культура достигла своего расцвета приблизительно к IV–III тысячелетию до н. э., а предки шумеров могли жить на территории Южной Месопотамии еще раньше – в VI–V тысячелетиях до н. э. Сэмюэл Крамер, известный американский ученый, много лет посвятивший изучению этой древней цивилизации и считающийся одним из ведущих шумерологов в мире, называл их первой – древнейшей – цивилизацией на Земле. В своей работе «История начинается в Шумере» он в качестве примера приводил изобретения жителей Двуречья, которые потрясли мир: первый случай подхалимства, первую психологическую войну, первые нравственные идеалы, первые пословицы, поговорки и притчи о животных, первую песню о любви, первую литургическую похоронную песнь и первый литературный образ.

Что еще изобрели шумеры? Гончарный круг, колесо, колесные повозки и гонки на колесницах (кстати, в них изначально впрягались ослы, а не лошади), различные сельскохозяйственные орудия, таблицы движения планет, пивоварение, систему времяисчисления, суд присяжных, налогообложение, некоторые мифологические сюжеты, включая библейский миф о Потопе. У них даже была своя периодика – так называемый альманах земледельца (в дословном переводе с шумерского). А еще именно шумеры построили самую первую школу!
Древнейшим городом Шумера нынешние исследователи называют Урук, однако сами шумеры с этим бы не согласились. Они верили, что таковым был Эриду, которым правил бог мудрости и воды Энки. Именно он поднял город из воды и установил порядок на земле. Впрочем, о верованиях шумеров и их богах мы поговорим чуть позже.
У каждого города был свой правитель, которого называли «лугаль», что можно перевести с шумерского как «большой человек». Все в городе подчинялось его власти, потому что он был своего рода наместником богов на земле, исполняя их волю, а потому ничто не могло осуществляться вне контроля лугаля. Какого-то единого правителя не было, каждый город считался отдельным государством, и эти города-государства нередко воевали между собой. При этом отметим, что шумерские города очень быстро и активно расширялись – и одновременно с этим настолько же активно развивалась и культура, которую сегодня называют шумерской, но которая в действительности относится ко всему населению Древней Месопотамии без разделения на отдельные племена.


Лугалькисалси – царь Урука (ок. 2400 г. до н. э.). Лувр. Париж, Франция

Древние шумерские тексты, относящиеся к II тысячелетию до н. э., гласят, что местом зарождения жизни жители Двуречья считали остров Дильмун. Они называли его райским местом, страной изобилия, имеющей прямое отношение к богам. О Дильмуне и пантеоне шумерских богов мы поговорим в следующих главах, а пока заметим лишь, что подобные утверждения могут служить доказательством гипотезы о том, что шумеры являлись коренными жителями Двуречья.
Дильмун, или, ныне Бахрейн, является островным государством, расположенным на архипелаге в Персидском заливе, – именно им ограничивалась территория Месопотамии на юге.
В начале II тысячелетия до н. э. Месопотамию оккупировали вавилоняне и амориты, что в конечном счете привело к утрате шумерами своей самобытности и политической силы. Постепенно они перестали существовать как отдельно значимый народ, и все их достижения, все знания о них канули в Лету. Шумерская цивилизация оказалась похоронена под пластами забвения на протяжении многих веков и лишь благодаря британским и французским археологам была вновь выведена из тени.

Другими причинами исчезновения шумеров ученые называют влияние климата – многочисленные пылевые бури и засухи, продолжавшиеся долгие годы, лишили людей воды, – и нашествие кочевников, попросту истребивших шумеров.

Города шумеров
Говоря о шумерах и их жизни, нельзя хотя бы вкратце не затронуть города, в которых они жили, вернее, наиболее влиятельные из них. Как мы уже упоминали выше, древнейшим городом Шумерского государства современные исследователи считают Урук, ставший культурным центром жителей Двуречья в середине IV тысячелетия до н. э. Этот период, когда Урук был главным городом, сегодня называют урукским.


Белый храм шумеров в Уруке. IV в. до н. э. Ирак

В то время Урук представлял собой лишь кучку соединенных между собой протоками и искусственными каналами деревень, в центре которых стоял храм богини Инанны, его называли Э-Ана. Позже рядом появились так называемый Белый храм – святилище бога Ану – и Красное здание – по мнению некоторых ученых, там заседали старейшины.
Урук располагался на востоке от нынешнего течения Евфрата, недалеко от современного города Эс-Самавы, на холме, вершину которого занимали храмы. Именно наличие храмов в совокупности со стеной, которой обнесли Урук, позволило перевести его статус из простого поселения в город – первым среди всех населенных пунктов Древней Месопотамии. Изначально в Уруке проживало не более шести тысяч человек, однако в период расцвета города, в III тысячелетии до н. э., количество жителей значительно увеличилось – до восьмидесяти тысяч.
Помимо храмов и домов жителей, в Уруке, как в крупном городе и к тому же культурном центре, располагались местные вооруженные силы. Это средоточие сил вкупе с торговым развитием города позволило позже объединить под гегемонией Урука несколько городов-государств Южного Двуречья. Развитию Урука способствовал также и географический фактор – удобное территориальное положение позволяло урукцам выращивать большое количество разных культур, а близость к рекам давала возможность активно заниматься ирригацией.
Археологические раскопки на месте Урука стали вестись с середины XIX века, и некоторые найденные фрагменты позволяют ученым считать, что именно в Уруке и зародилась письменность. Однако исследования затрудняет то, что в течение долгих лет в этом регионе шли затяжные войны и из-за сухого климата город был почти полностью разрушен, на месте старых построек возводились новые, временные рамки стирались.
Вне зависимости от того, что сегодня полагают ученые, сами шумеры своим древнейшим городом называли Эриду. Считается, что он был основан в 5500 году до н. э. Адапой – первым человеком на Земле. Эриду находился на побережье Персидского залива и являлся самым южным из всех шумерских городов.


Руины Эриду в современном Ираке

Эриду у шумеров был городом бога Энки. В нем находился его храм – Э-Абзу. Дома в городе располагались по иерархии: жилища знати – возле храма, потом жилища ремесленников, на окраине города селились земледельцы. Согласно шумерским легендам, Эриду являлся центром мира, первым, что было создано после отделения Неба от Земли. По преданиям, Энки поднял город со дна океана, после чего наделил его могущественными силами «ме», что сделало Эриду священным. Власть Энки делил с Адапой, являвшимся, по некоторым мифaм, его сыном. Роль Адапы не до конца ясна: одни легенды утверждают, что он принимал участие в основании города, другие говорят, что он принес туда цивилизацию с райского острова Дильмун.
То, что Эриду был хорошо развит и имел большое значение в жизни Двуречья, подтверждают находки при раскопках. Археологи обнаруживают на месте древнего города керамику отличного качества, которую до этого не находили в Южном Ираке, а постройки в Эриду были очень добротными, с использованием качественного кирпича.


О. Редон. Адапа. 1908 г. Музей Крёллер-Мюллер. Нидерланды


Лагаш в вертикальной клинописи времен царя Ур-Нанше. Ок. 2500 г. до н. э. Лувр. Париж, Франция

Еще одним старейшим крупным городом-государством в Шумере был Лагаш, возникший на рубеже V и IV тысячелетий до н. э. Он находился неподалеку от современного города Эш-Шатры, расположенного на юго-востоке Ирака. В число населенных пунктов города-государства, помимо самого Лагаша, входил еще ряд соседних городов, в том числе Гирсу и Нина. Везде в них почитали бога войны и земледелия Нингирсу.
Расцвет Лагаша случился во время I династии Лагаша, приблизительно в XXV веке до н. э. Потом город пережил упадок, который спустя три столетия вновь сменился кратковременным подъемом при II династии Лагаша. Примерно с XXI века до н. э. Лагаш утратил свое политическое значение, однако по-прежнему продолжал существовать. Важной особенностью правителей Лагаша было то, что никто из них не носил титул лугаля (царя) на постоянной основе. Его получали только на время проведения военного похода или другого важного мероприятия, в обычной жизни же довольствуясь титулом энси (правитель города-государства).
Ниппур (другие названия – Ниффер и Нуффар) был еще одним священным шумерским городом, имевшим для жителей Двуречья важное значение, поскольку именно там располагался храм третьего верховного бога – Энлиля. Он стоял на обоих берегах канала Шатеннил, соединяющего Евфрат и Тигр. В религиозной жизни Ниппур играл весомую роль, однако в политической не имел никакого значения, и это спасло его от значительных разрушений во время войн. Статус священного города, как считалось, способствовал долголетию Ниппура – он просуществовал почти шесть тысяч лет.


Табличка-посвящение правителя Гудеа богу Нингирсу. Художественный музей Уолтерса. Балтимор, США

Храм Энлиля назывался Экур, что можно перевести как «дом на горе». Он и в самом деле располагался на горе – на холме в самом центре Ниппура. Храм являлся наиболее почитаемым зданием во всем Шумере и считался местом собрания богов. Туда приходили с мольбами не только местные, но и правители соседних городов-государств. В благодарность за возможность прикоснуться к святыне они оставляли Ниппуру щедрые подношения – земли и драгоценные камни, что немало способствовало росту и развитию Ниппура.
В Ниппуре, единственном из всех шумерских городов, никогда не было царского дворца. Сделали это для того, чтобы он не отвлекал внимание жителей от Экура, который на протяжении всего периода существования Ниппура оставался важнейшим строением в городе. Даже когда Шумер захватили вавилоняне, Экур все еще продолжал пользоваться популярностью и был значимым религиозным местом. Конечно, с течением лет паломничество к нему сошло на нет и окончательно завершилось приблизительно к I веку до н. э., когда культ Энлиля изжил себя. Что же касается самого города, то он был населен примерно до 800 года н. э. Окончательно заброшенным же Ниппур стал после XIII столетия.
В устье реки Евфрат находился Ур – еще один из числа древнейших городов-государств Двуречья. Его покровителем являлся бог луны Нанна. Поселение было основано в IV тысячелетии до н. э., а в урукский период оно получило статус города. Своего расцвета Ур достиг к началу III тысячелетия, став многонаселенным городом с храмами, дворцами и широкими площадями. Интересной была планировка города – улицы делили его на кварталы, в одних из которых жили ремесленники, а в других купцы. Широко процветала торговля, благодаря чему правители города были очень богаты – об этом свидетельствуют найденные в Уре гробницы.


Восстановленный шумерский храм в древнем Уре, Ирак

На рубеже III–II тысячелетий до н. э. Ур был разграблен и разорен, однако впоследствии вавилонские правители смогли возродить город. Дальнейшему развитию Ура помешало засоление почв в дельте Евфрата. Люди стали массово покидать город, и он оказался заброшенным к IV столетию до н. э.

Письменность шумеров
Принято считать, что письменность шумеров сформировалась в IV тысячелетии до н. э., однако в своем развитии она прошла несколько этапов.
Поначалу это были лишь пиктограммы – рисуночное письмо, в котором для каждого отдельного слова существовал свой особый знак. Такое письмо использовали для того, чтобы вести записи хозяйственного учета на специальных глиняных табличках, однако позже тексты стали содержать далеко не только экономические записи.
Пиктограммы, несмотря на их кажущуюся простоту, все же оказались не совсем удобны в использовании, потому что с их помощью было трудно передать глаголы. По этой причине через некоторое время их потеснили идеограммы – символы особого понятийного письма, в котором два или более знаков, начертанных рядом, обозначали определенное слово. Так, например, чтобы передать на письме глагол «есть», рисовали символ головы, а рядом – символ чаши, а для обозначения понятия «плодовитый» изображали птицу и яйцо.


Известняковая табличка с пиктографическим письмом (ок. 3500 г. до н. э.). Найдена в Кише. Месопотамия, Ирак


Отчет о ячменных пайках, выдаваемых ежемесячно. Британский музей. Лондон, Великобритания

Древнейшим памятником шумерской письменности, дошедшим до наших времен, является табличка из города Киша, датируемая приблизительно 320—3500 годами до н. э. Надпись на ней выполнена примитивными клинописными знаками и трудна для прочтения, однако, по мнению ученых, представляет собой некий хозяйственный текст – равно как и надписи на других подобных табличках, относящихся к тому же периоду и обнаруженных в Уруке.
Идеограммы были удобнее пиктограмм, однако и они не могли передать на письме многие названия и имена, что по-прежнему затрудняло ведение записей. Так родилось фонетическое письмо – это произошло приблизительно в III тысячелетии до н. э. Из пиктограмм и идеограмм стали составлять слова, которые нередко даже косвенного отношения не имели к тому, что изображали. С помощью подобного вида клинописи шумеры наконец смогли не только передавать на письме все желаемые слова, но и создавать целые литературные произведения.
Исходя из обнаруженных памятников письменности, исследователи выделяют шесть этапов развития шумерского письма:
• архаический;
• старошумерский;
• переходный;
• новошумерский;
• позднешумерский, или старовавилонский;
• послешумерский.
Первый затрагивает промежуток вплоть до 2750 годa до н. э. Это тексты хозяйственного содержания, а также на школьную и юридическую тематику, написанные пиктограммами. Характерной особенностью текстов этого периода, помимо пиктографии, является небрежное отношение к порядку следования слов на письме, что существенно затрудняло прочтение.
Нижняя граница второго этапа очерчена 2315 годом до н. э. Здесь уже появляются первые клинописные тексты с графически выраженными отдельными морфемами. Гораздо более разнообразной становится и их тематика – встречаются тексты как исторические, так и религиозные, и даже литературно-художественные.


Руины храма в Ниппуре – древнем шумерском городе. Ирак


Ассирийский рельеф Северо-Западного дворца Нимруда. Месопотамский бог Солнца Шамаш (865–860 гг. до н. э.). Британский музей. Лондон, Великобритания


Аккадский бог письменности Набу. Деталь двери здания Библиотеки Конгресса Джона Адамса. Вашингтон, США


Цилиндры Гудеа (ок. 2125 г. до н. э.), на которых описано, как правитель Лагаша увидел пророческий сон и перестроил храм Нингирсу в Лагаше. Лувр. Париж, Франция

В переходном периоде, затрагивающем 2315–2000 годы до н. э., впервые появляются тексты на аккадском языке, а также двуязычные. А на новошумерском этапе, который временными рамками почти совпадает с переходным (2136–2000 годы до н. э.), появилось большое количество религиозно-литературных текстов правителя из II династии Лагаша – Гудеа, а также тексты юридического и делового характера, принадлежащие III династии Ура, в том числе царская и вельможья переписка.
В текстах старовавилонского периода (2017–1749 годы до н. э.) отчетливо выражено влияние аккадского языка. Сюда относятся тексты на религиозную и магическую тематику, именно в этот период впервые появляются тексты мифологического характера – об этом мы будем говорить во второй главе. Множественные словари, справочники и пособия – итог позднешумерского этапа развития письма.
Наконец, заключительный, послешумерский этап, продолжавшийся вплоть до I века н. э., характеризуется религиозными, магическими и литературными текстами, написанными в том числе на диалекте eme-sal, что можно перевести как «искаженный язык».
Работы по дешифровке шумерских текстов стали вестись только в начале XIX столетия, а в минувшем, 2023 году, израильские ученые из ведущих университетов страны обучили нейросеть автоматическому переводу клинописи жителей Двуречья на современный английский язык.

Глава 2
Верования шумеров

Конечно, у живших тысячи лет назад шумерских народов не было таких знаний о Земле и мироустройстве, какими обладаем сейчас мы, люди XXI века.
Однако у них имелись свои представления не только о божествах и Вселенной, но и о роли человека в общем устройстве всего сущего, и представления эти весьма занимательны и требуют серьезного изучения. Ситуация осложняется тем, что до сих пор не было найдено ни одного документа, в котором бы полно излагалась вся концепция верований шумеров относительно теологии и космогонии. Все, чем располагают исследователи, – это фрагменты, но и на основании этих фрагментов вырисовывается очень любопытная картина.

«Школьный канон Ниппура»
Первые тексты на мифологическую тематику относятся к III тысячелетию до н. э., хотя основной их массив все же приходится уже на II тысячелетие – старовавилонский (или позднешумерский) период развития письменности. Также это время падения III династии Ура и появления в Двуречье семитских народов, впоследствии оказавших влияние на шумерский язык.
Наверное, ни для кого не станет открытием, что в языке отражается все, что происходит в жизни того или иного народа. Шумеры не были исключением. Когда правители III династии Ура объединили под эгидой собственной власти Месопотамию и утвердили новую идеологию, это неизбежно должно было найти отражение в языке – и в мифологических текстах, на этом языке написанных. Сегодня эти тексты известны нам как «Школьный канон Ниппура». Напомним, что Ниппур – это один из древнейших шумерских городов, считавшийся священным, поскольку именно в нем находился храм великого бога Энлиля – Экур. Ниппур являлся, помимо прочего, центром культурной жизни не только Шумерского государства, но и всей Месопотамии. Несмотря на то, что он не играл никогда значимой роли на политической арене, оставался важным для каждого нового правителя: для того чтобы установить гегемонию в регионе и объявить себя царем Шумера и Аккада, новый правитель неизбежно должен был установить контроль над Ниппуром.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71432509?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Мифы шумеров
Мифы шумеров

Тип: электронная книга

Жанр: Мифы, легенды, эпос

Язык: на русском языке

Издательство: Эксмо

Дата публикации: 20.12.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Эта книга приглашает приоткрыть тысячелетнюю завесу тайны над жизнью и верованиями легендарных шумеров, живших, как все мы помним со школы, в «колыбели цивилизации» – между реками Тигром и Евфратом. Вы узнаете, что представляла собой цивилизация жителей Месопотамии, разберетесь, как связаны Шумер, Вавилония, Аккад и Ассирия, познакомитесь с пантеоном и бестиарием шумерской мифологии и одним из древнейших литературных произведений человечества – «Эпосом о Гильгамеше».