Сила безмолвия. Как работать с телесными симптомами
Арнольд Минделл
Трансперсональная психология
Как наши мысли воздействуют на наши тела? Как мы используем осознание для преобразования опыта телесных симптомов?
Эта книга базируется на открытии сходных фундаментальных закономерностей, лежащих в основе наших тончайших переживаний и субатомных частиц, что позволило по-новому мыслить о людях и работать с телесными симптомами.
Практика, предлагаемая в этой книге, основана на научных открытиях и идеях из древних традиций. Научно ориентированный читатель сможет найти дополнительное разъяснение идей и теорий в приложениях.
Арнольд Минделл
Сила безмолвия. Как работать с телесными симптомами
ARNOLD MINDELL
THE QUANTUM MIND AND HEALING
How to listen and respond to your body's symptoms
Научная редакция к. филос. н. Владимира Майкова
© Arnold Mindell. Text, 2003
© Трансперсональный проект, 2002
© ООО ИД «Ганга», 2018
Об авторе
Арнольд Минделл – доктор философии, психотерапевт и аналитик, основатель процессуально-ориентированной психологии. Автор семнадцати книг, переведенных на двадцать языков мира.
Как наши мысли воздействуют на наши тела? Как мы используем осознание для преобразования опыта телесных симптомов?
В этой книге исследуются связи между традиционной биомедициной и альтернативными медицинскими методами и предлагаются эмпирические и квантово-механические основания разума тела. Эта книга базируется на открытии сходных фундаментальных закономерностей, лежащих в основе наших тончайших переживаний и субатомных частиц. Открытие этих принципов позволило по-новому думать о людях и работать с телесными симптомами.
Медицина и связанные с ней дисциплины психологии и физики станут еще ближе друг к другу, чем сейчас. В то же время, известно мало объединяющих парадигм, которые бы связывали исследования в анатомии, психологии, психобиологии, биофизике, медицинской инженерии, медицинском образовании, общей практической медицине и медицинской диагностике с различными видами психотерапии (в том числе, с использованием движения и музыки).
Первая цель этой книги – сосредоточение на телесных симптомах. Она задумана, в первую очередь, как практическая. В то же самое время, ее вторая цель состоит в том, чтобы предложить объединяющие идеи, направленные на сближение перечисленных выше областей. Практика, предлагаемая в этой книге, основана на научных открытиях и идеях из древних традиций. Научно ориентированный читатель сможет найти дополнительное разъяснение идей и теорий в приложениях.
О ПСИХОЛОГИИ, ФИЗИКЕ И МЕДИЦИНЕ ТЕЛЕСНОГО ОПЫТА
Сновидение и квантовые размерности симптомов
•
Как общество порождает симптомы
•
Новые воззрения на происхождение жизни и смерти
•
Симптомы, музыка и творчество
•
Осознание как фактор, препятствующий старению
Предисловие переводчика
Своеобразие языка Арнольда Минделла
При переводе любого текста с иностранного языка всегда возникает дилемма: попытаться точно передать ход мыслей и манеру изложения автора или просто пересказать содержание текста своими словами. Второй метод хорош для художественной и популярной литературы, но совершенно не подходит для научных статей или книг, в силу наличия в них специфической терминологии. Это, в особенности, касается текстов в области психологии и исследований сознания.
Хотя эта книга задумана автором, скорее, как популярная, а не научная, она содержит довольно много специальных терминов из области психологии, физики и биологии, равно как и собственных терминов А. Минделла, в которые он специально вкладывает множественный смысл, соединяющий в себе идеи современной науки и духовных традиций.
Однако, попытка точно передать авторский текст неизбежно сталкивается с затруднениями, обусловленными так называемым «принципом лингвистической относительности», эмпирически найденным антропологами Сепиром и Уорфом, и теоретически сформулированным философом Куэйном в середине XX в. Согласно этому принципу, реальность, в которой мы живем, зависит от нашего естественного языка; одним из следствий принципа лингвистической относительности является принципиальная невозможность точного перевода с одного языка на другой текстов, касающихся основных характеристик реальности. Именно такой текст представляет собой книга, которую вы сейчас держите в руках – и потому ее перевод потребовал переистолкования некоторых понятий, отсутствующих или имеющих другое значение в русском языке. Я надеюсь, что это не привело к существенным искажениям мыслей автора, и постараюсь разъяснить основные термины в кратком предисловии. Оно относится, в основном, к данной книге – «Сила безмолвия» – но может быть полезно и для понимания других работ А. Минделла, в особенности, двух предыдущих книг этой серии – «Сновидение в бодрствовании» и «Ученик создателя сновидений».
Прежде всего, о названии – «Сила безмолвия». Его смысл легче всего понять, если вспомнить знаменитую фразу Л. Виттгенштейна: «О том, что нельзя выразить ясно, следует молчать». «Сила безмолвия» – это не сила кого-то или чего-то безмолвствующего, или самого состояния безмолвия (как в русской фразе: «В таких ситуациях он предпочитает молчать, и в этом его сила»). «Сила безмолвия» – это «сила невыразимого» – сам Минделл ясно дает это понять, сравнивая ее с Дао. В первой книге этой серии «Сновидение в бодрствовании» он называл ее «Сновидением» – понятием из духовной традиции австралийских аборигенов. «Сновидение» с большой буквы, в отличие от «сновидения» – это не то, что нам снится, а сила или процесс, создающие то, что нам снится; во второй книге серии эта сила названа «Создателем сновидений», но в «Силе безмолвия» автор, по-видимому, решил отказаться от такой очевидной религиозной аналогии, и говорит просто о «сущности». Во всех трех книгах встречается термин «времена Сновидения», который в духовной традиции аборигенов означает состояние, предшествующее возникновению «реальности». Минделл проводит параллель между этим состоянием и существованием «квантово-волновой функции» в «мнимом времени» в момент возникновения Вселенной, предполагаемым теорией Большого Взрыва. Глубоко измененное состояние сознания, соответствующее «времени Сновидения», – это «мир» или «уровень сущности».
Сила безмолвия (или сущность) первоначально проявляется в «Стране грез». У Минделла «Страна грез» – это не только мир наших сновидений, фантазий, грез, а также едва уловимых телесных ощущений, или «заигрываний», но также особое измененное состояние сознания и особая виртуальная реальность, в которой еще не реализованные возможности существуют как «параллельные миры» в предложенной Хьюго Эвереттом интерпретации квантовой теории. Мы выбираем из этих миров «наиболее вероятный» путем «маргинализации»; Минделл подробно объясняет смысл этого термина в книге «Сновидение в бодрствовании». «Маргинализация» означает вытеснение какого-либо переживания на границы сознательного восприятия; этот термин почти аналогичен термину «вытеснение» в глубинной психологии. В состоянии бодрствования мы забываем большинство своих снов; мы притворяемся, что Сновидение (сила безмолвия, сущность) и Страна грез не существуют, подобно тому, как, согласно Копенгагенской интерпретации квантовой механики, после измерения не существует («коллапсирует») квантово-волновая функция. Результатом такого рода «маргинализации» или «измерения» становится «общепринятая реальность».
Это понятие и различные производные от него встречаются в книге наиболее часто. В английском тексте для него используется термин «consensus reality» (буквально: «реальность консенсуса» – то есть, реальность, в отношении которой достигнуто общее соглашение). Хотя этот термин широко распространен в англоязычной психологической литературе и ее русских переводах, в русском тексте данной книги вместо него чаще используются два других термина – «общепринятая реальность» и «обусловленная реальность». Первый из них выбран по очевидным стилистическим соображениям. Второй используется для построения антонимов понятия «реальность консенсуса» и его производных («nonconsensual reality» = «необусловленная реальность»). Этот второй термин (англ. «conditioned» или «conditional reality») предложил в своей книге «Пробуждение» Ч. Тарт, который указал на неточность понятия «реальность консенсуса»: никто не спрашивает согласия детей, хотят ли они жить в «общепринятой реальности», к которой их в процессе воспитания приучают путем «обусловливания» – буквально, выработки условныхрефлексов посредством поощрения правильного восприятия и поведения и наказания за неправильное.
Общепринятой (повседневной, обыденной) реаль-ности соответствует «обыденный ум». У Минделла «обыденный ум» – это не только субъект понятийного восприятия и мышления (как в большинстве духовных традиций и в психологической литературе), а прежде всего состояние сознания, в котором человек отождествляется со своим индивидуальным «я» в общепринятой реальности и считает эту реальность единственно реальной.
Наряду с «общепринятой реальностью» существует «необусловленная реальность» – «параллельные миры», которые доступны «осознанию». Это самый трудный термин, поскольку для него не существует точного аналога в русском языке. Английское слово «awareness», которое в русскоязычной литературе принято переводить как «осознание», буквально означает «осведомленность», то есть, по-русски, «знание о чем-либо». Однако, в английском языке оно имеет и более узкое значение «личное знание, не доступное никому другому» – то есть, чисто субъективное переживание, которое не обязательно выражено словами, то есть, представлено понятийному сознанию (у Минделла и в духовных традициях – обыденному уму). Когда объект осведомленности выражен словами (представлен понятийному сознанию), в английском языке используется термин «conscious awareness» – буквально, «сознательная осведомленность» (по-русски это было бы сознательное осознание – масло масленое).
Дело в том, что в большинстве европейских языков слово «сознание» (consciousness) генетически связано со словом «совесть» (conscience), первоначально означавшим знание, потенциально доступное всем (отсюда муки совести: «а вдруг об этом узнают?!»; понятие совести, как «сверхэго», появилось гораздо позже, с распространением монотеизма – «Бог всеведущ»). Поэтому для обозначения «интимной» разновидности сознания стали использовать термин «awareness» – осведомленность. Таким образом, можно «быть осведомленным» о невыразимом – «тенденциях движения» и «едва уловимых телесных ощущениях», а также о собственном состоянии сознания – что и составляет основу психотерапевтических методов Минделла.
Есть еще два понятия, непосредственно связанных с «осознанием» и требующих разъяснения. Объектом осознания может быть чувственный опыт («тенденции», «заигрывания», ощущения, фантазии и т. п.), либо состояние сознания (глубокий сон, сон со сновидениями, бодрствование, какое-либо измененное состояние и т. д.).
В первом случае Минделл использует термин «sentient experience». Слово «sentience» переводится на русский язык как «чувствительность» либо «разумность». Минделл имеет в виду именно первое значение – первичную чувствительность, которой обладают все живые существа (а в духовных традициях – вообще все сущее). Таким образом «чувственный опыт» у Минделла чаще всего означает «опыт первичной чувствительности», а не «опыт органов чувств» (уже проинтерпретированный умом в качестве зрительного, слухового, осязательного и т. д.). Применительно к осознанию опыта органов чувств, в данной книге используется термин «чувственное осознание». Очень часто, особенно в книгах «Сновидение в бодрствовании» и «Ученик создателя сновидений», Минделл заменяет понятие «осознание чувственного опыта» одним термином «lucidity» (буквально, «ясность», «прозрачность»), который во всех трех книгах переводится как «осознанность».
Этот термин появился в психологической литературе в результате исследований так называемых «прозрачных», или «осознанных», сновидений. В осознанном сновидении человек «осведомлен» не только о содержании сновидения, но и о собственном состоянии сознания – то есть, о том, что он спит и видит сон. Таким образом, когда Минделл говорит о наличии «осознанности» в отношении чувственного опыта, это означает «осведомленность» не только об этом опыте, но и о том, что вы о нем «осведомлены». Кроме того, он использует для обозначения такого осознания собственного состояния сознания термин «lucid awareness», который в данной книге переводится как «рефлексивное осознание», то есть, осознание, которое осознает не только свой объект, но и само себя как процесс. Этот термин не следует путать с само-осознанием (self-awareness), которое означает само-осведомленность субъекта осознания (самости, эго и т. д.).
Из всего сказанного легко понять смысл основного термина Минделла «сновидящее тело», который означает, что тело непрерывно переживает поток «чувственного опыта», подобно частице в теории Дэвида Бома, испытывая направляющее влияние «пилот-волны» или Силы безмолвия.
Я не даю объяснений физических и биологических терминов, которые принадлежат к «универсальному языку» науки – при желании, их легко найти в справочной литературе. В авторской библиографии я постарался в большинстве случаев дать ссылки на русские переводы (если таковые существуют).
Я искренне надеюсь, что мой перевод не испортил эту замечательную книгу (и две предыдущих). Очень рекомендую всем читателям попробовать на себе упражнения, которые предлагает автор: можете мне поверить – они работают!
Александр Киселёв
От автора
Я хочу высказать свою признательность…
Сюзан Косен за расшифровку записей моих лекций и семинаров в Центре Процессуальной Работы в Портленде, Орегон.
Дорогим участникам моих учебных групп и семинаров по проблемам квантовой медицины, которые мы проводили вместе с моей женой Эми Минделл в Портленде, Лондоне, Цюрихе, Токио и многих других городах. Идеи этой книги рождались в процессе того, как вы слушали, экспериментировали и задавали вопросы.
Ричарду Левитону из «Хэмптон Роадз» за поддержку и интерес к этой книге, и за идею первого подзаголовка «Квантовые размерности симптомов». Это предложение вызвало у меня много новых мыслей.
Маргарет Райен за ее замечательную способность выявлять и углублять новые идеи в процессе редактирования. Как ей удается так хорошо понимать мысли автора?
Карлу Минделлу за то, что он указал на перенасыщенность первоначального варианта физикой и помог лучше соотнести его с врачами и пациентами.
Рэнди Левин Талли за исправление моих ошибок в том, что касается музыки.
Шэрон Сэшшенс с физического факультета Орегонского Университета за проверку моих физических выкладок, особенно в том, что касается термодинамических представлений о вселенной.
Хейке Споддек за помощь со многими деталями и просьбу в большей мере осознавать, когда я нахожусь в обыденном модусе мышления, и когда я думаю как сновидец.
Доуну Менкену, Яну Дворкину, Максу Шупбаху, Джо Гудбреду и другим друзьям за то, что они подтолкнули меня к попытке соотнести науку телесной работы с глубочайшими переживаниями ума.
Моим друзьям, смело интерпретирующим и обновляющим физику, – Фреду Алену Вольфу, Нику Херберту и Амиту Госвами – за пионерский характер их работы.
Тем, кто помогали мне понимать медицину и альтернативную нелокальную медицину, – Джею Томлину, Пьеру Морину, Митчу Старгроуву и Ларри Досси.
Дорогим теням учителей, окружавшим меня при написании этой книги: Марии Луизе фон Франц, познакомившей меня с идеей синхронности К. Г. Юнга в 1961 г. в Цюрихе; Францу Риклину, который рассказал мне о шаманизме и показал, как воплощать его в повседневной жизни; К. Г. за невидимую поддержку во всем, касающемся того, что он называл «психикой и материей».
Различным врачам аллопатической, альтернативной и комплементарной медицины, которые были моими клиентами, друзьями и помощниками, за все, чему я у них научился.
Хотя их больше нет среди нас, я должен поблагодарить замечательных основателей квантовой физики – Луи де Бройля, Эрвина Шрёдингера, Джона фон Ноймана, Дэвида Бома и Ричарда Фейнмана; а также ныне живущих специалистов по физике гиперпространств Мичио Каку и Стивена Хокинга за их высказывания о виртуальных пространствах, воображаемых временах и других реалиях, стоящих за жизнью.
Дорогая Эми, твоя работа о творчестве научила меня серьезно относиться к куклам. Вместе с этими куклами твой научный дух помогал мне узнавать, прояснять и проверять идеи в отношении квантовых размерностей симптомов, которые, как я думаю, никогда не приходили в голову ни одному физику (без куклы). Ты помогала разрабатывать и излагать практически каждую главу этой книги. Спасибо тебе.
Предисловие
Как наши мысли воздействуют на наши тела? Как мы используем осознание для преобразования опыта телесных симптомов?
В этой книге, названной «Сила безмолвия», я исследую связи между традиционной биомедициной и альтернативными медицинскими методами, и предлагаю эмпирические и квантово-механические основания телесного разума. Моя терапевтическая работа с отдельными людьми и группами побудила меня изучать специальные области психологии, физики и медицины, чтобы соединять эти науки. Эта книга базируется на открытии сходных фундаментальных закономерностей, лежащих в основе наших тончайших переживаний и субатомных частиц. Открытие этих принципов позволило мне начать по-новому думать о людях и работать с телесными симптомами.
Исследование нанособытий и наномедицины («нано» означает атомные и молекулярные процессы, имеющие размерность порядка одной миллиардной доли сантиметра) вскоре приведет к многим прорывам в сегодняшней медицине. Медицина и связанныес ней дисциплины психологии и физики станут еще ближе друг к другу, чем сейчас. В то же время, известно мало объединяющих парадигм, которые бы связывали исследования в анатомии, психологии, психобиологии, биофизике, медицинской инженерии, медицинском образовании, общей практической медицине и медицинской диагностике с различными видами психотерапии (в том числе, с использованием движения и музыки).
Первая цель этой книги – сосредоточение на телесных симптомах. Она задумана, в первую очередь, как практическая. В то же самое время, ее вторая цель состоит в том, чтобы предложить объединяющие идеи, направленные на сближение перечисленных выше областей. Практика, предлагаемая в этой книге, основана на научных открытиях и идеях из древних традиций. Я подробно рассказываю об этих открытиях и традициях в разделах, содержащих «более подробную информацию о» всем том, что я резюмировал в тексте. Научно ориентированный читатель сможет найти дополнительное разъяснение идей и теорий в приложениях.
Написание этой книги пробудило во мне множество чувств. Вечером, перед тем, как начать писать окончательный вариант, я проснулся во сне. В этом сне я понимал, что нахожусь высоко в горах, в холодном ночном воздухе. Какая-то величественная сила заставила меня бродить в горах, пока я не остановился в одиночестве на дороге, лицом к скальной стене, склону высокой угловатой вершины. В сгустившихся сумерках я мог ощущать присутствие какой-то внушающей благоговение силы, исходящей от склона горы. Я мог чувствовать, но не мог описать эту силу.
Просыпаясь, я сразу же понял, как должна называться эта книга о телесных симптомах: «Сила безмолвия». В полусне я писал следующие абзацы, которые казались посланием от той силы горного склона, адресованным всем нам, людям. Сегодня мой обыденный ум восстает против этих абзацев из-за их очевидной оскорбительности.
Направление вашей жизни ясно предстает в некоторых снах. Однако в повседневной жизни вы ведете себя так, как будто вы не уверены в том, что делать дальше. В течение дня вы ощущаете определенную, но трудно уловимую силу, исходящую из глубочайших пространств ночи, побуждающую ваше тело к жизни, и все же вы обычно предпочитаете игнорировать эту силу.
Оглядываясь на свою жизнь, вы замечаете, что эта сила присутствовала всегда. На самом деле, ваш жизненный путь кажется почти неизбежным. То, что в то или иное время казалось случайным, по размышлении оказывается неотвратимым. В каждый момент жизнь выглядит хаотической, движущейся наугад. Однако, оглядываясь назад, вы видите, что за каждым, казалось бы, случайным действием, таилась сила безмолвия. Конкретный путь, который вы называете своей «жизнью», кажется неотвратимым, хотя в данные моменты в прошлом вы считали, что можете договориться с этой силой. При взгляде назад путь кажется неумолимым. Задним числом вы понимаете, что могли лишь соглашаться с этой силой и двигаться вместе с ней, либо не соглашаться и подвергнуться уничтожению.
Бесполезно притворяться, что эта сила не существует, поскольку игнорирование ее присутствия превращает ее в ужасающее событие телесных симптомов. Действуйте, будто этой силы нет, – и жизнь обманет ваши ожидания, и все вокруг наполнится призраками. Открывайтесь силе безмолвия в повседневности – и жизнь предстанет бесконечным, удивительным путешествием.
Сила безмолвия связана не только с вашим личным существованием, но и с происхождением вселенной. Сила безмолвия для науки является неизмеримой реальностью. Однако ее власть можно видеть в математике, и она не ограничена во времени историей этой планеты или в пространстве – ее пределами.
После этого сна название «Сила безмолвия» казалось чрезвычайно уместным, поскольку, в конце концов, именно так мы переживаем таинственные телесные события, которые до сих пор приписывались природе, Богу, квантовым процессам (суперпозиции состояний, нелокальности, сцепленности и т. п.) или темной материи (теоретическая невидимая дополнительная материя, требующаяся во вселенной, чтобы объяснить темп ее изменения).
О взаимосвязи между физиологией, медициной, физикой и психологией спорят уже многие годы. В этой книге высказывается воззрение, что математические выражения, описывающие элементарные частицы, молекулы и человеческие тела, представляют собой проекции опыта сновидения.
«Сила безмолвия» обращается к той части вас, которую интересуют понимание симптомов и эмпирическая работа с вашими симптомами и неприятностями других людей. Для той части вас, что страдает от симптомов, есть бесчисленное количество методов подхода к этим симптомов и обогащения ими. Для ученого, заинтересованного в объединении различных областей, моя точка зрения на науку проста: первопричиной является человеческое осознание. Основу любого наблюдения или любой теории составляет то, как мы замечаем те или иные вещи, то есть, природа нашего восприятия и опыта.
Написание этой книги столкнуло меня лицом к лицу с самой «реалистичной» частью меня самого, с той частью, которая порой игнорирует субъективный опыт. Живущий во мне консервативный ученый полагает, что в течение одной жизни лучше заниматься чем-то одним. Я согласен. Однако, поскольку меня всю жизнь интересовала работа с симптомами, что-то во мне не могло связать себя той скрупулезностью, которой требует приверженность одной научной дисциплине. Я могу лишь признать, что в меру своих способностей постарался сделать эту работу как можно более рациональной, обоснованной и понятной.
Моя борьба напоминает мне о словах Эрвина Шрёдингера, одного из основателей квантовой механики. Во введении к своей небольшой книжке «Что такое жизнь?» он пишет:
Предполагается, что ученый обладает полным и доскональным знанием из первых рук о некоторых предметах, и не должен писать на любую тему, которой он не владеет. Принято считать, что «положение обязывает». Для целей данной книги я прошу лишить меня «положения», если таковое есть, и освободить от вытекающего из него «обязательства»…
Одному уму стало почти невозможно владеть больше, чем небольшой, специализированной частью науки… Я не вижу другого выхода из этой дилеммы (чтобы наша подлинная цель не была потеряна навсегда), кроме того, что некоторым из нас следует заняться синтезом фактов и теорий – хотя и с неполным и полученным из вторых рук знанием некоторых из них, и рискуя поставить себя в глупое положение.
Работа с симптомами не оставляет некоторым из нас иного выхода, кроме как связывать воедино то, что мы знаем о психологии, медицине, физике и духовных традициях, без овладения ими всеми.
По этим причинам, и стремясь больше узнать о теле и о психологии, я выжидал более двадцати лет после написания «Сновидящего тела» для того, чтобы обосновать свое понимание того, каким образом сновидения связаны с телесными симптомами и влияют на них. Во второй главе книги «Сновидящее тело», вышедшей в 1982 г., я говорил о том, что у сновидящего тела много общего с квантовой теорией. В то время я не стал дальше развивать эту тему, вместо этого сосредоточившись, главным образом, на мифологии сновидящего тела. В течение прошедших с тех пор двадцати лет я был удовлетворен результатами психологической и соматической работы со сновидящим телом. Я исследовал и расширял основные идеи, делая их применимыми к работе с отдельными людьми и группами во всевозможных состояниях сознания. Сегодня мой опыт, а также эксперименты и практика с более чем ста тысячами человек по всему миру, подвели меня к написанию данной книги: к попытке связать медицину и психологию с физикой нелокальности.
Наши тела находятся там, где мы есть. С другой стороны, тело нелокально, испытывая влияние взаимоотношений и групп, событий непосредственного окружения и далекого космоса. Не только природное и человеческое окружение влияет на нас, но и то, что происходит внутри нас, изменяет мир. Продвигаясь по страницам этой книги, читатель узнает, что подобные изменения, которые предсказывает квантовая теория, теперь должны стать частью новой «квантовой», или нелокальной, медицины. Мы не можем разрешать телесные проблемы, глядя только внутрь тела. Для решения некоторых из наших проблем, нам нужно работать со всем миром точно таким же образом, как мы его переживаем.
Пусть эта книга принесет пациентам, врачам и теоретикам большее понимание и избавление от физической боли.
Яхатс, Орегон, 2002
Заявление
Предлагаемые в этой книге методы работы с симптомами иногда требуют вхождения во временные измененные состояния сознания. Если вы, дорогой читатель, чувствуете неловкость в отношении измененных состояний сознания, то позаботьтесь о психологической или медицинской поддержке, прежде чем пробовать некоторые из упражнений, предлагаемых в тексте.
I
Сила безмолвия в симптомах
Глава 1
Сила бесконечности
Если бы мы не осмеливались грезить, то ничего бы не нашли… Грезы – это то, как происходит самая увлекательная наука.[1 - См. http//www.latimes.com / HOME / NEWS / METRO / t000056856.html.]
Дэн Голдин, глава Национального Аэрокосмического Агентства США, в выступлении в Национальной Лаборатории имени Ферми, в котором он журит физиков за то, что они разучились грезить.
Телесные симптомы – это поля яростных сражений, полных напряжения и тревоги. Если вы отрицаете свои симптомы, то сдерживаете битву, и симптомы, как призраки, преследуют вас по ночам. С другой стороны, если вы сосредоточиваетесь только на их реальности, то испытываете подавленность и страх, особенно если их нельзя немедленно излечить. В этой книге изложены принципы, которые объясняют, как и почему работа с вашими сновидениями и телесными ощущениями реальным и грёзоподобным образом изменяет ваш телесный опыт.
Дорогой читатель, моя обязанность перед вами – сделать так, чтобы эти принципы казались как можно более правдоподобными как вашему уму, так и вашему телу. Я исхожу из того, что ваше осознание взаимодействует с субатомным уровнем вашего тела. Как человек, стремящийся к разрешению внутренних проблем в начале третьего тысячелетия, вы должны совершить то, чего еще не совершили наши науки. Вы должны не только искать помощи со стороны растущей области биомедицины, но и исследовать глубочайшие сновидящие и квантовые уровни своего тела. На этих глубочайших уровнях вы встретитесь с тем, что я называю «силой безмолвия» – с разумом вашего тела и его связью со вселенной.
Чтобы облегчить это исследование, я на протяжении всей книги предлагаю различные шаги, призванные помочь вам переживать и понимать свои тело и ум на этом тончайшем из всех уровней. Помимо поддержки вашего личного путешествия, я также предлагаю профессиональным врачам и психотерапевтам, физикам и биологам, специалистам аллопатической и альтернативной медицины свои рекомендации относительно объединения существующих парадигм. Я стремлюсь соединить оригинальность сегодняшних наук с традициями мудрости прошлого. Мы будем рассматривать шаманизм, а также квантовые явления, психологию и биохимию, чтобы наметить новые методы понимания симптомов и работы с ними.
Прошлая и настоящая работа
В более ранних книгах – «Сновидящее тело» и «Работа со сновидящим телом» – я показываю, что сновидения отражаются в телесных симптомах. В книге «Сновидение в бодрствовании» я предлагаю шаманский образ жизни, основанный на круглосуточном сохранении осознанности. В недавней книге «Ученик создателя сновидений» я использую идеи австралийских аборигенов о «Времени Сновидения» и квантовую теорию для обновления того, что психотерапевты со времен Фрейда и Юнга называют «работой со сновидениями».
Теперь в этой книге – «Сила безмолвия» – я развиваю уроки физики и психологии, рассматривая:
• сновидение и квантовое измерение симптомов;
• происхождение жизни, и как осознание может препятствовать старению;
• как квантовая теория может быть музыкальной терапией для симптомов;
• почему сообщества влияют на тело;
• новые, нетоксичные стили жизни, способствующие здоровью.
Мои идеи представляют собой совместный результат (1) сорока лет опыта работы с людьми во всех состояниях сознания и со всеми мыслимыми телесными проблемами и (2) физики. Для меня физика – это теория, практический факт, а также метафора для нашей психологии. Математика и физика представляют собой символические формулы, описывающие не только физические процессы, но и глубокие измененные состояния сознания. Новые идеи в физике возникают не только в результате экспериментов и теории, но и потому, что наше сознание готово открывать новые аспекты вселенной в нас самих. В одной из своих предыдущих книг – «Квантовый ум» – я показал, как каждый может переживать физику. Математика физики подобна сновидению, скрытому за реальностью. Таким образом, любой человек может переживать не поддающиеся измерению квантово-волновые поля физики, поскольку эти виртуальные поля (как я вскоре покажу) представляют собой карты трудно уловимых телесных тенденций, равно как и события в реальном мире.
В то время как основное направление науки сосредоточивается на измерении эффектов энергии нулевых колебаний во вселенной и спорах о том, связано ли происхождение вселенной с тонкими флуктуациями энергии, я буду предлагать размышлять о том, каким образом малейшие «намеки» осознания создают наши жизни с точки зрения того, что я называю «силой безмолвия». В книге «Квантовый ум» я обсуждал то, каким образом эти «намеки» являются «тенденциями», наблюдаемыми в квантовой физике, психологии и медитации. Саморефлексивные паттерны, обнаруживающиеся в математической физике – основе квантовой теории, – можно рассматривать как метафоры того, каким образом сила безмолвия создает сознание, реальность и все радости, проблемы и симптомы жизни.[2 - Подробнее о взаимосвязи квантового ума с физикой и психологией см. мою книгу «Квантовый ум», Приложение III.]
В этой книге я показываю, что эти тонкие и универсальные, не поддающиеся измерению тенденции создают то, что мы можем ощущать в своих телах как силу безмолвия. Более того, эти тенденции связаны с самоотражающей способностью вселенной – равно как и с нашей собственной. Из этого понимания следует вывод в отношении медицины: самой основной задачей медицинских специалистов должно быть не лечение болезней, а развитие осознания. Телесные симптомы – это не только проблемы, требующие разрешения. Хронические симптомы представляют собой «коаны» – то есть, вопросы, не допускающие очевидного ответа, и предназначенные для увеличения нашего сознания. Многие подобные симптомы требуют от вас отказа от повседневного мышления и использования осознания для восприятия силы безмолвия в своем теле.
Господствующая в наши дни биомедицинская точка зрения на тело напоминает мне карту города. Например, на этой карте вы найдете точку, представляющую ваш адрес, местоположение вашего тела. Большинство из нас считают себя находящимися в какой-то точке на некоторой карте. Истинность подобной пространственно-временной точки зрения очевидна. Однако, это не вся истина.
В сновидениях, как и в квантовой теории, не поддающиеся измерению, но эмпирические части вас находятся не только на углу улицы, в городе, в стране на каком-либо континенте или острове планеты Земля. Вы также не можете находиться только в этой солнечной системе или даже в этой галактике. Скорее, вы находитесь в этой точке карты и одновременно размазаны по всей вселенной. Вера в то, что ваше тело находится только в одной конкретной точке на планете, может нарушать ваши личные взаимоотношения, а также создавать симптомы.
Новой медицине необходимо открыть для себя и запомнить, что все происходящее в этой вселенной (или параллельных вселенных) влияет на наши тела, точно так же, как то, что мы чувствуем и думаем, как мы переживаем те или иные вещи, затрагивает всю вселенную. Мы живем во вселенной, которая состоит из действительной и виртуальных реальностей, таких как сновидение. Поэтому новая медицина должна быть «локальной», имея дело с телом в пространстве и времени, и «нелокальной», чтобы иметь дело с тем, как окружающий мир влияет на наши тела.
В начале XXI в. повседневный ум большинства из нас возражает на это, говоря, что квантовые реальности и субъективный опыт – это выдумки нашего воображения, и им нельзя доверять. Я хочу успокоить этот повседневный ум, во-первых, убедив его в том, что предлагаемая теория обязательно включает в себя и подтверждает все, известное в современной медицине и ньютонианской физике и химии. Я даже предполагаю, что данная работа психологически подтверждает квантовую теорию. Во-вторых, я предполагаю, что игнорирование тонких переживаний, символически представленных как в сновидениях, так и в квантовой теории, может вносить свой вклад в «не-здоровье» тела. Иными словами, вам нужны как экспериментально подтверждаемые медицина и физика, так и субъективный опыт.
Эксперимент с воображаемым временем
Каким образом знание о действительных и виртуальных квантовых реальностях вселенной может вполне конкретно помогать телесным проблемам, существующим здесь и теперь? В ответ на этот вопрос данная книга предлагает теорию, а также рекомендации в отношении того, как испытать ее на личном опыте.
Давайте начнем с опыта. Телесный эксперимент, который мы вскоре предпримем, позволит вам ощутить, как сила безмолвия движет вашим телом. После этого мы обсудим теорию о том, каким образом эта сила присутствовала при зарождении вселенной в сфере.
Позвольте мне сперва прибавить, что поскольку сила безмолвия – подобно всем понятиям квантовой сферы в физике – не поддается непосредственному измерению (в реальности могут проверены только ее следствия), вы должны полагаться на свой субъективный опыт и способность ощущать то, в отношении чего «не существует консенсуса» с другими людьми. В том, что будет происходить далее, вы можете обнаруживать тенденции думать, воображать и двигаться в том или ином направлении до того, как вы действительно движетесь в этом направлении.
Эксперимент с воображаемым временем
• Давайте начнем с вашего осознания тела. Для начала, встаньте, сядьте или лягте, приняв такое положение, в котором у вашего тела есть определенная свобода движений. Если вы сидите, то сядьте на край стула. Если вы лежите, то слегка приподнимитесь.
• Теперь ненадолго расслабьтесь в этом положении. Сделайте пару вздохов. Не торопитесь. Когда вы почувствуете себя более удобно и немного спокойнее, можете продолжать.
• Дыша свободно и естественно, держите тело относительно неподвижно и используйте свое осознание, чтобы замечать, как и в каком направлении могло бы быть склонно двигаться ваше тело, если бы ему было позволено двигаться в этом направлении. Пока еще не двигайтесь в этом направлении, просто исследуйте тенденцию двигаться данным образом или в данном направлении. Дайте себе время. В конце концов, тенденция проявится. Теперь ЗАМЕТЬТЕ эту тенденцию и ее направленность, даже если эта тенденция кажется вам необычной…
• Коль скоро вы ее заметите, позвольте этой тенденции медленно двигать ваше тело в том направлении. Пожалуйста, замечайте образы, которые могут при этом возникать. Не торопитесь… Какие фантазии и образы возникают, когда вы двигаетесь?
• По-прежнему медленно двигаясь, последуйте за своим воображением относительно этого движения, пока ваши внутренние образы не дадут вам ощущение смысла движения. Что могли бы означать для вас ваши тенденции, фантазии и движения? Как вам кажется, какой смысл они для вас имеют? Доверьтесь своему интуитивному восприятию смысла. Сосредоточьте свое осознание на этом возможном смысле, и отметьте его для себя.
• Наконец, отметив этот смысл, вернитесь к движению, которое вы только что делали, и спросите свое тело, какие телесные симптомы или страхи симптомов оно могло бы порождать, чтобы заставить вас в большей мере осознавать эту тенденцию? Какого рода симптомы или страхи симптомов могли бы выражать эту тенденцию более ясно, так что вам пришлось бы обратить на нее внимание? Нет ли у вас уже зачатков подобных симптомов и не боитесь ли вы таких телесных состояний?
Один из моих клиентов, которого преследовал страх смерти, делал этот эксперимент дома самостоятельно. Он рассказал мне, что осознание заставило его понять, что его тело «стремилось расслабиться, и его нижняя челюсть хотела отвиснуть». Затем, когда он позволил своей челюсти отвиснуть, у него внезапно возникла фантазия: его голова отвалилась от тела, оставив образ его тела свободно дышащим и полностью открытым для ветра, который легко мог в него проникать! Он сказал: «Смысл был очевиден; отбросить мою голову, мои внутренние программы, и открыться». Он сообщил, что, к его удивлению, страх смерти прошел, когда он понял, что его «голова» пыталась умереть!
Возможно, этот эксперимент также дал вам ощущение телесных тенденций, которые присутствуют до того, как происходит движение. Ваше ощущение этих тенденций и есть то, что я называю силой безмолвия – таинственной силой, которая движет ваше тело. Обычно эта едва уловимая сила становится заметной только когда она проявляется в преувеличенном виде, вроде пугающих фантазий или телесных симптомов.
Сила безмолвия – это не только едва уловимые телесные ощущения, но и движущая сила, стоящая за вашими сновидениями, незаметно пытающаяся направлять вас по определенному пути, придавая жизни определенный смысл. Этот смысл становится ясным только когда вы оглядываетесь на свою жизнь, либо вступаете в контакт с этой силой в данный момент.
Неподчинение силе безмолвия, как минимум, заставляет вас чувствовать себя неудобно, так сказать, «не в своей тарелке». Ваше тело чувствует себя свободнее, если вы движетесь вместе с ним в направлении этой тонкой силы безмолвия.
Аспекты силы безмолвия
В последующих главах я покажу, как эта сила проявляется не только в едва заметных тенденциях движения вашего тела, но также:
• в ваших хронических симптомах;
• в ваших долговременных поведенческих шаблонах, проблемах и талантах;
• в настроениях и людях, которые вас больше всего расстраивают;
• в ваших затруднениях в отношениях с другими людьми или сообществом.
Сила безмолвия, проявляющаяся в тенденциях, представляет собой своего рода тягу или нажим, совпадающие в нашем осознании с ощущением характера атмосферы, настроения или поля, в котором мы живем. Я называю эту атмосферу и ее тенденции «интенциональным полем», хотя мы обычно не осознаем какой бы то ни было направленности, скрывающейся за атмосферой, или ее едва заметной и легко ускользающей от внимания силы безмолвия.[3 - В приложениях (в частности, в конце Примечания 11) я говорю о том, каким образом наше ощущение этого поля является психологическим аналогом квантового потенциала и его волновой функции в физике. Тогда сила безмолвия представляет собой не поддающееся измерению давление этого поля, которое мы субъективно переживаем как направляющий разум, движущий нас по жизни.]
Я покажу, как сосредоточение на подобного рода переживаниях может быть формой медицины, нелокальной медицины, поскольку эти тонкие тенденции, возможно, связаны не только с нами, но и со всем миром – по сути дела, со всей вселенной.
Физика, дзен и сила безмолвия
Позвольте мне начать излагать теорию о том, как эти переживания могут быть связаны между собой в нашей вселенной. Давайте на время согласимся с допущением физики, что основная схема, наблюдающаяся на субатомном уровне для всей материи – квантово-волновая функция, – представляет собой одну из самых фундаментальных закономерностей всей нашей вселенной.
Когда один из прародителей квантовой теории – Эрвин Шрёдингер – впервые открыл эту волновую картину в 1920-х гг., он был уверен в ее «материальной» природе. Он называл математические волны этой картины «волнами материи». Сегодня мы знаем, что эти волны не являются материальными в смысле поддающихся измерению волн воды. Однако, они более фундаментальны, чем кажущаяся материальность макроскопических объектов и тел. Эта основная картина точна в математическом смысле, и предсказывает вероятность событий в обыденной реальности.
Эта волновая функция типична для многих представлений квантовой физики, которые очень непохожи на ньтоновскую физику событий в повседневной жизни. (Подробнее о волновой функции см. в тексте, выделенном горизонтальными линиями).
Подробнее о классической и квантовой физике
Классические физика и медицина тесно связаны с причинно-следственным мышлением Исаака Ньютона, чьи идеи дошли до нас из конца XVII в. То, что в классической физике выглядит как шарик, или любого рода объект (тело), в квантовой физике рассматривается как атомы или субатомные частицы. По сути дела, математика квантовой физики описывает мир, в котором причины и следствия, не говоря уже о точном значении точки и частицы, более не являются определенными. Квантовая физика описывается математическими формулами, которые приблизительно соответствуют тому, что может видеть наблюдатель в обыденной реальности. Например, в обыденной реальности нельзя точно и одновременно измерить положение и скорость частицы. Более того, не существует единого способа понимания математики квантовой физики.
В статье, опубликованной в февральском номере журнала «Сайнтифик Америкэн» за 2001 г. под названием «100 лет квантовых загадок», выдающийся специалист по физике «черных дыр» Джон Уиллер и профессор физики Пенсильванского Университета Макс Тегмарк так описали то, что они назвали «загадочной стороной квантовой физики»: «Несмотря на первоначальные успехи квантовой теории, физики по-прежнему не знают, как быть с ее странными и с виду произвольными правилами. В ней, казалось бы, нет никакого направляющего принципа. Что же такое эта «волновая функция»? Эта главная загадка квантовой механики и по сей день остается спорным и неразрешенным вопросом».
Лауреат Нобелевской Премии Ричард Фейнман в высказывании, которое едва не принесло ему дурную славу своей смелостью, утверждал: если вы думаете, что понимаете квантовую физику, то обманываете сами себя. Этот, возможно, величайший после Эйнштейна физик в своей книге «Характер физического закона» писал: «Я полагаю, что не ошибусь, сказав, что никто не понимает квантовую механику».
Так или иначе, но в квантовой физике частица более не соответствует нашим обычным представлениям о частице. Более того, не существует одной интерпретации волновой функции для частиц, поскольку нет достоверного способа измерения этого уравнения. Подобно Вернеру Гейзенбергу, открывшему принцип неопределенности, большинство физиков считают, что если квантовый мир нельзя измерить, то в отношении этого мира не следует говорить ничего определенного.
Закономерности квантовой физики и его математика приемлемы для ученых не потому, что основное уравнение – так называемое уравнение Шрёдингера – допускает точное решение и проверку, а потому, что оно предсказывает статистически измеримые результаты. Сходным образом, в психологии сновидения, подобно математическим закономерностям, их невозможно точно измерить, и никто по настоящему не знает, что они собой представляют. Тем не менее, сновидения тоже предсказывают вероятное повседневное поведение сновидцев. Даже хотя данная интерпретация может быть спорной, психотерапевты и клинические психологи всего мира, по большей части, приемлют идею работы со сновидениями.
* * *
Квантовая теория подобна виде?нию или сну, которые были у художника перед написанием картины. У художника в виде?нии мог быть совершенный образ будущей картины, но во время написания картины на холсте происходят непредсказуемые события. Конечная картина непредсказуема. Точно так же, квантовая теория представляет собой своего рода виде?ние того, как устроена вселенная. Она дает общие очертания, но не все окончательные подробности. В этой книге я показываю, каким образом квантовая теория может быть не только виде?нием физических событий, но и психологическим переживанием.
Космолог Стивен Хокинг в своих размышлениях о происхождении вселенной использует эти квантово-волновые закономерности для понимания момента сотворения. Он предполагает, что в начале времен – в нулевой момент времени – существовало «воображаемое время». Хокинг использует это «сновидение» или виде?ние потому, что физика без квантовой теории применима только начиная с момента времени порядка 1 / 10
после начала вселенной. До этого физика не работает. Хокинг использует квантовые волны как «виде?ние» или теорию о самом первом моменте.
Что происходило в начале вселенной? Используя квантовую теорию, Хокинг предполагает, что до появления «реальных» пространства, времени или материи, начало нашей вселенной подчинялось тому, что он называет «воображаемым временем».[4 - Для психологов идея воображаемого времени должна свидетельствовать в поддержку мифов и мифических концепций!] Его идея, возможно, является не такой странной, какой она кажется. В конце концов, вы только что переживали, каким образом едва заметные тенденции и закономерности существуют, так сказать, в вашем «воображении», и присутствуют непосредственно перед тем, как привести к реальным и измеримым движениям. В начале «вселенной», до известной нам физической реальности, могли иметь место едва уловимые, крохотные грёзоподобные переживания или тенденции в воображаемом времени.
Как я уже говорил, мне представляется, что квантовая теория описывает не только материальную, но и психологическую вселенную. Работая с тысячами людей, я обнаружил, что все телесные симптомы и движения можно прослеживать к этим мельчайшим, неуловимейшим «воображаемым» переживаниям, которые предшествуют их «реальному» повседневному проявлению. В некотором смысле, симптомы (и все остальное в жизни) начинаются в воображаемом времени, которое можно чувствовать как едва уловимый телесный сигнал – то есть силу безмолвия.
Именно Вернер Гейзенберг, один из основоположников квантовой теории, впервые сказал, что квантовая волновая функция, лежащая в основе физической реальности, представляет собой воображаемую или неизмеримую «тенденцию» к реальности. Иными словами, согласно квантовой теории и мнениям некоторых космологов, реальные события возникают из неподдающихся измерению тенденций и описываются ими. Менее усложненный способ выразить это состоит в том, чтобы, подобно австралийским аборигенам, говорить, что мир начинался во «Времени Сновидения». Я называю ощутимые эффекты Времени Сновидения «силой безмолвия».
Сила безмолвия Времени Сновидения скрыта за всем сущим; она представляет собой один из ключей к пониманию мира. Сила безмолвия – это идея и переживание самого раннего источника событий. Чтобы использовать эту силу – научиться двигаться с ней и работать с симптомами, – вам нужно лишь научиться сосредоточивать свое осознание в моменты спокойствия. Осознание представляет собой центральный элемент ощущения телесного благополучия. Осознание может быть ключом к нахождению ответов на многие вопросы.
Дзен и Сновидение
Осознание в пониженных состояниях сознания напоминает мне о том, как один мой друг отвечал на самый трудный вопрос в жизни. Этот друг, Кейдо Фукусима, который живет в Киото, рассказал мне одну из историй, связанных с тем, как он стал мастером дзен (и главой дзен-буддийской секты риндзай). Когда он изучал дзен, его учитель дал ему коан, на который он должен был найти ответ. Когда Кейдо услышал коан, то поначалу глубоко погрузился в себя. Следуя неизвестному, его тело в ответ на коан начало танцевать!
Его учитель был восхищен этим «ответом» и спросил, откуда пришел танец. В ожидании ответа, учитель велел моему другу оставить город, где они находились, и жить с группой представителей коренной народности Японии, для которых была характерна такая манера танца. Прожив многие годы с этой группой, Кейдо стал мастером дзен. Он рассказал мне, что когда его учитель умер, он исполнил этот танец на его могиле.
Точно так же, жизнь задает вам много вопросов, на которые невозможно ответить. Ваше тело тоже пытается вытанцовывать ответы. Учась сосредоточивать свое осознание, вы можете использовать непредсказуемые движения в себе для разрешения многих кажущихся загадок, в том числе для понимания своих телесных симптомов.
В каком-то смысле, симптомы – это коаны, которые просят вас позволить вашему телу «танцевать», использовать осознание и заново переживать глубочайшие аспекты вас самих. Если ваша квантовая волна связана со вселенной, то едва уловимые движения вашего тела также представляют собой танец в ритме вселенной.
Об этой книге
Чтобы полнее объяснить эти идеи и дать дополнительные рекомендации для экспериментов с внутренней работой, я разделил эту работу на части, посвященные работе с отдельными симптомами и их связи с взаимоотношениями, старением и свободой в образе жизни.
В части I, «Сила безмолвия в симптомах», я показываю, что центральная задача медицины состоит в поддержке осознания тонких сил жизни. После изучения квантовой физики и психологии, а также медицинских и духовных подходов к телу, я говорю о «радужной медицине», представляющей собой смесь биомедицины, альтернативных традиций и физики. Радужная медицина возникает посредством переживания того, как спонтанно возникает жизнь, дающего нам ощущение благополучия. У радужной медицины много «цветов». Многие аллопатические и альтернативные формы медицины более «одноцветны», то есть, имеют меньше уровней. «Одноцветные» формы медицины включают в себя лекарства и витамины, техники расслабления и психотерапевтические методы решения личных проблем. «Одноцветная медицина» представляет собой важнейшую часть большей картины, в которую входит и сновидение.
В части II, «Нелокальная медицина, мир в симптомах», квантовая физика и упражнения во внутренней работе используются для того, чтобы продемонстрировать, каким именно образом ваше тело нелокально – то есть, находится везде, где вы, по вашему или еще чьему-либо мнению, могли бы находиться. Симптомы не всегда можно излечить средствами, воздействующими на конкретные части вашего тела, поскольку телесные проблемы, от которых вы страдаете, в известном смысле, не являются только вашими собственными – их также можно найти во взаимоотношениях и в социальных проблемах, в прошлом и даже в будущем.
Часть III, «Старение: химия, буддизм и энтропия», показывает, каким образом сила безмолвия ведет к новым подходам к старению, генетике и наследственным связям. Я рассказываю о том, как переживания близости смерти или страха смерти могут привносить в жизнь творчество. И в психологии, и в физике сейчас появляются новые воззрения на жизнь и смерть как одновременные состояния.
В части IV, «Жизнь с квантовым демоном: тело, свободное от времени», предлагаются новые методы работы с симптомами, включающие в себямножественные роли во взаимоотношениях и шаманские психологические установки. Книга завершается повторным рассмотрением нелокальности и предложением безвредных стилей жизни, которые соединяют в себе различные уровни осознания. Здесь вы найдете идеи, подытоживающие все, что говорится в книге.
В приложениях, предназначенных для читателей, интересующихся наукой, я связываю воедино элементарные представления о волнах, квантовой физике, параллельных мирах и квантовом уме.
Глава 2
Радужная медицина
Необходимо что-то добавить к законам физики и химии, прежде чем смогут быть полностью поняты биологические явления.
Вернер Гейзенберг
По моему личному мнению, в науке будущей реальности не будет ни «психического», ни «физического», а будет нечто, представляющее собой отчасти и то, и другое, и отчасти ни то, ни другое.
Вольфганг Паули[5 - Abraham Pais. Wolfgang Ernst Pauli. // The Genius of Science: A Portrait Gallery. Oxford University Press. 2000.], лауреат Нобелевской премии
В этой главе я предлагаю объединительную медицинскую парадигму – «радужную медицину» – и показываю, что ее понятия можно найти не только в классической и альтернативной медицине, но и в физике, духовном опыте, а также в исследованиях измененных состояний сознания. Радужная медицина – это еще одно название для многомерных подходов в медицине.
* * *
Почему большинство из нас испытывают жалость к себе и другим, когда мы болеем? Для этого может быть много причин. Одна из самых расстраивающих состоит в том, что часть нашего существа, связанная с общепринятой реальностью, считает болезнь единственно «реальной» (то есть, совершенно отличной от мира сновидений). Конечно, болезнь реальна, и она нарушает вашу жизнь. Серьезная болезнь может означать, что вы не способны работать, а это влечет за собой отсутствие доходов, и вы испытываете боль, возможно, значительный страх, не можете наслаждаться общением с другими людьми и так далее. Короче говоря, без силы безмолвия и пласта бытия, связанного со сновидением, обыденная реальность может быть очень односторонней и угнетающей. Жалея больного человека, вы невольно отождествляете его только с этой повседневной реальностью. Жалость к людям может быть отношением свысока, если вы отрицаете безграничную силу сновидения, заключенную в их симптомах, и полагаете, что они, в сущности, бессильны и зависят от медицинских систем и судьбы.
Практически каждый расстраивается, сталкиваясь с серьезной болезнью и, быть может, даже надвигающейся смертью. Тем не менее, в мире сновидений симптомы могут открывать самые поразительные послания от бесконечности. Если бы мы с вами, равно как и специалисты обычной медицины, признавали как реальное значение симптомов, так и их послание из страны грез, то те, кто боятся отрицательного диагноза и отношения, чувствовали бы большее понимание и доверие, и с большей охотой обращались за помощью. В том, что многие люди отказываются от лечения, в котором они нуждаются, отчасти виновато существующее стандартное медицинское отношение (не говоря уже о цене, если вы не можете позволить себе страховку). Иными словами, если вы больны, то являетесь «больным» только с биомедицинской точки зрения. С другой точки зрения, вы переживаете в своем теле большие сновидения, и вам (в некотором смысле) повезло получать волнующие послания от силы безмолвия.
Радужная медицина имеет много уровней
Подобно тому, как в радуге много цветов, так и в теле – как во всех материальных объектах – существуют различные «цвета» реальности. Один «цвет» соответствует «общепринятой реальности», осязаемым, физическим аспектам биомедицинской реальности, к которой все мы привыкли. В этой реальности «нормальное тело» обладает головой, двумя руками, двумя ногами, сердцем, и т. д., и рассматривается как объект, находящийся в пространстве и времени. Однако, подобно всем материальны объектам, тело имеет и другие «цвета», так сказать, другие «частоты». Тело обладает грёзоподобнымиразмерностями, которые нельзя легко измерить и соотнести с определенным местом в пространстве и времени. Мы можем измерять высоту, вес и температуру тела, но мы не можем непосредственно измерить и точно определить в пространстве и времени квантово-волновые паттерны тела или едва уловимые ощущения, которые оно, возможно, испытывает. Тем не менее, большинство людей могут чувствовать тонкие тенденции еще до того, как они проявляются в виде распознаваемых паттернов (как вы, возможно, пережили на собственном опыте в предыдущей главе).
Радужная медицина включает в себя реальное время и реальное пространство физической действительности, равно как и грёзоподобные уровни психологической реальности тела. В радужную медицину входят компоненты классической медицины – анатомия, диагностика, фармакология, хирургия, биофизика, и т. п. – а также альтернативные терапевтические процедуры, связанные с субъективным опытом, узорами сновидений и всеми уровнями сознания.
1. Общепринятая (обусловленная) реальность: наблюдения времени, пространства, веса и воспроизводимые измерения.
2. Страна грез: переживания фантазий, субъективные чувства, сновидения и грёзоподобные фигуры.
3. Сущность: восприятие едва уловимых тенденций и осознанное ощущение силы безмолвия, из которой возникают сновидения.
Любую медицину, которая имеет дело только с каким-либо одним из этих уровней, я называю «одноцветной медициной». Радужная медицина включает в себя все уровни осознания (см. схему).
Схема
Радужная медицина и её три уровня осознания
Радужная и одноцветные медицины
Одноцветная медицина сосредоточивается, в основном, на одной или двух размерностях. Все когнитивные терапевтические подходы, включая аллопатическую (стандартную) медицину, имеют дело, главным образом, с верхней частью приведенной выше схемы – обусловленной реальностью. Необходимы все медицины; «альтернативная» и стандартная медицины составляют часть радужной медицины. Необходимы все различные уровни, и никакая медицина не может быть «лучше», чем другая; все они составляют часть более полной системы.
В радужной медицине различные подходы к телу соотносятся с конкретными стилями жизни (мы специально коснемся этого в 21-й главе) и со способами рассмотрения и переживания вселенной. Как я уже говорил, радужная медицина, подобно радуге, имеет много уровней. Чтобы объяснить образ мышления радужной медицины, позвольте мне задать несколько вопросов. Как вы объясняете смены времен года? Может, они просто случаются? Удовлетворит ли вас ответ, что в течение года земля приближается к солнцу и удаляется от него? Или же вас больше удовлетворяют поэтические описания смен времен года? Вспомните, например, как поют Саймон и Гарфанкел (или кто-нибудь еще) «Апрель, придет любовь» (Следующие стихи взяты из альбома «Звуки тишины»)
В августе она должна умирать.
Осенние ветры промозглы и холодны.
В сентябре я буду вспоминать:
Когда-то новая любовь теперь стала старой.
Для полного описания и объяснения смены времен года необходимы и расстояние от солнца, и грёзоподобное чувство (например, «Когда-то новая любовь теперь стала старой»). И уровень обусловленной реальности (ОР), и уровень страны грез говорят в разных размерностях, о разных чувствах в отношении времен года.
Сходным образом, для понимания жизни нам нужно знать как о бактериях, так и о сновидениях. Гены и бактерии объясняют очень многое в отношении того, что с нами происходит. Однако сновидения помогают объяснять жизненный путь с точки зрения образов и смысла. Сегодняшняя медицина основывается на ньютонианской парадигме, имея дело, главным образом, с общепринятой реальностью и, по большей части, игнорируя субъективный опыт. Квантовая механика совсем иная, хотя ее наиболее «воображаемая» сторона остается «подозрительной» для большинства ученых. Квантовая механика имеет дело с невидимыми размерностями, скрытыми за представлениями о материи. И ньютонианская биология, и реальные и невидимые размерности квантовой физики составляют часть радужной медицины.
В нерелятивистской ньютоновской физике – старой физике – материя рассматривается как различимая сущность в пространстве, как множество частей и частиц. В квантовой механике и новой физике материя более бесплотна; она больше похожа на то, что ученые когда-то считали эфиром – неопределенным материалом, которым, как предполагалось, было наполнено пустое пространство вселенной. Сегодня, благодаря теории относительности Эйнштейна, мы знаем, что эфира не существует. Взамен мы имеем феномены наподобие квантовых полей вакуума. Сама материя более не считается чем-то плотным и осязаемым; это бесплотная волна в невидимом пространстве. В главе 1 я намекал, что эти волны представляют собой не только абстрактные теории (или мнимые числа в математике), но и «тенденции» (как Гейзенберг называл квантовые волны), или, в более общем виде, «интенциональные поля», которые можно чувствовать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71404645?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
См. http//www.latimes.com / HOME / NEWS / METRO / t000056856.html.
2
Подробнее о взаимосвязи квантового ума с физикой и психологией см. мою книгу «Квантовый ум», Приложение III.
3
В приложениях (в частности, в конце Примечания 11) я говорю о том, каким образом наше ощущение этого поля является психологическим аналогом квантового потенциала и его волновой функции в физике. Тогда сила безмолвия представляет собой не поддающееся измерению давление этого поля, которое мы субъективно переживаем как направляющий разум, движущий нас по жизни.
4
Для психологов идея воображаемого времени должна свидетельствовать в поддержку мифов и мифических концепций!
5
Abraham Pais. Wolfgang Ernst Pauli. // The Genius of Science: A Portrait Gallery. Oxford University Press. 2000.