Второй тренинг лидера. Для вашей жизни и нашего мира

Второй тренинг лидера. Для вашей жизни и нашего мира
Арнольд Минделл
Трансперсональная психология
Благодаря физику Стивену Хокингу и другим, Теория Всего пытается объединить огромные пространства теории относительности и крохотные пространства квантового мира. Автор предлагает Большую Теорию Всего, которая включает не только физику, но и психологию, духовные переживания и социальную осознанность. Методы 2-х тренингов зарекомендовали себя по всему миру, их использовали тысячи людей и десятки государственных лидеров и международных организаций, включая ООН. Во «Втором тренинге лидера» автор предлагает проверенные временем методы внутренней работы, телесной работы, работы с отношениями, с организациями и сообществами ради разрешения личных, групповых и мировых конфликтов.

Арнольд Минделл
Второй тренинг лидера. Для вашей жизни и нашего мира

THE LEADER’S 2ND TRAINING. For Your Life and Our World

© Arnold Mindell, 2019
© ООО ИД «Ганга», 2019
© Трансперсональный проект, 2019
* * *

Благодарности
Прежде всего хочу поблагодарить Эми, т. е. доктора Эми Минделл. Она моя жена и партнер во всем. Ее откровения, художественные и музыкальные находки во время моих классов и наших совместных семинаров помогли создать эту книгу. Помимо всего этого она еще занималась всем необходимым для публикации этой книги. Спасибо, Эми!
Благодарю тебя, Сьюзен Косен, за твои записи и подробные конспекты моих классов и лекций! Твои материалы – фундамент этой книги.
Спасибо тебе, Сьюзен Ньютон, за твое внимание к деталям и редакторскую правку! Также благодарю тебя, Линда Иннес, за твои подробные комментарии и первоначальную редакцию!
Еще благодарю вас, дорогие несколько тысяч людей по всему миру, за ваше присутствие на моих классах и наших с Эми семинарах за все эти годы. Вы помогли мне научиться преподавать 2-й тренинг!
Спасибо всем моим коллегам по процессуальной работе и друзьям со всех уголков планеты за поддержку и помощь в создании процесса обучения и сотрудничества.
И наконец, спасибо тем мировым лидерам, которые помогли мне понять, как адаптировать 2-й тренинг к ситуациям нашего мира.
Я бы не написал эту книгу, если бы не каждый из вас!

Предисловие
Большая Теория Всего[1 - Теория Всего, англ. Theory of Everything, сокр. TOE (что по написанию совпадает с англ. «палец ноги») – термин из физики; Big TOE – Большая Теория Всего (а также «большой палец ноги») – игра слов и расширение значения существующего термина А. Минделлом. – Прим. пер. Подробнее о TOE: https://en.wikipedia.org/wiki/Theory_of_everything.] для решения мировых проблем
Уважаемый читатель, вы наверняка в какой-то момент чувствовали, что для качественной устойчивой работы с личными и глобальными конфликтами нам нужно понимать людей, их сообщества и организации. Мы также должны ценить все нюансы их жизни: идентичность, страну, расу, религию, сексуальную ориентацию, возраст, национальность, уровень достатка, их историю, физическое состояние и так далее…
Нам нужно уважать эти различия и понимать природу нашего мира. История Земли состоит из астрономических открытий, актуальных конфликтов и войн прошлого, проблемы разнообразия, психологии, работы с телом, работы с отношениями, экономики, духовных переживаний. Мы должны все это учесть, чтобы попытаться разрешить проблемы нашей планеты!
Физики, такие как Стивен Хокинг и другие, предположили, что для того, чтобы выжить, человеческой расе, возможно, понадобится через сто лет покинуть Землю[2 - Humanity has 100 years left on Earth: Stephen Hawking (Человечеству осталось на Земле 100 лет: Стивен Хокинг) https://www.youtube.com/watch?v=RAYQL4raMZc.] (подробнее об этом я говорю в Приложении к книге).
До сих пор наша психология, общественные науки, физика и духовный опыт были отдельны друг от друга. Нам нужна новая теория, новая идея, Большая Теория Всего (термин «Теория Всего» Джона Эллиса популяризовал физик Стивен Хокинг[3 - https://en.wikipedia.org/wiki/Theory_of_everything.]).
До сих пор Теория Всего принадлежала физике. Однако моя идея Большой Теории Всего включает не только физику, но и психологию, духовность, а также методы работы с конфликтами. Нам нужна Большая Теория Всего, потому что мы более не можем отделять нашу психологию от исторического и духовного опыта всей планеты, чье будущее под угрозой.
В своей жизни я учился и работал в различных областях науки, искусства и психологии. Я многому научился у К. Г. Юнга, своих клиентов и коренных народов Австралии, Кении, Южной Африки, Индии, Южной и Северной Америки и прочих мест.
Маргинализированные[4 - Маргинализировать – вытеснять на периферию внимания, забывать определенные переживания; игнорировать, лишать влияния социальное меньшинство. – Прим. пер.] народы в США и во многих других странах расширили мое понимание проблемы разнообразия и вдохновили на работу с социальными напряженностями ради будущего нашей планеты. Спасибо вам всем, друзья, за вашу поддержку.
Процесс-ориентированная психология, иначе называемая Процессуальной работой (Processwork), взаимодействует с отдельными людьми, группами, организациями и сообществами практически во всех состояниях сознания. Она включает работу с телесными сигналами, сновидениями и базовыми паттернами[5 - Паттерн – узор, повторяющийся рисунок, характерный шаблон, сценарий поведения, присущий образ мыслей и действий. – Прим. пер.], которые можно увидеть в самых ранних детских снах. Мои понятия о процессе развились из эмпирических наблюдений во время работы с людьми и организациями. Эта работа также связана с древней философской традицией китайского даосизма.
Процессуальная работа всегда будет в процессе развития по мере того, как мы все больше узнаем о том, как разрешать проблемы нашего мира. Практика процессуальной работы, бесспорно, зависит от природы тех людей и групп, с которыми идет работа. См. Библиографию[6 - Подробнее о процессуальной работе смотрите на сайте www.aamindell.net.] для более подробной информации об основах и истории процесс-ориентированной психологии.
Уважаемые друзья-психологи, приготовьтесь подумать и о других дисциплинах. Физики, будьте готовы увидеть, как нашу науку можно использовать по-новому. Групповые фасилитаторы[7 - Англ. facilitate – содействовать, модерировать, облегчать, помогать сделать следующий шаг. – Прим. пер.] и мировые лидеры, приготовьтесь к новым идеям, которые могут помочь нашему миру.
Чтобы начать создавать Большую Теорию Всего, я покажу, как квантовая теория, теория относительности и новейшие идеи о темной энергии Вселенной являются частью нашего универсального психологического опыта (включая саморефлексию и преломление пространства-времени). Моя цель – показать новые и практичные способы работы с собой, с отношениями, с организациями и странами для большей общности и уменьшения насилия.
В 1-м тренинге мы изучаем навыки лидерства, социологию, медицину, физику, духовные практики, процесс-ориентированную психологию и/или другие психологические направления и духовные традиции. Но чтобы применить эти методы и знания в напряженных и сложных ситуациях, нам нужен 2-й тренинг. 2-е тренинги включают в себя осознавание процесса и чувство ПОТОКА, какие бы проблемы и люди ни окружали нас во время напряженных личных и мировых баталий.
2-й тренинг[8 - Англ. training – практика, квалификация, закалка, боевая подготовка, применение полученных знаний. – Прим. пер.] ценит то, что, хотя ваша обычная идентичность может не справляться с некоторыми ситуациями, осознанность 2-го тренинга уживается практически с любыми проблемами в себе, в отношениях, в правительстве и в мире.

I
Квантовые аспекты сознания

Глава 1
Большая Теория Всего и квантовый бред

Глава 2
2-й тренинг и квантовый бред для работы с телесными проблемами

Глава 3
Жизнь в осознанности и возможные причины, почему мы здесь

Глава 1
Большая Теория Всего и квантовый бред
Я ощущал и видел, сколько людей по всему миру участвовали в последние годы в моих классах в Портлендском институте процессуальной работы в Орегоне, США. В каком-то смысле, уважаемый читатель, мне кажется, что и вы там были со мной, виртуально или реально.
Я пишу и преподаю, и одновременно учусь с вами. Нам всем нужно учится, как помочь нашему миру, как помочь людям сотрудничать в разрешении многочисленных острых конфликтов.
В этой первой главе вы сможете почувствовать, как наилучшим образом проявлять свои лидерские способности на Земле через контакт со Вселенной.
Вселенной? Причем тут Вселенная, когда мы находимся в эпицентре всех этих социально-исторических проблем? Какое отношение она имеет к работе с конфликтами? Мой ответ: изучение природы.
Вселенной позволяет увидеть способы, как мы можем помочь нашей маленькой планете.
Начнем с главного вопроса. Откуда взялась наша Вселенная? Мы знаем, что был Большой взрыв 13,8 миллиардов лет назад, но мы не знаем, что спровоцировало этот взрыв. Как была создана наша Вселенная, Солнечная система, планета Земля и все мы?
Я задаю этот вопрос, потому что если бы мы знали ответ, то могли бы знать, как помочь нашим многочисленным народам выжить на нашей планете в нашей Солнечной системе в нашей огромной Вселенной. Заверю вас сразу, что немного знаний о физике мироздания помогают нам разработать методы, как можно входить в контакт с глубинной частью самих себя, работать с телесными симптомами, фасилитировать мировые события на благо каждого.
С пяти лет я задумывался: как мы сюда попали? Что мы здесь делаем, на этой планете? Откуда взялась наша Солнечная система? Некоторые ответы дает нам религия, свои версии предлагает физика, а большинство из нас и вовсе пытается не думать об этих вопросах.
Например, пару лет назад, в Ватикане, когда физик Стивен Хокинг спросил Папу Римского Франциска, что дало начало нашей Вселенной, что было до Большого взрыва, Папа ответил: «Не думайте об этом».
Хокинг спросил: «Почему же не думать?..»
Прав ли Папа Римский, советуя не думать о происхождении Вселенной, а просто верить? На верном ли пути Хокинг, интересуясь тем, что было до Большого взрыва? У каждого из нас свои соображения на этот счет. У религии свои ответы, наука ищет свои.
Но вопрос остается: «Как мы вообще сюда попали?» Я этот вопрос рассматриваю и с точки зрения глубинных психологических переживаний, и с точки зрения конкретных измеримых научных фактов.
Например, в те времена, когда я начал изучать психологию, в ней большое внимание уделялось снам, но не телу. «Если у тебя проблемы с телом, не спрашивай своего психотерапевта. Вернись на землю, сходи к доктору!», – говорили нам. Мы преуспели в разделении тела, души и мира. Однако психология не может отрезать себя от тела или от мира, потому как наши мысли и сновидения – это в том числе переживания физического тела в связи с событиями окружающего мира.
По той же причине физику нельзя отрезать от психологии и религии! Наряду с психологическими и религиозными переживаниями люди сновидят[9 - Сновидеть – грезить во сне или наяву, видеть сновидческие образы, втягивать в свое сновидение по принципу переноса/контрпереноса, создавать свой образ реальности. Скомпилировано из словаря процессуальных терминов: http://www.processwork-portal.ru/process_work/terminology/ – Прим. пер.] и создают физические законы.
По моему мнению, нам необходимо объединять психологию, физику и духовность. Сблизить их при помощи Большой Теории Всего[10 - Идеи о Большой Теории Всего можно найти в Приложении к этой книге.] ради того, чтобы помочь нашему миру. Одна из причин, почему современная психология и политика недостаточно эффективны в решении мировых проблем, в том, что мы недостаточно знаем о самих себе и о нашей Вселенной.
Вспоминаю нобелевского лауреата физика Ричарда Фейнмана. Сегодня он напоминает мне Папу Римского. На своих лекциях по физике Фейнман говорил, что мы не должны думать о том, как возникло уравнение Шрёдингера, описывающее сущность материи, квантовую механику волн и частиц. Он сказал: «Уравнение работает. Оно просто пришло ему в голову, он его не разрабатывал. Оно работает, и точка! … Его невозможно вывести из чего-либо, что нам известно. Оно просто возникло у Шрёдингера в голове»[11 - Feynman, Richard; The Feynman Lectures on Physics, 2010, California Institute of Technology. (Лекции Фейнмана по физике, 2010 г., Калифорнийский технологический институт.].
Фейнман и Папа по сути сказали: «Природа такова, какова она есть. Не думайте больше».
Мы должны подумать о том, что если наши сновидения связаны с нашими мыслями и теориями о Вселенной, то физика, религия и психология тоже должны быть как-то связаны.
Сущностный уровень
Когда мы спрашиваем себя, откуда берется жизнь и откуда берутся наши сны[12 - Dreams – сновидения, ночные сны и дневные грезы, сноподобные переживания, фантазии и мечтания. – Прим. пер.] и фантазии, перед нами встают все те же вопросы бытия. Я называю источник наших снов «сущностным уровнем». Это когда вы размышляете о чем-то, «спите» с этой мыслью и в результате соединяетесь со своими глубинными переживаниями, со своим сновидением[13 - Dreaming – базовое сновидение как первоисточник снов, форм и смыслов; предсновидческое, предканальное переживание бытия до возникновения образов и форм. Скомпилировано из словаря процессуальных терминов. – Прим. пер.].
Сущностный уровень – это уровень сознания, с которого берут свое начало ночные сны и дневные грезы. Я называю разум этого уровня нашим «процессуальным умом». Вы можете почувствовать или ощутить его, когда расслабляетесь: понаблюдайте, как при этом спонтанно возникают тончайшие мысли и идеи. Я предпочитаю называть это «процессуальным умом», а не «бессознательным», потому что за этим стоит удивительный, очевидно нелокальный (или, как сказал бы Юнг, синхронистичный) разум, который можно назвать как угодно – Великим духом, Богом, Самостью, – главное, его чувствовать.
Почувствовать этот сущностный уровень можно следующим образом. Просто расслабьтесь, отпустите мысли, начните дышать глубже, войдите в предсновидческое состояние и позвольте своему телу двигаться… пока не появятся образы, сопровождающие эти движения. Это простой способ заметить, как «из ничего» появляются новые идеи, сновидения и внезапные инсайты[14 - Инсайт – проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка, прозрение. https://ru.wikipedia.org/wiki/Инсайт – Прим. пер.]…
Эти визуальные образы и интуитивные прозрения хоть и берут начало в сущностном уровне, но находятся уже ближе к повседневной реальности – на так называемом «сновидческом уровне» или в «страной грез», «дримлэнде»[15 - Dreamland – страна грез, мир, где сновидение впервые проявляет себя в конкретной форме, такой, как дуалистический мир снов, движение, танец, образы, ломота и боли в теле, и так далее. Словарь процессуальных терминов: http://www.processwork-portal.ru/process_work/terminology/ – Прим. пер.]. Сущностный уровень, как квантовый мир в физике, – его едва ли можно почувствовать сразу, но он порождает сновидческие образы и мысли; так же, как квантовые события порождают измеряемые частицы.
Большой взрыв
Теперь давайте подумаем о происхождении нашей Вселенной, о так называемом Большом взрыве. Сны – в каком-то смысле результат маленьких взрывов. Они могут давать новый импульс и направление нашей жизни. Создает ли Вселенная большие взрывы, то есть сны, которые становятся реальностью? Возможно…
В любом случае, нам нужна Большая Теория Всего. Процессуальная работа – попытка (одна из многих попыток в будущем) создать эту теорию.
Вселенной 13,8 миллиардов лет. 13800000000 лет! Мы знаем, что случился Большой взрыв, но не знаем, что его спровоцировало. Может быть, наша планета, Солнечная система, Галактика и весь мир – это сон, возникший из того взрыва?
Я бы сравнил предсновидческое состояние сознания с Вселенной до Большого взрыва. Если вы в контакте с вашим глубинным «я», вы в контакте со спонтанным творчеством самой Вселенной. Другими словами, наша сегодняшняя Вселенная произошла от Большого взрыва – и наши жизни, мысли и сновидения происходят оттуда же.
Квантовая теория и саморефлексия
Чтобы исследовать это предсновидческое состояние, давайте взглянем на квантовую теорию – теорию поведения элементарных волн и частиц материи. Я знаю, все просто обожают квантовую физику и ждут не дождутся, когда ее изучат! Кроме шуток, квантовое мышление действительно полезно.
Волновое уравнение Шрёдингера описывает волновую природу и поведение мельчайших элементарных частиц. Это волновое уравнение – как сновидческий паттерн, организующий сущностный уровень нашего сознания.
В физике это уравнение описывает частицы – до того, как они станут видны наблюдателю, – в виде волн. Я подробно писал об этом уравнении в своей книге «Квантовый ум»[16 - «Квантовый ум». М., ИД «Ганга», 2018.]. Математика этих паттернов включает саморефлексию[17 - Англ. self-reflection (дословно «самоотражение») – гипотетическая способность Вселенной видеть собственное отражение, например, глазами человека, и так становиться материальной, самопорождающей; способность человека размышлять о самом себе, видеть себя со стороны, глазами «другого», наблюдать за своими состояниями с помощью мета-коммуникатора, использовать образ себя в сновидениях и фантазиях. – Прим. пер.]. Благодаря этой математической функции самоотражения возникают реальные измеряемые объекты. Физика говорит, что по какой-то неизвестной причине эта волновая функция отражает себя и таким образом создает реальность. Когда квантово-волновое уравнение видит свое отражение, оно производит реальные вещи, которые мы можем измерить.
Волновая сущность материи, замеченная в уравнении Шрёдингера, самоотражается ради реальных результатов. То же происходит в процессуальной работе, когда мы расслабляемся и уходим глубже в себя через дыхание, затуманенный ум и волнообразное движение, позволяя нашему сущностному уровню размышлять над самим собой. И вдруг там, где был сплошной туман, мы начинаем замечать сноподобные феномены, которые дают нам подсказки, как действовать в реальной жизни.
Очевидно, нам следует рассмотреть возможность, что у меня, у вас и у нашей Вселенной есть тенденция к саморефлексии, или самоотражению. Когда самоотражается волновая функция в квантовой физике, возникают частицы. Когда самоотражается сущностный уровень в человеке, возникают образы или сновидения, которые могут нести пользу для его повседневной реальности.
С точки зрения квантовой теории в физике и сущностного уровня в психологии, вы, я и Вселенная обладаем идентичной природой. Может ли быть такое, что на сущностном уровне тот, кем вы являетесь, бессмертен? Обычный человек скажет: «Нет! Я НЕ бессмертен. Однажды я состарюсь. Мне нужно быть осторожным, принимать витамины, правильно питаться, не болеть…»
Да, все это верно. Видимая частица под названием «я» умрет; но попытайтесь оставаться открытыми возможности того, что ваша сущность – не частица и не вещь, ни жива и ни мертва, это призрачное волновое переживание.
Подумайте об этом. Вы правда считаете, что родились в результате ночи любви двух человек? Может быть… Но тот, кем мы являемся, – хотя бы отчасти – бессмертен! Материал, из которого вы сделаны, меняется, но сущность этого материала неизменна с начала времен. В это не обязательно верить, тем не менее, многие говорят о реинкарнации, а математика квантовых волн говорит о том, что внутри каждого человека есть тенденция к самоотражению и самосотворению из тончайшего сущностного уровня.
Помню, как врачи спрашивали меня, когда я работал с людьми в коме: «Зачем Вы с ними разговариваете?» Я сказал, что я просто оставался открытым возможности общения с ними вне обычного, повседневного состояния сознания. Я обнаружил, что, если работать с тонкими сигналами людей в коме или при смерти, они иногда выходят из коматозных состояний[18 - См. книгу А. Минделла «На краю жизни и смерти. Кома, ключ к пробуждению». М., ИД «Ганга», 2018.]. Иными словами, даже когда мы умираем, часто – а то и всегда – остается некая форма сознания, которая продолжает воплощаться.

Саморефлексия – часть квантовой физики. Рефлексирующая часть сознания присутствует в людях, событиях и квантовых уравнениях. В процесс-ориентированной психологии мы называем ее сущностным уровнем. Обычно мы не осознаем этот уровень, однако тем не менее, он отражает себя во всех и во всем.
Утром, спросонья, если не вставать сразу, вы можете заметить, как одна ваша часть начинает думать о предстоящем дне, а другая все еще видит сны или рефлексирует над ними. Что-то внутри вас наблюдает: «Что сейчас со мной происходит? Ах, это все еще сон! Какое интересное чувство! Ох…». Затем на передний план выходит повседневный ум и забывает – маргинализирует – эти переживания, если вы их вовремя не записали.
Таким образом, мы видим тенденцию к саморефлексии как в психологии, так и в квантовой физике. Возможно, эта тенденция – неотъемлемая часть природы. Она есть у новорожденных, она есть у нас, вплоть до последних минут жизни, а может, и после…
Люди, отказывающиеся от саморефлексии в течение долгого времени, в итоге сталкиваются со скукой, болезнями или депрессией. То, что мы называем гриппом, – болезнь, но многие болезни могут быть попытками привести нас к этому туманному волновому сущностному уровню. Этот уровень нужен нам ради нашего же здоровья. Мы обладаем природной саморефлексирующей проницательностью. Нам нужно иногда выходить из консенсусной[19 - Консенсус – общепринятая договоренность. Консенсусная реальность – то, что в повседневности принято считать реальностью, уровень множества видимых вещей. – Прим. пер.] реальности, или уставать от нее, чтобы впускать в себя переживания сущностного уровня. Профессиональное выгорание, депрессия, грипп, простуда, уныние хороши, возможно, тем, что подводят нас к чему-то более глубокому. И когда мы доходим до дна, «нечто» возвращает нас на поверхность с новыми идеями. Возможно, этот саморефлексирующий создатель сновидения – ключ к нашему здоровью.
Если мы все – части, способные к саморефлексии, то этой способностью обладают и группы. Таким образом, целые системы могут рефлексировать над другими, еще большими системами, видя в них свое отражение.
Является ли наша планета, Солнечная система, мир, Вселенная – существом, способным видеть свое отражение? Мой ответ… (скажу шепотом) …да! Почему шепотом? Потому что физик во мне говорит: «Это какой-то квантовый бред!» – в том смысле, что я делаю далеко идущие выводы из квантовой физики, которые научно еще не доказаны. Потому и шепчу!
Предположим пока, что наша Вселенная имеет тенденцию к осознанности и саморефлексии, которая обнаружена в квантовых уравнениях, а значит, потенциально и во всех людях – и вообще во всем, из чего состоит наша Вселенная. Можно сказать, что саморефлексия в физике – это размышление в психологии.
Сущностный уровень, желая себя осознать, создает взрыв, пробуждая нас к сновидению, которое мы называем жизнью. Возможно, в начале, до Большого взрыва, Вселенная тоже проходила стадии размышления, самоотражения и – бах! – сотворения.
Мы жаждем большого взрыва, когда находимся в подавленном или обессиленном состоянии. Мы хотим сотворить себя заново. Иначе говоря, снова испытать себя в состоянии размышления, сновидения и – бах! – пробуждения.
Глубинная демократия и происхождение Вселенной
Глубинная демократия основывается на сущностном уровне, который разворачивается в сны на сновидческом уровне и измеримые события на уровне консенсусной реальности. Каждый уровень, по своей сути, одинаково важен. Более того, невозможно работать над большими проблемами этого мира без глубинной связи с сущностным уровнем. Иначе будет переутомление и выгорание.
Существовал ли сущностный уровень, эта квантово-волновая функция, до появления Вселенной? Думаю, да. Саморефлексия – это то, с чего вполне могла начаться наша Вселенная.
И я в этом мнении не одинок. Вспоминаю, как много лет назад богослов и математик Лейбниц сказал, что мнимые числа – которые сегодня лежат в основе волновой функции квантовой физики – находятся на полпути между бытием и небытием[20 - A History of Mathematics, Carl B. Boyer & Uta C. Merzbach. (История математики.)].
Австралийские аборигены называют сущностный уровень Временем сновидений[21 - https://ru.wikipedia.org/wiki/Время_сновидений. – Прим. пер.], «временем вне времени». Этот уровень можно встретить и в «Тибетской Книге мертвых», а также в иудаизме и в христианстве, где сказано о Божьем духе, носившимся над формой безжизненной материи, запуская творение. Другими словами, вера в Бога, кем бы он или она ни были, – это вера в сознание, способное оживлять и воплощать.
Необязательно быть религиозным. Я просто хочу сказать, что сущностный уровень и квантово-волновая функция имеют много общего с верованиями коренных народов и современными религиями. Возможно, мы начинаем интуитивно постигать связь между религией, процессуальной работой, физикой и Большой Теорией Всего.
Шрёдингер, разработчик идеи квантово-волновой функции, подозревал, что за волновой функцией должна быть еще какая-то реальность. Он размышлял, были ли квантовые волны хоть немного реальными. Дэвид Бом, еще один великий физик, говорил: «Должно же там быть что-то еще, за этими волнами!» Пока, однако, никто ничего такого не обнаружил.
В отличие от физики – религии и духовные традиции, такие как буддизм, предлагают тренировать пустой ум! Что само по себе очень близко к сущностному уровню.
Даже Фейнман сказал: «Не думайте об этом, просто считайте по формуле». Правильное квантово-волновое уравнение просто свалилось Шрёдингеру на голову! Однако Фейнман сказал: «Не думайте о том, чего не можете доказать».

Итак, физика говорит «нет» тому, что нельзя измерить в консенсусной реальности в единицах пространства, времени и размера. Аналогичным образом религиозные традиции говорят «нет» физике. В процесс-ориентированной психологии мы пытаемся сблизить физику и духовность.

«Да» – квантовой физике, и «да» – буддистской пустоте. Квантовая физика и психологическая тенденция к глубокой саморефлексии подразумевают, что саморефлексия и миросотворение обладают одной природой.
В общем-то моя мысль сводится к тому, что физика и психология нуждаются друг в друге, чтобы лучше понять себя. Нам необходима саморефлексия и связь с мирозданием, чтобы эффективно работать с проблемами нашего мира.
Мирозданием? Это часть нашего 2-го тренинга!
В этой связи предлагаю вам сделать следующее упражнение.
Упражнение
Сотворите ваш мир
(для самостоятельной работы или в парах)
1. Встаньте на ноги или сядьте на край стула. Расслабьтесь и затуманьте сознание, почувствуйте отрешенность и связь с сущностным уровнем. Обращайте внимание на малейшие телесные ощущения и возникающие из глубины звуки и движения. Отметьте, когда вы или эти тонкие переживания начнут рефлексировать над тем, что они такое.
2. Замечайте, как эти тонкие чувства или мысли постепенно превращаются в сновидческие идеи или образы. Не забывайте, по возможности, чувствовать сущность, из которой возникает сновидение. Также запоминайте сновидческие образы.
3. Отмечайте любые идеи + ассоциации с тонкими сущностными чувствами. Представьте, как используете эти ассоциации и возможные смыслы для того, чтобы сделать вашу повседневную жизнь богаче и полнее. Запишите любые открытия и инсайты.
4. Чувствуйте эти тонкие тенденции по мере возвращения к повседневной жизни. Оставаться в контакте с этими глубокими сущностными чувствами – часть вашего 2-го тренинга.

Наш друг Фукусима Роси говорил, что мы постоянно должны медитировать, ощущая сущностный уровень в состоянии «мусин» – пустого ума. Он любил называть пустой ум «творческим умом».
Различные духовные традиции, научные и психологические направления должны идти рука об руку.
Нам всем нужны глубокие сущностные переживания, творческие связи 2-го тренинга, чтобы работать с собой и с мировыми конфликтами. Нам нужен доступ к сущностному уровню, соединяющему нашу психологию с физикой и духовными традициями.

Глава 2
2-й тренинг и квантовый бред для работы с телесными проблемами
Чтобы устойчиво работать с миром, нам нужно устойчиво работать с собой. Поэтому предлагаю здесь сфокусироваться на том, как 2-й тренинг и его связь с сущностным уровнем могут помочь в работе с телесными проблемами. Это, пожалуй, один из самых действенных подходов к работе с симптомами, которые я встречал. Я использовал его много раз, в том числе с людьми в очень тяжелых состояниях.
Сущностный уровень
Вспомните мои размышления в предыдущей главе о сущностном уровне, который мы можем ощущать как некую беззаботную «пустоту». Мы соотнесли сознание сущностного уровня с саморефлексией в квантовой теории. Я предложил не отрицать возможности, что Вселенная, дабы стать собой, отразилась сама в себе. Также напомню, что это тихое самоотражающее сознание способно создавать сновидческие образы и инсайты.
Дзен-буддистский «пустой ум» – это то, что я называю сущностным уровнем. В физике это может быть фаза до рождения Вселенной. Наш друг Фукусима Роси, настоятель монастыря Тофукудзи в Киото, называл этот уровень «пустым умом», а также «творческим умом» из-за его тенденции создавать сновидческие образы и новые идеи.
Когда переживания сущностного уровня, или пустого/творческого ума, проявляются в нашем сознании, они как будто заигрывают с нами, на секунду привлекая к себе наше внимание. Поэтому я называю такие переживания «флиртами». Когда эти флирты начинают повторяться в течение некоторого времени, их становится легче замечать, ведь они уже перешли на сновидческий уровень, а значит, стали образами, на которых вы можете удерживать внимание и которые можно уже назвать сновидениями или фантазиями.
По мере приближения этих флиртов к вашему повседневному сознанию вы начинаете размышлять: «Что это у меня за чувства, мысли, образы?» Если вы сосредоточитесь на них дольше, вы обнаружите, что они часто предлагают новые, более осознанные способы жизни в консенсусной реальности.
2-й тренинг основан на тонких текучих переживаниях того, как возникает сознание и как сущностный уровень и его флирты перерастают в целые сновидения, создавая нечто вроде психологического Большого взрыва. Под Большим взрывом я имею в виду «Ага!» – новые идеи и озарения, поднимающиеся с сущностного уровня, или из сновидения. Можно сказать, что происхождение сознания подобно происхождению Вселенной (как я предположил в первой главе на основе анализа квантовой теории).
Если бы я сочинил сказку про Вселенную, она была бы примерно такой:

Жило-было нечто чудесное, но знало оно о себе совсем немного. И вот оно стало размышлять: «Кто я? Хм…» И тут же заметило в себе тонкие чувства и стало рефлексировать над ними. В следующую секунду оно заметило Большой взрыв, или импульс стать реальностью. Пробудившись, оно осознало: «Я расширяющаяся Вселенная!»
В любом случае, как я сказал в предыдущей главе, аспекты этого процесса миросотворения основаны на самоотражении в квантовой теории и эмпирическом взгляде процесс-ориентированной психологии на то, как возникает сознание (помните, что «эмпирический» означает взятый из практического опыта или наблюдения, но не доказанный научно). Очевидно, что саморефлексия – неотъемлемая часть нашей Вселенной, сущностного уровня и так называемой «пси-функции» квантовой физики.
Околосмертные переживания
Далее я применил эти идеи к нашим телесным симптомам. Как я сказал, этот феномен рождения сновидения из сущности мы видим и в повседневной жизни, и даже в околосмертных состояниях. Например, в коме люди, находясь практически на сущностном уровне, часто, если не всегда, ощущают мельчайшие флирты и даже сновидения. Подробнее об этом я пишу в книге «На краю жизни и смерти. Кома: ключ к пробуждению».
С некоторой долей осознанности вы можете ощущать сущностный уровень, даже когда вовсю храпите. Кажется, мы никогда не отключаемся полностью! Нет такого, когда наше сознание неактивно.
Процесс движения по уровням сознания – это как переход из одной фазы в другую. Уровни сознания – часть нашего процесса осознавания. И хотя я писал о фазах раньше[22 - А. Минделл, «Конфликты: фазы, форумы и способы разрешения». М., ИД «Ганга», 2019.], вкратце повторю о них здесь.
Самый глубокий, сущностный уровень – это фаза процесса, которую я называю четвертой. В 4-й фазе вы ощущаете едва заметные, отдаленные, глубоководные чувства, но пока не видите образов.
1-я фаза возникает обычно, когда вы думаете: «Это я! К черту сновидения! Не хочу ни о чем думать! Не хочу никаких проблем! Оставьте меня в покое!» В этой фазе мы совсем не жаждем новых мыслей и вызовов. 1-я фаза: забудь про другие фазы!
Мы с Эми недавно работали над разрушениями от цунами и приливных волн в Фукусиме, Япония. Спасибо Такео Кирияме за сотрудничество! Мы узнали, что из-за утечки радиации у многих детей развился рак щитовидной железы. Это ужасное цунами произошло уже несколько лет назад, но многим японцам оно стоило стольких страданий, что они до сих пор не чувствовали в себе сил разбираться с последствиями. Они говорили: «Оставьте нас в покое, мы не хотим даже думать об этом болезненном событии». Они были в 1-й фазе.
Таким образом, чтобы проводить групповой процесс с этими людьми и с их правительством, нам нужно признать тот факт, что многие из них не хотели даже вспоминать обо всех этих бедах. Забыть о беспокойстве – это 1-я фаза.
1-ю фазу в групповых процессах и на мировых работах[23 - Групповой процесс и мировая работа – форма процессуальной работы с любым количеством людей на различные горячие темы с целью признания и разрешения напряженностей. Обычно требует присутствие обученных фасилитаторов и/или старейшин (уважаемых лидеров, способных выслушивать все стороны конфликта). – Прим. пер.] признавать крайне важно. Вы можете попытаться противостоять этой тенденции людей избегать проблемы в 1-й фазе. Но люди быстрее откроются, если сперва будет уважена их потребность в избегании боли. Только тогда они смогут перейти ко 2-й фазе и встречаться с трудностями лицом к лицу.
Во 2-й фазе проблема, которую вы игнорировали (назовем ее «Х»), возвращается! Ваш внутренний критик и внешние негативные политические фигуры – это Х. Х создает огромное напряжение для всех людей во 2-й фазе. Фаза 2 полна конфликтов.
1-я и 2-я фазы – это то, что можно было бы назвать «консенсусной реальностью»: расслабление и/или борьба.
В 3-й фазе появляется возможность исследовать проблему Х путем смены ролей. Чудовища, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной, консенсусной реальности, часто возникают в виде фигур ваших сновидений. Это означает, что вы сами хотя бы немного, как Х. Нам нужно научиться взаимодействовать с проблемой Х как снаружи, так и внутри себя.
В 3-й фазе Х – ваш внутренний аспект. Раз вам снится Х, значит есть возможность поменяться с Х ролями и исследовать, каким образом вы сами, как Х. В терапии и в мировой работе такая смена ролей может стать ключевой для поиска решений и укрепления отношений. 3-я фаза – это сновидческая фаза, близкая к сущностному уровню, или 4-й фазе.
4-я фаза – это сущностное переживание внутри одной из фаз или за пределами любых фаз и переживаний. С некоторой долей осознанности вы можете входить в 4-ю фазу, или сущностный уровень, с любого другого уровня или фазы.
Поэтому то, что мы называем уровнями сознания (сущностный, сновидческий, консенсусный), также можно рассматривать как фазы (1–2–3–4), по которым мы все вращаемся. Наше состояние ума не фиксировано, оно в постоянном процессе перехода из фазы в фазу. Это цикличный процесс, который продолжает происходить как во время внутренней работы[24 - Внутренняя работа – наряду с парной, групповой и мировой работой – формат самостоятельной процессуальной работы с внутрипсихическими фигурами или энергиями на разных уровнях сознания. – Прим. пер.], так и во время мировой работы.
Квантовая физика говорит о волновой функции, которая, с точки зрения психологии, является переживанием 4-й фазы – сущностного уровня, не поддающегося измерению. Это некий сущностный волновой паттерн, существующий до сновидческого и консенсусного уровней. Вот почему я говорю, что, с точки зрения консенсусной реальности, Вселенная началась с Большого взрыва, но до этого она вполне могла проживать свой сущностно-волновой опыт в 4-й фазе, а затем, через саморефлексию, пробудиться в 1-ю, 2-ю и 3-ю фазы.
Чем больше я слышу и вижу людей в околосмертных состояниях, тем больше я полагаю, что наши начало и конец – фазы единого цикла, ибо слишком мало людей видят во снах и грезах смерть как конец всего.
Когда я говорю о квантовой физике, волновых паттернах или ?-функции, может показаться, я говорю на каком-то новом, неизвестном вам языке. Достаточно понять, что базовая ?-функция есть не что иное, как потенциальная способность нашей Вселенной к самоотражению и, в результате, порождению своих собственных реальностей.
В любом случае, Большая Теория Всего дает основание предполагать, что саморефлексия, характерная для 3-й фазы, – это часть природы и что она могла существовать вечно, даже до Большого взрыва. Может быть, у вас тоже есть часть, которая существовала до вас, а с помощью саморефлексии воплотила вас в наблюдаемую физическую форму? Вам не обязательно с этим соглашаться, достаточно быть открытыми этой возможности…
Можем ли мы доказать, что саморефлексия была в самом начале Вселенной? Как я предположил, возможно, мы живем внутри потенциально сознательной Вселенной. Я оставлю этот вопрос открытым для вас и следующих поколений. Скажу лишь, что, находясь в пустом уме 4-й фазы, оставайтесь открытыми вашей врожденной способности рефлексировать над самими собой. Попытайтесь отнестись к вашей осознанности максимально трепетно, цените ее.
Теперь поговорим о серьезной мировой проблеме: люди считают, что консенсусная реальность физически реальна и измерима, а потому все остальное – бред, который нельзя ни измерить, ни доказать! Напоминает популярный совет: «Хватит мечтать! Проснись! Будь реалистом!» Это напоминает мне о том, как один белокожий учитель говорил ребенку из племени австралийских аборигенов: «Хватит спать!» Но культура этих коренных народов учит тому, что сновидение, или Время сновидений, – основа всего. Ранние культуры и системы мировоззрения не маргинализировали сущностный уровень. Они признавали все фазы: и первую, и вторую, и третью, и четвертую. (См. рисунок «Фазы и их отношения».)


Рисунок 1. Фазы и их отношения

Возможно, одна из наших серьезнейших мировых проблем заключается в том, что мы склонны фокусироваться только на консенсусной реальности: в 1-й фазе и во 2-й фазе (борьба). Сегодня большинство людей игнорируют 3-ю фазу (смену ролей) и 4-ю фазу (отрешенность), тем самым мы не до конца соединяемся со нашим потенциалом к решению конфликтов. Мы полагаем, что конфликт – это только «выходи и дерись» во 2-й фазе. «Сновидеть в 3-й фазе? О чем вы? Кому нужен этот сновидческий бред! У нас тут РЕАЛЬНЫЕ проблемы! Всем – на передовую!» Такова 2-я фаза – важная, но не единственная.
Фаза 3 говорит: то, что вы ненавидите, есть в вас самих! 3-я фаза маргинализируется в политике, но не в психологии. Повсюду в «нормальном» мире люди считают: «Я такая. Я такой. Я точно не как те другие. И я НЕ буду меняться с ними ролями. Не надо мне ваших сказок. Мы должны иметь дело с реальностью!»
Конфронтация во 2-й фазе важна, но отношения с другой стороной зависят от 3-й фазы (смены ролей); это ключ к успеху в мировой работе и внутренней работе. Вы можете не только меняться ролями, но и рефлексировать над собой, представляя, какие вы с точки зрения другого. Это крайне полезно для решения мировых задач.
Во 2-й фазе вы смотрите на то, что вас беспокоит – Х, – и думаете: «Надо от этого поскорее избавиться, сходить к доктору, выпить аспирин и «чтоб как ни в чем бывало»! Иногда это оправдано, но не забывайте и выслушать Х! Мы вскоре попробуем это в упражнении.
Большинство из нас ведут себя как самые рациональные доктора и односторонние политики. Нам необходимы фаза 3 и фаза 4.
3-я фаза показывает нам, что на самом деле мы говорим не только о том Х, который нас беспокоит. Мы еще и говорим о той своей части, которая действует, как Х, внутри нас и о которой мы не так хорошо знаем.
Во 2-м тренинге очень важен сущностный уровень, состояние ума 4-й фазы. Когда мы его чувствуем, хотя бы иногда, нам легче быть в других фазах.
2-й тренинг основывается на открытости 4-й фазе и способности течь по всем другим фазам, оставаясь в контакте с этой.
Если во время конфликта вы сможете попасть на сущностный уровень – у которого поначалу нет никаких образов, только чувство открытости и тишины, – вы сможете стать более текучими, что в конфликте нелишне. Если не сможете, вы с удивлением обнаружите, что во сне ведете себя так же, как противник.
Если у вас конфликт, но вы смогли позволить себе расслабиться в 4-й фазе, это поможет вам плавно переходить из 1-й фазы во вторую и третью. Чувствуйте 4-ю фазу как можно больше во 2-м тренинге. Фаза 4 – это текучесть, поток, отрешенность, или, как говорил Фукусима Роси, «пустой ум, творческий ум». Он намеренно добавлял слово «творческий» к «пустому уму». Когда вы в 4-й фазе, в состоянии так называемого процессуального ума, вы можете заметить, как появляется что-то абсолютно новое, о чем вы даже не догадывались.
2-й тренинг дает контакт с 4-й фазой и позволяет расслабляться в 1-й фазе, бороться во 2-й фазе, сновидеть и меняться ролями в 3-й фазе и чувствовать невозмутимость и отрешенность в 4-й фазе. Ни одну из фаз нельзя назвать правильной или неправильной: наша задача – течь вместе с природой.

Я вспоминаю яркий пример 4-й фазы, глубочайшее сновидение, когда мы с Эми были в Австралии. Гуляя по улицам Аделаиды, один из старейшин местного племени сказал нам: «Взгляните туда! Что вы там видите? Вы видите город?»
Я сказал: «Да».
Он продолжил: «Смотрите туда, где река. Что вы видите?»
Я сказал: «Пробки на дорогах, выхлопные газы, поток людей».
Он ответил: «Смотрите внимательнее. Там же австралийские аборигены! Разве вы не видите, как они работают и играют у реки?»

Тогда я понял, что мое восприятие на тот момент вращалось в основном вокруг 1-й и 2-й фазы, то есть в консенсусной реальности. Я упускал сновидение!
Старейшина сказал, что современного города не было бы, если бы те аборигены не сидели там, в измерении под названием Время сновидений. Без них город бы не выжил!

Иными словами, учитесь 2-му тренингу. Учитесь оставаться в контакте с 4-й фазой – с сущностным уровнем, на фоне которого существует то, что большинство культур называет сегодня реальностью.
Работа с симптомами
Попробуем применить знания 2-го тренинга о четырех фазах к телесным симптомам. Но сперва несколько примеров.
В Википедии мы читаем, что английский математик, астроном, богослов и физик Исаак Ньютон широко известен как один из самых влиятельных ученых всех времен. Он был ключевой фигурой в научной революции, «один из великих основателей современной физики». Вот история о том, как он открыл гравитацию.
Как гласит легенда, он сидел и мирно размышлял над эффектом гравитации, как вдруг его стукнуло упавшее с дерева яблоко. Только тогда он понял, что было что-то, что тянуло яблоко вниз. Эта неприятность во 2-й фазе, можно сказать, пробудила его к знанию о гравитации (см. рисунок слева).
На рисунке справа Исаак Ньютон выглядит счастливее, потому что съел упавшее на него яблоко. Он интегрировал яблоко в 3-й фазе. Оно, так сказать, стало его внутренней частью.


Рисунок 2. Замечайте, исследуйте + интегрируйте

Мораль: что бы ни привлекало ваше внимание, «съешьте» это. Попробуйте это, чтобы сделать это частью вашей жизни. Особенно это касается симптомов. Попробуйте вникнуть в них – наряду с обычными методами лечения.


Рисунок 3. Рисунок Джона Уилера
Рефлексия Вселенной – слева; справа – Саморефлексия Вселенной, отражающей собственное отражение, осознающей себя через сновидение, сновидящее тело, консенсусную реальность

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71374618?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

notes
Примечания

1
Теория Всего, англ. Theory of Everything, сокр. TOE (что по написанию совпадает с англ. «палец ноги») – термин из физики; Big TOE – Большая Теория Всего (а также «большой палец ноги») – игра слов и расширение значения существующего термина А. Минделлом. – Прим. пер. Подробнее о TOE: https://en.wikipedia.org/wiki/Theory_of_everything.

2
Humanity has 100 years left on Earth: Stephen Hawking (Человечеству осталось на Земле 100 лет: Стивен Хокинг) https://www.youtube.com/watch?v=RAYQL4raMZc.

3
https://en.wikipedia.org/wiki/Theory_of_everything.

4
Маргинализировать – вытеснять на периферию внимания, забывать определенные переживания; игнорировать, лишать влияния социальное меньшинство. – Прим. пер.

5
Паттерн – узор, повторяющийся рисунок, характерный шаблон, сценарий поведения, присущий образ мыслей и действий. – Прим. пер.

6
Подробнее о процессуальной работе смотрите на сайте www.aamindell.net.

7
Англ. facilitate – содействовать, модерировать, облегчать, помогать сделать следующий шаг. – Прим. пер.

8
Англ. training – практика, квалификация, закалка, боевая подготовка, применение полученных знаний. – Прим. пер.

9
Сновидеть – грезить во сне или наяву, видеть сновидческие образы, втягивать в свое сновидение по принципу переноса/контрпереноса, создавать свой образ реальности. Скомпилировано из словаря процессуальных терминов: http://www.processwork-portal.ru/process_work/terminology/ – Прим. пер.

10
Идеи о Большой Теории Всего можно найти в Приложении к этой книге.

11
Feynman, Richard; The Feynman Lectures on Physics, 2010, California Institute of Technology. (Лекции Фейнмана по физике, 2010 г., Калифорнийский технологический институт.

12
Dreams – сновидения, ночные сны и дневные грезы, сноподобные переживания, фантазии и мечтания. – Прим. пер.

13
Dreaming – базовое сновидение как первоисточник снов, форм и смыслов; предсновидческое, предканальное переживание бытия до возникновения образов и форм. Скомпилировано из словаря процессуальных терминов. – Прим. пер.

14
Инсайт – проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка, прозрение. https://ru.wikipedia.org/wiki/Инсайт – Прим. пер.

15
Dreamland – страна грез, мир, где сновидение впервые проявляет себя в конкретной форме, такой, как дуалистический мир снов, движение, танец, образы, ломота и боли в теле, и так далее. Словарь процессуальных терминов: http://www.processwork-portal.ru/process_work/terminology/ – Прим. пер.

16
«Квантовый ум». М., ИД «Ганга», 2018.

17
Англ. self-reflection (дословно «самоотражение») – гипотетическая способность Вселенной видеть собственное отражение, например, глазами человека, и так становиться материальной, самопорождающей; способность человека размышлять о самом себе, видеть себя со стороны, глазами «другого», наблюдать за своими состояниями с помощью мета-коммуникатора, использовать образ себя в сновидениях и фантазиях. – Прим. пер.

18
См. книгу А. Минделла «На краю жизни и смерти. Кома, ключ к пробуждению». М., ИД «Ганга», 2018.

19
Консенсус – общепринятая договоренность. Консенсусная реальность – то, что в повседневности принято считать реальностью, уровень множества видимых вещей. – Прим. пер.

20
A History of Mathematics, Carl B. Boyer & Uta C. Merzbach. (История математики.)

21
https://ru.wikipedia.org/wiki/Время_сновидений. – Прим. пер.

22
А. Минделл, «Конфликты: фазы, форумы и способы разрешения». М., ИД «Ганга», 2019.

23
Групповой процесс и мировая работа – форма процессуальной работы с любым количеством людей на различные горячие темы с целью признания и разрешения напряженностей. Обычно требует присутствие обученных фасилитаторов и/или старейшин (уважаемых лидеров, способных выслушивать все стороны конфликта). – Прим. пер.

24
Внутренняя работа – наряду с парной, групповой и мировой работой – формат самостоятельной процессуальной работы с внутрипсихическими фигурами или энергиями на разных уровнях сознания. – Прим. пер.
  • Добавить отзыв
Второй тренинг лидера. Для вашей жизни и нашего мира Арнольд Минделл
Второй тренинг лидера. Для вашей жизни и нашего мира

Арнольд Минделл

Тип: электронная книга

Жанр: Саморазвитие, личностный рост

Язык: на русском языке

Издательство: ИД Ганга

Дата публикации: 18.12.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Благодаря физику Стивену Хокингу и другим, Теория Всего пытается объединить огромные пространства теории относительности и крохотные пространства квантового мира. Автор предлагает , которая включает не только физику, но и психологию, духовные переживания и социальную осознанность. Методы 2-х тренингов зарекомендовали себя по всему миру, их использовали тысячи людей и десятки государственных лидеров и международных организаций, включая ООН. Во автор предлагает проверенные временем ради разрешения личных, групповых и мировых конфликтов.