Из Диалогов Платона
Татьяна Анатольевна Томина
В сборнике представлена переработанная редакция краткого поэтического пересказа избранных «Диалогов» древнегреческого философа Платона
Татьяна Томина
Из Диалогов Платона
Перечень стихов
Стих 1. Критон
Стих 2. Феаг
Стих 3. Алкивиад II
Стих 4. Менексен
Стих 5. Евтидем
Стих 6. Гиппий меньший
Стих 7. Алкивиад I
Стих 8. Лахет
Стих 9. Евтифрон
Стих 10. Лисид
Стих 11. Хармид
Стих 12. Ион
Стих 13. Гиппий больший
__________
Примечания:
1. В сборнике представлена переработанная редакция краткого поэтического пересказа избранных «Диалогов» древнегреческого философа Платона (427 – 347 г.г. до н.э.)
2. Нумерация стихов условная от автора сборника
***
Стих 1. Критон
В темницу, где сидел Сократ
,
Пришёл Критон, он друг его.
Философ друга видеть рад,
Не сетует, что тяжело.
Критон покою поражён:
«Ты спал, а смерть уже близка».
Сократ словами удивлён:
«Я много пожил – зря тоска».
Критон не в первый раз твердит:
«Решайся на побег, Сократ,
Иначе Город не простит -
Мол, денег пожалели, брат».
Сократ сказал: «Есть, кто поймёт,
Не важно, что толпа кричит».
Критону возражать черёд:
«Толпа сегодня зло вершит.
Все страхи за меня забудь -
Уедем в дальние края.
Не выбирай же легкий путь,
О смерти думаешь ты зря».
Услышав друга те слова,
Сократ сказал, кого ценить:
«Есть у гимнаста голова -
Советам тренера лишь быть».
Критон согласен, взор хоть ниц,
Друг к заключению ведёт:
«Не слушай мнение тупиц,
Пускай и большинство орёт».
«Хотим мы хорошо все жить» -
Сократ развил ту мысль свою -
«Но справедливыми чтоб быть.
Про Афинян я говорю.
Несправедливое – есть зло,
Не надо зло на зло вершить.
С побегом если б повезло,
То справедливо ли? – Решить.
Жил я в Афинах много лет,
Законы, Государство чтил,
Имел блага от них, совет
И мудрость мира получил.
А если соберусь бежать,
Законы эти я предам.
Они придут, чтобы сказать:
«За что же ты не верен нам?
Ты мог уехать далеко,
Мы никого не держим тут.
Понять тебя нам не легко -
И про порядочность все врут».
Не принесу Афинам вред,
Законы наши подрывая.
Не мог в суде держать ответ,
И значит, мне – судьба такая.
Куда бы я ни убежал,
Врагом законности чти смело.
Теперь, Критон, ты бы сказал,
Побег – неправедное дело?».
Критон согласен с мыслью той,
Хоть сердце кровью облилось.
Как мысли друга быть другой? -
За принцип пострадать пришлось.
__________
Сократ – один из наиболее известных древнегреческих философов, родился в Афинах предположительно в 469 г. до н.э. в семье скульптора и повитухи, посвятил свою жизнь бесплатным философским беседам в общественных местах, в основном, с молодежью, в 399 г. до н.э. был обвинен недоброжелателями в растлении молодежи и вере в новых божеств, осужден, признан виновным и приговорен к смерти, отказался от штрафа в качестве альтернативы, предпочел наказание за свою истину в виде смертной казни путем отравления цикутой, он не был автором текстов и известен по посмертным рассказам его учеников, главным образом, Платона
***
Стих 2. Феаг
Сократа встретил Демидок,
Он просит дать ему совет -
Как сыну преподать урок,
Чтоб не узнал тот в жизни бед.
– «Растенья, звери, сами мы -
Живое всё в одном ладу.
В созданье сада мы умны,
Ключ к воспитанью не найду.
Сын хочет мудрым стать не год,
Не устаёт меня просить -
К софистам
путь его зовёт.
Не знаю, можно ль отпустить.
Для тела и ума чтоб вред
Учеба эта не имела,
Хочу твой выслушать совет,
Пока всё не дошло до дела».
– «Советы – у богов просить.
Ты в деле том имей старанье.
Мне надо с сыном говорить,
Чтоб понял я его желанье».
Феагом прозывался сын,
Сократ беседу начинает.
Вопрос он задал не один,
Ответы на вопросы знает.
– «Мы мудрым назовём того,
Кто знаньем многим обладает.
Схватил ты знаний от всего,
Но мудрости всё ж не хватает.
Есть знанье разных кораблей
Иль колесниц, их управленья.
Ответь, дружочек, поскорей -
К которой мудрости стремленья?»
Феаг сказал – стремится он
«Правленья» мудрости освоить.
– «Но от правленья часто стон,
Когда во всём людей неволить.
Ты просишь доброго отца,
Чтоб на тирана ты учился?»
– «Я не хочу того конца,
Я б к справедливости стремился».
– «Феаг, но разве не у тех,
Кто знает дело, всем б учиться?
Отец не лучше ль будет всех -
В учителя он не годится?»
Феаг сказал теперь отцу:
«Учи'теля себе нашёл -
Сократ пускай ведёт к венцу,
Его ученье – хорошо».
Сократ пытался объяснить,
Что польза от того двояка -
Ненужной, нужной может быть.
Феаг опять не знает страха.
__________
софисты – древнегреческие платные преподаватели разных наук того времени с главным упором на риторику (красноречие) и диалектику
***
Стих 3. Алкивиад II
Алкивиада увидал Сократ,
Тот к храму держит путь,
Но задержался, встрече рад -
Немного мудрости вдохнуть.
Сократу интересно знать,
Какую он молитву сложит.
– «Ты знаешь – и добром, и злом
Молитва обернуться может?».
– «Сократ, войдёт в безумцем круг,
Кто бога о несчастье просит!».
Давай, послушаем, мой друг,
Какой он смысл, в словах доносит.
Дальнейшее – Сократа речь,
Алкивиад во всём согласен.
Ответ в умах нам всем беречь -
Без размышлений смысл ясен.
– «Нельзя считать, что человек -
Разумен иль безумен будет.
Разумных мало видит век,
«Безумен мир» – никто не судит.
Допустим, что глаза болят,
То значит – болен ты сейчас.
Но если «болен» говорят,
Не следует болезни глаз.
Допустим, плотник ты у нас,
Тебя мы «мастером» зовём.
Но если «мастер» в каждый час,
Не следует, ты – плотник в нём.
И неразумных тех людей -
«Безумцами» негоже звать:
Глупцы, невежды без затей -
Наивных можно отыскать.
Разумным можно тех признать,
Кто речи, дело понимают.
В молитвах тоже их видать -
Они о благе верно знают.
В молитву, неразумный коль,
Что благо, вроде бы, включает,
На деле – зло иметь изволь,
Когда последствия не знает.
Бог может предложить ему -
Европой иль Элладой
править.
Он будет рад, забыв Судьбу -
Тиранам любит смерть доставить.
Все люди молят дать детей,
Потом тревожит поведенье
Иль смерть, что тяжко для людей.
В молитве ж – не изменят мненье.
Незнанье может благом стать -
Про обстоятельства не спросят.
Но и последствий коль не знать -
Молитвы пользу не приносят.
Разумным быть не может тот,
Последствий дела кто не видит.
Пусть много знает, но учтёт -
Без смысла дело он принизит.
Коль неразумны эти люди,
Не слушать их – совет хорош.
Есть здесь, указывать не будем,
С ним нужный ветер не найдёшь.
В молитвах будь ты осторожен,
Желаний бойся ты своих,
Иначе ненароком можно -
Страданья получить от них.
Народы молятся различно.
В Лакедемоне
– мало жертв,
Просить богов им неприлично,
За что их любят те в ответ.
В Афинах – жертвы все богаты
И просят много от богов.
Не нравятся богам ребята -
Есть пораженья от врагов.
Задабривать богов не надо,
С ростовщиком их ставя в ряд.
Чтобы молиться без награды,
Снять пелену с глаз – зря наряд».
Сократ в беседе всегда краток.
Алкивиад в храм не пошёл -
Сначала – в голове порядок
И знаний о себе б нашёл.
__________
Эллада – общее название территорий древнегреческих государств
Лакедемон – древнегреческое государство (другое название Спарта) на юге полуострова Пелопонесс, одноименный город
***
Стих 4. Менексен
Сократ раз Менексена встретил,
Он из Сената путь держал.
Сократ был удивлен, приветен:
«Ты юн, чтоб чем-то управлял».
– «Решают там о погребенье -
Кто павшим речь произнесёт».
– «Достоин павший восхваленья,
Богач, бедняк, любой народ.
Под впечатлением обычно,
Хоть речь искусна не всегда.
А складностью та речь отлична,
Хвалебна зрителям когда».
– «Смеёшься ты, а смог бы тоже
Произнести там речь, Сократ?»
– «Риторика знакома всё же -
Аспазии
урокам рад.
Речь слышал я её недавно -
Героям речь посвящена.
Афинам восхваленье славно -
Сказала пламенно она».
– «Я в тайне сохраню творенье,
Ту речь услышать я хочу».
– «Так слушай, наберись терпенья,
Хоть с временем и не шучу.
– «Когда мы говорим о павших,
Прославить надо их, друзья,
Примером нам живущим ставших,
Забыть и про родных нельзя.
Напомнить надо благородство -
Среди достойных рождено.
Присуще было им упорство,
Что в воспитании видно'.
О подвигах их скажем тоже,
Зажжём в сердцах восторга пыл,
Дела погибших подытожим,
Чтобы народ то не забыл.
О корне благородства павших -
Нельзя забыть, он здесь, у нас.
С рассказом об Афинах наших
Польются слезы из всех глаз.
За город добрый наш Афины
Богам привычно воевать.
Он злаки дал – хлеб и овины,
Афины – человеку мать.
Богов здесь славные работы -
Жить научили, воевать.
А чтобы жизни без заботы -
Здесь государство основать.
Есть, где тираны управляют,
Здесь – демократии закон,
Нет рабства, падших наставляют,
Всяк равен, хоть и беден он.
В свободе павших воспитали,
Достойны павших их дела.
Элладе жизнь они отдали,
Таких Эллада родила.
Мы предков будем помнить вечно,
В боях что с персами легли.
Лакедемон помог, конечно,
Врагов всех победить смогли.
Потом сраженья меж своими,
А в них закон у нас таков -
Когда сраженья не с чужими,
Победу ждём, не смерть врагов.
Те битвы принесли нам славу,
Защитники здесь все лежат.
Наследники мы их по праву,
Поэты наши не молчат.
Бесчестных в городе не будет -
Не мило нашим то богам.
Красив, богат, но знают люди,
Раз трус – тогда противен нам.
Заслугой предков не живите -
Сокровищ расточать нельзя.
Свои заслуги получите -
Напомнили о том не зря.
Родители, мужайтесь в горе,
Взрастили не бессмертных их.
Они погибли в бранном поле,
Подумайте впредь о других.
И ничего пускай сверх меры -
Свою печаль умерьте вы.
Живые ждут, есть благо веры,
Что помощь обретут сыны.
Героев семьям всё отдайте,
Так нам велит закон Афин -
Родителей не забывайте
И в лучшем доме будет сын.
Отдали почести мы павшим,
Теперь мы можем уходить».
И Менексен не был уставшим -
Восторженным от речи быть.
__________
Аспазия – одна из знаменитейших женщин Древней Греции, родилась около 470 г. до н. э., отличалась красотой, природным умом и образованностью, её дом посещали значительнейшие и образованнейшие люди Афин
***
Стих 5. Евтидем
Критон встречает раз Сократа:
«Скажи, вчера с кем говорил?».
«То чужеземные два брата,
Я с ними Клиния учил.
Они славны' в искусстве спора,
Им в рассужденьях равных нет,
Не ва'жна тема разговора -
И ложь, и истина в ответ.
Хочу пойти сам к ним учиться,
Пошли, Критон, и ты со мной».
«Не знаю – польза ли случится,
Ты мне искусство их раскрой».
«О добродетели их речи.
Я попросил их показать -
Искусство их при этой встрече
И Клиний был тому под стать.
Хоть юн, но мудр он, однако,
Согласен быть учеником.
То Евтиде'м заметил, всяко,
Беседу с ним и начал он.
– «В ученье кто идёт обычно,
Мудрец, невежда, ты скажи?»
«Мудрец» – ответил, что привычно,
Но Евтидем смутил умы.
«Учитель учит, в чём нет знаний,
И, значит, ты не мудрый всё ж,
Тебя невеждой называем,
Ответ твой, Клиний, не хорош».
И брат его потом вступает:
«Кто лучше выучит урок -
Мудрец, невежда? Кто познает
И сдаст свою работу в срок?»
– «Мудрец, он будет лучше, видно»,
– «Да, Клиний, ты попал впросак,
Решить не можешь, очевидно,
Кто лучше учится, никак.
Чему учитель обучает? -
Тому, о чём не знаем мы.
О буквах Клиний, верно, знает,
И значит, учишься не ты».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71375665?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.