Сказание о Русской земле. Варяги

Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников
Сказание о Русской земле #4
Книга является продолжением рассказов об истории русской земли. В ней рассказывается о варягах, обитавших на берегах Балтийского и Белого морей, которые внесли ощутимый вклад в становление русской государственности. Можно будет узнать, когда и для чего был создан торговый путь из варяг в греки, а также по какой причине русский военно-морской флот стал использовать имя "Варяг" для своих кораблей. Вспоминаются трагические и славные страницы русско-японской войны 1904-1905 годов, величественный подвиг крейсера "Варяг". Раскрываются личности и совершённый подвиг командиров русских крейсеров "Варяг" Руднева и "Изумруд" Ферзена. Каким образом в тяжелейших условиях эти командиры смогли спасти экипажи своих кораблей от неминуемой гибели и позорного плена.Книга рассчитана на всех, интересующихся историей России с давних времён, кому интересен новый взгляд на уже известные события.

Валерий Салфетников
Сказание о Русской земле. Варяги

Флотские традиции

Понимание России немыслимо без знания основ её военно-морского флота. В серии «Сказание о Русской земле» рассматривается вопрос, какое влияние оказывает переименование населённых пунктов и регионов на историческую память нашей страны. Военно-морской флот также несёт свою частицу памяти о прошлом, с помощью которой можно прояснить многие моменты нашей непростой истории.
На флоте есть своя традиция – сохранять прославившиеся имена, а также связанную с ними память о важных событиях. Как правило, значимые для истории имена присваивают кораблям. Затем эти имена, словно "по наследству", передаются от одного корабля к другому. Таким образом, сохраняется не только историческое имя, но и память о тех событиях, с которыми это имя связано. История нашей страны тесно связана таким понятием, как "варяг".
Поэтому, не лишним будет рассмотреть всю когорту военных кораблей с давним и прославленным именем «Варяг». Сейчас это имя носит флагман Тихоокеанского флота, Гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Это уже шестой корабль в Русском, Советском и Российском военно-морском флоте, носящем гордое имя «Варяг». Рассмотрим каждый из них.
1. Парусно-винтовой корвет «Варяг», проходивший службу в составе Балтийского флота с 1863 по 1886 годы. Портом приписки являлся город Ревель (ныне столица Эстонии – Таллин).
2. Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг», в составе флота с 1901 по 1904 годы и с 1916 по 1917 годы. Портом приписки был город Порт-Артур (ныне район городского подчинения Люйшунькоу китайского города Далянь). Служба корабля проходила в составе Первой Тихоокеанской эскадры (1901 – 1904 годы), а также в составе флотилии Северного Ледовитого океана (1916 – 1917 годы).
3. Артиллерийский крейсер «Варяг», с 1954 года строившийся на «Заводе им. С. Орджоникидзе» в городе Ленинграде (ныне Балтийский завод), который в 1956 году был спущен на воду. Однако, 2 сентября 1959 года корабль сняли со строительства и при технической готовности в 40 % исключили из состава Военно-морского флота.
4. Гвардейский лёгкий ракетный крейсер «Варяг», проходивший службу в составе Тихоокеанского флота с 1965 по 1990 годы. Порт приписки – город Владивосток.
5. Тяжёлый авианесущий крейсер «Рига», заложенный в 1985 году на судостроительной верфи в городе Николаеве, в 1990 году был переименован в «Варяг». После развала СССР строящийся корабль достался Украине. Однако, в 1992 году его строительство было прекращено. В 1998 году недостроенный корабль правительством Украины был продан Китаю.
6. Ракетный крейсер «Червона Украина», проходящий службу в составе флота с 1989 года по настоящее время. В 1996 году корабль был переименован в Гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Портом приписки является город Фокино в Приморском крае. Служба крейсера проходит на Тихоокеанском флоте. С 1996 года «Варяг» является флагманским кораблём.
Чем же знамениты корабли, носящие имя «Варяг»?
Первым кораблём, получившим наименование «Варяг», был парусно- винтовой корвет, построенный в 1862 году. Всего кораблей данного проекта было построено четыре. Головной – «Богатырь», затем «Варяг», «Витязь» и «Аскольд». Корабли данного типа использовались для океанских путешествий. В 1863 году, в составе эскадры контр-адмирала Лисовского Степана Степановича, корветы «Варяг» и «Витязь» оказывали поддержку Северо-Американским Соединённым Штатам в борьбе за независимость от Англии. Также, эти корабли совершили несколько кругосветных путешествий.
Первым из них был корвет «Варяг», что было очень символично. Вспомним, как в 1-м веке апостол Андрей, вместе с варягами, на их корабле, совершил путешествие от берегов Варяжского моря, вокруг всей Европы и до Рима. Спустя восемнадцать веков корвет именуемый «Варяг», под Андреевским флагом, благополучно совершил кругосветное путешествие, пройдя по всем океанам.
А теперь обратим внимание на то, как были названы корабли данного проекта: «Богатырь», «Варяг», «Витязь» и «Аскольд». В названиях кораблей прослеживается некая взаимосвязь, как будто бы они посвящены представителям определённых воинских профессий, существовавших на Руси в давние времена. Все эти корабли были построены для Балтийского флота. А Балтийское море в старину называлось Варяжским. Отсюда следует, что слово «варяг» означало не скандинавский или какой-либо ещё народ, а так именовался представитель определённой профессии, имеющей связь с морем и вооружёнными силами. Одним словом, варяги – это военные моряки.
Как об этом гласит наша летопись, «Повесть временных лет»:

«Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а иные норманы и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти прозывались».

Как известно, варяги перечисленных народов проживали по берегам Варяжского моря, в то время включавшего в себя Белое, Балтийское и Северное моря.
Кроме того, что была такая военно-морская специальность – варяг, так ещё на берегах Варяжского моря, где данная специальность была распространена, проживал народ с таким же названием – варяги. Русский летописец Нестор в своей «Повести» говорил об этом следующим образом:

«В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, емь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, либь. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близь моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку – до пределов Сима, сидят по тому же морю и к западу – до земли английской и волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманы, готы, русь, англы, галлы, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие, – они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем хамовым».

Как видим, в русской летописи варяги перечислены среди прочих народов, населявших Европу в то время. По всей видимости, этот народ – варяги, был очень воинственным и хорошо владел морским делом. Ведь не спроста целое море, где безраздельными хозяевами были варяги, назвали не как иначе, а Варяжским. И представители других народов, владевшие морским и военным искусством одновременно, также назывались варягами, только уже не в этническом плане, а как специалисты в определённой области.

Путь из Варяг в Греки

Помимо того, что варяги были хорошими военными моряками, они активно торговали со многими странами и народами. В частности, в русской летописи указан конкретный маршрут торговли, либо других сношений, между варягами и греками:

«Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по Ловоти входят в Ильмень озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река.»

О «пути из Варяг в Греки» сказано только в одном документе – «Повести временных лет». Ни у скандинавов, ни у византийцев, нет никаких упоминаний о подобном пути. У византийцев также нет упоминаний о том, чтобы к ним прибывали какие-либо варяги или скандинавы, а вот о прибытии «россов» к стенам Константинополя рассказано достаточно подробно.
В русской летописи путь от варягов к грекам указан один: по Варяжскому морю до Царьграда, то есть либо из Белого моря в Баренцево, в обход Скандинавии и Европы; либо из Балтийского моря – в Северное море, далее по проливу между Европой и Британскими островами, Ла-Маншу – затем вокруг Европейского континента, мимо Геркулесовых столбов (высоты, обрамляющие Гибралтарский пролив) в море Средиземное, которое также называлось Варяжским. По всей видимости, варяги спокойно ходили от Балтики до Средиземного моря и обратно, а также между Африкой и Европой, если уж в русской летописи море Средиземное называлось Варяжским.
Варяги пользовались хорошо известным и проверенным маршрутом. Имея корабли морской зоны – лодьи, варяги спокойно бороздили морские просторы, не связываясь со сложной логистикой рек. А вот скандинавы таких кораблей не имели, потому их никто и никогда не видел в Средиземном море, а тем более в Греции. Они там появились не ранее второго тысячелетия нашей эры.
В русской летописи неспроста указан маршрут: Варяжское море – Рим – Царьград – Понт море (Черное море) – устье Днепра. Потому что, чтобы попасть из Средиземного моря в Чёрное, необходимо было обогнуть Грецию, пройти через пролив Дарданеллы в Мраморное море, а затем, через пролив Босфор, уже в Чёрное море. При этом не стоит забывать, что город Рим находится в стороне от этого маршрута. И чтобы пройти по всему Средиземному морю, об Гибралтара до Греции, заходить в Рим совсем не обязательно.
Читателю возможно будет интересно, для чего тогда нужно было посещать этот Рим, при этом делая определённый крюк?
Варяги в Рим не заходили, у них надобности в этом не было. Для похода в Черное море они сразу шли к «Боспору Фракийскому» и проходили его установленным порядком, возможно имея для этого договор с римлянами. Ведь пролив Босфор всегда имел и по сей день имеет стратегическое значение. Порядок его прохождения кораблями определяется международными соглашениями.
В прошлом этот пролив находился в ведении Римской империи. А это значило, что порядок прохождения этого пролива судами и кораблями оговаривался определёнными правилами, или римскими законами. Те древние законы, скорее всего, мало чем отличались от современных, ведь Римское право до сих пор является образцом для изучения правовой системы государства.
Варягам было всё равно, что думали о них римляне. Для них достаточно было соблюдать правила, определённые римскими законами и спокойно проходить через Босфор в Чёрное море и обратно. А вот грекам было значительно сложнее это делать, и вот почему.
Греческое государство является колыбелью западной цивилизации и образовалось многие тысячи лет назад. В середине первого тысячелетия до нашей эры Греция достигла пика своего могущества. Греки распространили своё влияние на многие земли, в том числе и на берегах «Понта Эвксинского». В те времена, на северном побережье Черного моря образовалось множество греческих колоний, с помощью которых велась бойкая торговля со скифами.
Греческий историк Геродот, живший в 5-м веке до нашей эры, подробно рассказал в своей «Истории» о многих греческих колониях, располагавшихся на территории Скифии. Главной из них была Ольвия – богатейшая греческая колония, располагавшаяся в устье Днепра.
В середине 2-го века до нашей эры, Эллада (так называлась Греция в то время) была покорена римлянами и вошла в состав Римской республики. Но, с захватом Греции, влияние римлян не смогло распространиться на греков, живших в Скифии. Получилось так, что греческие колонии Причерноморья оказались сами по себе, и не вошли в состав Римского государства, вместе с покорённой Элладой.
Бесцеремонные римляне вряд ли спокойно относились к тому, что помимо покорённых ими эллинов, где-то еще находились их братья – свободные греки, которых римлянам было не достать. Препятствием для полного покорения греков римлянами оказалось Скифское государство, с которым римляне воевать не решались.
Несмотря на древность, Римская империя была правовым государством. Можно себе представить, какие трудности возникали у греков, живших в Ольвии, когда они хотели проведать своих родственников в Элладе, либо просто посетить историческую родину. В современных условиях для этого нужно получить визу в посольстве или консульстве, и после этого поехать в нужную страну, показав визу на границе. Это если перемещаешься из государства в государство. А как же тогда быть греческим городам-колониям, которые оказались вне государства? Ведь они не стали римскими колониями, и в состав Скифии также не вошли.
В настоящее время такое положение вещей называется – непризнанные республики. Жить в них можно как и прежде, если никуда не выезжать. А вот международное путешествие из этой непризнанной республики весьма проблематично. Для этого нужен документ, а вот где и как его получить – непонятно.
Но римляне, не были бы римлянами, если бы не придумали для подобной ситуации свой закон. Ведь римляне – захватчики, и с подобными вопросами в завоёванных странах им приходилось сталкиваться часто. Грек, живущий в не присоединённой колонии, мог посетить территорию Римской империи и потом вернуться обратно домой, лишь получив на это разрешение у римских властей.
Не нужно объяснять того, что такой документ не выдавали на границе Римской империи, а за ним приходилось ехать непосредственно в Рим. И уже с этим разрешением, можно было не только посетить родную Грецию, но и выехать обратно домой, в Ольвию. Нужно было лишь предъявить эту «визу» римским «пограничникам» в Боспоре Фракийском (нынешний Стамбул).
Далеко ходить не надо, с подобной дискриминацией столкнулись жители Республики Крым, после возвращения полуострова в состав России. В марте 2018 года, рыбаки с российскими паспортами и крымской регистрацией, при ловле рыбы в Азовском море, были арестованы украинскими пограничниками и силой уведены в украинский порт Мариуполь.
Несмотря на российское гражданство, с рыбаками обращались как с гражданами Украины, совершившими акт государственной измены. И только вмешательство дипломатов из Москвы, путём переговоров с Киевом, позволило через какое-то время освободить наших рыбаков, томящихся в Мариуполе, и вернуть их домой, в Крым.
Примерно подобным образом относились римляне к грекам, прибывавшим из независимой Ольвии. И только указания Рима не позволяли римским солдатам поступать как вздумается с непокорными греками, прибывшими из свободной Ольвии.
Давайте еще раз внимательно перечитаем, что сказано в «Повести временных лет» об этих греках:

«… тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по Ловоти входят в Ильмень озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река."

Обратим внимание на то, что маршрут греков (не варягов, а именно греков) расписан довольно подробно. Начинается он от Днепра, и что интересно, заканчивается также устьем Днепра. Тут не вооруженным глазом видно указание на греческую Ольвию, которая и располагалась в устье Днепра. В летописи не говорится о том, для чего понадобилось днепровским грекам (из Ольвии) совершать столь сложное путешествие, чтобы вернуться туда, откуда они собственно и выехали. Зато прямо указано на то, чтобы посетить Царьград (Константинополь, а затем Стамбул, расположенный у выхода в Черное море через пролив Босфор), нужно обязательно побывать в Риме. Казалось бы, зачем? Значит была причина у этих греков.
Те самые греки хорошо знали, куда нужно было обращаться, чтобы доплыть до Рима. А там, получив разрешение, посетить свою родину – Грецию, попавшую в римскую зависимость, а затем вернуться домой, в устье Днепра, кратчайшим путём.
Посмотрим, куда же отправлялись эти греки, чтобы совершить путешествие в Рим. А они поднимались по реке Днепр, затем по волоку перебирались в реку Ловоть. По Ловоти попадали в озеро Ильмень, из него по реке Волхов плыли до большого озера, которое сейчас называется Ладожским. В те времена Ладожское озеро соединялось своим устьем в Варяжским морем, по всей видимости, с Финским заливом Балтийского моря. И это соединение проходило не по сегодняшней реке Неве, а имело другой путь к морю. Хотя этот вопрос не принципиальный. Главное в другом.
Многие исследователи этого вопроса уверены в том, что варяги – это скандинавы, либо, на крайний случай – жители южного побережья Балтийского моря. Это, так называемая, нормандская теория. И что интересно, эта теория опирается на «Повесть временных лет».
В таком случае возникает вопрос, почему греки использовали такой сложный речной маршрут? Намного проще было бы этим грекам, если бы им нужно было добраться к берегам Скандинавии: проплыть вверх по Днепру, волоком переместиться не в Ловоть, а в Западную Двину, затем уже по этой реке спокойно плыть до Рижского залива Балтийского моря, а там и до «варягов-норманнов» рукой подать.
Однако греки держали путь в другое место – на берега нынешнего Ладожского озера, в местность, находящуюся недалеко от устья реки Волхов. Именно там они находили варягов, договаривались с ними, и уже на варяжских морских кораблях – ладьях (или лодьях, как говорят на севере Руси) по морю – океану добирались до города Рима. Наиболее вероятным местом расположения варягов, к которым приплывали греки из Ольвии, по нашим расчётам, является город Лодейное Поле. Этот город стоит на реке Свирь, впадающей в Ладожское озеро.
Такие выводы можно сделать, если внимательно читать «Повесть временных лет», единственный исторический документ, упоминающий путь из Варяг в Греки и из Греков в Рим.
О значимой роли варягов в ту эпоху говорит еще один факт.
Греки, с помощью варягов, путешествовали до древнегреческого города Византий (в летописи Царьград, а ныне Стамбул) только лишь по Варяжскому морю:

"… море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду…"

Если бы греки проделывали этот путь сегодня, то он выглядел бы так: Балтийское море – Северное море – пролив Ла-Манш – Атлантический океан – Гибралтарский пролив – Средиземное море – Тирренское море – устье реки Тибр (оттуда в Рим и обратно) – Тирренское море – Средиземное море – Эгейское море – пролив Дарданеллы – Мраморное море – бухта Золотой Рог города Стамбул.
Если это обобщить, то получается, что весь маршрут пролегал по акватории Атлантического океана. Другими словами – Атлантический океан в прошлом назывался Варяжским морем. И если в старину океан назывался Варяжским морем, в честь варягов, то сейчас этот океан называется Атлантическим, то есть в честь атлантов.

Атланты
А кто такие эти атланты, и почему их именем назван целый океан?
В древнегреческой мифологии есть два толкования того, кто такие атланты. Вообще-то Атлант – это имя и имя не простое. Атлантом звали одного из титанов, могущественных существ, богов второго плана, которые вступили в борьбу с олимпийскими богами. И когда олимпийцы победили, то титанов подвергли суровому наказанию, они были низвергнуты в бездну. А вот одного из титанов, по имени Атлант, заставили держать на своих плечах небесный свод.
Согласно второму толкованию, Атлантом звали сына Посейдона – верховного морского бога, одного из трех главных богов-олимпийцев. Атлант стал первым царём острова, названного в его честь – Атлантидой. А народ, живший на этом острове, называли в честь их царя – атлантами, что вполне естественно для того времени. Точно также называли скифов – по имени их царя Скифа, а страну Скифией.
Отсюда выходит, что Атлант – имя собственное, причём мужское, впрочем как и имя Скиф. Однако страны назывались Атлантида и Скифия, на женский манер. Потому что Земля – как мать, может быть только женского рода.
Интересная аналогия в названии государств: Эллада и Атлантида – Скифия и Россия. Все эти названия греческие, имеют схожие окончания, только содержание у этих названий своё. Если названия Элла-ДА и Атланти-ДА бесспорно греческие, то Скиф-ИЯ и Росс-ИЯ – уже не греческие, а относятся к другим народам, скорее всего родственным между собой.
Все мы знаем русскую фигурку – матрешку. Которая содержит в себе такие же как она фигурки, только меньшего размера. Причем в каждой матрешке помещена только одна фигурка, а в ней ещё одна и так далее, до самой маленькой.
Барон Сигизмунд фон Герберштейн, дипломат Священной Римской империи, в своих «Записках о Московии» четко позиционировал различные уровни русского государства. По его авторитетному мнению: Московия – это часть России, а Россия, в свою очередь – часть Скифии.
Это как в матрёшке. Смотришь на неё и думаешь, вот она Россия. Сейчас откроешь её и увидишь несметные богатства. Ан нет, оказывается что верхняя оболочка – это не Россия. Первым делом тебя встречает Скифия, населённая суровыми и неподкупными воинами, не знающими денежного обращения. Тут объяснят как вести себя дальше, в более глубоких уровнях, чтобы не попасть потом опять к скифам, совсем не знающим пощады. Инструктаж был простой – не укради, иначе умрёшь. Открыв матрёшку Скифию, только тогда увидишь Россию. А открыв матрёшку Россию, сможешь увидеть её сердце – Московию, богатую и хлебосольную, населённую добродушными людьми, живущими, как говорят: «У Христа за пазухой».
Сейчас такой прослойки нет, поэтому русский народ, привыкший жить под защитой, нередко обкрадывается проходимцами всех мастей. Чего греха таить, такие проходимцы находятся и в структурах, призванных этот самый народ защищать и оберегать. Принцип – не укради, а то умрёшь, перестал действовать. Вот и разворовывают матушку Россию всякие прохиндеи.
Итак, раз Скифия была защитной оболочкой России и её название произошло от воина-лучника Скифа, то можно предположить, что оберегаемое скифами государство Росс-ИЯ получила название от своего царя, по имени Росс. Ведь с подачи греков, а вернее их царя, Константина Багрянородного, мир узнал название нашей страны – Росия, то есть страна царя Роса. И эта страна Росия была населена различными народами – росами, скифами и другими, во множестве своём.
Чтобы всё было понятно, выясним происхождение названия греческой страны. Эллада названа в честь царя Эллина, родоначальника греческого народа. Эллин, в свою очередь, был сыном Девкалиона, прародителем всех людей, выжившим после Потопа, подобно библейскому Ною. По другой версии, Эллин – сын самого Посейдона. Помимо прочего, Эллин ещё и внук Прометея, того самого, подарившего людям огонь.
При этом у греков или, точнее сказать, у эллинов, Прометей числился царём скифов, братом Атланта и двоюродным братом Зевса.
Исходя из всего этого, можно высказать предположение, или по-научному – выдвинуть гипотезу о том, что Росия названа в честь Роса, её первого царя. То есть: Росия – страна царей Росов. И если Рос был первым царём Росии, то он же был основателем царской династии Росов. На Русской земле были и другие цари, однако в Росии Росы были первыми царями, основателями целой династии.
Основанием для этого утверждения является то, что «Россия» названа на греческий манер. А в Греции есть несколько примеров, позволяющих так рассуждать:
– Эллада – названа в честь Эллина, первого царя этой страны, родоначальника народа эллинов.
– Атлантида – названа в честь Атланта, первого её царя, по имени которого был назван весь народ – атлантами.
– Скифия – названа в честь Скифа (сына Геракла), первого скифского царя, в честь которого называли весь его народ – скифами.
Кстати, в "Повести временных лет" есть «ссылка» на греческого летописца, монаха Георгия Амартола. Вот что мы находим в его «Временнике»:

«… А Ливия, дочь Пика Дия, сойдясь с неким по имени Посейдон, родила Бела и Агенора. Бел же, придя в Египет и взяв жену по имени Сида, родил сына и дал ему имя Египет, от которого получил название Египет, где он и царствовал.
А Агенор, в Финикию придя и жену взяв по имени Тир, то есть сыр, построил город во имя ее, в котором и царствовал. И родил трех сыновей: Финикса, и Сира, и Киликса, и одну дочь, Европу, которую Тавр, критский царь, – когда она заблудилась, – захватив, во Фракию, страну свою, увел. За девственность и красоту он взял ее себе в жены и назвал тамошние места по имени ее Европой. Когда же подошло Агенору умереть, он повелел все покоренные им земли разделить между тремя сыновьями своими. И вот Финикс получил Тир и пределы его и назвал их Финикией. Сир же доставшуюся ему страну нарек Сирией, отчего прежние иудеи и палестинцы стали именоваться сирийцами, а Иудейская страна Сирией названа была. Киликс же доставшуюся ему землю нарек Киликией. Каждый назвал свою страну своим именем.»

Поэтому нет ничего удивительного в том, что царь Рос назвал свою страну, – Росию, – своим именем. В те далёкие времена все цари поступали примерно одинаково.

Скифы
А теперь обратимся к народу царя Скифа.
По поводу скифов есть некоторые стереотипы. Их все считают отменными всадниками, основоположниками целого рода войск – конницы. Всё так, только вот изначально скифы были мореходами. И очень хорошими мореходами. В дальнейшем скифы разделились на морских и сухопутных. Повелители рек и степей так и продолжили называться в честь своего первого царя – скифами, а вот повелители морей взяли имя своего главного флотоводца Варяга. Поэтому морские скифы стали именоваться варягами.
Интересный момент, у греческого историка Геродота упоминается о восьми скифских реках. Эти реки у греков имеют свои названия, не такие как у скифов, а на свой, греческий манер. Потому что им было так удобнее, это ведь греки. К примеру, скифскую реку Дон реки называли Танаис, опять же скифский Днепр у греков назывался Борисфен, а Дунай – Истр.
Всем известно, что «дон» – по-скифски означает вода. У потомков скифов – осетин, многие реки так и называются, с приставкой «вода»: Ардон, Асабч-Дон, Билягидон, Геналдон, Гизельдон, Каббагаутдон, Карцадон, Кутардон, Лахумедон, Садон, Сардидон, Сказдон, Скуммидон, Суадагдон, Тамиксдон, Фастаргонадон, Фиагдон, Хазнидон, Хайдон, Ханикомдон, Хаталдон, Ходдон, Хос-Апараныдон, Цраудон. В Северной Осетии половина рек названы на скифский манер.
А теперь обратим внимание на то, как звучит имя главного морского древнегреческого бога – ПОСЕЙДОН. Уж не на скифский ли манер был назван этот бог, Посей-ДОН? Кто знает, ведь не всегда поймешь этих греков, считающих себя эллинами.
Исходя из этого можно предположить, что если Атлантический океан назван в честь греческого царя Атланта, сына Посейдона, то его прежнее именование Варяжское море, было названо в честь Варяга. И если всё сопоставить, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что Варяг был скифским царём, хозяином морей и океанов. А его скифский народ, занимавшийся мореходством, назывался по имени своего царя – варягами.
И уже не представляется фантастической теория о том, что у варягов был свой столичный город-порт, носивший имя царя – Варяг. У эллинов и атлантов именем царя назывались их страны, то есть земли, на которых жили эти народы. Именем Варяга было назван целый океан. Однако люди не рыбы, и не могут все время жить в море, поэтому у них была своя земля, варяжская, а у царя свой город – Варяг.
Не стоит долго искать то место, где была варяжская земля – это восточный берег Ладожского озера. И не стоит удивляться тому, что название «Варяжское море» распространилось на целый океан. Ведь сколько там той Греции, расположенной в южной части Балканского полуострова, по сравнению с акваторией Атлантического океана. Однако целый океан назван по имени одного грека, сына повелителя морей.
Ещё немного о пути из Варяг в Греки, а также из Грек в Греки через варягов. Большинство исследователей считает, что главным было направление: варяги – греки, а не наоборот. То есть от Скандинавии, сложнейшим речным путём, со многими волоками, через Днепр, Черное море и в Константинополь. Однако эти же исследователи скептически относятся к существованию подобного пути. Ведь в скандинавских раскопках не находят ничего византийского и наоборот. Да и скандинавские саги, а также византийские источники молчат об этом. Только русская летопись сообщает о том, что такой путь был.
Все исследования данного пути сводятся лишь к географии и археологии, ничего не говоря о времени существования этого пути. А ведь в «Повести временных лет» ясно написано:

«Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру…»

Из прежних исследований этой темы мы знаем, что:
Во-первых, поляне – это дунайские славяне, которые в начале 2-го века были вытеснены римлянами со своих земель и перебрались на пустующие земли, расположенные по Днепру, в районе нынешнего Киева.
Во-вторых, поляне не сразу назвались полянами, а только после 375 года, когда было разрушено многонациональное славянское государство – Росия, то есть в конце 4-го века.
В-третьих, поляне не сразу стали жить отдельно, потому как белые угры или гунны, наследовавшие славянскую землю, правили ею около 70 лет, то есть до середины 5-го века.
В-четвёртых, полянский город Киев, был самостоятельным до 882 года, когда русский князь Олег вошел в этот город и сделал его столицей Русского государства, то есть до конца 9-го века.
В итоге получается, что путь из Варяг в Греки просуществовал около 400 лет. Примерно от времени окончания царствования Аттилы и до начала княжения Олега.
Ещё одно уточнение. Греческая составляющая этого пути нами была рассмотрена с привязкой к античной греческой колонии Ольвии, располагавшейся в устье реки Днепра. Эта колония славилась своим богатством и свободолюбием.
Скифы её не трогали, потому как сами же обеспечивали торговые пути с этой колонией. Ведь, одно дело морем везти товары в Элладу, и потом обратно. А тут греки сами разместили свой город-порт на скифских землях и взяли на себя морскую часть пути по подвозу и отправке товаров. Для скифов оставался только речной путь сопровождения грузов, из глубины страны к берегу моря и обратно, что вполне всех устраивало.
Ещё во времена Александра Македонского (4 век до нашей эры) греческое государство попытались взять контроль над Ольвией. В частности, наместник Фракии Зопирион, с 30-тысячным войском перешёл Дунай и вдоль побережья Понта Эвксинского дошёл до Ольвии. В 331 году до нашей эры Зопирион осадил город и попытался его взять. Однако у этого греческого полководца ничего не вышло, жители Ольвии отчаянно оборонялись.
Видя, что ничего не получается, Зопирион снял осаду с города и повел свои войска обратно, в Грецию. Жители Ольвии, не откладывая в долгий ящик, пожаловались скифам на своих обидчиков.
Скифы молниеносно собрали нужное войско и отправились в погоню за греками. Такое поведение непрошенных гостей на скифской земле не допускалось. Скифы догнали греческое войско и полностью его разгромили, не оставляя никого в живых и не беря пленных. В той схватке Зопирион был убит. Ни один из греческих солдат, перешедших Дунай, не вернулся домой. Все нашли свою погибель в Скифской земле.
Александр Македонский, узнав о гибели крупного греческого войска и своего родственника Зопириона, объявил трехдневный траур в своей армии, тем и ограничился. Потому что никто, даже великий завоеватель Александр, не хотел связываться со скифами.
Римляне также пытались покорить вольный и богатый греческий город. Однако они до Ольвии даже не дошли. Перейдя Дунай и увязнув в войне с Дакией, римляне уже не помышляли углубляться дальше в славяно-скифские земли.
Ольвия, как процветающий город и порт, прекратила своё существование в 4-м веке нашей эры, когда было разгромлено славянское государство. Родственники скифов – гунны, они же азиатские скифы, взяв контроль над большей частью славянских земель, пришли под стены Ольвии. Однако греки отказались покориться гуннам, предпочитая оставаться независимыми ни от кого.
Гуннов такое положение вещей естественно не устроило, и Ольвия была снесена с лица земли. Расположенные вокруг Ольвии греческие поселения, скорее всего уцелели. И когда гунны пошли дальше, на запад, громить римлян и всех, кто попадется под руку, оставшиеся греки стали думать как жить дальше.
Греки, по своему традиционному укладу того времени, привыкли жить в городах или полисах. Поэтому, после потери Ольвии, в том же районе, в устье Днепра, греки, по всей видимости, построили новый город со своим, греческим названием. Как он мог называться, трудно сказать, однако русские или славяне, ходившие торговать к устью Днепра, называли его просто – Грек, потому как в нем жили греки.
Ведь не заморачивались же русские с названием главного города Византии – Константинополем. А называли его просто и понятно для себя – Царьград, то есть крепость, в которой сидит царь, и всё. А чей это царь и как его звали, для русских было не важно. Так и с греческим городом, называли так, как было удобно – Грек и всё. Возможно даже, что греческая колония, с красивым и мелодичным названием Ольвия, для тех же славян и скифов называлась также просто – Грек.
Такое наименование греческих колоний, на свой славяно-скифский манер было повсеместно. Херсонес называли Корсунь, Пантикапей – Керчь, Керкинитида – Евпатория и так далее. А вот греческая колония Горгиппия имеет уже турецкое название – Анапа.
Заслуживает внимания также и применяемые летописцем предлоги: «тут был путь из Варяг в Греки».
Если бы имелось в виду, что путь пролегал от одного народа к другому, то надо было бы использовать другие предлоги. Рассмотрим подробнее, как следовало бы писать:
если от народа к народу, тогда писалось бы от варягов к грекам, как от русских к татарам, к примеру;
если из государства в государство – из Варяг в Греки, как из России в Турцию;
если из города в город – из Варяг в Греки, как из Ленинграда в Москву.
Маловероятно, что русский летописец имел в виду государства. Потому что он перечислил в этом эпизоде следующие названия: Варяг, Грек, Рим, Царьград. Если город Рим можно одновременно ассоциировать с Римской империей, то Царьград – однозначно лишь город. Потому что, тогдашнее государство называлось Византийской империей, со столицей в Константинополе, по-нашему в Царьграде.
Отсюда выходит, что Варяг и Грек были городами, подобно Риму и Царьграду, раз они употребляются в одной связке. Если брать в учёт, что Варяг и Грек действительно были городами, тогда текст русской летописи начинает дружить с логикой, как говорится, на все сто.
Как было сказано раннее, город Варяг находился в районе современного города Лодейное Поле Ленинградской области, на реке Свирь, или в то время на берегу Ладожского озера (озера Нево). А город Грек, в устье реки Днепр. Ведь там было несколько греческих колоний, а не только одна Ольвия.
Фраза из летописи «жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки» становится полностью понятной. Так как он проходил по одному морскому маршруту, по Варяжскому морю, которое в настоящее время называется бассейн Атлантического океана. Если бы этот путь проходил по рекам, то он имел бы более сложный логистический маршрут.
Ведь нужно было из Ладожского озера, пройти вверх по реке Волхов, как-то миновав пороги; пересечь озеро Ильмень; пройти вверх по реке Ловоть; волоком перетащить свои суда в реку Днепр; спуститься по Днепру мимо гор, на которых в последствии возникнет город Киев; пройти днепровские пороги; далее плыть по реке до её впадения в Черное море. Другие речные маршруты, для того чтобы попасть из указанной точки А в точку Б, ещё более сложные.
Таким образом, был реконструирован примерный торговый маршрут из города Варяг в город Грек. А вот жителям города Грек ходить для торговли в город Варяг было сложно и не нужно. Ведь и слово Варяг не упоминается в этой части маршрута, а только из Грек в Греки.
Как было сказано, греки стали пользоваться этим маршрутом, через варягов, значительно раньше, чем возник торговый путь из Варяг в Греки. И давайте еще раз внимательно проследим, как и зачем греки выбрали такой сложный маршрут:

"… из Грек (имеется ввиду из города Грек) по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по Ловоти входят в Ильмень озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское (как мы видим, грекам не нужно было посещать город Варяг, потому что им нужны были лишь корабли, чтобы плыть по Варяжскому морю дальше; а Варяг к тому времени находился уже далеко от береговой черты, на реке Свирь, но его корабли, или лодьи, по-прежнему стояли у берега озера; возможно с уходом моря и город Варяг постепенно перестал быть морским портом, превратившись в стоянку давно не используемых морских кораблей, лодей, или лодейное поле). И по тому морю можно плыть до Рима (заметим, не в Рим, а лишь до Рима, то есть до устья реки Тибр, а там – бегом в Рим за пропуском и обратно к кораблям), а от Рима (не из Рима, то есть в Рим корабли не заходили, а от Рима, или от устья реки Тибр) можно приплыть по тому же морю к Царьграду (заметим, не в Царьград, а лишь к Царьграду, то есть для того, чтобы сойти на берег, отнести пропуск и вернуться обратно), от Царьграда (опять же, не из Царьграда, а от него) можно приплыть в Понт море, (Черное море для греков было родным и безопасным, там не было пиратства, по нему можно было ходить практически как дома) в которое впадает Днепр река."

Вот каким образом можно объяснить, казалось бы простую фразу «Путь из Варяг в Греки». В старину люди были не многословны, поэтому в каждое слово и фразу вкладывали глубокий смысл. Наша же задача этот скрытый смысл найти и раскрыть для современного понимания.
А теперь вернёмся к нашим кораблям.

Русский военно-морской флот

Корабль "Аскольд"
Среди четырёх корветов проекта «Богатырь» лишь один имел название не по специальности, а носил имя определённого человека, хотя и имевшего схожую «профессию». Речь идёт о корвете «Аскольд». Как известно, это имя одного из бояр или дружинников князя Рюрика. Так об этом говорится в летописи:

«… и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город… Аскольд же и Дир остались в этом городе (Киеве), собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде».

В отличие от других корветов, «Аскольд» унаследовал имя корабля, уже служившего в составе Русского флота. Речь идет о парусно-винтовом фрегате «Аскольд», проходившем службу на Балтийском флоте с 1857 по 1861 годы.
Был и третий «Аскольд» – бронепалубный крейсер 1-го ранга, активный участник Русско-японской войны и Первой Мировой.
На флоте почти каждый корабль несёт определённую историческую память, заложенную в его имени. Многие интересные имена будут рассмотрены на страницах этой книги, а пока вернёмся к нашим «Варягам».

Крейсер "Варяг"

Вторым кораблём, получившим наименование «Варяг», был бронепалубный крейсер 1-го ранга, построенный в 1900 году в Филадельфии, США. В 1901 году корабль вошел в состав Императорского флота Российской империи, и был приписан к Порт-Артуру, в состав Первой Тихоокеанской эскадры.
С января (по новому стилю) 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в корейском порту Чемульпо, в распоряжении российского посольства в Сеуле (Столица Кореи). Помимо русских военных кораблей в Чемульпо находились: японский крейсер «Чиода», британский крейсер «Талбот», французский крейсер «Паскаль», итальянский крейсер «Эльба», американская канонерская лодка «Виксбург», корейский военный пароход «Янму». Эти военные корабли стояли в корейском порту с определённой задачей – защитить дипломатические представительства в Сеуле, в случае обострения обстановки в Корее.
К началу февраля 1904 года обстановка действительно накалилась, императорская Япония готовилась к войне. 6 февраля (24 января по старому стилю) 1904 года Япония объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией. Однако, ни русские дипломаты в Сеуле, ни русские военные корабли в Чемульпо не получили об этом никаких известий.
Дело в том, что русские дипломаты и военные моряки, за неимением собственных средств связи, пользовались тем, что было в том месте – корейским телеграфом. Но по приказу японской стороны, корейцы, боясь своего воинственного соседа, задерживали любую важную информацию, предназначавшуюся русским.
В Российской империи, на военных кораблях стали пользоваться радиостанциями в массовом порядке только к началу Первой Мировой войны, то есть в 1914 – 1915 годах. Соответственно, на кораблях Первой Тихоокеанской эскадры в 1904 году, даже при наличии радиостанций, ими почти не пользовались. Любой информацией между собой корабли обменивались сигнальными флажками на мачтах, как и во времена деревянного парусного флота, либо с помощью сигналистов. В ночное время использовался фонарь.
Хотя, как написал в своём романе-повести «Цусима» Алексей Силыч Новиков-Прибой, участник Цусимского сражения, служивший матросом на броненосце «Орёл», на многих военных кораблях Второй Тихоокеанской эскадры были установлены радиостанции. Он их называл беспроволочным телеграфом.
Однако эти, современные для того времени, средства связи никак не использовались для управления. Все происходило по старинке, как на парусном флоте. На мачту поднимался набор сигнальных флажков, сигнальщики с других кораблей отмахивали флажками в руках, подтверждая получение информации и соответственно на мачту корабля поднимался тот же сигнал, что и на главном корабле.
Новиков-Прибой, рассказывая в подробностях о Цусимском сражении, поведал ещё об одном способе передачи информации в море между кораблями. Когда два корабля находились близко друг от друга, то нужную информацию с корабля на корабль передавали голосом, приложив ко рту рупор.
Рупор – это такое устройство, в виде конусного отрезка трубы. Если в узкий конец что-то прокричать, то из широкого конца рупора изливались усиленные волны звука направленного действия. Вот, таким образом обменивались информацией русские корабли между собой. Японцы же, уже в то время, активно пользовались беспроволочным телеграфом, позволявшим значительно увеличить дальность передаваемой информации.
Командир крейсера «Варяг», капитан 1-го ранга Руднев Всеволод Фёдорович, о разрыве дипломатических отношений с Японией, то есть о фактическом начале войны, узнал лишь от командиров иностранных кораблей, получавших всю информацию вовремя. Узнав о начале войны с Японией, командир «Варяга» в этот же день, 6 февраля, послал телеграмму в Порт-Артур, чтобы узнать информацию и уточнить порядок своих действий. Однако, он никакого ответа так и не получил.
На следующий день, 7 февраля, Руднев выехал поездом в Сеул, чтобы уточнить порядок своих действий у русского посланника. Но и тот никакой информацией не владел. Руднев предложил русскому консулу, «от греха подальше», эвакуировать дипломатическую миссию на «Варяге» и «Корейце» в Порт-Артур. Однако получил отказ, так как русский дипломат не имел подобных распоряжений от своего руководства.
Было решено отправить канонерскую лодку в Порт-Артур с донесением, и получив ответ – определиться, как действовать дальше. Вернувшись на поезде, вечером того же дня, в Чемульпо, Руднев приказал командиру «Корейца», капитану 2-го ранга Беляеву Григорию Павловичу, готовиться к походу.
Средняя скорость канонерской лодки «Кореец» составляла 12,5 узлов. Это означало, что за один час корабль пройдет 12,5 морских миль. Расстояние от Чемульпо до Порт-Артура составляло 250 морских миль. При благоприятных условиях поход продлился бы 20 часов в одну сторону. В лучшем случае ответ из Порт-Артура пришел бы через двое суток, то есть не ранее утра 10 февраля.
Получив донесение от русского представителя из Сеула, во второй половине 8 февраля, канонерская лодка «Кореец» вышла из порта Чемульпо по направлению в Порт-Артур. При выходе с рейда корабль был встречен японской эскадрой, состоявшей из шести крейсеров и четырёх миноносцев. Путь нашему кораблю был преграждён. Помимо прочего, «Кореец» был атакован японскими миноносцами, однако избежал встречи с торпедами и вернулся обратно в Чемульпо.
Утром 9 февраля 1904 года, на борту крейсера «Талбот» Рудневу передали письмо японского адмирала Уриу, в котором было указано русским кораблям покинуть корейский порт до 12 часов 9 февраля, в противном случае они будут атакованы японцами прямо в порту.
Капитану 1-го ранга Рудневу ничего не оставалось, как принять неравный бой, да и Морской устав предписывал поступить таким же образом. Всё же, Руднев попросил у командиров иностранных крейсеров сопроводить его выход из порта Чемульпо до нейтральных вод, но получил отказ. Командиры иностранных военных кораблей объясняли свои действия тем, что это ваша война с японцами, вы и разбирайтесь, а мы не хотим себе проблем.
Руднев и Беляев прекрасно понимали, что прорваться из порта у них не было никакого шанса. На выходе их ожидала японская эскадра, в четверо превосходившая огневую мощь русских кораблей. Против шести японских крейсеров, двое из которых были броненосными, а остальные бронепалубными, выступал один русский бронепалубный крейсер и устаревшая тихоходная канонерская лодка. Однако, посовещавшись с офицерами, было принято решение с боем прорываться из порта Чемульпо к своим, в Порт-Артур.
Они даже не могли предположить, что накануне вечером, 8 февраля, в Порт-Артуре были атакованы японскими миноносцами корабли русской эскадры. В ходе этой атаки получили серьёзные повреждения броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан», а также бронепалубный крейсер «Паллада».
И вот, в районе 12 часов 9 февраля 1904 года, русские корабли снялись с якоря, подняли боевые флаги, и пошли на выход из порта, в готовности принять бой. Японцы даже не ожидали такого манёвра русских кораблей. Они рассчитывали, что русские не решатся идти на прорыв. Поэтому японцы не торопились и сами собирались вечером 9 февраля, согласно предъявленному ультиматуму, торпедировать русские корабли, стоящие на якорях.
Начался неравный бой. Крейсер «Варяг» шёл впереди, вполовину от своей расчетной скорости, чтобы тихоходный «Кореец» не отставал. В результате чего в него попали несколько японских снарядов, причинивших серьёзные повреждения кораблю. Бой продолжался около часа. Получивший множественные повреждения, крейсер «Варяг» осуществил разворот и направился обратно в порт Чемульпо. «Кореец» последовал за ним.
Вернувшись в порт и став на якорь, командир «Варяга» капитан 1-го ранга Руднев Всеволод Фёдорович, контуженный и раненный в голову, отправился на английский крейсер «Талбот», чтобы согласовать с командиром порядок своих дальнейших действий. И эти действия не требовали отлагательств. Ведь японские корабли преследовали русских до самого Чемульпо, не прекращая вести по ним огонь.
Руднев сообщил командиру «Талбота», старшему среди иностранных военных кораблей, что готов взорвать «Варяг», чтобы тот не достался врагу, но в том случае, если иностранные корабли примут команду «Варяга» к себе на борт, так как сдача в плен исключена. В противном случае, «Варяг» и «Кореец» вынуждены будут продолжить сражение и, скорее всего, погибнут в бою.
Командиры английского, французского и итальянского крейсеров согласились принять на свои корабли русских моряков. Только американцы отказались взять к себе на борт русских, ссылаясь на отсутствие указаний своего руководства.
Однако, командиры кораблей выразили опасение, что взрыв в порту такого корабля как «Варяг» не безопасен и может привести к повреждению других кораблей. Руднев согласился с доводами англичан и сказал, что корабль взрывать не будут, а просто затопят. Вернувшись на свой корабль, Руднев провёл совещание с офицерами и получил одобрение своего решения.
Не будем забывать о том, что февральские дни не самые длинные в году, поэтому всё надо было сделать очень быстро. На подошедшие с иностранных кораблей шлюпки с врачами, сначала посадили раненых, потом перевезли остальную команду «Варяга». Американскую шлюпку с врачом, Руднев принципиально отослал обратно, отказавшись от такой помощи.
Эвакуация с «Варяга» проходила в спешке, многих, необходимых в такой ситуации, мероприятий по затоплению корабля просто не успели сделать. Не выводились из строя артиллерийские орудия и паровые машины, не забиралось имущество. Павшие в бою матросы не были захоронены, а остались на «Варяге» и были затоплены вместе с ним, бывшим частичкой родной и далёкой России.
После того, как вся команда перебралась на иностранные корабли, непобеждённый «Варяг» ушёл под воду. Канонерскую лодку «Кореец» взорвали, а её команду перевезли на иностранные корабли, как и команду «Варяга».
В апреле 1904 года все уцелевшие команды с «Варяга» и «Корейца» прибыли в Севастополь. Дальше поездом, 30 офицеров и около 700 матросов, включая и казаков, охранявших русское посольство в Сеуле, отправились в столицу Империи. По всему маршруту следования, морякам оказывался торжественный и трогательный приём.
16 апреля 1904 года герои с «Варяга» и «Корейца» прибыли в Санкт-Петербург, на Николаевский вокзал (ныне Московский вокзал города Санкт-Петербурга). Далее, торжественной колонной моряки прошагали по Невскому проспекту от вокзала до Дворцовой площади, где их встречал сам Государь-Император Всероссийский, Николай Второй Александрович. Это было высокой честью, не только для офицеров, но в большей степени для матросов.
После царского приветствия от самого Императора, все моряки-герои, включая и казаков, были приглашены на торжественный обед в Зимний дворец, где по этому случаю были подготовлены специальные столовые приборы. После торжественного обеда эти столовые приборы были отданы морякам. Помимо этого, всем матросам, в подарок от Николая Второго, были вручены именные часы.
Все участники того боя, решением Государя-императора, были награждены: командиры кораблей и офицеры – орденом Святого Георгия 4-й степени, нижние чины – знаками отличия Военного ордена Святого Георгия 4-й степени (с 1913 года этот знак стал называться Георгиевским крестом). Капитан 1-го ранга Руднев Всеволод Фёдорович был назначен командиром строящегося эскадренного броненосца «Андрей Первозванный».
Некоторым аналитикам невдомёк, отчего же были оказаны столь высокие почести, за, казалось бы, незначительные действия. Они даже приводят примеры недовольства в офицерской среде, столь широким награждением моряков «Варяга» и «Корейца». Эти аналитики приводят даже «ошибки», допущенные Рудневым, которые они, будь на его месте, ни в коем случае не допустили бы.
Какие же «серьёзные ошибки Руднева» приводят авторитетные учёные-исследователи военно-морского флота России:
1. Не была использована для прорыва ночь перед боем.
2. Идя на прорыв, «Варяг» не использовал свои скоростные возможности, а связал себя тихоходным «Корейцем».
3. После боя «Варяг» был затоплен на мелководье, а не был взорван, что позволило японцам поднять его и использовать в составе японского флота.
4. «Варяг» не препятствовал высадке японского десанта в Чемульпо.
Помимо этого, выражается критика действий капитана 1-го ранга Руднева и высшего руководства страны, следующего характера:
– почему командир «Варяга» во время боя вернулся в Чемульпо, а не продолжил сражение дальше;
– почему русские корабли так неэффективно использовали свою артиллерию, в результате чего японским кораблям был нанесён минимальный ущерб;
– почему Николай Второй наградил всех членов экипажей высшими военными наградами Империи.

Командир "Варяга"
Чтобы понять, отчего же капитан 1-го ранга (по сухопутному полковник) Руднев допустил столько «серьёзных ошибок», необходимо посмотреть на его действия в те сложные дни. Ведь ему пришлось принимать непростые решения в абсолютном одиночестве, не имея никакой связи с Родиной.
Начнём с того, что крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» прибыли в корейский порт Чемульпо в середине января 1904 года, для защиты дипломатического представительства Российской империи в Сеуле, сменив на этом посту бронепалубный крейсер «Боярин» и канонерскую лодку «Гиляк». Задача была одна – находиться в порту Чемульпо, в распоряжении российского посольства в Корее.
Командир крейсера «Варяг» Руднев Всеволод Фёдорович был опытным морским офицером, за плечами которого имелись: продолжительная служба на флоте; командование не одним кораблём; несколько кругосветных плаваний, в том числе и самостоятельное.
С первых дней нахождения в корейском порту, Руднев организовал взаимодействие с командирами всех военных кораблей, находящихся в Чемульпо с такой же задачей – защитой своих дипломатических представительств. Он ежедневно посещал английский крейсер «Талбот», где узнавал последние новости о международной обстановке и доводил эту информацию до своих подчинённых.
Японское командование, видя активность командира русского крейсера, больше всего опасалось именно русских. Оно понимало, что Руднев, как человек военный, будет действовать, в первую очередь, в соответствии с полученным приказом. Поэтому японцы постарались лишить русские корабли какой-либо связи со своим командованием. Это им не составило большого труда. Стоило лишь припугнуть корейцев и те перестали принимать и отправлять телеграммы, адресованные русским.
Добившись покорности корейцев, японцы не опасались каких-либо действий от англичан, французов и итальянцев, не говоря уже об американцах. Эти ребята и шагу не ступят, без указаний своего правительства, да и то, если эти действия не будут опасными.
Другое дело русские. Эти могут, даже без приказа, по одному им ведомому посылу, начать действовать, на свой страх и риск, абсолютно не беспокоясь о собственной безопасности.
О том, что Япония 6 февраля 1904 года разорвала дипломатические отношения с Россией, командир «Варяга» Руднев узнал в тот же день, от командира французского крейсера, хотя Российское руководство молчало (мы знаем по какой причине, из-за бездействия корейского телеграфа). Узнав о том, что Япония находится в состоянии войны с Россией, Руднев запросил своё военное руководство в Порт-Артуре. Ему нужны были указания о порядке действий двух военных кораблей Русского императорского флота, в сложившейся ситуации.
Уж поверьте, если бы Руднев получил приказ препятствовать высадке японского десанта в Чемульпо, то японцам пришлось бы не сладко. Русские корабли вступили бы в бой и дрались с превосходящими силами противника вплоть до своей гибели. Руднев в этой ситуации не пощадил бы ни себя ни подчинённых, сражаясь до последнего русского матроса. Однако, 6 февраля, Руднев не получил ответа на своё донесение, также не было никакого приказа о дальнейших действиях, вообще ничего.
Не имея задачи от своего непосредственного военного руководства, Руднев 7 февраля поездом отправился в Сеул, чтобы уточнить задачу у того, в чьём распоряжении находились русские корабли в Чемульпо, у русского посланника в Корее. Заметим, не послал туда офицера, а поехал лично, понимая важность данного мероприятия. Однако, в русском посольстве не было никакой информации по поводу действий на случай войны.
Руднев сообщил, что оставаться в Сеуле не безопасно, вот-вот может начаться японская интервенция. Далее он предложил эвакуировать посольство на «Варяге» в Порт-Артур, где будет обеспечено безопасное размещение дипломатов. На это предложение наш представитель в Корее ответил, что нет на то указаний из Петербурга, а без них он не имеет права покинуть Сеул. Договорились так, наш посланник в Корее подготовит донесение, а канонерская лодка «Кореец» доставит его в Порт-Артур. И получив ответ, вернется обратно.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/valeriy-salfetnikov/skazanie-o-russkoy-zemle-varyagi-67672022/chitat-onlayn/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сказание о Русской земле. Варяги Валерий Салфетников
Сказание о Русской земле. Варяги

Валерий Салфетников

Тип: электронная книга

Жанр: Морские приключения

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 01.06.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Книга является продолжением рассказов об истории русской земли. В ней рассказывается о варягах, обитавших на берегах Балтийского и Белого морей, которые внесли ощутимый вклад в становление русской государственности. Можно будет узнать, когда и для чего был создан торговый путь из варяг в греки, а также по какой причине русский военно-морской флот стал использовать имя "Варяг" для своих кораблей. Вспоминаются трагические и славные страницы русско-японской войны 1904-1905 годов, величественный подвиг крейсера "Варяг". Раскрываются личности и совершённый подвиг командиров русских крейсеров "Варяг" Руднева и "Изумруд" Ферзена. Каким образом в тяжелейших условиях эти командиры смогли спасти экипажи своих кораблей от неминуемой гибели и позорного плена.Книга рассчитана на всех, интересующихся историей России с давних времён, кому интересен новый взгляд на уже известные события.

  • Добавить отзыв