Сказание о Русской земле. Город Святого Петра
Валерий Салфетников
Сказание о Русской земле #2
Продолжение рассказов Валерия Салфетникова из серии "Сказание о Русской земле". В этой книге говорится о том, кто является Небесным Покровителем города Санкт-Петербурга и почему его строили итальянцы. Также рассказывается об условиях, в которых этот город строился.
Валерий Салфетников
Сказание о Русской земле. Город Святого Петра
Вступление
В этом рассказе мы поговорим о славном городе на Неве, построенном русским царём Петром Первым. У этого города удивительная судьба. Начиная с того, что он был построен в необычном месте, совершенно не приспособленном для градостроительства. И на то были свои причины у его основателя, Петра Великого.
Талант русского монарха, его обширные знания русской истории и традиций, позволили в кратчайшие сроки построить город. Это было сделано во время войны, после жесточайшего поражения, под самым носом у шведов. На это мог решиться только наш русский царь, Пётр Первый из рода Романовых.
Пётр Алексеевич был глубоко верующим человеком, поэтому он был уверен, что Небесные Покровители его не подведут. И свои надежды русский царь возлагал не только на Святого Петра, брата Андрея Первозванного, в честь которого был назван город; не только на преподобного Исаакия Далматского, в день почитания которого родился царь Пётр; а в большей степени на русского князя, благоверного Александра Невского, разгромившего шведов на берегах реки Невы.
Речь идет о городе Санкт-Петербурге, Петрограде, городе-герое Ленинграде.
Первая глава. О названии города
В наше время, уже в Российской Федерации, произошло возвращение исторических названий многим населённым пунктам, что в немалой степени способствует восстановлению исторической памяти нашей страны. В 1991 году городу Ленинграду было возвращено историческое название Санкт-Петербург.
Красивейший город Санкт-Петербург, был основан Петром Первым 27 мая 1703 года. Однако, городу было дано имя не русского царя, как может поначалу показаться. Царя ведь звали Пётр, и в названии города также присутствует имя Пётр. Несмотря на то, что российский самодержец сам является основателем, он посчитал не скромным давать городу своё имя. Хотя в исторической традиции России названия городам давали по имени основателя, но не в петровскую эпоху.
В переводе с немецкого, название Санкт-Петербург означает Замок Святого Петра. Сам царь Пётр святым никогда не был, и Русская православная церковь вряд ли когда-нибудь его канонизирует. Хотя сам Пётр Алексеевич был глубоко верующим человеком. Так откуда тогда возникло название города? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, для начала, разобраться ещё в нескольких вопросах.
О православии
Россия – страна многонациональная, а значит, в ней исповедуется множество различных религиозных конфессий. Русский народ, в массе своей – это православный народ. И чтобы понять Россию, нужно, каким-то образом, понять этих русских, как о нас обычно говорят. Не зная основ Православия, невозможно понять русскую душу. А без этого понимания, не понять и России в целом. Это всё равно, что преподавать в школе английский язык, совершенно его не зная.
Многие исследователи Истории России порой не придают значения Вере русских людей. Часто критикуют наших монахов-летописцев, навешивая им всевозможные ярлыки. При этом забывают, в каких условиях собирались сведения о нашей истории, с каким трудом монахи сохранили и донесли до нас то немногое, что удалось пронести сквозь сотни лет потрясений, пожаров, смуты и других «счастливых моментов» жизни нашей страны.
Чтобы изучать историю России, одного умения читать недостаточно, нужно понимать смысл того, что написано. А ещё важнее находить скрытый смысл в написанном, чтобы не получилось так, как в том анекдоте.
Одна девушка сделала себе татуировку на шее в виде японского иероглифа, мода такая. Едет она в маршрутке, а на неё пристально смотрит пожилая женщина. На вопрос, – что ей надо? Женщина отвечает девушке: – у вас на шее по-китайски написано «повторно не замораживать». Она оказалась учительницей этого самого, китайского языка. Куда потом деваться с этой татуировкой?
Вот и в Истории так, зачастую идет бездумное переписывание одних авторов другими, даже не обращаясь к источнику, на который ссылается первоначальный автор. А в том источнике, возможно, совершенно другая информация, чем поведал миру первый исследователь. Чтобы узнать, нужно иметь доступ к этому источнику, либо верить на слово человеку, написавшему об этом источнике. У автора Истории должно быть безупречное имя. Именно поэтому все авторы работ по Истории России (за исключением отдельных личностей современности) подписывались своими подлинными именами, исключая какие-либо псевдонимы. История не та наука, где уместны театральность и лицедейство.
Изучая историю такой страны, как Россия, совсем не лишне будет внимательно разобраться в Православии. Никто не заставляет верить в Бога, это сугубо личное дело каждого человека, а вот понять эту Веру необходимо. Это дело осознанное и строго добровольное. Не хочет человек верить, силой его принуждать к этому нельзя.
Как написано в Новом Завете, в Откровении (или по-гречески Апокалипсисе) святого Иоанна Богослова, глава 3:
«Бог стучится в дверь к каждому из нас, но Он в неё никогда не войдёт, если человек сам её не откроет и не впустит Бога в свою душу».
Народам Западной Европы католическая вера навязана огнём и мечом, ещё в эпоху Средневековья. Неспроста у неё появились противники и не согласные, в самой Латинской вере. Лютеране и протестанты, это которые основные, а так их пруд пруди.
По поводу понимания Православной веры, почитайте «Житие и чудеса святой праведной блаженной Матроны Московской», издание Покровского ставропигиального женского монастыря.
Матрона Московская – урождённая Матрона Димитриевна Никонова, русская крестьянка с Тульской губернии, святая Русской православной церкви. Скончалась 2 мая 1952 года в нынешних Химках, Московской области. 8 марта 1998 года её могила была вскрыта и мощи перенесены в московский Данилов монастырь. Святость у православных проверяется просто, спустя 46 лет после кончины, тело Матроны Московской оказалось нетленным. Убедиться в этом не сложно, достаточно посетить Покровский монастырь в городе Москве.
В житие старицы Матроны открываем главу «Рассказывают люди, знавшие блаженную старицу Матрону». Читаем рассказ Зинаиды Владимировны Ждановой. В нём, помимо прочего, женщина рассказывает о своём первом муже, Борисе. Он был атеист, воевал в Великую Отечественную войну, был ранен. После ранения переведён на штабную работу в Горький (ныне город Самара). Там он стал задерживаться на работе, выпивать. Когда Борис загулял с официанткой, Зинаида Владимировна узнала об этом и ушла от своего мужа.
Спустя много времени Зинаида уже была замужем за другим человеком, и когда её первый муж умер, она даже не пошла на его похороны. Батюшка в церкви как-то спросил Жданову, почему её не было на похоронах первого мужа и почему она не поминает его? Женщина ответила: «Он неверующий». А священник ей говорит: «А ты знаешь, ведь он в Царстве Небесном». Зинаида удивилась: «Как же это так? Он в храм не ходил, не причащался?» А батюшка ей отвечает: «Он всю жизнь делал добро людям, скольких спасал, помогал, доброты необычайной был, нежадный, всё отдавал ближним, время жизни своей не жалел, тратил с радостью силы свои». У женщины спала пелена с глаз, она ведь всё это видела и не замечала.
Даже верующему человеку, постоянно ходящему в церковь и выполняющему все необходимые обряды, не достичь спасения своей души без добрых дел.
Кто бы что ни говорил, но Пётр Алексеевич Романов, император и самодержец Всероссийский, был православным верующим человеком, скажем даже богобоязненным, и свято верующим в Промысел Божий.
Для примера возьмём два его деяния: Создание Русского военно-морского флота и постройка города Санкт-Петербурга. Так называемое прорубание окна в Европу.
Окно в Европу
Некоторые исследователи полагают, что прорубание Петром Великим окна в Европу было ненужной тратой сил, и что надо было лишь воспользоваться широко открытой дверью. Для этих милостивых государей можно дать такой ответ. Пётр Алексеевич, помимо своей религиозности, был ещё и истинно русским человеком, понимающим, что нужно для России, а значит и для русского народа.
Начнём с того, что такое окно, и для чего оно нужно? Это часть стены дома, сквозь которое проникает свет в комнату и освещается всё вокруг. Через окно человек смотрит на окружающий мир. В нём он узнаёт о надвигающейся непогоде и, выходя из дома, соответствующим образом одевается. При необходимости человек вооружается зонтом, либо ещё чем. Всю эту информацию он получает бесплатно, лишь глядя в окно.
Да, ещё бывает, что воры-домушники используют окно для проникновения в дом, а также через него спешно покидают жилище, застигнутые врасплох «другие воры» – любовники. Только последние двое используют окно для входа и выхода, а остальные люди обычно пользуются дверью.
Пётр Великий прекрасно видел дверь в Европу, но открывать её он не собирался. Ему нужно было только окно. Сквозь которое проникает лишь свет из Европы, а также можно за этой самой Европой наблюдать, как бы она не замыслила чего недоброго за спиной.
Вспомним, что свет – это лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым. Ещё свет символизирует всё чистое, яркое, доброе и позитивное. Петру Первому от Европы нужно было лишь всё лучшее, передовое и позитивное. Он не собирался делать Россию европейской страной. Ему нужна была великая Россия, независимая ни от кого, и чтобы Европа ей завидовала. И он добился того, чего хотел.
Ещё при Рюриковичах Россия стала Русским Царством. Иван IV Васильевич Грозный, внук Ивана III Васильевича Великого и Софьи Фоминичны Палеолог, в 1547 году венчался на царство. Основанием для этого было то, что Софья Палеолог являлась племянницей последнего императора Византии – Константина XI, погибшего в 1453 году, при взятии турками Константинополя (нынешний Стамбул). Для информации, Иван III, также, как и его внук Иван IV, имел прозвище «Грозный».
Пётр I Алексеевич Романов, доставшееся ему в наследство Русское Царство, значительно преумножил и на его основе создал своими руками Российскую Империю.
Торговый флот Россия имела давно, можно даже считать – всегда. А вот с военным флотом, да ещё с морским, до Петра Алексеевича, было совсем плохо. Военный флот необходимо было создавать практически с нуля. Поэтому русский царь, в этом деле, решил заручиться поддержкой Высших Сил.
Вспомним Евангелие от Матфея, главу 4:
«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.»
Галилейское море – это Тивериадское озеро, оно пресноводное и находится на северо-востоке Израиля, на границе с Сирией.
Как известно, у Иисуса Христа было двенадцать учеников, или апостолов:
1. Андрей Первозванный, рыбак из Вифсаиды (город на востоке Тивериадского озера), ученик Иоанна Крестителя, первым призван Иисусом Христом. Распят на X-образном или косом кресте в городе Патры, что в Греции, ориентировочно в 67 году. Апостол Андрей почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.
Русский царь Пётр Первый в 1698 году учредил первую награду России – Орден Святого Андрея Первозванного, который и сейчас является высшим орденом Российской Федерации. Для торгового флота был свой флаг, обозначающий принадлежность к российскому государству, в виде триколора – горизонтальных полос белого, синего и красного цвета, современный Государственный флаг Российской Федерации. А вот для военно-морского флота Пётр Великий вводит свой флаг, называемый «Андреевским». На белом фоне косой голубой крест, в память о том, на каком кресте был распят апостол Андрей.
2. Пётр, брат Андрея Первозванного. Является первоверховным апостолом, а также считается первым папой римским у католиков. Распят ориентировочно в 67 году римским императором Нероном на перевёрнутом кресте в Риме.
Один из эпизодов жизни Петра описан в Евангелии от Матфея, глава 14:
«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И отпустив народ Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
А лодка была уже на середине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! Спаси меня.
Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.»
3. Иоанн, прозванный Богословом. Прожил до преклонных лет, умер естественной смертью около 100 года в городе Сельчук, что на западе Турции.
4. Иаков Зеведеев, брат апостола Иоанна.
5. Филипп.
6. Варфоломей.
7. Матфей, евангелист.
8. Фома. Тот самый «Фома неверующий», который не поверил словам других апостолов до тех пор, пока сам воочию не увидел Христа воскресшим.
9. Иаков Алфеев.
10. Иуда Фаддей, брат апостола Иакова Алфеева.
11. Симон Кананит.
12. Иуда Искариот, предавший Иисуса Христа. После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся, затем удавился. Вместо него был избран двенадцатым апостолом Матфий.
Апостол Павел, призванный уже после вознесения Иисуса Христа, не входит в число двенадцати апостолов. Однако, наравне с апостолом Петром является одним из самых почитаемых апостолов, первоверховным. Когда апостолы Пётр и Павел были приговорены к смерти, то Петра казнили самым жестоким способом, применяемым тогда в Риме – распяли на кресте. А вот Павла император Нерон запретил распинать, так как тот был римским гражданином, и приказал отрубить ему голову, применив казнь, достойную римлянина.
Вернёмся к нашему императору, Петру Великому.
Военно-морской флот и его традиции
Петру Алексеевичу досталось Русское Царство, не имевшее выхода в море. Разве что город Архангельск, стоящий на Белом море, но он до 7 месяцев в году стоит во льду и удобен для сообщения лишь с Англией. Для торговли с другими европейскими странами нужен был город-порт на Балтийском море, а все имевшиеся ранее порты на этом море Россией были потеряны.
Религиозность Петра Первого видна из названий кораблей, созданного им военно-морского флота. За время его царствования было построено 147 линейных кораблей и фрегатов. Пётр Алексеевич придавал большое значение названиям кораблей. Он надеялся, что Небесные Заступники в названиях кораблей будут им защитой в походах и морских боях.
В статье Николая Александровича Каланова «Имена петровских кораблей», на сайте: flot.com, дана характеристика тому, как называли военные корабли в петровские времена. Среди них имеются названия, связанные со святыми явлениями: «Святое пророчество», «Гото Предестинация» или «Божье Предвиденье», а также имена Апостолов и святых: «Святой Павел», «Святой Андрей», «Святой Пётр», «Святой Илья». Корабли, строившиеся на Архангельской верфи, получали имена архангелов: «Гавриил», «Рафаил», «Селафаил», «Варахаил», «Архангел Михаил», «Ягудиил».
Помимо религиозности, Пётр Первый, как и свойственно всем морякам, был ещё и суеверным человеком. Как вы думаете, почему русскому военно-морскому флоту был дан флаг, символизирующий Апостола Андрея Первозванного?
Вспомним, как Андрей Первозванный вместе с варягами совершил путешествие, для тех времён, можно назвать кругосветное. И во время этого путешествия, или, как говорят моряки, дальнего похода, не произошло никаких событий и происшествий. Удача способствовала варягам на протяжении всего плавания. И впредь, чтобы удача никогда не покидала русских военных моряков, с ними всегда «Андреевский флаг». Царь Пётр не ошибся в выборе символа, под этим флагом только растёт и продолжает множиться слава Русского флота.
Интересные поверья существуют у моряков. К примеру, почему говорят, что корабль идёт, а не плывёт? Тут не обошлось без Библейских преданий. Некоторые говорят, что так написано в английском языке и что англичане признанные мореходы.
Если рассматривать англичан как британцев, в то время, когда бритты обучили их искусству хождения по морям, тогда да. А если смотреть на них, как на бывших германцев, силой захвативших Британские острова, тогда нет. Потому что германцы дальше Балтийского моря никуда не плавали, да и то цепляясь за острова. Версия не убедительная.
Кто-то говорит, что такое выражение пошло, когда на кораблях появилась механическая тяга, гребной винт. И вот из-за этого самого винта и пошло выражение: «малый ход», «полный ход». И что это зависит от хода винта, то есть насколько он перемещается за полный оборот. Однако правильное название у этого термина – шаг винта. Но при этом корабль не стал шагающим по волнам, он по-прежнему ходит по ним. Шагать может только экскаватор, и то исключительно по суше.
Неспроста здесь применено изречение из Евангелия от Матфея, о хождении по воде Иисуса Христа и его ученика Петра. Последний, правда, прошёл совсем немного, засомневался насчет погоды и сразу стал погружаться в пучину вод. Однако Спаситель подал ему руку, и вытащил из воды своего незадачливого ученика. Да ещё и упрекнул его, говоря – что же ты, неверующий, Мне и не поверил. Потому моряки и говорят, что корабль, как живой человек, идет по морю, точно так же, как по нему ходил Иисус Христос. И пока корабль идет, с ним ничего дурного произойти не может, словно он находится под Небесной защитой.
Теперь об одном из красивейших городов России, Санкт-Петербурге.
Как уже говорилось на страницах данной книги, город назван в честь того самого Апостола, который чуть не утонул, святого Петра. Имя Пётр означает камень. И город называется – Замок Святого Петра, в переводе с немецкого. А основал этот город русский царь Пётр Алексеевич Романов.
А вот если бы город называли по русской традиции, тогда название ему было бы либо Петровск, либо Романов, а может быть и Невск, от имени реки. Однако название от реки маловероятно, так как название Нева не является именем собственным, от какого-то давнего человека, а просто названа Новая, то есть недавно появившаяся.
Пётр Алексеевич, прекрасно зная русскую традицию, в этом случае всё же взял другую. Место было не очень хорошее и спокойное, поэтому требовалось покровительство Высших Сил. Да вообще, место для города выбрано сложное и крайне неудобное, с точки зрения градостроительства. Выход к морю, так себе, твердой почвы нет, сплошные болота. Река Нева без берегов, склона нет, скорость течения низкая, из-за этого уровень воды неустойчивый. Стоит подуть встречному ветру, течение останавливается и начинает расти уровень реки из-за прибывающей воды. Такое вот место было выбрано Петром Великим для будущей своей столицы и крупного морского порта.
В принципе, Робинзоны так и говорят о том, что царь Пётр якобы плохо во всём разбирался, просто ткнул пальцем в карту, а его холопы загнали туда тысячи крепостных крестьян и на их трупах возвели город. Оставим пока Робинзонов в их «хижинах» брюзжать на диванах и критиковать любую российскую власть, от царя до любого чиновника. А сами посмотрим, что же заставило русского Царя сделать такой непростой выбор.
Как известно, строительство Санкт-Петербурга началось с закладки на Заячьем острове Петропавловской крепости, 27 мая 1703 года. А что же было предвестником этого события?
А происходило вот что: Дания и Польша, пользуясь сменой короля в Швеции, объявляют ей войну; пользуясь случаем, Царь Пётр, «за компанию» с датчанами и поляками, в 1700 году объявил войну Швеции, господствующей тогда на Балтике. России нужен был выход в Балтийское море. И наилучшим вариантом было – это выход по реке Западная Двина к городу Риге, крупному морскому порту, который находится в Рижском заливе Балтийского моря. Однако, в то время, город был занят шведскими войсками.
В принципе, Северная война и началась с того, что саксонские войска польского короля Августа II в феврале 1700 года осадили город Ригу. Россия в это время вела войну с Турцией за выход в Азовское море. Про Чёрное море тогда и речи быть не могло, оно оставалось недоступным для России. Ввязываться во вторую войну у России не было ни сил, ни возможности. Поэтому Пётр Первый решил сначала добиться результата от своих Азовских походов, а потом уже думать о Балтике. Имея ограниченность в возможностях, умные люди применяют последовательный метод достижения цели, царь Пётр так и поступил.
Во втором Азовском походе 1696 года турецкая крепость Азов была взята. Особо отличился в этом походе командующий сухопутными войсками Шеин Алексей Семёнович, ставший первым русским генералиссимусом. Вспомним героическую оборону города Смоленска от польско-литовских войск в 1609 – 1611 годах. Тогда обороной города руководил воевода Шеин Михаил Борисович. Так вот, этот воевода был прадедом победителя второго Азовского похода, ставшего генералиссимусом.
По итогам успешных Азовских походов Петра Первого, Россия и Османская империя заключили Константинопольский мирный договор 3 июля 1700 года. Согласно этому договору за Русским царством остались: бывшая турецкая крепость Азов, вместе с выходом в Азовское море, а также вновь построенные крепости на берегу Азовского моря: Таганрог, Павловск и Миус. Помимо этого, Россия освобождалась от уплаты ежегодной дани крымскому хану (и этот вопрос пришлось решать молодому царю Петру).
Крепость Таганрог построена в 1698 году на берегу Таганрогского залива Азовского моря, как порт и первая военно-морская база России. Так как Азов имел неудобный выход в море.
Крепость Павловск построена в устье реки Кальмиус. Ныне это город Мариуполь, на побережье Азовского моря.
Крепость Миус построена в устье реки Миус, в последствии переименована в Семёновскую крепость.
Через полтора месяца после подписания, мирный договор был доставлен в Москву, 18 августа 1700 года, и о нём доложили Царю. На следующий день 19 августа Пётр Первый объявил войну Швеции и стал готовится к наступлению на шведскую крепость Нарву. От лучшего варианта, выхода к Рижскому заливу, пришлось отказаться, потому что Рига уже была осаждена союзными польскими войсками. Взятие же Нарвы давало возможность России, по реке Нарва, выходить в Финский залив Балтийского моря. Если бы всё прошло успешно, то Санкт-Петербург, скорее всего, строился бы там, в устье реки Нарвы, на берегу Нарвского залива.
Однако, начавшаяся осада крепости Нарва осенью 1700 года, результатов не принесла. Шведский король Карл XII быстро вывел Данию из войны, а затем перебросил морем свою армию под Нарву. Польский король Август II, после выхода Дании из войны, снял осаду Риги и отвёл свои войска. Россия осталась один на один с сильной сухопутной армией Швеции.
Русская армия под Нарвой, несмотря на численное превосходство, была наголову разбита шведами, и потеряла практически всю артиллерию. Смогли уцелеть только лейб-гвардии Преображенский и Семёновский полки, которые стойко оборонялись и прикрыли отход остатков Русской армии, спасая её от полного разгрома.
После такого сокрушительного поражения под Нарвой, о каком-либо походе на Ригу можно было вообще забыть. Задача захвата Балтийских портов провалилась. Встал вопрос о решении данного вопроса другими способами. И эти способы были найдены молодым и энергичным русским царём, Петром Алексеевичем.
Что же он предпринял?
Первым делом, была произведена реорганизация армии, она начала переходить на регулярную основу. А для восполнения потерь в артиллерии, в Олонецкой губернии был заложен Петровский пушечно-литейный завод, который, в последствии, дал название городу – Петрозаводск.
После разгрома русской армии в самом начале войны, которую русские же и затеяли, вкупе с поляками и датчанами, Петру Первому нужна была победа. Она была нужна как воздух, главным образом, для поднятия боевого духа у солдат. Без него русскому трудно воевать. Опять идти на Нарву было опрометчиво, там, где проиграли с большими потерями, удачу искать смысла не было.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/valeriy-salfetnikov/skazanie-o-russkoy-zemle-gorod-svyatogo-petra-57152448/chitat-onlayn/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.