800 000 книг, аудиокниг и подкастов

Реклама. ООО ЛИТРЕС, ИНН 7719571260, erid: 2VfnxyNkZrY

Как начать легко писать картины маслом в любом возрасте от 18 до 100

Как начать легко писать картины маслом в любом возрасте от 18 до 100
Ёся Джинн
Это не самоучитель! Это ваш личный путеводитель в мир живописи, который вдохновит и раскроет творческий потенциал каждого, независимо от возраста и уровня подготовки. Эта книга предлагает уникальный подход к освоению масляной живописи, сочетая простые техники, доступные материалы и увлекательные упражнения.
Вы узнаете, как легко и с удовольствием начать создавать свои первые картины, даже если никогда не держали кисть в руках. Каждый раздел включает пошаговые инструкции, советы по выбору материалов и вдохновляющие примеры из жизни автора, которые помогут вам преодолеть страх перед белым холстом.
Вдохновляйтесь экспериментами художников, которые начали свой путь в живописи в зрелом возрасте! Откройте для себя, как искусство может стать лично для вас источником радости, самовыражения в любой период жизни. Эта книга – не просто учебник, а настоящий ключ к вашему внутреннему художнику!
Пользуйтесь возможностью открыть для себя мир масляной живописи, начните творить уже сегодня!

Ёся Джинн
Как начать легко писать картины маслом в любом возрасте от 18 до 100

Введение

Моя история: как я начала рисовать маслом

Одним замечательным днём в 2011 году в свои 43 года, я поняла, что не знаю, чего хочу, куда пойти работать, чем заняться чтобы приносило удовлетворение и радость, пребывала в раздумьях. Жила я тогда в центре города – пройти мимо невозможно. Гости заходили часто. В этот день ко мне заглянули друзья моих детей Александра и Денис. За чашечками кофе-чая я поделилась своими печалями.
Денис спросил, чем я любила заниматься в детстве и что лучше всего у меня получалось?
Я, недолго думая ответила: «Рисовать!»
«Так в чём проблема? Иди и рисуй!»
«Так это же дорого!» – ответила я. И рассказала историю которая была пару годами ранее.
Я помогала своему куму продавать диски. К нам в киоск заходил мужчина, иногда приносил мне то яблоко, то пирожное. Покупатель как покупатель, выбрал-купил-поболтал-пару-минут-ушёл. Как-то он попросил Руслана, кума так именуют, помочь подключить видеомагнитофон. Да, в те времена они ещё существовали.
Русик пошёл к нему домой, всё сделал и вернулся в киоск воодушевленный: «Представляешь, Виктор, он оказывается художник! У него сейчас выставка! Можно сходить посмотреть и бесплатно!»
Сказано – сделано!
Конечно, я ходила в музеи и галереи, видела картины, но эти были свежие, современные, де ещё лично знакомого художника!
В одно прекрасное утро мы пошли знакомиться с произведениями. На полотнах были изображены чаще всего зимние и летние пейзажи, домики в деревне. Портретов не оказалось, натюрморты состояли из разных полевых цветов. Местами краска была так густо нанесена что отбрасывала тень и создавался эффект объёма. Воспитанная на классике и великих, которые писали лессировками – тонкими полупрозрачными слоями, обилие кусков краски меня не вдохновило. Хотя кое-что смотрелось интересно, но на вкус и цвет, помните да? Все фломастеры разные.
В очередной раз, когда господин художник зашёл за диском, я спросила его, может ли он научить меня рисовать? Честно призналась, что в художественной школе не училась. На что мне, Виктор Не Гюго, ответил, что это очень дорогое удовольствие, по карману только богатым дамочкам: в месяц 25 тысяч. На тот момент диски с фильмами стоили от 80 до 150 рублей. Конечно, я не была богатой, молоденькой девушкой, и опечалилась… до той поры, когда меня направили в нужном направлении мои ребята, Денис и Саша.
Мы составили план действий: найти уроки по доступной цене – раз, купить материалы – два, пойти учится – три!
Я поискала объявления, нашла рядом с домом молодую художницу которая преподавала совсем не за дорого. Купила акриловые краски (они были дешевле, растворялись обычной водой из-под крана), кисточек и огромный холст. Писать: так сразу шедевр, а он должен быть бАльшой!
Уж не помню сколько я у неё позанималась, самое главное – волшебный пендель был получен!
Я стала экспериментировать. Мой пытливый ум и неугомонная ж.., пардон, натура искала и стремилась к новым вершинам и знаниям! Как сейчас модно говорить: «Вселенная услышала и притянула возможности и события!»
Как-то гуляли с подругой мимо художественного училища. Она предложила зайти и спросить, есть ли у них какие-либо курсы. Сказано-сделано! Ровно в свой день рождения 30 июля, правда уже одна, без дружеской поддержки, я зашла в это красивое здание. СимпатиШный молодой человек провёл меня прямо к директору.
После милой беседы «о том-ни о чём», меня пригласили сдать вступительные экзамены по рисунку (как раз второй поток был через пару дней)! Ко всему прочему, я умудрилась устроится на работу помощником директора аля документоведом! Вот так Вселенная, вот так сработала на славу! Учёба и работа – два в одном!
Ко времени экзаменов я уже была сотрудником, и сдала их легко. С этого момента начались мои студенческие годы, точнее всего два.
Эту неинтересную и грустную повесть «о бедном студенте» мы опустим. Скажу, что преподаватель был молодой мужчина, закончивший аж академию/институт искусств нашего города (не Питера и не Москвы), написавший к тому времени две с половиной картины и совершенно незаинтересованный учить меня и других «будущих живописцев и преподавателей ИЗО в дошкольных учреждениях» писать шедевры.
Отучившись всего два курса, я поняла, что надо самой смотреть разные видео. Первым таким онлайн учителем стал Игорь Сахаров. Именно с его лёгкой руки я стала что-то понимать в живописи.
Волею судьбы моя подруга Елена жила в Китае и предложила приехать с ней в город Харбин. Вселенная подарила мне ещё один волшебный пендель – подруга предложила писать картины на продажу.
В Китае краски и холсты намного дешевле, их испортить было не жалко. Мои работы понравились китайским друзьям, мне стали сыпаться заказы. Всем было выгодно – я начинающий, неизвестный живописец, у меня есть работа, заказчиков устраивала – цена и качество.
Вот так я начала писать маслом. За два с половиной года написала более 150 работ, продала около 100, большая часть из которых купили на подарки для администрации. Картина в КНР считается взяткой, но кто запретит дарить на день рождения?
В этой «без вымыслов» книге, я расскажу всё то, что узнала, научилась и постигла с помощью проб и ошибок в искусстве масляной живописи и не только.
Начну с приятных нюансов. Возможно, вы о них знаете или подозреваете, но просто пропускали мимо ушей или не обращали внимания, думая, что это «не про» и «не для вас».

Почему рисование маслом – это для всех

«Арт-терапия» – нынче популярный термин скорее всего вы слышали почти из всех утюгов и СМИ, но что это, с чем его едят, для каких целей? Это про то, как на нас влияет искусство в разных его проявлениях: эстетическом, психологическом, экономическом и т.п. и т.д.
Мастер-классов по рисованию разными подручными материалами типа вина или гуаши можно пройти стопятьсот вариантов и правополушарное рисование – туда же. Это позитивное достижение нашего времени! По доступным ценам и у достойных преподавателей.
Почему рисование маслом – для всех? В чём секрет, отличие и преимущества? Рассмотрим несколько аспектов:
универсальность искусства
терапевтический эффект
доступность для людей любого возраста
взрослые люди обладают более развитой мелкой моторикой и координацией, что позволяет им лучше управлять кистью и красками. Это значительно облегчает процесс рисования и помогает быстрее достигать желаемых результатов.
доступность материалов
сосредоточенность и терпение: с возрастом приходит способность к более глубокому сосредоточению и терпению, что особенно важно при работе с масляными красками, требующими времени для высыхания и многослойности.
понимание теории цвета и композиции: взрослые легче осваивают теоретические аспекты живописи, такие как цветовая теория и композиция, благодаря жизненному опыту и образованию.
Все вышеуказанные пункты позволяют начать заниматься рисованием маслом здесь и сейчас, не откладывая жизнь на потом, применяя на себе все грани полезности и позитивные результаты «арт-терапии».
Цели и структура книги

Главная цель моей книги – рассказать о том, что начать рисовать никогда не поздно в любом возрасте, независимо от того есть у вас за плечами художественная школа, кружок или даже колледж и это доступно любому, стоит «не бешенные» деньги.
Для нашего мозга необходима не одна глобальная цель, а целый рой целей разных размеров и сложностей. Будем «есть слона по кусочкам»: ставим много маленьких, суперлёгких целей и задач – с которыми вы справитесь в миг, показывая и доказывая своим убеждениям – что волшебство мы можем творить сами если есть желания, мечты и цели.
Слово «цели» будет не раз встречаться в книге. Так что не удивляйтесь что рисование и цели пересекаются, перекликаются, вытекают плавно одно из другого. Нет я не буду говорить и учить целеполаганию и их постановке, но практика показывает: любое действие, которое вы соберётесь делать, вы об этом мечтаете, желаете – то это становится вашей целью. Пойти купить кисти в магазин – цель, которая приведёт вас к тому, что у вас будет инструмент, который поможет вам прийти к другой цели: начать писать картины и так дальше.
Структура книги выстроена начиная с простых теоретических знаний, понятных действий, обыденных ситуаций, пояснений более сложных психологических событий, моментов и факторов.
Я делюсь своим опытом и первыми шагами в живописи, читая про которые вы можете сделать так же или ещё легче и проще, не оборачиваясь на то, что вы не учитесь в академии искусств.
Многие студенты, закончившие художественные школы, техникумы и институты не идут в художники. Не престижная профессия! С детства в нас вкладывали мысль, установку, мнение, что художник должен быть голодным и признание к ним приходит через лет сто после их смерти, и то не ко всем. Не буду философствовать на тему: кому выгодно и как с этим бороться.
Я говорю и рассказываю о том, что с этим можно сделать и как быть лично вам если очень хочется рисовать.
Если хоть один из вас начнет писать картины, получать от этого эстетическое удовольствие, отличное настроение, повысит свою уверенность, будет гордиться своими успехами – значит моя цель достигнута!
Какая моя личная цель? У меня их много! В направлении искусства – дать большему количеству людей, возможность увидеть красоту окружающего нас мира. Начиная замечать вокруг себя малость, открываются глаза на большее: на красоту людей, на творение природы, на ценность нашей планеты.
Любое творчество ведёт к развитию, пониманию наших чувств и эмоциональной зрелости. Мы не можем заставить других людей переживать также как мы, но вкладывая личные чувства в свои произведения, в нашем случае, картины – мы легко позволяем другим пережить вместе с нами такие же чувства. Как это работает? Это уже вопросы к учёным и психологам, которые изучают работу мозга, чувства, эмоции, гормоны, тонкие информационные поля.
Начни с себя – начни делать первые шаги! Любой путь в 1000 км, на вершину горы, к славе – начинается с маленьких робких шажков малыша. Вы не малыши – а значит уже идёте по этому пути не один, даже больше чем 1000 километров!
Взрослые имеют более глубокое понимание своих эмоций и переживаний, что позволяет им выражать себя через искусство. Живопись станет не только хобби, но и способом самовыражения и терапии.
Моя книга будет вашей помощницей на пути познания себя и достижения ваших целей и сбычи мечт!
Прочитайте её полностью, а потом идите, постепенно выполняя упражнения и практики – так будет проще принять и понять все шаги один за другим. Можно, конечно, бежать по лестнице через две ступеньки, это не очень удобно, сбивается дыхание и темп. Поэтому предлагаю двигаться спокойно, главу за главой. Когда вы в первом классе вы же не пытаетесь решать задачи за десятый?
Куда деться без основополагающих, фундаментальных знаний? Можно, конечно, пропустить. Не академические глубины постигаем! Мы простые люди, которые хотят взять кисти, краски и начать ваять! Метод «научного тыка» – никто не запрещает! Ведь читать инструкцию к пылесосу мы начинаем тогда, когда он не работает! Некоторые из них я сама узнала только когда стала писать эту правдивую книгу*.
Я не буду душнилой, вкратце опишу самые простые моменты, так, на всякий случай, вдруг кто захочет посмотреть схему как собрать шкаф до того, как он рухнет?

1. Выбор материалов: Начните с качественных, но доступных материалов. Вам понадобятся масляные краски, кисти (разных размеров и форм), палитра, холст или бумага для масла, а также растворитель (например, терпентин) и масло для разбавления красок.

2. Изучение основ: Ознакомьтесь с основами теории цвета, композицией и светотенью. Это можно сделать через книги, онлайн-курсы или видеоуроки.

3. Практика с натуры: Начните с простых объектов – фруктов, цветов или предметов интерьера. Поставьте натюрморт и попробуйте его изобразить. Поможет научиться видеть формы и цвета.

4. Работа по слоям: Освойте технику «грассирунг» (жир на худое). Начинайте с тонких слоев и постепенно добавляйте более густые, в последствии избежите трещин на картине.

5. Экспериментируйте с кистями: Используйте разные кисти и техники нанесения краски (мазки, штрихи). Таким способом вы найдёте свой стиль и лучше поймёте материал.

6. Не бойтесь ошибок: Ошибки – это часть процесса обучения. Не расстраивайтесь, если что-то не получается сразу. Учитесь на своих ошибках и пробуйте снова.

7. Наблюдайте за работами других художников: Изучайте картины мастеров, анализируйте их техники и подходы. Вас может вдохновить и дать новые идеи.

8. Создавайте регулярно: установите расписание для занятий живописью. Ежедневная практика помогает улучшить навыки и развить уверенность.

9. Получите обратную связь: делитесь своими работами с друзьями или в художественных сообществах. Обратная связь даст возможность вам увидеть свои картины с новой точки зрения.

10. Получайте вдохновение от процесса! Главное – наслаждаться созданием прекрасного. Не зацикливайтесь на результате; важно получать удовольствие от самой работы.

«Орешек знаний твёрд! Но мы не привыкли отступать! Нам расколоть его поможет глава 1, 2, 3, 4, 5!» – помните этот замечательный детский киножурнал «Хочу всё знать!», я слегка хвостик изменила, суть вы поняли. Успехов вам, мои дорогие художники!

Глава 1: Основы живописи маслом

МАСЛЕНЫЕ КРАСКИ

Что такое масло и с чем его едят?

Включаем режим Турбо-Википедии:
Масло – это жидкость, которая может быть растительного или синтетического происхождения и используется для приготовления еды, а в живописи для создания масляных красок.
Масляные краски состоят из пигментов, смешанных с маслом (обычно льняным, маковым или ореховым), которое служит связующим веществом.

Основные аспекты, касающиеся свойств масляных красок:

Состав масляных красок

Пигменты:
Цветные порошки, которые придают краске цвет. Они могут быть органическими или неорганическими. Большинство, особенно не дорогих красок состоят их химических соединений;

Связующее вещество: масло, которое удерживает пигменты вместе и обеспечивает их сцепление с поверхностью холста или дерева.

Добавки: иногда в состав добавляют сиккативы (ускорители высыхания) и другие вещества для улучшения свойств краски. Чаще всего это добавляет уже сам пользователь красок.

Свойства масляных красок

Текстура и блеск: масляные краски имеют гладкую текстуру и могут создавать как матовые, так и глянцевые поверхности в зависимости от соотношения масла, пигментов, добавок в виде лака.

Время высыхания: без добавления сиккативов краски сохнут медленно, что позволяет художникам работать с краской в течение длительного времени и вносить изменения. Но это мешает тогда, когда вы уже готовы писать второй-третий слой или закончили работу. Особенно скучно ждать если в помещении большая влажность.

Смешиваемость: масляные краски хорошо смешиваются друг с другом, легко создают разнообразные оттенки и градиенты.

Прозрачность: масляные краски имеют разную прозрачность. Используя это свойства можно накладывать прозрачные слои и добиваться эффекта глубины.

Особенности работы с масляными красками
Слои:
важно соблюдать правило «масло на масло» – более жирные (с большим содержанием масла) слои должны наноситься поверх более тонких.

Техника:
художники используют различные техники: «гладкая» – это понятно про: «как», и/или «импасто» – тут мне понравился перевод с итальянского impasto – плотная смесь, мешанина. Ещё говорят «пастозно» от слова густо, как пасту на зубную щётку – побольше и потолще, для достижения различных эффектов. Некоторые товарищи прям из тюбиков выдавливают на холст и размазывают кистью или мастихином, таким художественным шпателем.

Инструменты:
для работы с масляными красками используются кисти, мастихины – вы уже знаете, что это мини-мастерок и другие инструменты, которые помогают создавать текстуры – это могут быть и поролоновые мочалки для мытья посуды и специально вырезанные спонжи, иногда пальцы рук-ног и другие части тела – это не шутка.

Уход и хранение

Масляные краски требуют особого ухода. После работы необходимо тщательно очищать инструменты: кисти тщательно втираем ветошью или бумагой от краски, потом моем с хозяйственным мылом или ставим в банку с растворителем. Я растворяю половинку куска хозяйственного мыла в небольшой стеклянной баночке, оставляю в этом растворе кисти даже на несколько дней. Скипидар или другой растворитель очень сильно пахнет, у меня нет отдельной мастерской, да и мыло хорошо очищает.

Сами краски следует хранить с плотно закрытой крышечкой. Желательно в контейнере или коробке чтобы предотвратить протекание масла на хорошие вещи.

ХОЛСТЫ

Справка от Вики:
Холст – натуральная (как правило, льняная), бумажная, синтетическая или комбинированная (смесовая) ткань с полотняным (то есть перпендикулярным с чередованием нахлёстов через одну нить) переплетением пряжи
В странах Западной Европы холст стал употребляться для живописи с начала XVI века. Впервые холстом стали пользоваться в значительных количествах флорентийские и венецианские живописцы. При этом в Венеции метод живописи клеевыми красками на холсте носил название «немецкого» и был известен с первой половины XIV века.
Самые ранние известные картины на тканевой основе – венецианские – написаны на пеньковом холсте грубой выделки. Позднее холст как основа для живописи стал использоваться и художниками северных школ – фламандцами, голландцами, германцами, которые переняли живопись маслом по холсту у итальянцев.

Холсты бывают 100% хлопок, лён, полиэстер (синтетика гольная). Бывают смеси. Эти характеристики вы увидите на этикетке. Разница в цене. Если вы точно шедевр пишете на столетия – тогда можно и дорогие брать.
Великолепие идёт от зернистости холста.

Зернистость холста обычно выбирается в соответствии с задачами будущей работы и художественным замыслом:

мелкозернистый холст (200–300 г/м?) подходит для гладкой тонкослойной живописи, на нём удобно прописывать детали.

среднезернистый холст (300–400 г/м?) оптимален для работ средних форматов.

крупнозернистый холст (500–600 г/м?) удобнее создавать на нём работы в технике пастозная живопись, он не деформируется от нагрузки. Хороший вариант для картин очень больших форматов.

Вы можете в магазине увидеть холсты серого цвета. Не пугайтесь, но не берите их для первых шагов. Это не загрунтованные холсты. Вам нужны такие беленькие, как листик для рисования из школьного альбома.
Ещё холст продаётся метражом – потерпите вы и такой будете использовать.
Но мы ищем лёгкие пути! Наша задача всё же НАЧАТЬ, а не испугаться от такого изобилия всех благ «рая для художников» на просторах интернета и спец магазинов.

Продолжим наш ликбез!

Виды холстов:
на подрамнике – конструкция из реек, на которую натягивают полотно;
Плотная основа – ткань наклеивают на цельный лист картона или древесноволокнистую плиту.
Холсты на подрамнике и на картоне подходят для живописи в студии, на плэнере, дома.
Те, что на подрамнике удобно перевозить и пересылать – работу можно снять с основы и свернуть. В свернутом виде плодовитые художники хранят свои работы в мастерских или других местах. Сворачивать необходимо красочным слоев наверх, наружу – тогда он не потрескается, при условии конечно, что у вас там не тонны красочного слоя. Полотно на подрамнике дышит и равномернее высыхает.
Никогда не любила холсты на картоне. Во влажном владивостокском климате такой холст может «повести» – он же «бумажный», до размера 40*50 ещё не так сильно. Да и в рамку вставлять готовое произведение на картоне как-то не солидно – всё что одето в красивую рамочку-багет – это уже произведение искусства… конечно, есть рисунки, на бумаге которые сохранились от великих до наших дней, возможно благодаря тому, что были территориально в сухом месте. Да ладно, что я, смотрите сами мерьте по карману, по своим желаниям и чувствам.

Для первой картины выбирайте холст среднего размера из категории бюджетных, средней зернистости, грунтованный (беленький).

КИСТИ
Справка из Википедии.
Кисть – инструмент для покраски и живописи. Кисти делаются из щетины и хвостовых волосков различных животных или синтетики и бывают круглой и плоской формы, а также флейцевыми – плоскими широкими на короткой ручке.
Волосяной пучок кисти крепится на ручке с помощью металлической обоймы. Размер кисти обозначается номером. Номера круглых кистей соответствуют их диаметру в миллиметрах, номера плоских кистей и флейцев – ширине также в миллиметрах. В живописи маслом для сглаживания поверхностей значительного размера используется веерная кисть.

Для работы масляными красками используют щетинные, на их изготовление идёт мягкая обработанная щетина высшего качества.
Щетинной кистью при живописи маслом можно работать «в протир», «по сухому», писать корпусным письмом – непрозрачным, с выявлением фактуры.

Кисти из беличьего волоса вырабатываются в основном круглой формы. Они предназначены в основном для работы акварелью, могут также использоваться в работе гуашью и темперой.

Кисти из колонка подходят для всех видов живописи (в том числе жидкой масляной краской), так как волос тонкий и упругий.

В настоящее время популярны кисти из искусственного волоса, такие кисти держат меньше воды и набирают меньше пигмента, бывают мягкими или жёсткими. Мягкие синтетические кисти гораздо долговечнее колонковых и, к тому же, стоят значительно дешевле.

Круглые синтетические кисти небольших диаметров удобны при выявлении объема в масляной живописи, они не оставляют следов. По сравнению с кистями из натурального волоса, синтетические кисти более упругие в работе, возможен более тонкий и при этом достаточно жёсткий кончик. Такие кисти не требуют особого ухода и служат дольше, волос не вылезает из кисти во время работы.

Главный рабочий инструмент художника-живописца подбираем исходя их замаха: размера холста и того референса – фотография будущего вашего произведения искусства.
Кисти есть из натуральной щетины, они так и называются щетина. Выглядят как белая жесткая грубая щетинка как у свинки. В старину все художники писали только такими кистями. Она оставляет небольшие полоски-бороздки на масле. Спросите, как писались все картины, где изображения просто тончайшие? Выписаны все драгоценности и ткани. Есть у меня подозрение что это были кисти из колонка, в общем из пушистых волосиков.

В современных магазинах для художников – кистей для живописи маслом – море! Щетинка натуральная и синтетическая, колонок настоящий и имитация, одним словом «синтетика». Такое множество форм, нюансов что глаза разбегаются и хочется купить всё и все:

веерные (волосики в виде маленьких и больших вееров – ими удобно прорисовывать травку;

скошенные – ими можно делать всё что душе угодно меняя разворот кисти – меняем толщину линии-мазка;

прямые, конусообразные-круглые, с выщипанными кусочками или прореженными краями – такое изобилие форм, облегчающих труд мастера – только пиши!

Так всё же какие кисти купить?
На каждой кисти есть её размер циферки от 0 и до 100. Основной ассортимент включает в себя длины от 1 до 24 мм, плюс супертонкие это 0, 00 и 000 – они меньше 1 мм (называют их «нулёвки», 0.5, 0.8 мм и больше 24 мм (26, 30, 35, 36, 42, 50 и 100).
Размер – это ещё дело вкуса! Повторюсь – всё зависит от задачи и вашего желания. В арсенале художника есть все размеры, но это уже со временем, а на первый раз хватит трёх или пяти кистей. Можно взять размер 2, 4, 8, 14 или 16.

Маленький «упс»: размеры разных фирм производителей не совпадают между собой! Поэтому советую брать не просто по номеру на кисти, а исходя какой у вас рисунок. Если много мелких деталей, глазки или шёрстку котику прорисовывать – то обзаведитесь начиная с самых нулевых и по возрастанию. Но обязательно одну кисть пошире – она поможет быстрее заполнить пространство фона или моря-неба.

Кисти – расходный материал, со временем они портятся, облазят и «шесть сыпется» как у Барбоса из Простоквашино, особенно этим страдают щетинки – они любят оставлять «шерсть» прямо на полотне. Стираются о холст. Иногда их забывают просто помыть, они засыхают в краске – и усё, финита ля комедия, придётся просто выкинуть.

В процессе работы я вытираю кисти от лишней краски обычной, серой туалетной бумагой. Если кисть мне пока не нужна, то помещаю её в баночку с небольшим количеством растворителя уайт-спирита, которая у меня стоит рядом с баночкой с рабочей смесью.
Может не профессионально делаю – так это мой личный опыт! Я делюсь своими взглядами на весь процесс, и кисти мне служат долго. После «полоскания» в растворителе, мою их под водой с хозяйственным мылом, на время оставляю в густом растворе этого же мыла. Иногда я там нарочно оставляю кисти – они могут стоять несколько дней, на их состояние не влияет – перед работой достаю из баки, отмываю от мыльного налёта и всё: иду писать.
Эти процедуры я вытворяю с кистями из синтетики. Щетиной я не пользуюсь. Есть у меня одна небольшая, жесткая веерная ощетинившаяся – я ею иногда травку карябаю.
Люблю мягкие рыженькие синтетические, есть у меня и колонок. Очень приятно им писать, он очень нежный и быстро разлохматился. Вот подумываю ещё себе купить эту зверУшку.
С кистями мы разобрались. Если возникнут вопросы, то в магазине консультант-продавец вам подскажет.

МАСТИХИНЫ

Ремонт делали? Помните такие металлические шпатели? Ими шмяк на стенку шпатлёвку? И шкррр: вниз, в бок размазывают большим широким с ручкой из тонкого металла лопаткой-мастерком? Вот-вот – это всё родители или просто родственники художественных мастихинов.
«Шпатель» – специальный инструмент, используют в масляной живописи для смешивания красок на палитре. Ещё им удаляют не засохших остатки красок с холста, очищают палитры или наносят густой слой краски на холст.
Мастихин – художественный шпатель, раньше использовали для работы с красками только на палитре. В современной живописи мастихин стал использоваться вместо кисти для создания живописного произведения, нанесения краски ровным слоем или рельефными мазками. Такой способ нанесения красок на холст придаёт картине особый стиль.
Формы у мини-лопаток совершенно разные. Я люблю так называемую «рыбку». Тонкий, удлинённый, гибкий мастихин позволяет делать на холсте разные эффекты: растирание, тонкие полоски, растяжки, у кого на что хватит фантазии.
Мастихин надо любить и уметь им пользоваться: «Окей г-л в помощь!». Я не супер-пупер мастихиновый спец, не пишу пастозные картины, но рыбкой пользуюсь с удовольствием, когда надо растяжку травы, например сделать.

Использование мастихина

Для чего они нужны?

Разнообразие форм мастихинов радует! По своему замыслу вы выбираете мастихин с подходящей формой и контуром рабочей поверхности для создания уникальных текстур. Это позволяет достигать эффектов, недоступных при использовании кистей.

Смешивание и наложение цветов: Он помогает смешивать цвета прямо на холсте, создавая интересные визуальные эффекты.

Никогда не шкрябала мастихинами палитру… нет, краски и у меня высыхают, только я ж очень ленивая барышня, посмотрела на то, как мучаются студены и решила эту задачу легко: обернула свою палитру простым целлофановым пакетом. Со временем заменила пакеты на пищевую плёнку. А сейчас во всю пользуюсь плодами современного прогресса – одноразовые бумажные палитры.
О, перешли плавно к палитрам!

ПАЛИТРЫ

Это маленькая или большая плоская дощечка, где тусуются краски для нашей картины. Они там же и месятся! Замес – не, эт не драка, а подбор и создание цвета и разных оттенков.
Полуовал с дырочкой для большого пальца – классика жанра настоящего художника – образ знаком многим. Современные палитры настолько удобны и разнообразны, что о них можно целую главу написать.
Остановлюсь на том, что мы пишем в первый раз и еще не знаем понравится нам новое занятие и превратится ли оно в хобби или нет, поэтому самое оптимальное – любая поверхность небольшого А5-А4 формата, хоть старая кухонная разделочная доска. Было время я так и сделала. Пищевой пленкой оборачиваем раза на два, много не надо.
Моё «ноу-хау» долго выручало меня. Пока я в Китае не увидела волшебные отрывные вощёные листочки, скреплённые в альбом. Проще всего, конечно, купить бумажные палитры. В них от 25 до 40 листов, хватит на долго, чистить не надо: искалякали-оторвали-свернули-выкинули! Лепота!
Работа с палитрой помогает вам смешивать цвета и находить нужные оттенки для вашей картины.
Как делать?
Смешивание цветов:
Используйте чистые участки палитры для смешивания разных красок. Экспериментируйте с пропорциями.
Тестирование на холсте:
Пробуйте смешанные цвета на небольшом участке холста, чтобы увидеть, как они выглядят в реальности.
Организация палитры:
Расположите цвета на палитре в порядке от светлых к темным, чтобы было легче находить нужные оттенки.

Про место для красок поговорили, а вот где пристроить холст, чтобы лучше рисовалось? Конечно же нам необходима подставка!

МОЛЬБЕРТЫ

Для чего же нужды эти странные конструкции на ножках? Раньше на столе рисовали – и норм?!
Не вопрос – можете положить холст прямо на стол и вперёд! Но у нас какая цель? Правильно!

НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ, КАК НАСТОЯЩИЕ ХУДОЖНИКИ!

Рисовать как дети в школе мы и так все умеем! В чём разница? А в перспективе! Более развернуто мы поговорим в разделе про перспективы, сейчас мы познакомимся с подставками для холстов – мольбертами. Эти разнообразные конструкции помогают удерживать холст в вертикальном положении – таким образом чтобы наши глазки на него смотрели ровно, прямо. Ну почти ровно. Под небольшим уклоном.
Так вот в домашних условиях можно использовать обычный стол, только холст ставим вертикально, опираем его верхним краем о стену, например, или на стопку тяжёлых книг… и конечно под нижний край кладем плоский предмет как стопор.
Одна начинающая художница, а её было далеко за 60, использовала обычный стул. Садилась на маленький складной и работала.
Главное – желание! На выручку к нам приходят лёгкие, телескопические, не очень дорогие металлические треноги! Очень удобная конструкция с перекладиной и прищепкой сверху!
Тренога «лёгким движением руки» разбирается и складывается, в сложенном виде занимает мало места. Некоторые студенты и художники берут её с собой на природу писать этюды. У треноги есть чехольчик с ручкой для переноски. Единственный недостаток такой утончённой, облегчённой конструкции на плэнере – её «боязнь» ветра: постоянно падает на землю если ветер начинает шалить в парусе холста. «Лечу это я лечу…» У некоторых моделей есть крючок на распорке – видимо, чтобы кирпич повесить. Или пакетик с красками. Чтоб далеко не улетела.
Если у вас есть своя мастерская или лишняя свободная комната, то выбор мольберта становится прост. Чаще всего начинающий живописец сидит у себя в комнате, в уголочке, или на кухне, где не очень-то развернёшься. Тренога-выручалочка умудряется и дома падать. А так хочется стабильности.
Вот такую классную стабильность я получила, когда купила себе мольберт на четырёх ножках. Было это в Китае. Я жила в совсем маленькой комнате. Картины часто заказывали большие до 120 см. Холст размером 100*120 тренога просто не выдерживала и всё время пыталась рухнуть.
Четырёхножка была не складной, зато по устойчивости, высоте и цене вполне меня радовала. Сейчас я использую «палки» под названием Лира – просто жуть. Сами ноги красивые, не плохие – вот болты полный трешь! Чтобы приподнять подставку мне надо его выкрутить – но он с ровной гладкой шляпкой и легко проворачивается.

Если бы в шляпке была риска – прорезь, то с помощью отвертки легко придержала и ослабила, подняла на требуемую высоту и зафиксировала. Но увы… Да надо поискать в магазине такой мебельный болт или с шестигранником – хоть уцепиться за что будет! Ещё идея просверлить дырочки на разном расстоянии по высоте ножек, переставляя как у снаряда в тренажёрном зале «гвоздики» «повышаем вес», ой, высоту и удобство!
Этюдники – это такие деревянные ящички с алюминиевыми ножками. Довелось мне поработать за таким сооружением на хлипких ножках.
Как-то в Харбине я была на выставке со знакомым художником. Он привёз пару этюдников и поделился со мной. Ящик открывается пополам – верхняя часть – это подставка для холста нижняя – для красок.
Представьте себе, что перед вами стоит столик сантиметров 45-50 и вы через него тянетесь к холсту. На «столике» лежит палитра со свежевыдавленными красочками. Вы в таком лёгком наклоне со сгибом в пояснице что-то пишете часа эдак три или шесть. Да, вы поняли, моя спина просто разламывалась – это ничего не сказать. Болели руки, устали ноги.
Удовольствие ещё то! Тут нас выручают прогрессивные производители, видимо сами когда-то пользовались этими ящиками! Они «вывернули на изнанку» конструкцию, облегчили её вес, хотя не очень. Теперь перед вами наклонная верхняя часть, а низ с тюбиками можно двигать туда-сюда, как выдвижной ящик у письменного стола.
На самом деле видов этих странных атрибутов художнической «настоящности» сейчас хоть пруд пруди – правда дорогое удовольствие. На мой взгляд все же больше для «понтов», чем для удобства, приятного рисования и целесообразности. Таскать – тяжело, стоит – не устойчиво, да, не взлетает, но ноги подкашиваются, бывает ломаются.
Мы не представляем Боярского без шляпы, так художник на пленэре без этюдника – совсем не художник, даже если в шляпе, то явно не Боярский. Выбор за вами!
Поплакалась и плавно переходим к подготовке рабочего места, задержимся на жидкостях!

РАЗБАВИТЕЛИ/ РАСТВОРИТЕЛИ/ СИККАТИВЫ И ЛАКИ

Жидкости! Куда без них? Акварель, акрил – это водорастворимые краски, а вот масляные – это маслорастворимые. Но масла будет маловато! Не по литрам, а по компании. Точнее в современных красках масла слишком много. Чтобы нам было удобно писать довольно густой субстанцией мы добавляем растворитель. Раньше использовали скипидар. Нам и здесь крупно повезло. В магазинах продают разбавители без запаха, слабопахнущие.
Я не покупаю их, дело не в цене, а в привычке и ощущении. Пользуюсь обычным уайт-спиритом, добавляю только сиккатив китайского производства. Даже маслица не подливаю, если раз в пятилетку.
Разбавители помогают создать удобную консистенцию для нанесения на холст и испаряясь дают эффект более быстрого высыхания слоёв.
Вещь полезная и важная при задаче: хочу быстрее завершить всю картину целиком – сиккативы. Но всё разно – масляная живопись – это не быстро и не на один-два дня.
Лаки нам нужны в процессе работы – как один из компонентов тройника, если надо освежить слой, для лучшего межслойного сцепления краски, если мы забыли картину на пару месяцев/лет, и, конечно, для покрытия уже готовой работы! Финишное покрытие производится по своим правилам, которые тоже меняются. Не только потому что время такое, технологии, это раз, краски более химического состава, им не надо «долго ферментироваться», высыхать.
Много зависит от густоты нанесения красок на холст. Если вы пишите в технике «лессировки», тоненькими слоями, жиденькими красочками или сильно разбавленными – то они сохнут «пока вы кисть несете от палитры до холста» (шутка, конечно). Если в вашем разбавителе нет масла, а есть лак и/или сиккатив, в помещении достаточно сухо и тепло, то слой высыхает за день, то и быстрее.
Более подробно про лаки вы можете посмотреть на просторах интернета. Для простоты используйте художественный акриловый, акрил-фисташковый или даммарный лак.

ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО МЕСТА

Вы же не желаете испачкать всю квартиру и одежу красивыми, яркими, но не нужными пятнами? Или обляпаться лаком с ног до головы?
Всё зависит от обстоятельств. Исходные данные и от них пляшем.
Как подготовлено место у меня.
Я живу на съёмной квартире. Моя комната около 12 кв метров, пишу я прямо в комнате. На пол постелила старый баннер. Мольберт укрыла упаковочной плёнкой – не люблю грязные мольберты. По началу пятнышки милые, но со временем они превращаются в грязно-серую массу. Мне проще изначально оберегать мольберт от пачкулек.
На тумбочке куда я ставлю баночки и кладу палитру – полиэтиленовая пленка.
Перед началом работы беру небольшой пакетик для использованной бумаги. Бумага вместо ветошки. В связи с тем, что у меня нет столько ненужных старых тряпочек, хранить мне их негде, я покупаю самую дешёвую, обычный серый туалетный рулончик.
Как-то моя кошка прошлась по палитре и измазалась в бардовой краске. Я потом отмывала кошку влажными салфетками. Поэтому после окончания работы я убираю палитру повыше, куда моя коша не прыгает.
Ставлю мольберт поближе к дивану и работаю. Когда ты весь в работе, в потоке, то не замечаешь, как бежит время, есть не хочешь, да и в туалет бежишь, когда начинает чуть ли из ушей литься.
Окна у меня выходят на восток, самый солнечный свет с утра и до 14 часов, плюс/минус пару часов в разное время года. Когда на улице совсем пасмурно я даже не сажусь за работу. Можно включать разного рода лампы и светильники – их сейчас легко купить, но это уже искусственное освещение и цвета на холсте могут показаться других оттенков. Чтобы не подгонять туда-суда цвет и, если не срочная работа я жду естественного света. Да, у нас в Приморье зимой солнечных дней больше. А кто живет севернее – лампы вам в помощь!
Некоторые художники считают, что возле мольберта надо обязательно стоять. Да, это удобно и целесообразно если у вас большой холст, а сам мольберт высокий и большой. Так кто вам запретит сидеть на попе ровно? После 5-8 часов за работой попа, конечно, слегка квадратная – судьба у неё такая. Вам надо зарабатывать вебе варикоз и другие неприятности ногам? «Дурная голова ногам покоя не даёт?» Делайте так как удобно и комфортно ВАМ! Если у вас настольный мольберт – какой смысл стоять возле него стоя? Выбор, как всегда, за вами и вашими частями тела!
Вывод по освещению такой: есть возможность писать в те часы, когда естественное освещение – наслаждайтесь ими! Ваша картина от вас не убежит! От процесса вы должны получать удовольствие, а не больные глаза или отваливающиеся ноги и спину.
Всегда исходите из того, что лично для вас, вашего самочувствия, настроения, желания важно и комфортно. Ведь искусство живописи – это тонкие энергии. Вот вы, что думаете, когда смотрите на картины в музеях и галереях? Смотрите на них и чувствуете энергию, она от картин идет по-разному совершенно неповторимо. Кто вложил эту энергию в простой кусок ткани загрунтованном и выкрашенном?
Любая картина – несёт, отражает в себе энергию своего создателя. С каким настроением её писал художник, не важно – каляки-маляки там непонятные или лесной бор, вы чувствуете именно то, что энергетически туда вложил человек державший кисть. Именно в этом секрет, который нам позволяет получать от одних и тех же картин разными людьми совершенно непохожие эмоции. Каждый с резонирует по-своему. Поэтому важно смелую фразу: «Я художник, я так вижу!» слегка модернизировать: «Я художник! Я так чувствую!».
Хотите своим близким подарить радость – так изобразите её в вашем букете! Хотите нежность – вложите её в облака и море! Пишите на позитивных эмоциях, и вы услышите, что от вашего кривого горшочка с повядшими подсолнухами все в диком восторге и умилении!

Это было лёгкое лирическое отступление и дальше нас ждут интересные открытия, нюансы и секретные ингредиенты!

Глава 2: Техники рисования маслом

«Подумаешь – кисточкой махать! Я так тож могу!»
Да не вопрос – бери и делай! Но что-то «воз и ныне там»? Хоть одну картину нарисовал этот гражданин, который берёт и обесценивает всё и вся, себя в первую очередь?!
Когда писать начнём? Да вот уже. Кисти, краски, холсты и другие уже с нетерпением ждут своего часа. Позвольте ещё чуть-чуть важных теорий.

Основные техники: лессировка, импасто, гризайль

Давайте рассмотрим основные техники живописи: лессировку, импасто и гризайли.

Лессировка – это техника живописи, при которой прозрачные слои краски накладываются друг на друга. Каждый слой добавляет глубину и сложность цвету, создавая эффект светотени.

Пример: Эта техника часто используется в акварельной живописи и масляной живописи. В картинах старых мастеров, таких как Рембрандт, можно увидеть, как тонкие слои краски создают богатые оттенки кожи и сложные цветовые переходы.

Как это работает:
Наносится первый слой краски, который должен быть полупрозрачным. На тюбиках есть специальное обозначение: «белый квадратик». Такие краски называют лессировочными или прозрачными.
После высыхания добавляется следующий слой, который может быть другого цвета или оттенка.
Повторяя этот процесс, художник может добиться глубоких и насыщенных цветовых эффектов. Таким способом пишутся фрукты, которые как-бы светятся изнутри, прозрачные виноградины и бархатные персики.

Импасто – это техника, при которой краска наносится на холст густыми слоями, создавая текстурные выпуклости и рельеф.

Объем и текстура:
Импасто создает яркие и выразительные текстурные элементы, которые могут сделать картину более динамичной.

Выражение эмоций:
Густая краска может передать эмоциональную насыщенность и энергетику художника.

Пример: В работах Винсента Ван Гога, например в «Звездной ночи», можно увидеть яркие, объемные мазки, которые придают картине динамику и движение.

Кисти для пастозной живописи маслом могут быть различных размеров (от самых маленьких 1-2 мм в ширину, до самых больших 18-20 мм и дальше). В пастозной живописи работают мазком, при этом преимущественно выбирают плоские кисти, иногда, когда нужна тонкая проработка деталей или декорирующий мазок берут круглую кисть.

Как это работает:
Художник использует мастихин или кисть, чтобы наносить краску толстыми слоями.
Это создает текстуру и позволяет свету отражаться от поверхности, придавая картине объем.
Импасто может использоваться как для создания фона, так и для выделения деталей.

Гризайли
– это техника живописи, при которой картина выполняется в одном цвете (обычно сером или коричневом), имитируя скульптурный рельеф. Эта техника часто используется для создания монохромных работ и подмалевков.

Пример: Многие художники эпохи Ренессанса использовали гризайли для создания подложек перед нанесением цветных слоев. Например, работы Боттичелли демонстрируют использование этой техники в своих ранних эскизах.

Как это работает:
Художник создает изображение с помощью одного цвета, используя различные оттенки для передачи света и тени.
После завершения гризайли могут добавляться цветные слои, которые подчеркивают объем и детали.
Эта техника помогает создать четкую структуру и композицию перед добавлением цвета.

Каждая из этих техник имеет свои уникальные особенности и может использоваться для достижения различных эффектов в живописи. Они позволяют художникам экспериментировать с цветом, текстурой и светом, создавая выразительные и запоминающиеся произведения искусства.
Каким способом работать – подскажет ваша задумка, то, что вы решили изобразить. Эти техники подходят людям с различным темпераментом, характером, потребностью самовыражения. Кому-то захочется выплеснуть свои накопившиеся эмоции широкими мазками мастихина, а кому-то надо сосредоточится, расслабиться в релаксирующей техники лессировок. Именно здесь прячется арт-терапия: «Ну и что цветочки-пестики-фиалочки – скуууу-Шно! Вы гляньте как экспрессивно накиданы огромные лепестки маков!» Вот и пошла энергия! Эээ-х, горы так и сверну!
Ой какая милота! Сердцу вдруг стало так спокойно, на душе светло от этих тонких травинок и бабочек на солнечной поляночке.
Не верите? Правильно! Попробуйте – и сами тогда определите, что вам по душе.

Добавлю к основным «классическим» ещё интересные техники:

Сухая кисть
Эта техника подразумевает использование почти сухой кисти для создания текстуры и легких мазков.

Как делать:
Выбираем для использования жесткую кисть с коротким ворсом.

Нанесение краски:
Наберите немного краски на кисть и вытрите излишки о палитру или бумажное полотенце. Затем легкими движениями проведите по холсту.

Эффекты: Эта техника отлично подходит для создания текстуры, например, на траве или шерсти животных.

Легкость в работе:
Сухая кисть дает возможность работать с краской более контролируемо, создавая легкие и прозрачные мазки.

Градиент
Градиент – это плавный переход между цветами или оттенками.
Для чего это нужно?

Плавные переходы:
Градиенты позволяют создавать гармоничные переходы между цветами, что делает картину более естественной.

Создание атмосферы:
Плавные переходы помогают передать атмосферу и настроение картины.

Как делать?
Смешивание цветов:
На палитре смешайте два цвета, чтобы получить промежуточный тон.

Нанесение:
Наносите краску на холст, начиная с одного цвета и постепенно добавляя другой, чтобы создать плавный переход.

Работа с влажной краской:
Чтобы добиться мягкости перехода, работайте с влажными слоями.

Смесь мокрым по мокрому
Что это?
Эта техника включает нанесение нового слоя краски на еще влажный, что позволяет цветам смешиваться прямо на холсте.

Для чего это нужно?

Смешивание цветов на холсте:
Эта техника позволяет создавать мягкие и плавные переходы между цветами, что особенно полезно в пейзажах и портретах.

Естественность:
Она помогает добиться более естественных результатов, так как цвета смешиваются непосредственно на поверхности.

Как делать?
Нанесение первого слоя:
Начните с нанесения первого слоя краски.

Добавление нового слоя:
Пока первый слой еще влажный, добавьте новый цвет и используйте кисть для смешивания.

Использование мастихина
Мастихин – это инструмент, который позволяет создавать текстуру и смешивать цвета, с ним мы уже знакомились выше, вдруг вы забыли как им пользоваться и для чего?.

Как делать?

Выбор мастихина:
Выберите мастихин с удобной для вас формой и под вашу задумку, а иногда просто чтобы был, в хозяйстве пригодится однозначно! .

Нанесение краски:
Используйте мастихин для нанесения густой краски на холст. Можно также использовать его для создания линий и текстур.

Смешивание цветов:
Мастихин можно использовать для смешивания цветов прямо на холсте, создавая интересные эффекты.

Приступаем! Начинаем создавать картину! У нас уже есть некоторые теоретические знания и нам нужна практика!

С чего же мы начинаем?

Грунтование
Что это? Для чего? Необязательное действие, больше для развития кругозора.
Иногда фабричное покрытие холста художника не устраивает. Или он берёт ткань двунитку или лён и сам натягивает холст на подрамник, то приходится наносить грунт, чтобы холст стал белым. Вам на первых шагах это не критично, но мы же договорились раскрывать все таинства создания вашего шедевра?
Грунтование – это процесс подготовки поверхности для живописи. Он помогает улучшить сцепление красок с холстом и предотвращает их впитывание.

Как это делать в домашних условиях?

Выбор грунта:
Для масляной живописи лучше использовать специальный художественный акриловый грунт. Он создает гладкую поверхность и защищает холст. Продаётся в художественных магазинах.

Нанесение:
С помощью широкой кисти или валика равномерно нанесите грунт на холст. Дайте высохнуть согласно инструкции на упаковке (обычно 24 часа).

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/esya-dzhinn/kak-nachat-legko-pisat-kartiny-maslom-v-lubom-vozraste-ot-18-d-72037795/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Как начать легко писать картины маслом в любом возрасте от 18 до 100 Ёся Джинн

Ёся Джинн

Тип: электронная книга

Жанр: Саморазвитие, личностный рост

Язык: на русском языке

Стоимость: 229.00 ₽

Издательство: Автор

Дата публикации: 28.05.2025

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Это не самоучитель! Это ваш личный путеводитель в мир живописи, который вдохновит и раскроет творческий потенциал каждого, независимо от возраста и уровня подготовки. Эта книга предлагает уникальный подход к освоению масляной живописи, сочетая простые техники, доступные материалы и увлекательные упражнения.