800 000 книг, аудиокниг и подкастов

Реклама. ООО ЛИТРЕС, ИНН 7719571260, erid: 2VfnxyNkZrY

Философия Маклера

Философия Маклера
Александр Германович Маклер
В своей работе автор предлагает выйти за пределы привычного философского мира и поделиться своими размышлениями о нём.
Окружающий нас мир или его свойства, которые мы можем воспринимать, – это бытие. Мы осознаём его благодаря нашему разуму и сознанию.
Если рассматривать бытие с точки зрения логики, то можно сказать, что это субъект. Одним из первых учёных, кто изучал учение о бытии, был Платон. С тех пор мир претерпел значительные изменения, но основы философии остались прежними.

Александр Маклер
Философия Маклера

Глава 1

Генезис философской мысли
В этой главе представлен сравнительный анализ научных исследований, посвященных этическим и нравственным вопросам, на примере дискуссии между славянофилами и западниками.
Цель исследования – изучить процесс зарождения и развития научных споров в контексте развития науки в России. В ходе работы рассматриваются различные методы познания, которые отражают различные дискуссионные направления в культуре и философии.
В последние два столетия наука претерпела значительные изменения. Она разделилась на множество направлений, и с каждым новым столетием ученые делают открытия, начинают новые исследования и развивают новые подходы. Все научные изыскания проходят строгую проверку и декларируются в соответствии с научными стандартами, что обеспечивает их тщательный отбор.
С развитием механицизма в XVII веке мир, описанный Аристотелем, стал терять свою целостность и мифологическое мировоззрение. Социальные аспекты начали стремительно меняться, а ученые того времени сосредоточились на развитии точных наук, таких как математика, физика, химия и другие прикладные дисциплины. Современный мир остался прежним, но подходы к его изучению изменились.
Обзор исследований в области культуры и общества показывает, что многие вопросы бытия остаются проблематичными, включая интерпретацию бытия на уровне априорных форм познания человеком окружающего мира.
В начале повестования раскрываются ключевые условия развития дискуссий. Определяются основные понятия, исследуемые в данной области, и раскрываются этапы становления противоборствующих сторон.
Содержательная часть представляет собой сравнительный анализ различных идей, парадигм и теоретических знаний. Сравниваются методы познания, раскрываются их мотивы, связанные с полемикой и культурным развитием.
На основе проведенных исследований и анализа автор делает выводы по полному обзору дискуссий. В заключительной части научного исследования предлагаются выводы о целесообразности пересмотра преемственности философии и развития старых идей до современных представлений о картине бытия.
В XIX веке в России велись активные философские дискуссии между славянофилами и западниками, которые оказали заметное влияние на формирование культурного наследия современности. Этот конфликт можно условно разделить на два этапа:
1. Формирование противоположных идеальных моделей.
2. Трансформация и систематизация моделей общественного развития в единую систему.
Противоположные взгляды на историческое развитие России привели к появлению новой формы дискурса. Однако различия между этими этапами были лишь поверхностными и не имели существенного значения. Многие ученые считают, что спор между западниками и славянофилами негативно сказался на восприятии истории России.
Мир можно разделить на две большие части: Восточную и Западную культуру, которые существенно отличаются друг от друга. Они имеют разные этапы развития, ценностные ориентации и мировоззренческие установки.
– Западная культура – это культурная общность, которая существует с эпохи Древней Греции до наших дней. Она основана на типологической близости социальных норм, обычаев, ценностей и т.д. В состав этой культуры входят европейские страны и американская культура.
– Восточная культура – ее истоки можно найти в Древней Индии, Древнем Китае, Вавилоне и Древнем Египте. В отличие от западной, восточная культура имеет более пассивное отношение к миру. Активное же внимание направлено в основном на свой внутренний мир, а также на соблюдение традиций, ценностей и норм предков.
Западная культура прошла долгий путь развития, начиная с античных времён. Древние греки разделили культуру на три эстетические категории, которые носили философский характер:
– Красота – это упорядоченность, ясность и цельность в разнообразии.
– Мера – это свойства, черты и отличительные особенности, которые свидетельствуют о совершенстве.
– Гармония – это единство человека, общества и природы, которое находит своё выражение в искусстве, обычаях и повседневной жизни.
Древний Рим многое заимствовал из греческой культуры, но выражал его в более холодных оттенках миропонимания. Они изменили мифотворчество и принципы гармонии на принципы силы, суровости бытия и коллективные заслуги, игнорируя личностные достижения.
Средневековье делится на периоды варварства, тёмные века (эпоха Просвещения) и Возрождения. В те времена западная культура была тесно связана с религиозными догмами, а также с развитием науки и искусства. Она делилась на три культуры:
– Народная культура – это совокупность обычаев, традиций, песен, танцев и баллад, которые передаются из поколения в поколение.
– Смеховая культура – это мир сказок, мифов и других вымышленных персонажей.
– Христианская культура – это религиозные учения и догматы.
Эпоха Возрождения стала переходом на новый этап развития культуры. Она возрождала наследие античности, где человека рассматривали как разумного, свободного и самостоятельного индивида, свободного от строгих религиозных норм. В это время искусство отделяется от церкви и становится самостоятельным, появляется гуманистическое миропонимание, что повлияло на становление гуманизма, смену ценностей и идеологии. Гуманисты начали выступать против религии, ставя человека выше Бога и утверждая, что он сам является творцом.
Восточная культура развивалась медленно по сравнению с западной. Она не меняла традиции, виды деятельности и цели. В ней господствует деспотизм, развитое чувство долга и неприменимость западных принципов. Восточная культура стремится не к власти над природой, а к слиянию с ней.
В восточной культуре мир воспринимается как единое целое, а человек – как его составляющая. В западной же культуре человек считается венцом творения.
Российская культура сочетает в себе качества, противоположные восточной и западной. Однако до сих пор идут споры о её сущности. Некоторые считают, что Россия имеет восточно-западное государство. Представители западной культуры утверждают, что Россия идёт по азиатскому пути развития, а другие эксперты уверены, что её развитие направлено в западноевропейскую сторону.
Наука ещё долго будет рассматривать российскую культуру через призму дуальности, не замечая интеграцию материального и духовного становления русского народа, которое представляет собой отдельное направление. До сих пор в ней сохраняется объективная зашоренность и узость взглядов.
С древних времён российская культура несла в себе идею равенства людей, что не совпадало с другими традиционными взглядами. Это создавало субъективность мировоззрений и игнорирование объективной точки зрения.
Начало российской культуры берёт своё начало с языческих культур, которые объединяют огромное количество славянских народов. Согласно историческим данным, славяне относятся к индоевропейской языковой среде. Самостоятельное формирование народа началось с II века до н.э. до V века н.э. В это время началось освоение территории, культуры и собственного языка. Через несколько веков интеграции они начали разделяться на другие культурные и языковые ветви: восточные славяне, украинцы и белорусы.
На мировоззрение восточных славян, предков русских, сильно повлияла окружающая среда: земледелие, смена зимних температур, разнообразие природных ресурсов (лесные массивы, обширные полевые и степные пространства, а также реки и озёра). Природа вносила в жизнь славян двойственность: она была как спасением и кормилицей, так и убийцей и голодом. Леса защищали их от одной опасности, но таили в себе диких зверей, которые могли разорвать и убить. Поля служили для выращивания различных культур, но засуха могла погубить весь урожай. Степи же таили опасности, откуда приходили недружелюбные соседи.
Уклад жизни восточных славян не только укреплял их дух, но и способствовал формированию самобытной культуры. Религиозные верования развивались на протяжении веков – от поклонения силам природы и языческих идолов до принятия христианства.
Духовные потребности славян находили отражение в различных формах творчества, которые выражались в скульптуре, памятниках, живописи, сооружениях и многочисленных строениях. Нематериальные формы включали традиции, сказания, былины, сказки, а также политические, экономические и юридические формы управления народом.
Под влиянием западной культуры и принятия христианства восточные славяне не стали полностью копировать обряды, законы и культурные особенности христианства, а создали свое православное направление с уникальными обычаями.
В древнерусском искусстве заметно влияние византийских традиций, которые проявлялись главным образом в религиозной атрибутике и обогащении языка.
Основные этапы развития русской культуры:
– XIII век – период упадка русской культуры, один из самых трагических моментов в истории страны. Причиной упадка стало татарское нашествие, что, однако, привело к новому витку интеграции культур.
– XIV век – эпоха подъема российской культуры, восстановления патриотизма и развития зодчества и искусства в целом. В этот период появились знаменитые произведения литературы, такие как «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», а также летописи, сказания и религиозная литература и живопись. Выдающиеся иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев внесли значительный вклад в развитие русской культуры.
– XV век  – время внутренних междоусобиц и феодальных войн, когда закладывались основы архитектурного наследия.
– XVI век – формирование идеи о Москве как о третьем Риме. Завершилось строительство московского Кремля, который стал центром притяжения для архитектурных ансамблей в других городах страны. Московский Кремль состоял из Соборной площади, соборов (Успенский, Архангельский, Благовещенский), Грановитой палаты, колокольни Ивана Великого, а также кремлевских стен и башен. В этот период началось издание первых печатных книг.
– XVII век – еще один переломный момент. Восстания против государства (С. Разин, И. Болотников), раскол церкви (патриарх Никон), развитие науки и светской публицистики, а также появление театра и балета.
– XVIII век – Россия становится империей, осуществляются реформы Петра I, открывается «окно в Европу». Светская культура распространяется, появляются новые отрасли: наука, театр, портретная живопись, поэзия и журналистика. Открывается Московский университет (МГУ), что знаменует новый этап в развитии образовательной области.
В конце XVIII века проблема самостоятельного культурного развития с признаками национальности приобрела характер консерватизма и стала вопросом качественных изменений. Славянофилы способствовали самостоятельному оригинальному развитию, в то время как западники имели подражательные позиции.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/aleksandr-germanovich-makler/filosofiya-maklera-71731672/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Философия Маклера Александр Маклер

Александр Маклер

Тип: электронная книга

Жанр: Философия и логика

Язык: на русском языке

Стоимость: 399.00 ₽

Издательство: Автор

Дата публикации: 05.03.2025

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: В своей работе автор предлагает выйти за пределы привычного философского мира и поделиться своими размышлениями о нём.