Психотерапия созависимости

Психотерапия созависимости
Дарья Владимировна Стрекалина
Эта книга – ценный путеводитель для всех, кто сталкивается с созависимыми отношениями, будь то в личной жизни, семье или на работе.В книге Вы найдете:Объяснение механизма созависимости: как она возникает и почему становится ловушкой.Практические методы терапии, включая работу с внутренними травмами, развитие здоровых границ и повышение самооценки.Упражнения для самостоятельной работы над собой.

Психотерапия созависимости

Дарья Владимировна Стрекалина

© Дарья Владимировна Стрекалина, 2025

ISBN 978-5-0065-2320-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Психологическая созависимость: определение и проявления

Психологическая созависимость – это состояние, при котором человек чрезмерно вовлечён в жизнь другого человека, его проблемы и эмоции, зачастую в ущерб собственным потребностям и благополучию. Созависимость проявляется в стремлении контролировать, помогать или спасать другого человека, что может приводить к утрате личных границ и снижению качества жизни.
Созависимость часто встречается в отношениях, где один из партнёров страдает зависимостью (например, алкоголизмом, наркоманией), эмоциональными или психологическими трудностями. Однако она также может проявляться в дружбе, семейных отношениях или профессиональной деятельности.

Ключевые признаки созависимости
Созависимость проявляется на уровне поведения, эмоций и отношений.

Основные признаки:
• Чрезмерная опека и забота
Постоянное желание решать чужие проблемы, даже если помощь не была запрошена. Стремление «спасать» другого человека от последствий его действий, часто в ущерб себе.
• Контроль и вмешательство
Попытки контролировать жизнь близкого человека (например, привычки, решения, круг общения). Неспособность позволить другому человеку столкнуться с естественными последствиями своих поступков.
• Игнорирование собственных потребностей
Отказ от своих целей, интересов и желаний ради другого. Сложности в определении собственных границ и защите своих прав.
• Эмоциональная зависимость
Постоянное стремление заслужить одобрение, признание или благодарность. Чувство тревоги, вины или страха, если партнёр или близкий человек недоволен.
• Потеря самоидентификации
Ослабление осознания своей личности, интересов и ценностей. Построение своей жизни исключительно вокруг нужд другого человека.
• Низкая самооценка
Частое чувство «недостаточности» без подтверждения собственной значимости через помощь другим. Ощущение, что личная ценность зависит от выполнения роли спасателя или помощника.

Причины формирования созависимости
Созависимость формируется под влиянием различных факторов, часто уходящих корнями в детство:
• Семейные особенности воспитания
Родители, которые чрезмерно требовательны, критикуют или ставят на первое место свои интересы. Жизнь в семье с зависимым или эмоционально нестабильным родственником.
• Травматический опыт
Пережитые эмоциональные, физические или сексуальные травмы. Чувство ответственности за благополучие других, возникшее как способ самозащиты.
• Социальные установки
Воспитание, где подчёркивается важность жертвенности, отказа от себя ради других. Социальное давление, формирующее чувство вины за отказ помочь близким.

Созависимость в разных типах отношений
• В романтических отношениях
Один из партнёров испытывает патологическую потребность «спасать» другого, особенно если тот страдает зависимостью, психологическими или эмоциональными проблемами. Постоянное стремление сглаживать конфликты, подавляя собственные эмоции.
• В семейных отношениях
Родители, которые чрезмерно опекают своих детей, лишая их самостоятельности. Дети, которые берут на себя роль «спасателя» для зависимого родителя.
• В профессиональной деятельности
Чрезмерное вовлечение в проблемы коллег или подчинённых. Стремление брать на себя ответственность за чужие ошибки или задачи.
• В дружбе
Постоянное выполнение роли «помощника» или «утешителя», даже если это вредит своим интересам.

Последствия созависимости
• Эмоциональное истощение
Постоянное погружение в проблемы других людей истощает внутренние ресурсы.
• Ухудшение физического и психического здоровья
Хронический стресс, тревога, депрессия, психосоматические заболевания.
• Разрушение личных границ
Созависимый человек не способен отстаивать свои интересы, что часто приводит к чувству обиды и подавленности.
• Зависимость от чужого одобрения
Ощущение собственной ценности становится напрямую связано с благодарностью или признанием других.
• Проблемы в отношениях
Нездоровая динамика отношений, где один человек берет на себя всю ответственность, а другой – роль пассивного получателя помощи.

Как справиться с созависимостью
• Признание проблемы
Первый шаг – осознать наличие созависимости и её влияние на жизнь.
• Работа с личными границами
Учиться говорить «нет» и отказываться от ролей, которые вредят собственным интересам.
• Обращение за профессиональной помощью
Индивидуальная или групповая психотерапия помогает выявить корни проблемы и изменить поведение.
• Развитие самооценки
Фокус на собственных интересах, хобби и целях. Поддержка здорового уровня самоценности.
• Практика самостоятельности
Позволять другим людям нести ответственность за свои поступки и решения. Укреплять уверенность в том, что помощь не всегда обязательна.
• Работа над эмоциональной независимостью
Учиться находить радость и удовлетворение в своей жизни, а не через одобрение окружающих.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) при созависимости

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является эффективным подходом в работе с созависимостью, поскольку позволяет изменить деструктивные мыслительные и поведенческие паттерны, которые поддерживают проблему. Основная цель КПТ при созависимости – помочь человеку осознать и трансформировать иррациональные убеждения, научиться защищать свои границы и строить здоровые отношения.

Цели КПТ при созависимости
• Осознание созависимых мыслей и поведения
Идентификация шаблонов, которые приводят к самопожертвованию и эмоциональной зависимости.
• Изменение деструктивных убеждений
Замена иррациональных установок на конструктивные и поддерживающие.
• Формирование новых навыков
Развитие умений для построения равноправных и здоровых отношений.
• Снижение тревожности и вины
Работа с негативными эмоциями, связанными с отказом от созависимого поведения.
• Повышение самооценки
Формирование уверенности в себе и своих потребностях.

Основные методы и техники КПТ
1. Когнитивная реструктуризация
Цель: Обнаружить и изменить иррациональные мысли и убеждения, которые поддерживают созависимость. Процесс: Клиент анализирует свои мысли и оценивает их на соответствие реальности. Вместо деструктивных убеждений формируются более здоровые установки. Примеры убеждений: «Я должен заботиться о других, иначе они меня не полюбят» ? «Моя ценность не зависит от того, сколько я делаю для других». «Я ответственен за счастье близких» ? «Каждый человек отвечает за своё счастье сам».
2. Работа с когнитивными искажениями
Цель: Выявить и переработать искажения мышления, такие как: Персонализация (например, «Если кто-то расстроен, это моя вина»). Чёрно-белое мышление («Либо я помогаю всем, либо меня никто не любит»). Катастрофизация («Если я откажу в помощи, случится что-то ужасное»). Техника: Ведение дневника автоматических мыслей. Анализ каждой мысли: «Какие доказательства подтверждают или опровергают эту мысль?»
3. Поведенческие эксперименты
Цель: Проверить и оспорить ограничивающие убеждения через реальный опыт. Процесс: Клиент выполняет задания, которые дают возможность увидеть, что его страхи или убеждения не оправдываются. Пример: Убеждение: «Если я скажу „нет“, меня перестанут уважать». Эксперимент: Один раз отказать в просьбе коллеги или друга и проанализировать, как это повлияет на отношения.
4. Навыки саморегуляции
Цель: Помочь клиенту справляться с тревогой, стыдом или чувством вины, которые часто сопровождают созависимость. Методы: Дыхательные техники (например, глубокое диафрагмальное дыхание). Прогрессивная мышечная релаксация для снижения физического напряжения. Техники майндфулнесс (осознанности), чтобы оставаться в настоящем моменте.
5. Поведенческая активация
Цель: Снизить концентрацию на проблемах других людей и переключить внимание на собственные потребности. Процесс: Клиент включает в свою жизнь действия, которые приносят радость и удовлетворение, такие как хобби, спорт, общение с друзьями. Пример: Вместо того чтобы помогать всем подряд, клиент планирует день, включающий заботу о себе: прогулку, чтение книги, отдых.
6. Формирование здоровых границ
Цель: Научить клиента устанавливать и защищать личные границы. Методы: Ролевая игра: отработка ситуаций, в которых клиент говорит «нет» или выражает свои потребности. Разработка конкретных сценариев поведения: «Как я могу отказать, сохраняя уважение к себе и к другому человеку?»
Осознание своего права на границы и отказ.
7. Укрепление самооценки
Цель: Повысить уверенность клиента в своей ценности и значимости. Методы: Ведение дневника достижений: фиксирование всех успехов, больших и малых. Техники аффирмаций: создание позитивных утверждений, которые клиент повторяет ежедневно (например, «Я имею право быть собой»). Анализ роли клиента в отношениях: выявление ситуаций, где он недооценивает свою значимость.
8. Управление конфликтами
Цель: Научить клиента решать конфликты конструктивно и без самопожертвования. Методы: Обучение ассертивному поведению: умению отстаивать свои интересы без агрессии. Ролевая игра для отработки сценариев сложных разговоров. Разбор прошлых конфликтов: что можно было сделать иначе?
9. Развитие независимости
Цель: Уменьшить зависимость клиента от одобрения других. Методы: Осознание своих желаний и потребностей. Упражнения на принятие решений самостоятельно, без оглядки на других. Анализ того, что приносит клиенту удовольствие вне отношений с другими людьми.
10. Работа с триггерами
Цель: Помочь клиенту осознавать и управлять ситуациями, которые вызывают созависимое поведение. Процесс: Идентификация триггеров (например, просьбы о помощи, чувство вины). Разработка альтернативных реакций: вместо немедленного согласия – пауза для оценки ситуации. Формирование новых привычек реагирования.

Основные этапы КПТ при созависимости
1. Психообразование
Обучение клиента пониманию концепции созависимости. Разбор таких понятий, как личные границы, эмоциональная независимость и взаимозависимость. Обсуждение связи между мыслями, эмоциями и поведением.
2. Идентификация дисфункциональных убеждений
Часто встречающиеся установки: «Если я не буду помогать, меня не будут любить». «Я ответственен за счастье других людей». «Мои потребности менее важны, чем потребности других».
3. Работа с иррациональными мыслями
Используются техники когнитивной реструктуризации: Выявление автоматических мыслей в созависимых ситуациях. Анализ их правдивости и полезности. Замена деструктивных мыслей на более рациональные.
Пример: Деструктивная мысль: «Если я скажу „нет“, меня будут считать плохим человеком». Рациональная мысль: «Отказ от лишней ответственности – это нормально и помогает мне сохранять баланс».
4. Изучение личных границ
Выяснение, где и как границы нарушаются в отношениях. Обучение навыкам их установления и защиты: Упражнение «Сценарии отказа»: клиент учится мягко, но уверенно говорить «нет». Создание списка своих потребностей и приоритетов.
5. Формирование новых моделей поведения
Замена спасательства на поддержание здоровой автономии. Упражнение «Тренировка уверенного поведения»: ролевые игры, в которых клиент отрабатывает навыки конструктивного общения.
7. Работа с эмоциями
Упражнение «Дневник эмоций» для отслеживания тревоги, вины или страха, связанных с отказом от созависимого поведения. Обучение методам регуляции эмоций, таким как: Дыхательные техники. Практики осознанности (mindfulness).
8. Планирование сбалансированной жизни
Анализ жизненного баланса клиента с помощью таких техник, как: Упражнение «Колесо жизни», чтобы выявить сферы, где созависимость доминирует. Постановка целей, направленных на развитие личных интересов и автономии.

Примеры упражнений КПТ при созависимости
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) предлагает множество упражнений, которые помогают людям с созависимостью изменить свои мысли, эмоции и поведение. Ниже приведены примеры эффективных техник и заданий.

1. Упражнение «Дневник автоматических мыслей»
Цель: Осознание и коррекция деструктивных убеждений.
Задание: Клиент записывает ситуации, которые вызывают стресс, связанные с созависимым поведением. Пример: «Сестра попросила меня решить её проблему, но я уже устал». Записываются автоматические мысли: «Если я откажу, она обидится». «Я плохой человек, если не помогаю». Анализируются когнитивные искажения, такие как персонализация, катастрофизация или сверхобобщение. Клиент формирует альтернативные мысли: «Отказ не означает, что я плохой человек». «Сестра может справиться сама».
2. Упражнение «Круги ответственности»
Цель: Разграничить собственную ответственность и ответственность других людей.
Нарисовать три круга: Моя зона ответственности. Что я могу и должен контролировать (свои мысли, чувства, действия). Зона ответственности других. Что касается других людей (их эмоции, поведение, решения). Зона неконтролируемого. То, что никто не может изменить (погода, прошлое, реакции окружающих). Пример: Если партнёр злится, клиент учится понимать, что это эмоция другого человека и он за неё не отвечает.
3. Упражнение «Альтернативные реакции»
Цель: Тренировка новых моделей поведения.
Клиент описывает типичную созависимую ситуацию. Пример: «Муж снова опоздал домой, и я начинаю его контролировать, звонить, волноваться». Вместе с терапевтом анализируются: Автоматическая реакция (контроль, злость). Новая возможная реакция: «Я займусь своим делом, вместо того чтобы пытаться изменить его поведение». Клиент тренирует альтернативное поведение, фиксируя результаты.
4. Упражнение «Работа с чувством вины»
Цель: Избавление от чрезмерного чувства вины за отказ или несоответствие ожиданиям других.
Клиент анализирует: Мысль: «Я виноват, что отказал маме помочь». Когнитивное искажение: Сверхобобщение – «Если я отказал, значит, я плохой ребёнок». Формирование альтернативной мысли: «Мой отказ не означает, что я плохой человек. У меня есть право заботиться о себе». Терапевт предлагает клиенту отслеживать моменты, когда возникает чувство вины, и работать с ним через альтернативные убеждения.
5. Упражнение «Установление границ»
Цель: Тренировка навыков ассертивного поведения и защиты личных границ.
Шаг 1: Клиент идентифицирует ситуации, где его границы нарушаются. Пример: «Я не хочу выполнять работу коллеги, но соглашаюсь, чтобы не обидеть». Шаг 2: Разработка фраз для отказа: «Я не могу сейчас этим заняться». «Спасибо, что обратились, но у меня нет времени». Шаг 3: Ролевые игры с терапевтом, где клиент тренирует уверенный отказ.
6. Упражнение «Колесо жизни»
Цель: Помочь клиенту сбалансировать различные сферы жизни и снизить зацикленность на других людях.
Клиент рисует круг и делит его на сектора: работа, семья, личные интересы, здоровье, друзья, отдых и т. д. Оценивает, сколько времени и энергии он уделяет каждой области (от 0 до 10). Анализ: «Почему большинство энергии уходит на одного человека или сферу?»
Планирование: «Что я могу сделать, чтобы добавить баланса?»
7. Упражнение «Мои потребности»
Цель: Осознать собственные потребности, которые игнорируются из-за созависимого поведения.
Клиент отвечает на вопросы: Что мне важно для счастья?
Какие мои желания я откладываю из-за других?
Как я могу начать удовлетворять свои потребности прямо сейчас?
Формируется список конкретных действий: «Пойти на прогулку, записаться в спортзал, заняться творчеством».
8. Техника «Поведенческие эксперименты»
Цель: Проверка убеждений клиента через практический опыт.
Клиент выбирает убеждение: «Если я откажу, человек перестанет со мной общаться». Эксперимент: Клиент сознательно отказывает в небольшой просьбе. Пример: «Я не могу помочь тебе сегодня с покупками, у меня свои дела». Результат фиксируется: «Человек понял и не обиделся». Вывод: Убеждение оказывается ложным, и клиент учится уверенно отказывать.
9. Упражнение «Работа с катастрофическими мыслями»
Цель: Снижение тревожности, связанной с созависимым поведением.
Клиент записывает пугающие сценарии. Пример: «Если я откажу, меня будут ненавидеть». Анализ вероятности: Какова вероятность того, что это произойдёт?
Какие доказательства есть за и против?
Формирование сбалансированного сценария: «Даже если человек расстроится, это не значит, что он перестанет меня любить».
10. Техника «Майндфулнесс для эмоциональной регуляции»
Цель: Помочь клиенту справляться с сильными эмоциями, такими как вина, страх или тревога.
Клиент учится фокусироваться на текущем моменте, используя дыхательные техники: Глубокий вдох на 4 счёта, задержка дыхания на 4 счёта, выдох на 6 счётов. Осознание эмоций без осуждения: «Я чувствую вину, но это не означает, что я плохой человек. Это просто эмоция, которая пройдёт».
11. Упражнение «Ценности и приоритеты»
Цель: Помочь клиенту переориентироваться на собственные ценности.
Клиент составляет список того, что для него важно (здоровье, развитие, творчество, отдых). Анализируется, насколько эти ценности реализуются в жизни. Терапевт помогает клиенту перенаправить энергию на реализацию своих целей вместо постоянной концентрации на других людях.

Пример терапевтической сессии КПТ при созависимости
Терапевтическая сессия когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) при созависимости направлена на выявление и изменение деструктивных убеждений, эмоциональных реакций и поведенческих паттернов, поддерживающих созависимые отношения. Ниже представлен пример структуры и хода сессии.
1. Установление цели сессии
Терапевт: – Какую ситуацию или проблему вы хотите обсудить сегодня?
Клиент: – Вчера я поругалась с сестрой, потому что отказала ей в помощи. Теперь чувствую себя ужасно: мне кажется, что я плохая сестра, и она теперь не захочет общаться со мной.
Цель: Разобраться с чувством вины клиента, связанным с отказом, и исследовать, как эта ситуация отражает созависимые убеждения.
2. Исследование когнитивных убеждений
Терапевт: – Какие мысли у вас возникли в тот момент, когда вы отказали сестре?
Клиент: – Я подумала, что раз я не помогаю, то я эгоист. Если я не буду помогать ей, то она перестанет меня любить.
Терапевт: – Давайте запишем эти мысли. Например:
«Я эгоист, если не помогаю». «Если я откажу, она перестанет меня любить». – Теперь подумаем: есть ли доказательства, которые подтверждают эти мысли?
Клиент: – Ну, она всегда ждёт, что я помогу… Но она однажды говорила, что ценит мою поддержку.
Терапевт: – А есть ли ситуации, где вы ей отказывали, и это не разрушило ваши отношения?
Клиент: – Да, в прошлом году я не смогла помочь ей с переездом, но потом она сказала, что понимает.
Вывод: Клиент начинает замечать, что его мысли «Я эгоист» и «Она перестанет меня любить» – это когнитивные искажения (персонализация и катастрофизация).
3. Когнитивная реструктуризация
Терапевт: – Как вы думаете, могли бы быть альтернативные мысли в этой ситуации?
Клиент: – Может быть, что отказ – это нормально, если у меня свои дела. И, возможно, она поймёт, что я не могу всегда помогать.
Терапевт: – Отлично! Давайте запишем новую мысль:
«Я имею право отказывать, когда у меня нет ресурсов». «Отказ не делает меня плохим человеком».
Работа: Терапевт помогает клиенту проговорить и утвердить эти новые убеждения, сравнивая их с предыдущими автоматическими мыслями.
4. Поведенческий эксперимент
Терапевт: – Вы готовы попробовать новый подход в похожей ситуации? Например, если сестра снова попросит о помощи, что вы могли бы сделать?
Клиент: – Я скажу, что не могу сейчас помочь, но предложу другой способ, например, дать ей совет.
Терапевт: – Отличный план. Вы также можете наблюдать за её реакцией и записать, что почувствовали в этот момент.
Домашнее задание:
Клиенту предлагается в течение недели практиковать отказ с учётом собственных границ. Вести дневник: фиксировать свои мысли, чувства и поведение в подобных ситуациях.
5. Работа с эмоциями
Терапевт: – Какие чувства вы испытали после разговора с сестрой?
Клиент: – Чувство вины и страха.
Терапевт: – Что вы обычно делаете, чтобы справиться с такими эмоциями?
Клиент: – Я стараюсь больше помогать, чтобы компенсировать вину.
Терапевт: – Вместо этого давайте попробуем технику майндфулнесс. Закройте глаза, обратите внимание на своё дыхание. Позвольте чувству вины быть, но просто наблюдайте за ним, как за волной, которая приходит и уходит.
Результат: Клиент учится выдерживать негативные эмоции, не возвращаясь к созависимому поведению.
6. Подведение итогов сессии
Терапевт: – Что важного вы сегодня узнали?
Клиент: – Я поняла, что отказ не делает меня плохой сестрой. И что мои чувства вины – это не всегда правда, а иногда просто привычка думать так.
Терапевт: – Прекрасное осознание. Вы готовы попробовать новые подходы на практике?
Клиент: – Да, я буду стараться следить за своими мыслями и чувствами, а также уважать свои границы.
Результат сессии
Клиент осознал, что его когнитивные искажения (например, персонализация и катастрофизация) усиливают чувство вины. Сформированы новые убеждения, позволяющие устанавливать здоровые границы. Клиент получил практические инструменты (поведенческий эксперимент и майндфулнесс) для работы с эмоциями и поведенческими паттернами. Впервые началась работа над отказом от компенсаторного поведения (гиперопеки).
Эти изменения будут закрепляться в дальнейших сессиях с помощью анализа новых ситуаций, работы с эмоциями и поведенческой активации.

Результаты когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) при созависимости
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) при работе с созависимостью приводит к изменениям в мышлении, эмоциональном состоянии и поведении клиента, а также улучшает качество его отношений. Результаты терапии зависят от глубины созависимых паттернов и готовности клиента к изменениям, но в большинстве случаев терапия способствует значительному улучшению жизни.
1. Изменение когнитивных установок
Результат: Клиент осознаёт и изменяет деструктивные убеждения, которые поддерживали его созависимость. Пример: Убеждение «Я ответственен за счастье других людей» заменяется на «Каждый отвечает за своё собственное благополучие». Клиент начинает видеть разницу между поддержкой и чрезмерной жертвенностью.
2. Улучшение навыков установления границ
Результат: Клиент учится распознавать и защищать свои личные границы, что снижает его зависимость от чужих мнений и потребностей. Клиент перестаёт брать на себя чужую ответственность и начинает говорить «нет», не испытывая чувства вины. В отношениях формируется баланс: вместо одностороннего контроля или помощи появляется взаимное уважение.
3. Повышение самооценки
Результат: Работа над установками и поведенческими экспериментами помогает клиенту осознать свою ценность, независимую от одобрения окружающих. Клиент начинает ощущать себя полноценным, без необходимости постоянно заслуживать любовь и признание. Формируется уверенность в своих силах и способность принимать решения на основе собственных потребностей.
4. Снижение чувства вины и тревожности
Результат: Переработка деструктивных мыслей и работа с эмоциями помогают клиенту избавиться от чувства вины за отказ помочь другим и от чрезмерной тревожности за их благополучие. Клиент перестаёт испытывать сильный стресс, связанный с тем, что он не может «спасти» или «починить» другого человека.
5. Развитие эмоциональной независимости
Результат: Клиент перестаёт искать подтверждение своей значимости исключительно через одобрение или зависимость от других людей. Он начинает понимать свои эмоциональные потребности и удовлетворять их самостоятельно. В отношениях уменьшается контроль, гиперопека и чрезмерное вмешательство.
6. Улучшение коммуникативных навыков
Результат: Клиент учится выражать свои чувства, желания и потребности конструктивно. Появляется способность вести открытый диалог, избегая манипуляций и конфликтов. В общении снижается напряжение, формируется более глубокая и здоровая связь с другими людьми.
7. Повышение качества жизни
Результат: Клиент начинает уделять больше внимания своему физическому и эмоциональному благополучию. Время и энергия, которые раньше уходили на заботу о других, перераспределяются в пользу личных интересов, хобби и отдыха. Клиент начинает чувствовать себя счастливее и увереннее в своих решениях.
8. Изменение паттернов поведения
Результат: Осознание и изменение автоматических реакций позволяют клиенту: Перестать брать на себя чрезмерную ответственность за других. Сформировать здоровые привычки поведения, такие как равное распределение ответственности в отношениях. Отказаться от самопожертвования ради признания или любви.
9. Укрепление личной автономии
Результат: Клиент становится более самостоятельным в эмоциональном и социальном плане. Он перестаёт бояться одиночества и может принимать решения без оглядки на мнение других. В отношениях он больше не выступает в роли «спасателя» или «жертвы», а строит партнёрские и равноправные взаимодействия.
10. Устойчивость к рецидивам созависимости
Результат: Клиент развивает навыки, которые помогают ему справляться с провоцирующими ситуациями, не возвращаясь к созависимым паттернам. Он замечает «триггеры» (например, чувство вины, давление) и осознанно выбирает альтернативное поведение. Формируется способность противостоять эмоциональному шантажу и манипуляциям.

Гештальт-терапия при созависимости

Гештальт-терапия – это подход, который помогает клиентам осознать и интегрировать их эмоции, мысли и действия, а также улучшить способность воспринимать настоящее и взаимодействовать с окружающими. В контексте созависимости этот метод позволяет клиентам осознать свои чувства, потребности и границы, а также выявить скрытые эмоции и конфликтующие аспекты их личности, которые способствуют созависимым отношениям.
Основной задачей гештальт-терапии при созависимости является восстановление эмоциональной автономии клиента, а также обучение его быть в контакте с собой и окружающими без излишней привязанности, контроля или чувства вины.

Цели гештальт-терапии при созависимости
• Осознание и интеграция подавленных эмоций
Многие люди, страдающие от созависимости, подавляют свои эмоции и потребности, так как фокусируются на потребностях других. Гештальт-терапия помогает выявить эти подавленные чувства, осознать их и научиться с ними работать.
• Развитие навыков установления границ
Созависимость часто возникает из-за неспособности установить здоровые личные границы. Терапевт помогает клиенту осознать, что его потребности также важны, и учит выстраивать границы с окружающими.
• Осознание ответственности
В созависимых отношениях человек может брать на себя ответственность за эмоциональное состояние другого. Гештальт-терапия помогает понять, что человек может заботиться о других, не неся ответственность за их эмоции.
• Развитие самооценки
Гештальт-терапия способствует укреплению уверенности в себе и своих способностях, что важно для преодоления созависимости.
• Восстановление личной автономии
Помогает клиенту понять, что он способен принимать решения и жить своей жизнью без зависимости от других людей.

Методы и техники гештальт-терапии при созависимости
• Работа с «пустым стулом»
Этот метод используется для того, чтобы помочь клиенту выразить подавленные чувства. Клиент может «разговаривать» с другим человеком, которого нет в комнате (например, с партнёром или родителем), сидящим на пустом стуле. Это помогает осознать свои чувства и потребности, которые часто подавляются ради другого человека. Например, клиент может выразить свои чувства обида или гнева к партнёру, что может быть сложно сделать в реальной жизни.
• Техника «фантазия»
Терапевт может предложить клиенту представить ситуацию, в которой он вступает в конфликт с кем-то, кого он обычно спасает или помогает. Это помогает клиенту осознать свои чувства, научиться выражать эмоции и разрабатывать способы поведения, которые способствуют более здоровым границам.
• Работа с границами
В гештальт-терапии клиенту предлагается провести упражнения, направленные на понимание своих физических, эмоциональных и психологических границ. Один из методов – это использование «психологических границ» через ролевые игры или упражнения, где клиент учится говорить «нет» и отстаивать свои интересы. Пример упражнения: клиент может практиковать отвечать «нет» в безопасной обстановке с терапевтом, прежде чем применять это в реальной жизни.
• Осознанность и внимание к настоящему моменту
Гештальт-терапия учит быть в настоящем моменте и внимательно относиться к своим чувствам и действиям. Осознанность помогает распознавать моменты, когда клиент снова начинает «терять себя» в отношениях, заботясь только о других. Через технику осознанности клиент учится фокусироваться на своих эмоциях, не позволяя им быть поглощёнными чужими проблемами. Упражнение «Где я?» помогает клиенту ощущать и понимать, где он находится в отношениях, какие эмоции он испытывает и какие границы нужно установить.
• Техника «Диалоги с частями себя»
В этой технике клиент может обращаться к разным частям своей личности (например, «часть, которая хочет помогать всем» и «часть, которая хочет заботиться о себе») и вести диалог между ними. Это помогает лучше понять внутренние конфликты и научиться находить баланс между собственными потребностями и потребностями других людей.

Этапы работы с созависимостью в гештальт-терапии
1. Осознание созависимости
На первом этапе работы важно помочь клиенту признать, что он находится в созависимых отношениях и что это влияет на его жизнь. Терапевт помогает клиенту исследовать, как созависимость проявляется в его мыслях, чувствах и поведении. Клиент может научиться отслеживать, когда он начинает «терять себя» и уступать своим интересам ради других.
2. Работа с чувствами и потребностями
На этом этапе терапевт помогает клиенту осознать подавленные или игнорируемые потребности. Важно научиться различать, какие из этих потребностей являются здоровыми, а какие приводят к созависимому поведению. Работа с пустым стулом и другими методами помогает осознать потребности и чувства, которые долгое время оставались незамеченными.
3. Построение здоровых границ
Одной из важнейших задач является помощь в выстраивании личных границ. Клиент учится сказать «нет», не испытывая чувства вины, а также защищать свои личные и эмоциональные границы в отношениях. Клиент может научиться идентифицировать моменты, когда его границы нарушаются, и развивать уверенность в том, чтобы их защищать.
4. Эмоциональная автономия и самооценка
Гештальт-терапия помогает клиенту восстановить эмоциональную автономию и уверенность в себе. Это помогает выйти из созависимых отношений и научиться строить здоровые, взаимоуважительные связи. Терапевт поддерживает клиента в принятии своих эмоций и потребностей как равноправных.

Примеры упражнений ГТ при созависимости
1. Упражнение «Письмо себе»
Цель: Развитие самосознания и осознание собственных потребностей.
Клиент пишет письмо себе, как если бы он писал своему лучшему другу. В письме он должен выразить все те мысли и чувства, которые он подавляет или игнорирует из-за созависимости. В письме клиент может признаться себе в своих страхах, желаниях, неудовлетворённых потребностях, а также в тех моментах, когда он чувствует себя «потерянным» в отношениях с другими. Обсуждение: После написания письма клиент обсуждает с терапевтом, что для него было сложным в этом процессе, какие чувства возникли и как он может начать проявлять заботу о себе.
2. Упражнение «Пустой стул»
Цель: Освобождение от созависимых паттернов поведения и переработка отношений с важными людьми.
В этом упражнении используется два стула. Один стул представляет собой самого клиента, а второй – его партнёра, родителя или другого значимого человека, с которым он чувствует себя созависимым. Клиент сидит на одном стуле и выражает свои чувства и мысли в отношении этого человека. Он может сказать, что его беспокоит, что он чувствует, и как он ощущает себя в этих отношениях. Затем клиент переходит на второй стул, который символизирует другого человека, и от имени этого человека отвечает на высказывания, выражая свои чувства и реакцию на слова клиента. Обсуждение: Это упражнение помогает увидеть отношения с другой стороны, понять, что важно для обоих, и осознать, где нарушаются личные границы.
3. Упражнение «Тени»
Цель: Освобождение от чувства вины и принятие личных «недостатков».
Клиент рисует на бумаге тень, которая будет символизировать все те черты или качества, которые он обычно прячет или не признаёт в себе (например, агрессия, обида, гнев). Эти качества часто подавляются в созависимых отношениях. Затем клиент должен осознанно «признать» свою тень и всё, что в ней скрыто, говоря вслух, что эта тень является частью его личности и неотъемлемой частью человеческого опыта. Обсуждение: Терапевт помогает клиенту интегрировать эти чувства и понять, что их отрицание или подавление только усиливает созависимые паттерны.
4. Упражнение «Границы я и ты»
Цель: Осознание личных границ и их восстановление.
Клиенту предлагается визуализировать ситуацию, когда он чувствует нарушение своих границ (например, когда кто-то просит что-то сделать, и клиент чувствует, что не может отказать). Клиент рисует круг вокруг себя, который будет символизировать его личные границы, и затем обозначает, где и как его границы нарушаются другими людьми. Он может нарисовать точки на границах, где он чувствует дискомфорт или давление, и затем работать с терапевтом, чтобы осознать, как можно укрепить эти границы. Обсуждение: Это упражнение помогает клиенту осознать важность уважения своих границ и начать их восстанавливать.
5. Упражнение «Невыраженные чувства»
Цель: Освобождение от подавленных эмоций и возвращение в настоящий момент.
Клиенту предлагается подумать о ситуации, когда он подавил свои чувства ради других. Затем он должен мысленно представить все эмоции, которые он сдерживал, и выразить их через рисование, лепку или другие формы творчества. Это может быть изображение ситуации в виде рисунка, где клиент символизирует те эмоции, которые он не мог выразить, или создание «памятного объекта», символизирующего его чувства. Обсуждение: Терапевт помогает клиенту проанализировать эти чувства и осознать, как они влияли на его поведение и отношения.
6. Упражнение «Голос своей внутренней силы»
Цель: Развитие уверенности в себе и принятие собственных потребностей.
Клиент представляет себе ситуацию, где ему нужно заявить о своих потребностях, а затем проговаривает слова, которые он бы сказал в этой ситуации, но с позиции силы и уверенности. Это может быть разговор с партнёром, другом или родителем, где клиент проявляет свою личную силу и уверенность, отказываясь от созависимого поведения (например, «Я не могу помочь тебе, потому что у меня есть свои потребности»). Обсуждение: Это упражнение помогает клиенту осознать, как важно отстаивать свои интересы и быть честным с собой и окружающими.
7. Упражнение «Прощение себя»
Цель: Процесс принятия и прощения себя за созависимое поведение.
Клиенту предлагается представить себя в прошлом, когда он чувствовал, что не проявил должного внимания к своим собственным потребностям или жертвовал собой ради других. Он может нарисовать себя в виде фигуры, а затем написать слова прощения и принятия для себя, осознавая, что эти ошибки являются частью его пути, и он заслуживает прощения. Обсуждение: Терапевт помогает клиенту увидеть, что прощение и принятие своих ошибок – это первый шаг к восстановлению и лечению созависимости.
8. Упражнение «Журнал чувств»
Цель: Осознание и выражение эмоций.
Клиенту предлагается ежедневно записывать свои чувства в журнале, обращая внимание на то, что он ощущает в различных ситуациях (например, в отношениях с партнёром, родителями или друзьями). Это упражнение помогает отслеживать, как часто клиент подавляет или игнорирует свои эмоции ради других, и осознавать, что он имеет право чувствовать и выражать свои эмоции. Обсуждение: Терапевт анализирует записи с клиентом, помогая ему понять, какие чувства и потребности обычно остаются незамеченными.

Пример терапевтической сессии гештальт-терапии при созависимости
Гештальт-терапия при созависимости помогает клиенту осознать свои внутренние чувства и потребности, а также научиться устанавливать здоровые границы в отношениях. В ходе сессии терапевт использует методы осознания, диалога с собой, работу с «пустым стулом» и другие техники, направленные на развитие самосознания и улучшение взаимодействий с окружающими.
1. Приветствие и создание безопасной атмосферы
Терапевт начинает сессию с приветствия и установления безопасной, поддерживающей атмосферы. Это важный шаг, чтобы клиент чувствовал себя комфортно и мог открыто делиться своими переживаниями.
Терапевт: «Здравствуйте, как вы себя чувствуете сегодня? Что бы вы хотели обсудить на сегодняшней сессии?»
Клиент: «Я чувствую себя немного напряжённым, не знаю, с чего начать. Есть ощущение, что я слишком много заботился о других и потерял связь с собой. Я хочу научиться больше заботиться о себе, а не только о других.»
Терапевт: «Понимаю. Это важный вопрос, и мы можем начать с того, чтобы понять, что именно происходит, когда вы теряете связь с собой. Может быть, вы могли бы рассказать, когда в последний раз вы чувствовали, что теряете свои потребности из-за других людей?»
2. Диагностика созависимости и осознание эмоций
Терапевт направляет клиента на осознание чувств и мыслей, связанных с его созависимым поведением.
Терапевт: «Подумайте о ситуации, когда вы чувствовали себя особенно беспомощным или подавленным, пытаясь угодить другим. Что вы чувствовали в тот момент? Какие мысли возникали?»
Клиент: «Когда мой партнёр просил меня сделать что-то для него, я чувствовал, что если я не помогу, он разочаруется в мне. Я думал, что если я не помогу, то потеряю его любовь. Я чувствовал вину и тревогу, что не могу быть достаточно хорошим.»
Терапевт: «Очень важно, что вы осознаёте эти чувства. Как вы думаете, почему эта тревога и вина так сильно влияли на ваше поведение?»
Клиент: «Мне кажется, я всегда думал, что должен заботиться о других, иначе они меня покинут или не будут меня любить. Я потерял ощущение, что мои собственные чувства и потребности тоже важны.»
3. Упражнение «Пустой стул»
Теперь терапевт предлагает клиенту использовать технику «пустого стула», чтобы исследовать, как он чувствует себя в отношениях с партнёром или другим значимым человеком, и как он может выразить свои потребности.
Терапевт: «Давайте проведём упражнение с пустым стулом. Представьте, что на одном из стульев сидит ваш партнёр или тот, с кем у вас возникают проблемы, а на другом – вы. Пожалуйста, начните с того, чтобы выразить всё, что вы хотите сказать этому человеку – без цензуры. Что вы хотите ему сказать?»
Клиент: (садится на один стул) «Я чувствую, что всегда стараюсь угодить тебе. Я жертвую собой и своими интересами, потому что боюсь, что ты меня покинешь, если я не буду так делать. Я чувствую, что теряю себя в этих отношениях. Я хочу, чтобы ты меня понимал и ценил, но при этом я хочу сохранить свою личность.»
Терапевт: (переходит на другой стул) «Теперь сядьте на другой стул и отвечайте от имени этого человека. Что он мог бы вам сказать?»
Клиент: (пересаживается) «Я не хочу, чтобы ты чувствовал себя так. Я ценю твою помощь, но мне не нужно, чтобы ты забывал о себе ради меня. Я хочу, чтобы ты был счастлив и чувствовал себя комфортно, а не был вечно под давлением.»
Терапевт: «Как вы себя чувствуете, когда слышите эти слова? Что для вас важно в этом ответе?»
Клиент: «Я думаю, что это то, что мне нужно услышать, но я никогда не осознавал, что мои собственные чувства важны для него. Я привык контролировать ситуацию и делать всё для того, чтобы он был доволен.»
4. Осознание границ и потребностей
Терапевт помогает клиенту понять важность личных границ и идентифицировать его собственные потребности.
Терапевт: «Что вы думаете о своих границах в отношениях? Как вы можете начать защищать свои потребности и сказать „нет“, если вам нужно больше времени для себя?»
Клиент: «Я чувствую, что мне трудно сказать „нет“, потому что я боюсь разочаровать другого человека или потерять его. Но я понимаю, что если я не буду уважать свои границы, я буду продолжать чувствовать себя истощённым.»
Терапевт: «Понимание своих границ и потребностей – это важный шаг. Давайте сейчас попробуем сделать это практично. Представьте, что кто-то снова просит вас о чём-то, что вам неудобно делать. Как вы можете сказать „нет“, не чувствуя вины?»
Клиент: «Я могу сказать: „Мне жаль, но я не могу помочь тебе сейчас. Мне нужно время для себя.“»
Терапевт: «Отлично! Это важное и здоровое заявление. Давайте потренируемся. Скажите это вслух, как будто вы это действительно говорите своему партнёру.»
Клиент: (с выражением) «Мне жаль, но я не могу помочь тебе сейчас. Мне нужно время для себя.»
Терапевт: «Как вы себя чувствуете, когда говорите это?»
Клиент: «Это немного сложно, но я чувствую облегчение, что не нужно постоянно угождать.»
5. Завершение сессии и планы на будущее
Терапевт помогает клиенту закрепить сделанные осознания и намечает шаги для дальнейшего развития.
Терапевт: «Вы сделали важный шаг в осознании своих границ и потребностей. На следующей сессии мы можем продолжить работать с вами, чтобы научиться выражать эти потребности более уверенно в реальной жизни. Как вы думаете, что может помочь вам работать с этим в повседневной жизни?»
Клиент: «Я думаю, что буду стараться замедлять свой ответ и не принимать решения сразу. Я буду больше прислушиваться к себе и своим потребностям, а не только к нуждам других.»
Терапевт: «Отличный план. Я предлагаю вам практиковать эти навыки в течение недели и на следующей сессии поделиться, что получилось и с чем было трудно. Мы продолжим работать над укреплением ваших границ и самоуважения.»

Результаты системной гештальт-терапии при созависимости
• Осознание своих потребностей и эмоций
Клиент учится распознавать и принимать свои чувства и потребности, которые ранее могли игнорироваться или подавляться в угоду другим. Это способствует восстановлению связи с собой и пониманию, что его собственные потребности не менее важны. Например, клиент может осознать, что его хроническая усталость связана с попытками постоянно удовлетворять запросы других.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71535385?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Психотерапия созависимости Дарья Стрекалина

Дарья Стрекалина

Тип: электронная книга

Жанр: Руководства

Язык: на русском языке

Стоимость: 400.00 ₽

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 15.01.2025

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Эта книга – ценный путеводитель для всех, кто сталкивается с созависимыми отношениями, будь то в личной жизни, семье или на работе.В книге Вы найдете:Объяснение механизма созависимости: как она возникает и почему становится ловушкой.Практические методы терапии, включая работу с внутренними травмами, развитие здоровых границ и повышение самооценки.Упражнения для самостоятельной работы над собой.