Теория организации
Ольга Бурдакова
В учебном пособии изложены основные положения теории организации, рассмотрены ключевые понятия, характеризующие организацию как систему, законы функционирования и развития организаций, принципы построения организационных структур, логика и этапы становления организационной культуры. Значительная роль отведена изучению методов организационного проектирования.
Данное издание рекомендовано студентам, обучающимся по специальности "Менеджмент организации", а также может быть использовано в самообразовании и практической деятельности специалистов управленческого звена социальных организаций.
Ольга Бурдакова
Теория организации
Рецензенты:
В.А.Бордовский, доктор педагогических наук, профессор (Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена);
В.Н.Максимова, доктор педагогических наук, профессор (Ленинградский государственный университет имени А. С.Пушкина)
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Ленинградского государственного университета
имени А.С. Пушкина
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек на протяжении всей жизни, так или иначе, взаимодействует с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций осуществляется человеческая деятельность.
Организация – сложная субстанция, где переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жёсткие технологии и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы.
В условиях современной России, когда происходит смена социально-экономических отношений, особое значение приобретает научное обоснование всех сторон функционирования и развития организаций. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, на обобщении прогрессивного мирового опыта, становится одним из главных условий успеха экономических реформ.
Не менее важно освоение знаний в области теории организации и для работников социальной сферы. Её изучение призвано качественно изменить подход к управлению в сфере образования, культуры, науки, здравоохранения, к пониманию и регулированию процессов, происходящих в учреждениях и, в конечном счёте – к их адаптации к современным условиям.
Теория организации занимает особе место в ряду учебных дисциплин специальности менеджмент организации. При этом организация не может рассматриваться только с точки зрения организационной теории, она предметом междисциплинарного изучения.
В данном пособии излагаются известные положения теории организации, как составной части теории управления, поэтому значимое место отведено анализу понятий, связанных с управлением организацией: управление, процесс управления, общеуправленческие подходы, функции, методы, факторы и условия и др. В пособии исследуются основные понятия, характеризующие организацию, в том числе социальную, как систему, законы функционирования и развития организаций, принципы построения организационных структур, логика и этапы становления организационной культуры. Значимая роль отводится изучению методов организационного проектирования.
В целях осмысления студентами теоретических аспектов организационной науки в пособии представлены основные этапы развития и основополагающие идеи теории организации.
Цель курса «Теория организации» – содействие достижению высокого уровня квалификации специалиста в области управления в социальной сфере. Главная цель пособия – предоставление информации, которая позволит самостоятельно освоить материал по данной дисциплине и в короткий срок качественно подготовиться к экзамену или зачёту.
Основные задачи:
изучение основополагающих понятий теории организации;
знакомство с основными научными организационно-управленческими школами;
изучение закономерностей существования, функционирования и развития систем управления в современных социальных организациях;
формирование навыков организационного проектирования.
Теория организации и её место в системе научных знаний
Объект, предмет, задачи, методы теории организации. Организация как предмет междисциплинарного изучения Понятие организации, трактовки термина «организация». Система смежных наук об организации. Связь теории организации со смежными дисциплинами, изучаемыми в рамках специализации «Менеджмент организации».
Теория организации – это наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций, как реально существующих объектов окружающей нас действительности. Как научная дисциплина теория организации изучает общие свойства, законы и закономерности создания, развития и функционирования организации как единого целого, а также её реорганизации и ликвидации. Теория организации призвана ответить на вопросы, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены организации действуют именно так, а не иначе.
Объект – это явление, которое исследует та или иная наука. Объектом изучения теории организации – современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, возникающие внутри этих организаций, их поведение и связь с внешней средой.
Предмет науки определяет то, чем занимается данная наука, какие стороны объективной действительности она изучает. Предмет теории организации как науки – анализ процессов, протекающих в организационных системах, включающих закономерности и проблемы развития организаций и организационные отношения. К ним относятся:
отношения, выражающие объективные формы объединения людей и вещественных факторов трудовых процессов;
отношения между людьми, складывающимися в процессе их совместного труда;
отношения, обеспечивающие связи между технической стороной деятельности организаций и отношениями собственности.
Организационные отношения могут быть структурными и процессорными.
Главная задача теории организации – изучение влияния, которое оказывают отдельные люди и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов.
Общим методом исследования науки «теория организации» является диалектический. Для решения конкретных задач наука использует системный подход, под которым понимается систематизированный метод мышления, в соответствии с которым процесс принятия и обоснования решений базируется на определении общей цели системы и последовательном подчинении общей цели множества подсистем, планов их развития, показателей и стандартов работы.
Практическое значение теории организации состоит в выработке форм, методов и условий, реализация которых способна обеспечить эффективное построение, функционирование и развитие организаций.
Термин организация – один из самых распространённых в управлении и одновременно один из самых многозначных. Важно различать следующие значения этого термина:
организация (или организаторская деятельность, организовывание) как одно из основных, базовых управленческих действий (наряду с планированием, руководством, мотивацией, контролем) – функция управления;
организация как внутреннее устройство, строение, организационный порядок внутри данной организации; как синоним структуры (в этом значении организация во многом является результатом управленческой, в том числе – организаторской деятельности);
организация как определённая постановка дела;
организация как социальный институт, учреждение, субъект гражданского общества; система, объединяющая людей для осуществления совместной деятельности;
как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой, в котором сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения.
Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением; для неё характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация – это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно это понятие положено в основу теории организации. Но организация не может рассматриваться с точки зрения только одной науки – теории организации. Она является предметом междисциплинарного изучения.
Место теории организации в системе научных знаний
Как самостоятельная дисциплина теория организации выделилась из социологии – науки, изучающей общественные структуры, их элементы, процессы, в них протекающие. Социология (лат.) – societas (общество)+(греч.) logos (слово, учение). Общество рассматривается как объективно взаимосвязанная целостная система, представляющая собой комбинацию отдельных общественных элементов, в число которых входят и самые разнообразные организации. Отцом термина «социология» является Огюст Кант, который разделял социологию на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми условиями существования любой общественной формации, и социальную динамику, изучающую естественные законы общественного развития. Благодаря научно-техническому прогрессу XIX в. В результате конкретизации проблематики социальной философии; специализации и кооперации общественных наук; интенсивного развития эмпирических социальных исследований произошло формирование социологии как науки – основы теории организации.
Именно тогда и начинает развиваться в виде самостоятельного научного направления организационная наука.
Таблица 1
Система смежных наук об организации (по Б. З. Мильнеру)
Научные дисциплины
Изучаемые аспекты
Теория организации
Сущность, типы
Цели, миссия, среда
Структуры, коммуникации
Механизм функционирования
Адаптация, проектирование
Динамика организации
Теория управления
Субъекты и объекты управления
Стимулирование и мотивация
Принятие и реализация решений
Подготовка и качество руководителей
Руководство
Линейное и функциональное управление
Психология
Обучение, тренировка
Мотивация
Личность, восприятие
Удовлетворение работой
Оценка действий
Отношение к труду
Форма поведения
Социология
Групповая динамика
Нормы, роли
Статус, власть
Конфликты
Бюрократия
Организационная культура
Социализация
Социальная психология
Изменение поведения
Изменение позиции
Групповые процессы
Антропология
Сравнительные ценности
Сравнительные нормы
Сравнительные позиции
Этнические особенности
Экономические науки
Регулирование
Рыночные отношения
Эффективность
Экономическая стратегия
Юридические науки
Законодательная регламентация
Правила и нормативы
Ответственность, санкции
Информатика
Информационные потоки
Обоснование решений
Информационные технологии
Телекоммуникации
Кибернетика
Способы восприятия, хранения, переработки информации
Использование информации для управления и регу-лирования
В теории организации широко используются методы и подходы других классических дисциплин. Среди них:
математика, которая обеспечивает формализацию описания некоторых процессов и явлений, происходящих в организации, и даёт возможность представить их в виде таблиц, формул, графиков;
теория вероятностей, которая позволяет оценить качественное состояние организационных систем и достоверность наступления того или иного события, определяющего поведение организации в будущем;
статистика, которая изучает методы анализа массовых явлений и занимается практической деятельностью по сбору, обработке и анализу данных;
логика – наука о приемлемых способах рассуждения, умозаключения и методах проверки их истинности, роль которой при принятии управленческих решений в условиях частичной неопределенности особенно велика;
теория игр, которая позволяет решать комбинаторные задачи и применять ситуационных подход для анализа и прогнозирования реакции системы управления организацией на воздействия со стороны внутренней и внешней среды;
теория графов, которая может быть использована в виде инструментария для выбора наиболее оптимального варианта достижения цели организации;
теория матриц, прикладные разделы которой находят широкое применение при исследовании системы управления и обобщения результатов анализа деятельности организации с целью повышения её эффективности.
Необходимо также отметить непосредственную связь теории организации с целым рядом смежных дисциплин, изучаемых в рамках специализации «Менеджмент организации»: организационное поведение, управление персоналом, разработка управленческого решения, стратегический, банковский, финансовый, производственный, социальный и инновационный менеджмент, антикризисное управление, управление качеством, маркетинг.
Проверочная работа
Выберите правильный ответ
1. Теория организации:
а) наука, изучающая основные принципы, законы, закономерности природы и общества;
б) наука о принципах, законах и закономерностях создания, развития и функционирования организаций;
в) наука, изучающая общественные структуры, их элементы и протекающие в них процессы.
2. Объект изучения теории организации:
а) современные организации и отношения, возникающие внутри этих организаций, а также их поведение и связь с внешней средой;
б) анализ процессов, протекающих в организационных системах, включающих закономерности и проблемы развития организаций, а также организационные отношения;
в) анализ организационных отношений, возникающих в организации.
3. Предмет теории организации:
а) современные организации и отношения, возникающие внутри этих организаций, а также их поведение и связь с внешней средой;
б) анализ процессов, протекающих в организационных системах, включающих закономерности и проблемы развития организаций, а также организационные отношения;
в) анализ организационных отношений, возникающих в организации.
4. Организационные отношения:
а) отношения между людьми в процессе совместного труда и отношения, обеспечивающие связи между технической стороной деятельности и отношениями собственности;
б) отношения между людьми в процессе совместного труда и отношения, выражающие объективные формы объединения людей и вещественной стороны трудовых процессов;
в) отношения между людьми в процессе совместного труда; отношения, выражающие объективные формы объединения людей и вещественной стороны трудовых процессов; отношения, обеспечивающие связи между технической стороной деятельности и отношениями собственности.
5. Теория организации как самостоятельная дисциплина выделилась из:
а) социологии;
б) теории управления;
в) социальной психологии.
6. Социология:
а) наука, изучающая основные принципы, законы, закономерности природы и общества;
б) наука о принципах, законах и закономерностях создания, развития и функционирования организаций;
в) наука, изучающая общественные структуры, их элементы и протекающие в них процессы.
7. Организация:
а) самоорганизующаяся система на всех этапах своего развития;
б) естественная система;
в) система, способная к существованию в любых условиях.
8. Организация:
а) объект теории организации;
б) объект теории управления;
в) объект междисциплинарного исследования.
9. К системе смежных наук об организации относятся:
а) теория организации, теория управления, психология, социология, социальная психология, антропология, экономические науки, юридические науки, информатика, кибернетика и др.;
б) теория организации, теория управления, психология, социология, социальная психология, антропология, лингвистика, юридические науки, информатика, кибернетика и др.;
в) теория организации, теория управления, психология, социология, социальная психология, антропология, экономические науки, информатика, кибернетика и др.
10. В теории организации используются методы таких дисциплин как:
а) математика, теория графов, теория игр, статистика, логика, логистика и др.
б) математика, теория графов, организационное поведение, теория игр, статистика, логика и др.
в) математика, теория графов, теория игр, теория перевода, статистика, логика и др.
2. Организация как система
Понятие системы. Классификация систем. Фундаментальные и производные свойства систем. Социально-экономическая система и её системные признаки.
Понятие «система» рассматривается в ряде курсов методологического характера. Теория систем является основой теории организации. Существует достаточно много определений систем, например:
система – это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое;
система – это совокупность так связанных и так взаимодействующих между собой частей, что при этом возникает целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей;
система понимается как совокупность элементов, находящихся в отношения и связанных друг с другом, которая образует определённую целостность, единство;
система – это совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у её элементов.
система – это множество упорядоченных некоторыми отношениями или связанных по определённому признаку элементов; в свою очередь элементы системы могут представлять собой множества или подмножества.
Однако всё разнообразие определений можно достаточно чётко разделить на две группы: определения онтологического и гносеологического характера. Определения онтологического характера отражают определение системы как реально существующего объекта (физическая целостность), определения гносеологического характера представляют систему как модель отношений всех мыслимых явлений.
Можно выделить следующие признаки системы:
множество элементов;
единство главной цели для всех элементов;
наличие связи между элементами;
целостность и единство элементов;
структура и иерархичность элементов;
относительная самостоятельность элементов;
чётко выраженное управление.
Соответственно система – это совокупность или комбинация элементов, образующих единое целое, созданное для целенаправленной деятельности.
Для любой искусственно организованной системы характерны:
функциональное назначение, определяемое принципом и характером взаимосвязи и взаимоотношения элементов;
структура – строение, взаиморасположение её основных частей;
потоки информации;
связи и отношения элементов, характеризующие её свойства.
Элементы – это объекты, части, компоненты системы, причём имеется ограниченное число таких элементов.
Свойства – качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения её в определённых величинах.
Связи – это то, что соединяет элементы и свойства системы в целое.
Структура отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами и их группами, которые обеспечивают основные свойства системы. Иначе говоря, это форма организации и системы, скелет, костяк существования системы.
Состояние обычно выявляют на основании исследования, диагноза, ситуационного анализа, исследуя, например, входные воздействия и выходные результаты систем.
Поведение системы характеризует возможность устойчивого, контролируемого перехода системы из одного состояния в другое – в таком случае необходимо либо знать, либо выявлять закономерности, управляющие поведением системы.
Равновесие – способность системы в отсутствии внешних воздействий сохранять сколь угодное время заранее заданное состояние.
Устойчивость – способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была выведена из под него под влиянием внешнего воздействия (реально устойчивость систем может достигаться только в определённых пределах).
Развитие характеризует совершенствование структуры и функций системы под влиянием главным образом внутренних факторов, в связи с чем поведение системы приобретает более упорядоченный и предсказуемый характер.
Любая система обладает следующими составляющими: входное воздействие, обработка входного воздействия (процесс или операция), конечные результаты (выход), обратная связь.
Система
вход
выходд
процесс (операция)
Рис. 1 Составляющие системы
Классификация систем
По происхождению системы бывают естественными (природные, к примеру, звёздные) и искусственными (антропогенные, т.е. обязанные своим происхождением труду человека). В свою очередь искусственные различаются:
по специфике содержания: технические, технологические, информационные, социальные, экономические, иные;
по объективности существования: материальные (независимо от сознания человека), идеальные (сконструированные в сознании: гипотеза, образ, формула, уравнение и т.д.);
по степени связи с окружающей средой: открытые, относительно обособленные, закрытые, изолированные. Строго говоря, не существует закрытых или изолированных систем, но каждая система является относительно обособленной;
по зависимости от времени: статические, параметры которых не зависят от времени; динамические – их параметры связаны со временем, или, как говорят, являются функцией времени. Реально статических систем не существует;
по обусловленности действия: детерминированные (одной и той же причине всегда соответствует чёткий, строгий, однозначный результат); вероятностный (несколько возможных результатов);
по месту в иерархии систем: суперсистемы, большие системы, подсистемы, элементы.
Свойства систем
неаддитивность: система не равна сумме подсистем, в неё входящих;
эмерджентность: целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой системы;
синергичность: однонаправленность действий в системе, которая приводит к усилению (умножению) одного результата;
мультипликативность: эффекты, как положительные, так и отрицательные, чаще обладают свойством умножения, а не сложения;
целостность: системы существуют как организационно и функционально целостные образования, в которых каждый из элементов выполняет определённые функции;
обособленность: относительная обособленность, автономность тех или иных систем;
централизованность: принципы оптимальной централизации и децентрализации;
адаптивность: способность систем приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий таким образом, чтобы эффективность и стабильность функционирования не ухудшалась;
совместимость: все элементы системы должны обладать свойствами сродства, взаимоприспособляемости, взаимоадаптивности;
обратная связь: информация о выходе системы (товар, услуга, продукт) поступает и используется в системе управления.
Перечисленные свойства являются первично фундаментальными. Первично-фундаментальные свойства систем интегрируются в производных свойствах, к которым можно отнести:
организованность: связано с организацией как функцией управления: организованной системой является система с чётким детерминизмом.
целеустремлённость: в свой деятельности система сохраняет ориентир на стратегические цели развития, несмотря на помехи, неудачи, ошибки.
устойчивость: система способна находиться в состоянии, заданном руководителем, и автоматически возвращается к нему при действии дестабилизирующих факторов.
функциональная гибкость: система реализует множество функций и гибко изменяет их набор и интенсивность в зависимости от коррекции цели и изменения внешних условий.
Социально-экономическая система и её системные признаки
Предметом анализа теории организации выступают социально-экономические системы, для которых характерны все перечисленные первично-фундаментальные и производные свойства, и которые характеризуются следующими классификационными признаками. Это системы:
искусственные;
материальные;
открытые;
динамические;
вероятностные;
на различных уровнях это суперсистемы, большие системы, подсистемы и их элементы.
Искусственность социально-экономических систем означает, что они созданы трудом человека, и предполагает большое разнообразие систем.
Материальный характер социально-экономических систем означает не только объективность их существования, но и тот или иной уровень материальных и финансовых затрат.
Социально-экономические системы – это системы открытого типа, их деятельность осуществляется в структуре «вход – процесс – выход» и во многом зависит от влияния внешней среды.
Социально-экономические системы являются системами динамического типа, они подвержены развитию, движению, прогрессу, регрессу в структуре жизненного цикла.
Социально-экономические системы характеризуются вероятностью структуры, функций, целей, задач, и т.д.
Социально-экономическая система (СЭС) – система, в которой целенаправленно и планомерно комбинируются элементы материально-технической и социальной природы, чтобы посредством изготовления (производства) и реализации продуктов, изделий, услуг обеспечить достижение поставленных целей. С позиции теории систем любое образование, как система, созданная человеком, представляет собой организационную систему по преобразованию ресурсов с целью получения на выходе продукции или услуги для конечного потребления.
Как и любая система, социально-экономическая система состоит из элементов, связей и отношений между ними.
Различают следующие элементы социально-экономической системы:
материально-технической природы – средства труда, предметы труда, технологические правила, организационно-технологическая информация, и т.п.;
социальной природы – люди, их профессиональная компетентность и готовность к трудовой деятельности, социальные и профессиональные группы, нормы и правила отношений между членами коллектива.
Отношения и связи между элементами социально-экономической системы можно представить как:
однозначно устанавливаемые – определяемые объективными законами изготовления и реализации продукции или услуг, экономическими и правовыми нормами и отношениями;
однозначно не устанавливаемые – специализация, кооперация, сотрудничество, согласованность, упорядоченность и др., складывающиеся под воздействием объективных законов и принципов организации и субъективной деятельности людей.
Системные признаки социально-экономической системы
Концептуализм – непременное наличие определённой концепции, единства главной цели для всех элементов, осознанных целей и согласованность интересов.
Компоненты – упорядоченность элементов и относительная самостоятельность элементов.
Связи – компоненты СЭС связаны между собой.
Структура – форма связи организационно закреплена в структуре.
Взаимодействие – компоненты воздействуют друг на друга и взаимодействуют с внешней средой.
Процесс – изменения, происходящие в результате взаимодействия компонентов между собой и с внешней средой.
Целостность – проявление свойств системы только в результате взаимодействия компонентов.
Идентификация – Наличие свойств, на основании которых её можно идентифицировать и отличить от других явлений, не входящих в СЭС.
Окружение – наличие явлений и образований, которые не являются компонентами СЭС, но существенно влияют на неё – внешней среды.
Таким образом, социально-экономическая организация – это обособленное объединение людей с целью решения экономических задач. Главным конечным результатом функционирования социально-экономических организаций является производство и реализация продукта или услуги, удовлетворяющих реальный потребительский спрос. Это обеспечивает получение средств, необходимых для покрытия расходов, осуществления воспроизводства и развития организации. С этой целью формируется общее строение социально-экономических организаций (см.рис.2)
Экономическая подсистема
Организационная подсистема
Социальная подсистема
Технологическая подсистема
Техническая подсистема
Рис. 2 Общее строение социально-экономической системы
Прежде всего, формируется техническая подсистема: здания, сооружения и оборудования. Состав, содержание и соответствие этой системы наследуются или формируются в виде самостоятельного производственно-технического комплекса. При этом подобная система предполагает специализированное производство или может приспосабливаться к решению новых экономических задач.
Содержание такой специализации или приспособления определяется технологией или пакетом технологий. По ним выстраиваются конкретные технологические процессы и процедуры производства продукта или услуги. Они составляют технологическую подсистему социально-экономической организации.
Социальная подсистема включает работников, которые обеспечивают производство продуктов или услуг.
Организационная подсистема объединяет методы и средства организации деятельности работников с целью обеспечения эффективности их функционирования и взаимодействия в рамках данной социально-экономической организации.
Экономическая подсистема обеспечивает механизмы экономического регулирования работы предприятия.
Все перечисленные системы призваны обеспечить единство и общность своего комплексного развития, придавая ему конкретную направленность. Прежде всего, экономическая, а затем указанные четыре подсистемы формируют общее строение социально-экономической организации, определяя её содержание, взаимодействие составляющих и ориентацию.
Проверочная работа
Продолжите предложение:
Система – совокупность или комбинация элементов, образующих единое целое, созданное … … … .
Признаками системы являются множество элементов, единство главной цели, наличие связи между элементами, … … … …, … … … …, … … …, … … … .
Для любой искусственно организованной системы характерны функциональное назначение, связи отношения элементов, … …, … .
Любая система обладает следующими составляющими: вход, …, …, обратная связь.
По происхождению системы бывают естественными и … .
Искусственные системы подразделяются по специфике содержания, по объективности существования, … … … … … …, … … … …, … … …, … … … … ….
По специфике содержания системы бывают технические, экономические, …, …, … и др.
По объективности существования системы бывают идеальные и … .
По степени связи с окружающей среды системы бывают открытые, относительно обособленные, …, …
По зависимости от времени системы бывают статическими и … .
По обусловленности действия системы бывают … и … .
По месту в иерархии систем системы бывают суперсистемами, … …, … .
К свойствам систем относятся неаддитивность, эмерджентность, …, …, …, …, …, …, …, … .
К производным свойствам систем относятся организованность, целеустремлённость, …, …
Социально-экономическая система характеризуется следующими классификационными признаками. Это система искусственная, …, …, …, …, на различных уровнях это суперсистема, большая система, подсистема.
3. Социальная организация
Содержание понятия «организация». Понятие «социальная организация», признаки социальной организации. Модель социальной организации. Классификация социальных организаций. Законы, регламентирующие функционирование социальных организаций. Специфические законы социальной организации.
Существует множество определений понятия «социальная организация». Приведём некоторые из них:
это система, объединяющая людей для осуществления совместной деятельности;
объединение людей, совместно действующих для достижения одной или многих целей и координирующих свои действия на основе определённых норм и правил;
объединение людей, совместно реализующих некую общую цель и действующих на основе определённых принципов и правил;
скоординированное образование, состоящее, по меньшей мере, из двух человек, которые работают для достижения общей цели;
представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей;
объединение людей, которые работают для достижения определённых социально важных целей.
В социологии термин «организация» принято рассматривать в трёх различных смыслах: как объект, процесс, воздействие.
Организация как объект – это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее отдельные функции; как процесс – это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе её существования; как воздействие – это упорядочение или налаживание действия какого-либо объекта. В курсе теории организации рассматриваются все три понятия. Понятию же «социальная организация» соответствует первый вариант определения.
Социальная организация – это сложная, открытая, управляемая, динамическая система с целенаправленным действием. Это объединение людей, направленное на достижение определённых целей.
Признаки социальной организации:
Наличие целей – один из основных признаков, раскрывающий смысл существования организации. Существует несколько определений понятия !цель». Цель – состояние, уровень, конкретные результаты, которые предусматривается достичь. Цель – желаемое состояние системы в результате управляемого процесса её развития.
Организационная культура – ценности и поведенческие нормы, разделяемые сотрудниками.
Организационная структура – принципы взаимодействия подразделений внутри организации; совокупность устойчивых связей, выраженных в конкретных организационных формах; способах распределения полномочий и ответственности между подразделениями, специалистами.
Взаимодействие с внешней средой – получение ресурсов из внешней среды и, после переработки, выдача готовой продукции – товаров или услуг; учёт запросов клиентов, требований законов, изменений в технологии и пр.
Использование ресурсов – расходование материальных, финансовых, кадровых и др. ресурсов.
Границы существования – наличие пределов существования во времени (жизненный цикл организации), в пространстве (территориальные границы), по отношению к собственности (наличие права владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом организации).
Социальным организациям присущи следующие характеристики:
обладают сложным «онтогенезом». Они рождаются, проходят путь становления, выживают, функционируют, совершенствуются;
адаптивны, способны в определённых пределах приспосабливаться к изменениям во внешней среде;
обладают индивидуальностью, особым характером, стереотипами поведения;
обладают самосознанием (хотя и не знают о себе всего), для них очень важна их история, биография, отношение к своему прошлому, настоящему и будущему;
способны к самообучению, самосовершенствованию;
могут подчиниться внешнему управлению и диктату обстоятельств, но истинный источник их развития – в них самих.
Социальным организациям свойственны все признаки системы: множество элементов; единство главной цели для всех элементов; относительная самостоятельность элементов; наличие связи между элементами; целостность и единство элементов структуры; чётко выраженное управление и др.
Система – (применительно к социальной организации) совокупность так связанных и так взаимодействующих между собой частей (элементов), что при этом возникает целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей.
Для социальной организации как любой искусственно организованной системы характерны следующие свойства:
организованность – связано с организацией как функцией управления: организованной системой является система с чётким детерминизмом;
целеустремлённость – в свой деятельности система сохраняет ориентир на стратегические цели развития, несмотря на помехи, неудачи, ошибки;
устойчивость – система способна находиться в состоянии, заданном руководителем, и автоматически возвращается к нему при действии дестабилизирующих факторов;
функциональная гибкость – система реализует множество функций и гибко изменяет их набор и интенсивность в зависимости от коррекции цели и изменения внешних условий.
Модель социальной организации основывается на концепции социальных систем. Социальная система может быть представлена с помощью ряда переменных, которые подразделяются на первичные переменные, переменные управления и переменные эффективности.
Первичные переменные – это требования к системе управления организацией, задаваемые извне или формирующиеся внутри её. К ним относятся внешняя среда, цели и стратегия, персонал, производственно-технологическая база.
Внешняя среда включает:
социальную среду – элементы и подсистемы общества, воздействующие на организацию: общественно-экономические отношения, политику, идеологию, культуру и традиции, государственное устройство и законодательство;
среду задачи – совокупность подсистем и элементов связи, которые возникают вследствие специфических задач деятельности организации.
Внешняя среда является определяющей переменной, в результате воздействия которой адаптируются цели организации, определяется характер её внутренних структур и процессов.
Политическая система:
конституционные основы,
формы собственности,
особенности законодательства,
политическаястабильность.
Экономическая система:
уровень жизни,
капитал,
поставщики
потребители,
коньюнктура,
цены.
ОРГАНИЗАЦИЯ,
как
социально-экономическая система
Социальная система:
социальные нормы,
социальные воззрения,
этические нормы.
Технологическая система:
развитие науки,
развитие технологий.
Ресурсная система:
рабочая сила,
природные ресурсы,
инфраструктура,
территориальное положение.
Рис. 3 Внешняя среда организации
Переменные управления – это характеристики управляющей системы: организационная структура, процессы управления, руководство и организационное поведение.
Цели, стратегия, политика отчасти являются заданными, исходят из сущности и роли организации, а отчасти – регулируемыми, поскольку являются результатом «стратегического выбора» руководства.
Цели – это желаемое состояние организации как системы, которое должно быть достигнуто путём использования ресурсов организации.
Стратегия – это определение долгосрочных целей и задач организации, утверждение курса действий и распределение ресурсов.
Политика разрабатывается на основе стратегии и переводит стратегические цели в руководящие указания.
К характеристикам персонала относятся культурные и ценностные предпосылки, уровень квалификации и образования, уровень профессиональной подготовки, стиль лидерства и поведения. Формирование кадрового потенциала – это процесс, регулируемый внутри организации. Потенциал руководителей и работников, определяющий выполнение ими функций, определяется извне.
Производственно-технологическая база охватывает материально-техническую базу, информационное и финансовое обеспечение деятельности организации, а также совокупность трудовых процессов.
Организационная структура управления представляет взаимосвязь и соподчинённость самостоятельных звеньев управления и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Структура должна соответствовать целям и задачам организации, а также позволяет установить отношения между подразделениями и отдельными сотрудниками.
Процессы управления делятся на процессы функционирования и процессы развития. К первой группе относятся функции управления, принятия управленческих решений, организационные коммуникации, ко второй – процессы нововведений, организационного развития.
К функциям управления относятся функции анализа, прогнозирования, планирования, организации, координации, регулирования, контроля и учёта. Процесс принятия решений рассматривается как процесс выработки и реализации управленческих решений, как выбор курса действий для достижения определённой цели. Для реализации организационных коммуникаций создаются коммуникационные сети, подсистемы которых связаны коммуникационными потоками. Коммуникационные потоки принято подразделять на нисходящие, восходящие, горизонтальные.
Организационные нововведения направлены на внедрение изменений в деятельность организации. Структура жизненного цикла инновации: возникновение – быстрый рост – зрелость – освоение – диффузия – насыщение – рутинизация – кризис – финиш. При этом выделяются два главных этапа: генерирование нововведения и внедрение его в организационный процесс. Организационное развитие – это процессы качественных и количественных изменений на основе изменения методов и форм управленческой и организационной деятельности и увеличения объемов деятельности и персонала. Развитие – «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от одного качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему».
Важной переменной управления является организационное поведение. Через эту категорию реализуется характеристика действий людей и групп в организации. Результаты поведения людей характеризуются с одной стороны через внешние показатели деятельности, с другой – через внутренние показатели удовлетворённости и организационного климата.
Лидерство, как переменная управления, характеризует требования к руководителю и стилю его поведения. Лидерство – это способность эффективно влиять на деятельность подчинённых во имя достижения поставленных целей. Лидер должен обладать рядом особых качества, среди которых более высокий уровень интеллектуального развития, социальная зрелость, широта взглядов, внутренняя самодисциплина и др.
Переменные эффективности опосредуют связь между требованиями среды, целями и экономической основой организации, с одной стороны, и параметрами системы её управления – с другой, т.е. между первичными переменными и переменными управления. Выделяют три группы взаимообусловленных факторов эффективности:
Общесистемные факторы, определяющие предпосылки эффективного функционирования организации. К ним относятся: степень реализации принципов деятельности организации; организационная культура; обоснованность системы отбора и оценки организационных решений; наличие механизма, осуществляющего координацию и взаимосвязь процессов.
Внешние факторы ограничения деятельности организации, обусловленные закономерностью коммуникативности систем. К ним относятся: требования внешней среды; ограничения инвестиционных ресурсов.
Факторы управления развитием организации: наличие программы развития; обеспеченность ресурсами (материальными, финансовыми, кадровыми, информационными и др.).
Первичные переменные
Переменные управления
ВС
ЦСП
П
ПТБ
ОС
ПУ
Р
ОП
Переменные эффективности
Рис. 4 Модель социальной организации
ВС – внешняя среда; ЦСП – цели, стратегия, политика; П – персонал; ПТБ – производственно-технологическая база; ОС – организационная структура; ПУ – процессы управления; Р – руководство; ОП – организационное поведение.
Классификация социальных организаций
Классификация Г.Р.Латфуллина – О.Н.Громовой. Предлагаемая классификация построена с учётом особенностей отношений внутри самой организации, её подразделений следующим образом:
В зависимости от способа социальной организованности:
формальные (официальные) организации – официально зарегистрированные, имеющие систему установленных отношений для достижения поставленных целей, структуру должностей, принятые нормы и правила поведения;
неформальные организации – совокупность личных и социальных отношений, возникающих как результат взаимодействия сотрудников, и не имеющая юридического и фиксированного статуса.
В зависимости от формы собственности:
государственные организации – основным собственником является государство;
муниципальные организации – собственность принадлежит местным органам власти или органам местного самоуправления;
частные организации – основными собственниками выступают частные или юридические лица.
В зависимости от отношения к получению прибыли:
коммерческие организации – основная цель деятельности состоит в получении прибыли;
некоммерческие организации – не стремятся извлекать прибыль из любых направлений своей деятельности, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это не противоречит достижению их целей.
В зависимости от характера потребностей клиентов:
индивидуальное производство – для удовлетворения потребностей отдельного клиента (личности или организации);
мелкосерийное производство – учитывают требования конкретных клиентов, но выпуск продукции или оказание услуг осуществляет небольшими сериями;
крупносерийное, или массовое, производство – удовлетворяет обезличенные потребности клиентов.
В зависимости от формирования отношений внутри организации:
корпоративные организации – объединение людей по социальным и профессиональным категориям для осуществления совместной деятельности. Для них характерно: устойчивый характер производства, чёткое разделение труда, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных ценностей над личными;
индивидуалистские организации – добровольное объединение индивидов в такие организации, сочетают конкуренцию и кооперацию в деятельности, характерно: изолированность труда исполнителей, гибкие структуры управления, меняющийся характер загрузки отдельных исполнителей, смена специализации (нечто похожее – продажа косметики и т.п.).
эдхократические организации (ad hoc (лат.) специально устроенный, для данной цели) – основаны на знании, компетенции исполнителей. Создаются, как правило, в области высоких технологий. Формальности в их структуре сведены к минимуму. Преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется; относятся к сфере управления знаниями;
партисипативные организации – основаны на участии работников в управлении. Возможно участие в выдвижении предложений, разработке альтернативных вариантов, принятия окончательного решения.
Классификация В.А.Абчука. Предлагаемая классификация построена на основе набора правовых форм, видов деятельности и организационных структур.
По характеру деятельности:
общественные – добровольные объединения граждан, создаваемые для удовлетворения их духовных или иных нематериальных потребностей (политические партии, творческие союзы, профсоюзы и т.д.);
хозяйственные – создаются для удовлетворения материальных и социальных потребностей человека и общества (предприятия и учреждения).
По сфере деятельности:
экономические (предприятия хозяйственных отраслей, банки, биржи и др.);
политические (учреждения государственного и местного самоуправления, политические партии и др.);
социальные (учреждения образования, здравоохранения, культуры и др.);
военные организации и др.
По отраслевой принадлежности:
промышленные;
транспортные;
сельскохозяйственные;
торговые и др.
По отношению к власти:
правительственные организации создаются органами власти, имеют официальный статус и соответствующие права и привилегии;
неправительственные организации создаются на инициативной основе физическими или юридическими лицами для решения частных задач, никакими особыми правами и привилегиями не обладают.
По государственной принадлежности:
национальные (отечественные) организации;
организации, созданные с участием иностранных физических и юридических лиц.
По степени самостоятельности:
головные (материнские) организации обладают правом независимого принятия управленческих решений и хозяйственно-финансовой самостоятельностью;
дочерние организации не обладают правом самостоятельности и работают под руководством головной организации.
По формам собственности:
частные организации (собственность физических и юридических лиц);
государственные (федеральная собственность и собственность субъектов федерации);
муниципальная (собственность городов, районов, поселений и т.д.);
иные (собственность общественных и региональных организаций, объединений, фондов).
По организационно-правовой форме:
государственное (муниципальное) предприятие;
производственный кооператив (артель);
хозяйственное товарищество (общество);
общественная, религиозная организация;
объединение (союз);
учреждение;
фонд.
По наличию юридического лица:
с образованием юридического лица;
без образования юридического лица.
По численности работающих:
малой численности (малые предприятия);
средней численности;
большой численности.
По времени функционирования:
постоянные;
временные (сезонные);
периодически действующие.
По отношению к коммерческой деятельности:
коммерческие, целью которых является получение прибыли;
некоммерческие, выполняющие уставные цели и задачи.
По степени формализации:
формальные, зарегистрированные в органах власти в установленном порядке;
неформальные, которые не нуждаются в регистрации.
По отношению к бюджету:
бюджетные – финансируемые из государственного или местного бюджета;
небюджетные – финансирующиеся самостоятельно.
По организационной структуре:
линейные;
линейно-штабные;
матричные;
звёздные;
кольцевые и др.
Классификация социальных организаций С.В.Рогожина:
Общественные организации представляют собой союз индивидуальных участников, объединённых общественно значимой целью и занимаются решением социальных проблем общества или проблем своих членов. Регулирование деятельности в рамках общественных организаций обеспечивается совместно принятым уставом и соблюдением принципа выборности руководства.
Ассоциативные организации построены на основе личных симпатий, взаимной привязанности, общих интересов – это неформальные объединения, семья, круг друзей и знакомых и др.
Деловые организации, целевой установкой которых является коммерческая идея, в основе которой – способ получения прибыли. Они создаются отдельными предпринимателями, коллективами или социальными институтами: государством, местной властью, акционерными обществами и т.д. Деловые организации могут быть государственными, муниципальными, частными. Каждый член такой организации получает доход в виде заработной платы и других выплат. Внутреннее регулирование деятельности осуществляется с помощью административно-управленческого аппарата. Деловые организации подразделяются на два основных класса: корпоративные и обособленные.
Корпоративные организации в свою очередь делятся на:
ведомства;
региональные подразделения;
производственные объединения.
Обособленные организации, которые включают хозяйственные организации и учреждения.
К хозяйственным организациям относятся производственные; торговые; обслуживающие.
Учреждения могут быть правительственными; финансовыми; общеобразовательными; культурными; медицинскими; социального обеспечения; научными и др.
Особенности деловых организаций:
основу целевых установок составляет коммерческая идея. В своей деятельности организации ориентируются на конечный результат, что, как правило, выражается в денежном или вещественном эквиваленте;
деловые организации либо оперируют значительными материальными и денежными ресурсами, либо оказывают существенное влияние на управление такими ресурсами. Поэтому в их системах, как правило, используется жёсткая иерархическая структура;
характерной чертой деловых организаций является преобразование материальных или информационных ресурсов, поступающих на вход организации, и извлечение прибыли из осуществляемого вида деятельности при условии решения социально-значимых задач.
Законы, регламентирующие функционирование социальных организаций
В процессе функционирования организации возникает большое количество самых разнообразных устойчивых и неустойчивых связей, подчинённых определённым зависимостям, законам и закономерностям.
Зависимость показывает связь между входным воздействием и конечным результатом, тем самым, являясь основой формирования закона. Для каждой организации зависимость включает общее и особенное. Зависимости делятся на объективные и субъективные. Объективная зависимость существует независимо от воли человека, а субъективная сознательно формируется людьми. Зависимости могут быть кратковременными и долговременными, моральными и аморальными, общими и частными, детерминированными и вероятностными.
Понятие закона вытекает из понятия зависимости. Закон – это зависимость, которая:
зафиксирована в законодательных документах (конституция, законодательный акт, устав и т.п.), или
является общепринятой нормой для большой группы людей и организация (Библия, Коран и т.п.), или
получила признание и поддержку авторитетных учёных (законы физики и т.п.).
Применительно к социальным организациям под законом понимается устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и обладающая неизбежной повторяемостью в сходных условиях. Законы делятся на объективные, существующие независимо от сознания людей, – законы организации и субъективные, создаваемые людьми, – законы для организации. Законы играют важную роль в деятельности организации, образуя её теоретический фундамент. Знание объективных законов, регламентирующих функционирование социальных организаций, а также механизма их действия позволяет осуществлять эффективное управление организацией, выбирать оптимальные пути достижения поставленных целей, использовать в управлении конкретной организацией научно обоснованные методы прогнозирования событий.
Закономерность является частью закона. В любом законе можно выделить различные сочетания ситуаций и приёмов их разрешения, которые, как правило, можно сгруппировать по разным признакам. Так в пределах этого закона создаётся набор закономерностей.
Закон или закономерность представляется как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Это означает, что закон (закономерность) имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия – это формирование зависимости выходных параметров от входных. Механизм использования – это набор правил и норм для работника, реализующего механизм действия.
Любая организация испытывает два воздействия – со стороны закона и со стороны руководителя. Действие законов будет тем более благоприятным, чем более руководитель организации осведомлён о нём и принимает во внимание его положения.
Законы организации разделяют на два уровня. К первому уровню относятся основополагающие законы организации: закон синергии; закон самосохранения; закон развития. Ко второму уровню относятся менее важные законы организации: закон информированности – упорядоченности; закон единства анализа и синтеза; закон композиции и пропорциональности; специфические законы организации.
Закон синергии
В любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов.
Синергия (от греч. synergia – сотрудничество, содействие) – совместное и однородное функционирование элементов системы.
Эффект, полученный в результате соединения двух и более элементов системы, больше или меньше простого сложения.
Энергетический потенциал организации определяет её возможности в достижении поставленной цели
Энергетический потенциал организации зависит от материальных и социальных факторов и от уровня их воздействия на эффективность функционирования организации.
К материальным факторам относятся территория, техническая оснащённость, денежные средства, оборот и т.п., к социальным – интеллектуальная и эмоциональная энергия, уровень профессиональной подготовки, степень взаимодействия членов коллектива и т.п.
Применительно к социально-производственной системе синергия – это такое приращение ресурсного потенциала организации в процессе совместной деятельности её членов для достижения поставленной цели, при котором полученный результат больше или меньше, чем простое сложение используемых ресурсов. Иными словами, закон синергии проявляется в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации или наоборот.
Положительный или отрицательный эффект синергии зависит от уровня синергических отношений и связей.
Синергические отношения и связи – это концентрация, специализация, взаимозаменяемость, взаимодополнения, комплексность, оптимальность.
Доказано, что эти отношения (кроме оптимальности) дают положительный эффект при определённом их уровне, зависящем от внутренних и внешних условий. Превышение этого уровня ведёт к отрицательному эффекту.
Закон самосохранения
Любой организации как социально-экономической системе, равно как и каждому её элементу, присуще сознательное или стихийное стремление к сохранению своей качественной определённости.
Любая организация стремится к самосохранению (выживанию) за счёт оптимального использования материальных и кадровых ресурсов.
Качественная определённость – комплекс наиболее характерных свойств системы, делающих её данной системой.
Основой самосохранения является устойчивость системы к внешним и внутренним возмущениям.
Различают количественную и структурную устойчивость системы.
Количественная устойчивость характеризуется числом и разнообразием компонентов, входящих в систему, т.е. чем больше компонентов, тем она устойчивее. Количественная устойчивость тесно связана с понятием «большая система». Но не каждая большая система более устойчива, чем меньшая по размерам.
Структурная устойчивость характеризуется количеством связей между компонентами, определяющих структуру системы. Система тем сложнее и устойчивее, чем больше разнообразие связей. Структурная устойчивость бывает двух типов: статическая и динамическая.
Статическая характерная для систем статического равновесия (горно-геологические комплексы, здания и сооружения, механические конструкции, замкнутые социальные системы и др). Устойчивость таких систем зависит от прочности связей и условий внешней среды и по мере времени будет падать.
Динамическая свойственна системам динамического равновесия. Она достигается путём уравновешивания процессов разрушения и созидания, т.е. уравновешивания каждого возникающего изменения другим, ему противоположным.
Количественная и структурная устойчивости тесно взаимосвязаны между собой. Увеличение числа компонентов увеличивает устойчивость не только за счёт их количества, но и за счёт увеличения числа структурных связей.
Качественная определённость как любое явление динамична и зависит от внешней среды.
Основой борьбы за самосохранение является способность организации к выживанию в изменяющейся внешней среде, т.е. способность не только приспосабливаться к внешней среде, но и уметь использовать происходящие изменения в своих интересах.
Основные факторы внешней среды:
международные (отношения, соглашения, контакты и связи, законодательство);
политические (законы, правовые нормы, таможенная политика, кредитная политика);
экономические (инфляция, налоговые ставки, доходы населения, управление финансами);
технологические (новации, средства автоматизации, новые технологии управления, информационные технологии);
рыночные (конкуренция, партнёры и поставщики, ёмкость рынка, спрос и предложение);
социальные (менталитет, национальные чувства, демографические проблемы, уровень занятости населения).
Самосохранение организации зависит тот двух противоположных факторов: стабильности и развития. Однако при их абсолютизации фактор стабильности может привести к застою, как и ускоренное, не обеспеченное достаточными ресурсами развитие может привести к не более чем временному успеху.
Закон развития
В процессе жизнедеятельности организации происходят необратимые и закономерные изменения, направленные на максимальное использование энергетического потенциала для достижения поставленной цели, в результате чего происходит качественное изменение состояния организации.
Энергетический потенциал организации определяется потенциалом материальных ресурсов и что не менее важно кадровыми ресурсами, т.е. возможностями коллектива, которые зависят от интеллектуальной и профессиональной готовности кадров, а также от общего эмоционально-психологического настроя.
В результате организационных процессов в системах происходят различные изменения, т.е. системы непрерывно находятся в состоянии развития.
Принято различать прогрессивное развитие систем как переход от низшего уровня к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному, и регрессивное – как обратное движение.
Основные принципы закона развития:
инерции:
изменение потенциала должно начинаться спустя некоторое время после начала использования новых ресурсов организации и продолжаться спустя некоторое время после их выбытия;
внедрение нового ресурса должно начинаться спустя некоторое время после их создания (приобретения), а устаревший ресурс должен изыматься спустя некоторое время после внедрения нового;
самозависимости – на ход развития (повышение потенциала) организации влияет потенциал самой организации;
эластичности – каждая организация пытается сгладить последствия внутренних и внешних возмущений. Высокая эластичность характеризуется быстрым и адекватным реагированием на возмущающие воздействия. Факторы, влияющие на эластичность организации – квалификация работников, текучесть кадров, уровень специализации и универсализации производства, зависимость от внешней среды, унификация выпускаемых изделий;
принцип непрерывности – процесс изменения идёт непрерывно, меняется только скорость и знак изменений;
стабилизации – организация стремится к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла.
Для организации так же, как и для многих других явлений, применимо понятие жизненного цикла. В этом цикле выделяются 5 этапов:
предпринимательский – период становления организации, формирования своих целей;
коллегиальности – период быстрого роста, осознание своей миссии и формирование стратегии развития;
формализации деятельности – период стабилизации роста, формализация ролей, стабилизация структуры;
реструктуризации – период замедления роста и структурных изменений;
спада – этап резкого падения сбыта и снижения прибыли, поиски новых возможностей.
Закон информированности – упорядоченности
Любая социальная организация способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена достоверной и упорядоченной (структурированной) информацией.
Чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем выше вероятность её успешного функционирования.
Информация – это данные, которые несут в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение.
Полнота информации определяется возможностями доступа к ресурсам информационного пространства, в котором действует организация, и состоянием внешних и внутренних коммуникационных сетей.
Достоверность информации – необходимое условие использования данных в деятельности организации. Ценность информации определяется также оперативностью и надёжностью.
Надёжность информации – это степень её соответствия реальной ситуации, конкретным целям организации и методам её управления;
Оперативность информации – это своевременность ей получения.
Упорядоченность информации – структурирование информации (распределение по степени важности) для решения задач управления организацией.
Формирование упорядоченной информационной системы осуществляется на основе сбора и систематизации информации, полученной из различных источников и подразделений.
Этапы структурирования информации:
определение цели отбора информации из общего потока;
сбор необходимой информации;
обработка и распределение информации по степени ей важности, доведение информации до заинтересованных лиц;
хранение информации.
При структурировании информации необходимо учитывать такие характеристики, как:
объём (избыточный, нормальный, недостаточный);
достоверность (абсолютная, доверительная, недостоверная);
ценность (нулевая, средняя, высокая);
насыщенность (высокая, нормативная, низкая);
гриф (закрытая, конфиденциальная, закрытая).
В информационном обмене с внешней средой выделяются два основных вида: входная и выходная информация.
Информированность работника после достижения ею критического уровня переходит в его компетентность.
Закон единства анализа и синтеза
Благодаря использованию в процессах управления организацией процедур анализа и синтеза обеспечивается настройка организационной системы на оптимальный вариант достижении цели.
Анализ (декомпозиция) – это разделение целого на части или представление сложного объекта в виде простых составляющих. Анализ включает две основных процедуры: разделение целого на части и улучшение функционирования каждой из частей.
Анализ причинно-следственных связей между выделенными частями предполагает нахождение необходимых и достаточных условий для поддержания оптимального взаимодействия между этими частями.
Синтез – это объединение простых составляющих объекта в единое целое. Синтез включает две основных процедуры: согласование характеристик выделенных частей и объединение этих частей в целое.
Объединение в рамках синтеза осуществляется на основе взаимосвязи частей.
При анализе и синтезе необходимо учитывать степень зависимости частей друг от друга (высокая, достаточная, низкая).
Закон композиции и пропорциональности
В рамках достижения единой цели существует объективная тенденция организаций к созданию устойчивых объединений с соблюдением принципов соразмерности и пропорциональности.
Закон композиции и пропорциональности требует сохранения пропорциональности между организацией (как целостным системным образованием) и её элементами, что позволяет в максимальной степени реализовать их потенциал.
Реализация закона требует оптимальной композиции общих, частных и индивидуальных целей.
Тенденция к объединению реализуется в желании выбрать оптимальную структуру и создать благоприятную среду обитания. Это особенно характерно для современных организаций, работающих в условиях глобализации экономической и политической деятельности мирового сообщества, с одной стороны, и в условиях экономической нестабильности и колебаний рыночной конъюнктуры российских предприятий – с другой.
Принципы закона композиции и пропорциональности:
планирования – каждая компания имеет обоснованный план деятельности и развития;
координирования – каждая компания следит за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносит соответствующие коррективы в набор и пропорции ресурсов;
ограничения – набор ресурсов и их пропорции ограничиваются разумными рамками для их эффективного использования;
стабилизации – изменение содержания набора ресурсов и их пропорций не выходит за пределы нормативного уровня;
согласования – планируемые к использованию ресурсы должны подходить друг к другу по всем основным характеристикам;
полноты – каждая компания выполняет весь набор функций на своём участке деятельности.
Возможные виды объединений:
Корпорация (акционерное общество) – организация (союз организаций), созданная для защиты интересов участников деятельности и имеющая статус самостоятельного юридического лица. Современная корпорация – это, как правило, материнская компания с сетью филиалов, агентств, отделений, дочерних обществ, которые имеют различный юридический статус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности.
Концерн – это форма объединения самостоятельных предприятий, связанных посредством участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, патентно-лицензионных отношений, тесного производственного сотрудничества.
Холдинг («держательская» компания) – организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.
Консорциум – одна из форм объединения (временные союзы), создаваемых на основе соглашения между несколькими банками, предприятиями, фирмами, научными центрами, государствами с целью совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению науко- или капиталоёмких проектов, в том числе международных.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71505400?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.