Эпоха возрождения

Эпоха возрождения
Рафиг Шейх Гюльбалаоглу
Период с VI века до н.э. по IV до н.э. в истории человечества считается периодом, когда на смену мифологического мировоззрения приходит новое религиозное и философское учение. Благодаря этих учений человечество сделало огромный скачок в духовной и нравственной развитии.

Рафиг Шейх Гюльбалаоглу
Эпоха возрождения

Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного!


Религиозная деятельность «независимых» пророков совпало с той эпохой, когда большинство цивилизованных стран вступило в полосы религиозных революции. По определению К.Ясперса это время является «осевым временем» человечества, которая датируется VI и IV веком до н.э. Старое мировоззрение, ставивший оккультные ритуалы, заклинание, магию превыше истинной веры, начало колебаться, рациональное мышление стал вытеснять мифотворчество. Повсюду от Китая до Апеннин появились мировые учители, пытавшиеся найти новые ответы на жгучие вопросы жизни и веры. К ним можно отнести Будду, Заратуштру, Конфуции, Лао-Цзы и греческих философов. Знакомясь с историей их жизни можно заметить, что многое роднит их с великими пророками Ближнего  Востока. В отличие от Господних пророков эти великие мудрецы, являясь творением Великого Творца, представили Его в ином формате. Последователи реформатора Заратуштра верили в Бога, как в образе Зла, также в образе Добра. Учение Гераклита созерцал в Нем только «огненную силу», философ Платон говорил о Нем, как о вселенском Разуме, или Премудрости. Но при этом эти «великие учители» были далеки от того, чтобы вместе с Буддой считать эту жизнь злом; в отличие от греческих метафизиков не учили, что Творец и мир есть нераздельно целое. Единственным и главным недостатком этих великих личностей человечества является искаженное представление о едином Боге.
И такого рода представление объясняется присутствием явного врага рода человеческого – Сатаны. "Клянусь Аллахом, до тебя Мы посылали (посланников) к народам (разным), но Сатана им разукрасил деянья. Сегодня он защитник им, а (в будущем) их (ждет) мучительная кара. Мы ниспослали тебе Книгу лишь для того, чтоб разъяснил им то, в чем они между собой разногласят, чтоб она стала руководством и милостью (от Нас) для верующих (в Бога) (Ан Нахль, 16/63-64). Те, кто искажает или подменяет Истину исключительно в целях земного удобства и тем самым привлекает все большое число своих приверженцев, не только наваливают на себя грех искажения и введения в заблуждения, но к тому несут всю ответственность за тех, кого они смогли привлечь к себе, изображая Истину в более удобном в более приемлемом для них виде, «разукрашивая ее своими желаниями и страстями. Об этом «разукрашивании» часто предупреждает Коран и соотносит его с воздействием Сатаны. (см. С 15. ст. 39-42). С другой стороны, как часто человек становится причастен к злодеянию, сам не ведая того, всего лишь потому, что где-то и когда-то по легкомыслию и безответственности своей допустил высказывание такого рода, которое разбудило и привело в действие, мирно дремавшее до поры до времени злое помышление рядом стоящего человека, будь-то лучший друг или злейший враг.

Как было указано выше, середина 1-го тысячелетия до н.э. является значимой вехой в культурном развитии всего человечества. В особенности эта картина наблюдалось среди стран Средиземноморья, а также в странах от Ближнего Востока до Китая. Как нам известно, из истории к таким странам относятся Греция, Персия, Индия, Китай и т.д., и каждый из них в свое время являлись центром цивилизации огромного региона.
В каждую эпоху общественного развития определенной цивилизации появились потребность к новым религиозным представлениям. Одним из таких религий стал буддизм, которая около в 550  году до н.э. зародилась в Индии, и впоследствии распространившийся в страны Юго-Восточной и Центральной Азии. Буддизм (от санскритского слова «будда», буквально – просветленный) – одна из трех мировых религий, получившая распространение среди населения ряда стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.  Последователи буддизма считают, что он явился в результате проповеди Будды, Шакья-Муни (Сиддхарха Гаутама) в VI в. до н.э.. Шакьямуни («отшельник из рода шакьев»), поведал людям учение о «спасении», которое его последователи называют, как правило, санскритским словом «дхарма» (учение, закон). Подробные «биографии» Шакьямунии возникли не ранее II – III вв. н.э. Ранний буддизм распространился в виде притч и афоризмов Будды, прокомментированных его учениками, а канонические тексты были записаны через столетия после возникновения учения. Со временем буддийская традиция окружила жизнь Будды множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура постепенно приобрела божественный характер. Буддисты признают возвещенные Буддой «четыре благородные истины». Первая из них утверждает, что всякое существование есть страдание. Вторая, что причина страдания заложена в самом человеке: это его жажда жизни, наслаждений, власти, богатства, это привязанность к жизни в любой ее форме. Третья истина объявляет, что прекратить страдания: для этого необходимо освободиться от жажды жизни, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отсутствует, всякое желание подавлено. Наконец, «четвертая благородная истина» заключается в указании так называемого «благородного срединного восьмеричного пути», состоявшего из «праведного воззрения, праведного стремления, праведной речи, праведного поведения, праведной жизни, праведного учения, праведного созерцания, праведного самопогружения», обычно называемого медитацией (санскритск. – «дхьмна», китай. – «чань», японск. – «дзен»). Буддизм учит, что всякое бытие, всякая жизнь во всех его проявлениях и формах есть зло, несущее страдание всему существующему. Причина зла и страдания зависит от привязанности человека и других живых существ к воспринимаемому нашими чувствами миру перерождений (сансара). Чтобы вырваться из этого «круговорота бытия» по учению буддизма необходимо отказаться от жажды жизни, в котором нет уже места даже радости от перспективы близкого спасения. Само спасение состоит в переходе из сансаров  в нирвану  (букв. исчезновение или освобождение), в небытие. В раннем буддизме на такое спасение мог рассчитывать лишь монах отшельник. Обычный человек мог надеяться, только на лучшее перерождение, если он будет щедро жертвовать монахам из своего богатства  и строго соблюдать пять моральных требований (Панча-шила): воздержания от нанесения зла, ото лжи, кражи, известных излишеств и алкоголя.

По мнению философа В. Соловьева буддизм или религия пробуждения представляет собой первую ступень человеческого универсализма, поскольку он поднимается над национально – политическим характером древне индийской языческой религии и, прежде всего, над кастовым  строем древней Индии. Буддизм, тем не менее, ограничен своим нигилизмом. И в итого заключает философ: буддизм познает только низшее в духе, но не способен дать идею абсолютного блага. Истинно, этот путь, который избрал народ Индокитая, был предопределен Аллахом и на самом деле является одним из ступеней человеческого универсализма, которое продолжается, по сей день. "И до тебя посланников Мы слали, и им супруг давали и потомство; и ни один посланник не являл знамений, иначе как по изволению Аллаха. На  всякий временной предел – Свое Писание, (свои заветы, что мудростью Аллаха сочтены" (Ар Раад, сура 13:38-39). Ад-Даххак ибн Музахим так интерпретировал данное откровение: Каждая Книга, ниспосланная Аллахом, имеет определенный срок. С каждой следующей, Аллах отменяет часть прежней и подтверждает оставшееся. Но после ниспослания  Корана были отменены все прежние Книги.

Таким образом, ставя свои интересы превыше всего, и вдобавок предопределяя, что от этого нет спасения, большинство буддийских учений служит претворению обязанности возложенного Сатане, который по Корану приставлен к человеку, дабы совратить его с истинного пути. И, во избежание деяний Сатаны, человеку необходимо придерживаться истинных Господних законов и наставлений, чтобы тот смог достойно перенести все трудности и страдания, которое является лишь земным испытанием. В отличие от этих религий, истинная религия Аллаха с ясностью доводит до своих последователей эту истину. Поэтому, зная эту истину и понимая положение дел, мы не должны критично относиться к последователям многобожия, так как в их учениях есть много из того, что завешана последователям единобожия. "Будь терпеливо – снисходителен к таким, зови к добру и удаляйся от невежд." (Аль Аараф, 7/199). «Худь аль-афу» значит «будь снисходителен» или «прими, что легко к тебе приходит от дел и свойств людей, и сделай их дело легким и не возлагай на них трудностей («кулфа»), и не требуй от них усилий, которые тяжелы для них». Эта интерпретация, которая поддерживается другими классическими толкователями, основана на таком же объяснении этого выражения у Абд Аллу ибн ас-Зубайр, Урвы, Айши и других. Так в согласии с высказыванием Корана, “Что человек создан слабым” (сура 4:28) и что “Аллах никому не дает больше, чем он может понести” (суры 2:286;а также см сура 6:152; 23:62),верующего призывают делать уступки человеческой природы и не быть – слишком строгим к тем, кто делает ошибки. Это напоминание тем примечательнее, что оно следует сразу за объяснением самого худшего из не прощаемых грехов: приписывание другим существам, помимо Аллаха, божественных свойств или сил.
Предания гласят, что пророк (с.а.с.), после ниспослания айата суры 7: 199 призывающего к терпению и прощению, воскликнул: “А что же с праведным гневом, Господи?”, после чего была ниспослана следующее откровение где говорится: "И если Сатана к дурному тебя клонит (видениями ум твой наваждая), Ищи убежище Бога – Ведь слышит Он и ведает (о всем) (Аль Аараф, сура 7:200). Непростой задачей является искреннее выполнение обязанностей и принципов ислама на пути к Откровению Аллаха  в условиях постоянной борьбы с человеческим невежеством, эгоизмом и ложной гордостью в отношении старых привычек. Но речь идет о необыкновенной вещи. В этом случае увещевательное слово является самым благородным словом на земле. Оно возносится до небес, конечно, при соответствующих добрых делах которых подтверждают это слово. Нападки проклятия и обвинения со стороны противника не могли повредить посланнику, потому что он всегда придерживался Откровениями Аллаха и отвечал добрыми деяньями.
 В Коране можно встретить много таких откровений, ведущее человека на светлый путь Аллаха, в результате которого человек приобретает самые прекрасные качества, делая его совершенным. А  данное откровение, по меньшей мере, избавляет личность от идейного застоя.

В данном случае будет уместно вспомнить здесь слова украинского драматурга П. Загребельного, где на вопрос «что есть добро и зло?» он, как и все мыслители отвечает: “Привычно думать, что зло не укоренено в бытие и согласно христианству, и согласно буддизму добро лишь реально существует, зло же творится – плоды наведения (авидьи), козни дьявола. И Августин, вслед за неопплатениками понимает зло как умаление добра, но ежели будет продолжаться это умаление добра, может дойти до полного своего исчезновения. Коварство дьявола именно в том, что он рядится в праведника. Сатана в дантовом «Аде» имеет три лика, но они воплощают не любовь, не мудрость, а невежество”. Правда этот ответ не полностью раскрывает истину данного вопроса, так как все суждения построена на учении «грехопадения». Относительный ответ можно найти в произведениях Гете, Ф. Достоевского и Л. Толстого. Но окончательный ответ на вопрос «добра и зла» дает нам Святая Книга Коран, каждое слово которого является решающим, улаживает все спорные вопросы и сомнения. И чтобы убедиться в этом, надо лишь открыт Книгу Коран, и прочесть его (см. сура 2:81, 3:135, 4:100-113, 4: 148-149, 5:100, 42:40).
Помимо всех этих недостатков в буддизме можно встретить много моральных и нравственных ценностей, оказавшее непосредственное влияние на ассимиляцию других религий Юго-Восточной Азии. Одним из таких религий является индуизм. Вероучение индуизма сложилась в результат эволюции идей ведизма и брахманизма. Индуизм сохранил много элементов  верований: поклонение  животным, явлениям природы и культам предков. Поэтому создание индуизма не приписывается к кому-либо конкретному основателю, и, исходя из этого в нем допускается существование различных сект, и своего рода толкования религиозных положений. Сам индуизм, как религия основана на концепции тримурти. Вселенная, все формы жизни созданы Брахмой. Однако культ Брахмы, номинального главы троицы, практически отсутствует. Индусы поклоняются двум другим богам Вишну и Шиве, и в соответствии с этим индуизм делится на два основных течения. С шиваизмом связано учение о шакти, творческой силе богов, олицетворяемой в женском образе Пирвати, Дурга, Кали, Ума и другие. С другим направлением – вишнуизмом связано мессианистическое учение о периодическом появлении Вишну на земле в различных воплощениях (аваторах). Общественно практическая жизнь человечества показало, что религия, построенная на ложных представлениях, не только противоречит духовным законам, но и сознанию современного общества.
Как нам известно, из Святых Писаний, что каждый человек одарен свободой выбора, которое проявляется по мере интеллектуального и духовного знания. Понимая эту истину, в данном случае  меня удивляет избранный путь миллиардного населения Юго-Восточной Азии, которые из упрямства, инстинктивно продолжают поклоняться культам предков. "Скажи: “Как мыслите вы о тех, кого вы призываете, помимо Бога? вы покажите мне: что из того, что на земле, они создали? Иль есть у них на небе своя доля (участия в делах небесных)? Иль принесете Книгу мне ниспосланную раннее, чем эта иль (укажите) след, (на коем строится) познанье ваше, если правдивы вы (в своих словах)”. Кто в большем заблуждении, чем тот, кто призывает с Богом наравне таких, которые до Дня Суда им не ответят и безразличны к их призывам"  (Аль Ахкаф, 46/4-5). Бездумное следование какому-либо вероучению, которое воспринимается с чужих слов без основательного и глубокого анализа, без проверки – это чудовищная безрассудность, которая влияет на весь образ жизни человека и губит его будущее. Однако причина такого безразличия заключается в том, что человек не считается со своей ответственностью и впадает в заблуждение, будто его представление от Аллаха не имеет никакого значения, потому что после смерти якобы нет жизни, в которой ему придется отвечать за свои поступки, или – если такая жизнь все так, и есть существа, которым он поклоняется, вступиться за него.

Одна из проповедей Будды гласит: “Мы не должны верить во что-нибудь лишь потому, что так было сказано; не верить традициям только потому, что они переданы с древних времен; ни общепринятым слухам как таковым; ни писаниям мудрецов по той только причине, что мудрецы их писали, ни фантазиям, о которых мы предполагаем, что они вдохновлены девой. Но мы должны верить в писание, в доктрину или в утверждение, когда наш разум и наше сознание их подтверждает. Я вас учил не верить просто сказанному, а согласно вашему личному сознанию и затем действовать соответственно этому и с великодушием”.

Наравне со всеми этими нельзя упустить тот факт, что религиозное представление, прививаемое с детства, играет в жизни человека исключительную роль, но с приходом зрелости, а также по мере накопления интеллектуального знания это представление можно изменить. В действительном мире человек наделен разными возможностями и способностями, и поэтому он должен стремиться постигать, анализировать и строить свою жизнь на основании предоставленного ему свободы выбора. “До тех пор, пока человек им подчиняется, он несвободен. Проблема человеческой свободы состоит в освобождении от их влияния. Это предполагает ясное и точное познание. Человек имеет исключительное право на существование собственной волей, свободным, и сделать соответствующий выбор в познании истинной религии”,
– так Спиноза приходит к пониманию свободы выбора.
Учитывая, что наша земная жизнь является испытанием перед вечной жизни потустороннего мира, то эти приверженцы многобожия обладают большим шансом на райские наслаждения, чем приверженцы единобожия, но лишь только в единственном случае, если истинность Книги Мухаммаду (с.а.с.), будет ими признана. Из Корана понимаем, что Аллах одаривает именно тех, кто истинно познает величие своего Создателя, после чего прощает ему прежние грехи. "Ужель они не знают, что Аллах удел Свой ширит иль граничит людей Для тех, кого желанием Своим Он избирает? Поистине, здесь кроются знаменья для тех Кто верит Скажи: “О вы служители Мои, Кто преступил против самих себя! Надежду на Господню милость в отчаянии не теряйте прощает все грехи Аллах Он – Милосерд и Всепрощающ!”(Аз Зумар, 39/52-53). Это бесконечное всеохватывающее милосердие, призыв к обращению, призыв к надежде и прощению Аллаха. Аллах знает слабости Своих творений и дает им достаточно шансов, чтобы одуматься. Он не спешит наказать их. В момент безнадежности и отчаяния человек слышит мягкий милосердный голос своего Господа: “Скажи: о рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха!” Дверь прощения открыта для всех, перед ней нет никаких преград и никаких посредников.
Передают со слов АбуХурайры, что посланник Аллаха (с.а.с.), сказал: “Всевышний и Всеблагой Аллах нисходит на ближайшее небо каждую ночь в ее последнюю треть и говорит: “Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил ему? Кто просит Меня, чтобы Я одарил его? Кто молит Меня о прощении, что бы Я простил его?””
Ибн Касир пишет: “Разве они не знают, что Аллах увеличивает или ограничивает удел, кому пожелает?” – т.е. Аллах расширяет удел одним и сужает его другим; “Воистину в этом – знамения для верующих людей” – т.е. это назидание и доказательства”.

В данном случае,  все эти человеческие действия не угодному Аллаху, можно отнести к народам Юго-Восточной Азии, слепо исповедующий религию многобожия, понимается, как выбор сделанный против самих себя. Но, не смотря на это, надежда на Господнюю милость не утеряна, Он готов простит всех, кто к Нему обращается с покаянием. Поэтому двери Аллаха открыты для всех, если они, полагаясь на совесть и разум, и с пониманием отнесутся к Откровениям Корана, то им быть среди избранных.
Несмотря на искаженное религиозное представление, Индия и Китай является родиной многих великих открытый и изобретений, таких как математика, химия, логика, психология, компас, порох, бумага и т.д. Прослеживая историю древнего Китая, можно заметить, что основа духовной культуры этого древнего края была заложена в третьей тысячелетии до н.э., которое, в особенности выявляется в бесписьменных культурах протокитайских племен, обитавших в долине Хуанхэ. Религия этих племен основывалась на культовых верованиях, хранителями которого выступали жрецы религиозных культов, шаманы и прорицатели. Древние китайцы поклонялись многим божествам, однако основным предметом их поклонения являлось культ предков.
Более совершенным и приемлемым, среди духовных идеологии Китая является учение конфуцианства. В этом учении есть много поучительного, правда, если рассмотреть это учение без культовых обрядов. До Конфуции в Китае уже существовали различного рода философских течений, но с приходом этого великого мыслителя, китайская традиционная философия стал доминирующим звеном в развитии общественного сознания Китая. Учение Конфуции (551-479 гг. до н.э.) разрабатывало, прежде всего, проблемы морали этики. Сам Конфуции – идеолог родовой знати эпохи «борющихся царств» – считал, что эти учения существовали во времена древней династии Ся (XXI – XV вв. до н.э.) и в начале правления династии Чжоу (1027 – 771 гг. до н.э.). Поэтому задачу современных правителей Конфуции видел в подражании основателям этих династий. По мнению Конфуции основой порядка в семье и в государстве является четкое определение места каждого человека в структуре семейных и общественных отношений. Основными принципами отношений между людьми он провозгласил «жень» – человеколюбие и «и» – справедливость. Даже в нынешнее время многие умы находят опору в идее Конфуции, например: “Внутреннее равновесие есть тот корень, из которой вытекают все добрые человеческие деянья”. Когда ученик Конфуции Янь Юань спросил: “Что такое жизнь?” Конфуции ответил: “Победитель себя, вернуться к «ли» («благожелательность»), это и будет «жень» («человечность»). В тот день, когда человек победит себя вернется к благожелательности, в Поднебесной восстановится «жень»”. Продолжением учения Конфуция является философское учение даосизм. Основателем этого учения считается современник Конфуции Лао-Цзы. Согласно даосизму, основой мирового порядка является «дао» – путь (отсюда его название). Пути – дао следует небо, звезды и планеты Земля, неживые предметы и одушевленные существа. Новая реформа конфуцианской доктрины была проведена усилиями конфуцианских ученых VIII – XII вв. Непосредственной причиной для реформы послужило усиление даосизма и особенно буддизма, оказавшее реальную угрозу конфуцианству. Религиозное – философское учение Будды пришло в Китай из Индии в середине 1 в до н.э. и получило общественное признание и государственную поддержку к VI в. ценой значительных усилий проповедников и переводчиков буддийских книг на китайский язык. Если конфуцианство дало Китаю законы в решении вопроса морали, этики, семейных и государственных отношений, то даосизм стал теоретической основой таких наук, как математика, астрономия, медицина, геология, а также всех видов искусства. А что касается буддизма, можно сказать, что под влиянием буддийской религии китайцы вернулись к культу предков. Основная масса божеств, которым поклонялись простые китайцы, были местные святые, о которых ничего не было известно за пределами провинции или даже уезда. Синкретическая религия легко обожествляла реальных и мифических лиц, она делала объектом поклонения небесные тела, явления и силы природы, верили в силы злых и добрых духов, а именно в те силы, которые запрещены в монотеистических религиях. Другие философские учения Китая представлены легизмом и моизмом. Философская школа легизм периода Чжаньго (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4_%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2)

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71494003?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Эпоха возрождения Рафиг Шейх Гюльбалаоглу
Эпоха возрождения

Рафиг Шейх Гюльбалаоглу

Тип: электронная книга

Жанр: Историческая литература

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 02.01.2025

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Период с VI века до н.э. по IV до н.э. в истории человечества считается периодом, когда на смену мифологического мировоззрения приходит новое религиозное и философское учение. Благодаря этих учений человечество сделало огромный скачок в духовной и нравственной развитии.