ЗПР – Не приговор!

ЗПР – Не приговор!
Nika Alekseevna Sverchevskaya
В современном мире дети с диагнозом ЗПР нуждаются в особенном подходе. Эта книга создана, чтобы помочь родителям, педагогам и специалистам освоить практические методы работы с детьми, основываясь на комплексном подходе. Важно понимать, что развитие ребенка возможно только при активном взаимодействии всех участников процесса: арт-терапевта, логопеда, психолога и, конечно, родителей.

ЗПР – Не приговор!

Nika Alekseevna Sverchevskaya

© Nika Alekseevna Sverchevskaya, 2024

ISBN 978-5-0065-1597-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Книга-практикум: «ЗПР не приговор»
Введение
В современном мире дети с диагнозом ЗПР (задержка психического развития) нуждаются в особенном подходе. Эта книга создана, чтобы помочь родителям, педагогам и специалистам освоить практические методы работы с детьми, основываясь на комплексном подходе. Важно понимать, что развитие ребенка возможно только при активном взаимодействии всех участников процесса: арт-терапевта, логопеда, психолога и, конечно, родителей.
Работа с ребенком, должна быть комплексной и системной. Родителям важно активно включаться в процесс, взаимодействовать с профессионалами и понимать свою ключевую роль. Наши дети чувствуют наше отношение, и важно дать ребенку понять, что он такой же, как все, что он не болен и не отличается от сверстников в негативном смысле. Необходимо избегать ситуаций, когда ребенок начинает манипулировать взрослыми, использовать агрессию, как способ достижения цели.
Очень важно:
– Уметь разговаривать с ребенком, развивать его эмпатию, учить этикету.
– Избегать криков и излишней мягкости, не потакать капризам, даже если ребенок плачет.
– Мягко и с любовью объяснять, что определенные действия неприемлемы, приводить примеры и моделировать положительное поведение.
Это путь, может быть сложным: бессонные ночи, слезы и у родителей, и у ребенка. Но пройти этот путь необходимо. Например, моя внучка, которая была диагностирована с ЗПР, сегодня учится в педагогическом колледже и мечтает стать учителем искусства для таких же детей. Вместе с моей дочерью мы преодолели этот диагноз, и этот опыт дает уверенность, что ничего невозможного нет…

Когда нашей внучке поставили диагноз ЗПР (задержка психологического развития), мир на мгновение остановился. Мы с дочерью стояли перед выбором: опустить руки или бороться за её будущее. Мы выбрали второе.

Каждый день мы наполняли творчеством. Вместо скучных занятий – рисование. Вместо слёз – рукоделие и плетение браслетов шамбала. Вместо жалоб – сочинение сказок и историй. Вместо страха – лепка из полимерной глины.

Мы открыли для себя нейрогимнастику, которая стала настоящим прорывом. Простые, но эффективные упражнения помогли нашей внучке укрепить связь между телом и разумом.

Шли годы. Это был сложный путь, порой казалось, что результат никогда не наступит. Но однажды мы поняли: наша девочка изменилась. Она стала увереннее, спокойнее, начала мечтать и, главное, верить в себя.

Сейчас наша внучка учится на третьем курсе колледжа. Конечно, есть трудности в общении со сверстниками, но её любовь к творчеству осталась с ней. Она мечтает стать преподавателем ИЗО и помогать детям с такими же трудностями, как у неё.

Этот путь научил нас главному: дети с ЗПР – невероятно талантливые, нужно лишь найти ключ к их сердцу. Творчество стало нашим ключом.
Глава 1: Дети от 3 до 5 лет
Арт- практики
– Рисование пальчиками и кистью: освоение базовых движений, развитие тактильных ощущений.
– Аппликации и коллажи: создание простых картин из бумаги и других материалов.
– Лепка: использование пластилина и соленого теста для развития мелкой моторики.
Игры
– Развивающие игры: складывание кубиков, пазлов, работа с крупным конструктором.
– Сенсорные игры: работа с манкой, фасолью, песком и водой для стимуляции сенсорного восприятия.
Спортивные игры
– Создание простой полосы препятствий.
– Активные игры на свежем воздухе: «Найди клад», эстафеты.
Практические схемы
В книге будут предложены шаблоны для аппликаций, рисунков и коллажей. Например, форма домика, дерева, животных.

Глава 2: Дети от 5 до 9 лет
Арт- практики
– Рисование гуашью: копирование картинок, дорисовка деталей.
– Лепка из глины: обучение основам работы с глиной для развития силы рук и моторики.
– Рукоделие: основы шитья, создание простых игрушек.
Дополнительные практики
– Мыловарение: работа с готовыми формами и мыльной основой.
– Книги из фетра: пошаговые схемы создания страниц (животные, растения).
Творческие задания
– Плетение бусин, бисера.
– Конструирование и работа с простыми робототехническими наборами.
Меры безопасности
В каждой практике будут описаны правила безопасности, в том числе работа с острыми инструментами, горячими материалами и мелкими деталями.

Глава 3: Совместные занятия для родителей и детей
– Игры на развитие доверия и коммуникации: создание совместных проектов (например, аппликации или поделки).
– Рекомендации для родителей по организации пространства и времени для занятий.

Глава 4: Организация пространства и техники безопасности
– Как подготовить рабочую зону дома.
– Выбор материалов: безопасные краски, инструменты, формы для мыловарения.
– Особенности работы с различными материалами.

Эта книга станет опорой для всех, кто стремится помочь детям с ЗПР раскрыть их потенциал. Творчество, поддержка и вера в возможности ребенка – это ключ к успеху. Пусть каждый шаг на этом пути будет радостным и вдохновляющим.

Глава 1.: Рисование пальчиками и кистью
Описание: Метод рисования пальчиками и кистью является основой для развития моторики и тактильного восприятия ребенка. Эта техника позволяет детям выразить свои эмоции, улучшить координацию движений и сформировать базовые навыки работы с красками.
Цели:
– Развитие мелкой моторики.
– Стимуляция сенсорного восприятия.
– Формирование основы для дальнейших навыков рисования.
– Выражение эмоций через творчество.
Необходимые материалы:
– Гуашь или акриловые краски.
– Лист плотной бумаги (формат А4 или больше).
– Кисти разного размера.
– Тряпочки для вытирания рук.
– Ёмкость с водой для мытья кистей.
– Фартуки или одежда для рисования.
Пошаговая инструкция:
– Подготовьте рабочее место. Постелите клеёнку или бумагу на стол, чтобы защитить поверхность.
– Объясните ребенку, что сегодня он будет создавать рисунок с помощью своих пальцев и кисти. Покажите, как это можно делать.
– Начните с пальчикового рисования. Предложите ребенку окунуть палец в краску и оставить отпечаток на бумаге. Можно рисовать линии, кружочки, волны.
– После этого дайте ребенку кисть. Покажите, как держать кисть и как наносить краску на бумагу.
– Предложите нарисовать что-то простое: солнце, дерево, цветок. Пусть ребенок сам выберет, что хочет изобразить.
– Поддерживайте ребенка, если он затрудняется. Хвалите за старания и объясняйте, что в рисовании нет ошибок.
Совет: Если ребенок боится испачкаться, покажите ему, как легко можно вымыть руки. Добавьте в процесс игры, например, предложите нарисовать радугу пальчиками.
Пример задания: Нарисовать летний пейзаж с солнцем, облаками и цветами. Использовать пальчики для рисования цветов, а кисть для изображения солнца и облаков.
Меры предосторожности:
– Используйте только безопасные краски, предназначенные для детей.
– Следите, чтобы ребенок не брал краску в рот.
– После занятия вымойте руки ребенка и уберите рабочее место.
Дополнительные задания для рисования пальчиками и кистью:
– Отпечатки пальцев:
– Создайте узоры из отпечатков пальцев, соединив их в рисунки животных, деревьев или цветов.
– Пример: Оставьте несколько отпечатков рядом и превратите их в гусеницу, дорисовав лапки и усики кистью.


– Сезонные картины:
– Подберите тему, связанную с текущим временем года.
– Осень: Рисуем дерево, листья которого создаются отпечатками пальчиков.
– Зима: Снежинки, нарисованные пальцами на синем фоне, или снеговик из кругов.
– Весна/лето: Цветущие луга или радуга, созданная кистью.



– Свободное творчество:
– Дайте ребёнку возможность поэкспериментировать с цветами и формами. Пусть он сам решает, что хочет нарисовать, а вы мягко направляйте его.

Игровые элементы:
– «Магическая кисть»:
– Скажите ребёнку, что сегодня кисточка волшебная – она может «оживлять» краски. Попросите его придумать, что «нарисует» кисточка.
– «Следы животных»:
– Пусть ребёнок попробует изобразить следы, будто по бумаге прошли разные животные. Например, крупные точки – медведь, маленькие – птичка.


Советы для родителей:
– Если ребенок устал, предложите закончить рисунок позже.
– Не сравнивайте работы ребенка с чужими. Каждый рисунок уникален.
– Развивайте воображение: поговорите о том, что изображено на рисунке, придумайте историю.

Рисование пальчиками и кистью – это веселый и полезный способ развивать способности ребенка, формировать уверенность в себе и пробуждать интерес к творчеству.

Глава 1.1: Аппликации и коллажи
Описание:
Аппликации и коллажи – это техники, которые помогают развивать моторику, пространственное мышление и фантазию у детей. Работа с бумагой, тканями и другими материалами позволяет ребёнку выражать эмоции и учиться сосредотачиваться на процессе.

Цели:
– Развитие мелкой моторики.
– Формирование навыков планирования и последовательно
– Развитие творчества
– Усиление эмоционального контакта через совместную деятельность.

Необходимые материалы:
– Цветная бумага разных текстур (глянцевая, матовая).
– Картон для основы.
– Клей-карандаш или клей ПВА с кисточкой.
– Ножницы с закругленными концами.
– Ленты, пуговицы, вата, кусочки ткани и другие декоративные элементы.
– Простые шаблоны (фигуры животных, деревьев, цветов).
– Природные материалы: листья, сухие цветы, веточки.

Пошаговая инструкция:
– Подготовьте рабочее место.
– Постелите клеёнку или защитную плёнку, соберите все материалы. Убедитесь, что ребёнку удобно.
– Объясните задание.
– Расскажите ребёнку, что сегодня он будет создавать картину из вырезанных элементов. Предложите тему, например: «Домик в лесу».
Элементы для аппликации: «Домик в лесу»
Домик
– Прямоугольник для основы дома (размер зависит от общего масштаба аппликации).
– Треугольник
– Маленькие квадраты или прямоугольники для окон.
– Прямоугольник для двери.
Деревья
– Коричневые прямоугольники или полоски для стволов.
– Зелёные овалы или кружочки для крон
– Можно добавить детали: яблоки, шишки, цветы
Трава
– Полоски разной длины, которые будут изображать травинки.
– Дополнительно можно сделать цветы из кружков и маленьких лепестков.
Солнце
– Жёлтый круг для солнца.
– Тонкие полоски или треугольники для лучей.
Облака
– Белые овалы или причудливые формы.
Дорожка к домику
– Полоска из серой или коричнев
– Можно сделать её из отдельных камушков (кружков или овалов).
Детали для украшения
– Птицы: маленькие треугольники и кружочки.
– Забор: полоски для столбиков и горизонтальные линии.
– Грибочки: красные круги и белые ножки.

Элементы для аппликации: «Праздничный букет
Основа букета
– Прямоугольник или трапеция для вазы. Цвет: белый, голубой, золотой или любой праздничный.
– Крупные листья для зелёного обрамления (овальной или каплевидной формы).
Цветы
– Розы: круги разных размеров для свёрнутых лепестков. Лепестки можно вырезать в форме закрученной спирали.
– Тюльпаны: овалы для бутонов и длинные полоски для стеблей.
– Ромашки: белые лепестки (удлиненные овалы) и желтые круги для серединки.
– Хризантемы: множество длинных узких лепестков,
Декоративные элементы
– Ленты для украшения букета: длинные полоски, которые можно закрутить или переплести.
– Блёстки или звёзды для праздничного акцента.
– Маленькие сердечки, вырезанные из цветной бумаги.
Дополнительные детали
– Бабочки: силуэты крыльев разных цветов.
– Маленькие листочки для заполнения пространства.
– Ягоды или бусины (кружочки красного или чёрного цвета).
Фон
– Светлый фон (голубой, жёлтый или пастельных тонов).
– Можно добавить праздничные элементы, такие как конфетти, серпантин или надпись «С праздником!».
Элементы для аппликации: «Морское приключение».
Море
– Волны: длинные волнистые полоски разной ширины, вырезанные из синей и голубой бумаги.
– Пена на волнах: белые кружочки
Корабль
– Основная часть: прямоугольник или трапеция для корпуса.
– Паруса: треугольники разного размера, белого или другого свет
– Мачты: длинные тонкие полоски.
– Флаг: маленький треугольник для вершины мачты.
Рыбы и морские животные
– Рыбки: овалы или кап
– Дельфин: силуэт с изогнутым телом.
– Черепаха: овал для панциря и маленькие формы для головы и лап.
– Медуза: полукруг для тела и полоски для щупалец.
Морское дно
– Водоросли
– Ракушки: полукруги или причудливые формы.
– Камни: овалы и кружочки серого или бежевого цвета.
Солнце и небо
– Солнце: круг жёлтого цвета.
– Облака: белые овалы или волнистые формы.
– Птицы: простые силуэты в виде галочек.
– Дополнительные детали
– Кораблик в бутылке: маленькая версия корабля внутри прямоугольника.
– Якорь: силуэт
– Звезда: морская звезда в виде пятиконечной фигуры.
Фон
– Верхняя часть: голубая (небо).
– Нижняя часть: синяя (море).

– Начните с выбора материалов.
– Помогите ребёнку выбрать бумагу и элементы, которые он будет использовать. Например, для домика – коричневую бумагу для стен, жёлтую для
– Вырезание фигур.
– Покажите ребенку, как пользоваться ножницами. Если он еще не умеет, предложите отрывать кусочки бумаги руками – это тоже интересно и полезно для моторики.
– Создание композиции.
– Помогите ребенку разложить элементы на основе, чтобы увидеть будущее изображение. Предложите двигать детали, пока он не будет доволен результатом.
– Приклеивание.
– Когда композиция готова, начните приклеивать элементы. Покажите, как наносить клей, чтобы он не выступал за границы.
– Добавление декоративных деталей.
– Предложите украсить аппликацию пуговицами, ватой для облаков или лентами для травы.

Советы для родителей:
– Если ребёнок затрудняется, помогите ему, но не делайте всю работу за него.
– Хвалите не только результат, но и процесс. Например: «Как аккуратно ты вырезал этот домик!»
– Для первого раза выбирайте простые композиции с минимальным количеством деталей.

– Коллаж «Моя семья»: вырежьте и наклейте фигурки членов семьи, добавив их фотографии.
– Тематические аппликации к праздникам, например, ёлочка из зелёных треугольников к Новому году.
Элементы для коллажа: «Моя семья»
– Фон
– Выберите цвет бумаги или ткани, который будет основой для коллажа (например, светлый пастельный или нейтральный оттенок).
– Можно разделить фон на две части: дом и природа (пол, стены и небо).
– Члены семьи
– Фигуры людей:
– Голову можно вырезать из цветной бумаги (круг или овал).
– Тело – прямоугольники, овалы или треугольники.
– Руки и ноги – полоски или овалы.
– Лица можно нарисовать или добавить вырезки из фотографий.
– Одежда:
– Вырежьте из ткани, цветной бумаги или найдите изображения в журналах.
– Дом и интерьер
– Дом: прямоугольник для основного корпуса и треугольник для крыши.
– Окна и двери: квадраты, прямоугольники.
– Внутри дома можно добавить мебель (стол, стулья, кровать), сделанную из вырезок из бумаги или журналов.
– Общий сюжет
– Члены семьи могут держаться за руки, сидеть за праздничным столом, гулять по двору или заниматься любимым делом.
– Добавьте любимые вещи семьи: игрушки, домашних животных, книги, музыкальные инструменты.
– Детали природы
– Деревья, кусты, цветы, солнце, облака, трава.
– Для текстур используйте гофрированную бумагу или натуральные материалы, такие как листья и сухие цветы.
– Декоративные элементы
– Рамка для коллажа: вырезать из плотной бумаги или использовать готовую рамку.
– Подписи под каждым членом семьи: вырезанные буквы или написанные от руки.
– Флажки, сердечки, звёзды для создания праздничного настроения.

Дополнительные советы
– Используйте вырезки из журналов и газет для деталей (например, изображения комнат, животных, цветов).
– Можно добавить фотографии членов семьи вместо нарисованных лиц, чтобы сделать коллаж более персонализированным.
– Предложите детям сделать коллаж объёмным, приклеивая элементы на разной высоте (используйте картон или пенопласт).
Этот коллаж станет не только творческим заданием, но и способом обсудить ценности семьи!

2.«Мой город»
– Цель: создать аппликацию с изображением города.
– Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, картон.
– Инструкция:
– Ребенок выбирает, какие здания он хочет изобразить (школа, дом, магазин).
– Вырезает из цветной бумаги прямоугольники для стен, треугольники для крыш.
– Приклеивает элементы на картон, добавляет детали – окна, двери, деревья.
Элементы для коллажа: «Мой город»
– Фон
– Основной фон можно сделать из бумаги синего или голубого цвета (небо).
– Добавьте облака, солнце или звёзды в зависимости от времени суток, которое вы изображаете.
– Архитектура города
– Дома и здания:
– Прямоугольники и квадраты разного размера для основ зданий.
– Треугольники, трапеции или ровные линии для крыш.
– Маленькие квадраты и прямоугольники для окон и дверей.
– Особенности:
– Башня
– Улицы и дороги
– Широкие полосы серой или чёрной бумаги для дорог.
– Жёлтые или белые линии для разметки.
– Пешеходные переходы, светофоры (маленькие прямоугольники с цветными кружками).
– Транспорт
– Машины: прямоугольники и овалы для кузова, кружочки для колёс.
– Автобусы, трамваи, велосипеды: упрощённые фигуры с элементами.
– Воздушные шары, самолёты, вертолёты для неба.
– Природа в городе
– Деревья: стволы из коричневых прямоугольников, кроны из зелёных кружков или овалов.
– Кусты: округлые формы из зелёной бумаги.
– Цветы: маленькие кружочки и тонкие полоски для стеблей.
– Река или озеро: волнистые линии голубого цвета.
– Люди
– Фигуры из простых форм: круг для головы
– Можно добавить рюкзаки, сумки, зонты.
– Дополнительные элементы
– Уличные фонари: длинные полоски для столбов и круги для светильников.
– Скамейки: прямоугольники и полоски.
– Магазины, кафе: вывески в виде полосок с названиями.
– Домашние животные: силуэты кошек, собак, птиц.
– Название города
– Выразительное название: можно вырезать буквы из журналов, газет или цветной бумаги.
Дополнение к коллажу: использование журналов и газет
– Дома и здания
– Найти изображения зданий, домов или архитектурных элементов в журналах и газетах.
– Вырезать их и использовать как готовые элементы для коллажа.
– Детали для улиц
– Из вырезок можно создать:
– Вывески для магазинов и кафе.
– Рекламу на фасадах зданий.
– Автобусы, машины, велосипеды.
– Природа
– Найти изображения деревьев, кустов, цветов, рек или парков.
– Использовать их для добавления реалистичных деталей в городской пейзаж.
– Фон
– Газеты могут стать отличным фоном для коллажа, особенно если выбрать страницы с интересным текстом или картинками.
– Творческий акцент
– Можно комбинировать вырезки с рисунками, добавляя свои детали с помощью фломастеров
– Использовать яркие вырезки, чтобы сделать коллаж более выразительным.

Такой подход не только разнообразит коллаж, но и поможет развить творческое мышление у детей, ведь они смогут выбирать из множества готовых форм, создавая уникальные композиции.

3.«Мой дом»
– Цель: помочь ребенку изобразить место, где он живет.
– Материалы: бумага, ткань, природные материалы (сухие листья, веточки).
– Инструкция:
– Ребенок рисует на картоне план дома или квартиры.
– Из цветной бумаги вырезает мебель и окна, добавляет декоративные элементы (например, коврик из ткани).
– Размещает элементы дома на макете.
Элементы для коллажа: «Мой дом»
– Фон
– Выберите светлый или нейтральный фон для основы (голубой для не
– Можно разделить фон на верхнюю часть (небо) и нижнюю часть (земля).
– Основное здание дома
– Корпус: прямоугольник или квадрат из бумаги, ткани или картонной вырезки.
– Крыша: треугольник или трапеция, вырезанные из красной, коричневой или любой другой яркой бумаги.
– Окна: квадраты или прямоугольники, вырезанные из бумаги, или
– Дверь: прямоугольник с добавлением ручки.
– Детали интерьера и экстерьера
– Дымоход: полоска, приклеенная к крыше, с рисунком
– Забор: маленькие прямоугольники, расположенные в ряд.
– Трубы, лестницы или балконы: можно вырезать из бумаги или нарисовать.
– Природа вокруг дома
– Деревья: стволы из коричневых полосок, кроны из зелёных кругов
– Кусты: округлые формы из зелёной бумаги.
– Цветы: маленькие кружочки и полоски для стеблей.
– Солнце, облака, птицы: элементы для верхней части коллажа.
– Животные и люди
– Фигуры домашних животных (кот, собака, птицы на кры
– Фигуры людей, которые можно вырезать или нарисовать.
– Дополнительные элементы
– Мостик или дорожка: волнистая или прямая полоска, ведущая к двери.
– Грядки: прямоугольники для клумб или огорода.
– Праздничные украшения: гирлянды, флажки, шарики.
– Использование фотографий и вырезок
– Можно добавить фотографии реального дома, чтобы сделать коллаж персонализированным.
– Вырезки из журналов для текстур (кирпичная стена, деревянные двери, черепичная крыша).

Дополнительные советы
– Делайте акцент на уникальных деталях: флюгере, занавесках на окнах, цветочном горшке у двери.
– Используйте разные материалы: фетр для травы, гофрированную бумагу для дерева, блёстки для украшений.
– Можно создать объёмный дом с помощью
Коллаж «Мой дом» позволяет детям выразить своё представление о доме и создать уютный образ, который может стать особенным подарком или украшением.

4.«Мой любимый праздник»
– Цель: создать аппликацию, посвященную Новому году, Пасхе или другому важному событию.
– Материалы: блестки, вата, цветная бумага, пайетки.
– Инструкция:
– Нарисуйте силуэт елки (или другого праздничного символа) на картоне.
– Украсьте елку вырезанными из бумаги игрушками, приклейте блестки, ватные шарики для снега.
– Добавьте детали (подарки у елки, звезду на макушке).
Элементы для коллажа: «Мой любимый праздник»
– Фон
– Выберите фон, который соответствует празднику:
– Для Нового года – голубой, белый или синий с добавлением снежинок.
– Для Дня рождения – яркие цвета (жёлтый, розовый, зелёный).
– Для 8 Марта или другого весеннего праздника – нежные пастельные оттенки.
– Основные элементы праздника
– Новогодние элементы:
– Ёлка из зелёной бумаги, украшенная вырезанными игрушками и гирляндами.
– Подарки: маленькие коробочки с бантиками.
– Снеговик: кружочки для тела, треугольник для носа.
– День рождения:
– Торт с вырезанными свечами.
– Шарики из цветной бумаги, приклеенные на нитки.
– Конфетти и гирлянды из гофрированной бумаги.
– Весенний праздник:
– Букеты цветов, вазочки из бумаги.
– Солнышко, бабочки, зелёная трава.
– Люди
– Добавьте фигуры семьи и друзей, которые участвуют в празднике.
– Можно использовать фотографии или нарисованные/вырезанные силуэты.
– Декоративные элементы
– Украшения комнаты: шторы, воздушные шары, праздничные скатерти.
– Подарки: коробочки разной формы и цвета.
– Бантики, звёзды, блёстки.
– Атмосфера праздника
– Для Нового года: снежинки, снег на земле, звёздное небо.
– Для Дня рождения: хлопушки, разноцветные флажки
– Для весенних праздников: зелёные листья, цветущие деревья.
– Надписи
– Добавьте поздравления: «С Новым годом!», «С днём рождения!», «С праздником!».
– Можно вырезать буквы из журналов или сделать надпись руками.
– Дополнительные детали
– Фотографии прошлых праздников, чтобы сделать коллаж личным.
– Вырезки из журналов: праздничный стол, свечи, салют

Советы
– Используйте разные материалы: фольгу для блеска, гофрированную бумагу для объёма, наклейки для
– Обсудите с детьми, какой праздник они любят больше всего, чтобы коллаж отражал их эмоции и предпочтения.
– Дайте возможность добавить что-то своё, например, рисунок или надпись.
Такой коллаж поможет детям вспомнить радостные моменты, связанные с их любимыми праздниками, и создать яркую композицию!

5.«Мир животных»
– Цель: познакомить ребенка с миром животных и их средой обитания.
– Материалы: природные материалы (листья, семена), бумага, клей, фломастеры.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71469289?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
ЗПР – Не приговор! Nika Sverchevskaya
ЗПР – Не приговор!

Nika Sverchevskaya

Тип: электронная книга

Жанр: Общая психология

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 25.12.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: В современном мире дети с диагнозом ЗПР нуждаются в особенном подходе. Эта книга создана, чтобы помочь родителям, педагогам и специалистам освоить практические методы работы с детьми, основываясь на комплексном подходе. Важно понимать, что развитие ребенка возможно только при активном взаимодействии всех участников процесса: арт-терапевта, логопеда, психолога и, конечно, родителей.