Методика развития детей с научной и художественной литературой. «Дом в книжном шкафу»
Ксения Мира
Педагогическая методика развития и воспитания детей вместе с научной и учебной литературой. Методика основана на интеграции научной и художественной литературы и её роли в развитии ребёнка, познании, мышлении и творческой деятельности
Ксения Мира
Методика развития детей с научной и художественной литературой. "Дом в книжном шкафу"
Литературный проект «Дом в книжном шкафу»
О проекте
Данный проект посвящен методологии развития, обучения, образования и воспитания детей вместе с литературой, научной и художественной. Именно широкий смысл понимания литературы в целом позволяет информативно охватить все сферы знания.
Передо мною – полки книжных шкафов, а на них – накопленный за годы багаж знаний – домашняя библиотека – воплощение литературы. Безусловно, такое интеллектуальное сокровище может быть в любом формате, от электронной книги до целой информационной сети с базой знаний в виде литературных источников. И главное, что все это – литература, художественная и научная литература, и она является не только учителем, но и самой информатикой жизни – ею созданной и для нее самой – о мире и его многообразии. Но книги… Я открываю книжный шкаф – и передо мной неимоверная и бесконечная история, целая вселенная, вобранная в этот компактный объём, хотя эта малая частичка, но и она будто целый мир. Взгляните на свою библиотеку, в какой бы форме она ни была представлена, хотя бы это были даже и ваши знания. Физика, философия, химия, биология, лингвистика и иностранные языки, история, искусство, государство и право, информатика и многие другие науки задают свой деловой тон. А наука в лицах – история рождения и жизни знания, когда само это знание есть, но его отыскали люди. Ч. Дарвин, Т. Кун, Э. Фромм… И вот он, жизненный характер, душа разума и детище воображения – художественная литература: Жюль Верн, Конан Дойл, Чарльз Диккенс, Ф.М. Достоевский, М.А. Булгаков, Ф.С. Фицджеральд… И вы уже чувствуете этот всеобъемлющий охват самой книги жизни и истории мира. И все это – знание.
Так и дети – через сказку узнают о были, а в истории древнего мира могут увидеть чудеса. «Затерянный мир», археология… И литература может привести ребенка к цели всей его жизни. И в этой книге по методологии развития ребенка по возрастам наука как педагог, умудренный знанием, заложенным в бесконечности мира от его возникновения, раскрывает свои объятия любимому ученику и протягивает крепкую руку, чтобы повести это чадо в пути его жизни.
Введение в методику: о силе слова и сознании ребёнка
Литература: словесность и письменность
Почему литература – ответ заключается в силе информации – и слово – один из ее носителей. Большая часть информации обрабатывается нами с помощью речи, устной и письменной, и потому методы работы со словом, изустным и печатным, столь необходимы для эффективного обучения и ускорения познания в мире бесконечно растущей информации.
Как я уже отмечала, один из методов, всем нам известных, является скорочтение, и связанные с ним методы концентрации и запоминания.
И один из комплексных, информативных и компактных к освоению подходов описал А.А. Гоман[1 - А. Гоман. Скорочтение и запоминание. Знания, которые не займут много места. – Москва: Эксмо, 2022. – 128 с. : ил. – (Теперь все ясно!).], подвигая не терять времени и упоминая то же промедление, о котором, к слову сказать, в отношении ко времени жизни сказал и один из литературных диккенсовских героев «Дэвида Копперфилда» – мистер Микобер: «procrastination is a thief of time – collar it!». Автор пишет и о приемах и методах мнемоники, запоминания нужной информации и тренировки памяти (метод римской комнаты, Айвазовского и др.) в их связи и с учетом нашей биологии, например, уровнем дофамина и необходимых витаминов[2 - А. Гоман. Скорочтение и запоминание. Знания, которые не займут много места. – Москва: Эксмо, 2022. – 128 с. : ил. – (Теперь все ясно!). С. 96-104.], а также о развитии креативности как методы созидания нового.
Для детей необходима адаптация к скорочтению, поскольку изначально мы смотрим не только на слова в тексте, но и на любой объект сосредоточенно, фокусируя свое внимание, как это наглядно можно продемонстрировать на работе фокусировки фото или вилеокамеры, хотя и охватываем картину в целом. Вот эту способность – охватить видимое в общем – и необходимо развивать при обучении скорочтению детей. И существует методика развития перефирического зрения для обучения ребенка скорочтению[3 - Рязанцева Ю.Е. Скорочтение. Развитие переферического зрения: рабочая нейротетрадь для дошкольников / Ю.Е. Рязанцева. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2023. – 32 с.: ил. – (Орешки для ума).]. В основном, это задания на поиск анаграмм и зеракальное отображение, слова наоборот.
Представляет интерес метод написания писем, так напоминающий школьные сочинения, но не ограниченный ни темой-содержанием, ни формой. Миссис Chapone в 1801 году выпустила книгу «Letters on the improvement of the mind»[4 - Mrs. Chapone. Letters on the improvement of the mind. London, C. Whittingham, Dean street, Fetter Lane, 1801. – 211 p.], изданную в виде сборника писем своей племяннице на различные темы, напоминающие научные исследования определенных предметов, как религия, чувства, и в которых по сути заключен метод чтения письма и развития разума. И примечательно последнее письмо о чтении истории, в котором автор описывает различные формы фиксации хода истории, от поэзии и древних текстов до отдельных мыслителей и нашей памяти.
В современности этот метод трансформировался в ведение блогов и страниц в социальных сетях, переписке мессенджерах, но сократи саму форму, доведя изложение мыслей до краткости, тогда как наоборот искусственные нейронные сети создают тексты любой длины и быстро их осваивают.
И все же мы изъясняемся речью, в которой слово – ее мощнейший оператор, и со словом мы выражаем познанное и мысленное. Обороты речи и мышление, его острота, конкретика и образность, связаны словом. Н.Ф. Алефиренко подробно описал эту взаимосвязи в своем исследовании по когнитивной фразеологии, берущей начало от когнитивной лингвистики. И здесь мы сходимся во мнении о природе нашего мышления, которая основана на языке – мы мыслим словесно – это понятие ученый описывает как менталингвистику[5 - Алефиренко, Н.Ф. Фразеология и когнитивистика в аспекте лингвистического постмодернизма: моногр. / НФ Алефиренко. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – 152 с. С. 8]. Именно слова, фраземы помогают описать конкретный образ. Здесь сразу возникает проблема утраты части информации, а точнее – вследствие невозможности описать одним словом все качества образа в их полноте, но все же универсальный метод описания словом существует, как существует и сам предмет и информация о нем, а значит, и возможность описания. Фактически, если предполагать некий кодировщик и декодер восприятия и выражения, то это и будет слово.
Эту связь образа, фраземы и нашего мышления ученый описывает через механизмы работы нейронов и контекста или концепта[6 - Алефиренко, Н.Ф. Фразеология и когнитивистика в аспекте лингвистического постмодернизма: моногр. / НФ Алефиренко. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – 152 с. С. 106.], к которому относятся образ и слово запускающие, в свою очередь цепочку ассоциативного мышления и установления связей.
И весь этот механизм ментального языка объединяет все та же семантика, но уже относимая к сфере познания, ставшая динамичной, составившая метод. Речь идет о когнитивной семантике[7 - Радбиль Т.Б. Когнитивистика: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. – 375 с.], о когнитивистике и языке. Как отмечает доктор филологических наук Т.Б. Радбиль, достоинства языка и слова в том, что им человек старается описать объект в целом[8 - Радбиль Т.Б. Когнитивистика: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. – 375 с. С. 63.]. И ученые в данной области сходятся в одном: языковое мышления – это определенный концепт, способ восприятия мира и выражения этого концепта человеком.
Из истории развития языка мы можем почерпнуть знания, каким способом информация о конкретном трансформировалась с помощью мышления. Это «музыкальный протоязык»[9 - Фитч У.Т. Эволюция языка / Пер. с англ. и науч. ред. Е.Н. Панова; послесл. Е.Н. Панова; послесл. А.Д. Кошелева. – М.: Языки славянской культуры, 2013. -768 с. – (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning). С. 522.], или язык музыки, музыка языка – чистая физика, а со словом сочетаемая с информатикой. Постарайтесь сами взглянуть на предмет – и первое впечатление – это знание, которое формируется и без слов, затем облекается словами, а одной из возможностей выражения является звук, также как и слово, являющийся еще одним оператором речи.
Благодаря звуковой форме выражения языка, при построении речи необходимо пользоваться ритмом, который в зависимости от того, на что или с помощью чего делается акцент, условно разделяют на семантический и синтаксический ритм построения речевой конструкции[10 - Гумовская Г.Н. Ритм как универсальный закон построения языковых объектов. Учебное пособие по спецкурсу по специальностям 022600 «Лингвистика и межкультурная коммуникация», 033200 «Иностранный язык». М.: РИПО ИГУМО, 2002,. – 168 с.]. С помощью семантического ритма в речи мы делаем смысловые акценты на знаковых в сообщении объектах, тогда как синтаксис позволяет структурировать информацию, передаваемую с помощью речи. Все методы вместе позволяют достичь высокой информативности, которую из всех категорий, характеризующих, например, письменную речь, отмечают наиболее важной[11 - Гумовская Г.Н. Ритм как универсальный закон построения языковых объектов. Учебное пособие по спецкурсу по специальностям 022600 «Лингвистика и межкультурная коммуникация», 033200 «Иностранный язык». М.: РИПО ИГУМО, 2002,. – 168 с. С. 43.].
Обратимся к письменной языковой форме – она связывает семантику конкретных образов с языковым и символическим выражением, то есть, с самим языком, его информатикой.
В 1894 году П.А. Адамов написал труд «О методе преподавания русской словесности», который он выделил и сделанных им филологических записок. Его метод основан на филологических разборах произведений писателей и литераторов, обучения письму у тех, чьим пером сотворены и свои литературные языки. На примере басен И.А. Крылова, автор предлагает выделять несколько оснований, по которым анализируется текст, и, соответственно, это и составляет его метод обучение слову: излагается содержание и составляется план текста (введение, основная часть, вывод), затем исследуются особенности языка и слога (грамматические, стилистические особенности, благозвучие[12 - П.А. Адамов. О методе преподавания русской словесности. Воронеж: Типография В.И. Исаева, 1894. С. 10-11.].
Связь речи и мышления исследовал известный ученый психолог Жан Пиаже в одном из трудов, в котором он разобрал особенности речевой и мыслительной функции и детей возраста от 4 до 11 лет на примере их взаимообщения, и выделяет следующие этапы: от 4 до 7 лет – коллективный монолог, спор, сотрудничество в действии, конкретном и абстрактном мышлении; 6 лет – вопрос «почему», монолог, повторение, критика, приказания, характеризующие эгоцентризм в данном возрасте и обращение внимания на личность ребенка; от 9 до 11 лет – необходимость обоснования и объяснения, синкретизм суждений и соединение разных понятий на основе определенной общности, создания искусственной связи между понимаемым в связи со схожестью семантического значения[13 - Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка / Пиаже Жан; [перевод с французского]. – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 352 с. – (Философия –Neoclassic).].
Особенности различных языков как метода выражения мысли – понимания окружающего и его объяснения – влияют на представление и выражение этой картины мира. О репрезентации мира через язык пишет Б.О. Майер, указывая на мышление человеком себя и мира на исторически сложившемся языке[14 - Майер Б.О. Эпистемологические аспекты философии образования. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – 213 с. С. 72.].
Сочетая обучение речи вместе с изучением литературы ребенок быстрее осваивает обе формы, устную и письменную, и знакомится с фонетикой, грамматикой и синтаксисом на примере самого богатого источника речевых форм – литературой в ее научном и художественном виде.
В России литература – душа, ее выражение. А потому имеет место и исторический подход к развитию научного учения о воспитании детей вместе с литературой. Например, это «Планы объяснительного чтения» В. Виноградова, которые по сути являлись методическим пособием. Учитель тогда, В. Виноградов указывал на недостаточность в обеспечении материалами[15 - Виноградов В. Планы объяснительного чтения. Опыт объяснения образцов русской литературы для начального обучения. Руководство для учителей начальных училищ, примененное для ведения объяснительного чтения по книгам Ушинского, Паульсона, Виноградова, Радонежского, Деркачева, Поливанова, Козьмина, Бунакова, Полевого и друг. / составил В. Винограов. Издание второе, испр. и доп. Москва: Издание книжного магазина Вл. В. Думнова, под фиромй наследников бр. Салаевых, 1887. – 164 с.], которые указывали бы на определенные пределы такого чтения детям возраста начальной школы. В целом, планы напоминают и современный урок по литературе, они включают предварительную беседу по теме, чтение текста, резюмирование и темы сочинений – этот триединый подход – от действительности – к произведению – и рефлексии после прочтения и развития мыслей – предоставляет связь между жизнью, ее запечатлением в литературе, и раскрытием смыслов и дальнейшего творчества.
Мощную педагогическую систему обучения родному языку развил К.Д. Ушинский. Поскольку методика К.Д. Ушинского достаточно исследована, и написана даже философия его трудов, то обратимся именно к литературной части.
Звучание речи может позволить стремительно перейти к чтению и письму. Слоговое чтение в достаточной мере ставит ребенка в тупик, поскольку речь течет слитно и мелодично, но со слогами чувствуется ритм речи и создается представление о написании слов. Следовательно, чтобы обучение и чтение не превращались в послоговое произношение, необходимо стремится к озвучиванию всего слова. Целесообразно сочетать звучание слово с его целостным написанием, и затем выделять слоги и буквы – это может способствовать избегания привычки чтения по слогам.
Р.Т. Августова предлагает начинать обучение со слогов[16 - Августова, Ромена Теодоровна. Учимся читать, учимся писать: авторская методика обучения чтению и письму детей с особенностями развития / Р.Т. Августова. – Москва: Издательство «АСТ», 2018. – 192 с. С. 17.]. Это рационально в связи с особенностями фонетики речи. Затем автор особо подчеркивает, что ребенок быстрее познакомится с буквами и изучит их, когда он уже познакомился с ними в слогах. Эта методик Ромены Теодоровны разработана с учетом проблем с обучением, и потому еще более действенна в случае, если таковых проблем с обучением не возникает.
Интерес представляет методика изучения звуков, особенно, на различении их похожести, для детей возраста 3-6 лет[17 - Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.: ил.], на примере литературных произведений – это и знакомство со звуком, а затем – с грамотой. И в особенности, звучание букв раскрывается в скороговорках, песнях и стихах – усложнение чередования в них слогов с мягкими и звонкими буквами, озвончением и глушением, известные нам «з»-«с», «ж»-«ш» и «с»-«ш» – все эти особенности рассмотрены авторами программы через звуковую культуру речи. И данные методические рекомендации комплексные – в них включены обзоры литературных произведений, обучение сочинять и рассказывать.
Что необходимо учитывать для эффективного обучения ребенка – это деликатный вопрос, потому что от этого зависит выстраивание первых синапсов между нейронами и дальнейшее построение сети мышления головного мозга. Окружающая среда и доступная информация, наследственность и здоровье, имеющиеся способности и еще неразвитый потенциал, психика, интеллект и многое другое. В процесс познания подключается все во взаимосвязи, начиная от различных сенсоров и органов чувств до сознания.
Сама литература и язык не только созданы словом, но и помогают этим словом управлять, творить вместе с ним. Это двунаправленность, двойственность метода – сначала рождение литературного источника, а затем толчок к созданию все нового и нового – заложена в основе информатики, созидания с помощью информации. Это не только сама словесность, речь и красноречие, или предшественники данных слов – добрословие и благословие[18 - Аннушкин В.И. Языки жизнь. Книга о русском языке – речи – слове. – М.: Русская школа, 2010. 320 с. С. 101.], не только написание текстов, но это и творение словом смыслов, идей или их помещение в слово, и претворение словом в жизни действий.
О методических материалах в помощь взрослым и детям
История становления литературы для детей как направления исторически сложилось позже – изначально данную роль выполнял фольклор и сказки. Выделился детский фольклор, вобравший колыбельные песни, потешки и др.[19 - Гусакова О.Я. Детская литература. Истоки, возникновение и развитие литературы для детей в XV – XVIII вв.: практикум для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» / О.Я. Гусакова. – Москва: Издательство «Перо», 2021. – 168 с. С. 51.]. В эпоху Просвещения сложился научный подход к развитию детской литературы, особенно педагогическая литература, стали выпускаться детские журналы[20 - Гусакова О.Я. Детская литература. Истоки, возникновение и развитие литературы для детей в XV – XVIII вв.: практикум для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» / О.Я. Гусакова. – Москва: Издательство «Перо», 2021. – 168 с. С. 63.].
В настоящее время в области методических материалов авторами избран подход к написанию книг не только для преподавателей, учителей, но самых близких к ребенку воспитателей – для родителей.
Наработки материалов на основе литературных произведений для воспитания детей продолжаются. Под редакцией профессора РАЕН Кузьмина И.А. вышло несколько книг для развития речи детей, и одна из этих книг «Сказочное слово». В данном издании предлагается развивать речь, например, на основе образов-иллюстраций – ассоциаций с живописным словом сказок А.С. Пушкина, народными сказками, стихотворениями, и к каждому произведению для развития речевых навыков ребенка предлагается словесная игра и беседа – обучение детей выстраиванию диалогов[21 - Сказочное слово. Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста (6-8) лет. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2023. – 32 с.].
Из методологии литературоведения следует взять на вооружение разработанные данной отраслью знания методы, которые помогут развитию ребенка с помощью научной и художественной литературы. Например, это мотивный анализ, мифологический и мифопоэтический метод, биографический и сравнительно-исторический метод, экзистенциальный и семиотический методы, метод интертекстуального анализа[22 - Методология и методы литературоведческого исследования: учебное пособие / составители: Е.Н. Бадалова, А.А. Боровская, Д.М. Бычков, Е.Е. Завьялова, Г.Г. Исаев, О.Е. Романовская, Л.В. Спесивцева; под ред. проф. Г.Г. Исаева. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2017. – 159, [1] с.], и многие другие методы и подходы, которые могут помочь ребенку понять суть литературы.
Отдельные конспекты занятий с детьми литературой также являются хорошим практическим материалом, но более узкого охвата: перечисляются конкретные занятия и произведения, тогда как для методологии важно выработать саму концепцию. Например, из конспектов занятий по литературе с детьми младшего возраста можно выбрать подход донесения смысла произведения до детей и проверку его усвоения[23 - Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ознакомление с художественной литературой. Занятия для дошкольников 3-7 лет: пособие для воспитателя детского сада / 4-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВТО-ПРЕСС», 2022. – 48 с. – (Методический комплект программы «Детство»).]. Или другой подход к построению занятий – через жанры произведений, от колыбельных и потешек до русских и иностранных народных сказок[24 - Гольцер, С.В. Ознакомление детей пяти лет с детской литературой: методические рекомендации / С.В. Гольцер. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – 54 с.].
Методические материалы, содержащие комплекс конспектов занятий и текстов, направленный на развитие культуры речи детей дошкольного возраста (а через неё и мышления), например, содержит разнообразные занятия с произведениями[25 - Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой : Конспекты занятий. М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с. (Серия «Вместе с детьми».]. И главным достоинством этого комплекса также является сочетание разных направлений знания и вовлечение в процесс чтения и познания окружающего мира. В ходе чтения сказки дети могут рисовать главных героев, как в примере со сказкой «Колобок» – возможность нарисовать из одной геометрической фигуры – круга – действующих лиц, так чувствуя их различия[26 - Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой : Конспекты занятий. М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с. (Серия «Вместе с детьми». С. 18.]. И таким образом дети одновременно знакомятся и с разными аспектами жизни, и с самой литературой, её формами, произведениями мира. Это и сравнение самих литературных форм, и отдельных произведений, и пополнение словарного запаса, и мощная связь мышления с познаваемой действительностью.
Среди примеров научной литературы выделяются материалы для развития навыков чтения и устной речи на примере кратких текстов-справок о науках, например, по физике и информатике[27 - Устинов Е.Ю. Пособие по развитию навыков чтений и устной речи. Физика и информатика / Е.Ю.Устинов, Л.А.Комар, С.С. Нойкина. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2001. – 76 с.] – ребёнок может не только обучаться чтению, но и знакомиться с информацией о разных направлениях научного знания. С широтой кругозора дети могут раньше определить круг своих интересов и развивать способности.
Чем раньше ребёнок начнёт заниматься с профессиональной литературой, тем лучше. Например, замечательным пособием, развивающим одновременно движение и речь является книга Ю.А. Васильева о сценической речи, девизом которой является сочетание «ощущение-воображение-движение-звучание»[28 - Васильев Ю.А. Сценическая речь: ощущение – движение – звучание. Вариации для тренинга: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. – СПб: СПбГАТИ, 2012. – 342 с.: ил. С. 326.]. В упражнениях в игровой форме дети могут одновременно побеждать сложности произношения, тренировать речь и двигаться в осмыслении данных слов и звуков – поэтому задействовано и восприятие мира, и сознание, и действие и слово.
В.К. Харченко в издании «К изысканности речи и богатству языка» в рассуждениях о детской и взрослой литературе обращает внимание, что впечатления от прочтения одного и того же произведения в разном возрасте не может совпадать полностью[29 - Харченко В.К. К изысканности и богатству речи/ В.К. Харченко. – Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2023. – 144 с. С. 20.]. И автор пишет о словообразовании, и как бережно нужно нам обращаться с речью, приводя пробирающие до дрожи слова Томаса Манна «священная литература»[30 - Харченко В.К. К изысканности и богатству речи/ В.К. Харченко. – Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2023. – 144 с. С. 23.]. И здесь действует мой метод черпания смыслов из одного и того же источника практически до бесконечности, но все положено время, и если у вас есть возможность, попробуйте вернуться к прочтенному в детстве и юности, и вы откроете для себя много нового. И вот еще богатейший опыт преподавательской деятельности Льва Айзермана – о «разномыслии» и «разночувствии»[31 - Айзерман Л.С. Уроки шестидесятилетнего опыта преподавания литературы в школе. – М.; СПб.: Нестор-История, 2016. – 152 с. С. 23-26.], о том, что смыслы нужно продолжать искать. И вы, и ребёнок, не раз можете обратиться к «давно прочитанной книге», но завсегда удивитесь, сколько нового вы оба откроете.
Так литература открывает мир ребёнку – это мощный концепт с тщательно собранной информацией и её представлением в лучшей для восприятия форме.
Направления и подходы к развитию ребенка вместе с литературой
Рассмотрим направления развития, обучения, образования и воспитания ребенка с научной и художественной литературой, и формах, в котором данное содержание может быть представлено.
Самое мощное, что дает толчок в умственном развитии, это смысловое значение, содержание, семантика. Это фундаментализм важности для познания соотношения формы и содержания. Мы мыслим в словесной форме, выражаем мысли в речи, хотя образное и иные виды мышления также всегда участвуют в выражении мыслей человека. Именно поэтому литература в широком смысле слова, научная и художественная, играют роль в развитии интеллекта и духовных качеств ребёнка.
О самом художественном слове и его значении в кросс-культурной связи, можно говорить бесконечно, и этому предмету посвящено множество исследований. В частности, коллектив авторов исследовал явление интермедиальности художественного слова и его межкультурного значения, в частности, выделены такие два направления, как литературно-музыкальное и театральное, в котором слово выражается через музыку и действие, и вербально-иконическое, в котором более слово выражается через образ [32 - Художественное слово в пространстве культуры: интермедиальность в котнтексте исследований зарубежной литературы: коллективная монография / отв. ред. Ю.Л, Цветков, А.Н. Таганов. – Иваново: Иван. гос. Ун-т, 2017. – 344 с.]. Исследователи также акцентируют внимание на насыщение литературы музыкой, что было названо как «музыкализация»[33 - Художественное слово в пространстве культуры: интермедиальность в котнтексте исследований зарубежной литературы: коллективная монография / отв. ред. Ю.Л, Цветков, А.Н. Таганов. – Иваново: Иван. гос. Ун-т, 2017. – 344 с.].
Сам язык является универсальным средством выражения и передачи информации. И, облекая язык и речь в литературу, как раз таки и достигается гармония формы и содержания.
Один из ярких опытов – это собственный опыт. С детства я собирала и продолжаю пополнять домашнюю библиотеку. Вместе с книгами развивалась и росла. И многообразие, которое дает литература, художественная и научная вместе взятые, развивает все сферы.
Семейные чтения – одно из познавательнейших и увлекательных совместных занятий: знакомство с произведением, обсуждение, узнавание мнений участников чтения, чтецов и слушателей, и – совместное творчество: а что, если бы герой поступил так, а не иначе, а вы помните в жизни похожие характеры и т.д.
Вместе с домашним чтением и литературными вечерами происходит знакомство с богатым миром информации. Как отмечает автор одного из проектов чтения для детей, З. Абишова, для знакомства с произведениями и прививания любви к литературе подходят примеры из произведений[34 - Абишова З. Детское чтение без принуждения: как привить любовь к чтению / Зульфия Абишова. – Ростов н/Д: Феникс, 2022. – 117, [1] с. – (Просто о сложном). С. 31.].
Интеграция различных методов при развитии детей с литературой, особенно в младшем возрасте, имеет мощный эффект, поскольку сочетание чтения, устной речи, музыки, движения, вообще – оживления образов – это воплощение полноценного мироокружения со всем его многообразием. Например, «интегрированные занятия[35 - Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт.-сост. Анджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 143 с.]» А.В. Анджи содержат в себе сразу несколько возможностей развития ребенка во время выполнения одного задания: так, разучивание стихотворения может сопровождаться игрой и музыкой, фантазиями, ассоциативным и образным мышлением на тему из того же стиха, и, конечно, изучение мира с примерами из произведения, и эти темы можно развивать далеко за пределы того же стихотворения.
Обучение речи ребенка происходит также и с помощью литературы. И именно художественная литература представляет все многообразие языка, его форм и конструкций, оборотов речи и средств художественной выразительности, тогда как научная литература позволяет ознакомиться со специализированным языком, характерным для определенной отрасли знания. Таким образом охватывается широкое информационно-словарное поле, из которого составляется не только словарный запас, но главное – основа мышления, тот метод и склад мысли, который во многом определит будущий слог изложения и стиль уже взрослого человека. Таково могущество разных направлений литературы и их влияние на совершенствование разума.
Литературный язык, художественный и научный, сама речь – это уже не просто коммуникативное средство социального значение для общения, это инструмент для взаимодействия с миром, его познанием и созидательной деятельностью в нем: в общении мы обучаем других и получаем информацию, с помощью различных профессиональных языков человек создает в своей специальности новое, от формул к чертежам и воплощению созданного на языке в материально, духовном и интеллектуальном мире.
Так литература позволяет изучить связь языка с обозначаемыми им предметами и явлениями в мире. Но литература также способствует познанию грамоты языка, его генезиса, развития. Начиная со звуков и символики речи, ее смыслового значения, ребенок переходит уже к структуре языка. Например, в методическом пособии Л.Н. Арефьевой предлагается изучать лексический и грамматический строй речи в их связи[36 - Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. – (Серия «Логопед в ДОУ»).]. Это безусловное достоинство методики, поскольку она также включает и познавательную часть, помогает связать изученные слова с контекстом, а упражнения разработаны для учебной деятельности и изучения детьми в игровом формате во время отдыха. Например, это отгадывание сказок в загадках в виде четверостиший[37 - Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. – (Серия «Логопед в ДОУ»). С. 48-49.] – знакомство с несколькими формами языка и с содержанием произведений одновременно.
В методическом пособии А.Г. Арушановой представлено изучение грамматического строя речи[38 - Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 296 с.], но в многообразии форм, как это можно сделать: в виде творческой деятельности, драматического представления и постановок, физических упражнений и пластики, развивая таким образ сразу множество сторон личности ребенка и его коммуникации с другими детьми. Так, по справедливому мнению автора, те же игровые задания, основанные на литературных произведениях, создают естественные условия для перенимания оборотов речи и построения структур предложений, и приводит пример разыгрываемой сценки с детьми «Волк и семеро козлят»[39 - Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 296 с.С. 45-48.].
Интересным подходом, который также учитывает формы языка, а также состав слова, является изучение грамматики в рифмах Н.М. Бетеньковой[40 - Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996. – 24 с.]. Это еще и форма творчества – ребенок начинает сама создавать словесные конструкции, поскольку в рифмовках гармоничная структура, мелодичное звучание, работа со смыслом и развитие остроумия. Например, изучение темы глагола соединено с построением рифм с по смысловому значению подобранных глагольных форм – также и с другими частями речи и отдельными словами, их разбором по составу и обратной сборкой или словообразованием.
Художественную, поэтическую форму использовали и авторы методического пособия для развития математических представлений[41 - Борисенко М.Г., Лукина Н.А. В помощь маленькому мыслителю (Развитие элементарных математических представлений). – СПб.: «Паритет», 2003. – 128 с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).], например, о числе, количестве, форме.
И от формы снова переходим к содержанию. Смысловую нагрузку несут тропы – в художественной литературе, и понятия и определения – в научной. Психологами исследована особенность метафоры, а именно – эта возможность характеристик и работы со смысловыми значениями. Как я замечала в универсальных методах о сочетании формы и содержания, в информатике есть возможность в один информационный объект вместить весь смысл, поскольку в природе и в мире в целом каждому присуща полнота совокупности информации. Но с языком сложнее, поскольку, не все фигуры речи могут вместить весь смысл, но упражнения в этом дают основу для практики мастерства. Так и психологи пишут, что не всяким тропам дано вобрать все, но, что является достоинством метафор, так это возможность через метафору воздействовать на ребенка, а именно – раскрывать скрытые смыслы и извлекать новые, развивать воображения, переходить от обобщенного примера к конкретному[42 - Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Третий год обучения). / Под ред. И.В. Вачкова – М.: Издательство «Ось-89», 2005 г. – 168 с. С. 13-17.].
В части семантики и влияния на формирование смысла текста литературного произведения авторы отмечают фразеологизмы[43 - Свиридова, Анна Валерьевна. Теория литературы и практика читательской деятельности (аспект: филологический анализ текста): учебное пособие для студентов факультета подготовки учителей начальных классов) / А.В. Свиридова, А.В. Подобрий; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – [Челябинск]: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. – 117 с.]: это и сама канва и смысловое поле, это и эмоциональная составляющая, с помощью которых писатель передаёт нам чувства.
А вот и сама характеристика слов для детей: «добрые» слова, которым нас с детства учили самих, – это занятие из развития речевого этикет – и вновь на примере художественной литературы («Урок вежливости» С. Маршака, песня «Улыбка» В. Шаинского и т.д. )[44 - Безгина О.Ю. Речевой этикет старших школьников. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 40 с. С. 23.].
Как отмечает В.И. Яшина, знакомство с художественной литературой по возрастам в общем изложено в работах Л.М. Гурович[45 - Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учеб. пособие для студентов высш. пед. Учеб. заведений / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н. Макарова, Е.А. Старцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с. С. 42.]. Особо отмечаются не только принципы выбора литературных произведений, но и четко выстроить те векторы, которые будут пронизывать это взросление с литературой по мере продвижения в ней. В части принципов отбора литературных произведений я замечу, необходимо делать особо тщательно, поскольку следует учитывать не только способности ребенка, содержательную ценность произведения, но и те личностные критерии педагога, которые во многом могут повлиять на выбор литературы.
Из всего многообразия по своему богатству, охвату и силе выделяется фольклор. Как отмечают исследователи, «язык устных произведений – это язык искусства», в нем сочетаются эстетика, особая структура и композиция, изобилие слов-символов[46 - Фольклор. Комплексная текстология. – Наследие, М.: 1998. – с. 320. С. 52.].
С народными сказками ребенок узнает те нативные, исторические корни языка, которые заложены буквально в генотипе народа, а черпались из окружающего мира, из жизни. Это вновь происхождение слов, их корни, связь мира, мышления и выражения восприятия, их передача во времени – через слово.
В одном из учебно-методических материалов по воспитанию детей с фольклором составитель выделяет такие принципы и достоинства данного вида воспитательной деятельности, как преемственность и воспитательный характер, природосообразность и поликультурность[47 - Абдрахманова М.В. Природосообразное воспитание детей в системе «дошкольное образовательное учреждение – начальная школа» средствами фольклора: Учебно-методические материалы для студентов 3-5 курсов по специальности «13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования» / Сост. М.В. Абдрахманова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2005. – 95 с.]. А в самой программе по природосообразному воспитанию с помощью фольклора заложена все та же любимая мной интегративность, широкий охват сфер, разнообразных знаний и связей между ними. С фольклором связаны ключевые вопросы «что, где, когда» – история и география, каким народом создано и как выражено это природное знание. Природосообразность в программе связывается с этносом и народным воспитанием – этнопедагогикой, но смотреть можно и нужно шире и глубже: природосообразность – это соотнесение или даже синхронизация мышления с объективным, естественны, природным знанием, которое уже есть в этом мире, и не искажено субъективным подходом.
Вопрос в том, что мы можем сделать сейчас для приумножения фольклора. Это может быть авторство, но опять же – с подходом природосообразности, связывающим не только воедино человека с традициями народа, но и человека, общество и мир.
Литература и обучение языку – это чистая информатика для людей. Когда ребенок узнает о слове, через него он познает и характеристика объекта, которым это слово обозначается, действия и связанные с ним понятия. И в раннем детстве хороши многоязычные и методики – с ними ребёнок учится иностранным языкам так же, как своему родному – естественно, природно – и открывается мировая литература.
Мой метод – это интеграция художественной и научной литературы, широкое толкование литературы как таковой, и развитие вместе со знаниями объединённой сферы науки и искусства, потому что это на самом деле единая система знаний, и в художественной литературе много научного, и в научном знании множество художественных творческих начал.
Виды искусства, соединенные с литературой, не только сами обогащаются, но совместно передают еще больше смысла, его многообразие значений. Это театр, кинематограф, живопись, музыка. Ранее я создала литературный проект «Книга и Фильм» – о литературных произведениях и их экранизациях, и о сценариях кинокартин, достойных книги. О своём опыте преподавания литературы и соединения с театром и кинематографом пишет и Л.С. Айзерман[48 - Айзерман Л.С. Уроки шестидесятилетнего опыта преподавания литературы в школе. – М.; СПб.: Нестор-История, 2016. – 152 с. С. 59-86.], приводя в пример разбор пьесы А.Н. Островского «Бесприданницы» и «Жестокий романс». И в отношении и преподавания литературы мнение педагога – привлечь внимание именно к книге, а не к школьным сочинениям.
Поскольку в методике речь идет о развитии с научно и художественной литературой, вместе взятыми, для охвата многообразия сфер жизни и мира, то я задалась целью поиска детских книг по данным направлениям для самых маленьких детей. Так, в краткой и емкой форме о направлениях искусства для начала знакомства самым маленьким детям обзорно и в примерах излагается в издании «Моя первая книга об искусстве»[49 - В.В. Аристова. Моя первая книга об искусстве: науч.-поп. изд. для детей / Ил. М.В. Воронцовой; Оформл. Серии Л.Д. Андреева. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 95 с. – (Моя первая книга).]. Поскольку изданий множество, а время идет и с его ходом растет и количество изданий, это всего лишь пример, тогда как в самой методологии излагаются методы, которые можно использовать во все времена с учетом развития мысли и технологий, изменений языка и форм обучения.
О методике
Методика построена традиционно на движении от фольклора, былин и сказок к художественной и научной литературе. И прежде, чем перейти к методике, сделаю ещё одно важное замечание, о чём взрослые забывают в начале пути их чада: ребёнку ещё трудно разбираться во всём многообразии информации и знаний, которыми его сразу же стараются снабдить со всех сторон, и родители, и образовательные учреждения, да ещё если не объясняется, а зачем эти знания нужны, как они связаны. И лишь со знанием, как обращаться со всем этим багажом информации, ребёнку будет гораздо легче осваивать новые знания. Один лишь мир сказок без таких корней как у былин иллюзорен и похож на ту же виртуальную реальность во всевозможных технологиях, в которые дети погружаются, уносясь от реальной действительности. Так и с миром фантазии. Все виды реальности интересны, но должна быть прочная связь всех этих видов с действительностью. Важно всё. Нельзя отрывать ребёнка от фантазии и сказки, оставляя лишь реализм. Нельзя погружать ребёнка только в фантастические иллюзорные миры. Помочь здесь может знание о месте самого ребёнка в жизни и возможностях, которые для него открываются вместе и с сознанием, и с фантазией, и с реальностью, и с вымыслом. Всё остальное делает природы – дети сами мастера смешивать все виды реальности, буквально путешествуя из повседневности в мир сказки или перетягивая сказку в жизнь, но всегда оставаясь в точке соприкосновения всех этих уникальных видов действительности. А сейчас это умение ещё больше помогает детям в эпоху информационных технологий.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71467687?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
А. Гоман. Скорочтение и запоминание. Знания, которые не займут много места. – Москва: Эксмо, 2022. – 128 с. : ил. – (Теперь все ясно!).
2
А. Гоман. Скорочтение и запоминание. Знания, которые не займут много места. – Москва: Эксмо, 2022. – 128 с. : ил. – (Теперь все ясно!). С. 96-104.
3
Рязанцева Ю.Е. Скорочтение. Развитие переферического зрения: рабочая нейротетрадь для дошкольников / Ю.Е. Рязанцева. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2023. – 32 с.: ил. – (Орешки для ума).
4
Mrs. Chapone. Letters on the improvement of the mind. London, C. Whittingham, Dean street, Fetter Lane, 1801. – 211 p.
5
Алефиренко, Н.Ф. Фразеология и когнитивистика в аспекте лингвистического постмодернизма: моногр. / НФ Алефиренко. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – 152 с. С. 8
6
Алефиренко, Н.Ф. Фразеология и когнитивистика в аспекте лингвистического постмодернизма: моногр. / НФ Алефиренко. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – 152 с. С. 106.
7
Радбиль Т.Б. Когнитивистика: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. – 375 с.
8
Радбиль Т.Б. Когнитивистика: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. – 375 с. С. 63.
9
Фитч У.Т. Эволюция языка / Пер. с англ. и науч. ред. Е.Н. Панова; послесл. Е.Н. Панова; послесл. А.Д. Кошелева. – М.: Языки славянской культуры, 2013. -768 с. – (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning). С. 522.
10
Гумовская Г.Н. Ритм как универсальный закон построения языковых объектов. Учебное пособие по спецкурсу по специальностям 022600 «Лингвистика и межкультурная коммуникация», 033200 «Иностранный язык». М.: РИПО ИГУМО, 2002,. – 168 с.
11
Гумовская Г.Н. Ритм как универсальный закон построения языковых объектов. Учебное пособие по спецкурсу по специальностям 022600 «Лингвистика и межкультурная коммуникация», 033200 «Иностранный язык». М.: РИПО ИГУМО, 2002,. – 168 с. С. 43.
12
П.А. Адамов. О методе преподавания русской словесности. Воронеж: Типография В.И. Исаева, 1894. С. 10-11.
13
Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка / Пиаже Жан; [перевод с французского]. – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 352 с. – (Философия –Neoclassic).
14
Майер Б.О. Эпистемологические аспекты философии образования. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – 213 с. С. 72.
15
Виноградов В. Планы объяснительного чтения. Опыт объяснения образцов русской литературы для начального обучения. Руководство для учителей начальных училищ, примененное для ведения объяснительного чтения по книгам Ушинского, Паульсона, Виноградова, Радонежского, Деркачева, Поливанова, Козьмина, Бунакова, Полевого и друг. / составил В. Винограов. Издание второе, испр. и доп. Москва: Издание книжного магазина Вл. В. Думнова, под фиромй наследников бр. Салаевых, 1887. – 164 с.
16
Августова, Ромена Теодоровна. Учимся читать, учимся писать: авторская методика обучения чтению и письму детей с особенностями развития / Р.Т. Августова. – Москва: Издательство «АСТ», 2018. – 192 с. С. 17.
17
Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.: ил.
18
Аннушкин В.И. Языки жизнь. Книга о русском языке – речи – слове. – М.: Русская школа, 2010. 320 с. С. 101.
19
Гусакова О.Я. Детская литература. Истоки, возникновение и развитие литературы для детей в XV – XVIII вв.: практикум для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» / О.Я. Гусакова. – Москва: Издательство «Перо», 2021. – 168 с. С. 51.
20
Гусакова О.Я. Детская литература. Истоки, возникновение и развитие литературы для детей в XV – XVIII вв.: практикум для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» / О.Я. Гусакова. – Москва: Издательство «Перо», 2021. – 168 с. С. 63.
21
Сказочное слово. Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста (6-8) лет. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2023. – 32 с.
22
Методология и методы литературоведческого исследования: учебное пособие / составители: Е.Н. Бадалова, А.А. Боровская, Д.М. Бычков, Е.Е. Завьялова, Г.Г. Исаев, О.Е. Романовская, Л.В. Спесивцева; под ред. проф. Г.Г. Исаева. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2017. – 159, [1] с.
23
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ознакомление с художественной литературой. Занятия для дошкольников 3-7 лет: пособие для воспитателя детского сада / 4-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВТО-ПРЕСС», 2022. – 48 с. – (Методический комплект программы «Детство»).
24
Гольцер, С.В. Ознакомление детей пяти лет с детской литературой: методические рекомендации / С.В. Гольцер. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – 54 с.
25
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой : Конспекты занятий. М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с. (Серия «Вместе с детьми».
26
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой : Конспекты занятий. М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с. (Серия «Вместе с детьми». С. 18.
27
Устинов Е.Ю. Пособие по развитию навыков чтений и устной речи. Физика и информатика / Е.Ю.Устинов, Л.А.Комар, С.С. Нойкина. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2001. – 76 с.
28
Васильев Ю.А. Сценическая речь: ощущение – движение – звучание. Вариации для тренинга: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. – СПб: СПбГАТИ, 2012. – 342 с.: ил. С. 326.
29
Харченко В.К. К изысканности и богатству речи/ В.К. Харченко. – Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2023. – 144 с. С. 20.
30
Харченко В.К. К изысканности и богатству речи/ В.К. Харченко. – Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2023. – 144 с. С. 23.
31
Айзерман Л.С. Уроки шестидесятилетнего опыта преподавания литературы в школе. – М.; СПб.: Нестор-История, 2016. – 152 с. С. 23-26.
32
Художественное слово в пространстве культуры: интермедиальность в котнтексте исследований зарубежной литературы: коллективная монография / отв. ред. Ю.Л, Цветков, А.Н. Таганов. – Иваново: Иван. гос. Ун-т, 2017. – 344 с.
33
Художественное слово в пространстве культуры: интермедиальность в котнтексте исследований зарубежной литературы: коллективная монография / отв. ред. Ю.Л, Цветков, А.Н. Таганов. – Иваново: Иван. гос. Ун-т, 2017. – 344 с.
34
Абишова З. Детское чтение без принуждения: как привить любовь к чтению / Зульфия Абишова. – Ростов н/Д: Феникс, 2022. – 117, [1] с. – (Просто о сложном). С. 31.
35
Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт.-сост. Анджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 143 с.
36
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. – (Серия «Логопед в ДОУ»).
37
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. – (Серия «Логопед в ДОУ»). С. 48-49.
38
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 296 с.
39
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 296 с.С. 45-48.
40
Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996. – 24 с.
41
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. В помощь маленькому мыслителю (Развитие элементарных математических представлений). – СПб.: «Паритет», 2003. – 128 с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
42
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Третий год обучения). / Под ред. И.В. Вачкова – М.: Издательство «Ось-89», 2005 г. – 168 с. С. 13-17.
43
Свиридова, Анна Валерьевна. Теория литературы и практика читательской деятельности (аспект: филологический анализ текста): учебное пособие для студентов факультета подготовки учителей начальных классов) / А.В. Свиридова, А.В. Подобрий; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – [Челябинск]: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. – 117 с.
44
Безгина О.Ю. Речевой этикет старших школьников. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 40 с. С. 23.
45
Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учеб. пособие для студентов высш. пед. Учеб. заведений / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н. Макарова, Е.А. Старцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с. С. 42.
46
Фольклор. Комплексная текстология. – Наследие, М.: 1998. – с. 320. С. 52.
47
Абдрахманова М.В. Природосообразное воспитание детей в системе «дошкольное образовательное учреждение – начальная школа» средствами фольклора: Учебно-методические материалы для студентов 3-5 курсов по специальности «13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования» / Сост. М.В. Абдрахманова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2005. – 95 с.
48
Айзерман Л.С. Уроки шестидесятилетнего опыта преподавания литературы в школе. – М.; СПб.: Нестор-История, 2016. – 152 с. С. 59-86.
49
В.В. Аристова. Моя первая книга об искусстве: науч.-поп. изд. для детей / Ил. М.В. Воронцовой; Оформл. Серии Л.Д. Андреева. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 95 с. – (Моя первая книга).