Контрразведка в российских и советских художественных произведениях
Кирилл Казачинский
Уникальное первое в мире исследование и обозрение художественных книг российских и советских авторов шпионского и диверсионного направления.
Кирилл Казачинский
Контрразведка в российских и советских художественных произведениях
Вступление
Принести детское увлечение во взрослую жизнь и попытаться не разбрызгать, расплескать потерять сущность увлечения при этом очень сложно, ровно, как и сложно донести весь энтузиазм, вовлеченность, восторженность, преданность делу в конечный продукт. При взгляде на конечный продукт могут возникнуть вопросы: зачем он произведен, для чего, как, когда, и с какой целью, кто помогал? если они возникли, небольшое предисловие может снять часть этих вопросов. Если же вопросов не возникает совершенно спокойно можно пропустить эту часть без ущерба к основному содержанию книги.
Зачем?
Я очень люблю читать. По свидетельствам родных читаю с четырех лет и до сих пор лучшим отдыхом считаю горизонтальное, вертикальное, или любое другое положение, но непременно с книгой (причем для меня все равно электронный ли, аудио ли, вариант произведения, но лучший вариант конечно бумажный…)
В детстве попалась мне в руки небольшая книга «На критических углах», из серии «Библиотечка военных приключений» естественно без первых 17 страниц. Книга была проглочена и торжественно отдана почитать моему, самому близкому другу, (и по расположению, я в первой, он в последней парадной и вообще..) Максиму. Прочитав её, Максим поискал и нашел в своей библиотеке книгу «Конец большого Юлиуса» той же серии, но в связи со строгим правилом в семье книги не давались на вынос и прочитать её в детстве не удалось.… И все это было отложено больше чем на двадцать лет….
Интерес снова пробудился, когда в старой книге (расположенной в бане возле Балтийского вокзала и улицы Шкапина) совершенно случайно увидел несколько книг этой серии (включая и вышеупомянутые только со всеми страницами) и взял их для ознакомления, Хорошо и добротно написанные, они увлекли меня, и захотелось прочитать всё что выходило в серии. Парочку принес почитать сотрудник с работы. Старые книги, букинистические лавочки, книжные ярмарки…
Не всегда удается отдаться увлечению полностью (практически всегда есть более важные дела) и решение собрать серию созрело года через три, тогда же возник интерес к «шпионской» тематике и… конечный результат перед Вами.
Для чего?
Практический толчок заинтересованности именно этой темой сделали два события:
Первое – В книжной лавке на «Старой деревне» хозяйка отдала мне книгу «Практика Сергея Рубцова» Николая Далекого, понравившуюся мне чрезвычайно....
Второе – Попытавшись найти подобные книги в ДК Крупской, я познакомился с Н.И. и узнал о наличии прямого продолжения, узнал о некоторых других книгах…. и в свете новых знаний передо мной замаячил сначала маленький, потом более отчетливый вопрос – Сколько книг этой тематики было написано и выпущено???
Как
Способ был придуман, возможно, не самый точный и быстрый, но другого пока нет: прочитывая произведение (или произведения) я одновременно решаю насколько произведение интересно, и может ли относиться к «шпионской» тематике, в дальнейшем мы обсуждаем эти два вопроса с Н.И.…. Все очень субъективно
Когда
Примерно с лета 2009 года и по настоящее время….
С какой целью?
Разговаривая с людьми, читая относимые к этому жанру книги, я понял, что единого понятия отнесения к жанру (тому или иному) у людей нет, некоторые книги очень близких жанров могут приниматься за принадлежность именно к этому, полного понимания и представления о количестве произведений не имел на тот момент ни один из известных мне людей, вопрос – «Сколько книг этой тематики было написано и выпущено?»– отчетливо мешал мне жить, и для его решения я проделал всю эту работу….
Кто помогал?
На самом деле неоценимую помощь я получал от настолько огромного количества людей, что перечислить их всех поименно будет достаточно сложно, но я постараюсь….
Основной источник информации Н.И., человек без которого этот труд просто не возможен, участвовавший во всех этапах и являющийся полноправным соавтором (только по его просьбе я не вынес его имя на обложку)
Громадную помощь оказал А.Е., редчайшие издания, возможность прочтения которых была, как казалось, утрачена навсегда, совет и поддержка любым возможным ему способом позволила написать гораздо более полный труд….
Мои родные и друзья – как можно общаться с человеком 24 часа в сутки думающим и разговаривающим практически на одну тему, понять не могу….
Огромное, спасибо всем, кто занимался и занимается книгами, без вас этот труд я не смог бы сделать…
Предисловие
Итак начнем……..
Первоначально дадим определение шпионского произведения и шпиона вообще
Из википедии
Шпиона?ж – противозаконная разведывательная деятельность органов (их агентов) иностранных государств, что, как правило, предполагает похищение официально засекреченной информации (государственной тайны) спецслужбами других государств.
Шпион – человек, который занимается скрытым сбором информации об одной из конфликтующих сторон в пользу другой стороны. Близко по значению к слову «разведчик», но отличается от него некоторыми особенностями употребления и общей негативной коннотацией. В международном праве статус шпиона и разведчика существенно различается
Шпионом обычно называют того, кто добывает информацию о противнике либо различными тайными способами (подсматривание, подслушивание, в том числе с использованием специальных технических средств), либо путём внедрения на стороне противника, то есть представления себя как его сторонника, либо сочетанием обоих этих путей. Шпионом может называться как штатный работник иностранной разведки, так и гражданин государства, завербованный иностранной разведкой и передающий ей секретные сведения, известные ему благодаря работе, службе или личным связям.
ШПИОН м. -нка ж. франц. соглядатай, лазутчик, скрытный разведчик и переносчик, южн. зап. шпег, польск. Шпионить, -нничать, -нствовать, соглядать, лазутничать, лазутить; подсматривать, подслушивать, выведывать что у одной стороны и передавать противной; служить лазутчиком. У него все шпионские приёмы. Шпионство, в военное время, считается дозволенным.
– Владимир Иванович Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
В русском языке слово «шпион» имеет негативную коннотацию, связывающую его с поведением (подслушивание, подсматривание, вхождение в доверие и злоупотребление им, коварство, обман) осуждаемой общепринятой в обществе этикой. Глагол «шпионить», помимо базового значения – «заниматься разведывательной работой», имеет ещё одно: «наблюдать, подсматривать с плохими намерениями». Вследствие этого агентов внешней разведки собственной страны, добывающих теми же способами информацию в других государствах, принято называть не шпионами, а «разведчиками».
Шпионы в искусстве
Произведения искусства, как правило, чётко различают понятия «шпион» и «разведчик». Примечательно, что такое разделение – «наши – разведчики, чужие – шпионы», – было характерно в годы холодной войны для произведений как западных, так и советских (просоветских) авторов, причём для описания обеих сторон использовались практически одни и те же приёмы, художественные штампы, типажи, а разница состояла только в том, какая сторона априори считалась правой.
«Шпион» – это всегда агент врага. Он изображается как двуличный, беспринципный, жестокий (иногда просто садист), работающий исключительно из-за материальных благ либо из фанатизма.
«Разведчик» – это свой работник разведки. Как правило, – положительный и симпатичный персонаж, отличающийся выдающимся умом, ловкостью, хитроумием и разнообразными умениями. Примеры – всем в СССР известный Штирлиц, или, в западной культуре, Джеймс Бонд. Оба представлены как безусловно привлекательные (хотя и по-разному) персонажи, оба полагались на других агентов и собственную сноровку и умения для выполнения полученных заданий.
Кроме шпионажа негативные личности занимаются ещё и диверсиями и уголовными преступлениями
Диве?рсия (от лат. diversio – отклонение, отвлечение) – действия диверсионных групп (подразделений) или отдельных лиц в тылупротивника по выводу из строя военных, промышленных и других объектов, нарушению управления войсками, разрушению коммуникаций, узлов и линий связи, уничтожению живой силы и военной техники, воздействию на морально-психологическое состояние противника.
Специфика написания художественных произведений шпионской – диверсионной направленности отличалась ещё и тем, что служила объектом идеологического обучения. В основном в данных произведениях используется детективный сюжет для драматизации и увеличения завлекательности книги. Данное описание ставит своей целью попытку разъяснить качество выходивших книг для популяризации жанра получившего и систематизировать по времени выхода произведения, показав незаслуженно забытых авторов.
Ради экономии места опущены упоминания о массовых переизданиях известных книг (читатель без труда может найти их) а редкие издания упомянуты с выходными данными.
В данном труде не рассматриваются полностью документальные произведения, т.е. произведения, пошагово рассказывающие об операциях контрразведчиков без художественной обработки сюжета.
Так же не рассматриваются художественные произведения, в которых шпионская линия не раскрыта, либо слаба настолько, что практически ничтожна.
Книги, о советских разведчиках составляют огромный пласт культуры, который не входит в этот труд.
Оценки, поставленные книгам, сугубо субъективны и могут не совпадать с мнением