Толерантное отношение мусульман к людям с ОВЗ. Монография
Динара Рашитовна Зайнуллина
Оксана Сергеевна Батурина
Работа посвящена исследованию теоретических основ и практических аспектов толерантного отношения современных мусульман к людям с ОВЗ. Анализируются представления о толерантности в контексте наследия Корана, Сунны и хадисов, сущность толерантности с точки зрения теологии ислама. Монография включает практические аспекты изучения толерантных установок среди студентов-мусульман, участия людей с ОВЗ в просветительских мероприятиях исламской направленности и мероприятиях по оказанию помощи.
Толерантное отношение мусульман к людям с ОВЗ
Монография
Оксана Сергеевна Батурина
Динара Рашитовна Зайнуллина
© Оксана Сергеевна Батурина, 2024
© Динара Рашитовна Зайнуллина, 2024
ISBN 978-5-0065-1033-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Актуальность исследования. Ислам – это религия высокой морали, которая призывает к защите прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Ислам рассматривает болезни и инвалидность «морально нейтральными», то есть это и не благословение и не проклятие. Любая инвалидность принята в качестве неизбежной части человеческого существования. Это просто факт жизни, который должен решаться соответствующим образом в любом обществе. Мусульманская община в целом предписывает принимать всех людей, независимо от их здоровья. Факт присутствия в обществе таких людей – это испытание здоровых на милосердие, доброту и человечность. Так предписано в священных источниках знаний в Исламе. Мы часто наблюдаем терпимость и признание людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) мусульманами, но их уровень понимания принятия и уважения пока недостаточен.
Причины проявления низкой толерантности современных мусульман к людям с ограниченными возможностями здоровья лежат в недостаточной мотивации и практики.
Объектом исследования является толерантное отношение современных мусульман к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: проявление толерантного отношения современных мусульман к людям с ограниченными возможностями здоровья в формах признания, принятия и заботы.
Цель исследования: изучить проявления толерантного отношения современных мусульман к людям с ограниченными возможностями здоровья в формах признания, принятия и заботы.
Методы исследования:
– методы теоретического анализа;
– включенное наблюдение;
– социологический опрос;
– сбор, обработка и анализ фактического материала.
Задачи исследования:
– изучить толерантное отношение мусульман в наследии Корана, Сунны и хадисов;
– определить сущность толерантного отношения мусульман к людям с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения теологии;
– выявить формы толерантного отношения современных мусульман к людям с ограниченными возможностями здоровья;
– обобщить анализ толерантного отношения студентов мусульман к людям с ограниченными возможностями здоровья;
– рассмотреть анализ просветительских мероприятий исламской направленности с участием людей с ограниченными возможностями здоровья;
– исследовать анализ мероприятий мусульман (с участием мусульман) по оказанию помощи людям с ограниченными возможностями.
Одно из направлений деятельности теолога является социально-практическая.[1 - Приказ Минобрнауки России от 17.02.2014 N 124 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 N 32069).] Её реализация при работе с людьми с ОВЗ включает работу в составе групп и организаций социальной адаптации, защиты, помощи и реабилитации инвалидов, в благотворительных и иных некоммерческих организациях, участие в обеспечении исламской конфессией социальной и практической помощи лицам с ОВЗ.
Практическая значимость работы заключается в изучении и анализе деятельности медресе и мечетей Башкортостана по созданию эффективных условий по формированию толерантного отношения современных мусульман к людям с ограниченными возможностями здоровья, в разработке практических рекомендаций по повышению эффективности работы медресе и мечетей в этом направлении.
Теоретической основой исследования являются:
– труды Али Аз-Захрани[2 - Али Аз-захрани. Забота об инвалидах в Исламе. – Казань: Диля, 2011. – 156 с.], Ю. З. Замалетдиновой[3 - Замалетдинова Ю. З. Люди с нарушениями слуха и зрения в исламе. – Москва: Исламская книга, 2009. – 172 с.], Т. А. Лыхиной[4 - Лыхина, Т. А. Права инвалидов: проблемы международно-правового регулирования и международные обязательства Российской Федерации: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.10. – Санкт-Петербург, 2011. – 198 с.] и другие.
– исследования толерантного отношения у современных мусульман составляют труды С. Г. Ильинской[5 - Ильинская С. Г. Толерантность / С. Г. Ильинская. – М.: Праксис, 2013. – 288 c.], А. А. Погодиной[6 - Погодина А. А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа / История: научно-методическая газета. 2002. 1 сентября.], М. Рамазанова[7 - Рамазанов М. Б. Абдулаев Ахмад-хаджи. Ислам: толерантность, умеренность, здравомыслие.// Духовно-просветительский журнал ИСЛАМ. – 2008. – №3 (20). – С.4—6], Р. Л. Саяхова[8 - Саяхов Р. Л. Воспитание взаимоуважения и толерантности в работах исламских просветителей. – Уфа: Изд-во «Полиграфдизайн», 2014. – 236 – с. 10.], и другие.
– исследования толерантного отношения у современных мусульман к людям с ограниченными возможностями здоровья составляют труды Али Аз-захрани[9 - Али Аз-захрани. Забота об инвалидах в Исламе. – Казань: Диля, 2011. – 156 с.], Ю. З. Замалетдиновой[10 - Замалетдинова Ю. З. Люди с нарушениями слуха и зрения в исламе. – Москва: Исламская книга, 2009. – 172 с.], Т. А. Лыхиной[11 - Лыхина Т. А. Права инвалидов: проблемы международно-правового регулирования и международные обязательства Российской Федерации: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.10. – Санкт-Петербург, 2011. – 198 с.] и другие.
Источниковую базу исследования составляют Священный Коран, где в аятах упоминаются люди – «слепые», «глухие», «немые», люди с нарушениями слуха и зрения (Сура «Аль-Бакара», 18, 20, 110, 282 аяты, сура «Фуссилат» 20 аят, сура «Аль-Маида» 110 аят, сура «Аль-Фатх» 17 аят, сура «Ан-Ниса» 95 аят и многие другие аяты)[12 - Коран. Смысловой перевод профессора Б. Я. Шидфар. – Москва: УММА, 2003. – 259 с.].
Структура работы определяется логикой раскрытия поставленной проблематики. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и приложения.
1. Теоретические основы исследования толерантного отношения современных мусульман к людям с ограниченными возможностями здоровья
1.1 Толерантность мусульман в наследии Корана, Сунны и хадисов
Медицина, политика, психология, философия, социология – каждая из этих наук даёт разное определение слову «толерантность». Активно стали применять данный термин лишь в конце 90-х годов прошлого века и до сих пор он вызывает ряд противоречий и споров. Каждый из нас уникальная личность, которая не похожа на другого человека. У каждого народа свой собственный уникальный менталитет, и то, что в одном государстве считается нормой, в другом может оказаться неприемлемым.
В 1995 году была подписана международная Декларация Принципов Толерантности, в которой термин толерантность (с латинского языка – tolerantia – терпение) охарактеризован как – терпимость по отношению к другим людям, культурам, обычаям и традициям, к индивидуальности и неповторимости.
Изучая священные источники мусульман – Коран и хадисы – мы ясно увидели, что Священное писание Коран является универсальным сообщением-заветом Всевышнего, в котором каждый человек найдет для себя полезное назидание, будь он богатый или бедный, молодой или старый, большой или малый, знающий или невежественный, здоровый или больной.
«О, сын Адама! Если бы Я тебя создал немым, ты бы желал и жаждал говорить. Если бы создал незрячим, ты бы желал и жаждал видеть все. Сотвори Я тебя глухим, ты бы желал и жаждал услышать все. Так знай же цену благам Моим, будь благодарен Мне и не будь неверным Мне, ведь ко Мне возвращение», – сказано Всевышним в одном из хадисов-кудси.
В повседневной жизни человек не задумывается над теми благами, которые даровал ему Создатель, и вспоминает об этом только тогда, когда с ним или с его близкими случается нечто непоправимое и бедственное.
До ислама слепые и глухонемые люди на Аравийском полуострове были жертвами дискриминации и маргинализации со стороны физически здоровых людей. Из-за отсутствия истинных ценностей и здоровой морали до того, как Ислам пришел на Аравийский полуостров, арабское общество негативно относилось ко всем больным людям и к людям с различными нарушениями и ограниченными возможностями. Они считались бесполезными, ими пренебрегали, а взаимодействий с ними старались избегать из-за страха заражения.
С приходом в этот мир пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) люди с ограниченными возможностями получили права и привилегии, включая право на нормальную жизнь, такие же, как и у всех остальных людей. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) призвал мусульман, чтобы те общались с больными людьми и с людьми с различными физическими нарушениями, ведь таково требование Всевышнего в священной книге Коран.
В священном Коране Аллах говорит: «Нет греха на слепом, на хромом, на больном, ни на вас самих, чтобы вы ели в домах ваших детей – это ваши дома, – или ваших родителей, ваших братьев и сестер, или в домах ваших дядей и теток по отцовской линии или в домах ваших дядей и теток по материнской линии, или в домах, в которых вам поручено распоряжаться, или в домах ваших друзей, если на то есть разрешение хозяина, и если там нет женщин, на которых вам можно по религиозным законам жениться….».[13 - Аль-Мунтахаб. Фи тафсир аль-Кур’ан аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке. Перевод с арабского. – Каир: Министерство Вакуфов Египта, 2000. – 385 с.] Исламский ученый Кутуб Ибн Касир заявил, что после этих аятов, ниспосланных пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), мусульмане начали принимать в своих домах слепых, хромых, кто плох и беден, чтобы поесть и пообщаться с ними в их собственных семьях.
Ярким примером является рассказ о правах и возможностях невидящих людей, приведенный в сборнике хадисов аль-Бухари на русском языке[14 - Сахих аль-Бухари в 8 т. Т. 4. Изд. 2-е. – Иран: Марказ Джамиат Аммль Хадис, 2003. – 960 с.] в «Книге свидетельств» под номером 1120. По мнению автора, в данном сборнике переводчику «Сахиха» не удалось донести истинный смысл хадиса, отразить привилегии людей с нарушениями зрения в исламе. Если обратиться к первоисточнику данного хадиса (№2655),[15 - Там же. – 731 с.] то становится ясно, насколько важное место отводилось Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) людям с теми или иными физическими нарушениями и какие права и обязанности у них существуют.
Поэтому ниже мы приводим анализ высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который поможет более глубоко понять статус людей с ограниченными возможностями здоровья и с нарушениями физического развития в исламском вероучении.
В одном из хадисов сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Улыбка в лицо твоего брата есть садака. Повеление тобой совершать добрые дела и запрещение тобой (совершать) порицаемое есть садака. Указание тобой правильного пути человеку в заброшенной местности есть для тебя садака. Убрать с дороги то, что причиняет вред, колючки или кости, есть для тебя садака; перелить (набранную тобой воду) из своего ведра в ведро твоего брата есть садака; и зрение твое, употребленное (тобой) во благо человека с плохим зрением, есть для тебя саадака».[16 - Там же. – 450 с.] Значит, помощь неслышащему и незрячему – это милостыня-садака и обязанность каждого мусульманина. А помощь людям с физическими нарушениями является источником блага и милости от Всевышнего и также обязанностью мусульманина.
Кроме того, постоянная забота об инвалидах, больных и немощных людях – это признак духовного здоровья и благополучия общества. Забота об их душах важна не меньше, чем о материальном благополучии, по свидетельству многих хадисов и высказываний Пророка (сас).
Многие люди считают физические нарушения в развитии бедой человека. Часто можно слышать вопросы: «За что?», «Почему?». Исламские ученые дают несколько объяснений смыслу таких несчастий, выпавших на долю некоторых людей:
– они способствуют прощению грехов при терпеливом их прохождении;
– они повышают степень богобоязненности праведных людей перед Всевышним Аллахом;
– могут быть наказанием для явных грешников или их предупреждением.
В доказательство своих утверждений ученые ссылаются на один из атрибутов Всевышнего – Аль-Мукъыыту – Дающий помощь, что означает, что Аллах распоряжается всем необходимым для человека, Он не оставит своих рабов без помощи и всегда укажет выход из любой ситуации.
Передают со слов исламского ученого Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Того, кому Аллах желает добра, Он подвергает испытаниям».[17 - Сахих аль-Бухари в 8 т. Т. 4. Изд. 2-е. – Иран: Марказ Джамиат Аммль Хадис, 2003. – 80 с.]
Ниже рассмотрим подробнее аяты Корана, в которых рассказывается о людях, имеющих нарушения здоровья.
«…А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости».[18 - Там же. – 732 с.]
В приведенном аяте указываются особенности долговых обязательств. При заключении материальных обязательств условия договора должны быть ясно зафиксированы на бумаге. Если же человек не в состоянии сделать это из-за малолетнего возраста, слабоумия, немоты или по другой причине, то его функции во время заключения договора может выполнять опекун или поручитель, который и будет нести ответственность в течение всего действия этого договора.
«Нет греха на слепом, и нет греха на хромом, и нет греха на больном…».[19 - Аль-Мунтахаб. Фи тафсир аль-Кур’ан аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке. Перевод с арабского. – Каир: Министерство Вакуфов Египта, 2000. – 548 с.]
Всевышний перечислил причины, в связи с которыми мусульманин может остаться дома и не участвовать в джихаде. Это слепота, хромота или другая болезнь, которая не позволяет человеку участвовать в священной войне.
«Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, кроме тех, кто имеет повреждения…».[20 - Сахих аль-Бухари в 8 т. Т. 4. Изд. 2-е. – Иран: Марказ Джамиат Аммль Хадис, 2003. – 57 с.]
В данном аяте отмечается, что мусульмане с нарушениями развития, сожалеющие о невозможности принять участие в борьбе на пути Аллаха, не приравниваются к тем, кто отсиживается дома без уважительной причины. Если они полны решимости сражаться и мечтают об этом, то они не уступают тем, кто участвует в джихаде, потому что твердое намерение совершить поступок ставит человека в один ряд с теми, кто совершил его, если оно сопряжено с посильными словами и делами.
«Он нахмурился и отвернулся, потому что к нему подошел слепой. Откуда тебе знать? Возможно, он бы очистился или помянул бы наставление, и поминание принесло бы ему пользу. Тому, кто решил, что он ни в чем не нуждается, ты уделяешь внимание. Что же будет тебе, если он не очистится? А того, кто приходит к тебе с рвением и страшится Аллаха, ты оставляешь без внимания».[21 - Аль-Мунтахаб. Фи тафсир аль-Кур’ан аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке. Перевод с арабского. – Каир: Министерство Вакуфов Египта, 2000. – 553 с.]
Эти аяты были ниспосланы по поводу слепого верующего Абдуллы ибн Умм Мактума, который пришел к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) в поисках знаний. В тот же момент к нему подошел один из знатных и богатых курейшитов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда стремился призвать людей к религии истины. Поэтому он обратился к богатому человеку и отвернулся от бедного слепого мусульманина в надежде, что богач примет ислам и очистится от грехов. Но Аллах не одобрил такое поведение и мягко упрекнул своего посланника.
Затем Всевышний упомянул о том, какую пользу можно было извлечь из беседы с незрячим верующим, сказав: «О Мухаммад! Слепой мужчина мог очиститься от дурного нрава и приобрести прекрасные качества. Он мог запомнить полезное знание, а затем извлечь из него пользу. Именно в этом заключается цель пророческой миссии и смысл твоих проповедей и назиданий. Ты обязан радушно встречать каждого, кто пришел к тебе в поисках истины и намеревается принять ее, и тебе не подобает поступать иначе. Тебе не следовало поворачиваться к богачу, который не стремился познать истину и полагал, что может обойтись без веры. У него есть богатство, но он не богат, потому что не желает творить добро. Тебе не следовало покидать того, кто превыше этого неверного, ибо даже если он не очистится от неверия, ты не будешь нести ответственности за его злодеяния». Из этого вытекает известное правило: «Нельзя оставлять нечто определенное ради чего-то неопределенного и отказываться от реальной пользы ради пользы предполагаемой».
Физические недуги могли постигнуть как людей праведных, в том числе пророков, так и лицемеров, как наказание для них и назидание для верующих. Испытания физическими недостатками мусульман – это свидетельство любви Аллаха к рабу и вознаграждение за терпение. Испытания – это проверка людей Аллахом «на прочность» и одновременно свидетельство Его любви к ним. Этот мир создан как испытание. И все, что в нем, – испытание: и здоровье и болезни, и горе и радости, и бедность и богатство. Всевышний в Коране предупредил: «Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто усердствует и проявляет терпение…».[22 - Аль-Мунтахаб. Фи тафсир аль-Кур’ан аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке. Перевод с арабского. – Каир: Министерство Вакуфов Египта, 2000. – 553 с.]
Господь очищает людей от грехов, проводя их через испытания. Эти испытания являются благом для верующего, потому что награда за терпение и стойкость при их преодолении сохранится для него в будущей вечной жизни.
Из жизни пророка Мухаммада, мир ему, известны истории обращения к нему людей с нарушениями физического развития с просьбой помолиться за их выздоровление. Усман бин Ханифа рассказывает: «Один слепой подошел к Пророку, мир ему, и пожаловался на свою слепоту. Пророк сказал ему: «Тебе лучше терпеть». Слепой сказал: «О посланник Аллаха, некому меня водить, и мне очень трудно». Пророк, мир ему, ответил: «Соверши омовение, затем молитву в два ракаата и […и сделай дуа…]». Далее Усман бин Ханифа продолжает: «Клянусь Аллахом, мы еще не успели разойтись, как через короткий промежуток времени слепой стал зрячим и подошел к нам». Этот хадис приводят ученые ибн Маджа и ибн Хузайма в своих книгах достоверных хадисов, приведя добротный иснад (цепочку передатчиков). Его также приводят ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Хаким. Аль-Хаким сказал, что этот хадис достоверен, согласно условиям ученых аль-Бухари и Муслима.
Существует также хадис, переданный Анасом бин Малик, что он слышал, как Пророк, мир ему, сказал: «Поистине, Аллах сказал: „Если подвергну Я испытанию раба Моего, (лишив его) двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему от Меня послужит Рай“». Под «двумя любимыми» имеются в виду глаза.[23 - Там же. – 96 с.]
Таким образом, первоисточники ислама и исторические факты из жизни исламского общества всех времен свидетельствуют о толерантности мусульман к людям с любыми нарушениями в физическом развитии.
1.2 Сущность толерантного отношения мусульман к людям с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения теологии
Толерантность к людям с ограниченными возможностями здоровья как явление присутствует во всех нормах ислама изначально, т.е. с момента провозглашения Пророком (сас) об исламе как религии единобожия. Известна толерантность самого пророка Мухаммада (сас) ко всем людям, независимо от национальности, веры, бедности или богатства, здоровых или увечных – ко всем Пророк (сас) относился доброжелательно и с большим терпением к их заблуждениям и предрассудкам. А все, что говорил и делал последний Пророк (сас), стало сунной для мусульман, т.е. путем следования.
Ислам предписывает, что обязанностью любого просвещенного мусульманина является донесение истинных знаний до всех категорий людей, в том числе неслышащих и невидящих. Ведь, поистине, путей объяснения религии существует великое множество, и человеку был дан разум, и в том числе людям с различными сенсорными нарушениями. Нарушения слуха или зрения не могут быть причиной отказа мусульман от выполнения ими религиозных предписаний. Иногда можно встретить неверное мнение, что невидящий или неслышащий человек лишен возможности получать истинные знания и следовать им.
Известно, насколько важны в исламе посещение мечети и коллективная молитва в пятничные и праздничные дни. Передают со слов исламского ученого Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Общая молитва, в которой принимает участие человек, лучше молитвы, совершаемой им у себя дома или на рынке (в одиночестве), в двадцать пять раз (в том случае), когда он совершает омовение должным образом, а потом отправляется в мечеть только для того, чтобы совершить молитву. (И тогда) за каждый свой шаг он обязательно возвышается на (одну) ступень, а (одно) прегрешение с него снимается, когда же он станет молиться, ангелы будут обращаться к Аллаху с мольбами за него (всё то время), пока он остаётся на месте совершения своей молитвы, не осквернившись, и они станут говорить: „О Аллах, прости его, о Аллах, помилуй его!“, – а он будет пребывать в (состоянии) молитвы (всё то время, пока) дожидается её начала».[24 - Сахих аль-Бухари в 8 т. Т. 4. Изд. 2-е. – Иран: Марказ Джамиат Аммль Хадис, 2003. – 154 с.]
Этот же ученый доказывает равноправность в исламе здоровых людей и людей с физическими нарушениями следующим хадисом: « (Как-то раз) к Пророку пришёл слепой человек и сказал: «О посланник Аллаха, у меня нет поводыря, который водил бы меня в мечеть!», – после чего попросил посланника Аллаха (с.а.с.) разрешить ему молиться дома, а когда тот пошёл обратно, Пророк (с.а.с.) окликнул его и спросил: «Слышишь ли ты призыв на молитву?» Тот ответил: «Да», – (и тогда) Пророк (с.а.с.) сказал: «Так отвечай (на него)!» (передал Муслим).
Становится ясно, что нарушение зрения не может быть причиной для отказа от вознаграждения за совершение коллективной молитвы и общения с единоверцами. Незрячий человек, не имеющий поводыря или помощника в передвижении, может идти в мечеть, ориентируясь на звуки азана (призыва на молитву).
В самом известном сборнике достоверных хадисов «Сахих» аль-Бухари[25 - Там же. – 231 с.] приводятся хадисы, в которых разъясняются права незрячих людей. В исламе принимается свидетельство слепого человека; ему разрешено не только самому вступать в брак, но и заключать его между людьми; незрячий имеет право участвовать в торговых операциях, а также быть муэдзином мечети. Единственное условие для легитимности данных действий – отсутствие психических заболеваний (такое же условие налагается и на зрячих). Данные положения выводятся из ситуаций, происходивших в практике Пророка, мир ему, и его последователей.
В сборнике «Сахих» приводится также история о слепом ибн Аббасе, который доверял праведным людям и спрашивал их о времени восхода и захода солнца: с заходом солнца – разговлялся, а утром – молился.[26 - Сахих аль-Бухари в 8 т. Т. 4. Изд. 2-е. – Иран: Марказ Джамиат Аммль Хадис, 2003. – 149 с.] Ему не обязательно было видеть солнце своими глазами, достаточно было того, что он слышал от людей. Таким образом, ибн Аббас полагался на информацию, которую сообщали ему люди. Поэтому делается вывод о том, что незрячему человеку достаточно также положиться на слова людей, которым можно доверять, и таким образом решать свои религиозные и житейские вопросы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71449657?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Приказ Минобрнауки России от 17.02.2014 N 124 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 N 32069).
2
Али Аз-захрани. Забота об инвалидах в Исламе. – Казань: Диля, 2011. – 156 с.
3
Замалетдинова Ю. З. Люди с нарушениями слуха и зрения в исламе. – Москва: Исламская книга, 2009. – 172 с.
4
Лыхина, Т. А. Права инвалидов: проблемы международно-правового регулирования и международные обязательства Российской Федерации: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.10. – Санкт-Петербург, 2011. – 198 с.
5
Ильинская С. Г. Толерантность / С. Г. Ильинская. – М.: Праксис, 2013. – 288 c.
6
Погодина А. А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа / История: научно-методическая газета. 2002. 1 сентября.
7
Рамазанов М. Б. Абдулаев Ахмад-хаджи. Ислам: толерантность, умеренность, здравомыслие.// Духовно-просветительский журнал ИСЛАМ. – 2008. – №3 (20). – С.4—6
8
Саяхов Р. Л. Воспитание взаимоуважения и толерантности в работах исламских просветителей. – Уфа: Изд-во «Полиграфдизайн», 2014. – 236 – с. 10.
9
Али Аз-захрани. Забота об инвалидах в Исламе. – Казань: Диля, 2011. – 156 с.
10
Замалетдинова Ю. З. Люди с нарушениями слуха и зрения в исламе. – Москва: Исламская книга, 2009. – 172 с.
11
Лыхина Т. А. Права инвалидов: проблемы международно-правового регулирования и международные обязательства Российской Федерации: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.10. – Санкт-Петербург, 2011. – 198 с.
12
Коран. Смысловой перевод профессора Б. Я. Шидфар. – Москва: УММА, 2003. – 259 с.
13
Аль-Мунтахаб. Фи тафсир аль-Кур’ан аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке. Перевод с арабского. – Каир: Министерство Вакуфов Египта, 2000. – 385 с.
14
Сахих аль-Бухари в 8 т. Т. 4. Изд. 2-е. – Иран: Марказ Джамиат Аммль Хадис, 2003. – 960 с.
15
Там же. – 731 с.
16
Там же. – 450 с.
17
Сахих аль-Бухари в 8 т. Т. 4. Изд. 2-е. – Иран: Марказ Джамиат Аммль Хадис, 2003. – 80 с.
18
Там же. – 732 с.
19
Аль-Мунтахаб. Фи тафсир аль-Кур’ан аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке. Перевод с арабского. – Каир: Министерство Вакуфов Египта, 2000. – 548 с.
20
Сахих аль-Бухари в 8 т. Т. 4. Изд. 2-е. – Иран: Марказ Джамиат Аммль Хадис, 2003. – 57 с.
21
Аль-Мунтахаб. Фи тафсир аль-Кур’ан аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке. Перевод с арабского. – Каир: Министерство Вакуфов Египта, 2000. – 553 с.
22
Аль-Мунтахаб. Фи тафсир аль-Кур’ан аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке. Перевод с арабского. – Каир: Министерство Вакуфов Египта, 2000. – 553 с.
23
Там же. – 96 с.
24
Сахих аль-Бухари в 8 т. Т. 4. Изд. 2-е. – Иран: Марказ Джамиат Аммль Хадис, 2003. – 154 с.
25
Там же. – 231 с.
26
Сахих аль-Бухари в 8 т. Т. 4. Изд. 2-е. – Иран: Марказ Джамиат Аммль Хадис, 2003. – 149 с.