Религиозное просвещение прихожан мечети. Монография
Динислам Рамилович Шамсутдинов
Оксана Сергеевна Батурина
В данной работе проводится теоретический анализ проблемы религиозного просвещения прихожан мечети, а также рассматривается практическая сторона этой деятельности. В первой части исследуется религиозное просвещение как теологическая проблема, раскрывается содержание этого процесса и рассматриваются формы и методы работы с прихожанами. Вторая часть посвящена практической организации работы по религиозному просвещению, включая анализ её эффективности.
Религиозное просвещение прихожан мечети
Монография
Оксана Сергеевна Батурина
Динислам Рамилович Шамсутдинов
© Оксана Сергеевна Батурина, 2024
© Динислам Рамилович Шамсутдинов, 2024
ISBN 978-5-0065-0988-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Актуальность исследования. Тенденция роста уровня религиозности граждан, наблюдаемая в последние десятилетия, в определенной степени связана с недостатком информированности населения по вопросам религии. Наши наблюдения показывают, что мусульмане Приволжского и Южно-Уральского региона также испытывают потребность в правильной, адекватной информации о религии, религиозной культуре, религиозных обрядах, практике и духовно-нравственных основах для создания гармоничных, благоприятных условий жизни. Однако источники информации могут быть разными и некоторые из них несут негативное влияние и даже вред. Поэтому проповедники, устазы, имамы, хазраты призваны помимо сугубо религиозной деятельности вести просветительскую работу среди населения. И первыми, наиболее мотивированными к просветительству становятся прихожане мечети.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных авторов по проблеме религиозному просвещению, отраженных в докладах, научных статьях, диссертациях таких исследователей, как: О. Н. Александрова-Осокина, Г. Б. Аскарова, А. Ю. Ахмеров, В. В. Баранов и А. Ю. Григоренко, М. А. Безруков, Э. Г. Белхароева, Г. К. Божкова, С. Б. Булекбаев, Л. А. Голышкина, Ф. В. Грушин, И. П. Дабаева, А. Л. Вишневский, Е. А. Вацкель, Л. Ф. Чупров и др.
Исламские первоисточники: священный Коран и сборники хадисов.
Целью данной работы является изучение эффективности религиозного просвещения прихожан мечети.
Для достижения вышеуказанной цели мы обозначили следующие задачи исследования:
– раскрыть религиозное просвещение как теологическую проблему;
– изучить содержание религиозного просвещения;
– описать формы и методы работы с прихожанами мечети;
– организовать просветительскую работу по просвещению прихожан мечетей;
– провести анализ эффективности религиозного просвещения прихожан мечети;
– совершенствовать религиозное просвещения прихожан мечети.
Объект исследования – религиозное просвещение прихожан мечетей.
Предмет исследования – эффективность религиозного просвещения прихожан мечетей.
Методы исследования:
а) методы теоретического анализа литературы: изучение и анализ литературы, систематизация и классификация.
б) методы диагностики: интервью;
в) методы обработки эмпирических данных и интерпретации.
Территориальные рамки исследования. Данным исследованием был охвачен город Сатка Челябинской области РФ.
1 Теоретический анализ проблемы религиозного просвещения прихожан мечети
1.1 Религиозное просвещение как теологическая проблема
Общепризнано, что корни идей просвещения появились в Англии (Джон Локк, 1632—1704). Философы-материалисты здесь выдвинули идеи, которые теоретически обосновывали проблемы воспитания человека как доброго, благородного, рассудочного существа на основе просвещения, что в итоге должно привести к «царству разума», за которое и боролись просветители. Идеи Джона Локка и его единомышленников были направлены на утверждение равенства всех людей, которые, согласно их учению, обладают «естественными правами» от природы. Эти идеи были приняты и получили свое дальнейшее развитие в научных идеях мыслителей других стран.
Впервые термин «просвещение» встречается у французских мыслителей (Вольтер) и окончательно принимается научным сообществом после публикации статьи «Что такое Просвещение» (Эммануил Кант, 1784). Эпоха этого времени характеризуется верой во всесильность человеческого разума, а исторический прогресс – одна из идей века Просвещения. Характерен Общественный договор Руссо, в котором он говорит, что, избавившись от сословности, люди создадут общество, в котором каждый ограничит свою свободу ради общественного согласия. Государство станет носителем общей воли.
Так как развитие идей просвещения распространялось на достаточно широкой географии и охватило временной промежуток длиной около трехсот лет, то справедливым будет заявлять, что данное культурно-идеологическое и философское движение имеет как общие черты (демократизм, рационализм, исторический оптимизм, приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития и др.), так и отличия, обусловленные особенностями исторического развития государств, представляющих просветительские идеи[1 - Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Понятие просвещения. Диалектика просвещения. Философские фрагменты.– М.; СПб., 1997. —60с.].
Религия ислам же по своей сути является религией просвещения. Все вышеперечисленные принципы просвещения составляют суть ислама. И мы можем доказать это, опираясь на первоисточники ислама: священную книгу мусульман Коран и изречения досточтимого пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, достоверные хадисы.
Тем, кто верят во Всевышнего Аллаха и Судный день, Коран и сунна настоятельно рекомендуют призывать социум к добру, останавливать его от зла, распространять религиозные знания. Этот принцип известен из хадиса, переданного от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек призывает людей к добру, то ему запишут саваб (вознаграждение) всех тех, кто прислушивается к его призыву и следует за ним. А у них при этом саваб не уменьшится».
Получать и распространять знания – это святая обязанность каждого верующего. Первыми словами, которые услышал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, от Всевышнего, стал приказ читать: «Читай с именем Господа, который создал все, что есть на свете»[2 - Кулиев Э. Смысловой перевод Священного Корана на русский язык. Пер. с араб. и комментарии – Медина: Комплекс им. Короля Фахда, 2004. 600 с.]. Этим аятом Аллах призывает всех людей искать знания, обучаться наукам, стремиться быть грамотными. Пророк Мухамад, да благословит его Аллах и приветствует, в одном из своих известнейших хадисов говорит: «Поиск знаний является обязанностью для каждого мусульманина и мусульманки»[3 - Аль-Бухари М. Сахих Аль-Бухари Ясное изложение хадисов «Достоверного свода»: «Сахих Аль-Бухари» – Москва: Экспо, 2017. – 1439 с.].
Следующим доказательством того, что муьмины не могут не быть образованным и является вот суры «Аз-Зумар»: «Скажи: «Разве равны те, кто знают, и те, кто не знают?» Поистине, помнят настроение только обладатели разума»[4 - Кулиев Э. Смысловой перевод Священного Корана на русский язык. Пер. с араб. и комментарии. – Медина: Комплекс им. Короля Фахда, 2004. 600 с.]. Также в следующем аяте священной книги мусульман говорится о необходимости просить у Аллаха знаний: «И моли словами: «Раббии, зиднии «ильма» Господи, приумножь мои знания (мое понимание, навыки применения знаний)!»»[5 - Аляутдинов, Ш. Перевод смыслов Священного Корана: в 5 т.: пер. смыслов и комментариев Священного Корана – СПб: «Диля», 2011. – 3 т.– 784 с.]. Этот аят хоть и адресован пророку Мухаммада, но, согласно науке корановедение, относится ко всей общине верующих. А здесь Господь приказал: «Скажи, проси…». Также пророк Мухаммад говорил в своем хадисе, что каждый мусульманин обязан отдать налог со знаний, который равен 100%. Это значит, что сколько у него есть достоверных знаний, столько ему следует отдать тем, кто еще не обладает ими. Если, конечно, он боится ответа в Судный день, который будет очень нелегок.
Несмотря на то, что постулаты ислама так строго очертили обязанность верующих относительно знаний и их распространения, теория не всегда на 100% совпадает с практикой. Так обстоят дела и с просвещением в исламе. Сегодня просвещение в исламе превратилось в теологическую проблему. Это произошло в силу того, что в нашей стране был долгий отрыв от религии, что привело к кадровому и литературному голоду. Когда была официально провозглашена свобода вероисповедания, на всю нашу огромную страну действительно грамотных кадров в области исламских наук можно было на самом деле сосчитать по пальцам. Совершенно естественно, что при всем своем старании они были не в силах контролировать просветительскую деятельность во всей стране и не то что дать, а хотя бы успеть организовать мусульманское образование и просвещение. Таким образом, много желающих получить религиозные знания не смогли получить качественные достоверные знания в достаточном объеме.
В то время общество само пыталось решить проблему, не дождавшись помощи мусульманских религиозных деятелей: занимались самообучением, ехали за границу, учились у малограмотных людей. И не стоит осуждать мусульман того времени в их действиях, ведь за редким исключением, они делали это, потому что тянулись к знаниям. Такова природа человека. Совершенно очевидно, что у каждого из выбранного нашим народом путей были свои побочные эффекты и весьма печальные последствия. Например, до сих пор не устранены последствия самообучения, и имамы самоучки в большом количестве возглавляют мечети нашей огромной страны. Не стоит объяснять, каковы знания у прихожан таких мечетей. Здесь мы снова не преследуем цель осуждения. Мы лишь констатируем печальные факты.
Имамы-самоучки не способны привить народу иммунитет от идеологии различных сект, так как сектанты атакуют сознания тех, кого хотят видеть в своих рядах мощным блоком «доказательств», приводя бесконечные вереницу авто в и хадисов. «Доказательства» эти представляют собой искаженные аяты и хадисы, которые искусно подделаны под определенную идеологию путем обрезки или неправильной трактовки. Чтобы противостоять атакам идеологов-сектантов достаточно иметь хорошую базу по акыде (вероубеждению) ислама. И мы не преувеличиваем. Если у человека есть такая база, то он защищен.
Что касается обучения за рубежом, то именно оттуда и пришла в Россию далекая от истинного ислама идеология. Испокон веков в России наши предки придерживались чистого ислама. Сектантство было чуждо им. Им в России никогда даже не пахло. Именно «знания» из-за рубежа пришли с ним.
В силу вышеперечисленных исторических событий и различных других обстоятельств, сегодня теологическая проблема просвещения мусульман, увы, не исчерпала себя. Даже при тех обстоятельствах, что сегодня религиозные организации могут распространять свою деятельность на сравнительно широкий спектр общественной жизни. Кроме богослужений, они стараются и в сфере благотворительности, в сфере религиозного образования, в сфере различной общественной работы: конкурсы, конференции, форумы, флешмобы и т.д., в сфере издания газет, журналов, книг и т.д, в сфере налаживания и укрепления международных отношений. Словом, сегодня влияние ислама на жизнь общества медленно, но усиливается. Из этого следует и влияние принципов и постулатов ислама на сознание людей.
Согласно конституции РФ, религия остается отдаленной от государства, и этот закон не собирается меняться. Но в жизни даже сами законодатели и исполнители законов нашей страны вместе с религиозными деятелями часто участвуют в совместных проектах. При этом даже вызывает улыбку то, как они ломают головы над вопросом, как же вместить в рамки закона то или иное действие.
Также мусульманам следует четко понимать, что сейчас они живут в то время, когда на них лежит огромная ответственность. Ведь общество увидело в религии выход из многих своих проблем и стало массово обращаться к ней. Здесь, естественно, возникает и другая опасность – возникновение нетрадиционных религиозных общин и организаций, ранее неизвестных неокультов, оккультизма, тоталитарных сект. Это создает проблему религиозного просвещения. Ведь общеизвестным остается тот факт, что суть принципов ислама – это нести добро, мир, процветание в массы. И проведенный верующий знает это. А не просвещенный склонен к искажений идеологии.
В нашей стране религиозно неграмотными остаются не то, что обычные прихожане, но и сами религиозные деятели. Поэтому они не способны вести просветительскую деятельность. Либо имамы не ведут ее, потому что часто находятся вне своих мечетей, не заинтересованы в жизни прихожан и деятельности в мечетях. Все это показывает, что сегодня и прихожане мечетей и, мало того, руководители мусульманских приходов России как никогда нуждаются в осуществлении и контроле просветительской деятельности в общероссийской мусульманской общине.
Что касается именно нашего региона – города Сатки Челябинской области РФ, то и здесь теологическая проблема религиозного просвещения, к сожалению, не отсутствует. Народ нуждается в элементарных достоверных знаниях акыды (вероучения), фикха (поклонения и взаимоотношений согласно закону ислама – шариату), ахляка (этическим нормам религии ислам). Прихожане часто задаются элементарными вопросами: «Как правильно верит мусульманин?», «Как правильно брать тахарат (малое омовение)?», «Во сколько входит время намаза?», «Как правильно заключать брак по-мусульмански?», «Как вести себя в мечети?». Если быть честными, ответы на эти вопросы это минимум, нижайший порог исламских знаний, необходимых для мусульманина в повседневной жизни. Исходя из анализа задаваемых прихожанами вопросов, приходим к выводу, что в среди прихожан мечети города Сатки Челябинской области РФ, несмотря на наши, религиозных деятелей, старания, присутствует все та же теологическая проблема религиозного просвещения. В последующих параграфах мы планируем искать пути решения данной проблемы на примере прихожан нашего региона с учетом того, что информация будет доступна для всех, кто также ищет эти пути.
1.2 Содержание религиозного просвещения
Как было упомянуто в предыдущем параграфе, у ислама есть мощная теологическая база, которая способна адаптировать верующих социально и наладить диалог между цивилизациями. И так же, как мы уже упоминали в предыдущем параграфе, религиозное просвещение – это действеннейший путь к реализации этого потенциала. Но здесь мы не можем не согласиться с Ф. Н. Козыревым, который сказал, что религиозность сама по себе, также как и обоснованность в религии, не могут стать верной и безотказный залогом веротерпимости, процветания общества, решения глобальных проблем, если у верующих нет искренности и руководителей, обладающих широким кругозором и способных направлять различный общественный потенциал в нужное русло. Здесь можно привести такой пример:
религиозное просвещение может служить как средством профилактики религиозной вражды, так и орудием ее усиления при неправильном применении[6 - Козырев Ф. Н. Воспитание веротерпимости как педагогическая задача. В кн.: Образование и гражданское общество (материалы «круглого стола» 15 ноября 2002 г.; Серия «Непрерывное гуманитарное образование (научные исследования)» – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. – 75 с.].
Поэтому организация и содержание религиозного просвещения должны быть подконтрольны и государству, и гражданскому обществу. В современном обществе религиозное просвещение должно преследовать не только чисто религиозные, но и социально значимые цели. Ведь так и было во времена пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и во времена его сахабов. Они никогда не были закрытыми, всегда были социально активными. Что же они принесли обществу? Высокую мораль, глубокую духовность, физическую и духовную чистоту, гуманизацию всех сфер жизни человека, развитие медицины и социальной защиты общества, поднятие уровня жизни от лишенного всех удобств кочевничества до высокого цивилизационного уровня, воспитание в людях трудолюбия и альтруизма. Да, потенциал ислама огромен, и они смогли его реализовать. Смогут ли современные мусульмане сделать то же самое? Да, если будут просвещать и просвещаться, если поймут, что должны поднимать проблему просвещения.
Ведь просвещенные мусульмане имеют широкий кругозор, следовательно, они не фанатичны и не зациклены. Они открыты миру и хотят изменить его к лучшему. Они знают потенциал ислама, то, чему он учит и призывает. Они не додумывают религию, могут противостоять тому, кто хочет навязать им какую-либо идеологию, выдавая ее за ислам.
Таким образом, объектом религиозного просвещения выступают прихожане мечетей.
Исходя и вышесказанного, можем сформулировать тезис о том, что главные цели религиозного просвещения прихожан российских мечетей можно представить в следующих пунктах.
Первая цель религиозного просвещения – давать прихожанам теоретическую характеристику этических норм и принципов ислама. Довести до них суть предписаний и запретов. Причем не просто цитировать, а показать, что посылом того или иного запрета или обязательства стоят идеи гуманизма. Данная цель религиозного просвещения очень важна, как элемент его содержания. Потому что она стимулирует направление потенциала ислама на благо общества, на искоренение морально-этических проблем и болезней общества (малограмотность; узкий кругозор; постоянное пребывание и сбегание в «зону комфорта»; потребительское отношение к родной планете и вообще ко всему, что окружает: материальному и нематериальному; ведомость сознания средствами массовой информации и нежелание анализировать).
Согласно нашему опыту имама, из-за того, что у современных мусульман нет минимальных религиозных знаний (независимо от того, практикующие они или нет), они не способны отличить средства шариату от его целей. Они ставят средства выше целей и часто ошибаются. Ведь легко прочитать то, что написано, а когда возникает жизненная ситуация, выбор сделать сложно. Например, соблюдать сунну и брать вторую жену или, как думают некоторые, не соблюдать и не брать. Этот пример не говорит о распространении нами какой-либо пропаганды, или о важности для нас этого вопроса, и он не является единственным. Примеров таких не сто и не тысяча. А больше в разы! И мусульмане, к сожалению, не умеют делать правильный выбор. Часто можно встретить мнение, что фундаментальная цель религии мусульман – это создать исламское государство, или еще как часты бывает – использовать религию, как средство заработка. Но просвещенный мусульманин знает, что должно быть противоположное: государство, основанное на законах шариата и материальное изобилие люди обязаны использовать для достижения любви их любимого Господа, следовательно, на благо всего сущего.
Второй целью религиозного просвещения прихожан мечети выступает сохранение и укрепление нравственно-этических ценностей ислама, призванных направлять и регулировать развитие научной и общественной мысли, что особенно важно в условиях сегодняшнего развития виртуальной зависимости и информационной перегрузки. Этическая система ислама цементирует человеческое братство, которые стоит выше этнических или расовых различий, укрепляя тем самым и национальное единство. Религиозные ценности составляют фундамент для гармоничного развития личности, поддержания традиционного института семьи, утверждения в обществе принципов справедливости, индивидуальной и коллективной ответственности, уважения фундаментальных прав и свобод. Укрепление традиционной духовности – эффективная мера профилактики и лечения болезней современного материалистического общества[7 - Абусулейман А. А. Кризис в сознании мусульман. – Хердон: 1997. 153 с.].
Третья цель религиозного просвещения – это воспитание толерантности к последователями других вероисповеданий и призыву к развитию широкого кругозора в рамках ислама, а также уважения к человеку независимо от его расовой, конфессиональной, этнической или иной принадлежности, признание человека как высшей ценности.
Ведь мусульманин, следуя заветам Корана и сунны, постоянно стремится к созиданию и труду. Он несет людям добро и благо и старается быть полезным им. Он заботится не только о себе, но и об окружающих. Он не упускает возможности совершить доброе дело, выполняя приказ Аллаха, заключающийся в аяте: «поклоняйтесь вашему Господу выполняя религиозные предписания и благодетельствуйте!»[8 - Аляутдинов, Ш. Перевод смыслов Священного Корана: в 5 т.: пер. смыслов и комментариев Священного Корана. – СПб: «Диля», 2011. – 2 т.– 648 с.].
Мусульманин знает, что любое благое дело, совершенное с искренним намерением ради Аллаха, – это поклонение Ему. То есть, делая добро людям, мусульманин поклоняется Всевышнему и надеется так достичь Его довольства и заслужить саваб. Кто ищет, тот всегда найдет. И тот, кто думает, какие же благие дела совершить, сможет найти то, что в его силах совершить. Ведь пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждое благое дело – это садака (то есть ему запишут, как будто он дал милостыню)»[9 - Нирша В. М. Сахих Муслим. Сахих: мухтасар. – Москва: Умма, 2011. – 1216 с.].
Просвещенный мусульманин знает, что ему записывают саваб, даже когда он не совершает благие дела, а поддерживается от плохого. Доказательством этому являются слова Абу Мусы: «Однажды пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: „Каждому мусульманину настоятельно рекомендуется давать милостыню“. Тогда сподвижники спросили его: „О, пророк, что ему делать, если ему нечего дать из имущества?“. Он сказал: „Он обязан работать, зарабатывать честным трудом и давать садака“. Люди спросили: „А если он и в таком случае не будет в состоянии давать садака (милостыню)?“. Он сказал: „Пусть он поможет тому, кого настила беда“. Сахабы (сподвижники) спросили: „Что если и это будет ему не по силам?“. Он сказал: „Пусть призывает людей к добру“. Сахабы спросили: „Что если он и это не осилит?“ Он ответил: „Пусть он остерегаться сделать любое зло, и это будет его милостыней“».
Таким образом, для верующего делать добро искренне (а не для показали или с корыстными целями) – это верный путь достичь любви его Господа и попасть в Рай. Он не пренебрегает даже таким делом, как убрать с дороги камень или палку. Он знает, что и это из тех дел, что призвал ему его любимый Господь, любви которого он ищет.
Эта составляющая религиозного просвещения подразумевает и знакомство с другими религиозными и религиозно-философскими учениями, что имеет исключительное значение в нынешних условиях, когда изоляция от глобальных процессов практически невозможна. Но сегодня мы видим в мусульманской умме именно России именно противоположное – узкий кругозор и фанатизм. На этой почве процветают: отношение людям с предубеждением; высокомерие; национализм; инфантильность; отдаленность от жизни и светского, и мусульманского общества; разобщенность с другими мусульманами; замкнутость в одной или двух сферах жизни; нежелание внутреннего развития и не принятие его как основной ценности. Все эти недостатки можно устранить, поставив перед собой именно такую цель просвещения прихожан мечетей, как воспитание толерантности к последователям иных вероисповеданий и широкому кругозору в рамках ислама.
Следующая цель просвещения – это искоренение регрессивной традиции, сдерживающие прогрессивное развитие отдельной нации или мусульманской уммы в целом. Примером таких традиций является ни на чем не основанное суеверие мусульман, которое встречается на каждом шагу. К сожалению, зачастую мусульмане нашей страны сами становятся авторами таких суеверий. И затем, встречаясь на каких-либо богослужениях, они начинают спорить, чье же суеверие истина. Даже если эти слова могут вызвать смех, но они глубоко трагичны. Ведь суеверие – это показатель низкой духовности, показатель ее захламленности, запущенности, заброшенности.
Также признаком деградации является то, что современные мусульмане сильно зацикливаются на атрибутике, внешности, культовых практиках. Например, они говорят: «Они не читают намаз как мы, значит они сектанты». Или: «Она не носит платок, значит она второй сорт, даже если все остальные предписания ислама она соблюдает». При этом мусульмане забывают обращать внимания на внутренность: чистоту сердца, внутреннего мира. Это и есть регресс. Но, преследуя вышеупомянутую цель религиозного просвещения, можно выйти прогрессу и больше не понижать планку.
Важной в религиозному просвещению прихожан мечетей является цель – реформация религиозного сознания с целью формирования гражданской культуры и участвующего типа личности, актуализации религиозного смысла труда, богатства, светской науки. Достижение этой цели неразрывно связано с решением предыдущей задачи, поскольку реформа требует готовности критически взглянуть на собственную традицию. По сути это возвращение к познанию так называемого «Золотого века» (век пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и первых двух веков после него). Ведь тогда мусульманская умма своим трудом построила целую империю, которая просуществовала почти тысячелетие. Мусульмане тех времен преуспевали в области светских наук насколько, что на их трудах выросла последующая европейская наука. И европейцы знают и не отрицают этого. А мусульмане, к их стыду, забыли и не предпринимают попыток вспомнить. Также печально слышать, что при напоминании мусульманам об этом факте, они говорят, что в то время было сильно благословение пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, поэтому мусульмане все успевали и во многом преуспели, а сегодня время быстро течет, и мы по этой причине ничего не успеваем.
Также важным элементом, влияющем на содержание мусульманского религиозного просвещения является наличие хорошего руководителя. Каждая религиозная организация – махалля нуждается в мудром предводителе, могущем провести свой приход через тернистый путь духовного роста, помочь им избежать духовной деградации, дать им не просто знания, а навыки, которые помогут им легко орудовать базой религиозных знаний. Имам не просто выполняет функцию руководителя в намазах, но, по мере возможностей, выполняет функцию духовного наставника, лидера. Именно на имама ложится обязанность направлять деятельность общины во всех отношениях. Имам отвечает за свои действия и перед Всевышним, и перед муфтием, который поставил его на это место. Всевышний Аллах говорит, обращаясь к мусульманам: «О, вы, которые уверовали! Будьте покорными Аллаху и будьте покорными посланнику и тем, кому дано право решения из вас. И если вы препираетесь в чем-либо, то вынесите это дело на суд Аллаха и посланника, ежели вы веруете в Аллаха и в Судный день. Это благо для вас и лучшее разъяснение»[10 - Аляутдинов, Ш. Перевод смыслов Священного Корана: в 5 т.: пер. смыслов и комментариев Священного Корана. – СПб: «Диля», 2011. – 1 т.– 672 с.]. Именно поэтому в наших мечетях имеется духовное лицо, которое исполняет обязанности постоянного имама и одновременно должен отвечать за исламское просвещение в своем приходе. Более того наличие духовного и административного руководителя в мечети, в религиозных объединениях мусульман является традицией, узаконенной примером самого пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71449558?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Понятие просвещения. Диалектика просвещения. Философские фрагменты.– М.; СПб., 1997. —60с.
2
Кулиев Э. Смысловой перевод Священного Корана на русский язык. Пер. с араб. и комментарии – Медина: Комплекс им. Короля Фахда, 2004. 600 с.
3
Аль-Бухари М. Сахих Аль-Бухари Ясное изложение хадисов «Достоверного свода»: «Сахих Аль-Бухари» – Москва: Экспо, 2017. – 1439 с.
4
Кулиев Э. Смысловой перевод Священного Корана на русский язык. Пер. с араб. и комментарии. – Медина: Комплекс им. Короля Фахда, 2004. 600 с.
5
Аляутдинов, Ш. Перевод смыслов Священного Корана: в 5 т.: пер. смыслов и комментариев Священного Корана – СПб: «Диля», 2011. – 3 т.– 784 с.
6
Козырев Ф. Н. Воспитание веротерпимости как педагогическая задача. В кн.: Образование и гражданское общество (материалы «круглого стола» 15 ноября 2002 г.; Серия «Непрерывное гуманитарное образование (научные исследования)» – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. – 75 с.
7
Абусулейман А. А. Кризис в сознании мусульман. – Хердон: 1997. 153 с.
8
Аляутдинов, Ш. Перевод смыслов Священного Корана: в 5 т.: пер. смыслов и комментариев Священного Корана. – СПб: «Диля», 2011. – 2 т.– 648 с.
9
Нирша В. М. Сахих Муслим. Сахих: мухтасар. – Москва: Умма, 2011. – 1216 с.
10
Аляутдинов, Ш. Перевод смыслов Священного Корана: в 5 т.: пер. смыслов и комментариев Священного Корана. – СПб: «Диля», 2011. – 1 т.– 672 с.