17 дней в Атлантике
Александр Жидченко
Эта книга – путевые заметки историка, этнолога и антрополога Александра Жидченко, посвященные пересечению Атлантического океана на одном из самых больших кораблей в мире – MSC Grandiosa.
17 дней в Атлантике
Александр Жидченко
© Александр Жидченко, 2024
ISBN 978-5-0065-1021-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Что вдохновило написать эту книгу
В апреле 2024 года я был в Ростове-на-Дону в составе агитбригады вместе с певицей из группы «Катюша» Наной Хаттл. Там же в Ростове-на-Дону около областной библиотеки есть небольшой, но популярный магазин букинистической литературы, где я купил книгу двух чешских журналистов-путешественников Зигмунда и Гадзелки – «Там за рекою Аргентина». В 1947 года на старенькой Татре они отправились в кругосветное путешествие через Африку и Южную Америку. На корабле и по суше. И написали несколько толстых книг о своих приключениях и с бытовым этнографическим описанием повседневной жизни в разных странах – Бразилии, Уругвае, Аргентине.
Читать это творчество легко и интересно, но еще более интересно самому совершить аналогичное путешествие и описать свое время и свои эмоции от увиденного. Конечно, на столь же обьемный труд я не претендую, но хотя бы какие-то наброски, надеюсь, станут тоже интересным источником о путешествиях на круизных лайнерах в середине 2020-х годов.
Читать эту книгу, которая долго лежала в туалете моей московской квартиры, я перестал, когда у меня не удался круиз по средиземному морю в мае 2024 года. Италия задержала выдачу визы, да еще и выдала визу с ошибкой – непригодную для круиза. Самое плохое, что она сделала – испортила настроение на несколько дней и отпуск, и отбила желание продолжать читать книгу чешских журналистов о приключениях конца 1940-х.
Но прошло время, я уже в новом круизе, пишу собственные заметки, и по возвращению надеюсь продолжить чтение книги «Там за рекою Аргентина», дополняя ее своими мыслями и впечатлениями. Читать в туалете, в метро, в очереди в поликлинике, на остановках, в барах и тд.
Круиз из Марселя в бразильский город Сальвадор продлился 17 дней, и был наполнен множеством впечатлений, эмоций, знакомств и приятных моментов. Подробней об этом путешествии, приключениях в Атлантическом океане, эта книга.
Часть 1. Грандиоза
О корабле
Атлантический океан мы пересекли на одном из самых больших кораблей в мире. Если быть более точным, то это судно занимает 19-е место в мировом пассажирском кораблестроении за всю историю человечества (то есть входит в 20-ку крупнейших).
MSC Grandiosa – это третье круизное судно класса Meraviglia (Fantasia). Несмотря на итальянский экипаж, оно ходит под флагом Мальты, а портом приписки является мальтийская столица Валетта.
Корабль принадлежит и управляется международной компанией MSC Cruises. Пассажировместимость составляет 6 334 пассажира и 1 704 члена экипажа, на судне располагается 2 421 каюта.
Начало строительство корабля пришлось на 2016 год. Строили его на верфи норвежской судостроительной компании STX Europe во французском портовом городе Сен-Назер.
Уже в 2019 году начались регулярные круизы судна. 9 ноября 2019 года произошла церемония крещения нового судна, которая проходила на реке Эльбе, крёстной стала сама Софи Лорен.
Некоторые интересные технические характеристики: длина корабля составляет 331,43 метров, ширина 43 метра. Высота судна 65 метров. При этом осадка всего 8,75 м.
Интересно, что у нашей «Грандиозы» есть брат -близнец, круизный лайнер «Виртуоза». Многие из моих знакомых на корабле ходили в круиз и на том лайнере. И он был почти как наш.
Судя по видеоролику про «Виртуозу», который я смотрел в своей каюте, отличия минимальны. К примеру, немного по-другому оформлены казино и аквапарк, имеют разные названия парк Сафари, рестораны и бары. Если матрасы у бассейна на нашем корабле были белые, то на «Виртуозе» они синие.
Каюта 11370
Номер своей каюты я запомнил почти сразу. Когда я вошёл на корабль, то думал, что где-то на ресепшн надо получать ключ, но другие пассажиры в лифте сказали, что эту карточку я найду в самой каюту. Если честно, я не поверил поначалу. Первые две цифры номера каюты означают номер палубы. А следовательно и этаж. Мы нажали 11-й. Я поблагодарил своих попутчиков и отправился по длинным коридорам с бордовым ковролином по длинным коридорам корабля искать свою каюту по указателям.
И вот, не поверив своим глазам, я вхожу в просторную кажущуюся люксовой каюту с балконом. Ощущение, что ошибка и вдруг сейчас вернутся и скажут – простите, ваша каюта другая – без окна. Но вижу на карточке, которая была запечатана в маленький конвертик и висела на дверной ручке, свое имя и именно этот номер каюты – 11370.
Восторг и другие эмоции! По всей видимости за свои мытарства с предыдущим неудавшимся круизом по причине задержки визы Италией, мне сделали бесплатный апгрейд. И поселили не во внутреннюю каюту, а в каюту с балконом.
Налево от двери небольшой санузел с душевой кабиной, унитазом самолетного типа, в котором рекомендуется смывать туалетную бумагу (даже размещено объявление на разных языках о том, что канализация корабля так устроена: можно смывать бумагу). Очень громкий момент смыва. Небольшая раковина, зеркало, 5 полотенец: одно для ног и по два для рук и банных.
Еще два пляжных полотенца были аккуратно свернуты в валики и лежали на большой двуспальной кровати king size. По бокам две маленькие тумбочки и бра, которые все время самопроизвольно включались в момент выключения всего освещения. И приходилось перекатываться по кровати, чтобы дотянуться то одной, то до другой кнопки лампы.
Вторая часть каюты примыкала к балкону. Тут стоял большой красный диван, на котором можно было лечь в полный рост. Этот диван сразу был заполнен моими вещами: зимней курткой, шапкой и перчатками, футболками и носками из рюкзака. Напротив стоял письменный стол с зеркалом и выдвижными ящиками, в верхнем из которых размещался фен на спиральном проводе. Над диваном был, казалось, единственный элемент декора, большая картина с какими-то розовыми водорослями.
Далее два ряда штор коричневого цвета из плотной ткани, за которыми находилась самая прелестная часть каюты – большой балкон со стеклянными перилами, деревянным поручнем, двумя сетчатыми креслами и таким же столиком. Фактически личная прогулочная палуба.
Интерьер каюты
Первое, что предстало перед моим взором по прибытии в каюту – вид на холмистый берег Марселя и другой корабль, который стоял в порту перпендикулярно нашему.
Я отправился на обед на 15-ю палубу в буфет Маркетплейс, и вскоре вернулся в каюту, чтобы закрыть поплотнее окна, поставить будильник и на час вздремнуть после бессонной ночи.
Уже через пару часов порт Марселя погрузился в темную мглу, и я вышел вместе с другими знаками проводить этот французский город. Радостные возгласы немногочисленной публики сопроводили корабельные губки, возвещающие ровно в 18-00 готовность к отплытию судна.
Вначале мы проводили другой круизный лайнер, который стоял напротив. Он медленно начал движение и ярко освещенные его палубы стали перемещаться вдоль берега в сторону темного горизонта Средиземного моря.
Спустя несколько минут и наш корабль медленно стал отдалять свой борт от бетонной швартовочной линии, а полоса открывающейся темной воды, в которой отражались прожектора корабля и порта, все расширялась.
Хотелось смотреть на это великолепное действо с разных ракурсов – с носа и кормы, с левого и правого борта, с верхней и нижней палубы. Выбрать самое лучшее место для записи лучшего видео своего первого отплытия из порта на круизном лайнере.
Галерея
Галерея или променад – было главным неформальным местом корабля. Она состояла из длинного двухэтажного коридора с огромном мультимедийной медиапанелью на потолке, где постоянно транслировались интересные фоновые изображения.
Каждый день в районе 8 вечера здесь показывалось шоу на пару минут. За редким исключением, каждый раз новое. То история динозавров, то потолки самых крупных музеев мира, то города (Барселона, Санкт-Петербург, Лондон, Амстердам и др.).
На первом этаже были различные брендовые магазины, оформленные в венецианском стиле. Наверху были рестораны и длинный балкон, с которого открывался великолепный вид не только на галерею и проходящих людей, но и потрясающие и масштабные вечерние дискотеки.
Галерея стала самым любимым моим местом на корабле. И если вдруг случалось, что на палубе было слишком жарко, а больше было заняться нечем, я всегда шел в галерею, где можно было найти что-то интересное или кого-то встретить.
Корабельное телевидение
Итальянское телевидение такое приятное. В классических интерьерах снимают даже развлекательные шоу. Плюс язык мелодично ложиться на всю эту картинку. ТВ как отражение культурного кода страны можно изучать на примере как раз итальянского телевидения.
Всего в моем телевизоре 42 канала, из них 20 бесполезных (техника безопасности на разных языках, реклама спа и казино), и около 20 контентных – в основном, новостных. Франция, Германия, Италия, Испания.
Но после того, как мы отплыли от последнего европейского порта, неожиданно, вещание прекратилось. И у нас больше нет всех тих европейских каналов. Приходится пускать фоном по кругу рекламные каналы круизной компании.
И вот вечером внезапно каналы вновь заработали. Красота!
71% поверхности земли покрыт водой. Этот факт я узнал из канала MSC Foundation – они заботятся о мировом океане и имеют множество гуманитарных миссий по всему миру.
За день до прибытия в Масейо начали ловить бразильские телеканалы.
Вирпул
Бассейн на балконе над океаном – это что-то! Какая придумка! Какая вещь! Полезная! Руку бы пожал проектировщику.
Вот так уже в 9 вечера лежу в теплой воде там под слабыми струями гидромассажа и думаю, а подо мною холодная океанская вода и корабль своим носом разрезает темную мглу. А тут веселье и аттракционы.
Еще одна мысль – 6 дней нам под парусами идти по Атлантике – народ с этим смирился. Большинство даже рады.
Сафари парк уже должен был закрыться, но персонал из Индонезии вежливо никого не торопит – сначала эти ребята в красных футболках играли в настольный футбол, потом начали собирать лежаки. Меня даже не торопили. Как не торопили и двух бразильских женщин в очках, которые заняли джакузи на нижнем ярусе сафари-парка.
Выходя из этого сафари ощутил на себе мощь кондиционеров лифтовых холлов и вообще общественных пространств. Обдает сразу холодком – хоть бы убавили.
Ричард
Хаускипера, который обслуживает мою каюту, зовут Ричард. Не знаю, настоящее это имя или им принудительно дали европейские имена. Но интересно другое – он из Мадагаскара и на вид ему лет 60. Трудно, думаю, в таком возрасте, работать на такой сложной физически работе.
Но он не обычный мадагаскарец – наполовину китаец, наполовину африканец. В школе учил французский язык (видимо в 1970-е. Интересно, какие тогда на Мадагаскаре были школы).
Обслуживает он наверное 10 или 20 кают, может и больше.
Другие хаускиперы из Филиппин, Индии и тд. Наверное, список буду пополнять по мере изучения их труда в бесконечных безоконных коридорах-лабиринтах нашего корабля.
Бон Вояж
В вечерних шоу в театре комедии есть своя атмосфера. Кажется, ничего особого не показывают, но постоянно что-то оставляет хорошее впечатление. Особенно удивляют артисты мюзикла – их человек 15 на сцене. Четверо солистов и остальные танцоры. Костюмы и декорации у них впечатляющие.
Шоу Бон Вояж поразило, но не менее прекрасным было шоу «Семейка Адамс». А как девушки танцевали Кан-Кан – не описать текстом, это надо видеть. Задирали до потолка подолы своих красно-черных платьев, показывали рейтузы и панталоны, садились на шпагат и все синхронно. Парни старались не меньше – но наиболее отточены движения были у одного латиноамериканца или цыгана.
Сколько репетиций! И ведь вся эта труппа путешествует с нами до самой Бразилии.
И только мы вышли из театра, как в галерее показывали цирковое представление. Шапито. Это артисты мюзикла, который проходит по вечерам в зале «Карусель». Можно и туда сходить, но стоит оно 15 евро, а экшена вполне хватает и бесплатного – тут то все не успеваешь посмотреть и посетить: везде какой-то движ подвиж.
В галерее встретились с одной русской женщиной, родом она из Агрыза, а сейчас живет на четыре страны – США, Италию, Болгарию и Украину. Видимо, везде дети и внуки, и периодически путешествует по этим круизам.
Девчонки решили пойти попить чаю в Маркетплейс, а вот я пошел второй раз в театр (первый раз мы перепутали время и опоздали), поэтому надо посмотреть начало мюзикла.
Перед шоу всегда выходит высокий конферансье с бородой. Он подвижен, говорлив, полиглот, но профессия располагает – кривляний у него хоть отбавляй. Самое главное, он бразилец и своих соотечественников приветствует намного более экспрессивно, чем представителей других стран. Вот и сейчас повторяет анонс ночной дискотеки у бассейна на Английском, немецком, испанском, итальянском и португальском особенно.
Встреча с капитаном номер два
Утром в 10 часов разделило радио. Объявляли на всех языках, что будет встреча с капитаном – незнамо где, незнамо во сколько.
В приложении оповещение что сегодня открытие нового офиса продаж новых круизов. На палубе 7, время не указано. Не позавтракав, побежал туда. Видел 6 фужеров и бутылку шампанского. И вот, все они тянут и тянут с открытием. Уже полчаса как должны были открыться. Спрашиваю, а чего не открываетесь. Сотрудница в костюме отвечает – ждём капитана. Я говорю – да не придет ваш капитан, он занят, подписывает игрушечные кораблики в сувенирном магазине, я только что видел.
В общем, пить шампанское натощак в 10 утра то еще занятие, поэтому пошел завтракать. Налегал, к своему стыду, на сладкое.
Но по пути узнал важную инфу. Оказывается капитан будет принимать гостей в галерее в 11-45.
Пришел в 11-43 – народу тьма, полным ходом наливают шампанское. Пускают только владельцев клубных карт определенного уровня, но меня тоже впустили.
На балкон под часами с купидонами вышел капитан. Представляли его ну не хуже чем Леонардо Дикаприони. Сказал пару слов, а в галерее страждущие образовали коридор, по которому понеслась феерия из артистов мюзикла «Бон Вояж». Кружились в танце – жаль не видно было половину из-за женщины в красных шортах, которая выперлась на середку почти. 10 минут они плясали. И феерия закончилась.
Еда
Извечная проблема шведского стола. Не успевает пройти время, не успеваешь проголодаться. Только прошел завтрак и уже надо идти на обед. Наложишь себе порции с горкой на тарелку-поднос прямоугольной формы с надписью MSC. Пару ложек в рот положишь и чувствуешь, как уже наелся. Фруктов, десертов, салатов, пиццы, мяса – всего тут в избытке. С рыбой я теперь поступаю аккуратно- после того разв со стейком лосося.
Гвоздь программы – домашняя моцарелла (белые шарики), которую делают прямо на борту за стеклом, с мускатным соусом.
Стараюсь налегать на фрукты: арбуз, дыня (порезанные кубиками) всегда есть. Как и целые апельсины, яблоки, груши и киви. А вот со сливами и ананасом проблема – разбирают их в первые же минуты, не остается ничего. Сливу ел по-моему, один или два раза – и то угостили.
La Perla Grigia
У нас есть комплиментарный ужин каждый день в ресторане La Perla Grigia. Даже на именной карточке написан этот ресторан, время 19-00 и номер стола 784.
Тут особая атмосфера – вокруг все нарядные, носятся официанты, стоят красные бокалы с вином. А если кто-то празднует день рождения, начинается настоящий парад – официанты выстраиваются в группу, бьют в тарелки, крышки и бубны и громко поют, поздравляя испуганного именинника.
В целом, весь этот лишний официоз мне кажется лишним. Хожу сюда для разнообразия. Например, однажды с Таней и Олей мы заказали себе по тарелке хороших мидий в винном соусе. Такого на маркетплейсе не поешь. Да и десерты тут более разнообразные- я всегда заказываю пирожные и торты с красивыми названиями – дипломатический торт или королевский десерт. Один был похож на торт Наполеон, а другой на торт Прага.
Плюс тут неплохая сырная тарелка, но сыр с синей плесенью приносили лишь однажды (Таня заказывала).
Ужинают тут в две смены. Сначала в 7 вечера, а потом в 9—30. И уже около 8—30 люди уходят, а официанты очень быстро меняют скатерти, убирают посуду, заменяют бокалы, пылесосят ковролин.
Часть 2. Атлантический океан
Могучая Атлантика
Нельзя не посвятить отдельную главу и океану – главной цели этого путешествия. Менялись люди, правители, шли войны и революции, реформы и митинги, строились и разрушались города. А величественный океан каким был, таким и оставался на протяжении тысячелетий мировой истории. Разве что затонувших кораблей на его дне становилось все больше, а на современном этапе, видимо, больше мусора.
Смотреть с палубы нашего MSC Grandiosa на уходящие за горизонт водные просторы Атлантики и думать о чем-то великом – одно удовольствие.
Как интересно и наблюдать за вспенивающейся водной гладью у бортов судна. Эти белые узоры на бирюзовой поверхности можно бесконечно снимать на камеру своего айфона.
Закат 24 ноября
Закат 24 ноября мы встретили в океане. Солнце медленно заходило за горизонт, а мы сидели в джакузи на верхней палубе на корме. 2 человека из России, 2 из Украины и 4 из Бразилии. Бразильцы были как всегда общительны. И мы постоянно то общались между собой, то с нашими друзьями из Южной Америки на моем начальном уровне испанского или на почти непонятном многим из них английском.
Один бразилец сказал, что уже на пенсии и путешествует, но раньше работал в банке Бразилии. И тут же женщина в очках с черной оправой, с черными волосами, воскликнула, что и она там работала. И они начали длинный диалог про свою работу на португальском.
В тот день был невероятно красивый закат. Но самый красивый закат за весь наш круиз мы увидели, когда покинули порт Тенерифе на Канарских островах.
Мысли
Уже находясь в Атлантике понял, что зря время терять нельзя, и само собой надо писать корабельные заметки. Как когда то это делали великие мореплаватели и искатели приключений. Следуя их примеру надо вести дневник – просто записывать все самое интересное, важное, нужное (но не нудное).
Впереди 6 дней в Атлантическом океане. Сегодня мы отплыли от порта Санта Круз де Тенерифе, и нас ждёт почти неделя в пути, за которую корабль преодолеет более 2,5 тысяч миль.
Канарские острова проводили нас изумительным закатом. На палубе 16 открывался чудесный вид на портовые корабли, горы, городские улицы, усыпанные иллюминацией словно звездами. Самое главное – удивительное бордовое небо нависало над берегом и все увеличивалось по мере нашего отдаления от острова.
Роспись Бога
Как только мы захотели, нам включили русскую музыку: «Позвони мне, позвони» (ремикс) и «Я люблю тебя, Москва».
Мы вернулись из аквапарка. В зеленых трубах вода и воздух были горячими – как в сауне. Хочется, чтобы эта труба длилась дольше.
Над пушистыми облаками взрывалось что то гениальное, что никто не может вообразить. Такой красивой росписью может расписаться только создатель Вселенной. И никто не может ее подделать. Это была радуга. Принесла ее туча прямо по курсу. Хотела помочь добрым людям понять, что вокруг царит любовь. Все у кого горели сердца, повернулись к ней и захотели любить в ответ.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71449612?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.