До кругосветки. Автостопом по Сибири
Михаил Голодок
Кругосветка #1
Эта книга – мой первый дневник путешествия. С него началась моя история и как автора, и как путешественника. В 2017 году я решил перейти от походов по Красноярскому краю к чему-то большему и отправился в путешествие по Сибири. Тогда же я впервые начал вести путевые заметки. Еще важнее – поверил в людей.
Михаил Голодок
До кругосветки. Автостопом по Сибири
Предисловие
Это путешествие – предыстория для всего, что случилось со мной позднее. Состоялось оно в 2017 году, когда я решил перейти от небольших походов и путешествий по Красноярскому краю к чему-то большему. Решил увидеть Сибирь. Тогда я впервые попытался вести путевые заметки – получились они кривые, косые, порой с кучей ошибок, но это именно то, с чего я начинал свой путь. Для вашего комфорта я провёл поверхностную коррекцию, чтобы исправить самые страшные ошибки. В любом случае, главное здесь – это люди и история.
Часть 1. Красноярск – Улан-Удэ – Чита
День 1. Путь в тысячи миль начинается!
Как и перед любым путешествием, мне было очень тяжело заснуть, но рано или поздно сон побеждает. Наступает утро. Подъем. Рюкзак на плечи. Прощание с подушкой и родным домом. Сонливость снимает как рукой, эмоции переполняют, словно и не спал. До трассы идти около 5 километров, но они пролетают незаметно, ведь в голове столько мыслей, всё сознание охвачено предвкушением грядущего путешествия! Что же ждет меня там впереди?
Не знаю, был ли у вас подобный опыт, но мне сложно после долгого перерыва поднять руку для автостопа, это кажется чем-то неестественным, отталкивающим. Это ощущение пропадает только после первого остановившегося водителя. Его, правда, приходится подождать часика полтора. На самом деле это было весьма неожиданно – автовоз с тремя дорогущими мерседесами сам остановился, и водитель позвал меня с собой, в то время как я смотрел в сторону другой уходящей фуры. Мне казалось, что автовозы как бензовозы – тормозят категорически редко, инструкция. И вот чудо – едет он прямо до Иркутска, то есть около 1100 км – хороший старт! Так и стал Витёк частью моего путешествия.
Дорога до Иркутска вполне вменяемая. За исключением канской объездной, которая заслуживает отдельного абзаца…
Канск – небольшой город, по которому проходит федеральная трасса (Транссиб). Беда в том, что мост уже не менее 7 лет, по словам дальнобойщиков, в аварийном состоянии и фуры по нему не пускают, отправляя на объездную. Всё бы ничего! Объездные – замечательная штука, но не когда это 7-километровая гравийка с огромными ямами, а в твоем автоприцепе машин на несколько миллионов рублей (которые не слабо так качаются, практически задевая борта!).
Так и едешь по ней со скоростью около 5-10 км/час, теряя примерно 1.5 часа времени! 21 век, федеральная трасса и десятки тысяч дальнобойщиков в год, которых обязали платить за дороги посредством Платона. Это Россия, детка. Когда-то этой объездной пользовались грабители, вскрывая фуры на ходу, ведь скорость то низкая, ситуация с годами изменилась не сильно, теперь водителей грабят вполне "законно", посредством Платона. Почему нельзя заасфальтировать эту объездную? Деньги на уточку ушли?..
Едет автовоз не быстро, потому ближе к ночи мы добрались только до Нижнеудинска, где и было решено переночевать. Стоило нам остановиться, как на улице начался хороший такой ливень! Когда водитель узнал, что я сейчас пойду ставить палатку, он слегка опешил, даже предложил разложить сиденье в одном из Мерседесов, но я вежливо отказался, ведь там, на улице – настоящая стихия! Нельзя любить природу за хорошую погоду, нужно принимать и радоваться любой, так я и ушел ставить палатку "в закат"… К слову, поставил рекордно быстро – минуты за 4, ливень как из ведра – хорошая мотивация!
День 2. Увидеть Байкал и начать жить
Просыпаюсь, тишина… Неужели дождь закончился? Стоило только собрать палатку, как я понял, насколько ошибался. Продемонстрировал очередной рекорд скорости по сбору лагеря и бегом будить водителя (он просил его разбудить, не подумайте). Правда промокнуть мне это не помешало.
Добрались до Иркутска мы довольно быстро, но дальше следовала самая сложная часть работы дальнобойщика автовоза – пробраться по узким улочкам Иркутска до дилерского центра Mercedes, который находится в самом центре, где 3/4 дорог – проезд грузовому транспорту запрещен… Тут-то и начинает ощущаться увеличенная длина прицепа автовоза (для тех, кто не знает – он длиннее примерно на 2 метра, мелочь, скажете вы?), в каждый поворот приходится заходить с крайней левой полосы, при этом практически царапая бордюр. Благо, легковые машинки в страхе разбегаются, видя такого гиганта на развороте.
Помог добраться водителю до пункта назначения, за что он был премного благодарен. На прощание Витёк пошутил: "Как же я без тебя выезжать обратно буду?", на что я ответил: "Подождешь, пока вернусь, если что!".
Так я и отправился дальше. Добрался до Иркутского краеведческого музея, но (при стоимости билета в 260 рублей) после Красноярского он меня не впечатлил… Три комнаты с экспонатами и все :/ Единственное, что понравилось – Ирбис и Дальневосточный кот, самому в природе их увидеть слишком сложно (Ирбиса, практически, невозможно). После чего встретился со своим другом Егором, который учится в Иркутском РЖД и отправился на электричке на Байкал в Слюдянку (~150 руб.), слушая размеренное постукивание колес состава. Заснул.
Проснулся я минут через 30-40. Оглядываюсь, а вокруг ни души! Поезд едет, а людей в вагоне кроме меня и нет. Жутковато, однако, проверил по навигатору маршрут – все как надо, расслабился. Мало ли что? Вот так и получается, что люди со всего света мечтают о Байкале, столько говорят о нем и не стесняются своё желание называть мечтой, а еду туда я один. Почему? Не надо так, друзья.
Спустя некоторое время в вагон вошел контролер и мы с ней разговорились на тему моего путешествия, что мной движет. Выяснилось, что она и сама то на Байкале бывает пару раз за лето. Пару раз! Это примерно, как с нашими Красноярскими Столбами – кто-то едет на них посмотреть из Канады (да-да, есть такие! это ведь одно из чудес света!), а кто-то из красноярцев там ни разу не бывал. Не ценят люди то, что имеют, вот и причина многих бед и разочарований. Немного времени спустя, к нам присоединилось еще три контроллера, тогда и выяснилось, что в электричке, состоящей из 4 вагонов, я единственный пассажир! Во дела!..
На улице все еще капал дождь, на горизонте блестела радуга, а я становился все ближе к Байкалу, который по праву можно назвать Меккой путешественников и одной из главных точек моего маршрута. Преодолев пару туннелей, он предстал передо мной во всей красе, и мы неспешно стали спускаться к нему по серпантину… На улице быстро темнело. Контроллеры пожелали мне счастливого пути, и я вышел на станции "Слюдянка-2". Правда, станции там не оказалось.
Иду я, значит, по путям, иду… А прохода к Шаманскому мысу, куда я направлялся, так и нет – на моем пути в 2 или 3 линии стоят длинные составы. Решил не ползать под ними с рюкзаком, а обойти… Заняло это еще минут 20, а сумерки, тем временем, совсем укрыли пути. Предпринял попытку срезать – кусты, какое-то болото, комары, ямы, снова кусты, пляж… Байкал! Как это можно описать?..
Еще около часа я провел, наслаждаясь тихим байкальским прибоем, безмолвной водяной гладью и звездами, которые уже начинали проявляться на небе… Пока не пришли комары и не уговорили меня разбить лагерь силой, с последующим крепким сном. Да, на Байкале есть комары! И теперь есть я.
День 3. Отдых и Шаманский мыс
Проснулся я часа в 4 утра. Байкал, голубое небо, красота!.. Но разбудила меня не она, а холод. Нет, я знал, конечно, что ночевать у Байкала может быть холодно, но не настолько же! На помощь пришли шерстяные носки и шапка, вот теперь да… Можно насладиться пейзажем и как следует отдохнуть с дороги!
Этот день для себя я назвал "День батона", ведь это один из немногих дней, где я буквально заставил себя не срываться с места, а притормозить и насладиться Байкалом. Мне вообще очень тяжело оставаться без движения. Правда, хватило меня ненадолго, и я отправился исследовать Шаманский мыс, говорят, что у его основания есть пещера, но после подъема уровня воды в Байкале её затопило.
Прогулявшись по мысу, добрался до своей печки-щёпочницы и приготовил поесть. Какая же все-таки вкусная еда на природе! Только ради этого уже стоит ходить в походы (ленивым любителям поесть на заметку)). Касаемо печки. Я уже давно отказался от костров и готовлю либо на газу, либо в печке-щёпочнице. Это такая печка, которая имеет максимальный КПД при минимальном потреблении дров. Подогреть пол-литра воды можно при помощи нескольких палочек и 4-5 минут – очень удобно!
Ближе к середине дня стало жарко. Очень жарко! Еще часов 6 назад я грелся в шерстяных носках и термобелье, а тут приходится снимать с себя последнее. Мысль искупаться преследовала меня несколько часов, но, зайдя в Байкал по колено, я передумал. В другой раз. Разложив пенку и расправив солнечную батарею, я занялся "ничем". Знаете, интересно иногда заниматься "ничем", особенно, когда большую часть времени размышляешь о самых разных вещах, планируешь что-нибудь, думаешь. Главное не перестараться.
Приятным моментом было и то, что пляж оказался абсолютно пуст. Среда, начало июня – ни одного туриста! Хотя это один из лучших пляжей в этой части Байкала. Ни шума, ни криков, ни музыки. Единение с природой и только. Кайф.
Вечером над озером начал подниматься туман и Байкал буквально слился с небом. Если не присматриваться, расслабить "взгляд", то возникает ощущение, что ты просто лежишь где-то посреди пустыни, а она тянется до самого горизонта. Тем приятнее отбросить фантазию и осознать, что источник чистой питьевой воды находится в каких-то 5 метрах от тебя!
День 4. Теплые озера у подножия гор
В этот день я тоже думал побыть на Байкале, но сидеть на месте больше не мог, правда и уйти, не выполнив одну из главных задач, тоже. Как можно побывать на Байкале и не искупаться?!.. Дождался, пока стало потеплее, встал у кромки воды. Оглянулся. В метрах 100 от меня остановился Урал с работниками РЖД. Один из них посмотрел в мою сторону. Видимо, понимая, что я затеял, показал мне палец вверх. Вот это поддержка! Отступать уже было некуда и я окунулся в ледяную байкальскую гладь. Как Енисей прямо!
Вышел на берег, подсох и ощутил жару, стоявшую на улице. Пришлось еще разок окунуться. Потом еще. И еще. В общем, купальный сезон открыт! Не так уж холодно. Тут-то и было решено, что каким бы водоем ни был холодным – я хотя бы раз, да залезу в него… (и ни разу не пожалел об этом в дальнейшем!)
Теперь можно было смело отправляться в путь. По берегу Байкала я как-то совсем незаметно прошел Слюдянку и вдруг понял, что на трассу сворачивать нужно было значительно раньше. Идти назад было уже поздно, потому продолжил свой путь до следующего поселения по волнорезам, установленным вдоль берега Байкала еще в незапамятные времена.
Когда я все-таки добрался до деревушки, местное население смотрело на меня вопрошающим взглядом, ведь "турист вышел со стороны Байкала, а не автобуса, что-то с ним не так!". Я встал на трассе и начал голосовать. Напротив меня сидел мужичок, торговавший омулем, спустя минут 30 он крикнул что-то в стиле: "Да не остановятся!", – на что я ответил: "Посмотрим!".
Спустя еще минут 20 к нему подсел его знакомый и они вдвоем стали наблюдать за тем, как я пытаюсь остановить машину. В этот момент, к моей радости, и остановилась воровайка. Помахав мужикам рукой, я отправился на встречу с Хамар-Дабаном. Каково же было их удивление! Обожаю.
Затем была еще пара машин, и я решил прокатиться на электричке, расстояния небольшие, цена тоже, а ощущения и виды – замечательные. Пока ждал электричку, заметил на горизонте треугольные вершины и подумал, что это и есть Тальцинский пик, куда я направлялся. Каково было моё удивление и радость, когда спустя полчаса я увидел белоснежные вершины, снега было немного, но он был летом – это не могло не радовать! Мне туда, без сомнений!
Пока шел до Теплых озер (это еще одна местная достопримечательность), познакомился с парой ребят с собакой, которые шли отдыхать на озера. Нам с ними было немного не по пути, поэтому я отправился дальше вдоль реки Снежной, которая с каждым километром становилась все уже и холоднее. Окружавшие дорогу деревья становились все шире и грандиознее. Это были многолетние кедры, многим из которых, судя по охвату, стукнула не одна сотня лет. По пути познакомился с велосипедистом по имени Виталий, который, как он сказал, от безделья поехал кататься Иркутск-Выдрино-Аршан… Без палатки и снаряжения. Необычно, но мне ли судить об этом?
Добравшись до озер, выяснилось, что пройти на одно из озер "Изумрудное" можно только через базу, территория же огорожена забором и вход "50 рублей" (на сам Тальцинский пик можно пройти бесплатно, вдоль реки Снежная, но мне было интересно увидеть как можно больше). На озере как-то случайно познакомился с одним из друзей хозяина, Лехой. Еще бы, кругом отдыхающие на машинах, квадроциклах, лошадях, а тут я – на двух ногах и с 25 кило за плечами – странный гость! Узнав о моих планах, он бесплатно перевез меня на другой берег на самом крутом катамаране. Казалось бы мелочь, а приятно.
Впереди меня ждало озеро Мертвое (местные турбазы называют его озером Сказка). Нет, в нем нет ничего страшного, просто не водится никакой рыбы из-за того, что оно очень неглубокое и зимой полностью промерзает. Зато абсолютно прозрачное, там же находится и гора "Шапка Мономаха" конусной формы. С неё, говорят, отличный вид, но мне предстояло подняться "чуть-чуть" повыше, потому от неё я отказался. Добравшись вновь до реки Снежной и немного поплутав по тайге, я разбил лагерь и мгновенно заснул.
Перед сном я думал над тем, стоит ли мне отдохнуть денек перед подъемом, или сразу идти. По прогнозам обещали мощные ливни буквально через день-два и было решено не откладывать, а выдвигаться прямо утром!..
День 5. Знакомство с хребтом Хамар-Дабан
День обещал быть интересным, и я решил подготовиться как следует. У меня с собой не было горных ботинок и гамаш, зато был скотч! При помощи нехитрых манипуляций я организовал импровизированные гамаши, которые должны были защитить меня от клещей и снега. Стоит заметить, что с задачей они справились отлично, хотя к концу восхождения и утратили часть былых швов.
Клещей на пути встречалось много. Очень много. Каждые 10 минут снимал с себя по 2-3 штуки. Конечно, ведь я был одним из первых желающих этим летом подняться на пик Тальцинский, соскучились! К счастью, ближе к концу лиственного леса они исчезли, что позволило немного расслабиться. Пока не начался подъём. Маршрут в навигаторе навел меня на примерный путь и я начал подниматься… Час. Второй. Третий.
Чем выше поднимался, тем сильнее менялись пейзажи, пока в один прекрасный момент я не оказался прямо на альпийских лугах, посреди снежных опушек и цветов. Вот место, где начинаются горы! Появляются кристально чистые озера, а подъем резко набирает угол. Хотя, после весеннего восхождения на пик Кошурникова, подъём, конечно, слабоват, но все усугубляет жара под 30 градусов.
Как можно передать эмоции, которые я испытал в момент, когда забрался на гребень хребта и увидел, что за ним скрывалось? Множество других хребтов, укрытых полями кедрового стланика и Байкал, раскинувшийся по всему горизонту. Но вершина была всё ещё далеко, пик Тальцинский всем своим видом демонстрировал своё величие.
На одном из привалов я обнаружил приятный "подарок" – кучку кедровых орешков у корней стланика, потом ещё одну… И ещё. Видимо, заготовки каких-нибудь пищух или мышей, оставшиеся с прошлого года. Приятное дополнение к чаю со снегом, однако.
И вот – вершина, импровизированный флаг, ленточки, хребты, расходящиеся во все стороны. Победа. Где-то посреди камней у флага обнаружил записку в бутылке (можете почитать), там же – бутылку водки на пару глотков. Видимо, это и есть та "шоколадка", что оставили парни для тех, кому будет особенно тяжело. Хотя я считаю, что алкоголь в горах совершенно неприемлем.
Одно из деревьев на спуске готово выслушать любого, кто считает, что его жизнь слишком несправедлива и трудна. Моя точно проще.
Спуск был чуть сложнее, ведь одно дело карабкаться по глине вверх и совсем другое – вниз. Камни, земля, снег… Множественные ручьи и потрясающие виды. Без сомнений, это одно из самых красивых мест где я был! Ближе к 17 часам я добрался до лагеря и занялся приготовлением ужина.
Казалось бы – день подошёл к концу, что ещё может случиться? И ведь случилось!.. Когда я уже готовился ко сну, ко мне неожиданно пришел какой-то мужик. Я был очень удивлен, ведь в этих местах людей не видал. Он разузнал о подъеме и как только понял, что я тут один – пригласил на чай в свой лагерь, мол, туристы встали в паре километров отсюда. Я вежливо отказался, так как уж очень хотелось спать, день был не из лёгких. Но это было только начало!..
Спустя минут 30 ко мне из леса сначала вышла одна девушка (видимо, самая смелая), затем ещё две… И ещё. Они пришли из того лагеря и стали настаивать на том, что не дело одному сидеть, давай, мол, к нам. Знаете, это очень необычное ощущение, когда посреди тайги тебя куда-то заманивают, но на маньяков они не походили и я согласился прийти чуть позже.
Моему удивлению не было предела и я, собрав лагерь, отправился их искать. Позднее выяснилось, что они целым классом приехали подниматься на пик Тальцинский из небольшого городка Тулун. Одно только я так и не понял – почему за мной пришли только девушки? Ведь пол класса – парни. Хитрый ход.
Вообще очень круто, что школьный класс таким образом выбрался на природу. Это огромный опыт. Уж точно лучше, чем напиться в каком-нибудь снятом коттедже. Да и не просто на природу, а в горы! Молодцы! Так я с ними и познакомился, и жил последующие несколько дней, стараясь посильно помочь советом и информацией, я то тот ещё пещерный человек! Все ребята разные по характеру, но по-своему классные.
Теперь у меня не один знакомый класс, а два! Это и есть настоящая ценность путешествий, новые знакомства и потрясающий опыт. Походы, в свою очередь, помогают людям лучше раскрыться и показать себя, узнать друг-друга. Хочешь узнать человека – иди с ним в поход! Вернее народную мудрость не сыщешь.
День 6. Закалка в Снежной. Верблюд
Ночевать в большом туристическом лагере – интересный опыт, но чем заняться, пока все ушли на пик? Валяться весь день, чтобы мозоли на ногах прошли? Загорать, отдыхать на солнышке? Нееет, это было бы слишком просто. Приключения должны продолжаться! Потому было решено подняться на гору Верблюд, на него как раз есть удобная тропа… по которой я не пойду. Ведь есть такой шикарный подъём по скалам. Ну… А как еще создавать впечатления?
При виде предстоящего маршрута наверх все мозоли прошли, мышцы наполнились кровью. Внутри заиграл легкий азарт. Подъём. Преодоление трудностей должно доставлять удовольствие, а жизнь должна доставлять удовольствие, сколько бы ни было трудностей!
На вершине обнаружил интересный монумент на огромном камне, посвящённый небезызвестному творчеству Пушкина.
Вниз решил спускаться по намеченной ранее удобной тропе, но спуск был таким затяжным и скучным… Что я слегка срезал, впрочем, как и всегда.
После такого подъёма со спуском мне оставалось только одно – искупаться в ледяной горной реке под говорящим названием Снежная. Питается она в основном посредством таяния снега, водичка там что надо! Холоднее Байкала.
Как сейчас помню мысли: "Это лишь ледяная вода, чего тут бояться? Пора! 3..2..1… Нет. Нужна музыка!" (включаю «Ария – Викинг»). Дальше уже было ничего не страшно, скорее наоборот, увлекся. Отличный способ взбодриться.
Пообщавшись с ребятами и посидев вечером у костра, я отправился спать, ведь уже завтра нужно было отправляться дальше. Впереди – Бурятия!
День 7. Привет, Улан-Удэ. Ночь на острове
Попрощавшись с моими новыми знакомыми, я вновь отправился в путь. Впереди меня ждала столица Бурятии – Улан-Удэ.
Выбравшись на трассу и помахав рукой Хамар-Дабану, я познакомился с местным парнем из Улан-Удэ, который также автостопом добирается из Иркутска домой. Стоило нам только познакомиться, как вдруг рядом остановилась машина, чтобы нас подобрать. Мы весьма удивились и тут же согласились.
Вообще автостоп в 2 парня – это достаточно сложно и долго, но мы решили попробовать, ведь это интересный опыт. Стояли в ожидании машин мы не мало, но ближе к вечеру всё же добрались до Улан-Удэ, где помогли проехать дальнобойщику через весь город. Он предлагал мне на следующий день продолжить путь до Читы, но у меня на этот городок еще были планы.
Попрощавшись с дальнобоем и парнем, я отправился искать место для ночлега, по пути перекусив местным дёнером, который тут готовится несколько иначе, чем у нас (но достаточно вкусно!). Нашел островок прямо в центре города, где и установил палатку. Очень быстро установил, так как мошка у Селенги и вдоль водоемов в самом городе просто зверская!..
Местные мальчишки не раз подходили к палатке с неподдельным интересом – не часто встретишь такого пришельца. Выспаться мне так и не удалось, так как утром меня разбудили…
День 8. Немного политики, уточек и Couchsurfing
Мой сладкий сон на острове был прерван часа в 4 утра. Какая-то мелкая псина начала кидаться на палатку и тявкать, словно внутри кошка, хотя внутри только я. Так продолжалось минут 5, пока до неё не добралась хозяйка и силой не оттащила. Впрочем, мне уже было не до сна. Доброе утро, Улан-Удэ, рад знакомству!
Хорошее начало дня, однако! Но стоит принимать всё, что преподносит тебе путешествие. Ранний подъём? Да будет так. Думал было умыться, но протока, отделявшая остров от города, мягко говоря, не внушала доверия, потому я собрал лагерь и отправился искать какую-нибудь столовую, чтобы привести себя в порядок после долгого пути по 30-градусной жаре.
Посетил дацан Ринпоче Багша на "лысой” горе, очень приятная атмосфера как внутри, так и снаружи, в отличие от тех же православных храмов в центре (с табличкой "осторожно, охраняется злыми собаками" и бибикающим крузером, прогоняющим с дороги). Интересная тропа вокруг храма с рядом ритуалов по пути, мудрые цитаты. Я, как человек не религиозный, был приятно удивлён "подачей" и атмосферой окрестностей. На территории дацана действительно приятно находиться, ведь по ощущениям он больше похож на прекрасно обустроенный парк, чем на бизнес-центр. А с основной площадки открывается вид на весь город!
Всё это замечательно, но одной из главных причин, почему я решил задержаться именно в Улан-Удэ, был митинг против фактов коррупции 12 июня, проходивший по всей стране. Хоть город и небольшой, но, к моему удивлению, участников было достаточно много, самых разных возрастных категорий. Приятно было находиться в окружении людей, которые готовы не только трепать языком на кухне, но и "засветить" лицо на улице, продемонстрировав, что им не всё равно. Действительно, почему у уточки есть домик, а десятки миллионов человек в России полжизни платят ипотеку с сумасшедшими процентами? Если им её вообще одобрят. Митинг прошёл мирно, выступающие были разные, каждый со своей позицией и тараканами, но главное, что они вышли и высказались.
Следующим пунктом была дегустация местной кухни. Добрался до ближайшей кафешки "Буузы хауз", надеясь, что там то мне и дадут попробовать настоящие буузы. Ошибся. Правда, отчасти, виноват я сам – я не знал как их есть, по мне то они обычные пельмени. Правда дорогие. Эх, дикарь.
Побродив по городу вдоль и поперек, изучив набережную и окрестности, я отправился на встречу с моим первым хостом с Каучсерфинга – Александром. Сказать, что я был в восторге от его гостеприимства – не сказать ничего. Он оказался преподавателем истории и не просто предоставил мне ночлег, но и провёл увлекательную экскурсию по центру города, после чего накормил настоящими домашними буузами (и научив их есть, что важно!).
Прекрасный первый опыт каучсерфинга! Спасибо Александру.
Так незаметно и подошёл к концу 8-й день путешествия.
День 9. Прощай, Бурятия, привет "криминал"
Попрощавшись с Александром, я отправился в дорогу. Что хочется сказать про Улан-Удэ? Мне город понравился больше, чем Иркутск. Кто-то скажет, что это сплошное "стойбище" с низенькими домиками, а по мне так это неплохая экология, оригинальное устройство центра и удобный транспорт в виде небольших фиатов с кондиционерами (!). Почему я отдельно выделил наличие кондиционеров? Потому что в городе я находился в 30-35 градусную жару и это было трудно переоценить! У нас при входе в автобус в такую жару запасаешься водой, чтобы если не себе, так кому-то помочь при потере сознания. Приятно радует и тот факт, что в этом городе даже не знают, что такое "плата за багаж".
Всё это хорошо, но еще важнее, что у города есть трехсотлетняя история. Может кому-то будет интересно, он раньше назывался Верхнеудинск (в городе протекает река Уда), а его "собрат" находится почти в 1000 километрах в сторону Красноярска – город Нижнеудинск (и там тоже протекает река Уда, но другая!). Одна Уда впадает в Селенгу, другая Уда впадает в Ангару. В конечном счете – все они попадают в Енисей! Вот такие вот дела.
Выбравшись из Улан-Удэ я столкнулся с мошкой на Селенге и понял, что наша мошка в тайге у Маны – одно удовольствие. Всё познается в сравнении. Пришлось идти не останавливаясь, чтобы держать глаза открытыми и стопить машины. Такой вот "халявный” и “простой" автостоп получился. Спустя час, а затем другой… машину я все-таки поймал и мы помчались по просторам Бурятии.
По пути проехали "образцовую деревню", выигравшую какой-то конкурс на самую красивую деревню. Всё бы ничего, но было грустно наблюдать за тем, как "парадная" сторона домов была выкрашена, очищена, окна помыты, а с другой стороны дома просто разваливались. Напоминает внешнюю и внутреннюю политику России.
В один прекрасный момент наши пути с водителем разошлись и я остался стоять где-то посреди степи. Ни ручьев, ни озер, ни деревьев. Только 35 градусная (а то и выше!) жара и я. Ну и рюкзак. Долго ли, коротко ли… но машину я поймал. Да не простую, а с пьяненькими водителями. К моему счастью они оказались адекватными парнями, хотя и под градусом после пары дней без сна. Не скажу что было страшно, скорее неожиданно. Проехали мы с ними немного, может километров 30, но я не особо расстроился.
И вот, стою я вновь посреди степи, как вдруг неожиданно останавливается красный форд с молодой парой и псом по имени "Хорик". Имя ему дали, сократив слово "Хорошо", пес, буквально притягивающий счастье, в общем, правильный подход к неймингу. И вот чудо – они едут прямо до Читы, а это еще около 400-500 км! Мне кажется, что это были самые позитивные компаньоны за мой путь, люди, с которыми было действительно приятно ехать каждую минуту. Поговорили с ними о том, кто о чем мечтает. Вот Олег, например, о личном Боинге. Правильно, нужно мечтать масштабно! Я вот всё думаю о кругосветке… Хочу увидеть мир.
Это была и без того приятная поездка (обычно во время автостопа ты всё же напряжен), но этим дело не закончилось. Они заселили меня в хостел в Чите, объяснив это криминальной славой города. Например, в том году, кажется, японца, который пересекал Россию на велосипеде, убили недалеко отсюда ради велосипеда и вещей. Представляете? Я пытался отказаться, ведь мне и в палатке вполне комфортно (главное – наличие водоема), но, коль судьба преподносит такие подарки, надо радоваться и принимать. Спасибо, ребят! Такая доброта не забывается. Постараюсь пронести её с собой через года.
Вот так я и добрался до Забайкальского края – самого криминального округа в России. Правда, кроме добрых и отзывчивых людей, я никого не встретил… и не жалею. Путешествуйте, друзья, чудеса не случаются без приложения усилий!
Часть 2. Чита – Якутск – Хабаровск
День 10. Где-то посреди тайги
Постирав и очистив все снаряжение, я отправился в путь. Отведал местной шаурмы в Чите, она, хочу заметить, была изготовлена совершенно иначе, чем наша. Очень прожаренная, хрустящая, вышло вкусно *мнение дегустатора шаурмы*. Впереди меня ожидал достаточно сложный участок пути – до сворота на Якутию было аж 900 километров без единого городка (только небольшие деревни и поселки), а оттуда еще около 500 километров на север до ближайшего городка – Нерюнгри.
Уехать из Читы оказалось достаточно сложно, видимо, это всё криминальная слава Забайкалья, но, как показывает практика и опыт, всегда найдется тот, кто тебя подвезет, главное не опускать голову и палец! Так я и поехал дальше с местным эвакуаторщиком, отправившимся на вызов.
Степи Бурятии закончились и началась густая холмистая тайга. За день я сменил около 4 машин и проехал каких-то 200-250 км, автостоп не задался. Стою где-то посреди тайги, а на улице льет дождь. Такие дела. Подвез меня до этого места, кстати говоря, водитель маршрутной газели, хотя многие считают, что маршрутки и таксисты не возят бесплатно. Дело ж не в деньгах.
Я, рюкзак и дождь. Ждем. Тут срабатывает сострадание и две девушки за рулем какой-то маленькой машинки подбирают меня. Статистика показывает, что именно девушки подбирают в дождь чаще, видимо, больше его боятся. Спрашивают о моем путешествии и делятся своими мечтами так же путешествовать, но всему у них мешает работа и дела… Классика.
Довезли меня до автозаправки, где обычно заправляются все фуры, и там, о чудо! Буквально сразу меня подбирает дальнобой, выезжая со станции. Такая вот череда неслучайных случайностей. Я то уже думал разбивать лагерь, на улице вечерело, как вдруг этот водитель на американце. Он, к моей радости, планирует ехать всю ночь, чтобы успеть добраться до Хабаровска вовремя. Мне нужно преодолеть этот безлюдный участок как можно быстрее, потому лучше варианта мне и не найти. Отправляемся рассекать сибирские просторы на Френче, отделанном кожей изнутри, как в каком-то лимузине.
Фонари на фуре бьют далеко и ехать ночью намного комфортнее и безопаснее, чем на той же легковушке (которые обычно пристраиваются в ряд за фурой и едут хвостиком, особенно в туман). По пути видели несколько косуль вдоль дороги (их глаза ярко блестят в темноте, отражая свет фар), несколько зайцев, перебегающих дорогу, и браконьеров. Нет, их глаза не светились в свете фар – они сами охотились на тех самых косуль "на фару" – высвечивая глаза в лесу мощным прожектором и стреляя. Нерадивые охотники.
Ах, да, еще так уж вышло, что сам водитель живет во Владивостоке и он рыбак! Мы сразу нашли общий язык, а то у кого ни спрошу про рыбалку – "Я не рыбак"… тоскливо аж становилось. У него то я и выведал места и способы ловли на море, которые, надо сказать, и помогли мне не остаться без улова. Ведь я всегда мечтал поймать рыбу на море! Очень полезное знакомство, благодаря автостопу.
Добравшись до Ерофея Павловича (поселок в честь одного из первопроходцев Сибири) он встал на стоянку, а я отправился ставить палатку в угол парковки, чтобы меня кто-нибудь не переехал. Пожалуй, это был бы слишком нелепый конец моей истории. Еще немного и меня встретит Якутия!…
День 11. Лена и Нюрка. Новые знакомства
Проснувшись посреди стоянки дальнобоев достаточно поздно, обнаружил, что никого уже практически нет. Пошел на трассу. Там меня подобрал водитель камаза, который я точно не забуду. У него было настолько круто отполировано лобовое стекло, что первое время мне казалось, что его нет. Вот, что значит следить за рабочим местом! К моей радости он ехал как раз до сворота на Якутск. Пожелав удачи, он оставил меня у стенда с картой автодороги "Лена".
Оттуда меня подобрал парень, назвавшийся Саней. Он не так давно вышел из тюрьмы. Сидел за "групповой разбой". На первый взгляд это может показаться страшным, но если разобраться в ситуации, то выяснится, что он вступился за свою девушку. Таксист с какой-то стати ударил её по лицу и сильно оскорбил (сложная ситуация), а "групповой разбой" Сане вменили за то, что после этого инцидента машину таксиста он отправил в фонарный столб. С ним мы и отправились до первого крупного городка – "Тында" (ударение на “ы”). Он рассказал о своей жизни, разузнал о моей, после чего предложил помощь "местной братвы", если вдруг будут какие-то проблемы. Знаете как приятно знать, что можно в тысячах километрах от дома на кого-то рассчитывать. Он не пожалел времени и провел небольшую экскурсию по городу, показав их главную достопримечательность – вокзал в форме лебедя, один из самых оригинальных вокзалов в России по его словам! После чего вывез меня на окраину города, чтобы было легче поймать машину. Такие вот дела. Спасибо, Саня. По пути, правда, мы останавливались пару раз, чтобы отремонтировать машину, но разве это проблема? Автоваз такая штука. Нельзя бросать водителя в трудной ситуации.
Перекусив в местной кафешке, я стал дожидаться следующую машину. Напротив меня (у кафешки, где я обедал) сидели 3 мужика и активно обсуждали мои действия, вероятно, делали ставки – сколько я еще буду стоять.
Стоял я около часа, как вдруг смотрю – проезжает небольшая машинка с двумя девушками за рулем. Попробовал их остановить, но быстро отказался от этой идеи, понимая, что девушкам реально страшно брать парней посреди якутской глуши.
Стою я на трассе, стою… Как вдруг эта же машина возвращается (минут через 10), а девушки смотрят на меня и улыбаются. Тут они съезжают на встречную полосу и паркуются прямо возле меня. Я аж слегка опешил, мне ж в другую сторону ехать. Это была Ирина со своей мамой и сыном, они просто поехали покататься и решили, что если меня еще никто не подобрал, то подберут. Очень забавная ситуация, на самом деле, но от того не менее приятная.
Стоило им меня высадить, как вдруг почти в ту же минуту остановился водитель шестерки, Илья. Вот это удача! Уже вечерело и я боялся, что придется ночевать в лесу без единой души – не лучшая идея для Якутии. Так говорят. Он оказался машинистом поезда и ехал прямиком в Нерюнгри, второй по размерам город после Якутска в Якутии. Проехали несколько десятков километров и увидели табличку, гласившую, что дальше начинается Республика Саха (Якутия). Все столбы были увешаны ленточками и Илья предложил навязать наши две – на хорошую дорогу. Я отказываться не стал – надо так надо.
Он рассказал мне о местных хребтах и природе. Заметил интересный момент! У нас есть Ергаки и Спящий Саян, а в Якутии есть гора Спящая Красавица. У меня не получилось снять в хорошем качестве, поэтому можете поискать в интернете. Даже издалека видно длинные волосы, грудь и колени. Не знаю, есть ли связь с Саяном, но она вышла бы ему отличной парой! Грандиозная гора.
Когда мы добрались до самого города, который местные ласково называют "Нюрка", Илья предложил мне переночевать у него. Никто не знает, что ждет меня впереди, так что лучше отдохнуть как следует. Квартира была настоящими хоромами, но больше всего мне понравилась его лайка с щенками. Очень умная, послушная собака. Стоило только нам приехать к нему домой (остановиться на парковке), как она тут же с балкона начала лаять, радуясь приезду хозяина.
В этот день я встретил так много хороших людей, испытал столько приятных эмоций, что после каждой машины я задавал себе одни и те же вопросы: "откуда?? как??", – а прощаться и вовсе не хотелось. А какие эмоции, когда кто-то из тех людей, которые когда-то тебе помогли на дороге, вдруг пишет тебе или звонят! (буквально вчера мне написала та самая Ирина, что подвезла меня, знали бы вы, как это приятно и круто). Это именно та связь с "той" жизнью, которую уже никак не разорвать, остается только планировать следующее путешествие!
День 12. Кровожадные якуты и золото
Пришло время расстаться с "Нюркой". Вот я снова на трассе, прощаюсь с Ильей и ловлю следующую машину. Часа через 2. Выбираться из крупных городов всегда сложно, в глуши проще – люди относятся иначе, добрее, что ли.
Я мог бы рассказать о том, какие красивые реки я видел, какая там природа, какие дороги и мосты. Но все это мелочи, все это незначительно в сравнении с тем, каких людей я встречал. В один прекрасный момент я познакомился с якутами, молодой парой и девушкой. С ними мы ехали не один час, немного общались, но больше – слушали музыку. Не передать словами ту атмосферу, что царила в машине!.. Мне действительно очень понравились их песни. Жаль, что я не смог найти то, что они слушали, чтобы передать хотя бы долю той атмосферы.
Представьте, вы находитесь в тысячах километров от дома где-то в глухой тайге, вас подбирают добрые жизнерадостные ребята, а влюбленная пара на передних сиденьях поёт песни (очень круто!) на родном языке. Это, мягко говоря, было потрясающе. Это невозможно забыть. Дело не столько в самих песнях, сколько в тех чувствах, что они вкладывали в свои слова.
Отдохнул душой, поспал в приятной атмосфере и снова оказался на трассе. Грустная сторона любого путешествия – рано или поздно приходится прощаться с попутчиками. Можно совсем не знать человека, но привязаться, или знать всё и не почувствовать ничего в момент расставания. Да и важно ли знать всё? Зачем?.. Но если бы я тем утром не уехал от гостеприимного Ильи, я бы не познакомился с ними – так это работает. Не отпустишь – не обретешь.
Так и получилось. Спустя некоторое время меня подобрал Коля, парень из Алдана, который в свои 40 выглядит лет на 30. Может благодаря стремлению к саморазвитию? Этот огонек жизни в глазах. С ним мы поговорили о перспективах, планах на жизнь. Он рассказал мне, что многие хотят уехать из Якутии – слишком тяжелы условия жизни и низка заработная плата (для этих условий). Да, здесь встречаются высокие зарплаты, но в основном у работников госкомпаний. Те же золотодобытчики получают копейки (учитывая вред для здоровья).
Алданский район – лидер золотодобычи в Якутии (да и в России не на последнем месте). Знаете что было забавно услышать? Хотя скорее грустно. Пока мы ехали, по радио сообщили что-то в стиле: "В этом году Алданский район недовыполнил план по добыче золота, но несмотря на это, бюджетные поступления из Москвы урезаны не будут". Понимаете? Место, где в контейнерах возят золотой песок и грузят на огромные грузовые самолеты (дальнобойщики рассказывали, что в таких контейнерах мешки с маркировкой “Полюс Золото”, но их убеждают, что они перевозят землю, ну да, конечно), с добычей более 20 000 килограмм золота… не будет обделен бюджетом. Спасибо, бояре!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/mihail-golodok/do-krugosvetki-avtostopom-po-sibiri-71924632/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.