Исламский этикет. Мусульманские традиции в семье, общении и бизнесе

Исламский этикет. Мусульманские традиции в семье, общении и бизнесе
Радик Басырович Амиров
Этикет без границ. Новые правила для нового времени
«Исламский этикет» знакомит читателей с основными понятиями, правилами и нормами поведения в мусульманском обществе.
Легким и доступным языком даны ответы на вопросы:
– Как вести себя в гостях у последователей ислама?
– Почему большинство женщин ходит в прикрытой одежде?
– Что можно делать в кругу мусульман, а что будет нежелательным?
– Как вести себя в туристической поездке в мусульманском регионе?
– Почему обязательно нужно торговаться на рынках и базарах?
Книга рассчитана на немусульманскую аудиторию и написана именно для того, чтобы приоткрыть разноцветную занавеску Востока и помочь по-новому взглянуть на мир мусульманских народов. Чем и как они живут, почему они столь эмоциональны и куда девается их экспрессия, если сказать пару-тройку слов на арабском или фарси.
Вместе с тем «Исламский этикет» будет полезен и этническим мусульманам.
Книга адресована тем, кто мало знаком с мусульманской религией, культурой и историей. Вместе с тем она будет полезной и этническим мусульманам – людям, в чьем происхождении есть мусульманские корни, но они не чувствуют тесной связи с религиозной общиной. Читатель узнает об отношении восточных народов к семье, бизнесу, еде, многоженству, приему гостей, о том, как мусульмане проводят месяц священного поста Рамадан, что такое пять столпов ислама, сколько имен у Аллаха и многое другое.
В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Радик Амиров
Исламский этикет.
Мусульманские традиции в семье, общении и бизнесе

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2024
* * *

Вступительная статья

Книга Радика Амирова об исламе и мусульманах представляет собой замечательный пример того, как можно сложные и важные темы сделать доступными и интересными для широкой аудитории. Написанная живым, увлекательным языком, она захватывает с первых страниц и удерживает внимание до самого конца.
Одним из ключевых достоинств этой книги является ее всеобъемлющий охват множества тем, важных как для российских мусульман, так и для граждан других конфессий, которые хотят глубже понять ислам. Автор мастерски разъясняет ключевые аспекты религии, культуры и быта мусульман, что способствует взаимопониманию и толерантности в обществе.
В условиях, когда усиливаются внешние попытки использовать религиозную конфронтацию как инструмент дестабилизации в России, значимость этого издания возрастает многократно. Книга Радика Амирова становится важным ресурсом для противодействия ложным толкованиям и радикализации норм ислама. Она помогает читателям развенчивать мифы и стереотипы, укрепляя мир и согласие в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Эта книга не только информативна, но и вдохновляет на размышления, делая ее ценным вкладом в литературу об исламе и межрелигиозном диалоге. Рекомендую ее всем, кто интересуется истинным лицом ислама и хочет лучше понять мусульманский мир.

Тимур Шафир, секретарь Союза журналистов России, руководитель международного отдела Союза журналистов России



Введение

Восток и Запад – два непохожих мира. Несмотря на то что они не одно столетие существуют бок о бок, между ними не прекращаются непримиримые разногласия. В чем их причины? В комплексах и страхах, из-за которых один мир не желает познавать иную, непривычную культуру и менталитет? Или все намного сложнее?
В этом издании сделана попытка приподнять завесу между двумя мирами. Книга адресована тем, кто мало знаком с мусульманской религией, культурой и историей. Вместе с тем не исключено, что она окажется полезной этническим мусульманам – людям, в чьем происхождении явно прослеживаются мусульманские корни, но которые не чувствуют тесной связи с религиозной общиной.
Читатель узнает об отношении восточных народов к религии, семье, бизнесу, еде, спорту, многоженству, приему гостей, о том, как мусульмане проводят месяц священного поста Рамадан, что такое пять столпов ислама, сколько имен у Аллаха и многое другое.
Надеемся, книга поможет преодолеть внутренние противоречия и с новой, неожиданной стороны открыть для себя исламский мир.



Алкоголь

Спиртное мусульманам категорически запрещено. Правоверному вообще нельзя пользоваться тем, что выводит его из трезвого состояния, открывая двери в мир меланхолии, веселья, грусти или забвения. Почему так повелось? Как мусульманам запретили пить? Мы слышали, как кто-то наливая чарку вина или водки и чокаясь, говорит: «Настала ночь, теперь можно. Аллах не увидит», или: «Мы под крышей – Аллах не увидит». Но на самом деле это большой грех, и такой человек даст за него ответ на Высшем суде после смерти. Любой истинно верующий, причем необязательно мусульманин, скажет, что Аллах видит все, что Он не дремлет. Но если вам про то, что «Аллах спит и ничего не видит» втолковывает человек, якобы имеющий прямое отношение к исламу, – это, конечно, его дело, однако спешим предупредить, что эти высказывания о каком-то спящем Господе могут иметь негативные последствия. Даже могут намять бока, поэтому об алкоголе и беззаботно почивающем Всевышнем, который якобы не видит, как дети Адама и Евы лакают вино и водку, лучше умолчать.
Если обратиться к истории запрета алкоголя у мусульман, можно увидеть, что с рождением исламской религии табу на вино было введено не сразу, а спустя несколько лет. Полный же запрет вступил в силу лишь с третьего послания Господа, отраженного в Коране. Одной из причин этого стала история о некоем сподвижнике пророка Мухаммеда, который, будучи нетрезв, прочитал молитву и перепутал слова, обращенные к Богу. После этого некрасивого случая снова были ниспосланы слова Всевышнего, также нашедшие свое место в Священном Писании мусульман: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите» (ан-Ниса 4/43).
Однако даже после этого некоторые несознательные правоверные не могли порвать с алкогольным прошлым и продолжали пить вино и играть в азартные игры. И тогда в третий раз милостивый Аллах послал мусульманам суру через последнего Своего пророка Мухаммеда. Третью. Окончательную. Финальную. Звучит она так: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (аль-Маида 5/90–91). То есть запрет касался не только алкоголя, но и других пороков общества того времени, которые, в принципе, мало отличаются от нынешних, – взять хотя бы азартные игры, причисляющиеся к деяниям сатаны. Мы не знаем, сколько человек отказались в те стародавние времена от алкоголя, но точно известно, что именно на четвертом году мусульманского летоисчисления для правоверных установлен критерий сухого закона.


Алкоголь является запретным для правоверных. Любое наличие спиртного, даже капли в соке, коктейле, не говоря уже о слабых или крепких напитках, для последователя ислама – строгое табу. Если вы пригласили мусульманина в гости, лучше всего воздержаться от предложения выпить.


Как видим, с пьянством боролись еще с давних времен. И эту, если можно так выразиться, антиалкогольную кампанию под предводительством пророка Мухаммеда можно считать вполне успешной, в отличие от других аналогичных кампаний современного периода. Это можно объяснить тем, что тогда имела место «агитаторская» работа посланника Всевышнего. Пророк Мухаммед терпеливо доносил до сообщества истину о вреде алкоголя, а также что следует, а что не следует делать. Пророк не рубил с плеча, не наказывал проштрафившихся, а учил людей. Он доносил до каждого человека суть религии, правила поведения, разъяснял, что мешает, а что способствует укреплению самого человека и общества в целом, доказывал, что вредно, а что полезно, что можно и что нельзя. Итак, запрет на употребление крепких напитков вводился постепенно, очевидно, для того, чтобы люди на собственных примерах видели, что алкоголь – это шайтаново зелье, которое негативно действует на мусульман и разрушает их жизни.
А как же тогда быть с так называемым халяльным пивом – ведь там алкоголя нет? Мусульманские специалисты выяснили, что если даже в такой продукции не указывается содержание алкоголя, он там все равно может быть. В той или иной зависимости содержание алкоголя в так называемом халяльном пиве может составлять ни много ни мало от 0,5 и более процентов запрещенного алкоголя. Вывод: пиво безалкогольным быть не может. Более того, ряд шариатских комитетов, действующих при духовных управлениях мусульман России, вынесли бескомпромиссный вердикт: употребление безалкогольного пива является, по сути, употреблением алкогольного пива.
Но тут стоит отметить один важный момент. Эксперты и специалисты в сфере сертификации и стандартизации халяль пришли к мнению, что из-за большого и зачастую неконтролируемого со стороны государства количества организаций, выдающих сертификаты на халяль-продукцию, на торговых площадках РФ может появиться так называемое халяльное вино.
Причина в том, что в РФ расплодилось слишком много центров, выдающих халяль-сертификаты. Одни предпочитают работать прозрачно, а вот к другим есть вопросы. Одни действуют при духовных центрах, а вторые, находясь в свободном плавании, просто налево и направо штампуют лжесертификаты. Конечно, это бьет по имиджу России на международном рынке халяль. Поэтому из-за деятельности «серых центров халяль» в РФ может появиться вино с маркировкой «халяль». Парадокс, но это вполне возможно.
Несколько лет назад испанские производители сельхозпродукции предложили россиянам дать им сертификацию на несколько вариантов их товаров, в том числе на виноградный и яблочный соки. По мнению испанской компании, для привлекательности данную продукцию необходимо маркировать как «халяльное вино».
Однако в России отказались это сделать, поскольку вино априори является алкоголем и это не сочетается с канонами исламской религии. Компот, морс, любой другой напиток – это пожалуйста, но не алкоголь.
Словом, бывают вот такие смешные или грустные истории. Но как бы то ни было, запомните одно: алкоголь в исламе запрещен. Нельзя ни коктейли с содержанием алкоголя, ни аналогичные легкие напитки. А про крепкие и говорить не стоит!



В гостях у мусульманина

Может случиться так, что ваш знакомый или подруга, приверженцы ислама, пригласят вас в гости. Было бы хорошо усвоить несколько правил поведения, чтобы не попадать в неловкое положение в тех или иных ситуациях.
Итак, если вы приглашены в гости, то пару раз под благовидным предлогом нужно отказаться, сославшись на то, что вы заняты. Отказаться мягко, но так, чтобы приглашающий уловил в вашем тоне намек, что неплохо бы ему повторить свое желание лицезреть вас у себя. На третий или четвертый раз можно смело соглашаться, но сначала обязательно скажите, что причините неудобства, что ваш визит нарушит планы другой семьи и что вам, культурному человеку, непозволительно такое допускать. Вам возразят, что никто никому не мешает, наоборот, ваш визит украсит их жизнь, новым светом озарит их дом, а встреча запомнится до скончания веков, и в вашей памяти это тоже отразится самым положительным образом.
Одним словом, вас пригласили, а вы в конце концов не отказали и собираетесь в гости к мусульманам. В этом случае многие из вас всегда спрашивают, как одеваться, нести ли с собой подарки, о чем говорить, а о чем лучше промолчать в доме у последователей ислама.
Очевидно, вам помогут наши советы. Давайте попробуем во всем разобраться, чтобы вы чувствовали себя в гостях у мусульман как рыба в воде.
Запомните: в гости к мусульманам необходимо идти голодным. Это вам не западные посиделки! Если вас приглашают на чай мусульмане, знайте, что одним крепким чаем вы не обойдетесь. Вас будут ждать первое, второе, компот, сладкие пироги.
Перво-наперво учтите, что к вашему визиту приглашающая сторона будет готовиться задолго и, не поставив вас в известность, пригласит еще и тех, кого вы не знаете. Если вы поинтересуетесь, кто будет из родственников, может последовать ответ: «Да все свои, ничего не бойтесь!» Эти «все свои» могут быть вся родственная рать – дядя Вагит из Баку или тетя Гульшат из Казани, тетушка Гульбахар из Дербента или троюродный племянник Магомед из Махачкалы, сводная сестра двоюродной сестры Гульсинур из Тобольска или дядюшка Ахметгали из Екатеринбурга. Причем необязательно, что все эти люди увидят вас воочию и поговорят с вами, но все они будут знать, что в таком-то городе у их родственников будут гости.
Не удивляйтесь, если вам с порога заявят: «К нам тут тетушка Зубаржат из-под Челябинска приехала, она будет вам рада». Не надо сразу поворачивать домой – ну приехала тетушка Зубаржат, что тут такого? Заходите смело. Поздоровайтесь с новыми людьми, но старайтесь не зубрить незнакомые имена – это впустую. Если в вашей голове путаница с причудливыми именами, спросите честно: «Можно я буду называть вас просто тетушкой (или дядюшкой), пока ваше имя четко не запечаталось в моем сознании?»
У мусульман еда – это целый культ. Чтобы не идти в гости с пустыми руками, возьмите с собой что-нибудь сладкое, например пахлаву или чак-чак. Можно, конечно, узнать у приглашающих, есть ли у них пожелания, но вряд ли они дадут вам утвердительный ответ вроде: «Ну неси кило бастурмы» или «Тащи килограмм свежей халяльной телятины». Избегайте этого. Смело берите килограмма два пахлавы, чак-чака или каких-нибудь орехов. Ни в коем случае не нужно тащить с собой в сумочке полкило баранины или полкило телятины, граммов 300 орехов и граммов 700 бастурмы, по принципу «поди угадай, что им нужно». Лучше всего купить что-то одно и не замахиваться на широкий ассортимент, пытаясь угодить всем. Любой ваш подарок будет принят с красивыми словами – вам скажут, как же точно вы угадали, ведь именно это любимое лакомство их детей. То же самое они говорили тем, кто приходил до вас, и скажут тем, кто придет после. У мусульман не принято заранее спрашивать, что нужно хозяевам. Предполагается, что вы это знаете. Но даже если вы понятия об этом не имеете, не ломайте голову: хозяева примут все принесенное вами с довольными лицами, даже если они это на дух не переносят. Еще скажут, что совсем не стоило тратить время и деньги. В ответ лучше мило улыбнуться и сказать, что вы очень рады – неважно чему, просто рады. На Востоке любят недосказанность.
Когда вы переступите порог, вам предложат сменную обувь, поэтому ни в коем случае не нужно таскать с собой домашние тапочки, дескать, вы носите только свое. А лучше всего сказать, что вы отлично чувствуете себя, когда ходите по дому в носках, а то и босиком. Это показывает, что вы не брезгуете обстановкой, что хозяева держат дом в полном порядке и, согласно всем санитарным нормам, вы не подхватите какую-нибудь заразу.
Вам предложат присесть и начнут издалека расспрашивать про вашу жизнь. Старайтесь не выкладывать все сразу. Тяните время, говорите на отвлеченные темы, приправьте беседу глубокими размышлениями в духе Омара Хайяма. Вас примут за умного, рассудительного человека. Не спрашивайте лишнего – если хозяева сочтут нужным что-то вам сказать, они обязательно это сделают или аккуратно подведут к теме разговора.
Во время диалога вас расспросят, женаты/замужем ли вы. Этой теме мусульмане придают особое значение, оттого вопросы могут быть самыми прямыми. Не виляйте, говорите как есть. Возможно, хозяева дома подыщут вам наилучшую пару. Ничего не обещайте, ответьте, что все может быть… Дайте им время подумать. А о чем эти думы, пусть это будет их забота.
Разумеется, на самом чистом месте окажется Коран. В исламских семьях предпочитают держать Священное Писание на виду, тем самым подчеркивая, что они чтут Коран и следуют правилам, что ниспослал Всевышний. Наш убедительный совет – не нужно начинать листать святую книгу со словами: «А почему нет картинок, вроде дорогое издание?» или «А почему оно такое пыльное? У вас что, никто не знает арабского?» При таком сценарии вы точно сядете в лужу.


В гости к правоверному нужно идти голодным и хорошо одетым. Пословица «Встречают по одежке» как нельзя лучше подходит именно к этому случаю. Прийти в гости голодным – значит уважить правоверного, ведь его стол будет обильным, а отказ от еды он воспримет как обиду. Он может решить, что еда невкусно приготовлена. А настаивать хозяин будет вновь и вновь. Домой гости отправятся с полными пакетами еды. Отказ не принимается.


Если увидели в доме Коран, выразите восхищение, что хозяева чтут свою религию. Можете сказать, что вы ранее видели Коран, например, в мечети или во время посещения музеев в той или иной стране. Но если ничего не знаете по теме, лучше всего хранить молчание или же время от времени кивать и приговаривать: «Как интересно! Что вы говорите!» Интерес должен быть неподдельным, восхищение – без прикрас.
Большая просьба для поддержания разговора не говорить следующее: «Во время моего отпуска в Иране какой-то религиозный деятель не давал мне по утрам спать и кричал что-то из Корана». Очевидно, вы слышали призыв к молитве – азан. Но призыв к молитве, как известно, не крик. Еще раз напомним об аккуратности и вежливом поведении.
Нередко у мусульман на стене висят шамаили – изречения из Корана или же имена «Аллах» и «Мухаммед». Возможно, на этих шамаилях будет нарисована Кааба или Запретная мечеть в Мекке. Можете сообщить хозяевам, что это очень красиво и гармонично смотрится, но знайте: это просто рисунки, а никакие не иконки или что-то в этом роде, на что можно помолиться. Шамаили – произведение искусства на религиозную тему, только и  всего.
Когда хозяева пригласят к столу – не торопитесь. Пусть сначала все усядутся, вы без места не останетесь. Хозяева мягко будут напоминать о своей просьбе, чтобы вы наконец-то собрались и заняли место. Несколько раз мягко и неторопливо отклоняйте их просьбу; ваше место за вами, вам некуда торопиться, а выжидание – не признак вашего скверного характера, а дань заботливым хозяевам, в очередной раз терпеливо взывающим к вашей персоне, что наконец-то пора трапезничать, а не рассматривать рыбок в аквариуме.
Самое почетное место – во главе стола – достается самому уважаемому гостю. Обычно это старший по возрасту человек. Но вполне может статься, что вам выпадет бинго и это место предложат вам. Вы сразу получаете бонусы в виде дополнительного внимания и уважения, но только помните, что почетное место за гостеприимным столом – это не только благородный трон, но и определенная миссия. Вы обязуетесь наряду с хозяевами уделить внимание всем собравшимся – кому-то дать еще хлеба, а кому-то порцию больших, сочных и вкусных котлет.
За столом никто никуда не торопится, даже если очень голоден. В исламском обществе еда является своего рода экзаменом или лакмусовой бумажкой. Поведение индивидуума за столом показывает его характер. Не нужно никуда спешить и особенно кричать: «О, еще и лагман! А баранина тушеная будет?» или что-то в этом ключе. Все, что будет приготовлено, поставят на стол. От вашего взора и рта ничто не будет скрыто, все подадут.
Старайтесь есть правой рукой; хлеб уж точно обязательно брать правой. Это такой закон. Не сомневайтесь: за вами будут пристально наблюдать – какой же гость окажется вне поля зрения хозяев-мусульман?
Возможно, во время трапезы кто-то из гостей начнет есть руками, скажем, плов. Не удивляйтесь – это вполне нормальное явление. Если вы захотите последовать его примеру, просто скажите: «Я тоже хочу попробовать поесть плов руками. Кто мне поможет?» Желание гостя – закон: мигом появится много желающих и советчиков. Кое-кто, возможно, захочет кормить вас своими руками – вежливо откажитесь во избежание недоразумений.
На столе (если вас пригласила настоящая мусульманская семья) не будет алкоголя и свинины. Это запрещенные с точки зрения исламской религии продукты. И даже не заводите разговора о том, какое это мясо – халяль или не халяль. Конечно, халяль. Если вам хочется, можете спросить, почему правоверные исключают из своего рациона те или иные продукты. Значит, шариат (свод исламских законов) этого не разрешает, потому что ислам стоит на страже жизни и здоровья людей. Разрешено то, что не запрещено. А разрешенного куда больше, чем запрещенного. Кроме того, восточный стол всегда славился изысканностью блюд. Голодным точно не уйдете!
За столом принято говорить на приятные темы, а споры, тем более ссоры, исключены. За едой мы говорим, кто в какой магазин сходил, что купил, какие фильмы идут в кинотеатрах, как растут дети и как они ведут себя в школе. Обязательно вспоминаем родных и близких. Деловые беседы на таких застольях не приветствуются, поэтому, если у вас намечается какой-то деловой разговор, лучше всего его отложить, люди как-никак хотят поговорить о «высоких материях»: о семье, родителях и детях. А вкрапления о том, что, мол, поступила новая партия продукции и как бы все это быстро реализовать в свете наших совместных планов, абсолютно излишни.
Допустимо, что в гостях будет два стола и оба в разных помещениях, а дверь между ними закрыта. В одной комнате мужчины, в другой – женщины. Не нужно спорить, доказывая, что везде в мире равноправие, равенство сильного и слабого полов. В исламском мире все по-другому. Тут свои законы, свои устои и правила. Не вы их придумали, не вам их и корректировать, потому что у мужчин свои разговоры, у женщин – свои. Первые обсуждают дела, вторые – чаще всего походы по магазинам, кто с кем познакомился, кто собирается замуж и какое приданое у невесты.
Праздничный стол – это не только еда. Это своего рода демонстрация всего того, что могут позволить себе последователи ислама. В части одежды или нарядов это касается женщин. Они при первой возможности наденут лучшие платья и головные уборы, нацепят дорогие кольца; на запястьях будут невиданной красоты браслеты, а на шее – изысканные колье. В ушах, возможно, окажутся сережки с перламутром и рубинами.
В этом случае лучше всего выразить восхищение вкусом обладательницы этих украшений. Не следует говорить, что она вырядилась и пришла в гости только ради того, чтобы показать все свои украшения.
Не спешите утолять голод. За легкими закусками, которыми вы уже будете сыты, последует первое блюдо, потом второе, затем третье. Вот тут избежать переедания – большое искусство! Аккуратно намекните хозяевам, что ваш желудок испорчен никчемным городским фастфудом, поэтому блюда вам нужно подавать не полной чашей, а в сокращенном варианте. Хозяева должны вас понимать и не слишком докучать. Иной раз они даже возьмут вас под защиту, если вдруг кому-то из гостей не понравится, что ваши порции слишком скромные. Хозяева обязательно что-нибудь придумают, чтобы на вас не так сильно наседали те, кто заботится о вашем здоровом питании.
Но все равно опасайтесь переедания: восточная кухня мясная, молочная, калорийная и острая. Старайтесь не поглощать сразу все эти невиданные и прекрасные блюда. Это как раз тот самый момент, когда нужно думать головой, а не сердцем! Боясь обидеть хозяев и отправляя, скажем, пельмени один за другим в рот, вы рискуете навредить своему желудку.
Завершается праздничный стол чаем или кофе со сладостями. Тут тоже следует быть предельно осторожными: вас будут угощать не только фруктами, которые доставили специальным рейсом из заморских стран, но и пахлавой, чак-чаком, халвой, шербетом, лукумом и еще двумя десятками блюд. Напоминаем: все это очень калорийно, поэтому аккуратно отправляйте в рот то, что предложено заботливыми хозяевами.
Все, что осталось вне поля ваших вкусовых рецепторов и желудка, можно попросить взять с собой. Отложите это на тарелочке в сторону, скажите, что сейчас нет сил все это съесть, но дома вы обязательно это сделаете! Вам, конечно, скажут, что вы непростительно мало едите, похвалят (иногда с завистью) вашу фигуру, но когда соберетесь уходить, дадут с собой вашу отложенную еду.
Однако пока рано собираться домой. Нужно выполнить весь церемониал. Послушать разговоры, поделиться впечатлениями о том о сем, вместе с гостями и хозяевами от души посмеяться над историями, ими рассказанными.
Еще немаловажно отметить, что до сих пор в мусульманских семьях, у которых собирается много гостей, готовят сами хозяева. Никаких курьеров с пиццей, роллами или суши. Все только свое, национальное! Если гости ждут доставщика еды, значит, что-то пошло не так. «Так» же – это когда хозяйка три дня готовится к встрече дорогих гостей, сама варит, парит, убирается, встречает и провожает. Все сама! Даже если она в списке журнала Forbes и вечера проводит в мишленовских ресторанах, она обязана приготовить все собственными руками. Иначе не считается!
Когда подадут чай или кофе, не выпивайте все залпом – это признак дурного тона. Пейте не спеша, вам некуда торопиться. Вы не на новогоднем корпоративе! Здесь прекрасная компания, вкуснейшая еда. Забудьте о том, что вас кто-то ждет, отложите на этот вечер все дела.
Когда все наелись и наговорились, начинается другой церемониал – подготовка к проводам гостей. Это отдельная история.
Энергичные хозяева будут каждого гостя уговаривать остаться, порой даже в шутку применяют силу: мол, не пущу, ты еще не доел. Тут надо быть аккуратными, сказать, что все было очень вкусно, но вам пора собираться домой. Гости, как правило, принимают такое решение коллективно, чтобы в одиночку не встретить слишком сильного сопротивления.
Заботливые хозяева вручат вам пакет, в котором будут рыба, мясо, хлеб, сладости, овощи, фрукты, – все, что вы отложили. Этого вполне хватит, чтобы беззаботно прожить еще пару дней, не заглядывая в продуктовые магазины.
На следующий день не забудьте позвонить хозяевам и поблагодарить за то, что все было изумительно, прекрасно и стол ломился от яств. И что крайне важно – назначьте день, когда вы пригласите их к себе, и начинайте готовиться встречать гостей. Теперь ваша очередь.



Вера в приметы

Как и большинство народов мира, люди, исповедующие ислам, подвержены всякого рода соблазнам и верят в приметы. То есть, проще сказать, склонны к суевериям. Любой священник, мусульманский, христианский или раввин, скажет, что вера в то, что, например, нужно держаться за пуговицы, выходя из дома, ждать неприятностей, если дорогу перебежала черная кошка, обходить женщину с пустыми ведрами и все прочее в том же духе ничего общего не имеет с истинной верой. Бывают люди, которые свою веру в потустороннее возносят до такой степени, что просто диву даешься. Вот, скажем, нужно человеку элементарно вынести мусор, а он принимается искать в телефоне, можно ли выйти из дома и что об этом говорит гороскоп. Людей интересует, в какие дни и в какое время можно высунуть нос на улицу, чтобы не получить сосулькой по голове, и в какой отрезок дня разгневанные духи, спустившиеся невесть откуда, будут совать им палки в колеса. Они также желают знать, что нужно, чтобы прогулка до булочной за углом не была омрачена непредвиденными случаями в виде хулиганов или потери у кассы магазина кровных денег, как встанут звезды, в какой зоне альфы Центавра находится на данный момент Меркурий, чтобы успеть на маршрутку, и наконец, как фаза Луны повлияет на ход свидания с милой девушкой.
Любой религиозный деятель, независимо от конфессиональной принадлежности, будет вам доказывать, что все эти суеверные выходки – чистой воды химера, что все ваши переживания по этому поводу ни к чему доброму не приведут и что таким способом можно довести себя до такого состояния, что врачам и их коллегам придется срочно вас откачивать. Но даже после беседы с представителем духовенства, когда вроде бы ясно, что все суеверные изыскания – плод фантазии, продолжаются безуспешные попытки найти ответы на вопросы, которые, собственно, и задавать не стоит.
Итак, подвержены ли мусульмане суевериям? Признание Единого Бога (Аллаха) означает, что никаких сотоварищей у Него нет, не было и не будет. Никакие женщины с коромыслами и пустыми ведрами, разбитые зеркала, сулящие семь лет несчастий, каркающая то ли от голода, то ли просто так ворона (якобы она может каркать на смерть), правильно расположенная над входной дверью подкова и много чего другого никак не увязываются с исламом. Но чего греха таить: в мусульманской умме (общине) нередки случаи, когда проявления суеверий – обычное дело. Плохо ли это? С точки зрения веры – несомненно, потому что человек словно перестает верить в Единого Бога и придумывает всякого рода вещи, которые никак не сопоставимы с истинной религией.
Чтобы разобраться, почему люди подвержены суевериям, нужно совершить путешествие вглубь веков. Издавна людям мерещилось, что каркающая ворона сулит неудачу, например на охоте. Если зверь или рыба не ловились, охотники, вероятнее всего, все сваливали на умную ворону – мол, она накаркала. Со временем народы стали исповедовать разные религии, однако суеверное наследство осталось в сознании и засело так крепко, что религиозные деятели с трудом с этим справляются. Из поколения в поколение переходят поверья: не ходи под лестницей, это не к добру; перед тем как что-то сделать, оглянись, нет ли каркающей вороны или женщины с ведром; если что-то сказал не к месту, чтобы не сглазили, постучи по дереву (не знаю почему, но так надо, так все делают); рассыпал соль – остатки перекинь три раза через левое плечо; собрался в дальний путь – присядь на дорожку.
Люди, практикуя такие сложные вещи, сами невольно начинают верить в сверхъестественную силу вещей и их природу, будто бы те имеют какую-то власть и могут так вмешиваться в вашу судьбу, что лучше постучать по дереву (если его нет, то можно и по собственной голове, но только не больно), лучше перестраховаться, чем потом жалеть, что споткнулся о бордюр и ногу вывихнул или нос разбил. Любые напасти многие из нас перекладывают на приметы или предметы.
Кстати, если ласточки летают низко у земли или цветы днем распускаются, это к дождю. Облака плывут высоко – к хорошей погоде. Уснул котик на полу – к теплу. Только это народные приметы, а не суеверия, а это большая разница! Последние выдумал сам человек в доисторические времена в угоду своим прихотям и желаниям, а первые – действия природы, которая подсказывает животным и птицам, что им делать.
Мусульманские религиозные деятели подчеркивают, что следует игнорировать различного рода суеверия, так как они не имеют ничего общего с верой в Единого Господа. Если человек верит в приметы, в стук колес, в дерево, в камень или потусторонние силы, это большой грех перед Богом. Каждый верующий обязан верить, что все исходит только от Всевышнего Творца (Аллаха), а пророк Мухаммед в свое время отметил, что все случившееся с кем-либо никак не должно сбивать верующего с истинного пути. На этом настаивает исламская религия. Только вера в Единого Господа спасает человека, оберегает от неудач, ведет по верной жизненной дороге. Ни выпадающее на пятницу 13-е число календаря, ни возвращение с полпути, ни запрет сидения на столе (якобы денег не будет), ни возвращение долга мелкими купюрами (суеверие гласит: «Бери в долг крупными, отдавай мелкими»), ни разбрасывание мелочи по углам дома, ни веник метелкой кверху (к деньгам), ни другие абсурдные поверья не должны путать человека и веру его. Если кто-то поверил, что закрытая крышка унитаза принесет деньги (это модное поветрие из новейшей истории) или что если кто-то ходит в одном башмаке, а другой потерял, то он в скором времени станет сиротой, пусть имеет в виду, что это лишь измышления группы людей, напрочь лишенных твердой веры в Бога. К ним можно относиться по-разному: смеяться над их наивностью, ругать за глупость. Но лучше всего в доступной форме объяснить, что им мешает их невежество, что они находятся не на том пути, по которому следовало бы двигаться. А муфтии и муллы советуют верующим целиком и полностью игнорировать различного рода приметы как непростое наследие нашей общей истории.


Ислам, как и другие монотеистические религии, категорически против того, чтобы его последователи верили в приметы, например в кошку, перебежавшую дорогу, трехкратное сплевывание через плечо или постукивание по дереву якобы во избежание сглаза. Мусульмане верят, что жизнь определена на небесах Всевышним, поэтому никакая черная или серая кошка или отчаянная долбежка кулаком по косяку двери вас не спасет. Но и не навредит. Это просто пустая трата времени, нервов и сил.


Суеверие является весьма широким понятием, и в коротком изложении мы не можем коснуться всех аспектов и деталей этого явления. Если очень коротко, то суеверный человек придает громадное значение определенным действиям или объектам, веря, что они прямо или косвенно влияют на судьбу, или что таким образом можно перетянуть удачу на свою сторону или же избежать чего-то дурного. Допускается, что они могут быть основаны на обрядовой или иной практике, но все же больше на народных представлениях и традициях. Например, сжигание чучела Масленицы означает конец зимы и начало весны – старое уходит, новое приходит, наступает что-то светлое, а старую дряхлую Масленицу можно сжечь. Эти и другие поверья, несомненно, накладывают свой отпечаток на нашу жизнь и мировоззрение.
Если суеверному человеку перешла дорогу черная кошка, он уверен, что животное ему навредит. То есть вот эту кошку вольно или не вольно приравнивают ко Всевышнему, а это в исламе недопустимо. Самый страшный грех в исламской традиции – многобожие, когда кто-то приравнивает кого-то к Всевышнему. Если кто-то уверен, что амулет на шее или большой черный камень в виде перстня принесет удачу и является предметом, избавляющим от греха, – это и есть грех. Потому что, по сути, этот камень помочь не может ничем. Камень в данном случае приравнивается к Богу.
Конечно, есть фактор самовнушения. Например, кто-то отправляется на переговоры, предварительно нацепив на шею огромный амулет или надев перстень в половину кулака с мыслью, что это барахло (пусть даже золотое) отгонит нечистую силу и принесет удачный итог. Даже если переговоры закончатся хорошо, не перстень, не оберег и не болт-кольцо или массивный браслет и часы принесли вам удачу. Удачу вам принес Всевышний!
Приведем историю, которая произошла с одним из сподвижников пророка Мухаммеда еще во времена Джахилии (до прихода ислама). Этот сподвижник еще до того, как пророк Мухаммед пришел с откровением, был торговцем и в какой-то из дней отправился в путь с торговым караваном в далекие страны. Этот бизнесмен времен Джахилии до того завертелся с делами и погрузкой товаров, что забыл дома своего идола, которому поклонялся и который служил ему оберегом. Ну вышел и вышел. По дороге хватившись истукана, торговец задумался: возвращаться или нет? Поскольку часть пути была уже пройдена, а товар пользовался спросом и его ждали за барханами, он не стал разворачивать караван и продолжил путь. Пришло время молиться – просить удачной дороги, славной торговли и т. д. За неимением истукана бизнесмен времен Джахилии, недолго думая, слепил себе божество из фиников. И сказал: «Ты будешь аватаром такого-то Бога, а я буду тебе поклоняться». Сказано – сделано. Проходит какое-то время. Караван следует своим путем, а торговец время от времени поклоны идолу совершает. Погода была жаркая, караван следовал то ли в Шам (нынешние Сирия и Ирак), то ли в Йемен. У нашего бизнесмена и его товарищей закончились запасы еды и воды. И они не нашли ничего лучше, кроме как съесть своего бога до последней косточки. Слопал, значит, торговец идола, а караван добрался до места назначения в целости и сохранности. Уже потом, приняв ислам и уверовав в Единого Бога, торговец понял, что только Ему можно и нужно поклоняться. Став мусульманином, он вспоминал эту историю про идола из фиников и всегда громко смеялся: «Люди, представляете, я съел своего бога!»
Многие суеверия имеют собственные корни в истории и культуре народов, и именно как часть культуры они переданы нам, а часть из них тесно связана с тем, что в свое время ученые мужи не могли объяснить, поэтому людям иные вещи казались устрашающими. Но давайте еще раз повторим: суеверия являются очевидным и большим грехом перед Всевышним.



Джихад

Джихад в исламском понимании – гораздо более обширное явление, чем может показаться простому обывателю. Многие даже опасаются произносить это слово, мол, оно несет в себе крайне негативный, зачастую экстремистский оттенок. Но при ближайшем рассмотрении это далеко не так. Более того, у мусульман даже есть имя Джихад. Возможно, в вашем окружении тоже есть такие люди. Так что на самом деле означает это слово?
«Джихад» в переводе с арабского – «усердие». Как видите, ничего воинствующего здесь нет. А исковеркали это слово далекие от мусульманства деятели, которым были на руку разного рода конфликты, чаще всего геополитического толка. Чем можно испугать немусульман? Теми же мусульманами, которые показаны с автоматами и пулеметами наперевес, в черной грязной одежде, с длинными спутанными бородами, выпученными от злобы глазами да еще и при каждом удобном случае кричащими «Аллах акбар!» Так появился образ мусульманина – необразованного, неотесанного, неряшливого, не терпящего никаких компромиссов. А когда кто-то из представителей ислама объявлял джихад (как и для чего это можно сделать, рассмотрим чуть позже), то карикатура на правоверного становилась полной и яркой.
Джихад с появления мусульманской религии означает, как мы говорили, усердие. В первую очередь усердие на пути праведной жизни согласно канонам исламской религии. Многие десятилетия пророк Мухаммед занимался джихадом – он призывал к исламу и Единобожию не только разрозненные арабские племена на всем Аравийском полуострове, но и правителей других государств, например Персии, Византии, Египта. Мухаммед не шел на них войной, огнем и мечом доказывая свою правоту. Пророк учил проповедовать словом, примерными и благими делами, в том числе поведением. Если бы в те давние времена мусульмане вели неподобающий образ жизни, то, согласитесь, вряд ли бы они добились успеха в делах праведных, которые заключались в том, чтобы нести слово Божие. Язычники, увидев неопрятных мусульман или людей, якобы причисляющих себя к правоверным, но лгущих на каждом шагу, вряд ли бы добровольно перешли в ислам. На самом же деле пророк Мухаммед личным примером, умными речами, спокойным отношением ко всему и ко всем (как собратьям по вере, так и язычникам), логическими размышлениями и доказательствами добился того, что люди для спасения своей души принимали ислам. Никаких отрезанных голов неверным при первом удобном случае, никаких высказываний вроде «если ты не мусульманин, ты нам не брат». Очень важная деталь заключается в следующем: ислам не приемлет насилия. Никакого. В Коране сказано: «Нет принуждения в религии». Имеется в виду, что заставить человека поменять веру с применением силы, угроз или под пытками невозможно. Ну как можно заставить человека поменять веру, подняв над его головой меч или приставив к ней пистолет? Любой мусульманский религиозный деятель докажет вам со ссылкой на Священное Писание, что так делать категорически нельзя, что это противоречит самой религии, что так поступают самые отъявленные фанатики, далекие от мусульманского учения. Поэтому когда про ислам говорят в том ключе, что приверженцы этой религии понимают лишь язык автоматов, это категорически не соответствует действительности.


Джихад – это борьба со своим эго, со слабостями и ошибками. Например, если правоверный курит и хочет бросить это богомерзкое дело, он может объявить «внутренний джихад» и справиться с самим собой, выбрав здоровый образ жизни. Другое значение слова «джихад» – отстаивание территориальной целостности Родины и ее независимости, того, на что покушается вероломный враг, которому нужно дать достойный отпор, выпроводив его восвояси.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71179654?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Исламский этикет. Мусульманские традиции в семье  общении и бизнесе Радик Амиров
Исламский этикет. Мусульманские традиции в семье, общении и бизнесе

Радик Амиров

Тип: электронная книга

Жанр: Этика

Язык: на русском языке

Издательство: Эксмо

Дата публикации: 16.10.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: «Исламский этикет» знакомит читателей с основными понятиями, правилами и нормами поведения в мусульманском обществе.

  • Добавить отзыв