И Будет Он Всё во Всём. Дополнение – диалектический раздел
Илья Геннадиевич Ковальчук
Это диалектическое дополнение к трактату «И будет Он всё во всём» собрано в форме открытого философского диалога с возможными критиками. Автор последовательно отвечает на скептические возражения, касающиеся свободы, справедливости, ада, воли и возможности прощения. Вопросы не упрощаются, а доводятся до предела – и именно в этом напряжении рождаются развёрнутые, логически выдержанные ответы.
Илья Ковальчук
И Будет Он Всё во Всём. Дополнение – диалектический раздел
Диалектический раздел: скептические возражения и ответы
Проверка истинной системы происходит не только через утверждение, но и через испытание сомнением.
ТЕЗИС 1
Добро – это качественно более высокая форма бытия, и при абсолютной ясности никто не выберет зло.
Скептическое возражение:
А что, если выбор зла – это не ошибка, а ценностная позиция? Существо может сознательно выбрать разрушение, боль или мятеж, потому что именно их считает более значимыми, чем любовь. Это не глупость – это принцип. В таком случае добро – не универсальная доминанта.
Ответ:
Если такой принципиальный выбор зла действительно возможен, скептик прав: добро не является универсальной высшей ценностью. Но тогда возникают два следствия:
Моральная ответственность теряет основание, потому что нельзя осуждать существо за выбор, который не противоречил его внутреннему устройству. Если добро и зло равнозначны по притяжению, то выбор зла – не предательство, а одна из допустимых реакций.
Бог перестаёт быть источником совершенного добра, если Он творит существа с внутренним влечением к разрушению, которых затем осуждает. Это делает божественную этику противоречивой и несправедливой.
Следовательно, само существование моральной ответственности предполагает онтологическое притяжение к добру, а также качественное и ценностное превосходство добра над злом. Зло в этом случае – не равная альтернатива, а искажение. И если оно выбрано при ясности, это не зрелая позиция, а сбой воли.
При истинной свободе и полном понимании добро не навязывается – оно распознаётся и принимается как единственное внутренне непротиворечивое основание бытия.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=72007678?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.