Слова о воспитании
архимандрит Наум (Байбородин)
Л. А. Чуткова
Архимандрит Наум (Байбородин; 1927–2017) вполне заслуженно считался одним из самых известных старцев Троице-Сергиевой Лавры. Многие помнят его как прозорливого и мудрого наставника, любящего, заботливого и неравнодушного к людским судьбам человека. Он обратил к Богу сотни людей, избавил их от мук душевных и привел к свету истины.
В этой книге собраны отрывки из проповедей архимандрита Наума (Байбородина), из его наставлений и бесед о воспитании детей и подростков. Слова лаврского старца, обращенные к родителям, всегда содержали призыв к ним начинать воспитание ребенка с совершенствования самих себя: «Чтобы действительно из ребенка сделать доброго человека, вам самим нужно стать таковыми… Только тогда отчее благословение утвердит дом, а материнская молитва избавит от напасти».
Архимандрит Наум (Байбородин)
Слова о воспитании
Допущено к распространению Издательским советом
Русской Православной Церкви
ИС Р23-318-0431
© Сибирская Благозвонница, состав, текст, оформление, 2024
От составителя
Любовь к родителям он пронес через всю свою жизнь
Многие из вас, наверное, не раз слышали от архимандрита Наума (Байбородина), как он просто объяснял принцип и смысл человеческого богоподобия. Он говорил:
«Вот идет утка с утятами. На кого они похожи? На кур? На гусей? Нет! Но на свою родительницу. Так и мы в молитве называем Бога своим Отцом, говорим: “Отче наш”. Значит, мы дети, мы сыны Отца Небесного. А если мы дети, так и должны быть похожими на своего Родителя».
Лаврский старец хорошо знал, что многое дети получают от своих родителей – и привычки, и черты характера. От своей мамы, Пелагии Максимовны Байбородиной (схимонахини Сергии), Батюшка унаследовал многие добродетели[1 - Приводим слова настоятельницы Пермского Успенского монастыря игумении Марии (Воробьевой) о почившей старице схимонахине Сергии из кн.: Поминайте наставников ваших… Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Наум в воспоминаниях современников. М.: Сибирская Благозвонница, 2019.]. «Пелагия Максимовна воспитала сына в высоком благочестии, научила его главному: любить Бога и хранить свою совесть. Через всю жизнь пронес он понимание того, что церковность и целомудрие – основные характеристики личности православного человека. Все, кто знал схимонахиню Сергию, отмечали высоту ее духа и глубину веры…»
По воспоминаниям автора упомянутой книги, мать Сергия по натуре была очень живой. Гостей встречала радушно и непременно старалась угостить, накормить. «Она умела понять состояние человека и нас, опечаленных, угнетенных какими-либо сложностями жизни, как-то незаметно для нас самих утешала, нередко укладывала отдохнуть. Просыпались мы совсем в другом настроении: бодрыми и радостными. Видимо, пока мы спали, она молилась за нас, помогая этим и нам, и своему сыну. Она во всём была ему верной помощницей и другом. Нередко мать Сергия просила гостей почитать ей Жития святых по-славянски, так как Четьи-Минеи на церковнославянском языке воспринимаются значительно глубже. За простотой ее облика и манер таились ясный ум, духовная просвещенность и вкус к слову… Мать Сергия была великой труженицей. И в доме, и в огороде – везде у нее был безупречный порядок, несмотря на ее преклонный возраст».
Много рассказывала матушка о своем сыне, о том, что тот рано остался без отца, и поэтому единственным его другом стала мать, и у них были очень теплые отношения. Матушка Сергия говорила, что Коля всегда ее «со взгляда понимал».
«Когда она узнала, что у кого-то из соседей в тайнике скрыты Божественные книги, то попросила из милости дать их почитать сыну. (А время было такое, что даже за хранение духовной литературы могли арестовать.) Но соседи доверяли Пелагии Максимовне и книги брать разрешили. Они были на славянском языке, и поначалу мальчик мало что мог разобрать, но со временем научился понимать древние тексты и стал читать книгу за книгой».
Батюшка и сам рассказывал об этом в проповедях, не называя себя:
– Один человек вспоминал: когда он был юношей, лет шестьдесят-семьдесят назад, не знал еще Евангелия. В то суровое время таких книг нельзя было иметь, считались врагами народа кто крест носил, иконы имел. Его мама попросила у соседа книгу, положила ее в ведро, прикрыла полотенцем и так принесла домой. Это оказалась книга святителя Кирилла, Патриарха Иерусалимского. Да только открыл он ее, а там всё по-славянски, цифр не было, ничего не мог понять. И стал разбираться.
Коля Байбородин. Советская Гавань.
Ок. 1939 г.
Некоторые славянские буквы похожи на русские. На месте, где обозначают номер страницы, стоят тоже славянские буквы, значит, ими обозначаются цифры. За несколько дней он разобрался, составил себе как бы азбуку, стал читать. Потом смог понять, как рассчитывать Пасху, и определил, когда будет Пасха в тот год. То есть у кого есть желание, трудолюбие, пусть не страшится, двух-трех дней достаточно, чтобы понять славянский язык. На славянском языке говорили предки наши, в нем всё чисто, свято. Даже, как говорят ученые люди, логопеды, если ребенок заикается, то пусть поет, читает по-славянски, и у него будет улучшение… Немало рассказывала матушка о своих переживаниях о сыне в его армейские годы. Помнила до мельчайших подробностей день, когда, плача, провожала поезд, увозивший ее ненаглядного Колю. Она просила его писать каждый день, и он выполнил просьбу матери: каждый день утешал весточкой о себе.
Николай Байбородин с мамой
Однажды ей вручили письмо из воинской части, в котором командование благодарило «родителей сержанта Байбородина за отличную боевую и политическую подготовку сына». За восемь лет службы Николая мать получила несколько таких писем.
Курсант Н. Байбородин с мамой
«Любила матушка Сергия Царицу Небесную, и Божия Матерь ответствовала ей Своей Божественной материнской любовью. В любви к Богу и Его Пречистой Матери воспитывала Пелагия Максимовна и своего сына…»
«Не сомневаюсь, что Сама Божия Матерь была Руководительницей и Собеседницей Своего верного раба монаха Наума. Батюшка говорил о том, что в России возродится духовная жизнь, снова разрешат строить монастыри и храмы, – всё это казалось совершенно невозможным в 70-е годы прошлого века. Очевидно, Сама Царица Небесная открывала ему будущее…»
Конечно, отец Наум трепетно исполнял пятую заповедь – о почитании родителей. Любовь к ним, и особенно к своей матери, он пронес через всю жизнь. Тем более ценны для нас его проповеди, наставления, отрывки из творений, в которых Батюшка делится мыслями о воспитании детей и подростков, и эти важные для родителей слова: «А кто почитает отца и мать и повинуется им в Боге, те в свою очередь порадуются о детях своих, и в день печали избавит их Господь Бог. Вы же, дети, и словом, и делом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и они вас благословят: отчее благословение утвердит дом, а материнская молитва избавит от напасти».
От составителя
Часть 1
О боголюбивом и благочестивом народе
Мы знаем, что российский народ называют боголюбивым народом и Матерь Божия и Сам Господь берегут его. Вся история говорит об этом, потому что всё здесь освящалось. Рождается маленький гражданин Неба и земли, он принимает Святое Крещение во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господь дарует ему Ангела Хранителя и Свой покров.
Если какие-то дела предстоят, может путешествие, то совершается молебное пение. Скот надо выгонять на пастбища – совершают молебное пение, кропят его святой водой. Надо рыть колодец – молятся Богу, освящают это место и тогда только роют. Строить дом надо – тоже совершается молебное пение, освящается это место и дом, чтобы бесы не стужали живущих в этом доме. Человек желает создать семью – идет в храм Божий с родителями и принимает таинство Бракосочетания, Господь благословляет невесту и жениха, чтобы они рожали детей.
* * *
В древние времена, когда жил преподобный Сергий и два века спустя после него, в каждом доме отводились отдельные комнаты, «горницы» назывались, в которых совершали молитву. Там лежали Псалтирь Святая и Новый Завет, Жития святых, иногда летопись. И в этой молитвенной комнате вся семья совершала правило, молилась Богу. Детей учили славянскому языку и благочестию. Епископы избирали учителей из людей благочестивых, благословляли их, чтобы они учили детей благонравию, трудолюбию. И когда путешествовали по России иностранцы, то писали: «В этой Руси в какое селение ни зайдешь, ребятишек с крестами белоголовых великое множество бегает». Это были будущие граждане Неба и земли, Господь освящал их и хранил. Потому что Русь была под Покровом Богоматери, благословением Господним за молитвы святых.
* * *
Давайте хранить древнее благочестие. В каждом доме Евангелие надо иметь, читать его каждый день, испытывать все свои дела перед тем, как что-либо предпринимать: во грех будет или в правду. Надо любить Бога, любить святых, посты, Церковь, любить ближних. Молодой, способный к труду – не будь тунеядцем. Кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10). Эта заповедь говорит не только о материальных благах, но и о духовных. Потому что труд надо прилагать и в молитве, и в посте, и в терпении, и в болезнях. Надо приучать себя к такому труду, чтобы всегда помнить о Боге.
* * *
Многие из нас не знают, что такое смирение, многие не хотят работать, матери не хотят воспитывать детей, не хотят многие терпеть скорби – и поэтому мы сами себе готовим вечное осуждение. Поэтому давайте смирим себя, будем за всё благодарить Бога (и за скорби), будем трудиться, терпеть всё.
* * *
Каждый должен на своем посту, в своем чине трудиться по совести. Судья – суди по правде; воин – неси службу честно; если ты начальник – начальствуй по правде, не бери никаких подарков, суди по справедливости, приучай всех к добру, к труду, к воздержанию; учитель – учи тоже добру и истине. Если ты жена – храни верность мужу, рожай и воспитывай детей, учи их христианскому благочестию. Пусть пятнадцать детей Бог тебе даст, всех воспитаешь с помощью Божией. Убивать детей нельзя. Не желаешь рожать – живи девой, молись, никто с тебя не будет спрашивать, почему у тебя нет детей.
* * *
Правила благочестия надо держать в уме своем. Надо соблюдать святые посты, потому что кто не соблюдает пост – отлучается от Церкви. Есть 69-е апостольское правило, которое гласит: «Если епископ, пресвитер, диакон, иподиакон, чтец, певец не постится в среду и пятницу и в дни Святой Четыредесятницы, будет извержен из сана, а мирянин – да отлучен от Церкви».
Из Священного Писания
Известно, что только Ной с семьей спасся… Погибло всё допотопное человечество, только восемь душ спаслось в Ноевом ковчеге. До сих пор на горе Арарат в Армении, во льдах, стоит Ноев ковчег, огромный деревянный корабль, немой свидетель страшного наказания Божия за беззакония человечества, и служит людям предостережением: если не покаетесь, все также погибнете (Лк. 13, 3). Ученые ищут причины этого уникального, неповторимого происшествия в законах природы. А причины – в нравственной испорченности людей и в силе Всемогущего согласно написанному: И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли (Быт. 6, 13).
* * *
Слово Божие учит нас, что счастье и благополучие или несчастье и беды любого человека, любой семьи, любого поколения и любого общества зависят от исполнения или нарушения ими Закона Божия. О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6, 8).
* * *
…Знаете, каков был идеал Православной Руси? Единственная жена единственного мужа – вот жизненный идеал Православной Руси. Волшебный туман тонкого искусства любви, окутывавший рыцарские замки на Западе, не расстилался над русским теремом. Русская жена – верна, тиха, милосердна, кроткотерпелива, всепрощающа.
* * *
Почему же так важно заботиться о нравственной стороне жизни? Потому, что иначе разрушается самое ценное в природе человека – его целостность (целомудрие), красота души человеческой.
* * *
Возлюбим нестяжание, от лишнего всего избавимся, пропитание добывать, кто молод особенно, своими руками будем, работу будем находить простую и молиться в церкви, молиться дома – непрестанно. И всегда нужно призывать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Не будем жить по горизонтальной ориентации, то есть думать и искать только земного, а воззрим на Небо, изменим ориентацию на вертикальную, станем искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6,33). И когда мы так с Богом будем жить в чистоте, то покажем, что и мы чада Божии, сыны воскресения, тогда Господь нас будет сохранять, и Богородица будет оберегать Покровом Своим, и Ангел Хранитель всегда с нами.
Часть 2
Чего Бог ждет от нас?
Целомудрие – добродетель всеобъемлющая. Целомудрие возвышает человека над грехом и соединяет с Богом по причине богоподобия. С приходом в мир Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, и с распространением Его Божественного учения добродетель целомудрия стала почитаться более, чем в Ветхом Завете, потому что открылось великое обетование: Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6, 16). Имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7, 1).
* * *
Понятие «целомудрие» точно выражает духовное и нравственное достоинство человека. Целомудрие – это нравственная чистота мыслей, чувств, желаний, поступков, чистота всей жизни. То есть это здравость, неповрежденность, правильная духовная устроенность внутреннего человека, гармоническое действие всех душевных сил. Целомудрие, указывают святые отцы, – это самосохранение человеческого духа от погружения его в плоть, ибо «плотяной» человек может стать «хуже скота несмысленного». С целомудрием, внешним проявлением которого в жизни были скромность и стыдливость, связаны в христианстве представления о высшей степени нравственного совершенства человека.
* * *
Целомудрие – это великая добродетель, которая подразумевает прежде всего уклонение от всякого рода блудных дел. Или в чистоте девства, или в честности брака. Только так живущие в нынешнем веке могут ожидать блаженного упования (Тит. 2, 13) в будущем.
* * *
Непрестанная молитва, пост, труды и смирение – главные средства в борьбе за хранение целомудрия. По словам Никиты Стифата, «матерь целомудрия и чистоты есть всестороннее воздержание, а отец – страх Божий»[2 - Никита Стифат, прп. Вторая сотница естественных психологических глав. 48 // Добротолюбие. Т. 5.]. Страх Божий приобретается лучше всего памятью смертной, которая удерживает от нарушения заповедей Божиих.
* * *
Начало целомудрия – не колеблющийся ум от нечистых, блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога. Могущих вместить (Мф. 19, 12) Бог призывает хранить девство.
Из Священного Писания
В Книге Бытие описано девство первых людей, в котором они пребывали до падения, не понимая даже наготы своей. Не было у них вожделения, семенной влаги. Они поняли наготу свою и ощутили стыд, признак явившегося вожделения, уже по падении своем. Настоящие отношения жены к мужу и ее болезни при чадорождении изречены как наказание за преступление Божией заповеди. Когда через грех в мир вошла смерть, тогда Адам познал Еву, жену свою, и зачала, и родила (Быт. 4, 1). Поэтому брак был изобретен ради того, чтобы человеческий род не был стерт с лица земли и уничтожен смертью, чтобы через деторождение род людской сохранялся.
* * *
Православная Церковь признает девство естественным человечеству, считая собственно естеством человеческим то естество, в котором он был сотворен. Состояние падения, в котором ныне находится всё человечество, есть состояние неестественное, нижеестественное, противоестественное. Но так как все человечество объято недугом падения, то это состояние общего недуга можно назвать естественным падшему человечеству.
* * *
Девичья честь и супружеская верность – генетическая основа семейного счастья и счастливой будущности родителей и их детей. Она есть основа крепости не только семейных устоев, но и генетической преемственности здоровья и благополучия семьи, нации и государства. Именно поэтому все ведущие религии мира не только девичью, но и юношескую, женскую и мужскую нравственность требуют беречь, укреплять в семье и в государстве.
Муж раскрывает в супруге родовую генетическую память, пробуждая в ней мудрость ее матери, ее бабушки, ее прабабушки. Она подсознательно начинает понимать, что и как лучше и правильнее сделать. Жена воспринимает своего супруга как единственного мужчину, определенного ей Богом.
* * *
На Руси говорилось: «Береги честь смолоду». На славянских землях понятие «девственница» было понятием образа чистоты и непорочности. Когда родители жениха искали невесту для своего сына и приходили к родителям девушки, то первый вопрос был: «Чиста ли девка ваша?» Родителей жениха интересовало, не была ли девица замужем, несет она или нет образ другого мужчины, болел ли кто в их роду серьезными заболеваниями. Все это они узнавали для того, чтобы их род продлевало полноценное потомство.
* * *
У наших предков еще в глубокой древности существовал свод нравственных правил о целомудрии и наследственности. Они умели подметить, что от гулящей девушки не бывает хорошего потомства, и строго карали блудниц. Поэтому нравственно падшую девушку считали испорченной, недостойной замужества.
* * *
Апостол заповедал: Юношей увещевай быть целомудренными. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью (Тит. 2, 6,15). Сегодня мы совершенно забыли, что нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия.
«Искушения блудного греха сильны, и ничто не волнует так юношеского возраста, как эта страсть. Поэтому оградим их отовсюду советами, увещеваниями, страхом и угрозами»[3 - Сокровищница духовной мудрости: Выписки из творений святых отцов, расположенные в соответствии с годовым кругом Евангельских чтений ? [Сост. прот. М. Нейгум]. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001.] (свт. Иоанн Златоуст).
* * *
Православная Церковь неустанно напоминает юношам и девушкам о необходимости хранить свою невинность, девственность до вступления в законный брак. Стыдливость, способность воздерживаться от исполнения своих плотских желаний, существование брака, наличие религии – это не просто абстрактные понятия, а то, что отличает человека от животного.
* * *
Как будем двадцать мытарств проходить? Для чего человек берет жену? Посмотрим Катехизис. Таинство Брака совершается «к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». И Церковь благословляет этот брачный союз. Раньше в Сибири были семьи, в которых рождались по одиннадцать ребятишек и больше. Сейчас есть две семьи, где четырнадцать детей мать родила. В Ивановской области, говорят, мать родила пятьдесят семь человек, рожала по три, и всё мальчиков. Поэтому великий труд – жить в семье, особенно в наше время.
* * *
Если кто из юношей хочет заводить семью, пусть решается на труды, а не на удовольствия. Имеешь жену – знай ее одну, не ищи удовольствий.
* * *
Будем молиться Пресвятой Богородице – «Наставнице целомудрия». Пусть Матерь Божия научит нас, наших детей Своему Божественному целомудрию, чтобы тела и души наши были чисты и светлы, дабы пребывал с нами Дух Святой, наставляющий нас и обогащающий только тем, что есть Божественно, что от Бога.
* * *
Теперь девушки видят всё… И святитель Иоанн Златоуст писал: «Как может быть девственницею та, у которой сожжена совесть? Ты не вступала в связь с мужчиной? Но это еще не девство»[4 - Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в рус. переводе: В 12 т. СПб.: С.-Петерб. духовная академия, 1895–1906. Т. 1. Слово к жившим вместе с девственницами.].
* * *
Дети, которые рождаются от целомудренных матерей, – это благословение Божие, они на радость в жизни, на помощь и утешение в старости, а не на позор и страдание.
* * *
Девичья честь – понятие нравственногенетическое и особенное для мужчин и женщин, которые хотят и могут иметь и воспитывать своего, а не чужого ребенка, которые хотят иметь сына, дочь, понимающих, любящих своего отца и не относящихся к нему как к чужому. Потому самыми удачными браками получаются те, где невеста и жених девственники и принадлежат к одной нации или близкородственным народам.
Из Священного Писания
Попрание закона морального вызвало самое огромное, самое катастрофическое явление природы в истории рода людского. Вот еще свидетельство из Священного Писания, о том, как Господь призывал людей к целомудрию и чистоте жизни. Города Содом, Гоморра, Адма, Севоим (см. Быт. 24–29; Втор. 29, 23) были истреблены серой и огнем. Население этих городов отличалось возмутительным растлением нравов, омерзительными и противоестественными пороками. Человек отпал от Бога, окончательно развратился и оказался не в состоянии выполнять ту задачу, для которой был создан, не смог реализовать себя в добре, любви и истине, восходя по лестнице духовного развития к богоуподоблению. Дальнейшее его существование стало
бессмысленным. Зло достигло такой степени, что ожидание исправления уже было бесполезным, а отложение казни – опасным. Сейчас на месте этих городов, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей (Втор. 29, 23), находится Мертвое море. Ни одно живое существо не водится в водах этого моря, всё вокруг него мрачно и бесплодно. За грехи людей Бог поразил и самые недра земли.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70697368?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Приводим слова настоятельницы Пермского Успенского монастыря игумении Марии (Воробьевой) о почившей старице схимонахине Сергии из кн.: Поминайте наставников ваших… Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Наум в воспоминаниях современников. М.: Сибирская Благозвонница, 2019.
2
Никита Стифат, прп. Вторая сотница естественных психологических глав. 48 // Добротолюбие. Т. 5.
3
Сокровищница духовной мудрости: Выписки из творений святых отцов, расположенные в соответствии с годовым кругом Евангельских чтений ? [Сост. прот. М. Нейгум]. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001.
4
Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в рус. переводе: В 12 т. СПб.: С.-Петерб. духовная академия, 1895–1906. Т. 1. Слово к жившим вместе с девственницами.