Версия Ломоносова о россах-руссах

Версия Ломоносова о россах-руссах
Владимир Анатольевич Паршин
В данной работе выполнена проверка корректности версии М.В. Ломоносова относительно корней народа рос-рус. Особенность версии заключается в ее внутреннем противоречии. Согласно первому постулату, русы – суть пеласги, а согласно второму, варяги-росы одноплеменны с пруссами. В результате проверки версии на основе исторических, археологических и топонимических данных установлено, что первый постулат может иметь историческое подтверждение, в то время как второй должен быть отклонен.

Владимир Паршин
Версия Ломоносова о россах-руссах

От автора
В работе [29] было показано, что ни князь Олег, ни русско-византийский договор 911 года не имели никакого отношения к только зарождавшемуся княжеству на маленьких полянских землях. У этого княжества еще нет ни названия (даже название Киев появится много позже), ни выхода к Черному морю (уличи, пороги и печенеги). Касаясь договора, отметим, что в нем нет даже упоминания киевского князя Игоря (много имен, но нет Игоря), что говорит об отсутствии какой-либо связи между ним и Олегом. Вот, что пишут историки относительно связи Олега и Игоря. Историк Е.А. Мельникова [23] отмечает, что изначально сказания об Олеге и об Игоре не были связаны между собой. А.Г. Кузьмин (1928-2004 гг.) в [19] писал, что Олег и Игорь соединены с Рюриком явно искусственно и довольно поздно (не ранее конца XI столетия).
Историк Д.И. Багалей (1857-1932 гг.) обращал внимание на то, что русские земли в договоре Олега с Византией рассматриваются как места возможной гибели греческих судов. [3]. Вполне естественно, что речь шла о побережье Черного и Азовского морей, где в этот время “господствовала” только флотилия россов.
Относительно происхождения россов-руссов существует несколько версий, перечислять которые нет необходимости. Подробно все версии рассмотрены историком Ю.Д. Акашевым в [1]. В заключение своего рассмотрения он делает вывод: “Ни одна из множества рассмотренных здесь точек зрения по вопросу о происхождении названия Русь, не представляется убедительной. Имя росов-русов будет оставаться для нас загадкой до тех пор, пока мы не откажемся от укоренившегося в академической науке представления о них как о народе сравнительно молодом, не имевшем своей истории древнего мира.”
Но Ю.Д. Акашев не стал рассматривать версию, высказанную М.В. Ломоносовым (1711 – 1765 гг.) в [20] о происхождение руссов. Возможно, это объясняется тем, что русский ученый высказал два несколько противоположных варианта:
– от пеласгов: “ … Основание города Трои тремя родами пеласгов. Отсюда и название Трои. Затем один из родов устремился на Крит, другой – на побережье Греции. Род русов (пеласгов), устремившийся на Крит и Кикладские острова, возглавлял Миней (Минос по-гречески). Третий род остался в колонии для строительства города”.
– от пруссов: “ … Приступая к показанию варягов-россов, кто они и какого народу были, прежде должно утвердить, что они с древними пруссами произошли от одного поколения. … Вышепоказанные пруссы были с варягами-россами одноплеменны …”.
Что характерно для указанных записей, русский ученый не делает различия между россами и руссами, т.е. отождествляет руссов и россов. На первый взгляд оба варианта никак не связаны между собой. Но в этом и заключается специфика этой версии: если росы-русы представляют род пеласгов, то тогда представители пеласгов должны оказаться среди варягов-россов и в итоге – среди пруссов.
Попытаемся найти свидетельства связи руссов-россов с пеласгами, а также с пруссами. При наличии таких свидетельств версия М.В. Ломоносова будет считаться доказанной, при отсутствии – увы, версия отклоняется.

Росы – суть пеласги
Возможные источники М.В. Ломоносова – Гомер (IX-VIII вв. до н.э.), Геродот (484-425 гг. до н.э.), Фукидид (460-400 гг. до н.э.), Пиндар (517–437 гг. до н.э.), Аполлодор Афинский (180 – 120 гг. до н.э.), Диодор Сицилийский (90-30 гг. до н.э.), Вергилий (70-19 гг. до н.э.), Страбон (64/63 до н.э.– 23/24 гг. н.э.), Дионисий Галикарнасский (60 -7 гг. до н.э.), Тит Ливий (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.), Плиний Старший (23 – 79 гг. н.э.), Плутарх (46-119 гг. н.э.), Павсаний (110-180 гг.) и др.
Начнем с Трои. Город-крепость Илион в Малой Азии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D0%B7%D0%B8%D1%8F) на полуострове Троада (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B0%D0%B4%D0%B0) у побережья Эгейского моря (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5), на берегу лагуны у входа в пролив Дарданеллы (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8B) (Геллеспонт). Археологи насчитывают 9 слоев древней Трои: Троя 0 – неолитическое (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82) поселение, существовавшее в окрестностях Трои. Троя I (3000-2600 гг. до н.э.): первое троянское поселение, диаметром 100 м. Археолог Д. Энтони (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8,_%D0%94%D1%8D%D0%B2%D0%B8%D0%B4) связывает его с первой волной заселения Анатолии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F) – предки хеттов, лувийцев и т.д. Троя II (2600-2300 гг. до н.э.): следующее поселение было для своего времени развитым и богатым. Его защищали мощные стены (снизу известняковые, сверху глинобитные) высотой в 5 м и шириной в 4 м, а также деревянное ограждение. Троя III-IV-V (2300-1900 гг. до н.э.): эти слои свидетельствуют о периоде упадка в истории древнего города. Троя VI (1900-1300 гг. до н.э.): верхний город увеличился в диаметре до 200 м, нижний – до 400 м; высота стен достигала 10 м. Нижний город окружал ров шириной в 4 м и глубиной в 2 м. Обнаружены следы системы водоснабжения. Поселение стало жертвой сильного землетрясения 1300 года до н.э. Троя VII-A (1300-1200 гг. до н.э.): к этому периоду, возможно, относится знаменитая Троянская война (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0), которая положила конец поселению: на улицах нижнего города обнаружены незахороненные трупы, метательные снаряды пращников (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B0), наконечники эгейских стрел. Троя VII-B (1200-900 гг. до н.э.): полуразрушенная Троя была захвачена фригийца (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B9%D1%86%D1%8B)ми. Троя VIII (900-350 гг. до н.э.): в это время город населяли алеанские греки. Троя IX (350 г. до н.э. – 400 г. н.э.): довольно крупный центр эллинистической эпохи.
Теперь о пеласгах. Согласно результатам археологических раскопок в Чатал Хююке (плато Конья, южная Анатолия), проведенных Дж. Меллаартом и Фр. Шахермейром [22], “пеласги мигрировали из Малой Азии в бассейн Эгейскогоморя в IV-ом тысячелетии до н.э.” По мнению И.М. Дьяконова, в Малой Азии наступило время продолжительной засухи при очень прогрессирующем росте населения Месопотамии. Это и послужило причинами миграции. Поиск новых мест проживания шел как на запад, так и на восток. Это и привело к миграции пеласгов на Балканы (если только пеласги относятся к хатто-хурритской языковой группе).
Вопрос: когда пеласги отправились от Трои на Крит (по тексту М.В. Ломоносова)? Древние историки датируют Миноса тремя поколениями до Троянской войны (ок. 1200 год до н.э.). Получается, что при 30 годах на поколение, это начало XIII вв. до н.э. По всей видимости, участие пеласгов в строительстве древней Трои надо датировать концом Трои VI – восстановление города после землетрясения. Раскопки показали, что это поселение унаследовало многое из того, что сохранилось от предшествующей эпохи. Части мощных крепостных стен были использованы снова, и отстроенная цитадель была обеспечена продовольствием и водой благодаря наличию больших ёмкостей для хранения твёрдых и жидких припасов.
Таким образом, пока текст М.В. Ломоносова имеет подтверждения: пеласги участвовали в восстановлении Трои в начале XIII в. до н.э. и отсюда направились на Крит.
Разные античные авторы по-разному описывают места обитания пеласгов. При сопоставлении разных известий можно выявить совпадающие (у двух и более авторов) места, в которых присутствие пеласгов в глубокой древности было бесспорным. Это Арголида и Аркадия на Пелопоннесе, Лемнос и ещё несколько островов в Эгейском море, Фессалия и Эпир. В Эпире, в Додоне, издревле находилось почитаемое в Элладе святилище Зевса Пеласгийского с оракулом. По свидетельству Геродота, в Аттике тоже жили пеласги, и предки афинян, до того, как стали говорить по-гречески, были пеласгами. Согласно сведениям античных авторов, пеласги нигде не составляли крупного этнического массива, а жили анклавами вперемежку с другими народами. Согласно Геродоту, пеласги составили этнический субстрат одного из древнегреческих племён – ионийского, ветвью которого были и афиняне: «Ионяне первоначально были пеласгийского происхождения».
По свидетельству Геродота, пеласги говорили на «варварском» языке, т. е. далёком от греческого. Отождествить это язык с каким-либо известным трудно, т. к. сохранился только один, возможно, памятник пеласгийского языка – стела на острове Лемнос с изображением воина (VI в. до н.э.). Но текст до сих пор не прочитан. Пеласги жили на Лемносе ещё в конце VI века до н.э. и были изгнаны оттуда в результате военно-морской экспансии Афин.
Странствования и переселения пеласгов на основе данных более древних историков описаны Дионисием Галикарнасским (Римские древности). Они мигрировали на Крит, Кикладские острова, острова Эвбею и Лесбос (Пеласния), расселились вдоль Геллеспонта (Дарданеллы), в окрестностях Додоны в Эпире. Будучи изгнанными из Додоны, часть переселилась в Италию (тогда называвшуюся Сатурнией). Часть из них поселились в Велии (https://en.wikipedia.org/wiki/Velia), другие с аборигенами захватили Умбрию, но были изгнаны тирренцами. По Геродоту, в его время пеласги населяли Крестон, жили в ими же основанных городах Плакия (Плаче) и Скиллак (Скуляче) на южном побережье Пропонтиды (Мраморное море).
Считается, что после себя пеласги оставили наследие в виде зданий и оборонительных стен. Академик Н.И. Веселовский в [5] писал: “… Остатки всех вековых зданий, воздвигнутых пеласгами, существуют и теперь под именем пеласгических или циклопических”. По поводу пеласгийской архитектуры. Львиные ворота в Микенах, которые упоминает Павсаний, единственный монумент пластического искусства, сохранившийся с доисторических времен. Туринские ворота похоже принадлежат той же эпохе. Они несут очень сильное сходство с тирено-пеласгическими развалинами в Италии – стены Косы, Сегны, Фиезолы. Похожие развалины находят в Малой Азии.
Надо заметить, что пеласги не представляли собой монолитное однородное племя. Это было сообщество родственных племен. Гомер в [Илиада 2.840] указывает на значительное число пеласгов, т.е. говорит не о племени, а о племенах и сообщает, что они обитали "в Ларисе". Перед Троянской войной это был район в Малой Азии. Гомер говорит так: «Гиппофоой предводил племена копьеборных пеласгов, Тех, что в Ларисе бугристой по тучным полям обитали; Гиппофоой предводил их и Пилей, Ареева отрасль, Оба сыны пеласгийского Лефа Тевтамидова сына.» Как заметила Е.И. Соломатина [40]: “Свое этническое наименование прибывавшие на новые места жительства поселенцы, собранные из разных мест, получали в зависимости от происхождения их предводителя (будущего или уже правящего царя) в соответствии с практикой, закрепленной в легендарной традиции”. Поэтому на новом месте племя могло иметь название, отличное от названия на предыдущем месте обитания. В это сообщество входили:
– энотры и дриопы (Гекатей Милетский – 550 – 490 гг. до н.э. – «Описание Земли»);
– ионийцы (Геродот: «Ионяне первоначально были пеласгического происхождения»);
– кавконы (Страбон – "География", кн. 12 гл. III): "5. Что касается кавконов, о которых рассказывают, что они жили на побережье непосредственно за мариандинами до реки Парфения (город у них был Тией), то одни считают их скифами, другие – каким-то македонским племенем, третьи – пеласгами… (17) Гомер говорит, что они прибыли в Трою как союзники троянцев; но поэт не сообщает, откуда; по-видимому, из Пафлагонии, ибо в Пафлагонии есть племя, называемое кавконитами …”);
– кротонийцы и плакиенцы (Дионисий Галикарнасский (https://en.wikipedia.org/wiki/Dionysius_of_Halicarnassus): “кротонийцы [жители г. Кротона в южной Италии] и плакиенцы [живущие в г. Плакия возле Геллеспонта] имеют общее наречие, но ведь оба народа в древности относились к пеласгам.”);
– зиги (зихи) (Дионисий Периегет (II в. н.э.) и Руф Фест Авиен (IV в. н.э.): “… вблизи [Понта] живёт суровое племя гениохов, затем зиги, которые некогда, покинув царства пеласгов, заняли ближайшие местности Понта.”).
Относительно зигов – зихов. Это были представители пеласгов в Причерноморье. Римляне отмечали, что зиги – отличные мореходы, что не характерно для черкесов, к которым пытаются относить зихов. Нередко они промышляли пиратством, «для чего имеют небольшие, узкие и легкие ладьи, вмещающие около 25 человек» и называющиеся «камары». Еще указывалось, что они (зихи) не кровожадные, а разбойничают только ради заработка и охотно отпускают пленников за выкуп. Покровительство им оказывали цари Боспора, снабжая всем необходимым и скупая награбленное и рабов.
Геродот упоминает пеласгийские города Плакия (Плаче) и Скиллак (Скуляче) в V в. до н.э. По его словам, их жители разговаривали на одном и том же диалекте, который отличался от диалектов их соседей. Вопрос о хронологии у него размыт. Более точно время миграции пеласгов в Малую Азию отражено в [38]: “ Однако локализация пеласгов Гомером на северо-западе Малой Азии свидетельствует в пользу глубокой древности традиции об их присутствии в этом районе. Кроме того, Конон из Кизика сообщает, что полуостров Кизик в Пропонтиде назван по имени царя пеласгов, которые бежали от эолийцев из Фессалии. Поскольку этот царь был убит Ясоном во время высадки аргонавтов в Кизике, то прибытие пеласгов в Пропонтиду должно было произойти еще до Троянской войны. Позднее, согласно Конону, пеласги покинули Кизик под давлением тирсенов, где последние и поселились (Lochner-H?ttenbach Fr. Die Pelasger. Wien, 1960: 55). Ясно, что основа предания о миграции пеласгов в Пропонтиду и заселении Кизика тирсенами должна относиться ко временидо 756 г. до н.э., когда в Кизике была создана милетская колония (Кулакова А. П. Милетская колонизация VIII-VII вв. до н. э. в районе Пропонтиды и Причерноморья. Канд. дис. СПб., 2001: 191; Лаптева М. Ю. У истоков древнегреческой колонизации. Иония XI-VI вв. до н. э. СПб., 2009:87). Для нас здесь важны два пункта: а) данные Конона о пеласгах и тирсенах на Кизике относятся ко временидо 8 в. до н.э. и перекликаются с сообщением Геродота об основании пеласгами городов Плакии и Скиллака на Геллеспонте; б) никаких причин намеренно создавать этиологические построения о связи Кизика с пеласгами и тирсенами указать нельзя”. Это свидетельствует о том, что часть пеласгов – плакиенцы – достаточно долго жили на побережье Пропонтиды. Кроме него, о городе Плакия упоминает Псевдо-Скилак (https://en.wikipedia.org/wiki/Periplus_of_Pseudo-Scylax) (330 г. до н.э.). Город Скиллак – город на южном берегу Понта Евксинского, т.е. в то же время (IV в. до н.э.) еще одно племя пеласгов (м. б. скиллы) уже на побережье Черного моря.
Степи Северной Таврии и Крым принадлежали скифам, хотя полуостров скифские цари делили с Херсонесом и Боспором. Среди появившегося в Таврике нового населения оказались слабо эллинизованные оседлые земледельцы из Ольвии и Боспора. Они смешались с представителями таврского оседлого населения предгорий, которым принадлежали поселения кизил – кобинской культуры (ККК), обнаруженные в окрестностях Неаполя Скифского. Однако в поздних римских описаниях тавры уже сильно отличаются от тех дикарей и разбойников, какими их описал Геродот. В I-м веке н.э. Помпоний Мела (https://en.wikipedia.org/wiki/Pomponius_Mela) (15-45 гг.) и Плиний Старший (https://en.wikipedia.org/wiki/Pliny_the_Elder) (23 – 79 гг.) [9] упоминается их укрепленный город Плакия, многочисленные порты и гавани: “ 84. От реки же Каркинита начинается Таврия [Крым], когда-то окруженная со всех сторон морями, в том числе и там, где ныне степи [соединяют ее с материком]. Дальше [этот перешеек], постепенно возвышаясь, переходит в обширные горы. На них живут 30 племен, из которых 23 в глубине горного массива, 6 – в городах [ближе к морю]. Это оргоцины, харакены, ассираны, стактары, акисалиты и калиорды. По гребню же гор живут скифотавры. С запада [область обитания этих 30 племен] замыкается Новым Херсонесом, с востока – [землями] скифов-сатавков. 85. На побережье, начиная от устья Каркинита, города: Тафры – на самом перешейке полуострова; затем Гераклея-Херсонес, получившая от римлян [статус] свободного города; раньше она называлась Мегарикой. Она окружена пятимильной стеной и сохраняет по сравнению со всей здешней областью наиболее утонченные греческие нравы. 86. За ней мыс Парфений, Плакия – город тавров, гавань Сюмбол; мыс Криуметопон [«Бараний лоб»], выступающий на 170 миль в самую середину Понта Евксинского, напротив азиатского мыса Карамбикон. Собственно, это и придает [взморью Понта] форму скифского лука. Далее много [принадлежащих] таврам гаваней и озер, город Феодосия в 125 милях от Криуметопона, а от Херсонеса в 165 милях. Затем города: Кюты, Зефюрий, Акры, Нимфей, Дия.” Мыс Парфений близ Херсонеса. Поскольку текст, видимо, взят у Страбона, приведем его фрагмент (География, VII, 4, 2): «… и потом гавань с узким входом, где тавры обычно собирали свои разбойничьи банды, нападая на тех, кто спасался сюда бегством», под названием Симболон Лимен ("сигнальная гавань") …". Порт Симболон локализуется в районе Балаклавы (Таврида). Мыс Криу-Метапон – “бараний лоб” – название мыса и горы в Тавриде.
Археологические изыскания в округе г. Симферополь (Неаполь Скифский) позволили выявить два древних поселения. Оба поселения были основаны на скалистом мысу вдоль берега реки Салгир. [10]. Наиболее ранний археологический материал обнаружен в культурном слое (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B9), относящемся к кизил-кобинской культуре (ККК – археологическая культура IX-III вв. до н.э. в Крыму), которые принадлежат не скифам. По археологическим находкам одно поселение IX-VI вв. до н.э. и другое – конца IV- начала III в. до н.э. Были исследованы остатки четырёх зданий типа мегарон (тип др. греческого (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F) жилого дома периода крито-микенской культуры, распространённый на островах Эгейского моря, Крите, материковой Греции и Малой Азии). Практически сразу после этих событий фиксируются следы катастрофического пожара. С т. зр. археологов, события, связанные с катастрофой, неизвестны, и попытки её объяснения лишены убедительных доказательств. На мой взгляд, это было столкновение пеласгийских и местных племен с войском Митридата Евпатора, поскольку тавры хоть и зависели от Скифии, но сохраняли внутреннее самоуправление.
Не возникает никаких сомнений в том, что город с названием Плакия в Тавриде основали те же племена, что и город на южном побережье Мраморного моря. Т.е. Плакия в Тавриде – результат деятельности пеласгов (племя плакиенцев), что свидетельствует о присутствии пеласгов на полуострове.
Следует отметить, что и Помпоний Мела, как и многие другие римские авторы, не знал истинного положения в отношении этносов в Тавриде. Они просто переписывали сообщения предыдущих авторов, да еще придумывали всяких скифотавров. Источник у них был один – Геродот, который писал: «… Отсюда идет гористая страна, лежащая вдоль того же моря. Она выдается в Понт и населена племенем тавров вплоть до так называемого Херсонеса Скалистого». Херсонес Скалистый – не что иное, как Крымские горы. Под Таврией в то время понималась только южная часть Крыма (по тексту Геродота начинается от Керкинитиды – Евпатории). У Геродота переписывал Теофраст (372 -287 гг. до н.э.), а у него – Плиний Старший. Плиний Старший тоже называет город Плакия – городом тавров. Нетрудно заметить, что название города повторяет название такого же города пеласгов на южном побережье Мраморного моря. Это свидетельствует о том, что его основали представители того же племени пеласгов, что и ранее. Но у Плиния в перечне племен, населяющих Тавриду, не фигурирует племя пеласгов. Из 30 племен названы только 6, т.е. римлянам известна только 1/5 часть населения Тавриды. А относительно 4/5 населения Тавриды Плинию, как и остальному западному миру того времени, ничего неизвестно!
Возникает необходимость сравнить все упоминаемые в истории Тавриды народы. Что характерно, римские авторы в Причерноморье перечисляют массу этнонимов мелких племен, проживавших по берегам – аксиаки, энкадии, кроббиги и др. Это требовалось для мореходства – знать, кто проживает в месте возможного причаливания. Но такая скрупулезность не относится к этносам Тавриды. В VIII в. до н.э. на Тавриде фиксируют киммерийцев. Геродот (История (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_(%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%82)). Кн. 4 Мельпомена) упоминает скифов и тавров. Но тавры – не самоназвание племени (сообщества племен), а этноним, данный греками по занимаемой местности – Таврида.
Гай Юлий Солин (III в. н.э.), как и Плиний Старший (I в. н.э.), упоминает скифотавров. Это значит, что описываемые Солином события не имеют отношения к III веку. Даже позже – в сочинении «Речи против эллинов» архиепископа IV в. Афанасия Александрийского – продолжается пересказ текста Геродота о жертвоприношениях тавров. К такой же степени “достоверности” относится и сочинение Синесия (370 – 463 гг.) «Против Андроника». У тавров Аммиан Марцеллин (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D0%B0%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD) (середина IV в.) указывал три якобы “таврских племени”: арихи, синхи и напеи. Относительно племени арихи – аррехи еще Страбон писал: “ К числу меотов (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BE%D1%82%D1%8B) принадлежат сами синды, дандарии, тореаты, агры, и аррехи, а также тарпеты, обидиакены, ситтакены, досхи и некоторые другие”. Т.е. никакого отношения к таврам. Под синхами, видимо, понимались синды, тоже не имеющие отношения к таврам. Вот такая “достоверность” сведений.
Напеи, по сообщению Плиния Старшего, были якобы поголовно истреблены вместе с танаитами вторгшимися скифскими племенами. Но это вновь не достоверная информация. Убить воина не значит истребить все племя. В Крыму и сейчас есть община народности напеи. Обитает в котловине у подножия Караби в селе Пчелиное (Белогорский р-н). Они жили и продолжают жить замкнуто и консервативно. Сохранились каменные памятники – дольмены, менгиры, кромлехи. Это и родовые усыпальницы, и древнейшие «астрономические инструменты» – их расположения четко указывают на некоторые созвездия и небесные светила. Священный 700-летний дуб, выросший из корней 1600-летнего дуба великана – тотем племени напеев. Здесь требуется комментарий. По преданию у каждого дерева есть душа – нимфа дриада, которая чаще всего в качестве своего дома выбирает раскидистый дуб. Дочь Дриопа и Полидоры по имени Дриопа превратилась в дерево (дриопа означает древолицая) и стала тотемом пеласгийского племени дриопов. Есть сообщение Гесиода относительно дуба для пеласгов: "Прибыл в Додону и к дубу, жилищу пеласгов".
Из “Всемирной истории” можно извлечь, что легендарными скифскими царями были: Таргитай (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9); Агафирс (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%80%D1%81); Гелон; Скиф – царь скифов, первым начал плавить медь; Саневн – царь скифов, впервые изготовил железное оружие; Пал – скифский царь, потомок Скифа, от него народ палов; Нап – потомок Скифа, брат Пала, от него племя напов. Можно было бы предположить, что напеи – это напы. Но обычай не позволяет сделать такой вывод. Поэтому есть основания полагать, что племя напеев – племя пеласгийское. Изменение в названии племени могло произойти по разным причинам: смена лидера племени плакиенцев и название по его имени, отделение части племени и также название отделившихся по имени лидера, искажение в названии при устной передаче через различных информаторов до римских авторов – “плакии трансформировалось в напеи”. А применение римлянами ко всей Тавриде общей ширмы – тавры вообще исключила необходимость упоминания пеласгов. В этом отношении интересен комментарий И.С. Пиоро [31]: “…Некоторые средневековые авторы, исходя, вероятно, из Страбоновского понимания Малой Скифии, называют Тавроскифией не только Крым, но и прочие места Северного Причерноморья, т. е. употребляют это название

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70631491?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Версия Ломоносова о россах-руссах Владимир Паршин
Версия Ломоносова о россах-руссах

Владимир Паршин

Тип: электронная книга

Жанр: Историческая литература

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 13.05.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: В данной работе выполнена проверка корректности версии М.В. Ломоносова относительно корней народа рос-рус. Особенность версии заключается в ее внутреннем противоречии. Согласно первому постулату, русы – суть пеласги, а согласно второму, варяги-росы одноплеменны с пруссами. В результате проверки версии на основе исторических, археологических и топонимических данных установлено, что первый постулат может иметь историческое подтверждение, в то время как второй должен быть отклонен.

  • Добавить отзыв