Евангелие. Библия в стихах

Евангелие. Библия в стихах
Леонид Ильич Михелев
Эта книга представляет собой стихотворное прочтение святых благовествований – Евангелий. Это рассказы о жизни, деятельности, смерти и воскресении Иисуса Христа. В них значительное место уделяется объяснению цели явления Его на земле, а не просто излагаются исторические факты жизни Иисуса Христа. Этим особо отличается четвёртая книга – Евангелие от Иоанна. Первые три Евангелия схожи между собой по содержанию, однако, каждый из их авторов преследовал свою цель – писал для своего круга читателей. Эти первые три Евангелия, от Евангелистов Матфея, Марка и Луки принято называть синоптическими. Художественные краски использовались крайне лаконично. Ибо Библия – прежде всего святое благовествование. И главная авторская задача – донести её текст до читателя в виде максимально приближенном к тексту оригиналов. В книге использованы гравюры известного французского художника 19-го века Гюстава Доре.

Леонид Михелев
Евангелие. Библия в стихах

Пролог
В начале было Слово. Божье Слово.
И Слово было Бог.
В беззвёздном мире – мрачном и суровом
Он был везде, всё знал, умел и мог.
Он время сотворил своим веленьем
и приказал вселенной этой быть,
а на Земле прекрасной людям жить.
Любви и правды Божьей Свет нетленный
Он дал, чтоб им светить.
И светит ясный Свет во тьме кромешной.
Его не одолеть.
Сиянье Слова Божия безбрежно.
Пред ним отступят боль, тоска и смерть

Глава первая
Предсказание о рождении Иоанна Крестителя; Благовещение ангела Марии о рождении Иисуса; Посещение Елисаветы; «Величит душа моя Господа»; Рождение и наименование Иоанна; Песнь Захарии «Благословен Господь» (Лк. гл.1:1-80);

В дни Ирода, когда над Иудеей
навис великий Рим,
Захария – священник из евреев,
служил при храме, Господом храним.
Его жена из рода Аарона
звалась Елисаветой и слыла
безгрешной, но бесплодною была.
И дожили они до лет преклонных.
Их жизнь почти прошла…

Захария однажды в час урочный
пред Господом служил.
И в храме он рукою беспорочной
по жребию каждение вершил.
А весь народ во множестве великом
молился вне, у храмовых ворот.
И вот Господень Ангел предстаёт
перед Захарией – прекрасноликий,
и речь свою ведёт:

«Захария, не бойся, не смущайся:
твоя мольба – услышана она!
Господним чудесам не удивляйся –
наступит день – родит твоя жена.
И сына назовёшь ты Иоанном.
Он счастье принесёт тебе и свет,
ты радость обретёшь на склоне лет.
Великим он пред Господом предстанет
Превыше счастья нет!

Он будет муж большой духовной силы,
как Илия-пророк.
И Дух Святой с рожденья до могилы
пребудет в нём и светел и высок.
Сынов Израилевых очень многих
он к Господу направит, к Богу их.
Он отвратит их от богов чужих,
покажет людям верную дорогу
в делах своих святых.

И будет он предвестником Господним,
сведёт с детьми отцов,
на путь наставит Господу угодный,
чтоб весь народ к приходу был готов
Того, кто вслед за ним сойдёт на землю».
«Но как узнаю, правда, или сон»?! –
Захария воскликнул, потрясён.
Во храме Ангелу Господню внемля,
не верит слуху он, –

Я стар. Моя жена в летах преклонных:
нам не иметь детей!
Всю жизнь мы их желали неуклонно,
но вот живём одни, стыдясь людей»!
И так ему ответил Ангел Божий –
пред Богом предстоящий Гавриил:
«У Господа на всё достанет сил
и сомневаться в Господе негоже!
Тебе благовестил

Я эту весть, но вижу – ты не веришь.
Так знай – ты будешь нем
до дня, когда увидишь и проверишь,
что сын родился твой на радость всем».
Захария немым выходит к людям,
показывает жестом, что стряслось,
что видеть в Божьем храме довелось.
И с верой в то, что сказанное будет
уйти ему пришлось.

А вскоре зачала Елисавета.
Пять месяцев она
таилась, от людей скрывая это,
хранила тайну сладкую одна.
И Господа она благодарила
за то, что снял Господь с неё позор –
дал то, что не давал до этих пор:
зачать дитя, носить его дал силу,
унял в душе раздор.

И послан был в то время Ангел Бога
в старинный Назарет.
Там в Галилее, в доме у дороги,
жила Мария в цвете юных лет.
Она была помолвлена недавно
с Иосифом (он местный плотник был).
Марию беззаветно он любил.
Был муж он независимый и славный,
в трудах и в Боге жил.

А Гавриил, придя тогда к Марии,
ей вымолвил слова –
она такие слышала впервые.
От этих слов кружилась голова:
«О, Благодатная! Господь с тобою!
Благословенна будь!
Господню волю я тебе открою,
и укажу дальнейшей жизни путь.
Зачнёшь во чреве и родишь ты сына.
Ты Иисусом назовёшь Его.
Превыше в мире будет Он всего.
Расти его, сомнения отринув.
Нет жизни без Него!

Всевышнего Он Сыном наречётся,
как Бог и Человек.
Ему престол Давидов предаётся.
В Иакове восцарствует навек,
и царствию Его конца не будет»!
Мария с удивлением: «Но как?
Мне только предстоит желанный брак,
и вот – дитя! А что же скажут люди?
Ведь не бывает так»!

«Тебя своею силою могучей
Всевышний осенит.
И Дух Святой сойдёт к тебе сквозь тучи,
небесным светом деву озарит.
Поэтому дитя твоё родное –
сошедший к людям твой и Божий Сын
для всех людей Спаситель Он один.
Он в мире этом самое Святое –
вершина из вершин! –

И Ангел Божий речь свою продолжил, –
Елисавете Бог, –
сказал он ей, – тому полгода тоже
зачать дитя заветное помог.
А ведь её считали все бесплодной!
Но с Богом эта добрая жена –
шесть месяцев беременна она
и носит сына милого свободно,
и в срок родить должна.


Благовещенье

Нет ничего, что Бог свершить не может! –
закончил Гавриил.
«Я Господу слуга и Он поможет!
Пусть всё свершится, как Господь решил, –
так Ангелу Мария отвечала.
На том он удалился от неё,
оставив лишь сияние своё.
Таким до нас доведено начало
В большом пути её.

И в Иудею, в дом Елисаветы
Мария поднялась.
Спеша проведать родственницу эту,
она в нагорный город подалась.
К Захарии пошла она с приветом,
с Елисаветой встретиться спеша.
От сильного волненья чуть дыша,
в их мирный дом вошла она с рассветом
и полнилась душа

предчувствием невиданного счастья.
И на её привет
Елисавета с миром и участьем
ей шлёт по матерински свой ответ.
И в этот миг ребёнок в ней забился,
взыграл во чреве, будто бы узнал
Того, кого Господь сюда прислал!
И Дух Святой к ней с неба опустился,
исполнил и объял.

Воскликнула тогда Елисавета:
«Благословенна ты!
Благословен младенец чудный этот –
Господь, пришедший с горней высоты!
За что мне эта сладкая тревога?
Мать Господа сама пришла ко мне
и говорит со мною наравне!
Блаженна ты, поверившая Богу,
всех жён ты мне родней»!

«Моя душа, – ответила Мария, –
ликует и поёт
и Господу в торжественном порыве
хвалу и благодарность воздаёт.
Призрел Он на рабы Своей смиренье.
Меня благословенной назовут
И поколенья, что за мной грядут,
защиту и покой и утешенье
У Господа найдут.

Величие Мне сотворил Могучий!
Он милосерден к тем,
кто чтит Его. И нам с небес сквозь тучи
Святое Имя Божье светит всем.
Он силу рук своих явил народам:
рассеял гордых в замыслах сердец,
сорвал с лихих властителей венец,
смиренных Он возвысил, дал свободу
подняться, наконец.

Он алчущих исполнил благ насущных.
Богатых отослал.
Израиля Господь воспринял Сущий,
всё вспомнив, что отцам обетовал,
что говорил когда-то Аврааму,
в виденьях патриархам обещал,
потомкам их до века завещал
все милости Свои. Народ упрямый
Он много раз прощал.

Три месяца была с Елисаветой
в нагорном городке
Мария. Старой женщины советам
внимала, с ней общаясь налегке.
Но вот пора родить Елисавете
уверенно и тихо подошла.
Марию ждут домашние дела.
Ушла домой, вниманием согрета.
А вскоре родила

Елисавета сына дорогого.
И ликовал их род.
На день восьмой для торжества большого
к Захарии потёк родной народ.
И сделавши младенцу обрезанье,
назвать хотели в честь отца его,
но мать сказала: «Знаю для него
другое имя. Матери желанье
весомее всего.

Мы назовём младенца Иоанном».
Захария тут встал.
Рукою твёрдой, светлым утром ранним,
он имя на дощечке написал.
То имя произнёс посланец Бога.
Поведал он – младенец Богом дан
под именем «Дар Божий – Иоанн».
Так пусть идёт по жизненной дороге
Всевышним осиян.

И тут же речь к Захарии вернулась.
И обуял всех страх.
Молва по Иудее потянулась.
У всех святое имя на устах.
Все думали: что станет с Иоанном.
Воистину Господня сила с ним.
С рождения он Господом любим
и отличится в жизни Богом данным
призванием своим.

Исполнился в те дни Святого Духа
Захария – отец.
Стал людям возвещать о том, что будет,
чему придёт начало и конец.
«Благословен Господь – Великий, Правый
Он взор Свой на Израиль обратил,
народ Свой от врагов Он защитил
Израилю вернул Он честь и славу, –
провидец говорил. –

Благословен Господь! Воздвиг Он Силу
в Давидовом дому!
Спасёт она Израиль Богу милый,
Спасителем придёт она к нему.
Как возвестили древние пророки:
от нас Он вражьи руки отведёт,
как обещал отцам – спасёт народ
Он вспомнит нашей верности истоки,
обет Свой помянёт.

Свою Он вспомнит клятву Аврааму,
что не страшась врага,
мы станем безбоязненно и прямо
служить Ему в грядущие века.
А ты, мой сын родимый, наречёшься
Всевышнего пророком у людей.
Ему послужишь жизнью ты своей,
Путь приготовить для Него возьмёшься
среди людских страстей.

Уразуметь ты дашь Его народу
спасение его:
отпустятся грехи и канут в воду,
по милости Господней от того,
что Сам Господь с небес сойдёт на землю
и выполнит великий Свой обет,
который дал отцам в начале лет.
Раскаянье в грехах Господь приемлет
и воссияет свет!

И по великой милости Господней
восстанет новый день.
Живущим в страхе и во тьме холодной,
Господь отринет пасмурную сень,
нам путь укажет к солнечному миру
Он страждущих и бедных просветит,
на верную дорогу обратит.
И всех людей – и царственных и сирых,
спасёт Он и простит»!

А Иоанн в пустыне развивался.
Креп телом и душой.
На людях он тогда не появлялся.
Он к миссии готовился иной…

Глава вторая
Рождение Иисуса; явление Ангела пастухам; Встреча Младенца в храме Симеоном и Анной (Лк. гл.2:1-39);

Ещё до свадьбы, после обрученья
Мария понесла.
Познал Иосиф ревности мученья,
когда такой она к нему пришла.
А был он человек благочестивый,
но беззаветно он её любил.
И потому он для себя решил
не оглашать1 её. Миролюбиво
Марию отпустил.

И вот во сне явился Ангел Божий
и так сказал ему:
«Иосиф, сын Давидов, ты не можешь
винить свою невесту, потому,
что Дух Святой послал дитя Марии.
И в жёны ты её не бойся брать.
Твоя судьба беречь и охранять
Младенца, что появится впервые,
и праведную Мать.

Родившемуся Иисус дашь имя.
Господень дар таков.
Учением, деяньями Своими
людей Своих спасёт он от грехов.
Когда от сна Иосиф пробудился,
Он, боле не колеблясь, поступил,
как повелел в виденье Гавриил,
когда во сне ночном ему явился:
Марию он просил

придти к нему и быть его женою.
Та девственна была,
хранима мужем, как цветок от зноя.
А срок пришёл – Младенца родила.
Иосиф Иисусом без сомненья
назвал дитя, ласкал его, любил,
играл с ним, ремеслу его учил
покуда Сын Господень до крещенья
с ним и Марией жил.

А до рожденья сына, повеленье
от кесаря пришло,
чтоб всё страны еврейской населенье,
по роду каждый, перепись прошло.
И вот они пошли из Назарета,
что в Галилее, в древний Вифлеем –
Давидов город, именно затем,
чтоб записаться в славном месте этом,
как приказали всем.

В то время срок пришёл рожать Марии.
И родила она.
И жёны ей не помогли чужие –
Младенца приняла она одна.
Запеленала мальчика родного
и уложила в ясли до утра.
Она была не по годам мудра
и знала, что родить дитя готова
в том городе вчера,

но не было в гостинице им места,
а хлев нашли с трудом.
Там было от скота тепло и тесно.
Заночевать решили в хлеве том.
Здесь по ночам овец своих на воле
три пастуха усердно стерегли
и у костра на склоне прилегли.
Но вот Господень Ангел к ним, на поле
спустился до земли.

Господня слава местность осияла,
как яркий балдахин.
На миг светло и ясно в мире стало.
И очень испугались пастухи.
Но Ангел им сказал: «Христос родился!
Христос Господь ваш – радость для людей!
И весть моя отрадней всех вестей:
Спаситель ваш на свете появился.
Сейчас Младенец сей

находится в пещере, в Вифлееме.
Он в яслях видит сны».
Закончил Ангел речь, и в это время
Мельканье крыл закрыло диск луны.
Несметны сонмы Ангелов Господних
кружат и славу Господу поют,
Ему хвалу на небе воздают
и мир среди людей богоугодных
на землю к нам зовут.

Но вот утихло всё. И золотая
опять видна луна.
И тишина от края и до края.
Объята сном, покойно спит страна.
А пастухи не стали ждать до утра.
Они пошли немедля в Вифлеем,
дабы увидеть и поведать всем,
что Сам Господь им дал в явленье мудром
весть младенце Сем.

И поспешив, они нашли пещеру,
в ней хлев, а в яслях Он,
несущий людям свет, любовь и веру,
лучом рассвета первым озарён.


Рождество Господа нашего Иисуса Христа

И пастухи Марии передали,
что Ангел Божий им сказал о Нём.
Они ей рассказали обо всём,
что видели воочью и слыхали
в видении своём.

Дивились люди, а сама Мария
внимала их словам.
Слагала в сердце те слова святые,
что довелось услышать пастухам.
Отправились в обратную дорогу,
рассказывали всюду про Него
все пастухи. За это торжество
они в пути благодарили Бога
и славили Его.

Настало время делать обрезанье.
Всё, как Господь сказал.
Иосиф внял святому указанью –
он Иисусом первенца назвал.
Очистились они. Господь был с ними.
И Моисеев выполнив закон,
Младенца принесли Она и он
во храм Господень в Иерусалиме.
Был славой окружён

в те годы храм, восставший из развалин.
И Богу посвятить
своё Дитя супруги пожелали
и жертву отступную приносить –
двух горлиц, или пару голубиных
ещё не оперившихся птенцов
дать по закону древнему отцов,
как Бог велел в седых веков глубинах –
основа из основ.

И жил в то время в Иерусалиме
почтенный Симеон.
На нём был Дух Святой и это имя
благочестиво нёс по свету он.
И Дух Святой сказал ему однажды,
что смерти не дождётся он своей,
и лишь тогда покинет мир страстей,
когда Господь Избранника укажет
ему среди людей.

И вот пришёл он в храм по вдохновенью,
когда туда вошла
Семья святая и к благословенью
Младенца Иисуса принесла.
И славный старец взял Его на руки
и благодарно Бога восхвалил:
«Господь наш Бог, ты всё предвосхитил,
тому Дитя прекрасное порукой!
Прошу, чтоб отпустил,

раба Ты Своего, как обещал мне.
Пусть с миром я уйду,
усну навеки под могильным камнем,
покой желанный средь своих найду.
Ведь видели глаза мои спасенье,
что милостью великою Своей
открыл для всех народов и людей
Господнего Мессии появленьем!
И на земле Твоей

несёт Он правды свет для всех народов –
и духу и уму!
Он честь и славу даст под небосводом
Израилю – народу Твоему»!
Иосиф и Мария подивились
тому, что Симеон сказал о Нём.
А старец в озарении своём
Благословил Семью. И возносились
слова его о том,

что Сей Младенец призван на паденье
в Израиле одних,
но также призван Он на возвышенье
перед людьми и Господом иных.
Он станет в мире знаменем Господним,
но многие не примут, не поймут,
за знаменем Христовым не пойдут,
и мысли их откроются свободно
на справедливый суд.

«Тебе самой Мария, – ей печально
сказал старик седой, –
во времени, теперь уже не дальнем,
мечом тоски безмерной, ледяной
пронзит насквозь страдающую душу.
И унесёт отраду и покой,
наполнит дни мученьем и тоской.
И время боль не снимет, не заглушит
Она всегда с тобой

в душе не заживающею раной».
Он кончил говорить.
И тут пророчица седая Анна
Вошла, чтоб Господа благодарить.
Об Иисусе всем она вещала:
«Спасти пришёл Он Иерусалим!
Врагов заклятых с Ним мы победим»!
Дочь Фануилова в видениях узнала:
«Христос – Господень сын»!

Окончив все законные обряды,
вернулись в Вифлеем.
И завершенью дела были рады,
Но в Вифлеем пришли не насовсем…

Глава третья
Волхвы с востока; бегство в Египет; Избиение младенцев; Возвращение из Египта. (Матф., гл.2); Детство Иисуса (Лук, гл.2, ст.40–52).


Восточные волхвы, ведомые чудесной звездой

И в это время правил Иудеей
от Рима властелин.
Царь Ирод ненавистен был евреям
В семи грехах повинен был один
А в Иерусалим пришли с Востока
Три мудреца. Их привела сюда
восставшая на небесах звезда.
И шли они по пустоши широкой,
минуя города.

И вопрошали в Иерусалиме:
«Где Иудейский царь,
которому в Египте, или Риме
нет равного, и не бывало встарь.
Его звезда на небе воссияла,
наполнив светом тёмный небосклон
в тот час, когда Младенец был рождён.
И мы спешим, чтоб с самого начала
отдать Ему поклон.

Услышав это, Ирод взволновался.
Весь город с ним.
При слове «Царь», он очень испугался,
что вдруг упустит Иерусалим.
Призвал к себе он самых просвещенных
из всех первосвященников своих,
«Где родился Христос»? – спросил он их.
И вот в ответ от мужей умудрённых –
простой библейский стих:

«Ты славный Вифлеем – земля Иуды
не ниже всех других
её частей. Произойдёт оттуда
народный Вождь. В деяниях Своих
Он станет мудрым пастырем народным»!
Тут Ирод тайно мудрецов призвал,
всё вызнать о Младенце приказал
и в Вифлеем дорогою свободной
тотчас их отослал.

Волхвы пошли. Звезда в пути светила,
манила и звала.
И в древнем Вифлееме Божьей силой
остановилась – к месту привела.
И в дом войдя, Младенца увидали
вдвоём с Марией – Матерью Его.
И поняли величие Сего,
и поклонившись, из ларцов достали
подарки для Него.

Вот золото – царям его по сану
должно преподносить.
Вот ладан – Всемогущему осанну
мы им должны во храмах возносить.
Вот смирна – знак смирения и грусти:
не прочен ведь и смертен человек
и на земле ему короткий век,
пока Господь не примет, не отпустит,
не заберёт навек.

Волхвы ушли. Но было откровенье
им всем в глубоком сне.
И выполнив Господне повеленье,
не возвратились к Ироду оне.
Пошли в свою страну другой дорогой.
Иосифу же Ангел в эту ночь
велел с семьёй из Вифлеема прочь
бежать в Египет прямо от порога,
усталость превозмочь.


Бегство Иосифа с Пресвятой Богородицей и младенцем Иисусом Христом в Египет

В Египте быть до нового явленья.
когда укажет Он,
что путь открыт надежды и спасенья,
что бегства срок отныне завершён,
что грозный Ирод больше не опасен:
Младенца изверг ныне не найдёт,
а им в Египте жить, пока умрёт.
И в ту же ночь (их путь был прям и ясен)
отправились в поход.


Избиение младенцев в Вифлееме

Шли месяцы, а Ирод в это время,
не видя трёх волхвов,
впал в ярость, проклиная это племя,
и в гневе всех детей сгубить готов.
И слугам приказал он в Вифлееме
убить младенцев в возрасте двух лет
и меньше. Вот губительный ответ,
потрясший даже в это злое время
весь мир, весь белый свет!

Но быть не долго Ироду осталось.
Господь его прибрал.
Наследники на тронах оказались,
и Ангел вновь Иосифу сказал:
«Иосиф, встань, возьми Марию с Сыном.
Иди в Израиль, ибо умерли
Все, кто Младенцу зла желать могли.
И жить в Египте больше нет причины
от родины вдали».

И снова в путь – теперь уже обратный,
отправилась Семья.
Ушли с утра, порой ещё прохладной
открыто: не скрываясь, не таясь.
Качается на ослике Мария
С Младенцем Иисусом на руках.
Иосифа обуревает страх.
И мысли тяготят его иные:
что ждёт в родных местах?

Иосиф знает – Архелай на троне.
Боится подлеца.
Не верит он, что царь Семью не тронет –
достоин сын умершего отца!
И он страдал, сказать о том не смея,
но Бог ему в видении сказал,
чтоб шёл туда, откуда путь начал –
в свой Назарет нагорной Галилеи –
родной его причал.

И вот семья дошла до Назарета
и поселилась в нём.
И Назореем нарекли за это
Того, кто вырос в городе Своём.
Пророческое сбылось предсказанье:
был призван из Египта Божий Сын,
чтоб в Назарете юность провести
и правды свет и истинное знанье
на землю принести…

Младенец возрастал и укреплялся
и телом и душой.
Он благодати Божьей исполнялся
и мудрости для юного – большой.
Иосиф и Мария ежегодно
на праздник Пасхи в Иерусалим.
ходили с Сыном, посещали с Ним
великий храм, молясь в толпе народной.
И Господом любим,

Он набирался мужества и силы.
В Его двенадцать лет
Семья пошла на праздник сердцу милый,
покинув свой родимый Назарет.
На Пасху ликовал народ в столице,
но праздник отшумел и пролетел,
к трудам вернуться каждый захотел.
Пора пришла домой им воротиться –
скопилось много дел.

Но Иисуса нет в дороге с ними.
Он в городе большом
Остался сам, один с людьми чужими.
С трудом Иосиф отрока нашёл.
Три полных дня Иосиф и Мария
Его искали всюду – тут и там.
На третий день лишь заглянувши в храм,
увидели, как Иисус впервые
седым учителям

вопросы ставил и давал советы.
И разуму Его
Дивились все. И не было ответа:
откуда эта мудрость у Него.


Отрок Иисус Христос посреди учителей иудейских

А Мать в слезах тогда Ему сказала:
«О, Чадо, что Ты делаешь со мной?
Гляди – отец от горя сам не свой»!
Ответил Иисус: «Зачем искали?
Мне храм, как дом родной.

Неужто вы того совсем не знали?
Я в храме должен быть:
дела Отца сюда Меня призвали.
Его заветам должен Я служить».
Слова сии им были непонятны.
А Иисус вернулся в Назарет
и жил с родными там не мало лет,
был отроком послушным и приятным.
Господь хранил от бед.

Глава четвёртая
Иоанн проповедует и крестит; Крещение Иисуса. (Лук. гл.3; Матф., гл.3).

Пятнадцать лет Тиберий правил Римом,
а в Иудее был
в те времена Пилат. Незаменимым
начальником провинции он слыл.
И дети Ирода страну терзали
не меньше, чем жестокий их отец,
оставивший свой царственный венец
своим сынам, что душу измотали
Израилю вконец.

Каиафа был тогда первосвященник.
И в эти времена,
пустыни Иудейской гордый пленник,
услышал Иоанн во время сна
Глас Божий, подниматься повелевший
и на служенье Богу выступать.
И тут коснулась Божья благодать
святой души, для подвига созревшей,
и начал понимать

сам Иоанн своё предназначенье.
У Иорданских вод
для Высшей Воли Господа свершенья,
он начал знаменитый свой поход.
До тридцати он жил один в пустыне.
Как Илия-пророк был сир и гол,
питался саранчой и мёдом пчёл,
живущих в диких скалах и поныне.
Одежду он обрёл

из волоса верблюда – власяницу
под кожаным ремнём.
И редко видел он людские лица.
И люди мало ведали о нём.
И вот по всей долине Иорданской
пошёл сей тёмноликий человек
с копной волос, не стриженных вовек,
И люд к нему стекается крестьянский,
солдат несёт свой грех.

Чиновники, торговцы городские,
прослышавши о нём,
спешат услышать речи огневые
о Царствии Небесном и о том,
что покаянье станет им спасеньем,
что Суд над миром близится, идёт,
лишь покаяние в грехах спасёт,
избавит от посмертного мученья,
и к Богу приведёт.

Сам Иоанн крестил их в Иордане
и призывал людей
их жизнь переменить и с новым знаньем
раскаяться в греховности своей.
А с покаяньем прощены им будут
за жизнь их совершённые грехи:
«Детей Своих избавит от тоски
Господь наш Бог простит и не осудит.
Страданья нелегки».

И гласом вопиющего в пустыне
Был Иоаннов глас.
Писал о нём Исайя. И поныне
пророчество то в памяти у нас.
«Готовьте люди Господу дорогу!
Тропу Его спрямите перед Ним
душевным покаянием своим!
С пути Его исчезнут все пороги,
развеются, как дым,

наполнятся долины, рвы, а горы
сравняются на нём.
И воссияет на земном просторе
Господень путь в величии своём!
И все узнают о спасенье Божьем»!
И к Иоанну шёл простой народ
креститься в лоне Иорданских вод.
И книжники пожаловали тоже
и фарисейский ход.

Но Иоанн изрёк послам пришедшим:
«Отродья вы змеи!
Кто дал вам знак, чтоб вы бежали спешно
от гнева Божьего»? Сказал он им:
«Не слишком ли к спасению спешите?
Раскаянья не виден даже след,
лишь плоть хотите уберечь от бед.
Вы истинно раскайтесь, докажите:
гордыни больше нет!

Себе не говорите в утешенье:
«Отец наш Авраам»!
Господь из камня может, без сомненья,
его детей тотчас воздвигнуть Сам!
Сыны Завета вы не по рожденью –
лишь Заповедям верностью своей
Завета сын отличен от людей,
лишь верностью Господнему ученью
до окончанья дней!

Топор уже готов рубить деревья.
без доброго плода!
Огонь все поедающий не дремлет –
сожжёт их, уничтожит без следа»!
И спрашивал народ у Иоанна:
«Так что же в этой жизни делать нам»?
«Делите, не жалея, пополам, –
имущество и хлеб вам Богом данный, –
ответил Иоанн, –

Одежду неимущему и пищу
давайте, не скупясь.
Ведь перед Господом никто не лишний:
ни старец нищий, ни великий князь»!
И мытари пришли к нему креститься.
И вопросили: «Как себя вести»?
И он сказал: «На жизненном пути
за справедливость многое простится.
Господь грехи простит,


Проповедь св. Иоанна Крестителя о крещении и покаянии

когда вы соберёте без раздоров
не более того,
что вам определили для поборов,
себе не оставляя ничего».
«А нам, что делать? – воины спросили.
Он им ответил: «Просто честно жить,
народ не обижать, но защитить,
не клеветать, за жалованье силой,
как призваны, служить».

В то время весь Израиль ждал Мессию.
И думали они:
«Уж не Христос ли к нам пришёл впервые,
сойдя с небес на землю в наши дни»?
Но он ответил: «Я крещу водою,
а Тот, Который следует за мной
крестить вас будет не речной водой!
Сильней меня идущий вслед за мною
и Дух на нём Святой!

На обуви Его я недостоин
развязывать ремни.
И Он грядёт, чтоб новый мир устроить,
и близятся Его явленья дни!
И Духом Он Святым крестить вас будет
и правду освещающим огнём!
Он, как крестьянин, на гумне Своём,
всё разберёт, расчистит и рассудит,
заботясь обо всём.

Он в житницу Свою возьмёт пшеницу.
Солому же сгребёт
и, продолжая ревностно трудиться,
в неугасимом пламени сожжёт».
Так людям благовествовал Предтеча,
Крестил в воде, увещевал народ,
когда в толпе у Иорданских вод
явился Он, пришедший издалече,
и выступил вперёд.

Сам Иисус, придя из Галилеи,
смиренно попросил,
чтоб Иоанн в речной воде скорее
Его, раба Господнего, крестил.


Крещение Господне

Но Иоанн промолвил изумлённо:
«Я, Господа любя,
Тебя признал в толпе неугомонной.
МНЕ надобно креститься от ТЕБЯ»!
А Иисус сказал ему на это:
«Оставим всё, как есть. Ведь наш удел
всё выполнить, как нам Господь велел.
С тобой мы на прямой дороге к свету.
И ты на ней прозрел».

Крестившись, Иисус собрался с силой.
Разверзлись небеса.
И Божий Дух, как голубь белокрылый –
души вселенской радость и краса,
слетел на Иисуса легкой тенью,
и глас небесный явственно сказал:
«Мой Сын любимый. Я Тебя послал.
И на Тебе Моё благоволенье»!
Отца Он услыхал…

Глава пятая
Искушение Иисуса; Проповедь в Галилее; отвергнут в Назарете; Исцеляет в Капернауме; Благовествует в Галилее. (Лук. Гл.4).

Святого Духа полон, им ведомый,
подался Иисус
в пустынный край глухой и незнакомый
и там познал Диавола искус.


Искушение Господа от диавола

Он сорок дней без пищи жил в пустыне.
К концу поста вконец оголодал.
И сатана тогда Ему сказал:
«Ты Божий Сын? Так повели, чтоб ныне
тот камень хлебом стал»!

Ему ответил Иисус достойно:
«написано навек,
что жить на свете честно и пристойно
не только хлебом должен человек,
но всяким вдохновенным Божьим словом».
И дьявол Иисуса пригласил
на гору. И с горы Ему явил
Все царства, все владения и снова
к искусу приступил:

«Всю власть Тебе над царствами земными
я передать готов.
Они мои, но сделаю Твоими.
Бери, владей, не тратя лишних слов!
Тебе всего-то нужно поклониться
хозяину земных владений – мне»!
«Негоже поклоняться сатане! –
ответил Иисус, – должно вершиться,
что в давней старине

написано: «Лишь Богу поклоняйся,
лишь Господу служи,
другим богам и силам не давайся,
и правдою Господней дорожи»!
Тогда в столице, на вершину храма
Поставил Иисуса сатана.
И так сказал: «Поверю я сполна,
что Ты Господень Сын любимый самый,
когда Ты спрыгнешь на

булыжный двор с высокой этой башни
и будешь невредим.
Написано: «Хранить Тебя отважно
Он заповедал ангелам Своим.
И на руках снесут Тебя на землю,
чтоб камня не коснулся Ты ногой –
Господень Сын единый, дорогой»!
А Иисус ответил: «Не приемлю!
И есть ответ другой –

Ведь сказано: «Не искушай напрасно
Ты Бога твоего»!
И дьяволу предельно стало ясно,
что здесь он не добьётся ничего.
И перестал он искушать Мессию
и временно попытки прекратил,
до случая надежду затаил.
Он знал – настанут времена иные.
Дождаться их решил.

О пережитом всуе не жалея,
пустился Иисус
из диких мест в родную Галилею,
где воздух чист и сладостен на вкус,
где синевой Генисарет сияет,
где зелены холмы, цветут сады,
дарящие прекрасные плоды,
где свод небес лазурных отражает
величие воды.

Прошёл Он Вифсаиду, Капернаум,
оставив в душах след.
И перед Ним о Нём катилась слава.
И вот Он дома – здравствуй, Назарет.
И здесь, в знакомой с детства синагоге,
в субботний день, придя сюда опять,
Он встал для всех Писание читать,
душой и сердцем устремившись к Богу.
И Божья благодать:

Исайи книгу Иисусу дали
и Он её раскрыл
на месте, где пророк из древней дали
в своих писаньях людям говорил:
«Господень Дух на Мне, Я призван Богом,
чтоб нищим благовествовать в пути,
чтоб пленных на свободу отпустить,
чтоб утолить измученных тревогу,
слепых на свет вести,

чтоб лето славы, милости Господней
народу возвестить».
Он кончил, сел и в храме принародно
стал тихо Божью правду говорить:
«Вы слышали. Я говорю вам ныне:
пророчество исполнилось сполна,
и чистой веры новая волна
в сердца людей измученных прихлынет».
А в храме тишина.

Внимают люди проповеди света
Они поражены:
«Неужто мудрый проповедник этот –
простой столяр, Иосифовов сын»?
«Но вы, конечно, вспомните присловье, –
продолжил Иисус, – «Врач, исцели
Себя ты Сам. И чудо сотвори,
такое же, как ты творил с любовью
от родины вдали.


Иисус Христос в синагоге Назаретской

Как в Капернауме, слыхали, делал
недавним летним днём»!
И Он продолжил грустно им, но смело:
«Пророка нет в отечестве своём!
Ведь даже из Писаний нам известно,
что в давние пророков времена
в чужих они, бывало, племенах
вершили чудеса, служили честно
на совесть, не за страх.

В Израиле три с половиной года
не родила земля.
От засухи царил ужасный голод.
В те дни там находился Илия.
И много вдов Израиля страдали,
но ни к одной не послан был пророк,
в Сидонскую Сарепту, видит Бог,
к языческой вдове его призвали
и там он ей помог.

Мы знаем: при пророке Елисее
Израиль пострадал.
Взяла проказа многих из евреев,
и как спастись тогда никто не знал.
А в это время Нееман – вельможа
сирийского царя был поражён.
В проказе к Елисею на поклон
приехал белый, с язвами на коже.
Просил пророка он

его избавить чудом от проказы,
сулил озолотить.
И Елисей, в прозренье Божьем, сразу
сказал ему, как нужно поступить.
И вот семь раз, омывшись в Иордане,
очистился сириец Нееман
от язв своих и от кровавых ран.
Но более в земле обетованной
пророком не был дан

ни одному из страждущих жестоко
к выздоровленью путь.
Не дал ему Господь рукой высокой
предавших Бога к жизни повернуть».
Но ропот тут пошёл по синагоге:
«Язычников Он ставит выше нас!
А древних притчей свет давно погас»!
И ярость нарастает и тревога.
Всех с мест сорвало враз.

И вытеснив Христа из синагоги,
из города Его
вели по горной западной дороге,
в сердцах желая только одного:
избавиться скорей от лжепророка,
который унижает свой народ.
К обрыву подошли они и вот
Лишь взглядом Он открыв Себе дорогу,
пошёл по ней вперёд,

спустился в Капернаум Галилейский
дорогою своей.
В субботы стал учить народ еврейский
и словом сильным покорял людей.
Был в синагоге человек несчастный.
Дух демона нечистого в нём был
и демон этот в ярости вопил:
«Ты, Иисус из Назарета! Ясно –
не пожалеешь сил,

чтоб нас тут погубить и уничтожить!
Тебя я смог узнать –
Святой Ты Божий, нам Ты не поможешь,
и наших дел не в силах Ты понять»!
На то Христос сказал ему спокойно:
«Молчи. Из человека выйди вон».
Нечистый дух тотчас, как страшный сон,
рванулся из прохлады в полдень знойный,
издав протяжный стон.

А человек тот, рухнув пред толпою.
остался невредим.
И в ужасе шептались меж собою:
«Над духами он властен. Сила с ним»!
И слух о Нём разнёсся по округе:
Тиверия, Хоразин, Назарет
И Капернаум и Генисарет -
повсюду говорят о Нём друг другу.
Важнее темы нет!

Вот Иисус, уйдя из синагоги,
вошёл в Симонов дом.
И всех застал Он в грусти и тревоге:
больна Симона тёща в доме том.
Она в горячке маялась смертельной.
И все просили женщине помочь.
Она горит, ей жить уже не в мочь.
Христос склонился над её постелью,
прогнал горячку прочь.

И женщина здоровой, невредимой
с постели поднялась.
Забыв о маяте невыносимой,
прислуживать им бодро принялась.
К заходу солнца люди потянулись
к Христу и привели своих больных.
И руки возложил Христос на них.
И от болезней многие очнулись,
а из нутра других

дрожа от страха, бесы выходили
ругаясь и крича:
«Ты – Божий Сын»! Но Он велел, чтоб скрыли
что Он – Христос. Ещё не пробил час.
А днём из дома Он ушёл в пустыню,
но люди там нашли Его опять,
пытались упросить и удержать,
чтоб Он остался, чтобы не покинул,
помог другими стать.

Но людям отвечал Христос: «Мне нужно
нести благую весть
о Царстве Божьем северным и южным –
всем городам, что в Иудее есть!
Для этого Я послан и исполню
священный долг пред Господом Моим»!
Народом уважаем и любим
Пошёл Христос, раздумий мудрых полный.
Отец Его был с Ним.

И проповедовал Он в синагогах
Израильских больших.
Внимал Ему народ во имя Бога.
И много душ к Нему пришло из них.

Глава шестая
Симон Пётр и другие ученики следуют за Иисусом; Исцеление прокажённого; Иисус исцеляет калеку; Призвание Левия; Спор о времени поста. (Лук, гл.5)
Однажды Иисус в Генисарете
у озера учил.
Чтоб слышать лучше Божье слово света
народ Его толпою окружил.
А в это время дружно рыболовы
закончили на озере свой лов.
Ничтожен был печальный их улов.
Пустые сети, сирые как вдовы –
итог ночных трудов.

В большую лодку рыбака Симона
Иисус легко вступил.
От берега отплыть неотдалённо
Он рыбака тихонько попросил.
И сел учить народ из лодки этой.
Закончив, так Симону Он сказал:
«Плыви на глубину, хочу, чтоб знал:
на берег возвратишься ты с победой.
Я всё сказал»!

«Наставник наш, – Симон Ему ответил, –
трудились мы всю ночь,
никто и рыбки в водах не приметил –
из этих мест ушла вся рыба прочь.
По Твоему всё выполню я слову.
И пусть надежды нет нам ожидать,
что хоть рыбёшку сможем мы поймать,
забросить сеть ещё раз мы готовы.
Не знаю, что сказать»…

Но вот их сеть полна и неподъёмна.
На помощь к ним спешат
другие рыбаки – два брата кровных,
друзья Симона – Иоанн и брат.
Трещат от груза сети, льётся рыба
в рыбачьи лодки радужной рекой.
Забыта ночь с печалью и тоской.
И чуда новоявленного глыба
закрыла мир собой.


Чудесный лов рыбы в озере Генисаретском

К коленям Иисуса изумлённый
припал тогда Симон.
«О, Господи, – уловом потрясённый,
стал говорить там Иисусу он, –
Ты удались от нас, ведь я так грешен!
И святостью великою своей
ты умножаешь грех души моей.
Я пред тобою нищ и безутешен
до окончанья дней»!

И Заведеевы сыны – два брата
Иаков, Иоанн,
Симонов брат Андрей безмерно рады,
но видят – чудом сей улов им дан.
А Иисус Симона успокоил:
«Отныне станешь на земле отцов
не рыб, а человечьих душ ловцом,
что света ждут в житейском бурном море.
Там ждёт тебя улов».

И словом очарованы Христовым,
оставив всё, как есть,
ушли они за Ним, нести готовы
о Царстве Божьем радостную весть.
По Галилейским пущам приозёрным
идут они с Учителем своим.
И Божья правда открывалась Им
в равнинных городах, селеньях горных
на встречах люда с Ним.

Однажды к Иисусу прокажённый
с мольбою подошёл.
Пав ниц пред Ним, коленопреклонённый,
он с чистой верой речь свою повёл:
«О, Господи, когда Ты лишь захочешь,
Ты сможешь от болезни роковой
меня очистить и вернуть покой,
вернуть здоровье Ты один лишь можешь.
Я всей душою Твой»!

«Хочу. Очистись! – Иисус нагнулся.
Недрогнувшей рукой
Он с болью в сердце тихо прикоснулся
к склонённой низко голове седой.
Мгновенно исцелившись от проказы,
старик в слезах к ногам Его припал.
А Иисус тогда ему сказал:
«Не скажешь никому, нигде, ни разу
о том, что здесь узнал.

Лишь жертву принесёшь за очищенье,
как Моисей велел,
чтоб люди знали – Божьим помышленьем
отведен твой мучительный удел»!
Молва об Иисусе расширялась
кругами, как от камня на воде.
И где б не появлялся Он, везде
К Нему сходились слушать, врачеваться,
поведать о беде.

А Иисус любил бродить в пустыне.
И часто там один
молился и, сомнения отринув,
Отца просил о милости, как Сын.
Однажды Он учил народ привычно.
Там собралось людей – не сосчитать!
И фарисеи стали посещать,
и книжники к Нему являлись лично,
стремясь Его понять.

Из Иудеи, Иерусалима
приехали сюда.
Из Галилеи, Господом любимой,
пришли, свои покинув города.
А Иисус в те дни Господню силу
являл сполна, чтоб исцелять людей.
К Нему с печальной ношею своей
пройти пыталось: «Господи, помилуй!»
семейство из гостей.

Сыны несли отца. Парализован,
недвижим был отец.
Но верили они в Господне слово.
Пробиться в дом мечтали наконец.
Туда, где Иисус их боль услышит,
где учит Он и пользует больных.
Но вход к Нему толпой закрыт для них.
Тогда они проникли через крышу.
«Нет способов иных, –

сказали Иисусу эти люди, –
Доверимся судьбе.
Господь с Тобой и то вершить Ты будешь,
что Господом ниспослано Тебе»!
И видя веру этих простодушных
детей, что любят своего отца,
верны ему до самого конца,
сказал Христос три слова самых нужных
от своего лица:

«Прощаются грехи твои, несчастный»!
И фарисеи все
подумали: «Слова Его ужасны!
Кто Он такой? Он обнаглел совсем!
Он богохульствует! Ведь, кроме Бога
никто не может нам грехи прощать»!
Но Иисус их понял и опять
промолвил: «Понапрасну все тревоги.
Что легче Мне сказать:

«Прощаются грехи твои отныне»,
или «Встань и ходи»?
Сын Человеческий, грехи земные
имеет власть прощать в земном пути!
А чтобы вам понятней было это,
при всех больному ясно говорю:
встань на ноги, возьми постель свою,
иди домой. Возрадуешься свету,
забыв болезнь сию»!

И тотчас встал пред ними, славя Бога
счастливый человек.
Поднял постель и двинулся к порогу.
Но страх и ужас обуяли всех.
И Божье имя люди прославляли,
И говорили видевшие все:
«Мы чудные дела во всей красе,
во всём величии здесь повидали!
Он исцелён совсем»!

Неподалёку сборщика налогов
увидел Иисус.
То мытарь Левий подбивал итоги –
считал монеты и вошёл во вкус.
«Иди за мной, – сказал ему Мессия.
Тот встал и добрым помыслом ведом,
ввёл Иисуса в свой богатый дом
и пир устроил славный и красивый
он в доме том.

Он мытарей собрал на угощенье
и всех своих друзей.
И книжников позвал и фарисеев.
Приветил многих щедростью своей.
А фарисеи злились и роптали,
что Иисус со всеми заодно
и с мытарями ест и пьёт вино,
что грешников полно сюда назвали,
а им не всё равно

с кем разделять трапезу и застолье.
Им Иисус сказал:
«Но врач ведь нужен только тем, кто болен.
К здоровому врача Я б не послал.
Не праведных зову Я к покаянью,
а грешников. В деяниях лихих,
покаявшись, от боли и тоски
избавятся и через раскаянье
простятся им грехи».

Тогда Ему сказали фарисеи:
«Твои ученики
едят и пьют, напитков не жалея.
Им пост, закон, молитва не с руки.
У фарисеев и у Иоанна –
постятся часто, молятся все дни,
закон и ритуал блюдут они
во тьме ночной, и светлым утром ранним,
чтоб сан не уронить».

А Иисус ответил фарисеям:
«Да разве кто поймёт,
чтоб жениха друзья, постясь сидели,
когда жених на свадьбе с ними пьёт.
Но пир не вечен. Дни придут иные,
и уведут из дома жениха.
И в эти дни великая тоска
и пост великий, а за ним другие
настанут на века»!

Тут Иисус сказал три притчи сряду
собравшимся – на суд:
«На ветхую одежду для заплаты
никто от новой не берёт лоскут.
Ведь так испортишь новую одежду,
а к ветхой та заплата не пойдёт.
Кто новую одежду раздерёт,
останется в рванье, бедней, чем прежде,
удачи не найдёт.

Вино мы молодое не вливаем
в усохший, ветхий мех.
Вино, бродя, мех ветхий разрывает.
Понятна эта истина для всех.
И кто поступит вопреки природе,
и мех свой потеряет и вино.
Как предки наши делали давно,
в мех только новый то вино, что бродит
вливать разрешено.

Тогда и мех мы сохраним пригодный
и вина сбережём.
Ещё одно скажу теперь свободно:
Мы старое вино с отрадой пьём.
Но выпив старого, никто не хочет
тотчас отведать нового вина.
И в притче этой истина одна:
Нам старое вино привычно очень
И пьём его до дна»!

Глава седьмая
Первое чудо в Кане; Изгнание продавцов из храма; Храм Его тела; Видя Его чудеса, многие уверовали. (Ин. гл.2).

В один из первых дней пути земного
был в Кану приглашён
сам Иисус. Просили благосклонно,
чтоб со своими был на свадьбе Он.
И Мать Его родимая Мария
На свадьбу ту была приглашена.
С гостями пировала там она –
жених с невестой люди не чужие.
И не один до дна

там кубок был вина друзьями выпит.
Закончилось вино.
Кувшин последний был недавно вылит
и показал гостям сухое дно.
И свадьба в день седьмой вина лишилась
И был жених безмерно огорчён.
Отсутствием вина он удручён.
И тут Мария к сыну обратилась,
чтоб всё исправил Он.

«Зачем ко Мне ты с этим обратилась? –
ей Иисус сказал, –
Ты ждёшь, чтоб ныне чудо совершилось?
Но час Мой для свершений не настал».
Тогда Мария слугам так сказала:
«Что Он велит, то делайте сейчас».
И любящих не отводила глаз
от Иисуса, будто увидала
Его на этот раз

в каком-то новом, необычном свете.
То был небесный свет.
А слуги на слова простые эти
просили Иисуса дать совет.
Он указал на шесть пустых сосудов
по десять литров каждый, для воды,
и приказал тем слугам молодым
наполнить их и почерпнуть оттуда
старейшинам седым.


Брак в Канне Галилейской

Распорядитель той воды отведал:
«Хорошее вино!
Такого в жизни я ещё не ведал –
знакомых вин прекраснее оно»!
Но он не знал, откуда появилось.
(Служителям лишь ведом был секрет)
И жениху сказал: «От давних лет
впервые здесь такое получилось.
Других примеров нет,

чтоб не подать гостям в начале пира
всё лучшее вино!
Да им всегда, от сотворенья мира,
застолье открывать заведено!
И лишь потом, когда подпили гости,
развеселились, сбили аппетит,
тогда уж нас никто не пожурит
за то, что вина подаём попроще.
Подпивший всё простит»!

Здесь, в Канне, Иисус своё величье
открыто доказал.
И в новом неизведанном обличье
Он пред своими в этот день предстал.
Ученики уверовали свято
в Учителя Божественную суть,
в Его особый, Богом данный путь,
Отныне Он Христос – души отрада.
В Нём мирозданья суть.

А после свадьбы в Капернаум милый
Он с матерью ушёл.
А с ними братья Иисуса были.
И всех учеников с собой увёл.
Лишь пару дней спокойно отдохнувши,
Христос поднялся в Иерусалим.
Его ученики пошли за Ним
К Его походу радостно примкнувши
желанием своим.

Великий праздник Пасхи Иудейской
в те дни справлялся там.
И, с верой в Бога, весь народ еврейский
стекался для молитвы в Божий храм.
Но что увидел Иисус при храме?
И что в священных стенах видит Он?
Торговцы там стоят со всех сторон.
Торгуют овцами и голубями,
волов ведут в загон.

Меняют деньги на столах менялы.
Пылища, шум и гам.
Вопят, хваля товары, зазывалы,
в торжище превративши Божий храм!
И ревностью великой возмутилось
святое сердце. Из воловьих пут
сплёл Иисус немедля прочный кнут,
и все торговцы в бегство обратились.
Коротким был тот суд.

Столы менял Он в храме опрокинул,
монеты расшвырял,
торговцам голубями молвил тихо:
«Идите, чтоб Я больше не видал
В Отцовом доме рыночной торговли!
В базар не превращайте Отчий дом»!
И прочь из храма под Его кнутом
торговцы и менялы шли покорно
с деньгами и скотом.


Господь изгоняет торговцев из храма

Его ученики, увидев это,
припомнили псалом.
О ревности снедающей поэта
по доме Божьем, говорится в нём.
Саганы Иисусу заявили:
«Яви нам чудо. Нужно доказать,
что Ты имеешь право изгонять
торговцев и менял, что с ними были.
Должны мы это знать».

Им Иисус, подумавши, ответил:
«Разрушьте этот храм
И за три дня в прекрасном новом свете
для всех восстановлю его Я вам»!
Священники сказали с недоверьем:
«Таких чудес ещё не видел свет!
Ведь сорок шесть его ваяли лет,
Ты ж воссоздать в три дня его намерен.
Не ясен Твой ответ»!

Никто в те дни ещё не знал о драме
речения сего.
А Он ведь говорил тогда о храме –
небесном храме Тела Своего!
Потом, когда на третий день от смерти
из мёртвых пред живыми Он восстал,
ученикам тот тайный смысл предстал,
непонятый в пасхальной круговерти,
который Он придал

словам Своим о возрожденье храма
в три кратких Божьих дня.
О том в Писаньях говорилось прямо.
Себя за недомыслие кляня,
ученики поверили Писаньям,
всему, что в храме Он тогда сказал.
И каждый понял слово и признал
Учителя Божественное знанье
и всё, к чему Он звал.

Все восемь дней на празднике пасхальном
Христос у храма был.
Лечил людей спокойно и нормально.
Учил их и знамения творил.
И многие уверовали люди
в те дни во имя чистое Его.
Но Иисус не принял никого.
Он знал, что в грешных душах есть и будет
у всех до одного.

Глава восьмая
К Иисусу приходит фарисей Никодим; «Должно вам родиться свыше»; «Бог так возлюбил мир»; Дальнейшее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе. (Ин. 3).

Уставший править праздник свой любимый,
спит Иерусалим.
И вот, в ночи, сомненьями гонимый,
начальник иудейский Никодим
в дом к Иисусу, как простой прохожий
зашёл тайком, чтоб кто не увидал,
и так той ночью он Ему сказал:
«Равви! Мы знаем – ты Учитель Божий!
Ты это доказал!

Ведь никому, таких чудес великих
без Бога не вершить.
Ты послан Богом в мир сей разноликий,
чтоб слову Бога наш народ учить»!
И Иисус ответил Никодиму.
(Хотя вопрос того не прозвучал,
что хочет Никодим, Он точно знал.
Он видел всех – и чуждых и любимых.
Он ясно понимал:

сей человек узнать желает страстно,
что можно о пути,
ведущем в Царство Божье. Это ясно.
Мечтает фарисей в него войти).
«Вот истина, которую услышать
желаешь ты: лишь тот, кто вновь рождён,
увидеть Царство Божье посвящён.
Кто вновь родился, новым духом дышит
Им будет озарён».

«Как может человек родиться снова? –
дивится Никодим, –
В утробу матери, на всё готовый,
не возвратится снова ни один»!
Ответил Иисус: «Для жизни новой
есть человеку верные пути:
сперва водой крещение пройти.
Покаявшись в грехах сердечным словом,
прощение найти.

Очистившись от скверны прегрешений,
получит человек
Господень Дух Святой. Его веленьем
даруется Он праведным навек.
Ты хочешь знать, возможно ли родиться
вторично во плоти на Божий свет?
О, нет – нельзя. И смысла в этом нет!
От плоти плоть лишь может получиться!
Таков простой ответ.

Но, чтобы возродиться к жизни новой,
Господень Дух Святой
даётся человеку, как основа
души его, любви его земной.
И ты Моим словам не удивляйся,
что вновь на свет родиться должен ты.
Крестись и пусть сбываются мечты.
Не медли и к Святому приобщайся.
Господь грехи простит».

А Никодим молчал и удивлялся:
как старый человек
переродиться может, отказаться
от дел своих, содеянных за век?
И притчу рассказал ему Учитель:
«Вот ветер в небесах.
Куда угодно дует небожитель,
Откуда и куда – он знает сам.
Ты слышишь шум его, но ты не знаешь
куда летит, когда и где рождён.
В Господних небесах витает он.
И точно так же ты не понимаешь
Святого Духа тон.

Как действует сей Дух на человека».
Тут Никодим сказал:
«Но как возможно до скончанья века,
чтоб Дух Святой я понял и узнал»?
Ответил Иисус: «Не понимаешь?
Не знаешь ты, кому удел сей дан –
наставником служить израильтян!
Слова пророков ты не вспоминаешь,
а ведь не мал твой сан!

Мы с Иоанном лишь о том, что знаем,
правдиво говорим,
свидетельствуем вам и утверждаем
лишь то, что оба видели мы с ним.
Но вы не принимаете на веру
свидетельств и рассказов обо всём.
Не раз Я говорил вам о земном.
В ответ – неверье ваше полной мерой.
Так как же об ином,

как о небесном рассказать смогу Я,
когда доверья нет.
Ведь никогда, по небесам тоскуя,
никто не восходил в небесный свет.
Сын Человеческий явился ныне,
сошёл Он к людям со святых небес.
Ты, верно, помнишь, как змею на шест
однажды Моисей вознёс в пустыне?
Так в наши дни на крест

Сын Человеческий быть должен поднят,
чтоб люди всей земли,
кто верует в Него, кем был Он понят
жизнь вечную по вере обрели».
Всё потому, что Бог могучий, сущий
так возлюбил людской суетный мир
что Сына Своего на смертный пир
послал с небес рукой Своей могучей,
чтоб те, кто наг и сир

и те, чей дом – наполненная чаша,
и всякий человек,
кто верует в Него при жизни нашей,
с Ним обрели бессмертие навек.
Не для того послал Бог Сына к людям,
чтоб мир их покарать и осудить,
а для того, чтоб веру пробудить.
Через Него спасённым мир пребудет!
Кто с верой станет жить,

не будет осуждён, но кто не верит –
тот осуждён уже!
Кто свету Сына Божья не поверит,
тому брести в непроходимой тьме.
Они осуждены по той причине,
что не приняли воссиявший свет,
дела их злы, им в свете места нет,
в том свете, что пришёл в Господнем Сыне
как радостный рассвет.

Ведь всякому, кто делает плохое –
помеха Божий свет.
при ярком свете подлое и злое
ни скрыть, ни утаить, ни спрятать след.
Но, кто по правде Божьей поступает,
стремится к свету, чтоб видали все:
дела его светлы во всей красе.
Они добро и правду не скрывают
в туманной полосе.

По окончанью праздника евреев,
покинул Иисус
столицу и пошёл по Иудее,
крепя с учениками Свой союз.
Там Иоанн крестил народ в Еноне.
Там Иисус вблизи людей крестил,
о Царстве Божьем людям говорил,
и правде Божьей словом непреклонным
пришедших Он учил.

И в тех местах, однажды утром ранним,
у маленькой реки,
Крестителя – пророка Иоанна
пришли спросить его ученики:
«Поведай, равви, – так они сказали, –
Тот, что с тобой при Иордане был,
Тот, о Котором всем ты говорил,
Он крестит, и к Нему, мы все видали,
народ толпой валил».

А Иоанн ученикам ответил:
«Так небом решено.
И выполнять успешно, что наметил,
по воле Бога свыше нам дано.
Вы сами в том свидетелями были,
что, называясь именем своим,
я утверждал, что послан перед Ним.
Не я Христос. За мной грядёт Мессия
с учением своим.

И церковь для Христа – Его невеста,
А я – друг жениха!
И вот мой друг – жених с невестой вместе.
Я слышу голос. Радость велика!
Ему расти, а мне же умаляться.
Так быть должно, и будет только так.
Ведь всё земное обратится в прах,
небесное же станет возвышаться:
тому пришла пора.

Тот, Кто сошёл с небес на землю к людям,
Тот выше всех земных.
Он знает всё, Он говорит и судит
о том, что видел в небесах родных.
Но люди тем свидетельствам не внемлют,
не понимают смысл глубинный их,
увязли в представлениях своих
и праведного слова не приемлют,
что Он принёс для них.

Кто Иисуса слово принимает,
тот сим запечатлел:
Бог истинен! И сердцем понимает,
что в Господе живой его удел.
Посланник Божий молвит Божье слово.
Ведь Божьим Духом Он,
в пути Его нелёгком и суровом,
по воле Бога щедро одарён.
Отец небесный крепко любит Сына.
Над всем Его Он властью одарил,
на труд земной Его благословил.
И вот Его явлению причина –
Он мир спасти решил.

Кто в Сына Божьего уверует душою,
того награда ждёт:
жизнь вечную в заслуженном покое
уверовавший чисто обретёт.
Неверующий в Сына не увидит
той вечной жизни, что сулит Господь.
Во прах уйдёт его земная плоть.
Неверующий сам себя обидит,
прости его Господь.

Глава девятая
Иисус и самаритянка у колодца; «Вода жизни»; «Бог есть дух»; «Поспели к жатве»; Самаритяне уверовали в Иисуса; Галилеяне приняли Его; Исцеление сына царедворца в Капернауме. (Ин.4).

А в эти дни дошло до фарисеев
известие о том,
что потрясли народы Иудеи
знамения, творимые Христом.
Сам Иисус, прекрасно понимая,
что час его страданий не пришёл,
из Иудеи в край родной ушёл,
с противниками в споры не вступая,
учеников увёл.

А путь Его на север, в Галилею
лежал через Сихарь.
Так город самарийский иудеи
и самарийцы называли встарь.
В той местности колодец был старинный.
Его ещё Иаков откопал.
Веками людям воду он давал –
в прохладных и таинственных глубинах
копить не уставал.

Полуденное солнце жгло нещадно.
Усталый Иисус
сел у колодца, и в тени приятной
простой воды себе представил вкус.
Самаритянка из Сихаря родом
пришла к колодцу, чтоб воды набрать.
Ведро в колодец стала опускать,
а Иисус, когда увидел воду,
пить захотел опять.


Иисус Христос и Самаритянка

«Дай Мне попить, – Самаритянке этой
сказал Он в этот час.
Она, взглянув, помедлила с ответом,
потом сказала: «Вижу в первый раз,
чтоб с просьбою такою обратился
к Самаритянке гордый Иудей.
Ведь вдохновлённый верою своей,
со мной общаться он бы не решился.
Терпел бы он скорей».

Ответил Иисус: «Когда б ты знала,
что людям Бог даёт,
Кто просит у тебя такую малость,
Кто с просьбой пред тобою предстаёт,
то ты сама бы у Меня просила,
и Я бы дал тебе воды живой».
«О, господин! Так кто же Ты такой?
Неужто большей Ты владеешь силой,
чем предок дорогой –

отец Иаков, сей колодец давший
и пивший из него?
И как добудешь воду не черпавши:
в руках твоих не вижу ничего»?
«Ах, женщина, – кто из колодца воду
достанет, чтобы жажду утолить,
тот через час опять захочет пить.
Моя вода совсем другой природы:
с ней вечно будешь жить!

Вода Моя – источник животворный,
и кто её возьмёт,
узнает вкус её хрустальный, горний,
жизнь вечную испивши, обретёт.
«О, Господин мой, – женщина сказала, –
дай мне испить Твоей воды живой,
чтоб не ходить мне больше за водой,
чтоб лютой жажды больше я не знала
полуденной порой»!

«Ах, женщина, Я вижу, ты не можешь
понять слова Мои, –
ответил Иисус, – твой муж поможет.
Сходи домой и возвращайся с ним».
Она Ему печально отвечала:
«Но мужа у меня, давно уж нет».
А Иисус промолвил ей в ответ:
«Я знаю. Правду ты сейчас сказала.
Не муж тебе сосед.

Но с ним живёшь, как с мужем незаконно.
А пятерых мужей
пережила ты в жизни монотонной
и схоронила их в земле своей».
Услышав правду, женщина сказала:
«Я вижу, Господин, что Ты – пророк»!
Она смутилась, хоть Он был не строг,
и про другое говорить с Ним стала:
«Скажи, где лучше Бог

призывы наши слышит и моленья?
Ответь и я пойму,
где избранное место поклоненья,
угодное лишь Богу одному?
Здесь, на горе, Господне славя имя
ещё отцы народа моего
молили о прощении Его.
Но иудеи в Иерусалиме
храм новый для того,

чтоб Господу лишь в храме поклоняться
воссоздали сейчас.
Мне, господин, одной не разобраться
кто в этом прав и кто не прав из нас».
«Ты, женщина, поверь: приходит время –
и ни гора, ни Иерусалим
не станут вам оплотом встречи с Ним.
И станет поклоняться ваше племя
Отцу среди равнин

и на горах, и в городах обширных.
По всей земле большой.
Поклонятся Отцу в семье всемирной,
кто предан духу сердцем и душой.
Ведь Бог есть дух и нужно поклоняться
и в духе и во истине Ему,
предать себя Ему лишь одному.
По Божиим заветам жить стараться,
всегда идти к Нему.

Самаритяне кланяются Богу,
не зная почему.
Мы – иудеи торную дорогу
в душе своей века ведём к Нему.
Спасение придёт от иудеев
через Мессию для людей земли.
Но раньше, как пророки нам рекли,
появится Спаситель у евреев
от варваров вдали».

А женщина в ответ тогда сказала:
«Придёт Мессия. Ждём.
Он возвестит всю правду от начала.
Ведь он Христос и Божья правда в Нём»!
«Я здесь, Который говорю с тобою, –
Так Иисус той женщине сказал
и улыбнувшись грустно, замолчал.
А в этот час из города с едою
сюда Господь послал

учеников Его, в жару уставших –
огнём пылал зенит.
Все очень удивились, увидавши,
что с женщиной Учитель говорит.
Но, не сказав Учителю ни слова,
уселись у колодца рядом с Ним,
для них теперь безмерно дорогим,
для дел Его земных на всё готовы
желанием своим.

Самаритянка тотчас удалилась,
сосуд оставив свой.
А дома к горожанам обратилась,
всё рассказав о встрече под горой.
«Пойдите, посмотрите Человека,
Который жизнь мою мне рассказал,
Который обо мне всю правду знал.
Не Он ли есть Христос, кого от века
народ наш ожидал»?

И повалил народ к Нему на встречу,
к колодцу под горой.
Садилось солнце, Приближался вечер.
Ученики прохладною порой
просили Иисуса: «Кушай, Равви,
Ты голоден, весь Божий день не ел».
Но Он ответил: «Я добыть сумел
другую пищу. Вы такой не знали.
Та пища – Мой удел»!

Ученики шептались меж собою.
Тревожил их вопрос:
«Учитель наш сыт пищею другою.
Кто вместо нас еду Ему принёс»?
А Он ответил им: «Моё питанье –
свершить дела Пославшего Меня
и тёмной ночью и средь бела дня
и волю исполнять Его – призванье
и пища для Меня.

Вы, засевая поле, говорите:
«Недолго жатвы ждать».
Но Я теперь скажу вам: посмотрите,
поля белы – настало время жать
И тот, кто жнёт, уже имеет плату.
Не жди, не медли – бодро собирай
для вечной жизни славный урожай.
И сеятель, и жнец безмерно рады.
Надежды не теряй.

Пословица правдива: кто-то сеет,
другой, не сея, жнёт.
Я вас послал, чтоб сжали вы скорее
трудов не ваших долгожданный плод».
И многие в те дни самаритяне
уверовали чисто во Христа.
Проникла в души веры красота.
Два дня Он был у них, затем прощанье
и – новые места.

А там и дорогая Галилея.
Ведь Сам Христос сказал:
«Не чтят пророка люди Иудеи»,
когда отчизну с грустью покидал.
Был принят в Галилее Он радушно.
Галилеяне ведали о том,
что в Пасху было сделано Христом,

и снова представлять Его не нужно
в краю родном.

И вот Он снова в Канне Галилейской.
И тут к Нему пришёл
один чиновник царский иудейский.
По слухам Иисуса он нашёл.
Из Капернаума дошёл до Канны,
чтоб толику надежды обрести
и сына заболевшего спасти.
Просил он Иисуса утром ранним
к нему домой пойти

и вымолить спасение для сына,
от смерти увести.
«Ты просишь, но тебе нужна причина,
чтоб истинную веру обрести, –
промолвил Иисус, – О, люди, люди!
Без всяческих знамений и чудес
для вас простая вера – тёмный лес.
И веры слову Божьему не будет,
как будто свет исчез»!

«О, Господи! Мой сын так мало пожил,
приди, спаси его! –
молил чиновник, – он три года прожил.
Дороже нет на свете никого»
«Иди домой! – Так Иисус ответил, –
Ребёнок твой здоров и будет жить.
Тебе о нём не следует тужить».
И человек поверил: есть на свете,
кому добро творить!

В пути домой он получил известье,
что сын здоров его.
Он счастлив был со всей семьёю вместе,
и он спросил про сына своего:
«Когда болезнь оставила ребёнка»?
«В час пополудни», – был простой ответ.
В тот час, когда был дан ему совет
скорей идти домой с надеждой звонкой,
как чистый Божий свет!

И в Иисуса всей своей душою
поверил человек.
И всех своих повёл он за собою,
Остался верным Господу навек!

Глава десятая
«Сын Человеческий есть господин и субботы»; Избрание двенадцати апостолов; «Весь народ искал» Иисуса; Он учит их; Кто «блажен»? о любви и суде. (Лк.6).

В субботу днём, среди пшеницы в поле
однажды проходил
с учениками Иисус. На воле
своих Он высшей мудрости учил.
Те слушали Учителя, срывая
меж делом золотые колоски,
и ели зёрна твёрдые с руки,
ладонями колосья растирая
на склоне у реки.

Увидев это, двое фарисеев
их укорили в том,
что не блюдут законы иудеев –
в субботу занимаются трудом
Ответил Иисус: «Вы не читали
что делал сам Давид, когда взалкал,
и все, кто с ним в то время голодал?
Они ведь хлебы предложенья взяли
И ели. Бог им дал.

И говорю вам: нет для вас заботы.
В ответе Я один –
Сын Человеческий – Он и субботы
и сущего на свете господин».
В другую же субботу в синагогу
Ему пришлось войти в другом краю,
чтоб истину великую Свою
там людям преподать во славу Бога.
И видит Он скамью.
И на скамье несчастный сухорукий,
исполненный тоски.
Глаза его с надеждою и мукой
молили о спасении руки.
А фарисеи пристально следили
за Иисусом: «станет ли опять
деянием субботу нарушать»?
И обвинить Его готовы были,
коль станет исцелять.

Но Иисус, конечно, знал их мысли.
Больному Он сказал:
«Встань со скамьи, на середину выйди.
Хочу, чтоб ты нам руку показал».
Несчастный подошёл. Христос продолжил:
«Что правильней в субботу совершать:
творить добро, иль злобу пробуждать?
Спасти ли чью-то жизнь в субботу должно,
иль гибели предать»?

Он посмотрел на бывших в синагоге.
«Ты руку протяни, –
Велел Он онемевшему в тревоге
больному человеку перед Ним.
Тот руку протянул, и моментально
рука здоровой кровью налилась,
порозовела, сила в ней зажглась
и радость расцвела в глазах печальных.
На то Господня власть.

А в уголке шептались фарисеи:
«Ему ничто закон!
Но Он ещё об этом пожалеет.
За страшный грех сполна заплатит Он»!
И в эти дни Христос взошёл на гору.
Всю ночь молился там.
А поутру, едва открылся взору
рассвет, бредущий мягко по горам,
учеников Своих призвал Он верных.
Из них двенадцать под шатром небес
апостолами выбрал Он Себе
для славных дел, трудов неимоверных
в их жизни и судьбе.

Симон был Иисусом первым вызван
и наречён Петром.
За ним Андрей – его брат младший призван.
Иаков с Иоанном шли потом.
Филипп, Варфоломей, Матфей с Фомою,
Иаков, сын Алфея и Симон –
(Зилотом у народа звался он),
поднялись к Иисусу чередою,
туда, где горный склон

венчала каменистая вершина.
А Иисус призвал
ещё Иуду – Яковлева сына.
(К ученикам недавно тот пристал).
Двенадцатым апостолом Христовым
Иуда призван был Искариот.
Тот самый, чей навеки проклят род,
на низкое предательство готовый –
корысти подлый плод.

И вот они спустились на равнину
в горах, а там их ждут
ученики. И люди мест пустынных
и городов больных своих ведут.
Из Иудеи, Иерусалима,
от Тирских и Сидонских берегов
на встречу с Иисусом рыболов,
пастух, купец, надеждою гонимы,
пришли, чтоб мудрых слов

услышать благовестное звучанье
и вылечить больных.
Все верили в Божественность призванья,
с котором Иисус излечит их.
И каждый жаждал только прикоснуться
к одежде Иисуса и руке.
И каждый от Него невдалеке
хотел, как бы случайно повернуться
в надежде и тоске.

Ведь от Него неведомая сила
ко страждущим лилась.
Она больных и немощных целила,
над недугом она имела власть.
И вот к ученикам, поднявши очи,
так Иисус задумчиво сказал:
«Я говорю, чтоб каждый твёрдо знал:
слова сии и днём и тёмной ночью –
начало всех начал»:

Блаженны духом нищие, калеки,
ведь вам принадлежит

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70461031?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Евангелие. Библия в стихах Леонид Михелев
Евангелие. Библия в стихах

Леонид Михелев

Тип: электронная книга

Жанр: Мифы, легенды, эпос

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 12.11.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Эта книга представляет собой стихотворное прочтение святых благовествований – Евангелий. Это рассказы о жизни, деятельности, смерти и воскресении Иисуса Христа. В них значительное место уделяется объяснению цели явления Его на земле, а не просто излагаются исторические факты жизни Иисуса Христа. Этим особо отличается четвёртая книга – Евангелие от Иоанна. Первые три Евангелия схожи между собой по содержанию, однако, каждый из их авторов преследовал свою цель – писал для своего круга читателей. Эти первые три Евангелия, от Евангелистов Матфея, Марка и Луки принято называть синоптическими. Художественные краски использовались крайне лаконично. Ибо Библия – прежде всего святое благовествование. И главная авторская задача – донести её текст до читателя в виде максимально приближенном к тексту оригиналов. В книге использованы гравюры известного французского художника 19-го века Гюстава Доре.

  • Добавить отзыв