Сказание о Петре и Февронии

Сказание о Петре и Февронии
Леонид Ильич Михелев
На основании устных легенд XV столетия Ермолай Еразм в 1550-е гг. написал «Повесть о Петре и Февронии» – первое литературное произведение Древней Руси. Окончательная литературная обработка повести относится, вероятнее всего, ко времени канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе 1547 г. Ермолай Еразм – современник Ивана Грозного. Очевидно, Ермолай получил распоряжение от Московского митрополита Макария написать житие Муромских святых супругов. «Повесть о Петре и Февронии» стала гимном древнерусской супружеской любви, любимым чтением средневековых русичей. Православный автор показывает, что беды в мир приходят не только от дьявола – носителя зла, но и от корысти, глупости и властолюбия людей. О популярности сочинения Ермолая Еразма говорят сотни его списков XVI-XVII вв.

Леонид Михелев
Сказание о Петре и Февронии

Давно это было. Седыми веками
То время надёжно укрыто от глаз.
Одни лишь поэты скупыми строками
Картины былого доводят до нас.


Глава первая

Издревле стоял на Руси город Муром.
И правил им Павел – владетельный князь.
Судил да рядил, то весёлый, то хмурый,
Друзей не чураясь, врагов не страшась.
А годы над Муромом шли чередой.
И Павел с дружиной своей удалой
То землю свою от врага защищал,
То зверя в окрестных лесах загонял,
То ночь напролет пировал безоглядно,
Грустя о годах, что ушли безвозвратно.
Но в княжьих заботах, чреде быстрых дней
Он помнил всегда о супруге своей.

А княжья жена никогда не скучала.
В светлице своей и на княжьем дворе
Любые дела, что она начинала,
Под оком её выполнялись верней:
Соленья, варенья готовили впрок.
И князю бывало подчас невдомёк,
Что блюда, меды так обильны, вкусны
От чуткой заботы любимой жены.
Но предан супруге был князь беззаветно,
И праведно жили они и безбедно.
Да только однажды пришла к ним беда
Никто не изведал такой никогда…

А в том было дело, что страшный и злобный
Нечистый, враждою смертельной кипя,
Крылатому чёрному змею подобный,
На дом их глядел, от досады шипя.
Не мог выносить он любовь и добро.
Досада ему разрывала нутро.
От вида счастливых и гордых людей
Терзался нечистый в пещере своей.
И выбрал он день, когда радостно Павел
С дружиной свой путь на охоту направил.
Пустившись в полёт сквозь полночную тьму,
Застиг он княгиню в её терему.

И в облике новом предстал перед нею.
Таинственном, грозном, сводящем с ума.
И дьявола видя, княгиня не смеет
Ни слова промолвить, от страха нема.
И всё, что желал, с ней творил сатана.
Покорна нечистому князя жена.
Сковал её волю мучительный страх.
Она, как игрушка в блудливых руках.
И, если бы кто-то вошёл к ней в хоромы,
Увидел бы князя с княгинею дома!
Нечистый такое творит колдовство:
За князя вошедший принял бы его.

Недели проходят в таком наважденье.
Грустит благоверного князя жена.
Но вот, зарыдав, обо всех преступленьях,
Что дьявол вершит, рассказала она.
Князь думает думу и ночью и днём,
А сердце кручина сжигает огнём:
«Что сделать, чтоб дьявола в ад унесло»?
А враг продолжает насилия зло.
И Павел к жене обратился с речами.
Сказал он: « Врага не осилим мы сами.
Попробуй схитрить и узнать у него,
В чём лютая смерть, где погибель его!

Узнавши, ты нам всё расскажешь об этом
И жизнь твоя будет легка и проста.
И будешь судима ты в царствии света
Судом справедливым и добрым Христа».
Слова эти в сердце жена приняла.
Со змеем проклятым игру начала.
Когда он явился, сказала, что он
На диво прекрасен, силён и умён.
«Ты многое знаешь, тебе всё понятно,
Про всё говоришь ты разумно и складно,
Но можешь ли ведать, открой не тая,
всю правду о том, где кончина твоя»?

Разнежился змей от речей этих льстивых.
Доверился женским притворным речам.
Сказал он княгине, смиренный на диво:
«А смерть я приму от Петрова плеча.
Петровой рукою лишь Агриков меч[1 - Агрик – былинный богатырь, владевший чудесным копьем из громовой стрелы и мечом-кладенцом]
Мне буйную голову может отсечь».
Узнав это, князь не лишился тревог:
Про Агриков меч разузнать он не мог.
И что означают слова басурмана?
Кто Пётр и где меч – всё укрыто туманом!
Однако у князя был братец родной
По имени Пётр – юный князь удалой.

Призвал его Павел. О змее поведал,
Петру обо всём рассказал своему.
А князь молодой, муки брата изведав,
Решил, что бороться со змеем ему!
Он мужества полон, прекрасен собой,
Немедля готов на решительный бой.
Но Агриков меч… где найти кладенец –
В борьбе с нечестивым желанный венец?
А нужно сказать, юный князь неизменно
Ходил по церквям. Всякий год непременно
Он в церкви Воздвиженья несколько дней
Молился один всей душою своей.

Во время молитвы вдруг отрок явился,
И князю с поклоном промолвил юнец:
«Ты, княже, не зря тут сейчас появился.
Я знаю, где Агриков меч-кладенец».
За отроком Пётр поспешил за алтарь.
И видит, уложенный бережно встарь,
Меж плитами древними Агриков меч –
Заветный, чтоб голову змею отсечь!
И вскоре с мечом был он в Муроме снова.
И брату сказал он весомое слово:
«Не дрогнет в руке моей меч-кладенец.
И змею-мучителю скоро конец»!

И с этого дня Пётр следил неустанно
За домом, за горницей милой снохи.
На сердце тоска, как кровавая рана.
Живёт он, с меча не снимая руки.
Под вечер заходит он к брату в покой.
Тотчас же к снохе переходит в другой.
И видит он брата в покоях снохи.
Сидит он весёлый, движенья легки.
И Пётр моментально вернулся обратно,
И в княжеской горнице видит он брата.
«Да как же ты снова меня упредил? –
Дивясь, он у старшего брата спросил, –

Тому лишь два мига, ты был у княгини
И вот ты в хоромах сидишь, как тогда»?
И Павел ответил: «Весь вечер я ныне
В покое своём, не ходил никуда».
«Так вот как обман свой вершит подлый змей!
Он может предстать нам любым из людей!
Скрывает свой облик под ликом твоим.
Теперь всё понятно, и мы победим»!
Так Пётр, разобравшись в обмане змеином,
Воскликнул, окинувши взором орлиным
Хоромы и старого князя приют,
Меч поднял разящий: «Мгновенья не ждут»!

И снова к снохе поспешил он в покои.
И видит там брата, но знает – обман!
То змей ненавистный с седой головою
В обличии брата наводит туман.
Притворство и козни Петру нипочём!
Он лютого змея ударил мечом.
И в подлинном виде представился змей.
Он стал извиваться и кровью своей

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70450159?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

notes
Примечания

1
Агрик – былинный богатырь, владевший чудесным копьем из громовой стрелы и мечом-кладенцом
Сказание о Петре и Февронии Леонид Михелев
Сказание о Петре и Февронии

Леонид Михелев

Тип: электронная книга

Жанр: Русское фэнтези

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 13.11.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: На основании устных легенд XV столетия Ермолай Еразм в 1550-е гг. написал «Повесть о Петре и Февронии» – первое литературное произведение Древней Руси. Окончательная литературная обработка повести относится, вероятнее всего, ко времени канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе 1547 г. Ермолай Еразм – современник Ивана Грозного. Очевидно, Ермолай получил распоряжение от Московского митрополита Макария написать житие Муромских святых супругов. «Повесть о Петре и Февронии» стала гимном древнерусской супружеской любви, любимым чтением средневековых русичей. Православный автор показывает, что беды в мир приходят не только от дьявола – носителя зла, но и от корысти, глупости и властолюбия людей. О популярности сочинения Ермолая Еразма говорят сотни его списков XVI-XVII вв.

  • Добавить отзыв