Речные узоры
Татьяна Петровна Крылова
Маша вместе с родителями отправляется в удивительное путешествие на белоснежном теплоходе. Ей предстоит узнать много интересного о водных «дорогах» России, об устройстве корабля и правилах судоходства. Она побывает в славном городе Мышкине, поиграет в пиратов с мальчиком Витей, а капитан теплохода лично проведет экскурсию в рубку для своих маленьких любознательных друзей.Рассказ написан для конкурса «Короткое детское произведение – 2013», номинация «Познавательные очерки».
Татьяна Крылова
Речные узоры
Глава 1. Маша, бабушка и альбом с фотографиями
Маша сидела в кресле около окна и листала старый фотоальбом. На страницы из толстого серого картона были аккуратно наклеены черно-белые фотографии. На них были изображены знакомые и незнакомые девочке места, интересные события, ее родители, ее бабушки и дедушки, и она сама, только очень маленькая.
Маша всегда любила рассматривать фотографии, но сегодня они особенно сильно завладели вниманием девочки. Через несколько дней Маше предстояло отправиться в путешествие. Не по суше и не по воздуху – этим Машу уже нельзя было удивить. Маша вместе с мамой и папой должны были совершить речной круиз.
По реке! На белоснежном теплоходе!
Бабушка и дедушка Маши давным-давно были в таком круизе. Они часто рассказывали о том, как интересен и приятен такой вид отдыха. А чтобы Маша могла сама в этом убедиться, показывали ей фотографии из старого альбома.
Медленно переворачивая страницы, девочка старалась запомнить как можно больше из того, что видела на картинках. Она знала, что даже опытных путешественников может подвести незнание мелочей. И ей очень не хотелось оказаться одним из таких путешественников.
Маша уже успела многое узнать о предстоящем круизе. И все же на фотографиях то и дело ей попадались новые детали. Обнаружив очередную такую «интересную неизвестность», девочка брала альбом в руки и бежала на кухню к бабушке.
Бабушка внимательно выслушивала вопрос. Но отвечала не всегда.
– Вот окажешься на корабле, тогда и узнаешь, – говорила иногда бабушка.
– Ну, бабушка! – пыталась уговорить ее Маша.
– Не проси, Машенька. Не стоит, – вмешивался в разговор дедушка.
– Но я хочу знать! – почти требовала Маша.
– Если все сейчас узнаешь – потом на теплоходе скучно будет, – ласково говорил дедушка.
– Ох! – вздыхала Маша. – Скорее бы уже там оказаться.
– Потерпи. Еще чуть-чуть осталось, – улыбалась бабушка.
– Еще два дня, – качала головой Маша. – Это очень долго, бабушка!
Глава 2. Речной вокзал
И вот, наконец, долгожданный день настал. Маша проснулась раньше всех, собрала свои вещи: игрушки, книжки, альбом для рисования, цветные карандаши, точилку и ластик. Сложила все в свой яркий рюкзачок и отнесла его в коридор, чтобы не забыть.
В коридоре уже стоял чемодан, в который накануне Маша вместе с мамой и папой уложили удобную одежду, обувь, мыло, шампуни, зубные щетки и другие необходимые вещи. Не забыли они и про наряды для капитанского ужина – праздника, который завершает каждый круиз. Маша выбрала себе белое кружевное платье и блестящие красные туфли. Мама – длинное вечернее платье темно-зеленого цвета и черные туфли на высоком каблуке. Папа – самый обычный костюм и ботинки.
– Ничего не поделаешь, – грустно сказала Маша, увидев папин наряд, – мужчинам не положено наряжаться.
Поставив свой рюкзачок на чемодан, Маша пошла будить родителей. Круиз начинался в час дня. До этого времени надо было успеть позавтракать, доехать до Речного вокзала на метро и найти свою каюту.
Маша очень боялась опоздать к отправлению теплохода. Ей все время казалось, что все вокруг нарочно тормозит продвижение путешественников! Бабушка с дедушкой долго прощались с Машей и ее родителями, давали разные – нужные и не очень – советы. Поезд в метро никак не приезжал за ними, а потом очень медленно ехал до следующей остановки.
Маша стояла возле двери и смотрела, как бегут по стенам провода. Когда поезд выехал из туннеля и начал тормозить на станции, девочка спросила у мамы:
– Выходим?
– Нет, Машенька. Это не наша остановка, – ответила мама. – Слушай внимательно: наша называется «Речной вокзал».
– Как тот вокзал, куда мы едем. Значит, станцию метро назвали так же, как вокзал, около которого она расположена! – догадалась Маша.
– Верно! – улыбнулась мама.
Наконец заветную остановку объявили. Поезд остановился, двери открылись. Маша взяла за руки родителей, и они вместе вышли из вагона метро.
С помощью указателей на станции папа определил, в какую сторону им надо идти. После этого родители сверились с часами и сообщили Маше, что к отправлению теплохода они успевают. Маша заулыбалась, но все равно вприпрыжку побежала к выходу, потянув маму и папу за собой.
– А где же речной вокзал? – удивилась Маша, когда путешественники вышли на улицу.
Рядом высилось здание торгового центра, а реки видно не было.
– До вокзала еще немного дойти надо, – ответил папа.
Маша вновь забеспокоилась, что они опоздают, и попросила родителей идти быстрее.
Вскоре путешественники свернули с шумной улицы и укрылись от жаркого солнечного дня в тени деревьев парка Дружбы. Чуть позже из этого парка они вышли, по подземному переходу перешли Ленинградское шоссе и очутились в парке Северного речного вокзала. Прогулка по аккуратным дорожкам обоих парков очень понравилась Маше и ее родителям.
– Пришли! – радостно воскликнула Маша, увидев в конце аллеи здание серого цвета, похожее на корабль.
– Да, – кивнула мама. – Это здание Северного речного вокзала.
– Северного? Значит, в Москве есть еще какой-то речной вокзал? – заинтересовалась Маша.
Мама подтвердила ее догадку:
– Наша Москва – большой город. А Москва-река протекает по его территории с северо-запада на юго-восток. Если бы в столице был только один вокзал, это было бы очень неудобно и тяжело, поэтому в Москве есть второй.
– Южный речной вокзал – так он называется! – догадалась Маша.
– Да, – кивнула мама.
– А почему вокзал похож на корабль? – продолжала расспрашивать Маша. – Он раньше плавал?
– Нет, Машенька. Вокзал этот никогда не плавал и никогда не сможет. Это красивое, но самое обыкновенное здание, построенное из кирпича и бетона в 1937 году. Архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский хотели подчеркнуть его связь с рекой и портом, вот и сделал его похожим на корабль, – объяснила мама.
– Ой, мама, я совсем запуталась, – воскликнула Маша. – Вокзал никогда не плавал, но похож на корабль, потому что связан с портом. Но где же здесь порт? В порту должны быть причалы и грузовые корабли. А как же грузовые корабли поместятся в этом здании?
– Корабли не помещаются в здании, – рассмеялась мама. – Здание это построено для людей, чтобы они могли в комфортных условиях дожидаться своих теплоходов. А причалы расположены с противоположной стороны здания вокзала. Мы сейчас обойдем его, и ты увидишь много-много теплоходов.
И действительно! Обойдя здание, Маша и ее родители оказались на берегу реки, похожем на широкую асфальтированную дорогу. На одной обочине этой дороги располагался парк. Другой обочины не было. Вместо этого дорогу словно подпирали белоснежные бока разных судов. Были здесь и прогулочные катера, и маленькие частные яхты, и большие круизные теплоходы.
– А грузовых кораблей нет, – вздохнула Маша. – Как же так, мама? Значит, это не настоящий порт?
– Самый настоящий! Ну-ка, Машенька иди ко мне, – позвал папа и поднял девочку к себе на плечи. – А теперь смотри вон в ту сторону.
Папа указал Маше направление, и она увидела огромные краны, похожие на жирафов. Они стояли на берегу на гигантских металлических лапах. На воде возле этих кранов были пришвартованы баржи. Огромными ковшами краны набирал песок, щебень или графий и загружали их на баржи.
– Ну что, настоящий это порт? – спросил папа.
– Настоящий! – согласилась Маша.
Глава 3. Теплоход «Сергей Кучкин»
Корабли борт к борту стояли возле причалов по одному, по два и даже по три. Названия кораблей не повторялись. Каждый причал имел свой номер. Так что найти нужный теплоход было очень просто! Нужно было разыскать причал, а на нем – свой корабль.
Осенью Маша должна была пойти в первый класс. К школе она готовилась заранее, поэтому уже умела читать и считать. Девочка очень обрадовалась, когда мама сказала, что их теплоход стоит у причала номер десять, и именно Маше поручается ответственная задача его найти.
Маша побежала вперед. У указателей с номерами причалов она останавливалась, внимательно смотрела на цифру и сообщала родителям:
– Это седьмой – не наш!
Дождавшись родителей, девочка бежала дольше, к следующему указателю.
– Это восьмой – снова не наш!
После восьмого причала, Маша добежала до девятого. После девятого – до десятого.
– Наш! Мама! Папа! Это наш причал, – радостно закричала Маша.
На берегу суетились другие путешественники с чемоданами и сумками. Время от времени кто-нибудь из них переходил по деревянному настилу с перилами на белоснежный теплоход. Теплоход стоял возле причала в одиночестве.
– Один, два, три, четыре, – задрав голову, посчитала Маша ряды квадратных окон. – Значит, наш теплоход четырехпалубный.
Про окна и палубы Маше рассказывала бабушка. Каждый ряд окон у теплохода относился к одной палубе, также как один ряд окон – к этажу в обычном доме. Только стены с окнами на теплоходе располагались чуть в отдалении от краев своих «этажей». По самому же краю шли ограждения. Все пространство между перилами и стенами использовалось на корабле в качестве прогулочных дорожек.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/tatyana-petrovna-krylova/rechnye-uzory/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.