Метафорические сказки
Анна Мир
Если вы наблюдаете как работает ваше сознание, чувствуете и осознаете свои эмоции и переживания, но есть вещи, с которыми вы не можете совладать, сформулируйте запрос и выберите метафорическую сказку, которая позволит подсознанию разрешить его за вас. После прочтения дайте сказке в вас "полежать", немного поёрзать, разместиться. Возможно что-то не будет понятно Уму, но станет ясно Душе. Пусть слова и фразы переливаются и перетекают одна в другую. Не делайте поспешные выводы, они подождут. Когда сказка с вами сольётся, расшифровывайте с чувством, с толком, с расстановкой – без напряжения. Если что, дайте сказке ещё подышать. Вы ведь знаете, как сильна метафора? Она – пространство вариантов, место, где можно разбежаться. Где нет ярлыков, вердиктов, рецептов и диагнозов. Вы здесь хозяин. Так заберите свою сказку себе!
Метафорические сказки подходят как для взрослых, так и для детей. Другие сказки автора можно найти на сайте Литрес. Приятного чтения!
Анна Мир
Метафорические сказки
1. Я взрослый
Медвежонок по имени Жорж очень хотел повзрослеть. Он так расстраивался, что ещё маленький, и потому грустил каждое утро, когда просыпался. Как-то раз он решил спросить у взрослых медведей, как им удалось повзрослеть и сколько ещё ему осталось грустить?
– Я и не помню своего детства! Ведь это было так давно. Я даже не помню самого себя, помню только то, что рассказывали обо мне взрослые. – Такой ответ дал дедушка Жоржа, от чего медвежонок вконец погрустнел.
«Ну что же, спрошу ещё у мамы».
– Сыночек, всё пролетело так быстро, что я не успела и глазом моргнуть, как у меня появился ты с братом. Я была маленькой девочкой совсем недавно, как вдруг стала мамой двух малышей. Мне право даже не верится, что ты грустишь, ведь совсем скоро и ты вырастешь, наверняка!
«Наверняка! А может быть и нет. Вон дедушка и не помнит себя» – подумал наш медвежонок и ещё больше погрустнел после маминого ответа. «Но что же за ерунда, ну разве так бывает, чтобы медведи по-разному взрослели?!» – продолжал рассуждать наш Жорж.
– Конечно, бывает! – Медвежонок пришёл к старшему другу Сэму и тот решил рассказать Жоржу как правильно взрослеть.
– Вот смотри, мы с тобой сегодня где были?
– В парке.
– И что там мы видели?
– Да ничего, дождик пошёл, и мы поехали на автобусе домой.
– Вот-вот! А в прошлый раз? Помнишь, на той неделе мы в парке прокатились на всех аттракционах, наелись попкорна и сладкой ваты, покачались на самых высоких качелях и гуляли с белкой Ритой вдоль реки. И всё за один день! Вернулись мы с тобой и вовсе под вечер.
– Да ну и что же тут такого!?
– Так мы же выросли в тот день на целую вечность! А когда сегодня домой приехали в дождик грустить, наверняка нисколько не подросли.
– Что же это, чем веселее я живу, тем быстрее вырасту?
– Чем веселее и интереснее! Вот я например в прошлом месяце подрос на 5 сантиметров!
– Да ладно?!
– Правда-правда! Шутка ли, мы весь месяц на речке провели, купались и загорали – тут любой дедушка повзрослеет.
– Наверняка, – задумчиво ответил Жорж. – Тьфу ты, заразили меня своим словечком.
– Хорошее словечко! А ты, Жорж, записывай свои путешествия, тогда точно скоро вырастишь! И вообще, побежали по лужам бегать в дождевиках!
Жорж весь день бегал с другом по лужам, а вечером так и сделал, как Сэм ему посоветовал – всё записал.
Уже через пол года наш медвежонок пошёл в школу, а там оказывается все по-разному выросли: кто-то много книжек прочитал, а кто-то знал много настольных игр. Одни любили спорт, другие – рисовать. И значит выросли-то все по-разному, хоть и одинаково все большие! Вот такая загадка.
Умеете взрослеть?
2. Маленькая жизнь
Мэй бежала по коридору между комнат в поисках родителей. Ну, или хотя бы детей: где-то здесь должен был быть хоть кто-то, кто с ней поиграет и развеет скуку.
Она шла в темноте и заглядывала в светящиеся электрическим светом проемы: вот детская – кто-то играет в прятки. Хотя нет, кажется, там другая игра под большим накрытым вкусностями столом. «Может, заглянуть?» – долго не раздумывая, Мэй сразу забралась к ребятам.
Маленькая Мэй знала миллион разных игр и занятий: она плела фенечки из ниток и бисера, играла с котом с маленькой бабочкой брата и с собакой в мяч, любила танцевать под мамину музыку и готовить шоколадные кексы. Сегодня Мэй пришла к подруге старше неё: первоклассница Лора часто приглашала Мэй в гости и они вместе кормили рыбку в аквариуме, выгуливали пса по имени Джек и весь вечер напролет смотрели мультики.
Но сегодня был день рождения кого-то из взрослых, и Лора была не одна. С ней вместе было много других друзей-школьников. Сидя под столом, они вместе с Лорой увлечённо подбрасывали фишки и называли странные названия – Мэй такую игру не знала.
– Во что вы играете? – спросила она, но ей не ответили.
Она выбралась из-под стола и убежала обратно в тёмный коридор. Мэй прошла дальше и снова увидела яркий проем: там за столом сидели взрослые и громко пели песни под гитару: они были такие весёлые, что казалось, будто сказочный праздник плыл, словно корабль по открытому морю под ночным небом. Песни лились из комнаты в коридор, так и укачивая, маня за собой. «И чего они так веселятся?»
– Мама, а о чем эта песня?
– Беги, дочка, поиграй с детьми. Маленькая ты ещё!
– Почему это я маленькая? – Мэй удивлённо взглянула на маму. Но та уже отвернулась и подпевала под звук гитары.
«И с чего вдруг я маленькая, если все слова в песне прекрасно поняла?»
Мэй вышла из яркой гремящей, словно кастрюля, комнаты, и прошла дальше по коридору. По правой стороне она увидела ещё одну необычную дверь, похожую на вход в кукольный домик, только большого размера. Мэй вошла и в эту комнату, и в мгновение ока на ней появился персиковый наряд, словно у маленькой куклы: с рюшами, широкими рукавами-воланами, штанишками с кружевом и малиновым бантом сзади на платье.
– Вы, видно, заблудились? – Спросила ее пушистая кошка на кукольном диванчике.
– Отчего же? Я сюда и шла.
– Но здесь живут куклы и игрушки.
– Да, для меня самое место!
– Почему?
– Так я ведь маленькая ещё.
– Так вы ведь вырастете?
– Я в этом не уверена. Скорее всего нет. Я пробовала – не вырастается. И каждый раз, когда я вхожу в комнату взрослых и задаю вопросы, мне говорят, что я ещё маленькая.
– А о чем вы спрашиваете взрослых?
– Последний раз я спрашивала, о чем они поют песни.
– А вы сами не знаете? – Кошка спрыгнула с диванчика.
– Знаю!
– Так зачем спрашиваете?
– Чтобы мне сказали наверняка.
– И вам не говорят? Ну что ж, оставайтесь, сколько захотите. Здесь есть всё, что нужно, чтобы жить. – Промурлыкала кошка и перебралась на вечернее окно.
Девочка Мэй решила остаться поиграть, а когда надоест – пойти обратно к взрослым, ну или, может быть, к детям, но не сейчас. Она перебирала платья для кукол, рисовала красками прекрасные картины, шила новых красивых кукол для кукольного домика, делала украшения и сочиняла истории для игрушек. Ей казалось, что сейчас она наконец нашла подходящую игру для себя: здесь было всё, что ей нужно.
В какой-то момент взор Мэй затуманился, комната закружилась, словно вокруг летали стаи птиц. Девочка ничего не могла разобрать вокруг, стало дурно и даже тошно, ей захотелось уйти. Мэй выбежала из персиковой кукольной комнаты.
В коридоре уже было светло. И комнаты большой квартиры больше не казались девочке яркими загадочными шкатулками. В любую можно было войти без опасений, всё было ясно. Но почему-то ножки Мэй больше не бежали вперёд неё, а даже немного запаздывали. Руки устало держались за стены, спину было тяжело держать ровно.
– Мэй? Привет, мы потеряли тебя. – Из детской раздался голос Лоры.
– Привет. – Ответила Мэй и не узнала собственный голос. – Я играла в кукольном домике.
Лора сидела за большим столом с ручкой в руках. Перед ней лежала чистая бумага, она что-то сосредоточенно писала, как делают взрослые.
– Ты закончила играть? А то я хотела позвать тебя на улицу.
– Да, мне немного надоело в домике.
– Конечно, ты же так долго там была.
– Мне там понравилось.
– Да, здорово, жаль, всё ненастоящее, хоть и очень правдоподобное.
– Всё там настоящее!
– Ну ладно, пойдём.
Лора и Мэй прошли в прихожую, чтобы обуться, как вдруг Мэй увидела странное отражение в огромном зеркале на входе: прямо на нее глядела забавная старушка с кудряшками. На ней была белая рубашка, коротенькая накидка с кружевами на рукавах и воротничке и длинная юбка с большими разноцветными птицами словно павлины из ткани, похожей на платье ее бабушки.
– Кто это?
– Это ты, Мэй. – Лора подошла к подружке и тоже загляделась в зеркало. – Да, мы немного изменились.
– Я хочу уйти отсюда. Пойдём на улицу. – Мэй занервничала и дёрнула ручку входной двери. – Не открывается!
– Нет, не так.
– В смысле?
– Сначала с ней придётся попрощаться. – Лора показала на кудрявую старушку в зеркале.
– Да с чего же, её не было никогда! Это всё мои иллюзии, я просто заигралась, я не старушка, пойдём!
– Твои, конечно. Тебе с ней и прощаться. Иначе выйдешь всё той же на улицу.
Мэй снова посмотрела на себя в зеркало. Теперь она точно была уверена, что эта старушка и есть она.
– Прости, дорогая, прощай, нам с тобой было хорошо. Мы здорово проиграли эту жизнь. Давай вернём ее себе.
Мэй снова повернула ручку, и та поддалась. За дверью дома было лето. На Мэй было платье из шелковой ткани, как у мамы она видела в детстве: такое взрослое, красивое, женское, а на ногах аккуратные сандалии на каблучке. «Какая я взрослая стала! Мне же теперь всё можно!»
Мэй долго гуляла по аллее одна. Лора уже куда-то убежала, но Мэй не торопилась теперь искать компанию или прятаться. Казалось, сейчас играть с самой собой было в самый раз.
3. Гравировщик
Гравировщик волшебных слов работу свою не любил. Зная силу своего пера и дары, которые оно открывает, он редко работал. Хоть и просто было сотворить чудо, и перо его трудилось исправно, гравировщик редко мог решить задачу: достаточно ли идеален смысл и красив ли оборот речи, нужное ли действие для клиента будет иметь новоиспечённая гравировка.
А мир просил чудес.
Гравировщик прекращал работу сразу, как только замечал неидеальный срез идеи или концептуальное баловство: не терпел любительства. Да и как вложить смысл верно, если знаешь, что он относителен?
Перо его стало жестким. С каждым редким выполненным заказом, труд становился для пера отдушиной, редкой возможностью проявить себя.
Гравировщик сдался.
– Ай, откуда ты только взялось такое – работящее! Труд ему подавай, слова, слова, слова!
– Да ты пиши!
– Что писать?
– Слова пиши, я тебя выведу, нет неверной дороги, лентяй!
– Не лентяй, я – писатель.
– Без меня ты – никто!
Гравировщик выкинул перо в бездну.
– Там тебе самое место.
Пять коротких дорог прошёл мастер, десять перьев новых сменил, но новое не нашёл. Тогда он подобрал подходящее место на доске, где заковывал смысл в мечту и вылил горячей медью слова: «Мастер знает дело».
С тех пор дело гравировщика не боялось и больше не притворялось ленью. А перо из бездны вернулось. Волшебство, да и только!
4. Фея Яблочница
Фея Яблочница знала свою работу хорошо. Она перебирала яблоки в яблоневом саду так давно, что уже и не помнила, когда это началось. Яблочница была из смелого десятка фей со своей историей. Да и бывают ли феи без истории?
В том краю, где жила и работала фея Яблочница, все носили очки, потому что палящее солнце застилало вокруг всё, и без них глаза начинали слезиться, ничего нельзя было разглядеть.
Работа феи Яблочницы заключалась в том, чтобы отбирать испорченные червивые яблоки среди целых, спелых, красивых и ровных. Яблони окружали ее, она любила их аромат и свою работу. Усаживаясь на любимый стульчик в саду, фея с любовью разглядывала яблоки. Порой она так забывалась, что могла перебрать сотни три яблок и не заметить, как прошёл день.
Ещё у неё был помощник – эльф Лир из края Свободы. Эльф работал с Яблочницей недавно, он складывал целые яблоки в корзину и отвозил на фабрику варенья. Лир был свободолюбив, но выучил точно, что фея любит, когда верно исполняют ее указания, поэтому редко спорил.
Он был рад помогать фее Яблочнице, а та любила его ценные советы.
Однажды фея перебрала так много яблок, что в глазах ее потемнело, и яблочница упала без сил. Но бросать работу она не хотела, ей нужно было дособирать все, что осталось, и отдать все последние корзины яблок Лиру.
– Тебе придётся меня сменить!
– Ого! Какая честь! – Лир ринулся собирать яблоки, быстро выбирая целые, а червивые отбрасывая в отдельную кучу.
– Не торопись так сильно: пропустишь червивые! Да не бросай ты так, а то яблоки испортятся! Собирай медленно, не торопясь!
Лир приостановился, расстроившись, что делает все неправильно, и стал внимательно слушать Яблочницу: он собирал яблоки медленно, как просила фея. Постепенно занятие ему наскучило, ведь он привык работать быстро, но новую задачу свою он не бросил.
– Все, кажется, я немного отдохнула в тени, давай проверю, что ты насобирал. – Фея надела свои очки с жёлтыми стёклами и глянула в корзины Лира.
– Да они же все кривые и неровные!
– Ну и что, зато целые…
– А вот эти, посмотри, они же червивые!
Лир подошёл к корзинам и поправил свои очки. Его стёкла были голубого цвета. В краю Свободы носили очки со стёклами холодного оттенка, местные феи же, из которых была Яблочница, предпочитали тёплые цвета.
– Да нет же, яблоки подходящие! Спелые и совсем без изъянов!
– Что ты такое говоришь? – Еще ни разу с феей никто не спорил насчёт яблок, свою работу она делала всегда прекрасно.
– Поехали на фабрику, Яблочница – пусть нас рассудят!
Яблочница согласилась не сразу. Она не любила покидать сад, да и ехать нужно было далеко, незнакомым маршрутом, все это было слишком непредсказуемо. Но что поделаешь? Ведь нужно выяснить, что всё-таки с яблоками не так.
Они добрались до фабрики быстро, но фея успела перенервничать. Пока они ехали через ярмарку ремесленников, Яблочница заметила, что все люди ходят в разных очках. У одних стёкла тёмные, у других – светлые, все носили разноцветные очки и много-много говорили друг с другом, выбирая товары на ярмарке и что-то бурно обсуждая. Некоторые менялись очками и, восторженно всплескивая руками, порой даже начинали улыбаться и хохотать обнявшись.
– Дай-ка сюда свои очки, Лир.
– Зачем?
– Давай, не спорь.
Лир снова послушался, угождая Яблочнице. Фея нацепила его очки с голубыми стёклами, а ему отдала свои.
– Ну, конечно! В очках всё дело!
Лир тоже заметил, что в очках феи всё выглядит иначе, и червивых яблок гораздо больше в корзинах, чем он думал.
– Да, выходит, я был неправ.
– Не факт, возможно, всё же, неправа я?
– Вы спрашиваете меня или это уже не вопрос? – Лир сконфузился. Он уже и забыл, как это – сразу говорить своё мнение.
– Совершенно не обязательно ты должен быть неправ. Кажется, мы приехали?
– Да, пойдёмте, там есть комиссия, они принимают у меня яблоки каждый день.
Фея немного заволновалась. С комиссией она ещё не встречалась никогда.
– Здравствуйте, у вас есть какие-то вопросы? – Человек на входе сразу угадал по растерянным лицам феи и эльфа, что им нужна помощь. – Можете пройти в зал ожидания, вас примут сию минуту.
– А зачем же тогда в зал ожидания? – спросил эльф.
– Так положено.
Лир пожал плечами, и они с Яблочницей сели в уютные кресла в просторном холле фабрики. Вокруг посреди холла стояли высокие колонны, над головами стеклянный потолок пропускал золотистые лучи солнца; на фабрике было свежо из-за холодных каменных стен, но в то же время солнечно под прозрачной крышей.
– Входите! – Помощник открыл дверь. На нем была клетчатая рубашка, штаны на подтяжках и странные очки с огромными стёклами. Он поднял голубые линзы наверх, затем – желтые, под ними были фиолетовые – их он оставил. Затем помощник улыбнулся и раскланялся.
– Что произошло? – Дама в большом кресле с высокой спинкой за деревянным столом улыбнулась Яблочнице и Лиру. – Меня зовут фея Лаванда, я здесь вроде начальницы, – она расхохоталась и жестом руки предложила путникам присесть.
– У нас случился спор с Лиром. В его линзах яблоки почти все целые, а в моих много червивых. – Она поставила корзины перед Лавандой. – Я перебираю яблоки сколько себя помню, и знаю толк в своей работе! Но Лир сегодня подменил меня, и в его линзах всё не так!
– А зачем вы их перебираете?
– Кого?
– Ну, яблоки.
– Как зачем? Чтобы отвезти на фабрику.
– А мы все яблоки принимаем. Они ведь все полезные, и варенье делаем из разных.
– Как из разных?
– Да-да, эльфы и феи на нашей фабрике снимают очки, и режут все яблоки на кусочки, а червивые части просто выкидывают.
– Но я перебираю яблоки сколько себя помню… Так, значит, всё зря? – спросила фея.
– Выходит, так.
– И что же мне теперь делать?
– Думаю, можно ничего не делать, а просто собирать любые яблоки в корзины. – Совершенно спокойно ответила Лаванда.
По пути домой Яблочница долго молчала. Она пришла в сад, села на любимую табуретку и долго думала, как теперь дальше собирать яблоки. Перестать проверять их цвет, запах, размер, и бесконтрольно складывать червивые прямо в корзины было непросто. Более того, теперь нечему учить эльфа. А ей очень хотелось его чему-нибудь научить. Это расстраивало её даже больше.
– Что же мне теперь делать? Червивые я всегда выкидывала, а они, оказывается, тоже нужны.
– Попробуйте разглядеть и красоту червивых? – Лир приобнял Яблочницу за плечи.
– Но целые яблоки такие ровные, идеальные… из них выходит прекрасное варенье. Они сочные, у них яркий вкус и очень много витаминов.
– Как тепло вы рассказываете о целых яблоках! Заметьте, червивые тоже когда-то были такими, а может, они такие и есть.
– Но у меня теперь будто и нет работы.
– Да, больше сил останется на удовольствие от сбора урожая, а ещё можем съездить в грушевый сад!
– Я подумаю.
– Подумайте. А я пока поработаю в саду. Отдыхайте.
– Очень странное слово – отдых. Очень непредсказуемое.
– И это прекрасно!
Эльф и фея просидели в саду до поздней ночи. А после работы увидели сотни золотистых яблок в своих корзинах – стоило только снять очки…
5. Чёрный лис и швейная мастерская
– Иголки да напёрстки! Ты не забыл о свадебном платье для невесты эльфа?
– Всё помню, Вира, не волнуйся. Уже всё обсудили, выбрали цвета и украшения, и я приготовила для тебя ткани.
Чёрный лис давно трудился в мастерской хозяйки Виры. Здесь в лесу он нашёл друзей, и каждый день забегал помочь ей с заказами, ведь со всего леса в почтовый ящик мастерской стекались маленькие и большие письма от людей, гномов, эльфов и даже зверей: каждый хотел наряд на торжество именно из швейной мастерской на реке.
Признаюсь честно, порой Вира не справлялась. И тогда лис надевал очки, маленький фартук и брался за дело. Он кроил пиджаки и платья, разбирал ткани, вёл бухгалтерию – для Чёрного Лиса это было проще простого, да и работой он своё увлечение шитьем не считал.
Однажды друг Чёрного Лиса Изумрудный дракон предложил ему пойти поиграть в тарелочку или поплавать на речке:
– Пойдём отдохнём, а то нынче лето холодное: маловато было жарких дней.
– Привет, Изи, ой, подожди, только закончу со сметой. Сейчас, секунду.
– А-а, – Изи махнул рукой. – Ты за работой. Тогда не получится. – Он расстроенно повернулся в сторону двери.
– Нет-нет, что ты! – Лис нажал на кнопку на компьютере и вернулся к Изи. – Какая же это работа, я просто Вире помогаю. Мне такие хлопоты – проще простого!
– Да как же, самая настоящая работа, ты же здесь каждый день с утра до ночи!
– Нет-нет, я сейчас же закончу и пойдём поплаваем!
– Ну-ну, а вот ты попробуй всё бросить и не думать на прогулке о своих рюшах, отрезах, выкройках и заказах, получится?
– Конечно-конечно! – Лис снял с шеи сантиметр и повесил на крючок. – Пойдем!
На прогулке Изи рассказывал Лису о своих планах на лето, а тот кивал и помалкивал. В голове действительно мелькали мысли о подготовке к свадьбе эльфов. Помимо платья невесты, нужно было ещё доделать украшения для торжества – отдыхать не хотелось.
– Лис, ну знаешь, я так и один мог сходить на речку!
– О, прости, Изи, ты был прав, я не могу оставить торжество эльфов. Хозяйка без меня не справится, у неё так много работы, она вообще не отдыхает.
– А ты? Ты отдыхаешь?
– Так я ведь и не работаю.
– Работаешь.
– Но ведь это всё просто для меня. – Легко, просто и интересно, я люблю шить и придумывать наряды. Прости, дружище, я побегу. Может ещё успею допоздна вернуться.
– Напёрстки да иголки, ну что за прогулка! – Изи рассердился. – Ладно! Но только обещай: когда закончишь со свадьбой эльфов, тогда ты точно решишь, чем ты там занимаешься: работой или отдыхом!
– Конечно-конечно! – Лис оживился, обнял Изи и убежал.
Когда он пришёл, в мастерской всё шло своим чередом. Вира без спешки заканчивала все дела. Лис помог с украшениями и с новыми заказами. Но дела не ладились, всё сыпалось из рук и волшебство момента, которое помогало Лису оставаться видимым, как будто бы иссякло.
Ах да, совсем забыла сказать – чёрный Лис появился на свет благодаря волшебной магии швейной мастерской: чем больше довольных покупателей получали свои платья и костюмы, тем больше хорошего настроения здесь витало, и от доброты и заботы Виры мастерская с каждым чудесным мгновением наполнялась магией счастья.
Вечером Лис был очень уставшим и не очень доволен собой. Сидя перед сном в своём большом кресле в лисьей норе, он услышал телефонный звонок – это был Изи:
– Ну что, свадьба эльфов спасена?
– Да, Изи, мы всё сделали, я без сил.
– Что же так?
– Очень много было работы. Ой…
– Ага!
– Да… Ты был прав. Но я всегда считал, что работа – это что-то очень сложное. Когда много трудных дел и непростых забот. А с моей работой только радости! К нам постоянно приходят заказы и восторженные благодарности от покупателей, эльфы, гномы и люди примеряют наряды в мастерской, и я вижу как поднимается их настроение! Тогда и я чувствую себя по настоящему счастливым! Даже когда я без сил лежу в своём кресле лапками вверх, у меня в животике разливается тепло и счастье, и есть настроение уже на завтрашний день!
– Ну не знаю, я тоже люблю экскурсии туристам по нашему лесу водить, под вечер лапы гудят так, будто я с горынычем марафон бежал, а на следующий день все равно новую тропу ищу, чтобы ещё больше мест красивых показать. Это нормально, что тебе нравится твоя работа. Но вот знаешь что?
– Что?
– Когда я не отдыхаю, мы с туристами бесконечно бродим по лесу, и всем становится со мной скучно. А знаешь почему?
– Почему?
– Потому что я не отдохнул!
– Ох, Изи… Похоже, в этом всё дело. Сегодня было так грустно в мастерской. И я даже чуть было не исчез.
– Во-от! – Протянул Изи. – Ну всё, решено, завтра встречаемся на речке. Будем тебя волшебством заряжать. Я там качели на дубе повесил, ты на таких ещё не качался!
– Изи, я же летать умею, и даже быть невидимкой. Так я появился в мастерской Виры.
– Я в курсе. А ты пробовал не летая на качелях покачаться?
– Нет, не пробовал.
– Вот попробуешь, тогда и скажешь, волшебно это или нет!
Лис гулко рассмеялся. На следующий день он беззаботно плескался на реке, играл в тарелочку с Изи, встречал вишнёвый закат, а потом они пили чай со сладостями, и чёрный Лис нарисовал набросок костюма для Изи на Новый год: настроение вернулось и Лис стал ещё ярче прежнего! С тех пор Лис знал, что настоящая работа любит, когда от неё иногда отдыхают.
А вы умеете отдыхать?
6. Туман
Посреди тёмной ночи, в глубине рощи, среди озёр и болот шла девушка по имени Василиса. Туман застилал весь лес, и глазами она не могла найти вокруг ни единого огонька, избушки или света окон. Только бесконечные заросли и туман.
– Как же мне выбраться, если ничего не видно? Только ветки в лицо летят и бесконечное облако тумана!»
Василиса оказалась здесь не случайно. Она поспорила с Ягой, что через любую чашу сможет до дома добраться. Но Яга тогда не уточнила, что туман в её чаще бывает часто.
– А вот и пойди разберись! – Гаркнула бабка как ворона, расхохоталась, да и улетела в ступе. – Дел невпроворот, некогда мне тут с тобой!
– Ну и лети, сама дорогу найду!
Тонкими пальцами перебирала Василиса все ветки, что попадалось ей под другу. Наконец она стала различать их на ощупь, а листву и цветы на запах. Она разулась, под ногами менялась почва: здесь мокрая трава, там пожухшие листья.
– Так я и до утра не дойду! – Девушка остановилась. Она стала определять звуки. Слева вдали было слышно кукушку, а дальше вокруг сплошная тишина. – Не пойду я никуда! Здесь буду стоять и ждать, пока туман рассеется!
Ночь была холодной и до рассвета было ещё далеко. Василиса злилась, но решила ждать. Под утро туман исчез, оказалось, что девушка стояла посреди самой чащи, но куда идти она по прежнему понять не могла, потому что не знала где ее дом. Вокруг стояла тишина, и идти ей было на самом деле совершенно некуда – оказалось, что дело вовсе не в тумане.
«Не выкрутишься…» – подумала она. «Зря я с Ягой поспорила. Как же я доберусь до дома, если и знать не знаю и слыхом не слыхивала где он – мой дом!»
Как вдруг где-то в стороне Василиса услышала песни, и мелодия была очень красивая, а голоса приятные, родные, слова песни добрые. И пошла Василиса на звук этих голосов. Вышла к людям, которые пели у костра, и совсем не удивились, что к ним подсела девушка Василиса, которая только что нашла дорогу домой.
А за лесом стояла ступа, в ней Яга – улыбается и бормочет: «Ну, наконец-то, добралась!»
7. Счастливый билетик
В стране, где эльфов и фей было не очень много, люди часто обращали на них внимание, ведь они отличались от людей. И пока одни жили обычной счастливой жизнью, эльфам и феям выдавали билетики на счастье. Только тот, у кого был билетик, имел на него право.
Альда была из семьи фей, но билетика у неё не было. Маленькой она часто спрашивала:
– Бабушка, а где мой билетик?
– Его украли вместе с нашими вещами на вокзале в соседнем городе.
– Не может быть! – И тогда Альда бежала к тётушке и спрашивала у неё:
– Тётушка Магда, где пропал мой билетик?
– В пожаре, кажется… Да! Ты была совсем маленькой, не помнишь уже.
– Это неправда! – И Альда бежала к папе. – Папа, ты должен мне сказать правду, где мой счастливый билетик?
– Ты знаешь сама, дочка.
– Нет, оттого и спрашиваю! Ответь!
– У меня нет ответа. Может быть, ты получишь его там, где билетики выдают?
– Выдают?
– Ну конечно, у счастливого великана, его дом на вершине, у обрыва.
Радостная Альда вышла из дома. Теперь она знала, что делать. Она шла мимо людей, считая каждый взгляд и ухмылку в сторону маленькой феи. «Ну, подождите! Вот получу свой билетик – посмотрим, кто тут всех счастливее!»
Великан сидел у ручья и громко хохотал: перед его носом бегала снежная белка, подкидывая орехи и жонглируя ими, а от её пушистого хвоста ему щекотало нос.
– Ах ты плутовка, ну хватит уже, а то я сейчас лопну от смеха!
– Эй, там!
– А? Кто это?
– Да я, я. Меня зовут Альда. Я пришла получить свой билет. Вы, верно, где-то его затеряли, потому что у меня его нет. Выдайте мне другой! Мне нужно моё счастье!
Великан расправил усы и глянул сквозь девочку. Он будто не видел её. Альда расстроилась: такой взгляд она встречала у людей, когда они узнавали, что у неё нет счастливого билетика.
– Я не могу вернуть тебе твоё счастье. У меня его нет! – Великан встал, поднялся вверх по горе, повернулся спиной к обрыву, откинулся назад и провалился в сугробы снега: так, даже несмотря на свой огромный рост, великан сумел сбежать от девочки и легко исчез в один миг.
Расстроенная ответом счастливого великана, Альда вернулась домой. Там её папа разбирал старые вещи. Она решила помочь и нашла свою детскую жилеточку. Альда носила её, когда ей было три года.
– Какая она красивая!
– Да, ты носила ее каждый день, ты говорила, что она приносит тебе удачу.
Альда с трудом натянула на себя жилеточку и запустила руки в карманы. Там, в правом кармане под подкладкой, она нашла счастливый билетик.
– Папа, но откуда же он здесь?
– Тебе лучше знать, Альда, – папа улыбнулся.
– Похоже, я сама его туда спрятала.
– А зачем?
– Я боялась, что моё счастье у меня заберут. Выходит, великан меня не обманул! Но откуда он знал, что счастье уже у меня?
Она помчалась обратно на ручей, а там великан снова играл с белкой. На этот раз она закидывала его орехами и шишками: снег в округе на ручье уже растаял. «Ага, теперь тебе от меня не сбежать!»
– Откуда ты знал, что у меня есть мой билет?
– Знал – и всё тут, – между делом ответил великан. Он был сильно занят весёлой игрой, а серьезный разговор, похоже, его утомлял.
– Теперь я нашла свой билет, представляешь?
– Здорово, теперь ты как все?
– Да, тоже буду счастливой.
– Здорово. Ну, беги, мне некогда.
– А чем ты занят?
– Счастьем, не видишь что ли? С белкой весело! – И тут он поймал очередную шишку от неё.
– Наверное, у тебя хороший билетик.
– У меня его нет.
– Как нет?
– Ну так. Это эльфы и феи думают, что им нужны счастливые билетики, вот им их и выдали.
– Кто выдал?
– Да я и выдал. Так надоели они мне ходить и жаловаться на людей, мол мало их, а людей много, смотрят они на них – ну, пусть смотрят, право слово! Повторял я им без конца: «Каждый эльф и каждая фея счастливые по праву рождения!» Но мне они не верили. И решил я им билеты счастливые выдать, чтобы не ходили ко мне, не отвлекали от веселья.
– Но это же обман!
– Обман – то, что ты билетик спрятала. Зачем?
– Чтобы никто не нашёл.
– А не нашла в итоге ты его сама.
Альда задумалась.
– Выходит билетик – просто бумажка?
– Конечно, но всё же счастливая. Пойдём со мной в реку прыгать?
– Там же высоко!
– Но я же великан. Доверься мне. – Он улыбнулся и пригласил девочку на ладонь. А потом с высоты обрыва он упал в реку назад спиной и, как на лодочке, девочка слетела вниз вместе с ним.
Она расхохоталась от счастья и весь вечер играла с белкой и великаном: больше её не тревожили мысли людей, потому что счастье поселилось прямо в её животе.
8. Суета
Соня открыла глаза и услышала шум тарелок на кухне. Доносился запах блинчиков. «М-м-м, ура!». Она вскочила с постели и прибежала на кухню. Младший брат уже стучал ложкой, изображая как варит кашу с мамой.
– Доброе утро! – сонно сказала Соня.
– Доченька, иди чисти зубы!
– Мама, ты готовишь блинчики?
– И кровать потом заправь.
– Ага.
Соня умыла лицо и вернулась на кухню. Села в кресло мамы, протирая глаза. Брат вцепился в ее ноги и захохотал.
– Санечка, больно! – Соня вскрикнула. – Мама!
– Соня, ты заправила кровать?
– Мама, погладь!
Мама перевернула блин и принялась мыть посуду.
– Иди, выбирай, что сегодня наденешь.
– Мама, давай вместе наливать тесто.
– На улице сегодня холодно, возьми в шкафу тёплое платье.
Соня побрела в комнату, села на кровать и задумалась. Пока сидела, решила укутать куклу и уложить ее спать. Потом спела ей колыбельную, разбудила, почистила ей зубы и накормила кашей. Казалось, Соня только присела, хотя уже сделала столько дел. Очень увлекают простые дела. Так сильно, что невозможно остановиться и задуматься хоть на минутку для чего они нужны – так у всех взрослых бывает. Вдруг в комнату влетела, как большая птица, мама.
– Ты не собралась? Почему ты не делаешь, что я говорю?! – Младший брат Саня уже бежал за мамой, чтобы забрать вилку из ее рук. – Соня, почему ты мне не отвечаешь, что это за поведение!?
– Вот и я хочу спросить, что это за поведение, мама? – Соня пробурчала слова под нос, боясь, что их придётся повторить громче.
– Что? Почему ты не делаешь сразу то, что я прошу? Мы опоздаем!
– Потому что ты не отвечаешь на то, что я говорю. – Закричала Соня и расплакалась. Брат подбежал к ней и стал гладить по голове.
– Что? – Мама будто проснулась. – Я не отвечаю?
– Ты! Я тебе столько вопросов задала, а ответы где?
– А какие вопросы?
– Я уже их не помню и не вспомню теперь, а ты даже не ответила!
– Ох. – Мама села на кровати Санечки и закрыла глаза. – Я поняла. У меня есть идея. – Мама легла на детской кроватке и укрылась одеялом.
– Какая? Мам, там, кажется, блинчик горит.
– Тогда буди меня быстрее.
– Ты же не спишь! – Саня и Соня удивлённо взглянули на маму под детским одеялом.
– Не сплю. Но похоже, что я и не проснулась, раз не слышала твоих вопросов и даже не поцеловала тебя за все утро.
– Ну, да. – Соня обняла брата и нахмурилась.
– Тогда буди, дочь. Ещё можно спасти несчастный блинчик. – Мама изобразила как храпит.
– Мама, просыпайся, просыпайся! – Соня стала качать маму на кровати, а брат так обрадовался этой затее, что и вовсе залез на маму верхом и стал ее крепко обнимать. – Мама, мама!
– О, доброе утро, мои деточки! А что это вы делаете, блинчики печете?
– Да, и у нас блин горит!
– Мои сладкие, дайте вас обниму и зацелую. – Мама стала щекотать своих детишек и громко целовать им пяточки.
– Мама, ну он же сгорит!
– И пускай! Пока не проснусь – весь мир подождет, включая блины.
– Ну, пахнет же!
– Ладно, ладно, уговорили. Но после завтрака – продолжим. А пока – марш чистить зубы!
Соня с Саней убежали в ванную и стали умываться, брызгаться и соревноваться, кто дольше будет чистить зубы. Победила дружба.
Больше мама не проснувшись на кухню не ходила, и первым делом долго-долго обнимала своих ребятишек, а Соня с Саней запоминали и делали всё, как мама. И никто не плакал больше по утрам, никто не грустил.
9. Осторожно, страшная сказка
В одном старом городе, где небо было словно затянуто сотнями летучих мышей, жила девочка Рада, похожая на огонёк. Она была фантазёркой, сказочницей, часто витала в своих мыслях о феях и эльфах и могла сочинить сказку даже про бегущего мимо неё жука.
В семье она была самой маленькой и самой бесполезной, потому что часто болела и не могла помогать маме в ее тяжёлой работе. Мама была прачкой и бесполезную дочку не любила – так бывает.
Утро девочки начиналось с резкого запаха стираного белья. Открывая глаза, она видела белые простыни, обманчиво притворяющиеся чистым небом.
Один из братьев Рады был скор на руку и мечтал попрощаться с мышиным городком и своим семейством. Он жалел младшую сестру, но никогда ей не помогал. Однажды он рассказал ей про злого волшебника, который обосновался в городе и построил башню, чтобы ловить за вознаграждение маленьких детей и прятать там.
Девочке очень жаль было своих братьев и маму, но помочь заработать побольше денег она ничем не могла, как и добиться маминой любви для неё было невозможно. Тогда она решила отправиться прямо в дом злого волшебника, чтобы тот заплатил маме за ее жизнь крупную сумму, а мама бы ее спасла.
Так Рада и сделала, но мама девочку спасать не стала, а только посетовала, что сама не додумалась раньше ее продать.
Прошло пару лет, и после долгого заточения девочка нашла портал в замке злого волшебника, который вывел ее прямо на пустующий трон королевы старого города. А на месте девочки в заточении замка оказалась ее мама.
Дело в том, что в тот день, когда волшебник забрал девочку, мама невнимательно прочитала договор с ним, а там было указано мелким шрифтом внизу: «В случае пропажи ребёнок замещается ближайшим предком».
Странная приключились история с девочкой, что умела писать сказки даже про жуков, но впредь уже ничьей заботы и любви она не просила. Потому и братец, что ее жалел, но все же не любил, остался жить в своём старом доме с другими братьями, а в свой замок она родственников никогда не пускала.
Так бывает, но не всегда.
10. Слон Людогор
Слон Людогор был самым большим слоном из всех, что видали джунгли. А видели они только одного слона: слона Людогора. Порой, прогуливаясь в тиши шуршащих пальм на ветру или в зной, Людогор что-то бормотал сам себе под хобот, не очень интересуясь, слушает ли его кто-то.
– Что ты там бормочешь, Людогор? – сетовали обезьяны, но, не дождавшись ответа, убегали дальше по верхушкам деревьев.
Людогор тем временем продолжал беседу с собой и даже не останавливался. Он привык говорить сам с собой и часто сам себе отвечал.
Однажды после долгой прогулки Людогор так устал от собственной компании, что совершенно случайно завёл беседу со встречным попугаем.
– Что ты там говоришь? Я ничего не могу понять! – попугай Рокки летал вокруг слона, пытаясь понять его слова. – Ты вроде бы говоришь, но я слышу один только гул.
– Я спрашиваю, скоро ли наступит разлив реки, не знаешь ли? – Прогремел Людогор, но в ответ услышал только писк попугая и совершенно не разобрал слова. – Что ты там щебечешь?
Так в полном непонимании разошлись попугай Рокки и слон Людогор. По пути домой слон продолжил размышлять, отчего же попугая он совершенно не смог понять, и пришёл к выводу, что это и есть причина его долгих бесед с самим собой.
Навстречу Людогору направлялась пантера Чия. Мягко ступая на лапах, она улеглась под лианами, увидев издалека слона.
– Ступай дальше, Людогор, а то затопчешь меня.
– Что ты там шепчешь, кошка, ничего не пойму!
– Какой гул от тебя стоит, слон, у меня уши заложило, иди же ты уже своей дорогой!
Слон и пантера разошлись в разные стороны, пристально смотря друг другу вслед.
– Да чтоб я ещё с кем-то заговорил! Только время тратить. – Сокрушался Людогор.
Слон медленно и тяжело ступал через джунгли, раздвигая деревья и останавливаясь перед мелким зверьем. Ему приходилось уступать дорогу так часто, что в итоге он стал ненароком заговаривать с каждым, кто оказывался на его пути.
– Простите, разрешите пройти! – Говорил он. Но звери от гула и страха убегали прочь.
– Да, похоже мне не узнать, когда будет начало разлива реки. Ну что же, я дождусь его у воды.
Тогда Людогор добрался до реки и стал смотреть за горизонт. Там вдалеке он надеялся увидеть других слонов. Людогор слышал давнюю легенду, что слоны приходят к водопою, когда река выходит из берегов. Быть может, он сможет с ними поговорить?
– Вот же они! – На том берегу раздался гул, слоны брели к реке. – Но что они такое говорят? Я слышу один только шум – слов не разобрать!
Слоны на той стороне реки были так увлечены беседой, что не видели и не слышали Людогора.
– Что, не слышат?
– Нет. И я даже не могу понять, что они говорят.
– Бывает.
– Но это же ужасно, я ни с кем не могу поговорить!
– И такое случается, просто они не слушают тебя по-настоящему.
– Да как же, я же вот говорю с тобой и ты… Ты меня слышишь?! – Людогор повернулся к ленивцу, который с ним говорил. – Но как?
– Просто я действительно хотел с тобой поговорить.
– Со мной?
– Ну да, ты тут один не мелешь чепухи попусту. А остальные все в джунглях своими мыслями заняты… А вот когда от души говоришь, тогда и слышишь, и видишь…
– А я-то думал, меня только свои поймут.
– Ну так, выходит, я – свой! – Улыбнулся ленивец и протянул слону пару сладких тростинок с дерева. Они долго молча жевали сладкие палочки, а потом весь вечер о чём-то беседовали, совершенно не обращая внимания на других зверей.
11. Сказка об оранжево-жёлтом шарике
Каждый вечер перед сном в ладошке маминой дочки рос маленький оранжево-жёлтый шарик. Он шуршал, вибрировал, ворочался и немножко щекотал ее пальчики – то левой, то правой руки. Пока мама сочиняла сказки перед сном, он превращался в огромный крепкий огненный шар, горячий как комета, и маленькая девочка сладко засыпала в его тёплых объятиях. Она могла подняться выше домов и лесов, и даже выше звёзд, а потом оказывалась в жемчужно-белом сиянии, где ей снились самые добрые и самые настоящие сны.
Однажды мама долго-долго убиралась перед сном. Она много перемыла разных посуд и полочек, переставила упавшие игрушки и зонтики, курточки и рюкзаки, и совсем разворчалась. Казалось, что камнепад пришёл в дом девочки и ее брата.
– Что происходит? – Подумал шарик.
Он замер и даже задержал дыхание. А маленьким огненным шарикам нельзя переставать дышать – так можно случайно растаять. Шарик испугался.
Девочка почувствовала, что шарик перестал шуршать и щекотать ее ладошку, и прошептала:
– Не бойся! – Мама продолжала бегать со своими делами, а дела бегали за ней, пока брат сестрой болтали и играли, лёжа в кроватках. Она иногда подбегала и быстро целовала деток в щёчки, а потом снова принималась догонять свои домашние дела, ворча всё больше и громче. В конце концов, мама так устала, что включила музыку и, остановившись на секунду, услышала любимую песню. Она стала танцевать под весёлую мелодию, а детки побежали за ней, пританцовывая, ведь дискотека перед сном – это лучший способ крепко уснуть после напряженного денечка!
Наш огненный шарик продолжал наблюдать за всем семейством. После трёх танцев мама опять заметила свои дела и скомандовала деткам спать. Шарик совсем перестал шуршать.
– Не бойся! – Прошептала девочка. – Это всё мамины дела, а тебе ничего не угрожает – расти в своё удовольствие! Мама на дела ворчит, а не на нас.
Шарик расслабился и вырос снова до огромных размеров – словно планета, он оберегал и дочку, и сыночка, и маму, и больше уже никогда не замирал. Каждый вечер мама все равно завершала свои неуловимые дела и рассказывала брату с дочкой сказку. Однажды через много-много лет мама увидела, как высоко ее дочка умеет подниматься во сне в своём оранжево-жёлтом шарике.
А вы владеете таким огненным волшебством?
12. Рукавчики и воротнички
В одной стране люди носили одинаковую одежду. Из года в год, из века в век они выбирали каждый день утром один и тот же крой: рукавички и воротнички. Цвета менялись, ткани, модели, но эти детали – нет.
Однажды в стране сменился правитель. И часто чувствовал он себя как будто не на своём месте. Будто плохо он правит и не делает для страны ничего полезного. Но народ его очень любил и хвалил, и напротив, слагал легенды, пел ему песни и хвастался перед другими странами своим честным и добрым правителем.
Как-то утром в шкафу нашего героя не оказалось любимой одежды. Все воротники были смяты, все рукавчики – в пятнах. Но впереди у него был важный день. Много задач и переговоров. Тогда он снял рукавчики и воротнички с одной рубахи и пошёл на первую встречу с короткими рукавами и свободным воротом. Все люди оборачивались на него. Подданные замирали. Друзья начинали задавать вопросы.
А правитель шёл на встречу, стараясь не думать о словах и взглядах. Но всё-таки на сердце его было тяжело. Ведь это всего лишь одежда. А душа его соткана из прежних тканей, и крой свой не меняла: не способна.
На встречу пришла царица из соседнего государства. Она не знала об обычаях этой страны и ничему не удивилась. Они спокойно обсудили планы сотрудничества, и с лёгким сердцем правитель государства вышел из здания и продолжил день. Но люди смотрели косо, многие даже не кланялись, забыв о его доблестных подвигах и добрых делах.
Остановившись возле открытой террасы кафе, он решил выпить кофе. Вкус любимого напитка был прежним: жгучим и ярким. Но кружка была другой: не той, что раньше ему приносили здесь. Она была простой и неброской, но очень аккуратной.
“Слуга, созови всех. Я буду говорить.” – принял решение владыка.
Всё это время рядом с правителем шли слуги и помощники. На них была прежняя одежда: рукавчики и воротнички. Но глядели на них так же подозрительно, как и на царя.
– Я больше не ваш царь. Сегодня утром я увидел, как глуп наш народ, и больше такой страной править не стану. Но если есть среди вас те, кто назовет отличие меня сегодняшнего от прежнего меня, те останутся со мной в новой стране. Другие же – уйдут прочь.
Переглянувшись, люди стали ждать продолжения речи. Но правитель молча ушёл и стал запрягать лошадь.
– Ты больше не боишься нас.
Царь повернулся к говорящему. Многие стали кивать и придвинулись ближе.
– А разве боялся?
– Нет, ты всегда был смелым и честным. Мы каждый год выбирали тебя из-за отваги и решимости. Но всё же…
– Тогда сегодня я другой. Я стал правителем отважного народа. И если вы со мной, это станет правдой.
Люди опустили глаза и разошлись. А наутро многие сняли рукавчики и воротнички и удивлённо поглядывали друг на друга, как будто видели в первый раз.
Те же, кто не мог расстаться со старым, сидели молча перед своими домами и смотрели как, восходит солнце. Они ждали подтверждения своей правоте или опровержений от самого солнца.
Но солнцу было всё равно: у него не было одежд, не было вопросов. Только правитель спрашивал себя, как прогнать тех, кто следовать его вольному мнению не хотел.
Он спросил ближайшего друга:
– Как мне выполнить свою волю? Я не знал, что люди поддержат меня. Я считал, что останусь один.
– Поступи также многомерно и решительно, как вчера. Ты вправе не делать ничего.
Эти слова удивили царя. Таких решений он не принимал никогда.
С тех пор в стране каждый выбирал одежду сам. Все те, кто не мог решиться, остались жить, как прежде, и никто их не прогонял. За исключением тех, кто сам решил уйти – нашлись и такие. Кто-то иногда возвращался к воротничками и рукавчикам, кто-то их уже никогда не носил. Вторых, конечно, было больше… Но это уже другая история.
13. Ратмир-мастер
В маленьком городе Бердо среди диковинных рощ, горных пещер и пустынных улиц жил мастер по имени Ратмир. Город этот был непохож на другие. Улицы, дорожки и мостовые были усыпаны разноцветными камнями, высокие многоэтажные дома стояли по берегам рек, в прозрачных водах которых плавали необычные рыбки. А на деревьях рощ росли яркие и красивые плоды, которые отчего-то нельзя было срывать горожанам.
В этом городе было совсем мало жителей. Раз в рощах нельзя было собирать плоды, то и работы здесь почти не было. В Бердо в основном жили ремесленники. Жизнь в городе была неспешной и порой даже скучной, хоть он и славился своей красотой. Ремесленники мастерили полезные вещицы из горных пород, а потом продавали их в другие города.
Но Ратмир отличался от других мастеров острым умом, горячим сердцем и крепким нравом. Если ему в голову приходила какая-то идея, то он сразу старался её исполнить, потому что каждая первая мысль была в его жизни самой верной.
Однажды он засмотрелся на плоды на деревьях: они выглядели словно драгоценные камни, и Ратмиру очень захотелось их сорвать и попробовать что-то смастерить. Но горожане отговаривали его, убеждая, что это бессмысленно и даже опасно.
– Зачем тебе их срывать? Ты же знаешь, что плоды бесполезны. – Говорил Ратмиру друг.
– Я сделаю так, как решу сам.
– Глупец. – Слышал Ратмир ответ от друзей.
– Оставь эти идеи, смельчак, это опасно! – Предостерегал отец.
– Я подумаю и решу, мне не нужны пока советы.
– Бед ты не знаешь! – Кричали в след родственники.
– Не ходи в рощи, оставайся у нас в мастерской! – Советовали другие мастера.
– Мне кажется, использовать эти диковинные камни в ремесле – хорошая идея. Из них получатся особенные красивые вещицы, и мы сможем их дорого продать на ярмарке.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/anna-mir/metaforicheskie-skazki-68312612/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.