Fashion-словарь. Самые запутанные термины в моде

Fashion-словарь. Самые запутанные термины в моде
Натали де Шан


До появления этой книги не существовало ни одного словаря, который бы давал объяснения таким популярным, но таким сложным словам как «мода» или «стиль» с точки зрения многозначности. Fashion-словарь ответит на самые сложные вопросы: бывает ли вкус в моде врожденным? Чем винтаж отличается от ретро? Есть ли отличия между жакетом и пиджаком? С Fashion-словарем вы разберетесь с самыми запутанными, многозначными и абстрактными терминами и станете настоящим профессионалом мира моды!





Fashion-словарь

Самые запутанные термины в моде



Натали де Шан



Обложка, иллюстрации Натали де Шан



© Натали де Шан, 2024



ISBN 978-5-0056-6519-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero




От автора


Здравствуйте, друзья! Уверена, что если вы читаете эту книгу, значит, хорошо разбираетесь в моде. Но можете ли вы не раздумывая дать объяснение этому термину – «мода»? А «стиль» или «образ»?

Думаю, у большинства из вас эти вопросы вызовут затруднение, впрочем как и у многих экспертов моды. Почему? Потому что эти термины – многозначные. Невозможно описать их всего одним предложением.

О, сколько раз я читала абстрактные, размытые объяснения слов «мода», «стиль», «вкус», «образ»! Много лирики и мало конкретики. Увы, до выхода этой книги не существовало внятного словаря для деятелей моды, где подробно описывались бы значения этих терминов.

Да, есть множество энциклопедий и азбук, вспомнить хотя бы известный «Словарь моды» от Dior 1954 года. Да, в нем вы узнаете, что такое «бахрома» или «вельветин», «возраст» или «нелепость». Но это не лингвистическое исследование, а лишь видение автора.

В России известна «Азбука моды», написанная главным редактором советского «Журнала мод» Лидией Орловой. Выпущенная в 1989 году, книга представляет собой скорее философское исследование феномена моды. Хотя «Азбука» и содержит небольшой словарь, все же в нем нет внятного ответа, что же такое «мода» или «стиль».

Словарь, который вы читаете сейчас – уникален. Я, исследователь моды Натали де Шан, постаралась разобрать самые базовые термины, учитывая их многозначность. В книге приведены мои авторские наработки, основанные на анализе профессиональной лексики стилистов и статей на модную тематику. Однако главную роль в моих исследованиях сыграли этимологические и толковые словари. Я провела огромную работу по выявлению значений терминов, а также ошибок, связанных с их использованием.

Статьи в этом словаре расположены не по алфавиту, а скорее по их значимости. В первой части книги вас ждет погружение в проблему модной терминологии. Во второй – разберемся с многозначными терминами, а в третьей части поговорим о словах, в которых часто путаются даже признанные эксперты моды. А в конце я предлагаю вам краткий словарь некоторых особо значимых терминов.

Не пугайтесь, если увидите в этой книге повторения. Некоторые значения слов столь запутаны, что я специально привела одинаковые фрагменты текста в разных частях книги – для лучшего понимания.

Надеюсь, мое исследование будет полезным и поможет разобраться со значениями модных терминов.



P.S. Язык постоянно трансформируется. Не исключено, что спустя время некоторые из приведенных объяснений станут неактуальными. Или появятся новые значения.




Проблема модной терминологии


КАКАЯ РАЗНИЦА, ЧТО И КАК НАЗЫВАТЬ?



Однажды я читала статью с описанием фасонов юбок. Автор прикрепила фотографию юбки-плиссе и подписала ее: «красная юбка-пачка», а юбку в складку она именовала юбкой-колоколом. В комментариях я указала на ошибки, но в ответ получила: «Какая разница, что и как называть?»

И правда, какая разница? Ну назовете вы брюки – шарфом, а кроссовки – купальником. Разве кто-то умрет? Но представьте себе ситуацию. Вы пришли в ресторан, заказали вино с устрицами, а официант записал в блокноте: «Пицца и пиво». Какая разница, что как называть? Думаю, вы возмутитесь и уйдете из такого ресторана. Но и эта ситуация безобидная. А вот представьте: вы пришли к доктору, жалуетесь ему на боль в ухе. Он осматривает ваш орган слуха и пишет в карточке: «Воспаление аппендицита». Какая разница, что как называть? Подумаешь, вырежут один орган, а на другой, который болит, не обратят внимание.

Не зря каждое слово в любом языке имеет общепринятое значение, иначе мы не понимали бы друг друга. Каждый человек, произнося слова, старается подобрать те, которые максимально точно передают его мысли. А в профессиональной сфере существует своя терминология, которая позволяет специалистам понимать друг друга.

Чем деятельность ближе к защите здоровья и безопасности – тем конкретнее профессиональная лексика. Например, в сфере общепита куриный суп – это куриный суп, в медицине желудок – это желудок.



Если же деятельность приближена к искусству (как мир моды), то терминология становится абстрактной и многозначной. Почитайте, например, статьи, где авторы пытаются объяснить, что такое «мода» или «стиль» – и вы получите порцию путанных, загадочных объяснений, основанных на личных переживаниях.



КАКОВ КОНФУЗ!



До момента написания данной книги не существовало ни одного русскоязычного словаря модных терминов, где полноценно объяснялись бы самые простые и часто используемые слова: «мода», «стиль», «вкус» и другие. Лично для меня этот факт был большой проблемой, особенно когда я села за написание своей первой книги – «100 стилей. Как не заблудиться в моде». Я тогда задумалась: что значит это слово – «стиль»? Полноценного объяснения в словарях я не нашла, и мне пришлось самой формулировать значения этого термина применительно к миру моды. Уже тогда я поняла, что одно и то же слово может иметь несколько разных значений, которые следует разграничивать, а не мешать в одном тексте.

Честно сказать, тогда у меня получилось сырое исследование. Позже я осознала ошибки, которые допустила в книге «100 стилей. Как не заблудиться в моде». Однако это была не единственная проблема.

После публикации работы со мной произошел конфуз, который тоже связан с многозначностью слов. В моем каталоге была заметка о стиле субкультуры лолит, где содержалась краткая история, которую я нашла на просторах русскоязычного интернета: «Изначально этот японский стиль носил название «лоликон» – сокращение от «комплекс Лолиты».

Кто-то из русскоязычных лолит увидел в рекламе моей книги эту фразу, и меня буквально закидали помоями: «Как вы посмели написать про лоликон, это же жанр педофилической порнографии!» В личные сообщения посыпались угрозы, а страницы интернет-магазинов, где продавалась книга, наполнились негативными комментариями.

Я стала проводить расследование – что же такое «лоликон»? Оказывается, это многозначный термин, который переводится как «комплекс Лолиты». Вот основные его значения:

• сексуальное влечение к девочкам-подросткам,

• феномен переодевания женщин в одежду навроде той, что носили девочки викторианской эпохи,

• жанр детского аниме с персонажами, которые одеты по викторианской моде,

• жанр порнографического (педофилического) аниме.



Получается, репутация моей книги была испорчена лишь потому, что представители субкультуры лолит путались в значениях термина «лоликон» или вовсе не знали о их разнообразии.

Но вернемся к теме моды. Однажды на рассвете своей карьеры стилиста я столкнулась с неприятной историей: на моем мастер-классе одна маловоспитанная гостья чуть ли не в голос смеялась, когда я сказала слово «блуза». Она думала, что такого термина не существует и нужно говорить «блузка».

Конфузы и путаницы возникают и у признанных экспертов. Например, множество споров вызывают высказывания ведущих передачи «Модный приговор». Эвелина Хромченко учит тому, что «Вкус – это мускул, который можно тренировать», а Александр Васильев считает наоборот:



«Что же делать людям, которые хотели бы привить себе хороший вкус? Думаю, ничего. Не надо стремиться во что бы то ни стало приобрести хороший вкус, это глупо».



А если задуматься о том, что слово «образ» – абстрактное, часто означающее «впечатление, ассоциация», то вы поймете, как глупо звучит фраза «Я купила пять образов на пять тысяч рублей». Ведь невозможно купить впечатление – ни за рубли, ни за доллары!



ОТКУДА БЕРЕТСЯ ПУТАНИЦА В МОДНЫХ ТЕРМИНАХ?



В начале главы я рассказала о девушке, которая путалась в фасонах юбок. Такое могло произойти либо из-за невнимательности, либо из-за невежества – человек просто не знает, чем юбка-плиссе отличается от юбки-пачки. Не разобрался.

Но такого нельзя сказать о фразе «Я купила пять образов на пять тысяч рублей», где слово «образ» лучше заменить на «комплект» или «наряд». Многие люди ее совершают: и начинающие стилисты, и блогеры, и признанные эксперты с большим опытом работы. Или, например, сам маэстро Александр Васильев убеждает подписчиков, что вкус – это врожденное (мы разберемся, почему это не так). В данном случае проблема в том, что модная терминология абстрактна и размыта. Нет четких правил употребления тех или иных понятий.Туфли мы никогда не назовем помадой, потому что этими словами называют конкретные объекты. А вот «вкус», «образ» – это тонкая материя, чувства, абстракция.

Есть и другой вариант путаницы. Например, я называю себя модным блогером. Одни думают, что «модный» – это популярный. Они смотрят на количество моих подписчиков и говорят: «Нет, ты не модный блогер». Другие думают, что модный – это тот, кто носит современную одежду и выглядит как одинаковые девицы в соц. сетях, и заявляют: «Нет, ты не модный блогер». А я имею в виду, что веду канал о моде – значит, я модный блогер. Или вспомните историю со словом «лоликон», которая стоила моей книге репутации. Очевидно, что причина подобных путаниц —в многозначности терминов, т.е. одно и то же слово имеет несколько разных значений.

Чтобы более понятно выразить часто встречающиеся путаницы из-за многозначности, я придумала такую фразу: «Икра – это часть ноги, которую мечет рыба из баклажанов или грибов». Слово «икра» здесь употреблено в трех разных значениях: икра как часть ноги, яички рыбы и блюдо из баклажанов или грибов.

В лингвистике такое явление называется полисемией – это наличие у слова двух и более значений, исторически обусловленных или взаимосвязанных по смыслу и происхождению. Но понять смысловой оттенок того или иного определения можно лишь в контексте.



Например, прилагательное «тихий» имеет много значений:



• Вокалистка запела тихим (негромким) голосом.

• Ребенок отличался тихим (спокойным) нравом.

• Водителю не нравилась тихая (медленная) езда.

• В тот день была солнечная тихая (безветренная) погода.



Когда мы употребляем такие простые слова, то легко понимаем, какое значение используется, в зависимости от контекста. Конечно, было бы проще, если каждое слово имело бы всего один смысл. Но тогда наш мозг плохо справлялся бы с огромным потоком слов.



Среди основных причин полисемии:

• экономия языковых средств (речевых усилий) для облегчения работы памяти,

• способность человеческого мышления к обобщению – это универсальный способ хранить большое количество информации.



К сожалению, многие термины, которые используются в мире моды, одновременно и многозначны, и абстрактны. Это приводит, например, к такому парадоксу: слово «мода» в одном значении является синонимом слову «стиль», а в другом значении – антонимом. Одеваться со вкусом может человек, не обладающий вкусом. О вкусах не спорят, а о вкусе – очень даже спорят. Все эти парадоксы станут вам понятны после прочтения книги.



ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ



Наверняка, вам будет интересно узнать, почему за объяснения терминов взялся человек, который не имеет лингвистического образования, и откуда взята информация. Почему стоит доверять моей точке зрения?

Большая часть текста составлена на основе моего многолетнего опыта работы в мире моды, прочтения огромного количества информации. Я интересуюсь модой с 2010 года. В 2014 году начала вести практику персонального стилиста, а в 2017 году появились мои первые исследования в сфере моды. Неудивительно, что мне постоянно приходится использовать слова, о которых пойдет речь в книге. Кроме того, я считаю себя человеком, тонко чувствующим язык (с детства увлекаюсь литературным творчеством). Даже планировала получать второе высшее образование лингвиста! Но мир моды оказался интереснее.

Конечно, я доверяю мнению профессионалов языковой сферы, а поэтому для работы использовала этимологические и толковые словари русского, английского и французского языков. Также был проведен анализ тематических текстов: цитат, статей, интервью.




ОСНОВНЫЕ МОДНЫЕ ТЕРМИНЫ





Что такое «мода»?


Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, термин «мода» произошел от французского или немецкого слова «mode». Оно, в свою очередь, берет истоки от латинского «modus», что можно перевести как «мера, способ, правило, предписание».

Отголоски этого значения можно услышать в таком просторечном фразеологизме: «брать моду» – то есть, усваивать определённый образ жизни, уклад; сформировать привычку. Во Фразеологическом словаре русского литературного языка можно прочитать такие примеры:



«Барыни какие… они обычно моду берут каждый день чай пить» (А. Чехов, «Мужики»)



«Михаил трахнул валенком о пол, заорал на всю избу: – Гасите свет! Что ещё за моду взяли – по ночам с огнём сидеть!» (Ф. Абрамов, «Две зимы и три лета»)



Интересно, что термин «мода» применяется даже в математике. Под «модой» понимают значение во множестве наблюдений, которое встречается наиболее часто. Например, 7, 3, 3, 5, 1, 3, 3, 3; мода = 3.

Но нам с вами необходимо приблизится к тем значениям термина, которые относятся к теме внешнего вида, одежды и аксессуаров.

В современном языке вместо слова «мода» часто используется «fashion». Согласно этимологическому словарю www.etymonline.com, оно произошло от французского «fa?on», «fachon», «fazon» – «внешний вид, манера, характерная особенность». В свою очередь эти французские слова произошли от латинского «factionem». Ближе всего оно к значению«группа людей, действующих похоже».



Итак, термин «мода» – это один из примеров полисемии, т.е. наличия у слова двух и более значений, исторически обусловленных или взаимосвязанных по смыслу и происхождению. Чтобы быть грамотным специалистом мира моды, нужно уметь их различать.



1. Мода – совокупность привычек, предпочтений, которые существуют в обществе в определенное (как правило, недолгое) время.



1.1. Мода – совокупность привычек, предпочтений, которые господствуют в определенное время в определенном обществе



Это могут быть привычки, связанные с проведением досуга, воспитанием детей, использованием цвета в интерьере, применением косметических средств. Например, фраза «Сегодня существует мода на зеленый цвет в интерьере» означает, что в данный момент времени среди всех цветов люди предпочитают использовать в интерьере зеленый цвет.

Это значение слова «мода» неразрывно с пониманием времени и сменяемости: никакие предпочтения в обществе не могут удерживаться на протяжении долгого периода. Поэтому рядом со словом «мода» часто ставят предлоги «в» или «из»: «вошло в моду», «находится в моде», «вышло из моды».

Например, фразу «сегодня в моде мини-юбки» можно расшифровать так: «сегодня у большинства женщин в списке предпочтений – мини-юбки» или «сегодня у большинства женщин в привычку вошло ношение мини-юбок».

Слову «мода» в этом значении синонимичны термины «тренд» и «антитренд» (читайте одноименную статью).



1.2. Мода – нечто нестабильное, быстро проходящее



Под модой понимаются новинки, которые имеют новаторский дизайн, могут шокировать, не выдержат испытание временем. А под стилем – нечто стабильное, проверенное годами.






Классическая сумка и мягкая сумка-мешок



Отражение этого значения можно найти в цитатах, которые приписывают Коко Шанель:



«Мода – это то, что выходит из моды».

«Мода проходит, стиль остается!»



Например, вместительная сумка разумных размеров – это стиль. В ней удобно носить все необходимое. Отсутствие ярких деталей делает ее уместной в любой ситуации. А вот микро-сумки, сумки-багеты, сумки-хобо – это мода. Данные варианты выходят за грани здравого смысла: они неудобны, невместительны.



«Мода – понятие скоротечное. Ее можно сравнить с временами года, когда в корне меняется вся картинка вокруг. А стиль – это то, что держится годами и не меняется».



1.3. Мода – социально-культурный феномен



Мода – сложный социально-культурный феномен изменения предпочтений общества под влиянием различных факторов: политики, экономической ситуации, научных открытий и т. д.



«Будучи сложным, многоаспектным явлением, мода издавна служит объектом изучения самых различных наук о человеке и культуре: истории и теории культуры, социологии, психологии, экономической науки, эстетики, семиотики и т. д. Мода – это одна из знаковых систем, посредством которой происходит межличностная и межгрупповая коммуникация». (А. Б. Гофман, «Культурология ХХ век»).



Например, в начале XXI века человечество задумалось о том, какой вред наносит природе, поэтому в моде появилась тема экологии. Она просочилась повсюду, прежде чем мы начали задумываться о разумном шопинге и использовании натуральной косметики. Сначала о проблемах загрязнения воздуха и воды заговорили ученые. Их услышали эко-активисты, которые начали писать статьи в газеты и журналы, снимать телевизионные репортажи о раздельном сборе мусора. В городах стали устанавливать специальные мусорные контейнеры. Шаг за шагом общество заговорило об актуальной проблеме и выразило свою озабоченность. Мода в этом значении – не только ношение одежды из натуральных тканей, это еще и поход в эко-магазин, использование многоразовых прокладок и подгузников, отказ от пластиковой посуды, покупка электромобиля и т. д. Это не столько про одежду, сколько о поведении и бытовых мелочах.

Что же касается одежды,все, что мы носим – это отражение исторических, политических, экономических событий, научных открытий и ситуации в других сферах жизни общества.

Например, в 1840-х годах известность получил итальянский революционер Джузеппе Гарибальди. Он и его волонтеры в качестве отличительного знака носили красные рубашки. Революционеры получили такую колоссальную поддержку в обществе, что в моду мирного населения вошли похожие предметы гардероба: в 1960-х годах редкая европейская модница не носила ярко-красную кашемировую блузку, которая получила название «гарибальдийка».

А вот другой пример. С 1990-х годов на Западе стало активно развиваться движение зоозащитников. Активисты устраивали скандальные пикеты и митинги против Модных домов, которые шили одежду из натурального меха. Дизайнерам пришлось обратиться к ученым, чтобы те разработали качественные искусственные материалы, аналоги меха. В конце 2010-х годов большинство европейских модных брендов перешли на изготовление шуб из эко-меха, а ношение модницами натурального материала стало считаться дурновкусием.



«Мода живет не только в платьях, мода витает в воздухе, ее приносит ветер, мы предчувствуем ее, дышим ею, она неотделима от людей, нравов, событий». (Коко Шанель)



«Мода – это то, из чего мы сами себя складываем ежедневно». (Миучча Прада)



1.4. Мода – меняющиеся предпочтения во внешнем виде



Если предыдущее значение охватывает все сферы жизни человека (что он ест, где отдыхает, что читает, во что одевается) – то в данном варианте имеется в виду только изменения во внешности, которых помогают достичь одежда, обувь, аксессуары, косметика.

Взглянув на портрет XVII века, на одежду, прическу человека, мы вряд ли скажем, что это – наш современник. Разные предпочтения во внешнем виде могут быть даже в разные десятилетия: модников 2000-х мы легко отличим от модников 2010-х.

Моду в этом смысле считают явлением весьма легкомысленным, которому подвержены лишь глупые барышни. Мол, это только они покупают каждый сезон новую одежду сумасшедших расцветок, носят неудобную обувь, пробуют новые косметические процедуры. Правда в том, что практически каждый человек, который живет в обществе, меняет свою внешность в зависимости от господствующей моды: использует современные средства по уходу, делает современную стрижку, покупает современную одежду.



«Мода – искусство одеваться по последним тенденциям».



«Сегодня в моде царит золотая середина: на пике популярности одновременно и оверсайз, и приталенность, а нюд и яркие оттенки не противоречат друг другу».



2. Мода – особенности костюма, правила, дресс-код



Это некие наборы правил для людей одинаковой половой принадлежности, возраста, места проживания, профессии и т. д. Они формируются под воздействием географического положения, погодных условий, традиций, производственных возможностей, научных открытий:

• правила разных временных отрезков (мода 1980-х),

• правила для определенных событий (свадебная, новогодняя, траурная мода),

• правила для времен года (зимняя, весенняя мода),

• правила для разных профессий (офисная, медицинская мода),

• правила для людей разных возрастов (подростковая, детская мода, мода для женщин 50+),

• правила для людей с разными физиологическими особенностями (мода для беременных, для высоких, для полных).

• правила для людей разных полов (женская, мужская мода),

• правила жителей разных континентов (азиатская мода, европейская мода).



В этом значении слово «мода» синонимично слову «стиль» как «особенности костюма группы людей». Прочтите все фразы выше, заменив «мода» на «стиль» – смысл получится равноценный. Нет разницы между «офисной модой»» и «офисным стилем» – обе фразы означают некие особенности одежды, которые допустимы для работы в офисе. (Читайте также статью «Что такое стиль?» пункт 3.2.).



«Для деловой женской моды характерны одежда с закрытыми плечами (блузка или водолазка), юбка-карандаш длиной до колена и классические брюки».



3. Мода (fashion) – индустрия производства и реализации предметов одежды, обуви, аксессуаров.



Мода (сфера моды, мир моды, область моды) – это индустрия, которая выявляет предпочтения общества и исходя из них создает одежду, обувь и аксессуары.



Это сложный механизм, который включает в себя:

• работу исследователей по сбору и анализу информации об обществе,

• создание Модными домами концепции будущих коллекций,

• работу дизайнеров над эскизами,

• работу цехов по конструированию и пошиву одежды,

• рекламу одежды с помощью показов, публикаций в журналах, где задействованы стилисты, модели, журналисты, фотографы,

• работу байеров (закупщиков одежды) и консультантов магазинов,

• покупку одежды конечным потребителем,

• утилизацию, переработку одежды или попадание ее в индустрию секонд-хенд и т. д.



Например, когда мы говорим «акула моды» – имеем ввиду уважаемого человека, непререкаемого авторитета, специалиста индустрии моды. (Акулами моды называют журналистку Сьюзи Менкес или редактора американского Vogue Анну Винтур).



4. Мода – совокупность одежды, обуви, аксессуаров



Иногда можно встретить употребление слова «мода» в значении «предмет одежды».

Например, «винтажная мода» – это любая одежда, аксессуары, обувь «в возрасте». «Журнал мод» – журнал с образцами одежды.



«Я создаю моду для самой взыскательной публики».



«Смертельная мода: одежда и аксессуары, которые убивали модниц прошлого».



5. Мода – искусство



Мода – это форма творчества, результатом которой становятся малофункциональные, непригодные для повседневной носки предметы гардероба. Их, в свою очередь, можно рассматривать скорее как произведения искусства – такие лучше не носить, а поместить в музей.



5.1. Мода – поиск новых идей



Если вы видите безумные коллекции дизайнеров и вам хочется задать только один вопрос «Зачем такая одежда нужна?» – это и есть понимание моды как искусства, самовыражения дизайнера и поиска новых идей. Новаторские образцы одежды редко пригодны для носки и могут вызывать шок у обывателя.



Как правило, экспериментальные коллекции появляются по трем причинам:

• дизайнеры хотят создать шумиху вокруг своего имени и бренда,

• дизайнеры пытаются найти новые идеи и концепции, которые затем в облегченном виде войдут в массовую моду. (Вспомните прозрачные сумки и обувь из пластика 2018 года – они вошли в повседневную моду благодаря дизайнерам, которые сначала создавали фантазийные коллекции из пластика),

• душа кутюрье требует самовыражения. Зачастую странные коллекции – это воплощение какого-либо высказывания на политические и общественно-значимые темы. (Вспомните показы Александра Маккуина, который неоднократно размышлял о кровопролитной истории Шотландии, своей родины).



«Мода – это всегда поиск новых идей, эксперимент!»



5.2. Мода – искусство высокого швейного мастерства



Мода (высокая мода, haute couture) – это швейное искусство высокого качества, где изделия отличаются большим объемом ручной работы, дорогостоящими материалами и фурнитурой, уникальным дизайном.



«Высокая мода всегда была и остается для дизайнеров инструментом творческого самовыражения, в котором традиции сочетаются с инновациями». (Ральф Толедано)



«В коллекциях haute couture я имею право выражать себя как модельер в такой степени, в какой считаю нужным. В pr?t-?-porter попадают лишь элементы этого самовыражения. К сожалению, все мы прекрасно знаем, что большинству нужен лишь какой-нибудь классический жакет. Но это не моя проблема». (Александр Маккуин)




«Модный» – это какой?


1. Модный – популярный (модно – популярно)



Некая новинка, которая вызывает интерес у большого количества людей. То, что набирает популярность или находится на пике популярности:

• «модный певец» – тот, кто недавно взобрался на вершину хит-парада и вызвал всеобщее восхищение,

• «модное слово» — слово, которое вошло в речевой обиход большой группы людей (например, с середины 2010-х модными словами стали «хайп» или «селфи»),

• «модная одежда» – это новинки, которые вызвали ажиотаж у модников: белые кроссовки в 2016 году, колготки в сетку в 2017 году, сумки-авоськи в 2018 году. Как правило, к этим вещам теряется интерес после одного-двух сезонов.



«В 2020 году самое модное выражение в России, выражение года по версии словаря В. Даля – режим нерабочих дней с сохранением заработной платы».



2. Модный – современный (модно – современно)



Это значит, что некий предмет отвечает предпочтениям общества, актуален в данный момент времени и создан с применением новейшего оборудования. Это вещи определенных фасонов, из определенных тканей, которые пользуются спросом у покупателей несколько сезонов подряд: «модные джинсы 2020», «модные сумки 2020».

В этом значении прилагательное «модный» синонимично термину «тренд» (читайте статью «Что такое тренд и антитренд?», значение 2).



3. Модный (fashion) – относящийся к индустрии моды



Например, работающий в индустрии моды: «модный стилист», «модный эксперт».

Рассказывающий о моде: «модный блогер», «модный журнал», «модный фильм».



4. Модный (fashion) – своеобразно эстетичный



Речь идет о характерной для мира моды эстетике, которую можно прочувствовать, посмотрев модные показы и глянцевые журналы: одежда и аксессуары – это главный персонаж, а люди выступают как приятное дополнение. Модные атрибуты возводятся в культ. Используется специальное освещение, ракурсы съемки, позы модели, ретушь и т. д.



«Модная съемка», «модное позирование».



5. Модный – необычный (модно – необычно)



Так говорят о предметах одежды или комплектах, которые выделяются из общей массы и соответствуют пониманию моды как искусства. Их можно назвать странными, причудливыми.



«Модные шляпы, которые вызовут шок».



«Модная обувь, которая вызывает смех и недоумение».



6. Модный – красивый (модно – красиво)



В разговорной речи можно услышать, как модным называют то, что кажется зрителю красивым. Например, продавщица на рынке может назвать «модной блузочкой» жуткую вещицу с леопардовым принтом и стразами. В этом значении также могут употребляться слова «стильно» или «со вкусом».




Что такое «fashion»?


В современном русском языке у термина «мода» есть зарубежный синоним – слово «fashion». Оно произошло от французского «fa?on», «fachon», «fazon». Это означало «внешний вид, манера, характерная особенность».В свою очередь, эти французские слова произошли от латинского «factionem» (от «factio» – действие, создание). Ближе всего оно к значению «группа людей, действующих похоже».



КАК ПИСАТЬ СЛОВО «FASHION» НА РУССКОМ?



А вы знаете, как писать английское слово «fashion» на русском языке? Стилист Анастасия Галактионова, имеющая образование лингвиста, однажды написала в соц. сетях:



«Как все-таки писать? „Фешн“ – слово в русском считается еще не устоявшимся, поэтому так много ошибок. Но у нас есть аналог, заимствованный еще в 19 веке – „фешенебельный“. Вот на него и ориентируемся. „Фешн“. Точка».



Я решила перепроверить информацию: мне показалось странным, что из слова «фешенебельный» автор текста убрала одну букву «е». Оказалось, что в подавляющем большинстве словарей подобное слово отсутствует. В 2020 году я нашла его только в орфографическом словаре одного из ведущих лингвистических институтов страны – Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН. И пишется оно так: «фешен».

К примеру, в словаре указаны такие слова: «фешен-бизнес», «фешен-бренд», «фешен-дизайн», «фешен-индустрия», «фешен-показ» и даже «фешен-словарь».

Запомните! Правильно писать «фешен».



В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ СЛОВАМИ «МОДА» И «FASHION»?



1. «Мода» и «fashion» – одно и то же



Слова «мода» и «fashion» употребляются как равнозначные в трех случаях:

• fashion – мода – модная индустрия («fashion-индустрия», «fashion-бизнес», «fashion-сфера»),

• fashion – модный – тот, который относится к индустрии моды («fashion-стилист», «fashion-бутик»),

• fashion – модный – своеобразно эстетичный (имеется в виду характерная для мира моды эстетика: «fashion-эстетика», «fashion-фотография», «fashion-позирование», «fashion-модель»).



2. В остальных случаях «мода» и «fashion» – не одно и то же



Мы не можем назвать популярного (модного) певца fashion-певцом» или модное слово (например, «хайп») – «fashion-словом».



Например, модный или fashion-журнал?



Под «модным журналом» мы понимаем:

• модный – популярный: любой журнал, пользующийся большим спросом, который расходится огромными тиражами. Тематика при этом может быть самая разная: например, журнал о фитнесе или кулинарии,

• модный — относящийся к индустрии моды: журнал, который освещает последние новинки индустрии моды, последние показы дизайнерской одежды и т. д.



Под «fashion-журналом» мы понимаем только второй вариант – журнал, который освещает последние новинки индустрии моды, последние показы дизайнерской одежды и т. д.

Может быть «модный журнал о кулинарии» или «модный журнал о фитнесе», но неправильно говорить «fashion-журнал о кулинарии (фитнесе)».



Например, модная или fashion-реклама?



Под «модной рекламой» мы можем понимать:

• модный – популярный: новый формат рекламы, который набирает популярность у рекламодателей (например, нативная реклама у блогеров),

• модный – популярный: конкретный рекламный ролик чего-либо (авто, магазина мебели, ресторана и т.д.), который набирает популярность в интернете,

• модный – своеобразно эстетичный: жанр рекламы, который демонстрирует продукты индустрии моды – одежду, аксессуары, парфюм и т. д.



Под «fashion-рекламой» мы понимаем только третий вариант – жанр рекламы, который демонстрирует продукты индустрии моды – одежду, аксессуары, парфюм и т. д.




Что такое «стиль»?


«Стиль – это некий уникальный паттерн проявления содержания в конгруэнтной форме» – так мне написала моя подписчица, которая работает преподавателем в школе стилистов. Это определение я не могу осмыслить до сих пор. Давайте отбросим сложные объяснения и разберемся, что же означает слово «стиль».



ПРОИСХОЖДЕНИЕ



Термин «стиль» – многозначный, применяется в разных сферах. В широком смысле,стиль —это характерный вид; разновидность чего-либо, выражающаяся в каких-либо особенных признаках, свойствах.

В каждом виде искусства это понятие сужается. Например, существуют функциональные стили речи в литературе: разговорный, научный, официально-деловой. В архитектуре тоже есть стили: романский, готика, барокко, рококо, конструктивизм. В хореографии: джаз, модерн, контемпорари.

В модной терминологии я выделила четыре кластера значений этого слова.



1. Стиль – то, что проверено временем; эталон, гармония



Стиль – это некие устойчивые представления о гармонии, красоте, являющиеся противоположностью быстро меняющейся моде. Слова «мода» и «стиль» употребляются как антонимы – мимолетное и стабильное. Мода – это постоянные эксперименты и спорные варианты, изменения от сезона к сезону, а стиль – это стабильные представления о красоте, пропорциях, цветовых сочетаниях, которые проверены временем.

Например, сочетание черного и белого – это стиль, классика. Это красиво, приемлемо для большинства людей, популярно на протяжении долгих веков. А сочетание красного и розового вызывает непонимание и даже возмущение. Это сочетание бывает модным лишь изредка.

В этом значении слову «стиль» синонимичны термины «классика» (читайте статью «Что такое классика?», значение №1) и «вкус» (читайте статью «Что такое вкус?», значение №2).



«Мода приходит и уходит, а стиль остается». (Коко Шанель)



«Стиль – это тот эталон, который со временем, как хорошее вино, становится все более изысканным и привлекательным». (А. А. Кулешова)



Когда мы используем прилагательное «стильный», то имеем в виду именно это значение. «Стильный комплект» – значит, приятный глазу, гармоничный. Нам нравится, как сочетаются цвета, текстуры и фактуры, объемы и формы. «Стильный человек» – умеющий подбирать одежду, которая идет его фигуре, внешности, гармонично на нем смотрится.



2. Стиль – узнаваемый почерк, эксклюзивность



В графическом дизайне есть такое понятие как «фирменный стиль» – это визуальные элементы (логотип, шрифт, цвета и т.д.), которые помогают компании выделиться на фоне других и запомниться клиентам. У художников и писателей бывает уникальный, свойственный только им, стиль написания картин или текстов. Так и у некоторых модников, дизайнеров и брендов может быть фирменный, узнаваемый стиль – характерные только для них особенности дизайна костюма или составления комплектов.

Например, Анна Пьяджи, Айрис Апфель, Карл Лагерфельд, Диана Перне вывели свой персональный стиль на такой уровень, что он стал уникальным, узнаваемым. А дизайнеры Доменико Дольче и Стефано Габбана сами одеваются весьма скромно, но создают такие модели для своего бренда, которые не спутать с продукцией других модных домов.

Кстати, стилисты часто обещают клиентам найти «уникальный стиль» – но это нужно немногим людям, как правило, публичным или творческим. Например, ведущим мероприятий или начинающим артистам – чтобы выделяться на фоне конкурентов. Большинству людей необходимо лишь скорректировать персональный стиль, чтобы выглядеть гармонично.



3. Стиль – особенности костюма



Стиль – это некоторые особенности костюма, узнаваемая манера одеваться отдельно взятого человека или группы людей. Те характеристики, по которым мы отличим одного человека от другого, например, специалистов разных профессий, жителей разных стран и т. д.



3.1. Персональный (личный, индивидуальный) стиль – личные предпочтения, набор привычек



Слышали когда-нибудь выражение «это в его стиле»? (Также можно встретить варианты «это в его вкусе», «это в его манере»). Это значит, что у человека есть некие предпочтения, привычки, которые выделяют его на фоне других людей.



«Пришел с пустыми руками! Да, приходить на День Рождения без подарка – это так в его стиле!»



Бывают различные предпочтения и привычки, которые проявляются в выборе одежды, манере нанесения макияжа и т. д. Например, баба Маня с первого этажа всегда носит красные бусы, а баба Тома со второго этажа – красные туфли. Одна предпочитает однотонные юбки, другая – в цветочек.

Благодаря таким привычкам мы отличим одного человека от другого, не видя его лица. Кстати, именно персональный стиль помогает людям, страдающим прозопагнозией (расстройством, при котором человек не распознает лица), запоминать и узнавать своих знакомых. Этот феномен хорошо продемонстрирован в фильме «Лица в толпе» с Милой Йовович в главной роли. Героиня перестала узнавать своего мужа. Чтобы не спутать его с кем-то другим, она зарисовывает в блокнот детали его костюма.



Можно услышать мнение, что не у всех людей есть свой стиль в одежде:



«Часто произносят фразу „Это не в моем стиле“. Она подразумевает, что у девушки есть некий собственный стиль. А его, как ни обидно, скорее всего, нет». (Ванда Вонг)



Возможно. Но в таком случае человек либо ходит голым, либо он никак не участвует в выборе своей одежды (малолетние дети, например). Если же человек самостоятельно выбирает себе одежду при покупке, ежедневно составляет свои комплекты – значит, у него есть какие-либо характерные только для него привычки, предпочтения. Персональный, индивидуальный стиль есть абсолютно у каждого человека.




Конец ознакомительного фрагмента.


Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/nataliya-ksenchak-32117963/fashion-slovar-samye-zaputannye-terminy-v-mode-67798490/?lfrom=390579938) на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


Fashion-словарь. Самые запутанные термины в моде Натали де Шан
Fashion-словарь. Самые запутанные термины в моде

Натали де Шан

Тип: электронная книга

Жанр: Языкознание

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 30.07.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: До появления этой книги не существовало ни одного словаря, который бы давал объяснения таким популярным, но таким сложным словам как «мода» или «стиль» с точки зрения многозначности. Fashion-словарь ответит на самые сложные вопросы: бывает ли вкус в моде врожденным? Чем винтаж отличается от ретро? Есть ли отличия между жакетом и пиджаком? С fashion-словарем вы разберетесь с самыми запутанными, многозначными и абстрактными терминами и станете настоящим профессионалом мира моды!

  • Добавить отзыв