Правовое сознание
Александр Германович Маклер
В книге рассматриваются актуальные вопросы правовой грамотности. Она помогает лучше узнать свои права, обязанности и способы их защиты. Также в книге можно найти информацию об основных нормативно-правовых актах, которые регулируют отношения между людьми. В современном мире каждому человеку необходимы правовые знания. Они помогают ориентироваться в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны. Правосознание – это система правовых взглядов, теорий, идей, представлений, чувств и прочего, которые выражают индивидуальное и коллективное отношение к существующим правовым явлениям, поведению и восприятию.
Александр Маклер
Правовое сознание
Глава 1
Исторический очерк развития права в России
Разумно начинать решение любой проблемы с рассмотрения ее концептуального вопроса о происхождении. Основные этапы развития право в Российской Федерации, происходили одновременно с развитием экономики и самого государства. Совокупность различных явлений в определенный период истории, формировал будущее общество в стране. Факторы культурного, политического, религиозного характера определяли особенности политико-правового режима в стране. Строение государственной системы началось с V века, во времена разложение родоплеменного строя славян. Господствуют обычаи так называемое архаическое право. Государственная структура начинает формироваться из ряда факторов, племенные разногласия, групповые походы за добычей и рабами в таких явлениях проявлялись отличившийся воины, которые в будущем облекались властью и особыми полномочиями. Вокруг высокопоставленных личностей, которые избирались исключительно по способностям и воле на определенный период. Формировались группы, которые и в дальнейшем служили предводителям. Что следовала развитию военного процесса, судебных функций и т.д., заменяя при этом родоплеменные уставы на демократические.
Современные личные права и свободы человека:
– Право на жизнь (ст. 20);
– Право на охрану достоинства (ст. 21);
– Право на свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища (ст. 22, 23, 25);
– Право на определение и указание национальной принадлежности (ч. 1, ст. 26);
– Право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26);
– Свобода передвижения (ст. 27);
– Свободы совести и вероисповедания (ст. 28);
– Свобода мысли, убеждений и слова (ст. 28, 29).
Вышеуказанные формулировки личных прав человека свое начало брали с периода становление демократических устоев. Образовавшая военная демократия, начинает менять общество, управленческие решения уже не имели воли одного вождя или народного собрания. Помимо, них в своих интересах стали действовать вооруженные группы, дружинники.
Человеческая цивилизация прошла через множество эпох, формируя в своей психике символико-знаковую систему интерпретации действительности, нашей реальности. Семиотическая структура символа, является основной деталью нашего сознания, треугольник Г. Фреге, «знак-значение-предмет» показывает, как протекает мыслительный процесс, чтобы определить форму или движение какого-либо предмета.
Знаковая система является миром чисел, в котором живет человек, каждая цифра для человека отождествляется. Не только определённым числом, но и знаменательной датой, произошедшей когда-либо в его жизни. Самый значимый этап для формирования конструкции психики человека произошел при появлении чисел. Одно из первых знаковых изображений чисел было обнаружено археологами в египетской и шумерской культуре. До этих времен, как утверждают специалисты, использовался счет в устной форме.
Современная цифра приобрела новую природу – «цифровизация» (закономерный этап развития общества).
Цифровизация имеет широкое понятие, оно включает в себя такие понятия. Как цифровая преступность, цифровая культура, цифровая гигиена, цифровая смерть, даже цифровое бессмертие и т.д.
Цифровизация:
– Новая реальность, динамичное совершенствование технологий, упрощение коммуникаций, взаимоотношений человека в пространстве цифровых платформ.
– Глобальный процесс, охватывающий полностью жизнедеятельность человека со взаимодействием технологического прогресса.
Древний философ Пифагор, отмечал еще в древние времена, что каждые 10 000 лет на Земле повторяется заново. Существует определенная адская петля, в которой все возвращается, обратно на пути своя. Мудрец в своих речах, часто говорил, что все можно выразить цифрой, что остается актуальным до сих пор, с его убеждениями сложно поспорить, но какие интерпретации подразумевал в то время философ. Неизвестно, так как у социального общества нет единого мировоззрения и понимания мира. Но очевидно, что он был прав. Любое действие можно выразить с помощью математики, любую траекторию процесса можно определить с помощью чисел.
Мировоззрение человека изменяется при каждом влиянии внешней среды, все это происходит от привычки. Выработал в себе древний человек, чтобы выжить. Он каждый раз при появлении новой проблемы, приспосабливался к ситуации и выживал, поэтому такой триггер на бессознательном уровне человека до сих пор существует.
Человек благодаря многочисленным испытаниям, прошедшим за все время его существование. Создал из своего многослойного опыта с противоречивостью внешнего и внутреннего миров – обособленную целостность.
1. Аграрная эпоха – культивирование растений началось 12 000 лет назад, человек смог выйти на новый уровень. Мог уже поддерживать запасы продовольствия для себя.
До этого его пути формирования завесили от внешней среды, один из факторов для появления культуры являлось глобальное потепление. Предки человека до сельскохозяйственной эпохи:
– Дриоптеки (25 млн. лет назад) – создание социальных групп(стадность);
– Австралопитеки (3,5-4 млн. лет назад) – прямохождение, мозг – 500 куб. см;
– Человек умелый (1,5 -2,7 млн. лет назад) – обработка камня с целью изготовления орудий, мозг – 600 куб. см;
– Архантропы (1,2 – 0,2 млн. лет назад) – использования огня, жизнь в пещерах, мозг достигал 1000 г.;
– Палеоантропы (неандертальцы) (0,13 – 0,3 млн. лет назад) – зачаточная речь, изготовление сложных орудий труда, племенные отношения, мозг 1500 г.;
– Неоантропы (кроманьонцы, человек разумный) (0,2 – наше время) – членораздельная речь, общественный труд, одомашнивание растений и животных.
Произошедшие этапы до наступления аграрной эпохи – закономерны, в которых видны масштабные изменения личностных качеств человека, ценностей и форм его тело.
2. Индустриальная (промышленная) эпоха – преобладание промышленности 18 век, создание новых технологий, железных, автомобильных, воздушных путей сообщения. Способствовало новому расширению конструкции психики человека и становление его мировоззрения в иной плоскости мира.
3. Информационная эпоха – революция технологий 20 век, электроника, компьютеры, цифровые сети. Появление сфер услуг, информационная экономика, широкое применение информационных технологий. Доступность к любой информации благодаря Всемирной сети Интернет. Воздействие информационной эпохи привела к изменению социальной культуры.
Каждая из эпох повлияло не только на индивида, но и на само общество. Аграрная эпоха укрепила социальные отношения в племенах и между племенами, промышленная эпоха усовершенствовала местообитание социальных обществ и развитию технического прогресса. Информационное воздействие уже привело общество к социальному значению в обществе, разделяется труд на физический и умственный. Доступность к творческому развитию и повышению ценности к искусству.
Современное общество перешло в цифровую эпоху в сравнении с другими этапами развития человечества. Цифровизация не будет такой длинной как предыдущей, но она будет самой влиятельной из всех, что повлияет на глобальное изменение человеческого мировоззрения.
Действительность человека, мир в котором он живет. Берет свое создание по последней неопровергнутой теории Большого взрыва Стивена Хокинга. Описывающее раннее развитие Вселенной, продолжительностью миллиарды лет, которая миллионы раз видоизменяла формы и свои свойства.
Сложный процесс перевоплощений поверхности Земли привел к рождению генетического кода и информационного поля. Процесс от взаимодействия экосистем и биосферы привело к полному изменению генетического состава.
В такой динамике формировался биологический организм человека. Согласно, теории эволюции Чарльза Дарвина, он имеет естественный процесс развития. Изменения происходят от внешних факторов, что отражаются на форме организма. Изменения биологического тела первоначально происходило в жесткой среде обитания. Современный человек потерял бы шансы на выживание, но ему бы помогли выжить объедение в группы и социализация.
Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему. Вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками. Позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
Процесс социализации в России носит огромный ряд событий, военная демократия стала последним этапом первобытного общества. Социальная иерархия постепенно расширяется, появляется иерархия материальных ценностей и управленческая линия. С огромными привилегиями и полномочиями власти. Разделяя материальные и управленческие функции слоев общества. Лидерство принимает политический характер, стоящей выше над обществом и принимает самостоятельно важные стратегические и экономические решения.
Тем не менее лидерство чаще всего выходило за рамки дозволенного, ведомые алчностью. Они совершали ужасные поступки, внешние и внутренние конфронтации повлияли на создание определенных союзов. Консолидация возникала при противостоянии интересов и агрессии. Группы людей формировались не только для военной мобилизации, но и для общественных работ, что подразумевала собой. Контроль за соблюдением принятых правил и в будущем для собирания налогов. У славянских, азиатских и ряда европейских племен, подобные группы назывались десятичные организации. Вскоре они выступали в роли административных инструментов, регулятор во внутренних отношениях общества.
В процессе социальная структура вырабатывает за десятки лет более рациональные традиции и обычаи. Они несут в себе основу контроля и регуляции общественных отношений, что и стало фундаментом формирования правовых норм поведения гражданина. Нормы поведения, обычаи передавались в устной форме, возникновение писаного права возникло в Киевской Руси, начало десятого века.
После того как произошло слияние крупных славянских и финских племен в Киеве. Образовалось древнерусское государство, в котором создается новая форма управления. Система управления становится оплотом будущего право, властители в такой системе. Одновременно осуществляют и административно-судебную власть над населением, политическая власть становится атрибутом земельной собственности. С появлением государство старые устои обычного права перестают продуктивно регулировать социальные и имущественные отношения. Для укрепления государственного влияния начинают возникать новые правовые формы, которые начинают издавать в печатном виде, первым писаным правом стала «Русская Правда».
Появление законодательства государства укрепила влияние власти, но в двенадцатом веке киевское государство распалось. Причиной утрачивание господства власти становится натуральное хозяйство. Позволило обеспечивать себя всем жизненно необходимым. Начало периода феодального разделения, происходит от выделения земельных участков за государственную службу. Отрицательно повлияло в будущем на авторитет государственной власти. В будущем раздробление Руси происходило на различных территориях на принципах наследственной собственности. Возникали отдельные, суверенные княжества, они одновременно правили и владели территориями, имея право распоряжаться ими. Отчуждение государственного суверенитета, укрепило влияния феодализма в политических, административных, судебных и налоговых сферах.
Последующие века расширяли законодательную базу.
– XV – XVI вв. – объедение русских земель и установление власти единого монарха над территориями Руси (Рюриковичи). Монарх стал единоличным носителем военных, внешнеполитических, судебных и иных функций. Политическое объединение было ускорено борьбой за национальную независимость и против внешней агрессии. Образования унитарного государства произошло на почве феодализма и многонациональности. Ранние законодательные нормы объединялись в единую и самостоятельную правовую базу, действующую на всей территории государства. В этом столетие активно развитие произошло в уголовно-правовой области, появились процессуальные кодексы (судебники). С помощью которых унифицировалось порядок судебно-административной деятельности.
– XVI-XX вв. – развитие юридического, институционального процесса под единую власть монарха. Олицетворял единство политических, национальных, нравственных и религиозных устоев. Между тем допускалось представительство власти боярского сословия, формирования Боярской Думы, на которых заседали мужья аристократического происхождения. Они помогали царю решать коренные вопросы внешней и внутренней политики. Рассматривал законопроекты, вершили высший суд. Появление Земских соборов, в которых участвовало более широкие слои населения. На них решали вопросы внешней политики, о международных договорах, проблемы финансов и налогового обложения, принятия законодательных актов, проведения внутренних реформ и т.д. Отдельно от остальных сословий, сформировалось и местное самоуправление. Они представляли интересы царя, помогали в управлении казны, исполнительные функции государственных нужд. После политического, территориального и юридического объединения государства, сложился бюрократический аппарат управления и система общегосударственных налогов. Возникла регулярная армия и различные социальные общества для поддержания интересов государства.
Следующий этап преобразования правового изменения произошел при объявлении России империей. В стране оставались процессы укрепление феодальных порядков и крепостного права. Реформы того времени, преобразовали функции нового управления, учреждены были министерства с самостоятельным органом управления. Повысился профессионализм чиновников, разделение компетенции между органами и исполнительными функциями, соподчиненные структуры и границы ответственности. В 1722 г. ввели Табель о рангах, что унифицировал и систематизировал государственную службу в армии, флоте, гражданской, придворной ведомостях. До девятнадцатого века было составлено более пятидесяти актов. Для чиновников был составлен Свод Законов Российской империи, после стали формироваться специальные отрасли права, некоторые нормы копировались из зарубежного законодательства. Развитие капитализма сыграло развитию новых социальных классов, после революции в 1905-1907гг монархизм стал терять свое влияние.
– XX-XXI вв – Буржуазия на фоне развития капитализма, разрушила старые устои, частная собственность. Свобода предпринимательской деятельности и равные права в обществе, стали главными принципами нового времени. В 1917 году структура монархии была уничтожена. Старый политический режим был свергнут, начались попытки построения буржуазно-демократического государства. Демократии пытались достичь равноправием граждан. Люди без профильного знания принимали решения государственных и общественных дел.
Были предприняты базовые демократические свободы для всех слоев населения страны:
– Свобода передвижения;
– Свобода выбора места жительства;
– Свобода слова, печати;
– Свобода собраний, профессиональных союзов;
– Равноправие солдат;
– Свобода поступления в учебные заведения и на государственную службу;
– Право приобретения имущества в собственность и т.д.
Борьба за власть после крушения монархии продолжалась, меняя при этом развития правовых направлений. Новая власть не смогла справиться с объемами управленческих задач, что привело к экономическим кризисам и политической неспособности власти. Привело к диктатуре и развитию права на основе принципа целесообразности и классового подхода. Политический режим образует бюрократическую систему, интересы отдельной личности, как правило, продолжали приноситься в жертву государственным интересам, что приводит в итоге к ущемлению свобод и прав человека. Реальная власть оставалась привилегией узкого элитарного круга. На фоне политических изменений законодательство развивалось в сторону гуманизма. Гражданское право сформировалось в соответствии, в происходящей реальности, но происходили проблемы при реализации норм в практике.
В 1987 году в стране произошла Перестройка, где курс был направлен на создание гражданского общества, правового государства и провести конституционную реформу. Строительство буржуазно-либерального государства устанавливало гарантии реализации политических свобод и прав граждан; расширило хозяйственную самостоятельность предприятий и создало новые формы предпринимательской деятельности. В 1993 г. была принята новая Конституция РФ, которая установила в нашей стране президентскую республику. В советский период приняты три конституции СССР – 1924, 1936, 1977 годов и четыре конституции РСФСР – 1918, 1925, 1937 и 1978 годов. Конституция РСФСР 1918 года юридически закрепила существующую государственность и предполагала развитие социалистических общественных отношений. В стране появилась рыночная экономика, изменились структуры общества и социальные отношения, тенденции расширения отраслей, институтов и подотраслей права.
Глава 2
Правосознание
Одно из самых важных направлений для исследований в науке является правовая социализация. Формирование правого сознания у подростков самая актуальная проблема в обществе. Требует повышение эффективности их социально-психологической адаптации к окружающей среде. Глава 2
История формирования современного правого государства содержит не только личный опыт, но и обычаи других стран. Влияние римского право и древнегреческой правовой базы смогло усовершенствовать государственную систему и контролировать порядок в стране. Первоначальный общинный строй нашего народа является оплотом формирования правового государства, что складывалось на основе моральных заповедей, царизма. Монархия использовала юридические инструменты, право имело характер прикладных, эмпирических, социальных и психологических функций, в целях подавления бунтов и регулирования общества. Со временем правовой процесс перерос в более качественную систему, а после перестройки перешел к развитию гражданского общества и правового государства.
Формирование правового сознания в таком сложном историческом процессе является не простым явлением, а целостной системной организацией. Развитие сознания человека происходит при результате формирования биологического тела человека. Согласно, теории эволюции открытая Ч. Дарвином, вышеуказанный процесс имеет естественные течения развития, причиной изменения которого происходят от внешних факторов, что отражаются на форме организма. Изменения биологического тела первоначально происходило в жесткой окружающей среде обитания.
Окружающая среда:
– Биосфера – оболочка Земли, включающая живое вещество и среду его обитания. Сложно организованная, устойчивая, саморазвивающаяся система. В ней происходит непрерывный обмен веществ живых организмов с окружающей средой (воздухом, водой, почвой, солнечной энергией) и между собой.
– Ноосфера – высшая стадия в эволюции биосферы. Взаимодействие социального общества и природы. Земля обретает систематизацию, который, берет на себя ее дальнейшее развитие, создает гармонию природы и общества.
– Антропосфера – стадия эволюции биосферы.
Круговорот веществ и энергии в природе – цикличен. Существует два основных круговорота:
– Большой – геологический круговорот, образовался с образованием Земли. Цикл обусловлен взаимодействием энергий Земли и Солнца. Пример процесса геологического круговорота происходит в виде разрушения гор, частицы которых напластываются в другом месте за счет переноса водными ресурсами или ветром.
– Маленький круговорот веществ – исходит из большого круговорота, один из примеров – вода, она испаряется с любых поверхностей, накапливается в атмосфере и выпадает в виде осадков. Называется цикл – биогеохимическим круговоротом веществ, происходящим во всех экосистемах биосферы.
Естественная среда параллельно директивы на биологический организм изменяла водный и бактериальный баланс Земли. За счет эволюционного процесса появляются производственно-бытовые отходы. Выделяются в чистом виде металлы и многие другие вещества, которые не существовали ранее. Система мироздания в первоначальные времена была нестабильной и непредсказуемо менялось. Поэтому, процессы возникновения саваны, млекопитающих способствовали естественные взаимодействия с природой.
Вышеперечисленные компоненты являются началом зарождения нашего сознания.
Человек – эволюционный продукт, приспособленный, выживший организм в окружающей среде. Естественная среда, как и человек, динамично эволюционировали, данные видоизменения происходили очень медленно.
– 13,7 миллиарда лет назад – произошел «Большой взрыв», благодаря феномену возникла Вселенная. Появились космическая пыль, из которой образовывались галактики, звезды и непосредственно планета Земля;
– 4,5 – 3,7 миллиарда лет назад наша планета была иной. Зеленые океаны, оранжевое небо, черная суша. Деревья были маленькими, меньше одного метра, по планете царствовали грибы-прототакситы. Они имели форму грибковой ноги, без шляпки, как у обычных грибов. Их высота составляла более шести метров, а ширина не менее одного метра. Был другой мир, другая гармония, другая жизнь:
1. Зеленые океаны – причиной зеленого цвета морской воды, были железные образования в морской воде.
2. Оранжевое небо – атмосфера была насыщена метаном, за счет соединения солнечных лучей с ним; отражались оттенки оранжевого света.
3. Черные континенты – вулканы, чаще извергали свои лавы, чем сегодня, поэтому и земля была покрыта застывшей черной по цвету лавой.
– 3.7 – 0.4 млрд. лет назад, планета Земля меняла свой цвет от фиолетового до зеленого цвета и была белой в период ледникового периода:
1. Фиолетовый цвет был связан с тем, что поглощение света происходило через сетчатку водорослей. Океаны были покрыты достаточно толстым слоем серы, что придавали оттенки фиолетового цвета;
2. Белый цвет – ледниковые периоды, они сопровождались регулярными извержениями вулканов, наполняя атмосферу пеплом и смешивая лед, снег и пепел в одну грязную бело-сероватую массу;
3. Зеленый цвет – солнечный свет поглощается растениями, через зеленый пигмент, окрашиваемый хлоропластами растений в зеленый цвет.
– 0, 4 – 0, 1 млрд лет назад произошли глобальные химические изменения планеты, причиной были кислотные дожди. Они растопили ледники, что способствовало повышению уровня воды на планете. Океан стал вместилищем биологических процессов, лабораторией по созданию первой жизни на Земле. Ученые определяют этот период – Кембрийским взрывом. Оно способствовало образованию эпохи «кислорода», где появились наши первые биологические предки;
– 0.1 млрд лет назад – наше время. Кислотные дожди за сто тысяч лет отравили океан, процесс создал жизнь. Первое время в атмосфере преобладал углекислый газ, за счет которого планета стала покрываться саванной.
Земля зажила другим миром, наполнялась зеленью и млекопитающими. Когда мы (модифицированные гены) вышли из воды, наш биологический организм стал адаптироваться к другому миру. Саванна потребовала больших физиологических изменений и наращивание системы адаптации к окружающей среде.
Впоследствии биологический организм приобретает новые способности: обоняние, зрение, слух, клыки, когти и т.д. За счет которого, выживали и развивались виды.
Человек является частью биосферы Земли, и его естественные взаимодействия происходят в ее пределах. Тело человека, системный эволюционный продукт, разделяется на физиологические и психологические стимулы – реакции. Они способствуют управлению существования организма. Совместное проживание людей для удобства развили нравственно-этические закономерности, включающие в себя идеологические культуры.
Культура – информационно-алгоритмическая система. Исторически сложившейся социальное общество создало системный путь развития цивилизации с абстрактным дальновидением будущего.
Генофонд – носитель информации эволюционного пути, содержащий в себе автоматизированные естественные процессы выживания и размножения нашего вида. Архив древних файлов хранится на бессознательном уровне. Основа древних механизмов состоит из агрессии, страха смерти и размножения. За счет мутации генов живой организм адаптируется к окружающей среде, порой видоизменяя себя полностью.
Одни из первых микроорганизмов населяющею землю – микробы. Они преобладают в биосфере своей многочисленность по сравнению с другими организмами. В человеческом организме выполняют функции подержание биологических органов и тканей в здоровом состоянии. Они находятся в спящем режиме и активируется при подаче сигнала от центральной нервной системы, а в случае угрозы, включается процессы исцеления поврежденного органа.
Процесс разделения однородных клеток произошел около 600 млн. лет назад, до этого времени были простейшие бактерии и сине-зеленные водоросли в океане, они впоследствии эволюционировали в растения и в живые существа.
Древние микроорганизмы для выживания от нападок внешних условий, использовали различные мутации. Одни из бактерий выработали жгутики, которые помогали движению в пространстве. Размножение бактерий происходило от спор при разрушении микроорганизма или прекращения ее жизненного цикла, споры выходили из оболочки и перерождались.
Одним из важных факторов выживаемости бактерий была их возможность поглощать питательные вещества из любых источников – земли, воды, воздуха и т.д.
Докембрийская эра имеет водное происхождение микроорганизмов, постепенно мельчайшие организмы объединялись. Создавая многоклеточные структуры, а позже вышли на сушу. Считается, что ближайшим предком земноводных, являются рыбы.
Ученые до сих пор не придут к общему мнению, какое многоклеточное существо стало предком рыбы. Есть мнения, что рыбы произошли от кольчатых червей, другое утверждение, что рыбы произошли от пауков, сухопутных существ.
Причиной гипотезы о сухопутном происхождении рыб были находки останков кистеперых рыб. Считавшиеся вымершими одновременно с динозаврами. Один вид латимерий открыли в 1938 году, а второй в 1997 году. Рыбы были со звериными мордами, лапами и покрыты чешуёй. Ученые полагают, что от древних кистеперых рыб произошли двоякодышащие рыбы и земноводные существа.
Рыбы относятся к классу хрящевых и костных. Основная группа позвоночных животных существуют только в водной среде. Некоторые виды способны ненадолго покидать воду, выходить на сушу (летучие рыбы, рыба-ползун).
Сегодня открыто более 30 тысяч видов рыб. Учеными ежегодно обнаруживаются до сотни новых видов, и они открывают все новые и новые виды.
Предками рыб были хордовые, пикайя, остатки которой находят в кембрийских пластах. А в пластах ордовикскийского периода находят первых рыб, остракодермы. Покрытые костными пластинами (панцирные рыбы). В самый длинный период в палеозоймкой эры – девонский период, в нем появились древние костные и хрящевые рыбы – кистеперые и двоякодышащие, позже пластинокожие рыбы (плакодермы), позвоночные, с развитыми мощными челюстями.
Двоякодышащие и кистеперые рыбы считаются предками сухопутных животных. До наших дней дожили три группы таких рыб, они обитают в пресных водоемах в тропиках Африки, Австралии и Южной Америки. Данный вид рыб, ползая по дну океана охотились за добычей, наращивая себе мощную челюсть и легкое.
С появлением конечностей, легких – двоякодышащие и кистеперые рыбы стали выходить на сушу в поисках пропитания (моллюсков, членистоногих). Происходили необратимые изменения от рыб к рептилиям, млекопитающим и человеку.
Если бы не случилось глобального похолодания, 30 млн. лет назад, многие группы приматов могли выжить, человек мог быть другой формы и существом. Отмечу, что можно также сказать и о других катаклизмах, которые случались при формировании нашей планеты. Если в естественный процесс в каком-либо моменте задержался или отклонился на несколько числовых делений. Неизвестно, чтобы было, но сейчас нам известно, что наши предки – поселенцы Африки, Америки и юга Азии.
Человек – биосоциальное существо, которое обладает разумом и сознанием, его внутренняя целостность состоит из противоречий и представлений о действительности. Его способности ограничены и подчинены природной закономерностью. Он не волен выбирать время и место рождения, родителей и имеет короткую жизнь.
Стоит заметить, что одно из уникальных явлений эволюции – сознание, оно является познавательным процессом. Мы его не можем исследовать на материальном уровне, но можем создавать множество экспериментов, чтобы исследовать познавательный процесс.
Чтобы разобраться с понятием сознание, требуется к его разъяснению подходить издалека. Мы знаем, что психика человека состоит из следующей структуры:
– психические процессы;
– психические состояния;
– психические свойства.
Психические процессы – многоуровневое понятие, интерпретируется условным обозначением психических явлений. Направленных на познание окружающей действительности. Сознание, является процессом познавательным по своим функциональным способностям, в соответствии с исследованиями.
Познавательные: ощущение, воображение, восприятие, воздействие, мышление, внимание, речь.
Психика – субъективно в объективном отражает внутреннюю картину мира. Одно из нематериальных функциональных свойств поведения и деятельности человека, благодаря которой индивид через сознательную функцию становится личностью и имеет рефлекторный характер.
Сознание имеет разностороннее понятие, источники различных наук интерпретирует его по-разному. Естественные науки, например, физиологи, рассматривают сознание, как механизмы функционирования, переработки поступающей информации, медицина – акцентирует на нормальном состоянии высшей нервной системы. Социально-культурные науки видят более обширно, в социологии, сознание, определяется как рациональное, противоположно стихийному. А. Эйнштейн, говорил, – изменения состояние сознания – это не магия, а психология, а, скорее всего – физика. Австралийский философ Д. Чалмерс, видит сознание, как основу нашего существования и величайшей загадкой во Вселенной. Юриспруденция о сознании, говорит вот так: сознание – вменяемость человека, который способен отдавать отчет в действиях и поступках. В древние времена философ Рене Декарт близко выразил свое состояние, согласно пониманию сознания, «Я мыслю, следовательно, я существую». Первым, кто заинтересовался сознанием, был немецкий физиолог, Э. Дюбуа-Реймон. Для сознания являлась таинственной инстанцией, за счет которого, функционирует организм человека. А. Р. Лурия, видел сознание в системе кодов, исходящих из головного мозга. Таким образом, со временем понятие преобразовалось в такое понимание, что головной мозг моделирует внешний мир, реальность.
Научная психология определяет сознание следующим образом:
– Сознание – продукт работы мозга. (И. М. Сеченов)
– Сознание – высшая форма отражения объективной действительности. (К. Ясперс)
– Сознание – осознаваемое то, что лежит на поле внимания. (Э. Титчер)
– Сознание – поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются. (У. Джеймс)
– Сознание – элемент человеческой психики, который включает себя бессознательное, определяет работу сознание и поведение человека, ядром является половой инстинкт. (З. Фрейд)
– Элементы сознания – ощущения, образы и чувства. (В. Вундт)
Проблема понимания определения сознания на сегодняшний день не имеет общего обозначения и являются совершенно разными вещами, противоречивая друг друга.
Сознание – это понимание вменяемости индивида при выборе определенных действий процессов психики. Интегрирует субъективное представление о мире, и о своем месте в нем, отражая объективизм.
С древнейших времен попытки взаимодействия людей и передача накопленного опыта. Побуждало человека развивать коммуникации, нормы поведения в обществе, которые преобразовались в традиции, культуры. Познавательные процессы психики в течение долгого времени выстроили общую картину сегодняшнего мировоззрения и человеческой деятельности. Психологические направления рассматривают сознание под разным углом к примеру, бихевиоризм, основоположниками которой являются – Д. Уотсон, Э. Торндайк, возникшее в США в начале XX века. Предметом изучения является поведение человека, под которым понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Сознание не рассматривают как высшую форму психики, относят ее к определению поведения. Трансперсональная психология, о сознании, говорят, как, о более множественном спектре состояний. Школа современной зарубежной психологии, видят сознание в целом образе, т.е. гештальт. З. Фрейд, основатель психоанализа, акцентировал свое учение на бессознательном. Он личность разделил на Я(сознание), Сверх-Я(подсознание) и Оно (бессознательное).
– Я – разумное начало индивида. Основные функции Я – познавательные и регулирующие. З. Фрейд относил Я к восприятию и сознанию человека, которое устанавливает контакт с внешним миром.
– Сверх-Я представляет собой систему культурных норм и ценностей, созданные обществом. Окружающими людьми в раннем детстве, являющийся регламентом поведения человека в социальной среде. Психотерапевт Сверх-Я представлял, как определенный психический процесс, который наблюдал о соответствии соблюдения определенных идеалов. Процесс регулировался положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями, в случае несоответствия соблюдения определенных форм поведения.
– Оно – биологические потребности или инстинктивные желания, вытесненные желания. Побуждают удовлетворить потребности, поощряя получением удовольствия.
Одним из важных психических процессов в личности происходит при наличии конфликта Сверх-Я и Оно. Конфликт подразумевает вражда процессов, заложенных природой с новообразованием, что человек развил после рождения, культурой цивилизации, морально-эстетических норм. Роль Я, является сознательным выбором позиции, между взаимоотношениями конфликтующих инстанций. Когнитивная психология рассматривает сознание, как познавательный процесс, который управляет психическими и биологическими системами человека.
Сознание, является активностью психики человека, познающая субъекта в действии. Система знаний об окружающем мире и о себе, система самоорганизации и хранительница мыслительного процесса в определенный промежуток времени.
Если говорить бытовым языком, то наша реальность имеет субъективный характер, благодаря психическим процессам. Мы можем ощущать, чувствовать, видеть, поэтому мы мир воспринимаем по-своему. Чем больше наполнен наш внутренний мир, тем ярче наша реальность.
Многие психологи утверждают, что человек не всегда говорит, о том, что думает. Мало того, но они даже не все знают, о чем они думают. Наши сознательные процессы эволюционировали за несколько тысяч лет. Вместе с ними расширились процессы воздействия на подсознательном уровне. В итоге мы можем сказать о важности высшей формы психики, как сознание, в нашей жизни. Она выполняет важные функции для будущего развития цивилизации.
Функции сознания:
– Отражательная – познавательная система, память;
– Оценочная – оценивая событий и самого себя;
– Креативная – творческая деятельность, создание, изобретение.
Сознание – уникальный феномен(система) во Вселенной, который не закончил на сегодняшний день своего конечного формирования и является до сих пор загадкой для научного мира. Сознание является эволюционным продуктом, который образовался в нашей голове. За счет трансформации нейронной сети нашего головного мозга и в итоге является центром управлением выбора важных физиологических и психических изменений. Разбирая правосознательность с психологического, мы наблюдаем взаимодействие психических механизмы, которые выполняют определенные функции для жизнедеятельности человека.
Правосознательность в психологии – это психологическая основа реализации права в обществе. Оно неразрывно связано с базовыми ценностями данного общества, которые охраняются правом.
Структурно-функциональный процесс правового сознания имеет сложную конструкцию, имея социальные, физиологические, эмоциональные и другие содержащие в себе аспекты. В таком механизме главную роль выполняет ориентационное регулятивная система, она влияет на общую и причинно-следственную связь в социуме. Правосознание является той формой чувствительного действия, что осознает явления с признаками правовых действий и поведения в обществе. Она состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Правосознание является формой индивидуального, общественного сознания
Функции правосознания:
– Оценочная;
– Регулятивная;
– Познавательная;
– Прогностическая.
Правая наука предназначена для регулирования отношений в обществе, что не может иметь значения, играть высокую роль исследования вопроса бытия и исследования высших функций психической деятельности. Перейти к более насущным делам онтологии, необходима воззрение гуманности и действительной справедливости. Задачами развития правового сознания и этики является выработка совершенной конструкции с нормами, тождественными с реальной жизнедеятельностью общества.
Качественное решение проблем личности, общества, право и государство зависит от правовой грамотности общества.
Глава 3
Психологические типы
Современное общество вступило в новую эпоху, что привело к новым изменениям, не только в мире, но и в психике человека.
Психика человека меняется, устаревшие классификации темперамента и личности человека. Не отражают действительность отражения внутреннего состояния человека. Каждая новая эпоха в цивилизации приносила необратимые изменения, создавались новые институты познания.
Психологическая типология – система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми.
Гиппократ выделил четыре типа темперамента, Гален -13 типов, Карл Юнг вывел экстравертов и интровертов.
Общество в стадии развития формировало различные классификации личности человека. Одним из известных российских ученых было проведено исследование, научным путем подтвердил схожесть классификации Гиппократа, которая была создана в древнем мире. Отличие было в том, что у русского ученого основой темперамента были процессы нервной системы, а не жидкости. И.П. Павлов экспериментальным путем обратно вернулся к квалификации Гиппократа, чтобы упростить свои исследования:
– Сангвиник – сильный, подвижный, быстрый;
– Холерик – сильный, инертный, неуравновешенный;
– Флегматик – Сильный, спокойный, безудержный;
– Меланхолик – слабый, обидчивый тип.
К. Юнг, выделил основным критерием признаков характеристики типов. Выражается в различии обмена информацией между индивидом и обществом. Экстраверты получают от внешнего мира, а интроверты из внутреннего. В случае, сбора и обработки информации. Одни ориентируются на реальные данные органов чувств, сенсорно-ощущающий, для которых важно материальная сущность предметов. Они обдумывают свои действия и пользуются планами, используя мыслительно-логический метод решения. Они рациональны, принимают самостоятельные решения. Идут напролом к своей цели, не подчиняясь часто обстоятельствам.
Другие используют интуитивный способ. Решения принимают эмоционально-чувственным способом. Они гибки, воспринимают мир эмоционально, легко приспосабливается и меняет свое поведение.
Современные ученые упростили типологию К. Юнга на 4 типа по характеру восприятия и обработки информации:
– Мыслительный;
– Сенсорный;
– Эмоциональный;
– Интуитивный.
Сенсорная типология
Нейролингвистическое программирование (НЛП). Одно из направлений, которая стала использовать сенсорную типологию в своем направлении.
Вышеуказанная классификация основана на восприятие информации человека и в окружающем мире и ее сенсорной обработки.
– Визуальный тип – получают информацию с помощью зрения (зрительные образы, предметы и цвета). Информация предоставляется в виде красочных картин, такой типаж подробно описывают все детали. Обращает внимание на внешний вид, много жестикулируют и часто употребляют слова: «Смотри», «Посмотри» «Мне кажется», «Я видел» и т.д.
– Аудиальный тип – получают информацию с помощью слуха (звуки, слуховой тембр). Им нравятся слушать, также следят за своей интонацией, речью, тембром и звучанием. Часто употребляют слова, связанные со слухом и звуками: «Слушал», «Послушайте меня», «Я слушал».
– Кинестетический тип – получают информацию с помощью движений скелетных мышц, связаны со сферой тактильных и двигательных ощущений. Много внимания уделяют чувственным ощущениям. Любят удобные вещи, употребляют слова, связанные с ощущениями, перемещением, движением: «Я чувствую», «Мои ощущения», «Мои чувства» и т.д.
Психогеометрическая типология
Согласно, данного направления разработанный психологом С. Деллингером, типология людей разделяется на пять типов:
– Квадрат (левое полушарие мозга) – Аналитик, его речь последовательная, монотонная, неэмоциональная и логичная. Голос тихий, в основном выражается профессиональными фразами, смех искусственный. Позы сжатые, чувствуется скованность, движение медленное. Ответственность высокая, поэтому руки часто бывают влажными и холодными из-за слабой эмоциональности. Они никогда не опоздают на встречу, потому что ответственен, поэтому и пунктуальный, организованный. Квадрат соблюдает правила, инструкции, внимателен к деталям, ориентирован на факты, цифры, ссылки на высокие авторитеты. Твердый в решениях, слабо эмоционален, холодность, в одежде консервативен, соответствующий мероприятию, неяркие тона и строгость. Они из тех людей, кто требует четкость определение слов и понятий, решение принимают медленно, много собирает информации, чтобы перестраховаться.
В общении с ним требуется сдержанность. Он не любит громкие и быстрые разговоры, информацию следует предоставлять с фактами или доказательными формами, используя первоисточники.
– Треугольник (левое полушарие мозга) – аналитик, речь краткая, быстрая, ясная, уверенная, даже властная и по существу дела, ориентированная в суть проблемы. Движения плавные, уверенная походка, выразительные жесты, голос невысокий, громкий, рукопожатие крепкое, пронзительный взгляд. Богатый речевой оборот остротами и сарказмом. Признаки поведения в основном лидерские. Мотивация направлена на достижения успеха, склонность к риску, высокая энергичность и авантюризм. Свободно берет ответственность на себя. В одежде выбирает известные бренды, престижность и стиль уверенного человека. В отношениях склонен к интригам, манипуляциям. У него напористый взгляд, обладает четкой проницательностью. В разговоре они любят перебивать и ценить свое время, всегда добивается для себя преимущества.
– Круг (правое полушарие мозга) – у них хорошо развита интуиция, голос колоритный, речь и движения плавные. Общение непоследовательно и отклоняющийся от главной темы, такой типаж легко делает комплименты, соответственно, и принимают их. Первые признаки, которые подчеркивает их типаж, это доброжелательная улыбка и доверчивость.
У них высокая потребность в дружественных связях, доверчивы. Любят межличностное общение, часто нарушают интимную зону. Высоко развита эмпатия, эмоциональная чувствительность. Они редко отказывают и расстраиваются, если не могут помочь. Склоны к самообвинению и сплетням, зависимы от мнения окружающих. Внешний вид небрежен, в стиле не изысканность, прослеживается моложавость. Чтобы принять решения, стараются заручиться поддержкой, общителен, коммуникационные данные развиты. В общении применяет комплименты, улыбку и иные подходы.
– Зигзаг (правое полушарие мозга) – развита интуиция, образное мышление, речь данного психотипа быстрая, ассоциативная, яркая, образная, эмоциональная, может быть зажигательной для публики. В общении использует восторженные оценки, сложное и колоритные обороты речи, лексика разнообразна, использует афоризмы, острые шутки и т.д.
Отличительная черта в характере – бунтарство, делает то, что хочет. Он стремится к переменам, к новым знаниям, используя творческие и креативные подходы. Внешний вид демонстративный, экстравагантный. Решения принимает спонтанно, также и отказывается от них. Мир делит на то, что ему нравится и не нравится, движения плавные, гибкие, любит жестикулировать, позировать на публики.
Прямоугольник (пограничное состояние) – неуклюжий, неуверенный тип, с неясной, эмоциональной речью, у него сбивчивые предложения, путаные вопросы. При общении у него бегающий взгляд, может краснеть и хихикать. Следует понимать, что типаж является временным состоянием и поэтому изменчив в поведение. Бывает резкие колебания настроения, непоследовательность и неопределенность, у него явное странное поведение. Внешний вид неопрятен, высокая доверчивость и повышенная внушаемость.
Вышеуказанные психотипы чистыми в одном индивиде не существуют, они имеют смешанный тип.
Классификация акцентуаций 13 психотипов, автор Андрей Личко, используя разработку немецкого психиатра Карла Леонгарда:[1 - Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наукМедицинский вестник, 31 июля 2014]
ПАРАНОИК. Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого результата.
Доминирующая черта характера: высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной). При этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.
Привлекательные черты характера: высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.
Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.
«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.
Особенности общения и дружбы. Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут окружающих ранить словом. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья только соратники.
Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас, или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.
ЭПИЛЕПТОИД. С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.
Доминирующие черты характера: любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.
Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.
Отталкивающие черты характера: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.
«Слабое звено» психотипа: не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.
Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.
Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).
ГИПЕРТИМ. Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.
Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстровертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.
Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.
Отталкивающие черты характера: поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск.
«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.
Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом – место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность неспособны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают что-то приятное.
Отношение к учебе и работе. Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.
Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.
Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.
ИСТЕРОИД. Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него – восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.
Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.
Привлекательные черты характера: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).
Отталкивающие черты характера: склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.
«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.
Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.
Отношение к учебе и работе. Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается вне коллектива и обязательных рамок.
ШИЗОИД. Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.
Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.
Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.
Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергичны, малоактивны, при интенсивной работе – как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.
«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.
Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг – тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.
Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например, математики или физики-теоретики.
ПСИХАСТЕНОИД. Наряду, с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий – боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.
Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.
Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.
Отталкивающие черты характера: нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов – сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.
«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.
Особенности общения и дружбы. Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.
Отношение к учебе и работе. Способны заниматься, не поднимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.
Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующий порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например, библиотекарь, бухгалтер, лаборант.
СЕНЗИТИВ. С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).
Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.
Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.
Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.
«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.
Особенности общения и дружбы. Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делится переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.
Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов, отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них – нечто второстепенное, главное – теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.
ГИПОТИМ. Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.
Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.
Привлекательные черты характера: совестливость, острый, критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.
Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.
«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.
Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/aleksandr-germanovich-makler/pravovoe-soznanie-67770452/chitat-onlayn/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук
Медицинский вестник, 31 июля 2014