Қазақ тілі. Самоучитель

?аза? тiлi. Самоучитель
Зайн?р Рахмет
Учебное пособие «?аза? тiлi. Самоучитель казахского языка» предназначено для изучающих казахский язык на языковых курсах и самостоятельно. Учебный материал разделен на модули, каждый из которых имеет свои учебные задачи. В зависимости от уровня подготовленности обучающихся на каждом занятии можно использовать посильное количество практического и теоретического материала.

?аза? тiлi
Самоучитель

Зайн?р Рахмет

© Зайн?р Рахмет, 2024

ISBN 978-5-0055-0807-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero




Учебное пособие «?аза? тiлi. Самоучитель казахского языка» предназначено для изучающих казахский язык на языковых курсах и самостоятельно. Учебный материал разделен на модули, каждый из которых имеет свои учебные задачи. В зависимости от уровня подготовленности обучающихся на каждом занятии можно использовать посильное количество практического и теоретического материала.
Автор, Зайн?р РАХМЕТ, преподаватель с большим стажем работы в школе и ВУЗе. В 2020 году в издательстве Ridero вышел самоучитель «Начни уже говорить на казахском» по коммуникативной авторской методике З. Рахмет.
Данное учебное пособие представляет собой рабочую тетрадь, состоящую из практических упражнений для приобретения навыков казахской разговорной речи, построенных на функциональной основе, что обеспечивает последовательное формирование фонетических, грамматических и лексических навыков и развитие всех видов речевых умений: аудирования (восприятие на слух), говорения (диалогической и монологической речи), чтения и письма в рамках предложенных основных тем общения.
Лексический материал состоит из минимума наиболее употребляемых, в первую очередь, глаголов, а по требованию глаголов, и других частей речи, испольуемых нами в повседневной жизни для составления простых предложений.
При этом помните:
1.Пытаясь научиться говорить на казахском, мы не сравниваем эти два языка, русский и казахский, мы осваиваем казахский язык, пользуясь грамматической терминологией того языка, который знаем, то есть русского.
2.Мы не запоминаем выражения казахского языка, составив их сначала на русском, затем переведя на казахский. Схема учебного пособия очень проста: начиная от начальной формы глагола – корня, мы при помощи аффиксов образуем положительные и отрицательные формы глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени. Затем, по требованию глагола, используя именные части речи в нужных падежах и лицах, наречия и служебные части речи, образуем словосочетания, из которых конструируем предложения.
3.Мы не переводим падежи казахского языка падежами русского языка, они не соответствуют друг другу.
4.Минимальный грамматический материал дан с демонстрацией практического применения, и от вас не требуется заучивания наизусть правил грамматики, просто научитесь ими пользоваться.
5.Для того, чтобы добиться успеха, необходимо проделать все упражнения в той последовательности, в которой они даются, и с первого занятия надо начинать говорить: сначала вкраплениями вставлять в свою речь освоенные слова, затем словосочетания и предложения.
И последнее: говорить без акцента на казахском может научиться любой человек, но не сразу. Если кто-то будет смеяться над вашим произношением это будет демонстрацией его уровня культуры. Вы же свой уровень культуры показываете изучением очень богатого языка, культуры и истории казахского народа.
Успехов вам!

I модуль
Цель: научиться пользоваться глаголом казахского языка, постараться понять его значимость в освоении языка.
Мы знаем: а) буквы казахского языка
Мы умеем (не умеем): б) правильно произносить звуки казахского языка

Нам надо изучить: а) классификацию звуков казахского языка
б) начальную форму глагола
в) закон сингармонизма
г) образование отрицательных глаголов
е) образование уважительной формы глагола

Мы должны научиться:
а) правильно произносить звуки Ы,І,?
б) вставлять в русскую речь фразы, состоящие из
одного казахского глагола
в) вставлять в русскую речь фразы, состоящие из
местоимения или именной части речи и
глагола
г) познакомиться с формулами казахского
речевого этикета (обращение, просьба,
приветствие), использовать.
1. НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА

Также, как ребенок, который только начал говорить, для
выражения своей воли мы применяем самую простую форму
глагола – повелительную. В казахском языке она состоит
только из корня, из которого образуются другие формы
глагола.
Начальная форма глагола в казахском языке – форма
повелительного наклонения во 2-м лице единственного
числа:

Т?р-стой, встань
Отыр —сядь, сиди
Жат – ложись, лежи
Жур – ходи, пойдем
?ара – смотри
Ты?да – слушай
Айт —скажи
Жаз – пиши
О?ы – читай
Т?сiн – пойми
?айтала —повтори, повторяй
Ал – возьми, бери
Бер – дай, отдай
Кешiр – прости, извини
Кел – приди, приходи
Кет – уйди, уходи
Бар – пойди
Кiр – войди, зайди
Шы? – выйди
Аш – открой, открывай
Жап – закрой

Упр. №1
Прочитайте слова вслух, вслушайтесь в звучание, произнесите несколько раз, запомните их значение:
т?р – встань, стой
Подойдите к товарищу, скомандуйте: т?р!
Поторопите: т?р-т?р-т?р!
отыр – сядь, присядь, сиди
Приучите свою собаку к командам: Т?р! Отыр!
жат- ложись, лежи
Добавьте своей собаке еще одну команду: Т?р! Отыр! Жат!

Найдите варианты применения данных глаголов, потренируйтесь, применяйте в речи:
ал – возьми, бери
бер —дай, отдай
кел- приди, подойди
Позовите ребенка: Кел-кел-кел-кел!
кет – уйди, отойди, уходи
Отгоните назойливую муху: Кет! Кет! Кет!
бар – иди, пойди
айт – скажи
?ара – смотри
кешiр – извини, прости


Упр. №2
Применяя данные глаголы в форме 2-го лица ед. ч. с местоимением в той же форме, прикажите выполнить определенное действие, подумайте, как в разных ситуациях можно применять эти словосочетания:
т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап
Образец: сен т?р
Сен т?р, сен т?р, сен т?р, сен т?р!
Сен т?р. Т?р! Т?р! Т?р!
Для одной ситуации можно применить 2—3 глагола сразу, подумайте, как это сделать.

Для начала я рекомендую вам иметь всегда
под рукой, а со временем выучить наизусть,
таблицу классификации звуков казахского языка.




Если мы вооружимся именем человека, к которому
обращаемся, у нас уже получится фраза: Динара, сен т?р
– Динара, ты встань
Упр. №3
Применяя глаголы т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап
в форме 2-го лица ед. ч., обратитесь к конкретному человеку, прикажите выполнить определенное действие.
Образец: Бауыржан, сен т?р.

Техника чтения
Материалы по технике чтения помогут вам в работе по освоению правильного произношения специфических звуков казахского языка.
Рекомендуется работать таким образом:
а) звуки произносить медленно, четко выговаривая каждый звук;
б) повторять много раз, с каждым разом увеличивая скорость произношения.

Звуки [Ы] и [І]
Потренируйтесь в правильном произношении: звук ы после согласного не слышно, только сам согласный произносится чуть дольше и твердо, звук i дает более долгое произношение смягченного согласного.
ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты
тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi- тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi- тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi- тi-тi
ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты


Техника чтения

Звук [?]
Чтобы произнести звук ? надо корень языка прижать к нёбу и раздвинуть губы, как в улыбке.
?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы
?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i- ?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i- ?i-?i-?i-?i-?i-?i
ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?
i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?

Упр. №4
Применяя глаголы т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап

в уважительной форме 2-го лица ед. ч. с уважительным местоимением сiз, попросите выполнить определенное действие.
Образец: Сiз т?ры?ыз

Упр. №5
Применяя данные глаголы в форме 2-го лица ед. ч. (уважительная форма), обратитесь к конкретному человеку, прикажите выполнить определенное действие:
т?р, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, ?ара, кешiр
Образец: Ержан, Сiз т?ры?ыз


Речевой этикет
Обращение
А?ай! – обращение к старшему мужчине.
Апай! -обращение к женщине, старшей по возрасту.
?арындас! – сестренка,
так обращаются мужчины к женщинам,
девушкам моложе их.
Бауырым! – Брат! Братишка!
А?са?ал! – обращение к мужчине
старше 60 лет, к главе семьи,
где уже есть внуки-правнуки.
А?са?ал в переводе седобородый.
Шешей! – Мать! Матушка!
Обращение к женщине, которая
годится вам в матери.
Мырза! – Господин!
Притом основное значение этого слова «щедрый».
Ханым! – Госпожа!
Бикеш! – Девушка!
Айналайын! – обращение старшего к младшему
независимо от пола, по смыслу обозначает
«пусть меня принесут за тебя в жертву»,
то есть я готов отдать за тебя свою жизнь.
По всей вероятности, изначально это было
обращение к внукам. Сейчас применяется
в разных контекстах с интонацией
от ласкового
до грубого или издевательского.

№6 жатты?у
Применяя данные глаголы в форме 2-го лица ед. ч. в простой и уважительной форме, обратитесь к конкретному человеку, прикажите выполнить определенное действие, используя модели этикетного обращения.
Глаголы: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап
Образец: А?ай, т?ры?ыз! А?ай, Сiз т?ры?ыз!

№7 жатты?у
Представьте себе, что вы ведете занятие с большой группой и вам надо поднять каждого по отдельности.
Образец: т?р!
Сен т?р!
Т?р! Т?р!
Сiз т?ры?ыз!
Адам, сен т?р!
Н?рали, сiз т?ры?ыз!

С данными глаголами: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап
образуйте различные варианты обращения с приказом о том или ином действии.

2.ОБРАЗОВАНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ


№8 жатты?у
Применяя данные глаголы и отрицательные суффиксы —ма -ме, -ба —бе, -па -пе обратитесь к конкретному человеку, прикажите не выполнять определенное действие: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап
Образец: Орынбасар, сен алма. – Орынбасар, ты не бери.

№9 жатты?у
Применяя данные глаголы в уважительной форме и отрицательные суффиксы —ма -ме, -ба —бе, -па —пе, обратитесь к конкретному человеку, прикажите не выполнять определенное действие: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап

Образец: Айша, Сiз т?рма?ыз. – Айша, Вы не вставайте.


№10 жатты?у
Применяя глаголы т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап

в простой и уважительной форме и отрицательные суффиксы —ма -ме, -ба —бе, -па —пе, обратитесь к конкретному человеку, пользуясь этикетными формами обращения (бауырым, ?арындас, апай, а?ай, айналайын, к?ршi, замандас, ?рiптес и др.), прикажите не выполнять определенное действие.
Образец: К?ршi, Сiз т?рма?ыз. – Сосед, Вы не вставайте.
Техника чтения
Звуки [Ы] и [І]
Звук Ы после Ш как бы и не произносится, только Ш произносится твердо, смачно, а звук І смягчает Ш, и тогда Ш произносится мягко, ласково.

шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы
шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi
шы-шi-шы-шi-шы-шi-шы-шi-шы-шi-шы-шi-шы-шi-шы-шi-шы-шi-шы-шi


3.УВАЖИТЕЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
№11 жатты?у
Применяя данные глаголы в форме 2-го лица ед. ч., попросите выполнить определенное действие т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап
Образец: сен т?ршы– ты встань, пожалуйста
№12 жатты?у
Применяя данные глаголы в форме 2-го лица ед. ч., обратитесь к конкретному человеку, попросите выполнить определенное действие: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап

Образец: М?рат, сен т?ршы – М?рат, ты встань, пожалуйста.
№13 жатты?у
Применяя данные глаголы в форме 2-го лица ед. ч., обратитесь к конкретному человеку, пользуясь этикетными формами обращения (бауырым, ?арындас, апай, а?ай, айналайын, к?ршi, замандас, ?рiптес и др.), попросите выполнить определенное действие: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап
Образец: Балам, сен т?ршы – Сынок, ты встань, пожалуйста.

№14 жатты?у
Применяя данные глаголы в уважительной форме 2-го лица ед. ч., обратитесь к конкретному человеку, попросите выполнить определенное действие: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап

Образец: Рахметс?лтан, Сiз т?ры?ызшы – Рахметс?лтан, Вы встаньте, пожалуйста.

№15 жатты?у
Применяя данные глаголы в уважительной форме 2-го лица ед. ч., обратитесь к конкретному человеку, пользуясь этикетными формами обращения (бауырым, ?арындас, апай, а?ай, айналайын, к?ршi, замандас, ?рiптес и др.), попросите выполнить определенное действие т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап
Образец: К?ршi, Сiз т?ры?ызшы – Сосед, Вы встаньте, пожалуйста.

№16 жатты?у
Применяя данные глаголы и отрицательные суффиксы —ма -ме, -ба —бе, -па -пе обратитесь к конкретному человеку, попросите не выполнять определенное действие: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап
Образец: ?анат, сен т?рмашы – ?анат, ты не вставай, пожалуйста.

Речевой этикет
Просьба:
Айты?ызшы – скажите, пожалуйста
Берi?iзшi – дайте, пожалуйста
О?ы?ызшы – прочитайте, пожалуйста
?ара?ызшы – посмотрите, пожалуйста
?ойы?ызшы – перестаньте, пожалуйста
№17 жатты?у
Применяя данные глаголы в уважительной форме и отрицательные суффиксы —ма -ме, -ба —бе, -па -пе обратитесь к конкретному человеку, попросите не выполнять определенное действие: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап
Образец: С?руар, Сiз т?рма?ызшы – С?руар, Вы не вставайте, пожалуйста.
№18 жатты?у
Применяя данные глаголы и отрицательные суффиксы —ма -ме, -ба —бе, -па -пе образуйте различные варианты обращения к кому-либо выполнить или не выполнять определенное действие: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап
Образец: Л?йл?, т?р-т?р т?р!
Балам, сен т?р!
Айналайын, т?рма!
?арындас, сен т?рма!
Серiк, т?рма-т?рма!
№19 жатты?у
Применяя данные глаголы и отрицательные суффиксы —ма -ме, -ба —бе, -па -пе образуйте различные варианты обращения к кому-либо с просьбой выполнить или не выполнять определенное действие: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап
Образец: Айнаг?л, т?р-т?р, т?ршы!
Айналайын, сен т?ршы!
К?ршi, т?рмашы!
?арындас, сен т?рмашы!
?ызым, т?рмашы!
Речевой этикет
Приветствие:
С?леметсiз бе! – Здравствуйте!
Амансыз ба! – Здравствуйте!
Жа?сымысыз? – Как Вы? Как Ваши дела?
С?лем! – Привет!
?айырлы та?! – Доброе утро!
?айырлы к?н! – Добрый день!
?айырлы кеш! – Добрый вечер!
Кеш жары?! – Добрый вечер!
Техника чтения
Звуки [Ы] и [І]
Гласные звуки Ы и І после согласного Д не произносятся, но согласный звук перед Ы произносится чуть дольше, твердо, смачно; а перед І мягко, бережно.

ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды
дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi
ды-дi-ды-дi-ды-дi-ды-ды-дi-ды-дi-ды-дi-ды-ды-дi-ды-дi-ды-дi-ды-ды-дi

II модуль
Цель: Научиться применять существительные в Табыс септiк с глаголами в повелительном наклонении, с отрицательными глаголами, с глаголами в уважительной форме, применять наречия для распространения словосочетаний.
Мы знаем: а) классификацию звуков казахского языка
б) начальную форму глагола
в) закон сингармонизма
г) образование отрицательных глаголов
е) образование уважительной формы глагола

Мы умеем: а) используя закон сингармонизма, образовывать
отрицательную и уважительную формы
глагола
б) вставлять в русскую речь фразы, состоящие из
одного казахского глагола
в) вставлять в русскую речь фразы, состоящие из
местоимения или именной части речи и
глагола
г) пользоваться формулами казахского
речевого этикета (обращение, просьба,
приветствие)
Надо изучить: а) роль глагола в образовании словосочетаний,
применение падежей существительных по
требованию глагола
б) окончания существительных в Табыс септiк
в) варианты применения оформленных и
неоформленных окончаний Т.с.
Мы должны научиться: а) использовать Т.с. для образования
словосочетаний: существительное, с которым
совершается какое-либо действие + глагол
б) использовать в речи формулы приветствия,
прощания
в) правильно произносить звук ? в закрытом слоге
и звук ? в открытом слоге
г) правильно произносить звуки ? и ?
И еще:
а) обязательно:
1) жить на фоне казахских песен
2) любое свободное время использовать для работы над
произношением, повторять слоги, данные для техники
чтения и заучивать новые слова
б) можно почудить: разговаривать с собой, используя
усвоенные фразы.

4.ТАБЫС СЕПТІК


№20 жатты?у
Прочитайте слова вслух, вслушайтесь в звучание, произнесите несколько раз, запомните их значение:
?алам – ручка
?арындаш – карандаш
?а?аз – бумага
кiтап – книга
о?улы? – учебник
д?птер – тетрадь
тапсырма – задание
с?з – слово
дыбыс – звук
?рiп – буква
ереже – правило
орынды? – стул
м??алiм – учитель
Поставьте данные существительные в Табыс септiк
Например: бор – бор-ды, ?алам – ?алам-ды
№21 жатты?у
Прочитайте слова вслух, вслушайтесь в звучание, произнесите несколько раз, потренируйтесь в правильном произношении, запомните их значение:
бiл – знай, узнай
жатта – выучи
?ой – поставь, положи, перестань
iсте – сделай, выполни
?мыт – забудь
тап – найди

№22 жатты?у
Применяя окончания Табыс септiк образуйте словосочетания: существительное Табыс септiк + глагол в повелительном наклонении
глаголы: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап, бiл, жатта, ?ой, iсте, ?мыт, тап
существительные: ?алам, ?арындаш, ?а?аз, кiтап, о?улы?, д?птер, тапсырма, с?з, дыбыс, ?рiп, ереже, орынды?, м??алiм
Образец: кiтап (тi) ал, ?алам (ды) берi?iз

№23 жатты?у
Применяя окончания Табыс септiк образуйте словосочетания: существительное в Табыс септiк + отрицательный глагол в повелительном наклонении
глаголы: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап, бiл, жатта, ?ой, iсте, ?мыт, тап
существительные: ?алам, ?арындаш, ?а?аз, кiтап, о?улы?, д?птер, тапсырма, с?з, дыбыс, ?рiп, су, нан, ереже, орынды?, м??алiм
Образец: борды алма, ?аламды берме?iз
№24 жатты?у
Поздоровайтесь с вашим собеседником. Прикажите вашему собеседнику не производить действие с данным предметом.
Образец: С?лем! Сен борды алма.
С?леметсiз бе! Сiз ?аламды берме?iз.
глаголы: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап, бiл, жатта, ?ой, iсте, ?мыт, тап
существительные: ?алам, ?арындаш, ?а?аз, кiтап, о?улы?, д?птер, тапсырма, с?з, дыбыс, ?рiп, су, нан, ереже, орынды?, м??алiм

Техника чтения
Звук [?]
Язык несколько продвинут вперед по сравнению со звуком [о], губы сильно вытянуты вперед.
бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо
б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?
бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?

№25 жатты?у
Поприветствуйте своего собеседника. Обратившись к вашему собеседнику по имени, прикажите ему не производить действие с данным предметом.
Образец: Бекет, амансы? ба! Сен борды алма.
С?леметсiз бе, Са?ат апай! Сiз ?аламды берме?iз.
глаголы: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап, бiл, жатта, ?ой, iсте, ?мыт, тап
существительные: ?алам, ?арындаш, ?а?аз, кiтап, о?улы?, д?птер, тапсырма, с?з, дыбыс, ?рiп, су, нан, ереже, орынды?, м??алiм
Речевой этикет
Формулы приветствия:
Хал-жа?дайы? (ы?ыз) жа?сы ма? —
Как твои (Ваши) дела?
?алайсы?? ?алайсыз? – Как ты (Вы)?
?й iшi аман ба? – В добром ли здравии
ваши (твои) домочадцы?
Тамаша! – Отлично! Великолепно!
Жа?сы – Хорошо.
?те жа?сы – Очень хорошо.
Жаман емес – Неплохо.
Ра?мет! – Спасибо!
??дай?а ш?кiр! – Слава Богу!
Ептеп – Потихоньку.

№26 жатты?у
Поздоровайтесь со своим собеседником, спросите, как его дела. Обратившись к вашему собеседнику по имени, попросите его выполнить действие с данным предметом.
Образец: Марал, сен борды алшы.
глаголы: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап, бiл, жатта, ?ой, iсте, ?мыт, тап
существительные: ?алам, ?арындаш, ?а?аз, кiтап, о?улы?, д?птер, тапсырма, с?з, дыбыс, ?рiп, су, нан, ереже, орынды?, м??алiм

№27 жатты?у
Обратившись к вашему собеседнику по имени, поздоровайтесь с ним. Попросите его не выполнять действие с данным предметом.
Образец: Олжахан, сен борды алмашы.
глаголы: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап, бiл, жатта, ?ой, iсте, ?мыт, тап
существительные: ?алам, ?арындаш, ?а?аз, кiтап, о?улы?, д?птер, тапсырма, с?з, дыбыс, ?рiп, су, нан, ереже, орынды?, м??алiм
№28 жатты?у
Обратившись к вашему собеседнику по имени, в уважительной форме попросите его не выполнять действие с данным предметом.
Образец: Са?ат а?а, сiз борды алма?ызшы.
Т?леу апай, сiз ?аламды берме?iзшi.
глаголы: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап, бiл, жатта, ?ой, iсте, ?мыт, тап
существительные: ?алам, ?арындаш, ?а?аз, кiтап, о?улы?, д?птер, тапсырма, с?з, дыбыс, ?рiп, су, нан, ереже, орынды?, м??алiм


№29 жатты?у
Обратившись к вашему собеседнику, поздоровайтесь с ним, спросите, как его дела. Попросите его выполнить или не выполнять действие с данным предметом. Опустите местоимение. Примените различные формы обращения.
Образец: А?ай, кiтапты берi?iзшi.
?уаныш, борды алма?ызшы.
?рiптес, ереженi ?айтала?ызшы.
глаголы: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап, бiл, жатта, ?ой, iсте, ?мыт, тап
существительные: ?алам, ?арындаш, ?а?аз, кiтап, о?улы?, д?птер, тапсырма, с?з, дыбыс, ?рiп, су, нан, ереже, орынды?, м??алiм

Техника чтения
Звук [?]
Кончик языка упирается в основание нижних зубов, а передняя часть языка несколько продвинута вперед. Звук [?] – широкий звук нижнего подъема, переднего ряда, негубной мягкий гласный.

ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар
ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал
а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н

Окончание Табыс септiк может быть опущено (неоформленное), если на него не падает логическое ударение.

№30 жатты?у
Обратившись к вашему собеседнику, поздоровайтесь с ним, спросите, как его дела, ответьте себе от его имени. Попросите его выполнить или не выполнять действие с данным предметом. Опустите окончание Табыс септiкПримените различные формы обращения.
Образец: А?ай, кiтап берi?iзшi.
Еркеболат, бор алма?ызшы.
Ж?маг?л апай, ?алам берме?iзшi.
глаголы: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап, бiл, жатта, ?ой, iсте, ?мыт, тап
существительные: ?алам, ?арындаш, ?а?аз, кiтап, о?улы?, д?птер, тапсырма, с?з, дыбыс, ?рiп, су, нан, ереже, орынды?, м??алiм
№31 жатты?у
Образуйте предложения по образцу:
Дидар, сен кiтап о?ыма, ереже жатта.
глаголы: т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап, бiл, жатта, ?ой, iсте, ?мыт, тап
существительные: ?алам, ?арындаш, ?а?аз, кiтап, о?улы?, д?птер, тапсырма, с?з, дыбыс, ?рiп, су, нан, ереже, орынды?, м??алiм
Речевой этикет
Модели прощания:
Сау бол! – Будь здоров! До свидания!
Сау саламат бол! — Будь здоров! До свидания!
Сау болы?ыз! – Будьте здоровы! (Вы) До свидания!
Сау болы?ыздар! — Будьте здоровы! (вы) До свидания!
?ош бол (ы?ыздар)! – До свидания! (всем)
Кездескенше! – До встречи!

Каждое действие совершается в определенное время, это может быть:
та?ерте? – утром
к?ндiз – днем
т?сте – в обед
кешке – вечером
т?нде – ночью
сейчас – ?азiр
кеше – вчера
б?гiн – сегодня
ерте? – завтра
биыл – в этом году
былтыр – в прошлом году
сосын – потом

№32 жатты?у
С данными глаголами (т?р, отыр, жат, жур, ?ара, ты?да, айт, жаз, о?ы, ?айтала, т?сiн, ал бер, бар, кел, кет, кiр, шы?, аш, жап, бiл, жатта, ?ой, iсте, ?мыт, тап) и наречиями (та?ерте?, к?ндiз, т?сте, кешке, т?нде, ?азiр, кеше, б?гiн, ерте?, биыл, былтыр, сосын) образуйте словосочетания, обозначающие действие в определеённое время.
Образец: та?ерте? ты?да

№33 жатты?у
Словосочетания, образованные в №32 жатты?у, распространите существительными (?алам, ?арындаш, ?а?аз, кiтап, о?улы?, д?птер, тапсырма, с?з, дыбыс, ?рiп, су, нан, ереже, орынды?, м??алiм)
Образец: м??алiмдi ?азiр ты?да или ?азiр м??алiмдi ты?да (в зависимости от логического ударения, слово с более важным значением стоит ближе к глаголу)
№34 жатты?у
Поздоровайтесь с собеседником, спросите о его делах, ответьте за него, попрощайтесь. С словосочетаниями, образованными в №33 жатты?у, создать предложения по образцу:
Ба?ыт, сен ?азiр м??алiмдi ты?да.
Ба?ыт, сен м??алiмдi ?азiр ты?да.
Попробуйте объяснить, что изменилось от перестановки местами членов предложения.

№35 жатты?у
Образовать более сложные конструкции с предложениями из №34 жатты?у по образцу:
?сел, сен кiтапты б?гiн о?ыма, ерте? о?ы.
Техника чтения
Звук [?]
Звук ? образуется путём приближения задней части языка к мягкому нёбу, образуя щель, через которую проходит звук.
?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/zaynur-rahmet/k-azak-tili-samouchitel-65903538/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Қазақ тілі. Самоучитель Зайнұр Рахмет
Қазақ тілі. Самоучитель

Зайнұр Рахмет

Тип: электронная книга

Жанр: Языкознание

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 29.08.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Учебное пособие «Қазақ тілі. Самоучитель казахского языка» предназначено для изучающих казахский язык на языковых курсах и самостоятельно. Учебный материал разделен на модули, каждый из которых имеет свои учебные задачи. В зависимости от уровня подготовленности обучающихся на каждом занятии можно использовать посильное количество практического и теоретического материала.

  • Добавить отзыв