Начни уже говорить на казахском. Самоучитель

Начни уже говорить на казахском. Самоучитель
Зайн?р Рахмет
Перед вами самоучитель. Вы учили казахский язык в школе, учили в ВУЗе, но никак не получается говорить, свободно общаться? Откройте этот учебник, не надо заучивать правила, пытаться запомнить сразу значения всех данных слов, просто выполняйте задания. Ваша цель понять: ЧТО, КОГДА, КАК применять. Вы должны научиться пользоваться языком. Что это значит? Это знания, умения, навыки. То есть, получив информацию (знания), учитесь ею пользоваться (умения), доводите свои умения до автоматизма (навыки).

Начни уже говорить на казахском
Самоучитель

Зайн?р Рахмет

© Зайн?р Рахмет, 2024

ISBN 978-5-0051-9010-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

    Зайн?р РАХМЕТ «Начни уже говорить на казахском»
Хотите говорить на казахском? Начните прямо сейчас. Не надо заучивать правила, они вам нужны только для того, чтобы научиться создавать правильные грамматические конструкции. Не надо стараться сразу запомнить все новые слова, они еще не раз вам встретятся в следующих заданиях и невольно пополнят ваш словарный запас. Просто выполняйте задания.
Когда речь идет о неродном для вас языке (родным, точнее доминантным, будем считать тот язык, на котором вы говорите, в данном случае русский), есть два варианта:
а) иностранный язык – язык народа, носителей которого нет рядом с вами;
б) второй язык – носители этого языка есть в вашем окружении, то есть есть языковое поле, где вы можете закреплять полученные знания и умения.
Казахский язык для казахстанцев, не владеющим казахским, является вторым языком.
Вы учили казахский, знакомы с грамматикой, есть какой-то словарный запас, но заговорить так и не получилось, это значит вы не умеете им пользоваться. При помощи этого учебного пособия вы научитесь пользоваться казахским языком, то есть говорить.
В ходе обучения мы с вами будем применять знакомые нам грамматические термины русского языка, постепенно дублируя их казахскими.
Язык – это отражение нашей жизни, а жизнь – это действие или состояние, поэтому основные конструкции нашей речи составляются при помощи глагола.
Наша речь освещает отношения между субъектом и объектом: субъект влияет на объект, получает обратную связь. Эти взаимоотношения передает глагол. А вот для того, чтобы сказать о времени и месте действия, о том, каким образом это происходило и что из себя представляют субъект и объект, мы используем другие части речи для составления словосочетаний и предложений, из которых состоит наша речь в диалогах и монологах. Перед нами стоит весьма прагматичная цель: понять в каких социальных, культурных и ситуативных контекстах используются различные языковые конструкции, что мы и будем пытаться понять путем ответов на вопросы.
Наши действия тоже прагматичны, мы нацелены на результат: используя функциональную грамматику, из богатейшей лексики казахского языка стараемся строить емкие, понятные и стилистически правильные предложения.
Учебник состоит из ответов на вопросы, которые обычно возникают при попытке построения языковых конструкций. С целью ознакомить и дать возможность запомнить, наиболее часто употребляемые глаголы не раз повторяются в следующих заданиях.
Для помощи в работе над произношением специфических звуков казахского языка в учебнике даны образцы техники чтения.
Примеры речевого этикета, вкрапленные в учебное пособие, облегчат ваше общение с людьми.
Как начать говорить на казахском языке?


1 тапсырма
Прочитайте слова вслух, вслушайтесь в звучание, произнесите несколько раз, найдите в словаре значения незнакомых глаголов, уточните варианты применения, применяйте в речи: т?р, отыр, ж?р, жат,айт, ал, апар, асы?, ат?ар, аудар, ауыстыр, аш, ая?та, ба?ыла, бас?ар, баста, бер, бiл, жаз, жап, жатта, жина, ж?нде, кешiр, к?р, к?шiр, к?т, кiр, кел, ?кел, кет, ?кет, ?айтала, ?ара, ?ой, ?олдан, ?ос, ??растыр, ?ыс?арт, ма?та, окы, орында, оян, ?ткiз, ?шiр, бар, сана, с?йле, тап, тексер, толтыр, т?зет, т?сiн, ты?да, тiрке, ?мыт, iзде, iсте.


2 тапсырма
Применяя данные глаголы в форме 2-го лица ед. ч. с местоимением в той же форме, предложите выполнить определенное действие, подумайте, как в разных ситуациях можно применять эти словосочетания: т?р, отыр, ж?р, жат,айт, ал, апар, асы?, ат?ар, аудар, ауыстыр, аш, ая?та, ба?ыла, бас?ар, баста, бер, бiл, жаз, жап, жатта, жина, ж?нде, кешiр, к?р, к?шiр, к?т, кiр, кел, ?кел, кет, ?кет, ?айтала, ?ара, ?ой, ?олдан, ?ос, ??растыр, ?ыс?арт, ма?та, окы, орында, оян, ?ткiз, ?шiр, бар, сана, с?йле, тап, тексер, толтыр, т?зет, т?сiн, ты?да, тiрке, ?мыт, iзде, iсте.
Образец: сен т?р
Сен т?р, сен т?р, сен т?р, сен т?р!
Сен т?р. Т?р! Т?р! Т?р!
Для одной ситуации можно применить 2—3 глагола сразу, подумайте, как это сделать.


3 тапсырма
Применяя глаголыт?р, отыр, ж?р, жат,айт, ал, апар, асы?, ат?ар, аудар, ауыстыр, аш, ая?та, ба?ыла, бас?ар, баста, бер, бiл, жаз, жап, жатта, жина, ж?нде, кешiр, к?р, к?шiр, к?т, кiр, кел, ?кел, кет, ?кет, ?айтала, ?ара, ?ой, ?олдан, ?ос, ??растыр, ?ыс?арт, ма?та, окы, орында, оян, ?ткiз, ?шiр, бар, сана, с?йле, тап, тексер, толтыр, т?зет, т?сiн, ты?да, тiрке, ?мыт, iзде, iсте в форме 2-го лица ед. ч., обратитесь к конкретному человеку, порекомендуйте выполнить определенное действие.
Образец: Бауыржан, сен т?р.
А если вам нужно предложить, повелеть, порекомендовать не выполнять какое-либо действие?


4 тапсырма
Применяя глаголыт?р, отыр, ж?р, жат,айт, ал, апар, асы?, ат?ар, аудар, ауыстыр, аш, ая?та, ба?ыла, бас?ар, баста, бер, бiл, жаз, жап, жатта, жина, ж?нде, кешiр, к?р, к?шiр, к?т, кiр, кел, ?кел, кет, ?кет, ?айтала, ?ара, ?ой, ?олдан, ?ос, ??растыр, ?ыс?арт, ма?та, окы, орында, оян, ?ткiз, ?шiр, бар, сана, с?йле, тап, тексер, толтыр, т?зет, т?сiн, ты?да, тiрке, ?мыт, iзде, iсте в форме 2-го лица ед. ч., обратитесь к конкретному человеку, порекомендуйте не выполнять определенное действие.
Образец: Адам, сен барма.
Н?рали, ?мытпа.




Для работы со словом вам необходима таблица классификации звуков
казахского языка и знание Закона сингармонизма.


В исконно казахских словах строго соблюдается закон
сингармонизма, исключением являются составные слова и слова
иноязычные. В казахском языке много слов из русского языка,
слов, пришедших через русский язык, есть арабские и персидские
слова.


Техника чтения
Материалы по технике чтения помогут вам в работе по освоению правильного произношения специфических звуков казахского языка.
Рекомендуется работать таким образом:
а) звуки произносить медленно, четко выговаривая каждый звук;
б) повторять много раз, с каждым разом увеличивая скорость произношения.

Звуки [Ы] и [І]
Потренируйтесь в правильном произношении: звук ы после согласного не слышно, только сам согласный произносится чуть дольше и твердо, звук i дает более долгое произношение смягченного согласного.
ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты
тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi- тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi- тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi-тi- тi-тi
ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты-тi-ты
А если предметов много?
Образование множественного числа


5 тапсырма
Прочитайте новые слова, запомните их значение:
Тiл – язык
Дыбыс – звук
Дауысты дыбыс – гласный звук
Дауыссыз дыбыс – согласный звук
?рiп – буква
Буын – слог
Жал?ау – окончание
Ж?рна? – суффикс
С?з – слово
Екпiн – ударение
Зат есiм – имя существительное
Сын есiм – имя прилагательное
Сан есiм – имя числительное
Есiмдiк – местоимение
Етiстiк – глагол
Есiмше – причастие
К?семше – деепричастие
?стеу – наречие
Жа? – щека, сторона, лицо (при спряжении)
Ша? – время
Рай – наклонение
Етiс – залог
Шылау – послелог
С?йлем – предложение
??жат – документ
М?тiн – текст
Т?бiр – корень
6 тапсырма
Образовать множественное число существительных:
тiл,дыбыс, дауысты дыбыс, дауыссыз дыбыс, ?рiп, с?з, жал?ау, ж?рна?, зат есiм, сын есiм, сан есiм, есiмдiк, етiстiк, есiмше, к?семше, ?стеу, жа?, ша?, рай, етiс, шылау, с?йлем, ??жат, м?тiн
?лгi:
н?кте – н?ктелер
?тiр – утiрлер
?а?аз – ?а?аздар




Техника чтения
Звук [?]
Чтобы произнести звук ? надо корень языка прижать к нёбу и раздвинуть губы, как в улыбке.
?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы-?ы
?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i- ?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i-?i- ?i-?i-?i-?i-?i-?i
ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?-ы?
i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?-i?




7 тапсырма
Существительные А?бота, Ботаг?з, А??озы, С?уле, ?ыз?алда?, Арыстан, ?арлы?аш, Жолбарыс, Алтын, Болат, Маржан, Райхан, Г?лжан, Алма, ?рiк, ?ара?ат, Орал, Алтай, Ж?мабай, Батыр, А?ылбек, Бекс?лтан, Азат, Азамат, Айбек изменить по лицам (проспрягать).
?лгi
I. мен Олжаспын
II. сен Олжассы?
Сiз Олжассыз
III. ол Олжас


8 тапсырма
Существительныеадам, азамат, азаматша, аудармашы, басты?, бишi, ?алым, елшi, ?ншi, ?рiптес, жазушы, ж?ргiзушi, за?гер, кеншi, ке?есшi, к?сiпкер, кiсi, к?шбасшы, к?зетшi, ?аламгер, ?аржыгер, ?олбасшы, ?она?, ?ызметкер, маман, м?сiншi, о?ырман, о?ытушы, орынбасар, орындаушы, сазгер, сарапшы, саясатшы, саясаткер, с?улетшi, суретшi, т?ра?а, ты?даушы, у?кiл (?кiл), ?зе?гiлес, ?йымастырушы изменить по лицам.
?лгi:
I жа? мен за?гермiн бiз за?герлермiз
II жа? сен за?герсi? сендер за?герсi?дер
Сiз за?герсiз сiздер за?герсiздер
III жа? ол за?гер олар за?герлер

9 тапсырма
?аза?ша айты?ыз:
Я скульптор, меня зовут Ибрагим.
Ты кто, финансист?
Мы, должностные лица, должны быть примером.
Вы – художник, вас народ знает (в лицо).
Вы ответственный, поэтому мы вас выбираем.


10 тапсырма
Изменить данные прилагательные по лицам:адал, ажарлы, ары?, ашуша?, ?демi, ?дiлеттi, ?лсiз, бай, батыл, байсалды, ба?ытты, бейтаныс, беделдi, белгiлi, белгiсiз, бiлiмдi, бiлiмсiз, д?лей, е?бек?ор, ерекше, ерiншек, жа?сы, жал?ау, жалта?, жаман, жарлы, жас, жауапты, жетiк, к??iлдi, к??iлсiз, к?штi, ?айырымды, ?ор?а?, ??рметтi, момын, мырза, сабырлы, сара?, сенiмдi, таныс, т?жiрибелi, т?ртiптi, толы?, тынымсыз, шыншыл
?лгi:
I. мен ба?ыттымын бiз ба?ыттымыз
II. сен ба?ыттысы? сендер ба?ыттысы?дар
Сiз ба?ыттысыз сiздер ба?ыттысыздар
III. ол ба?ытты олар ба?ытты
11 тапсырма
Прочитать числительные, запомнить их значение:
Бiр – один
бiрiншi – первый (-ыншы/-iншi)
бiреу – кто-то
бiреулер – кто-то (много)
Екi – два
екiншi – второй
екеу – двое
?ш – три
?шiншi – третий
?шеу – трое
Т?рт – четыре
т?ртiншi – четвертый
т?ртеу – четверо
Бес – пять
бесiншi – пятый
бесеу – пятеро
Алты – шесть
алтыншы – шестой
алтау – шестеро
Жетi – семь
жетiншi – седьмой
жетеу – семеро
Сегiз – сегiзiншi – восемь – восьмой
То?ыз – то?ызыншы – девять – девятый
Он – оныншы – десять – десятый
Жиырма – жиырмасыншы – двадцать – двадцатый
Отыз – отызыншы – тридцать – тридцатый
?ыры? – ?ыр?ыншы – сорок – сороковой
Елу – елуiншi – пятьдесят – пятидесятый
Алпыс – алпысыншы – шестьдесят – шестидесятый
Жетпiс – жетпiсiншi – семьдесят – семидесятый
Сексен – сексенiншi – восемьдесят – восьмидесятый
То?сан – то?саныншы – девяносто – девяностый
Ж?з – ж?зiншi – сто – сотый
Мы? – мы?ыншы – тысяча – тысячный
Н?л – ноль


12 тапсырма
Проспрягайте порядковые числительные:бiрiншi, екiншi, ?шiншi, т?ртiншi, бесiнi, алтыншы, жетiншi, сегiзiншi, то?ызыншы, оныншы, он бiрiншi, он екiншi, он ?шiншi, он т?ртiншi, он бесiнi, он алтыншы, он жетiншi, он сегiзiншi, он то?ызыншы, жиырмасыншы, жиырма бiрiншi, отызыншы, ?ыр?ыншы, елуiншi, алпысыншы, жетпiсiншi, сексенiншi, то?саныншы, ж?зiншi, мы?ыншы, бiр мын екi ж?зiншi, миллионыншы
Образец:
I. мен бiрiншiмiн бiз бiрiншiмiз
II. сен бiрiншiсi? сендер бiрiншiсi?дер
Сiз бiрiншiсiз сiздер бiрiншiсiздер
III. ол бiрiншi олар бiрiншiлер
13 тапсырма
?аза?ша айты?ыз:
В этом ряду я первая.
В очереди на квартиру ты семнадцатый.
Из тех, кто звонил сегодня, Вы третья.
Запишите: вы триста двадцать пятые.
Передайте ребятам, что они пятые.
Техника чтения

А-?

звук ?
Мягкая разновидность гласного звука А
Произношение звука ? между двумя согласными или в конце слова примерно сходно с произношением русского Я
При неправильном произношении звуков А и ? меняется смысл слова
ар-ар-ар- ар-ар-ар- ар-ар-ар- ар-ар-ар- ар-ар-ар- ар-ар-ар- ар-ар-ар- ар-ар-ар
?р-?р-?р-?р-?р-?р-?р-?р- ?р-?р-?р-?р-?р-?р-?р-?р- ?р-?р-?р-?р- ?р-?р-?р-?р-?р
ар-?р-ар-?р- ар-?р-ар-?р- ар-?р-ар-?р- ар-?р-ар-?р- ар-?р-ар-?р- ар-?р-ар-?р

ал-ал-ал-ал- ал-ал-ал-ал- ал-ал-ал-ал- ал-ал-ал-ал- ал-ал-ал-ал- ал-ал-ал-ал-ал
?л-?л-?л-?л- ?л-?л-?л-?л- ?л-?л-?л-?л- ?л-?л-?л-?л- ?л-?л-?л-?л- ?л-?л-?л-?л-?л
ал-?л-ал-?л- ал-?л-ал-?л- ал-?л-ал-?л- ал-?л-ал-?л- ал-?л-ал-?л- ал-?л-ал-?л-ал

ра-ра-ра-ра- ра-ра-ра-ра- ра-ра-ра-ра- ра-ра-ра-ра- ра-ра-ра-ра- ра-ра-ра-ра-ра
р?-р?-р?-р?- р?-р?-р?-р?- р?-р?-р?-р?- р?-р?-р?-р?- р?-р?-р?-р?- р?-р?-р?-р?-р?
ра-р?-ра-р?- ра-р?-ра-р?- ра-р?-ра-р?- ра-р?-ра-р?- ра-р?-ра-р?- ра-р?-ра-р?-ра

ан-ан-ан-ан- ан-ан-ан-ан- ан-ан-ан-ан- ан-ан-ан-ан- ан-ан-ан-ан- ан-ан-ан-ан-ан
?н-?н-?н-?н- ?н-?н-?н-?н- ?н-?н-?н-?н- ?н-?н-?н-?н- ?н-?н-?н-?н- ?н-?н-?н-?н-?н
ан-?н-ан-?н- ан-?н-ан-?н- ан-?н-ан-?н- ан-?н-ан-?н- ан-?н-ан-?н- ан-?н-ан-?н-ан

на-на-на-на- на-на-на-на- на-на-на-на- на-на-на-на- на-на-на-на- на-на-на-на-на
н?-н?-н?-н?- н?-н?-н?-н?- н?-н?-н?-н?- н?-н?-н?-н?- н?-н?-н?-н?- н?-н?-н?-н?-н?
на-н?-на-н?- на-н?-на-н?- на-н?-на-н?- на-н?-на-н?- на-н?-на-н?- на-н?-на-н?-на

Септiк жал?ау




Образцы речевого этикета помогут вам в составлении моделей речи. Например, вы можете к любому мужчине старше вас обращаться «а?ай!», то есть старший брат, к любой женщине старше вас вы обращаетесь «апай!» – старшая сестра.
Речевой этикет
Обращение
А?ай! – обращение к старшему мужчине.
Апай! -обращение к женщине, старшей по возрасту.
?арындас! – сестренка,
так обращаются мужчины к женщинам,
девушкам моложе их.
Бауырым! – Брат! Братишка!
А?са?ал! – обращение к мужчине
старше 60 лет, к главе семьи,
где уже есть внуки-правнуки.
А?са?ал в переводе седобородый.
Шешей! – Мать! Матушка!
Обращение к женщине, которая
годится вам в матери.
Мырза! – Господин!
Притом основное значение этого слова «щедрый».
Ханым! – Госпожа!
Бикеш! – Девушка!
Айналайын! – обращение старшего к младшему
независимо от пола, по смыслу обозначает
«пусть меня принесут за тебя в жертву»,
то есть я готов отдать за тебя свою жизнь.
По всей вероятности, изначально это было
обращение к внукам. Сейчас применяется
в разных контекстах с интонацией
от ласкового
до грубого или издевательского.


14 тапсырма
Прочитайте существительные, вспомните их значение (значения незнакомых уточните в словаре), просклоняйте:
?лем, аудан, аудармашы, бейбiтшiлiк, д?лел, д?ст?р, акiмшiлiк, ахуал, ата?, азамат, арман, азаткер, азатты?, басшы, басылым, д?рiс, д?рiсхана, жиналыс, жол, ж?мыс, к?ше, кiтап, ?а?аз, ?ала, ?аламшар, ?аламтор, ?арыш, ?арышкер, о?улы?, орынды?, бiрлiк, саба?, с?з, ??гiме, тапсырма, терезе, дерек, д?некер, к?сiпкер, демеушi, досты?, ел, елдi мекен, елта?ба, елшi, елшiлiк, е?бек, ереже, мемлекет, ма?ала, т?уелсiздiк, айма?, а?парат, б?лме, б?лiм, б?йры?, бет, пара?, орынды?, бостанды?, билiк

?лгi:
Атау септiк (кiм? не?) ай, к?н
Ілiк септiк (кiмнi?? ненi??) айды?, к?ннi?
Барыс септiк (кiмге? неге?) ай?а, к?нге
Табыс септiк (кiмдi? ненi?) айды, к?ндi
Жатыс септiк (кiмде? неде?) айда, к?нде
Шы?ыс септiк (кiмнен? неден?) айдан, к?ннен
К?мектес септiк (кiммен? немен?) аймен, к?нмен
Существительное получает падежное окончание по требованию глагола. Какой падеж чаще всего необходим глаголу?


15 тапсырма
Из предыдущего упражнения выписать существительные в Табыс септiк. Из данных глаголовт?р, отыр, ж?р, жат,айт, ал, апар, асы?, ат?ар, аудар, ауыстыр, аш, ая?та, ба?ыла, бас?ар, баста, бер, бiл, жаз, жап, жатта, жина, ж?нде, кешiр, к?р, к?шiр, к?т, кiр, кел, ?кел, кет, ?кет, ?айтала, ?ара, ?ой, ?олдан, ?ос, ??растыр, ?ыс?арт, ма?та, окы, орында, оян, ?ткiз, ?шiр, бар, сана, с?йле, тап, тексер, толтыр, т?зет, т?сiн, ты?да, тiрке, ?мыт, iзде, iсте выбрать те, которые по смыслу требуют существительное в Т.с., составить словосочетания, перевести.
?лгi:
?ле?дi айт – спой песню
Как проявить иницативу? Как предложить свое участие в каком-либо действии?


16 тапсырма
От глаголовт?р, отыр, ж?р, жат,айт, ал, апар, асы?, ат?ар, аудар, ауыстыр, аш, ая?та, ба?ыла, бас?ар, баста, бер, бiл, жаз, жап, жатта, жина, ж?нде, кешiр, к?р, к?шiр, к?т, кiр, кел, ?кел, кет, ?кет, ?айтала, ?ара, ?ой, ?олдан, ?ос, ??растыр, ?ыс?арт, ма?та, окы, орында, оян, ?ткiз, ?шiр, бар, сана, с?йле, тап, тексер, толтыр, т?зет, т?сiн, ты?да, тiрке, ?мыт, iзде, iсте, образовать форму 1 лица единственного числа повелительного наклонения.
?лгi:
айт- мен айтайын – давай (те) я спою, скажу
17 тапсырма
С существительнымив Табыс септiк из 15 упр. и глаголамит?р, отыр, ж?р, жат,айт, ал, апар, асы?, ат?ар, аудар, ауыстыр, аш, ая?та, ба?ыла, бас?ар, баста, бер, бiл, жаз, жап, жатта, жина, ж?нде, кешiр, к?р, к?шiр, к?т, кiр, кел, ?кел, кет, ?кет, ?айтала, ?ара, ?ой, ?олдан, ?ос, ??растыр, ?ыс?арт, ма?та, окы, орында, оян, ?ткiз, ?шiр, бар, сана, с?йле, тап, тексер, толтыр, т?зет, т?сiн, ты?да, тiрке, ?мыт, iзде, iсте в форме 1 лица повелительного наклонения из упр 16 образовать предложения с инициативой о каком-либо действии.
?лгi:
Мен ?ле?дi айтайын – Давай (те) я спою песню.

18 тапсырма
Раскрыть скобки, составить словосочетания: существительное в Т.с. + глагол в 1 лице повелительного наклонения единственного и множественного числа:
?лгi:
азайт (у) (уа?ыт) – уменьшить, укоротить, сократить (время)
уа?ытты азайтайын – давай (те) я укорочу, сокращу, уменьшу время
уа?ытты азайтайы? – давайте мы уменьшим время

ал (у) тапсырма – брать, взять (задание)
апар (у) – отнести (нан)
аш – ашу – открыть (кiтап)
?кел – акелу – принести (с?т)
баста – бастау – начать, начинать (саба?)
бер – беру – дать, отдать (а?ша)
жаз – жазу – писать (?тiнiш)
жабу – закрывать (терезе)
жатта – жаттау – учить, выучить наизусть (?ле?)
жу – жуу – мыть (ыдыс)
к?р – к?ру – увидеть (к?н)


19 тапсырма
Раскрыть скобки, составить словосочетания существительное в Т.с. + глагол в 3 лице повелительного наклонения, вместо местоимения использовать существительное, нарицательное или собственное:
?лгi:
азайт (у) (уа?ыт) – уменьшить, укоротить, сократить (время)
Маржан уа?ытты азайтсын – Пусть Маржан сократит время

айнал (у) (?й) – кружить, обходить вокруг (дом) айт (у) (жа?алы?) – сказать, говорить, рассказать (новость)
айырбаста (у) (а?ша) – менять, обменять (деньги) ал (у) (билет) – взять, брать,
получить (билет)
алда (у) (бала) – обмануть, обманывать (ребёнка)
апар (у) (??жат) – отнести, относить (документ)
араластыр (у) (салат) – размешать, размешивать (салат)
асыра (у) (бала) – содержать на иждевении, растить (ребёнка)
ат?ар (у) (ж?мыс) – исполнять (работу, должность)
атта (у) (табалдыры?) – перешагнуть, перешагивать (порог)
аудар (у) (??гiме) – перевернуть, перевести (рассказ)
аш (у) (есiк) – открыть, открывать (дверь)
ая (у) (ит) – жалеть (собаку)
ая?та (у) (ж?мыс) – закончить (работу)
?зiрле (у) (тама?) – готовить, приготовить (еду)
?кел (у) (жа?алы?) – принести, приносить (новости)
ба?ала (у) (к?мек) – оценить, ценить (помощь)
Техника чтения
Звуки [Ы] и [І]
Звук Ы после Ш как бы и не произносится, только Ш произносится твердо, смачно, а звук І смягчает Ш, и тогда Ш произносится мягко, ласково.
шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы
шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi-шi
шы-шi-шы-шi-шы-шi-шы-шi-шы-шi-шы-шi-шы-шi-шы-шi-шы-шi-шы-шi

Умею приказать, порекомендовать. А как попросить?


20 тапсырма
С данными глаголами образовать форму просьбы.
дайындау, ?уыру, пiсiру, ?осу, ??ю, с?рту, тазалау, толтыру, турау, ?са?тау, араластыру, тату, б??тыру, ашыту, кептiру, ыстау, т?здау, жуу, илеу, жаю, есу, аршу
?лгi:
?зiрлеу – ?зiрлешi
21 тапсырма
С данными глаголамидайындау, ?уыру, пiсiру, ?осу, ??ю, с?рту, тазалау, толтыру, турау, ?са?тау, араластыру, тату, б??тыру, ашыту, кептiру, ыстау, т?здау, жуу, илеу, жаю, есу, аршуобразовать форму просьбы в 1 лице.
?лгi:
?зiрлеу – мен ?зiрлейiн – мен ?зiрлейiн – шi

22 тапсырма
С данными глаголамидайындау, ?уыру, пiсiру, ?осу, ??ю, с?рту, тазалау, толтыру, турау, ?са?тау, араластыру, тату, б??тыру, ашыту, кептiру, ыстау, т?здау, жуу, илеу, жаю, есу, аршу
образовать уважительную форму просьбы во 2 лице.
?лгi:
?зiрлеу – Сiз ?зiрле?iз – Сiз ?зiрле?iз-шi
23 тапсырма
С данными глаголамидайындау, ?уыру, пiсiру, ?осу, ??ю, с?рту, тазалау, толтыру, турау, ?са?тау, араластыру, тату, б??тыру, ашыту, кептiру, ыстау, т?здау, жуу, илеу, жаю, есу, аршу
образовать форму просьбы, адресованную 3 – му лицу.
?лгi:
?зiрлеу – ол ?зiрлесiн – ол ?зiрлесiн – шi – Баян ?зiрлесiн-шi

24 тапсырма
К данным глаголамдайындау, ?уыру, пiсiру, ?осу, ??ю, с?рту, тазалау, толтыру, турау, ?са?тау, араластыру, тату, б??тыру, ашыту, кептiру, ыстау, т?здау, жуу, илеу, жаю, есу, аршув форме просьбы в 1 лице подобрать необходимое по смыслу имя существительное. Какое окончание требуют глаголы от данных существительных? А как выразить просьбу?
Существительные: ет, балы?, к?к?нiс, пияз, сарымса?, с?бiз, ?ызылша, картоп, жемiс, жидек, ж?мырт?а, ?н, с?т, кiлегей, ?айма?, iрiмшiк, с?збе, ?ант, т?з, б?рыш, кеспе, сорпа, т?зды?, ?уырда?, палау, самса, салат, борщ, пицца, суши, роллы
?лгi:
?зiрлеу
I. мен шайды ?зiрлейiн – мен шайды ?зiрлейiн-шi
II. сен шайды ?зiрле – сен шайды ?зiрлешi
Сiз шайды ?зiрле?iз – Сiз шайды ?зiрле?iзшi
III. ол шайды ?зiрлесiн – ол шайды ?зiрлесiншi


25 тапсырма
Существительные:таба, ?азан, плита, м?здат?ыш, то?азыт?ыш, ?стел, ста?ан, ш?шке, шыны ая?, т?релке, кесе, таба?, шелек,ш?берек, майлы?, ожау, кекпiр, ?асы?, шаныш?ы, пыша?, тоста?ан, тегерiш, тегене поставить в Барыс септiк.
?лгi:
кiмге? неге? – ?а?аз?а
26 тапсырма
Из данных глаголов?ой, ??й, ?ос, сал, таста, пiсiр, б??тыр, ?уырвыберите необходимые для образования словосочетаний, обозначающих действие по направлению предметов, обозначенных этими существительными: таба, ?азан, плита, м?здат?ыш, то?азыт?ыш, ?стел, ста?ан, ш?шке, шыны ая?, т?релке, кесе, таба?, шелек, ш?берек, майлы?, ожау, кекпiр, ?асы?, шаныш?ы, пыша?, тоста?ан, тегерiш, тегене. Делегируйте данное действие третьему лицу. Из данных существительныхсу, с?т, т?з, б?рыш, картоп, балы?, нан, ет выберите подходящее по смыслу существительное, с которым будет совершаться действие по направлению к другому предмету. Объясните применение оформленного и неоформленного Табыс септiк.
?лгi:
Ол сорпа?а пияздi салсын.
Раушан сорпа?а пияз салсын.

27 тапсырма
Словосочетания из упр 26 преобразовать в предложение, добавив субъекта, автора действия. Какой вариант Т.с. (оформленный, неоформленный) вы будете применять в каждом конкретном случае, почему?
?лгi:
Салтанат сорпа?а пияз (дi) салсын.
28 тапсырма
Напишите рецепт жаренной картошки в качестве рекомендации конкретному человеку. Вам в помощь:
Глаголы: жу, аршы, тура, сал, ?ой, ??й, ??ыр, араластыр, жап, б??тыр
Существительные: пияз, картоп, май, т?з, плита, таба, ?а?па?, к?кпiр

29 тапсырма
Попробуйте в рецепте жаренной картошки глаголы использовать в форме 1 лица повелительного наклонения (давай (те) я…)
Речевой этикет
Приветствие:
С?леметсiз бе! – Здравствуйте!
Амансыз ба! – Здравствуйте!
Жа?сымысыз? – Как Вы? Как Ваши дела?
С?лем! – Привет!
?айырлы та?! – Доброе утро!
?айырлы к?н! – Добрый день!
?айырлы кеш! – Добрый вечер!
Кеш жары?! – Добрый вечер!

Техника чтения
Звуки [Ы] и [І]
Гласные звуки Ы и І после согласного Д не произносятся, но согласный звук перед Ы произносится чуть дольше, твердо, смачно; а перед І мягко, бережно.
ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды
дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi-дi
ды-дi-ды-дi-ды-дi-ды-ды-дi-ды-дi-ды-дi-ды-ды-дi-ды-дi-ды-дi-ды-ды-дi

Функции неопределенной формы глагола в казахском языке необыкновенно широки. В чем это выражается?


30 тапсырма
Образовать неопределенную форму глаголовайт, ал, апар, асы?, ат?ар, аудар, ауыстыр, аш, ая?та, ?кел, ба?ыла, бас?ар, баста, бер, бiл, жаз, жап, жатта, жина, ж?нде, ж?р, кешiр, к?р, к?шiр, к?т, кiр, кел, ?кел, кет, ?кет, ?айтала, ?ара, ?ой, ?олдан, ?ос, ??растыр, ?ыс?арт, ма?та, окы, орында, оян, ?ткiз, ?шiр, бар, сана, с?йле, тап, тексер, толтыр, т?зет, т?сiн, т?р, ты?да, тiрке, ?мыт, iзде, iсте

31 тапсырма
Образовать словосочетания с неопределенной формой глаголовайт, ал, апар, асы?, ат?ар, аудар, ауыстыр, аш, ая?та, ?кел, ба?ыла, бас?ар, баста, бер, бiл, жаз, жап, жатта, жина, ж?нде, ж?р, кешiр, к?р, к?шiр, к?т, кiр, кел, ?кел, кет, ?кет, ?айтала, ?ара, ?ой, ?олдан, ?ос, ??растыр, ?ыс?арт, ма?та, окы, орында, оян, ?ткiз, ?шiр, бар, сана, с?йле, тап, тексер, толтыр, т?зет, т?сiн, т?р, ты?да, тiрке, ?мыт, iзде, iсте и модальными словами керек (надо, нужно), ?ажет (необходимо).


32 тапсырма
Глаголы айту, алу, апару, асы?у, ат?ару, аудару, ауыстыру, ашу, ая?тау, ?келу, ба?ылау, бас?ару, бастау, беру, бiлу, жазу, жабу, жаттау, жинау, ж?ндеу, ж?ру, кешiру, к?ру, к?шiру, к?ту, кiру, келу, ?келу, кету, ?кету, ?айталау, ?арау, ?ою, ?олдану, ?осу, ??растыру, ?ыс?арту, ма?тау, оку, орындау, ояну, ?ткiзу, ?шiру, бару, санау, с?йлеу, табу, тексеру, толтыру, т?зету, т?сiну, т?ру, ты?дау, тiркеу, ?мыту, iздеу, iстеу, дайындау, ?уыру, пiсiру, ?осу, ??ю, с?рту, тазалау, толтыру, турау, ?са?тау, араластыру, тату, б??тыру, ашыту, кептiру, ыстау, т?здау, жуу, илеу, жаю, есу, аршу, алдау, апару, асырау, ат?ару, аттау, ашу, аяу, ая?таупоставить в Барыс септiк.
?лгi:
бару – бару?а
33 тапсырма:
С глаголами в Барыс септiк из 32 тапсырма сформулировать вопросы с просьбой о совершении того или иного действия.
?лгi:
Бару?а бола ма?
34 тапсырма
К предложениям 33 тапсырма подобрать уже знакомые по предыдущим заданиям существительные, обозначающие направление действия или объект действия.
?лгi:
Д?рiске бару?а бола ма? Таба?а ?уыру?а бола ма?
Ыдысты жуу?а бола ма? ?ле? (дi) айту?а бола ма?
Техника чтения
Звук [?]
Язык несколько продвинут вперед по сравнению со звуком [О], губы сильно вытянуты вперед.
бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо
б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?-б?
бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?-бо-б?


Категория времени глагола (ша? категориясы)


Речевой этикет
Формулы приветствия:
Хал-жа?дайы? (ы?ыз) жа?сы ма? —
Как твои (Ваши) дела?
?алайсы?? ?алайсыз? – Как ты (Вы)?
?й iшi аман ба? – В добром ли здравии
ваши (твои) домочадцы?
Тамаша! – Отлично! Великолепно!
Жа?сы – Хорошо.
?те жа?сы – Очень хорошо.
Жаман емес – Неплохо.
Ра?мет! – Спасибо!
??дай?а ш?кiр! – Слава Богу!
Ептеп – Потихоньку.


35 тапсырма
С существительными?й, б?лме, офис, орынды?, ?стел, к?ше, ?ала, ауыл, концерт, к?рме, саяжай, те?iз, ж?мыс, мектеп, д?кен, орталы?, тау, саба?, д?рiс, шайхана в Жатыс септiк и глаголами состояният?р, отыр, ж?р, жатыр образовать словосочетания.
?лгi:
орынды?та отырмын – сижу на стуле.
?йде отырсы? – сидишь (находишься) дома.
?стелде жатыр – лежит (находится) на столе

36 тапсырма
С словосочетаниями предыдущего предложения составить предложения.
?лгi:
Мен орынды?та отырмын. – Я сижу на стуле.
Сен ?йде отырсы?. – Ты сидишь (находишься) дома.
Кiтап ?стелде жатыр – Книга лежит (находится) на столе

37 тапсырма
Передайте значение данных предложений по-русски:
Сен екi ая?ы?да д?рыс т?рсы?.
?ызыл??м ш?лi ?мудария мен Сырдария аралы?ында жатыр.
Санжар достарымен тауда ж?р.

38 тапсырма
?аза?ша айты?ыз:
Байтерек находится в центре левого берега.
Сарыарка лежит в Центральном Казахстане.
Я сижу в интернете.
Горы Гималаи находятся на территории восьми стран Центральной и Южной Азии.
Сказки из детства до сих пор в моей памяти.
Вчерашняя картина до сих пор у меня перед глазами.


39 тапсырма
?аза?ша айты?ыз:
Наш дом не стоит (находится) в центре города.
Сагындык не сидит в офисе.
Книга не лежит на столе.
Кошка не лежит на траве.
Пустыня Кызыл кум не лежит (находится) между Амударьей и Сырдарьей.
Я не хожу в теплой одежде.
Санжар с друзьями не ходят (находятся) в горах.
Байтерек не находится в центре правого берега.
Сарыарка не лежит в Южном Казахстане.
Я не сижу в интернете.
Горы Тянь-Шань не находятся на территории восьми стран Центральной и Южной Азии.
Сказок из детства уже нет в моей памяти.
Вчерашняя картина не стоит у меня перед глазами.

40 тапсырма
Существительные с какими падежными окончаниями необходимы для данных глаголов?
(?айда? неде?) адас (у) – заблудиться
(?айда? неде?) бол (у) – быть, являться
(?айда? неде?) демал (у) – отдыхать
(?айда? неде?) дiрiлде (у) – дрожать
(?айда? неде?) жай?ас (у) – устроиться
(?айда? неде?) жа?ыл (у) – ошибиться, запнуться, сбиться
(?айда? неде?) жат (у) – лежать, находиться
(?айда? неде?) жуын (у) – мыться
(?айда? неде?) ж?р (у) – ходить
(?айда? неде?) жы?ыл (у) – упасть
(?айда? неде?) ?ал (у) – остаться, сделать неожиданно
(?айда? неде?) ?он (у) – ночевать, заночевать, переночевать
(?айда? неде?) ??ла (у) – упасть
(?айда? неде?) ойна (у) – играть
(?айда? неде?) о?ы (о?у) – учиться
(?айда? неде?) орында (у) – выполнять, исполнять
(?айда? неде?) отыр (у) – сидеть, находиться
(?айда? неде?) то?та (у) – остановиться
(?айда? неде?) т?р (у) – стоять, находиться, жить, проживать
(?айда? неде?) ?йы?та (у) – спать
(?айда? неде?) ?йрен (у) – научиться, учиться
(?айда? неде?) ?йрет (у) – обучать, научить
(?айда? неде?) шимайла (у) – черкать
(?айда? неде?) шула (у) – шуметь
Техника чтения
Звук [?]
Кончик языка упирается в основание нижних зубов, а передняя часть языка несколько продвинута вперед. Звук [?] – широкий звук нижнего подъема, переднего ряда, негубной мягкий гласный.
ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар-?р-ар
ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал-?л-ал
а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н-а?-?н

Как обозначается, определяется наше время?
Какие части речи мы используем для этого?


41 тапсырма
С?ра?тар?а жауап берi?iз:
Бiр ?асырда неше жыл бар?
Бiр жылда неше ай бар?
Бiр айда ?анша апта бар?
Бiр аптада ?анша к?н бар?
Бiр т?улiкте ?анша са?ат бар?
Бiр са?атта ?анша минут бар?
Бiр минутта ?анша секунд бар?
Как определить время по часам?


42 тапсырма
?аза?ша айты?ыз:
12:01
23:45
09: 56
11:32
8 часов 37 минут
22 часа 42 минуты
3:30
9:30
10 часов 12 минут
Полована второго
Четверть восьмого
Без четверти шесть

Речевой этикет
Модели прощания:
Сау бол! – Будь здоров! До свидания!
Сау саламат бол! — Будь здоров! До свидания!
Сау болы?ыз! – Будьте здоровы! (Вы) До свидания!
Сау болы?ыздар! — Будьте здоровы! (вы) До свидания!
?ош бол (ы?ыздар)! – До свидания! (всем)
Кездескенше! – До встречи!


43 тапсырма
?аза?ша айты?ыз:
В 13:45
В 7:31
В 10:57
В 2:08
В 11:23

В половине пятого
В четверть седьмого

Техника чтения


Звук ?
Звук ? образуется путём приближения задней части языка к мягкому нёбу, образуя щель, через которую проходит звук.
?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а
?у-?у-?у- ?у-?у-?у- ?у-?у-?у- ?у-?у-?у- ?у-?у-?у- ?у-?у-?у- ?у-?у-?у- ?у-?у-?у
?а-?у-?а-?у- ?а-?у-?а-?у- ?а-?у-?а-?у- ?а-?у-?а-?у- ?а-?у-?а-?у- ?а-?у-?а-?у-?а

Звук [?]
Звук ? образуется путём полной смычки задней части языка с мягким нёбом, после чего происходит мгновенное размыкание, взрыв.
?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а- ?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а- ?а-?а-?а-?а
?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а-?а
?а-?а-?а-?а- ?а-?а-?а-?а- ?а-?а-?а-?а- ?а-?а-?а-?а- ?а-?а-?а-?а- ?а-?а-?а-?а
?а-ке-?а-ке-?а-ке-?а-ке-?а-ке-?а-ке-?а-ке-?а-ке-?а-ке- ?а-ке-?а-ке-?а-ке-?а-ке


44 тапсырма
Образовать переходное настоящее время (ауыспалы осы ша?) с глаголамидайындау, жуу, тазалау, аршу, турау, ?са?тау, ?осу, салу, араластыру, ?ою, пiсiру, ?уыру, б??тыру, изменить по лицам.
?лгi:
I. мен (ет) асамын
II. сен асасы?
Сiз асасыз
III. ол асады
I. бiз асамыз
II. сендер асасы?дар
сiздер асасыздар
III. олар асады

45 тапсырма
Образовать словосочетания глаголовдайындау, жуу, тазалау, аршу, турау, ?са?тау, ?осу, салу, араластыру, ?ою, пiсiру, ?уыру, б??тыру в форме переходного настоящего времени (ауыспалы осы ша?) с подходящими по смыслу существительными су, ыдыс, пыша?, ?стел, плита, к?стр?л, таба, ?азан, пияз, картоп, сарымса?, т?з, б?рыш, к?рiш, ожау, к?кпiр, ?амыр, нан, ет, балы?, салат, сорпа
?лгi:
I. мен ет асамын
II. сен ет асасы?
Сiз ет асасыз
III. ол ет асады
I. бiз ет асамыз
II. сендер ет асасы?дар
сiздер ет асасыздар
III. олар ет асады
Окончаний каких септiк требуют данные глаголы? В приведенном примере глагол «асу» требует окончание неоформленный Табыс септiк.


Техника чтения
Звук [?]
Звук ? образуется при смыкании задней части языка с мягким нёбом, при этом маленький язычок опускается вниз, плотно закрывая собой полость рта, а воздух проходит через полость носа.
нг-?г-нг-?г-нг-?г-нг-?г-нг-?г-нг-?г-нг-?г-нг-?г-нг-?г-нг-?г-нг-?г-нг-?г-нг
та?-то?-ты?-та?-то?-ты?-та?-то?-ты?-та?-то?-ты?-та?-то?-ты?-та?-то?
ша?-шо?-шы?-ша?-шо?-шы?-ша?-шо?-шы?-ша?-шо?-шы?-ша?-шо?
а?-о?-ы?-а?-о?-ы?-а?-о?-ы?-а?-о?-ы?-а?-о?-ы?-а?-о?-ы?-а?-о?-ы?-а?
Речевой этикет
Извинение:
Кешiр! – Прости!
Кешiрi?iз! – Простите!
?афу етi?iз! – Извините!
Ренжiме?iз! – Не обижайтесь!

46 тапсырма
Скажите о времени совершения обычного, привычного постоянного действия:
В 12:01 приходит поезд.
В 21:45 заканчивается спектакль.
В 09: 56 уходит автобус.
В 11:32 объявляется перерыв.
В 8 часов 37 минут начинается работа.
В 22 часа 42 минуты я засыпаю.
В 3:30 звенит звонок.
В 9:30 начинается собрание.
В 10 часов 12 минут приходит руководитель.
В половане второго я ухожу домой.
В четверть восьмого я просыпаюсь.
Без четверти шесть выходит первый трамвай.

47 тапсырма
Образовать форму переходного настоящего времени (ауыспалы осы ша?) данных глаголов: апару, асы?у, ?келу, ба?ыну, бару, бату, беру, берiлу, еру, ерегiсу, еркелеу, жа?ыну, жазу, жа?у, жалыну, жапсыру, жарасу, жету, жиналу, ж?мсау, ж?гiру, ж?зу, ж?ктеу, жылжу, зеку, зырлау, келу, кету, к?шiру, кiру, ?айту, ?арау, ?атысу, ?ою, ?уыру, ??лау, мiну, отыру, салу, тапсыру, тарату, т?леу, т?су, ?рысу, ?сыну, ?шу, ?йрету, ?лгеру, хабарлау, ша?ыру, шашу, шы?у, ызылану, ымдау, iлу
?лгi:
I. мен апарамын бiз апарамыз
II. сен апарасы? сендер апарасы?дар
Сiз апарасыз сiздер апарасыздар
III. ол апарады олар апарады
48 тапсырма
К данным глаголам в АОШ апару, асы?у, ?келу, ба?ыну, бару, бату, беру, берiлу, еру, ерегiсу, еркелеу, жа?ыну, жазу, жа?у, жалыну, жапсыру, жарасу, жету, жиналу, ж?мсау, ж?гiру, ж?зу, ж?ктеу, жылжу, зеку, зырлау, келу, кету, к?шiру, кiру, ?айту, ?арау, ?атысу, ?ою, ?уыру, ??лау, мiну, отыру, салу, тапсыру, тарату, т?леу, т?су, ?рысу, ?сыну, ?шу, ?йрету, ?лгеру, хабарлау, ша?ыру, шашу, шы?у, ызылану, ымдау, iлу подобрать подходящие по смыслу существительные в Барыс септiк (кiмге? неге?)
?лгi:
(кiмге? неге?) ж?мыс?а апарамын
49 тапсырма
Из данных глаголов в АОШ выбрать те, что требуют от существительного Табыс септiк
бастау, басу, бейнелеу, босату, б?лу, жазу, б?йыру, б?ктеу, дауласу, елеу, есту, жазылу, жа?ындау, жазу, жаттау, жаурау, жеу, ж?ндеу, ?айталау, ?олдау, ?ор?ау, ?уану, шаттану, шайнау, шегiну, ш?лдеу, шулау, шыдау, iрiктеу, атау, беру,
?лгi:
(кiмдi? ненi?) бауырса?ты апарамын
50 тапсырма
Окончаний каких падежей требуют от существительных данные глаголы в ауыспалы осы ша?? Составьте словосочетания с известными вам существительными.
(не? ?айда? ?ашан?) басталу, (ненi? немен? ?айда? ?ашан?) бейнелеу, (кiмдi? ненi? ?айда? ?ашан?) босату, (ненi? неге?) б?лу, (кiмге? ?ашан?) б?йыру, (ненi?) б?ктеу, (кiммен?) дауласу, (ненi?) елеу, (ненi?) есту, (неден? неге?) жазылу, (кiмге? неге?) жа?ындау, (неден?) жаурау, (не?) жауу, (?айдан? неден?) ?айту, (кiмдi? ненi?) ?олдау, (кiмдi? ненi?) ?ор?ау, (кiмге? неге?) ?уану, (неге? ?ашан?) шаттану, (ненi?) шайнау, (?айда?) шегiну, (?ашан?) ш?лдеу, (?айда? ?ашан?) шулау, (ненi?) iрiктеу, (?айда? ?ашан?) адасу, (?айда? кiмге?) ай?айлау, (?айда? ?ашан?) айналу, (кiмнен? неден?) айырылу, (кiме? неге?) айт?ызу, (кiммен? ?ашан?) айтысу, (кiмге? неге?) алдану, (ненi? кiмдi?) алдыру, (кiммен? немен?) алысу, (кiммен? ?ашан? ?айда?) амандасу, (ненi? ?ашан? кiммен?) аралау, (ненi? кiмдi?) армандау, (кiммен? немен?) келiсу, (ненi? ?айа?) кептiру, (?айда? неде?) киiну, (кiмге? ненi?) к?рсету, (кiм? ?ашан? ?айда?) к??iлдену
?лгi:
(не? ?айда? ?ашан?) басталу
басталады
(не?) концерт басталады
(не?) концерт (?айда?) Астанада басталады
(не?) концерт (?айда?) Астанада (?ашан?) са?ат жетiде басталады
Речевой этикет
Реплики понимания-непонимания:
Т?сiндiм. – Я понял.
Т?сiнiктi. – Понятно.
Т?сiнбедiм.– Я не понял.
Т?к т?сiнбедiм.– Я ничего не понял.

Техника чтения
Звук [Ы]
При поизнесении звука [Ы] в начале слова язык отодвигается назад, губы растянуты, но в отличии от русского [Ы] он более заднего ряда и более твердый.
ыз-ыз-ыз-ыз-ыз-ыз-ыз- ыз-ыз-ыз-ыз-ыз-ыз-ыз- ыз-ыз-ыз-ыз-ыз-ыз-ыз- ыз-ыз
iз-iз-iз-iз-iз-iз-iз- iз-iз-iз-iз-iз-iз-iз- iз-iз-iз-iз-iз-iз-iз- iз-iз-iз-iз-iз-iз-iз- iз-iз-iз-iз
ыз-iз-ыз-iз-ыз-iз-ыз-iз- ыз-iз-ыз-iз-ыз-iз-ыз-iз- ыз-iз-ыз-iз-ыз-iз-ыз-iз- ыз-iз-ыз


51 тапсырма
Скажите о том, что обычное привычное действие в данное время не происходит.
В 12:01 поезд не приходит.
В 21:45 спектакль не заканчивается.
В 09: 56 автобус не уходит.
В 11:32 перерыв не объявляется.
В 8 часов 37 минут работа не начинается.
В 22 часа 42 минуты я не засыпаю.
В 3:30 звонок не звенит.
В 9:30 собрание не начинается.
В 10 часов 12 минут руководитель не приходит.
В половане второго я домой не ухожу.
В четверть восьмого я не просыпаюсь.
Без четверти шесть первый трамвай не выходит.

52 тапсырма
Предложения, образованные в предыдущем упражнении, преобразовать в вопросительные (с?раулы с?йлем).
?лгi:
В 12:01 поезд не приходит. – Са?ат он екiден бiр минут кеткенде поезд келмей ме?
В 21:45 спектакль не заканчивается.
В 09:56 автобус не уходит.
В 11:32 перерыв не объявляется.
В 8 часов 37 минут работа не начинается.
В 22 часа 42 минуты я не засыпаю.
В 3:30 звонок не звенит.
В 9:30 собрание не начинается.
В 10 часов 12 минут руководитель не приходит.
В половане второго я домой не ухожу.
В четверть восьмого я не просыпаюсь.
Без четверти шесть первый трамвай не выходит.

53 тапсырма
Спросите о времени события в предыдущем упр.
?лгi:
В 12:01 поезд не приходит. – Са?ат он екiден бiр минут кеткенде поезд келмей ме? – Поезд ?ашан келедi? – Поезд са?ат нешеде келедi?

54 тапсырма
Продолжите фразу:
10.00 – са?ат тура онда (заканчивается занятие)
10.30 – са?ат он жарымда (возвращаюсь домой)
10.29 – са?ат оннан 29 минут кеткенде (начинается концерт)
10.35 – са?ат он бiрге 25 минут ?ал?анда (приезжает брат)
12—51 – са?ат бiрге то?ыз минут ?ал?анда (прибывает…
9 -38 – са?ат он?а 22 минут ?ал?анда (приходит…
В 18—58…
Сегiзге 29 минут ?ал?анда…
Са?ат бестен 28 минут кеткенде…

55 тапсырма
?аза?ша айты?ыз:
В половине одиннадцатого мы возврпщаемся домой.
Самат уезжает в два часа.
В восемь часов начинается дождь.
Гости приезжают в час и уезжают без четверти три.
Я просыпаюсь в семь часов.
В восемнадцать минут седьмого заканчивается собрание.

56 тапсырма
Помните рецепт жаренной картошки? Давайте попробуем рассказать, как мы обычно жарим картошку. То есть глаголы наши будут стоять не в повелительном наклонении, а в переходном настоящем времени.

57 тапсырма
Напишите рецепт своего любимого блюда. Вам в помощь те же глаголыдайындау, жуу, тазалау, аршу, турау, ?са?тау, ?осу, салу, араластыру, ?ою, пiсiру, ?уыру, б??тыру и существительныесу, ыдыс, пыша?, ?стел, плита, к?стр?л, таба, ?азан, пияз, картоп, сарымса?, т?з, б?рыш, к?рiш, ожау, к?кпiр, ?амыр, нан, ет, балы?, салат, сорпа (по желанию можете использовать другие необходимые для вашего блюда глаголы и существительные).
Для примера очень сокращенный рецепт казахской лапши (кеспе):
Мен ет (т.с.) пiсiремiн. Сорпа?а (б.с.) т?з, б?рыш (т.с.) саламын. Сорпадан (ш.с.) еттi (т.с.) аламын. Кеспе (т.с.) кесемiн, сорпа?а (б.с.) ?айнатамын. Ожаумен (к.с.) т?релкеге (б.с.) ??йамын. Дастар?ан?а (б.с.) ?оямын.
В казахском языке все (предметы, признаки предметов, действия) кому-то (чему-то) принадлежит.




58 тапсырма
Образовать притяжательную форму данных существительных:
?ол, шаш, тырна?, тамыр, сi?iр, дауыс, бас, т?бе, ?ара??с, ма?дай, к?з, кiрпiк, самай, ??ла?, м?рын, танау, ауыз, ерiн, тiл, тiс, тама?, та?дай, иек, мойын, иы?, ?ол, шынта?, ж?дыры?, ала?ан, сауса?, барма?, шынаша?, тырна?, кеуде, емшек, ?олты?, ?абыр?а, iш, ж?рек, бауыр, б?йрек, ар?а, омырт?а, бел, б?йiр, жамбас, ая?, тiзе, табан, ?кше, ?ызу (ысты?)
?лгi:
I. менi? жаным бiздi? жанымыз, жандарымыз
II. сенi? жаны? сендердi? жандары?
Сiздi? жаны?ыз сiздердi? жандары?ыз
III. оны? жаны оларды? жандары
59 тапсырма
От глаголовауыру, айналу, сол?ылдау, шаншу (ж?рек), к?терiлу, тарту (сi?iр), селкiлдеу, ж?рек айну, сыздау, кебу, iрi?деу, iсу, ашу образовать форму 3 лица переходного настоящего времени.
?лгi:
ашу – ашиды
60 тапсырма
Составить словосочетания с существительными?ол, шаш, тырна?, тамыр, бас, т?бе, ?ара??с, ма?дай, к?з, самай, ??ла?, м?рын, танау, ауыз, ерiн, тiл, тiс, тама?, та?дай, иек, мойын, иы?, ?ол, шынта?, ж?дыры?, ала?ан, сауса?, барма?, шынаша?, кеуде, емшек, ?олты?, ?абар?а, iш, ж?рек, бауыр, б?йрек, ар?а, омырт?а, бел, б?йiр, жамбас, ая?, тiзе, табан, ?кше, ?ызу (ысты?) в притяжательной форме и глаголамиауыру, айналу, сол?ылдау, шаншу (ж?рек), к?терiлу, тарту (сi?iр), селкiлдеу, ж?рек айну, сыздау, кебу, iрi?деу, iсу, ашу в 3 лице переходного настоящего времени. Перевести.
?лгi:
I. менi? басым ауырады
II. сенi? басы? ауырады
Сiздi? басы?ыз ауырады
III. оны? басы ауырады
I. бiздi? басымыз ауырады
II. сендердi? бастары? ауырады
Сiздердi? бастары?ыз ауырады
III. оларды? бастары ауырады

Техника чтения
Звуки [І] и [Ы]
Звук [І] – парный звуку [Ы]. При его произнесении язык отодвинут несколько вперед по сравнению со звуком ы. Рот раскрыт нешироко.
ыс-ыс-ыс-ыс-ыс-ыс-ыс- ыс-ыс-ыс-ыс-ыс-ыс-ыс- ыс-ыс-ыс-ыс-ыс-ыс-ыс-ыс
iс-iс-iс-iс-iс-iс- iс-iс-iс-iс-iс-iс- iс-iс-iс-iс-iс-iс- iс-iс-iс-iс-iс-iс- iс-iс-iс-iс-iс-iс-iс
ыс-iс-ыс-iс-ыс-iс- ыс-iс-ыс-iс-ыс-iс- ыс-iс-ыс-iс-ыс-iс- ыс-iс-ыс-iс-ыс-iс- ыс-iс

Речевой этикет
Благодарность:
Ра?мет – спасибо.
Ра?мет сiзге (са?ан) – спасибо Вам (тебе).
К?п ра?мет – большое спасибо.
Мы? да бiр ра?мет – тысяча благодарностей,
огромное спасибо.
Ризамын – благодарен Вам (тебе, вам)
Мен сiзге ?те ризамын – я Вам
очень благодарен.
О?асы жо? – не за что.
Еште?е емес – ничего не стоит.
Мархабат – пожалуйста.

Техника чтения
Звуки [Ы] и [І]
мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы
мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi-мi
мы-мi-мы-мi-мы-мi-мы-мi-мы-мi-мы-мi-мы-мi-мы-мi-мы-мi-мы-мi-мы-мi
Как спросить? Как образовать вопросительное предложение?


61 тапсырма
От данных глаголов образовать вопросительную форму переходного настоящего времени 3 лица в единственном и множественном числе ауыру, айналу, сол?ылдау, шаншу (ж?рек), к?терiлу, тарту (сi?iр), селкiлдеу, ж?рек айну, сыздау, кебу, iрi?деу, iсу, ашу
?лгi:
ашу – ашиды – аши ма?
62 тапсырма
Словосочетания 61 упражнения преобразовать в вопросительные
?лгi:
I. менi? басым ауыра ма?
II. сенi? басы? ауыра ма?
Сiздi? басы?ыз ауыра ма?
III. оны? басы ауыра ма?
I. бiздi? басымыз ауыра ма?
II. сендердi? бастары? ауыра ма?
Сiздердi? бастары?ыз ауыра ма?
III. оларды? бастары ауыра ма?




63 тапсырма
Составьте диалог с врачом.
?лгi:
– Сiздi? ?ай жерi?iз ауырады? – Что у Вас болит?
– Менi? ая?ым ауырады. – У меня нога болит.
Сiздi? ая?ы?ыз ?ашан ауырады? – Менi? ая?ым т?нде (ночью) ауырады.
64 тапсырма
Образовать отрицательную форму переходного настоящего аремени глаголовауыру, айналу, сол?ылдау, шаншу (ж?рек), к?терiлу, тарту (сi?iр), селкiлдеу, ж?рек айну, сыздау, кебу, iрi?деу, iсу, ашу
65 тапсырма
Образовать словосочетания с отрицательными глаголами в переходном настоящем времени.
?лгi:
I. менi? басым ауыр-ма-й-ды
II. сенi? басы? ауыр-ма-й-ды
Сiздi? басы?ыз ауыр-ма-й-ды
III. оны? басы ауыр-ма-й-ды
I. бiздi? басымыз ауыр-ма-й-ды
II. сендердi? бастары? ауыр-ма-й-ды
Сiздердi? бастары?ыз ауыр-ма-й-ды
III. оларды? бастары ауыр-ма-й-ды

66 тапсырма
Продолжите диалог с врачом. Теперь вы можете использовать отрицательную форму переходного настоящего времени.
?лгi:
– Сiздi? ая?ы?ыз ауыра ма? – У Вас нога болит?
– Жо?, менi? ая?ым ауырмайды. – Нет, нога у меня не болит.
– ?олы?ыз ше? – А рука?
– ?олым да ауырмайды. – И рука не болит.




67 тапсырма
От уже знакомых по другим заданиям глаголовт?ру, ояну, киiну, отыру, журу, бару, болу, ?айту, т?сiну, жазу, о?у, ойлау, ?арау, к?ру, ты?дау, есту, ала?дау, аяу образовать отрицательные формы переходного настоящего времени (ауыспалы осы ша?ты? болымсыз т?рi) в 1 лице ед. ч.
?лгi:
келу-келемiн – келмеймiн
кету-кетемiн – кетпеймiн

68 тапсырма
Образуйте разговорные варианты данных глаголов т?ру, ояну, киiну, отыру, журу, бару, болу, ?айту, т?сiну, жазу, о?у, ойлау, ?арау, к?ру, ты?дау, есту, ала?дау, аяу в 1 лице отрицательного переходного настоящего времени:
т?ру, ояну, киiну, отыру, журу, бару, болу, ?айту, т?сiну, жазу, о?у, ойлау, ?арау, к?ру, ты?дау, есту, ала?дау, аяу

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/zaynu-r-rahmet/nachni-uzhe-govorit-na-kazahskom-samouchitel-63470937/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Начни уже говорить на казахском. Самоучитель Зайнұр Рахмет
Начни уже говорить на казахском. Самоучитель

Зайнұр Рахмет

Тип: электронная книга

Жанр: Языкознание

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 27.06.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Перед вами самоучитель. Вы учили казахский язык в школе, учили в ВУЗе, но никак не получается говорить, свободно общаться? Откройте этот учебник, не надо заучивать правила, пытаться запомнить сразу значения всех данных слов, просто выполняйте задания. Ваша цель понять: ЧТО, КОГДА, КАК применять. Вы должны научиться пользоваться языком. Что это значит? Это знания, умения, навыки. То есть, получив информацию (знания), учитесь ею пользоваться (умения), доводите свои умения до автоматизма (навыки).

  • Добавить отзыв