Записки врача
Владимир Николаевич Кулик
Почему врачи часто становятся писателями? Работа врача даёт богатейший материал для познания жизни, человеческих характеров. Часто именно профессиональный опыт побуждает врача перейти от написания историй болезни к повествованию художественному.
Записки врача
Владимир Николаевич Кулик
Редактор Анастасия Карданова
Корректор Виктория Вульшонок
Благодарности:
Алексей Кулик
© Владимир Николаевич Кулик, 2022
ISBN 978-5-4498-3139-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Сушествует множество «Записок врача»:
1) «Записки врача» Александра Дюма-отца, опубликованные в 1846—1853 гг. – цикл из четырёх историко-приключенческих романов, повествующие о Великой французской революции.
2) «Записки врача» В. В. Вересаева, появившиеся в 1901 году.
3) «Записки юного врача» М. А. Булгакова, опубликованные в 1925 —1926 гг. в журналах «Медицинский работник» и «Красная панорама».
4) «Записки военного врача» – заслуженный врач РСФСР Ф. Ф. Грачева, рассказывает об одном из самых напряженных периодов Великой Отечественной войны, о создании и работе большого военного госпиталя в блокадном Ленинграде, 1970.
5) «Записки военного врача» – незаконченные мемуары советского иммунолога и вирусолога, создателя советской школы медицинской вирусологии Л. А. Зильбера.
6) «Записки врача скорой помощи» – М. В. Майоров, 2004.
7) «Хочу быть хирургом. Записки военного врача» – Владимир Катонин, 2007.
8) «Реанимация. Записки врача (сборник)» – Владимир Найдин, 2009.
9) «Дорогой товарищ Альцгеймер. Записки врача» – Владимир Найдин, 2012.
10) «Записки врача или заметки хирурга» – А. М. Богуславский, 2014.
11) «Записки участкового терапевта» – Людмила Печенина, 2011.
12) «Записки районного хирурга», 2011 г.; «Записки городского хирурга», 2013; «Хирург „на районе“», 2015 – Дмитрий Правдин.
13) «Записки терапевта» – Елена Авдеева, 2017.
14) «Записки участкового терапевта» – Юлия Теодорова, 2017.
15) «Записки реаниматолога» – Владимир Шпинев, 2017.
16) «Записки детского невролога» – И. А. Воронов, 2019.
Почему врачи часто становятся писателями? Работа врача даёт богатейший материал для познания жизни, человеческих характеров. Часто именно профессиональный опыт побуждает врача перейти от написания историй болезни к повествованию художественному.
С чувством приобщенности к замечательной когорте врачей-литераторов, приступаю к повествованию «Записок врача».
Врачи-литераторы
А. П. Чехов, В. В. Вересаев, М. А. Булгаков – три самых известных врача-литератора. Другие авторы нам мало известны и то, что писатель по профессии врач, часто для нас является откровением. Работа врача предполагает общение с пациентами разного возраста, социальной, профессиональной принадлежности и поэтому требует разностороннего образования. Часто именно профессиональный опыт побуждает врача перейти от написания историй болезни к повествованию художественному. Профессия медицинского работника даёт богатейший материал для познания жизни, человеческих характеров.
А. П. Чехов писал: «… Выбрал медицинский факультет не помню по каким соображениям, но в выборе потом не раскаялся… Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня, как для писателя, может понять только тот, кто сам врач…»
Можно выделить несколько групп врачей-литераторов.
1) Для большинства врачей-литераторов, врачебная работа была первой и основной, а профессия литератора второй.
2) Врачи, для которых вторая профессия литератора стала основной и даже способствовала полному переходу на новую специальность.
3) Авторы, начавшие заниматься второй деятельностью, оставляли первую, будь то медицина или литература.
4) Некоторые литераторы только получив медицинское образование, не работали в медицине.
Например, известный японский писатель Кобо Абэ. В 1948 году Абэ окончил медицинский факультет Токийского императорского университета, однако, сознательно неудовлетворительно сдал государственный квалификационный медицинский экзамен, лишив себя возможности стать врачом.
5) Литераторы, работавшие врачами без медицинского образования – это относится, прежде всего к представителям прошедших времен.
6) Авторы, совмещавшие в равной степени обе профессии – и медицину и литературу.
Тому достойный пример А. П. Чехова, который до женитьбы на Ольге Книппер писал в письме тоже врачу, бывшему однокласснику Иосифу Островскому: «Медицина – моя законная жена, литература – незаконная».
Близкой к категории врачей-литераторов, относятся:
1) Литераторы, которые учились в медицинских вузах, независимо от того, работали они в последующем в медицине или нет.
Генрик Сенкевич – польский писатель, лауреат Нобелевской премии за 1905 год. Учился на медицинском и историко-филологическом факультетах Варшавского университета, медицинский факультет не закончил.
2) Литераторы, бывшие медицинскими работниками, но не имевшие врачебного образования и не работавшие в клинической медицине.
Например, всемирно известные писательницы – Агата Кристи и Колин Маккалоу. Агата Кристи работала медсестрой в госпитале и фармацевтом в аптеке. Маккалоу закончила Сиднейский Университет по специальности нейропсихология и работала в Королевской больнице Северного побережья. В последующем занималась научной деятельностью и преподавала в отделении нейробиологии Йельской медицинской школы.
В творчестве врачей-литераторов много общего. Медицинская профессия, как и любая другая, накладывает на человека неизгладимый отпечаток. Врачи часто пишут на медицинские темы, порой истории, и не только болезней, они находят прямо на рабочем месте. Они часто выбирают драматические сюжеты, глубоко описывают психологические переживания героев. А. П. Чехов писал: «Ни одна специальность не приносит порой столько моральных переживаний, как врачебная».
В древности многие врачи занимались разными науками и сочиняли трактаты, не только медицинского содержания. Работы обычно написаны литературным языком, часто на латыни, межнациональном языке науки и культуры средневековой Европы, который медики сохранили дольше других, что также способствовало литературному уровню их трудов.
Круг писателей не ограничивается «сочинителями только беллетристических, художественных произведений. Историк, политик, философ, вообще ученый – тоже писатель, если он создает не унылую диссертацию или отчет, а текст, несущий отпечаток личности автора, его мысль и эмоции» [1].
[1] Виктор Кузнецов-Казанский «ГИППОКРАТ И АПОЛЛОН» 02.10.2005
2008 г.
День памяти святого Николая
День памяти Святого Николая или Николай Угодника отмечается 6 (19) декабря. Святому Николаю в православном календаре посвящены три праздника, они непереходящие, то есть их даты фиксированы.
1) 6 декабря (19 декабря) – вспоминают день смерти святого Николая. В славянском православии трёхдневный праздничный цикл завершается днём святого Николая – Варварин, Савин, Николин дни.
Существует множество названий дня памяти святого Николая на разных языках.
По-русски – день памяти святого Николая Чудотворца, праздник святого Николая, Николин день, Никола зимний, Никола холодный, Никола морозный, Никола, Никольщина, Микола зимний, праздник света, Свечи.
По-английски: Санта-Клаус.
По-болгарски: Никулден.
По-венгерски: Микулаш.
По-македонски: Свети Никола, Зимен, Зимски свети Никола.
По-полесски: Микола.
По-польски: Миколайки.
По-сербски: Зимски свети Никола, Николдан.
По-словенски: Миклауж.
По-чешски, по-словацки: ряженый Микулаш.
2) 9 мая (22 мая) – день перенесения мощей святого Николая из города Мир в Бари, произошедшее в 1087 году. На Руси этот день назывался Никола Вешний (весенний) или Никола Летний.
3) 29 июля (11 августа) – вспоминают день рождения святого. На Руси этот день называли Никола Осенний.
4) Православная Церковь чествует память святого Николая также еженедельно, каждый четверг.
Четверг – это день Тайной Вечери и одновременно Николин день. Четверг посвящён тем, кто особо служил распространению христианства, в этот день вспоминают апостолов и святого Николая.
В восточнославянской традиции культ святого Николая приближался к почитанию самого Бога. Николая считали «старшим» среди святых. В его честь строили храмы. Имя Николай было самым популярным мужским именем в России с древности и до начала XX века.
На Николу Зимнего (19 декабря) устраивали застолья. Молодежь участвовала в зимних развлечениях. Группы парней, возглавляемые переодетым Николаем обходили дома и раздавала детям подарки. Через «Николая» парень нередко передавал любимой девушке подарки и наоборот.
На Николу Летнего (22 мая), крестьяне совершали молебны и крестные ходы.
Святой Николай стал прообразом многих новогодних персонажей в разных странах мира. Впервые в день Святого Николая раздавать сладости школьникам начали в Кёльне в X веке. Вскоре эта традиция распространилась. На праздник святого Николая 5 декабря перед сном стали вешать башмаки или большие носки, чтобы святому Николаю туда положить подарки.
В Европе, в период Реформации почитание святых не поддерживалось и день вручения подарков был перенесён с 6 на 24 декабря, а раздавать подарки стал младенец Христос. В период Контрреформации подарки детям снова стали вручать от имени святого Николая, но дата осталась 24 декабря в Рождество.
Святой Николай родился в 270 году в греческой колонии, городе Патары в Византии. Сейчас это город Демре, находящийся в провинции Анталия в Турции. Родители его Нонна и Феофан были состоятельными людьми, но они помогали бедным и верили в Христа. Не было у них детей до глубокой старости и они просили Бога дать им сына, обещая посвятить его служению христианству. Молитва была услышана и у них родился сын. При крещении его назвали Николай, что по по-гречески значит – «победитель народов».
С детского возраста Николай часто посещал храм. Сначала он был чтецом, потом служил священником в церкви, в которой настоятелем был епископ Николай Патарский, дядя Николая.
Николай, после смерти родителей раздал своё имущество бедным. Он стал епископом в городе Мире в годы, когда гонения на христиан всё ещё продолжались. Люди полюбили нового доброго, отзывчивого епископа. Своей молитвой к Богу он спас от страшного голода город Миры. Молился и помогал морякам на судах, вызволял из тюрем несправедливо осужденных. Николай дожил до глубокой старости и умер приблизительно в 345—351 годах.
В знак дружбы с 1969 года католики разрешили православным проводить службы в базилике Святого Николая в итальянском городе Бари. Раз в неделю, по четвергам, в помещении храма богослужение проводятся по православному обряду. Но для большинства верующих дальние паломничества труднодостижимы.
Впервые в истории пребывания святых мощей святителя Николая в городе Бари, часть мощей была извлечена из-под спуда. Их доставили в Россию, где они находились с 21 мая по 28 июля 2017 года. Об этом договорились Папа Римский Франциск и Патриарх Кирилл в Гаване в феврале 2016 года, встретившись впервые в истории.
Христиане верят, что святой Николай и сейчас продолжает оказывать помощь людям, обратившимся к нему с молитвой. Святитель Николай учит нас творить добро, при этом, не афишируя свои добрые дела.
Начало зимы – ощущение тайны в морозном воздухе, предчувствие Рождества и очередная память святого Николая.
2017 г.
Картина
Несколько лет назад среди пациентов нашего отделения оказался художник. Рисовал не модной акварелью, замечая: «На человеческую жизнь хватит, а нарисовать можно картину за день», что он и делал. Будучи ветераном Великой Отечественной Войны и не обладая хорошим зрением, рисовал, прикрывая хуже видящий глаз повязкой. Кто-то загрустил бы, что не всё разглядел, а он не унывал, как не придёшь в палату, сидит как Кутузов и рисует.
Соседи по палате всё жалуются, а ему некогда, работы много. Любил повторять: «У художников нет выходных», при этом улыбка не сходила с его лица. Рассказывал, как в молодые годы с друзьями часто бывал в творческих командировках. На вскоре нарисованных в отделении картинах можно было узнать – Псковский и Переславль-Залесский Кремль, монастыри, горбатый мостик в Михайловском, знакомые пейзажи.
Одна картина привлекала внимание более других. Большинство картин художник рисовал по памяти, на этой же карандашный набросок пейзажа за окном нашего здания. Госпиталь – четырьмя сторонами, по местной терминологии – лучами расходящееся по сторонам здание, каждый со своим цветом интерьера – зелёный, жёлтый, красный, серый.
С высоты 15 этажа, из окна отделения предстает восхитительный вид. С одной стороны, как на ладони большой город. Рядом здания медицинского колледжа и роддома. Из сочинения студентки на практике: «Стоишь у постели умирающего больного, а из окна виден роддом и в то время, когда один человек умирает, другой рождается на свет…»
С другой стороны здания, сколько хватает глаз, расстилается зелёный ковер с островами зданий. Прилежащий к кольцевой дороге остров самый крупный и, если бы не дорога, границы с мегаполисом было бы не различить. По левую сторону за МКАДом ранее дачный поселок Лосиноостровск, ныне столичный Лосиноостровский район, по правую – Мытищи, несколько сёл и поселков, слившихся в ближайший столичный пригород.
В середине XIX века краевед Н. Н. Вельяминов написал: «На пятнадцатой версте от Крестьянской заставы на Троицком (ныне Ярославском) шоссе стоит многим знакомое село Большие Мытищи. Почти все богомольцы, едущие и идущие в Сергиевскую Лавру, останавливаются там, чтобы напиться чрезвычайно вкусного чаю или необыкновенно чистой и свежей воды. Известно, что Мытищи снабжают водой все московские фонтаны посредством знаменитого водопровода. Для охотника Мытищи привлекательны своими болотами. Село пересекается рекой Яузой, которая верстах в четырёх и берёт свое начало. Оба берега реки представляют собой широкие, довольно топкие болота, местами чистые, местами, поросшие кустами и кочками».
Много лет назад через Мытищи, проходил торговый путь по Яузе в Клязьму. Историк С. Б. Веселовский писал: «По реке Яузе поднимались на лодках вверх до того места, где она поворачивает почти под прямым углом на юг и уходит в большое торфяное болото. Здесь в настоящее время находятся Мытищи… От Мытищ шел волок, километров в семь, в Клязьму. Перетащенные по суше лодки спускались в Клязьму около существующего ныне селения Богородища». С возвышением Московского водного пути, в XIV-м веке Яузский путь был заброшен.
Примыкающий к кольцевой дороге микрорайон Мытищ Тайнинский, в прошлом одноименное село. Когда-то от Москвы до села было 13 вёрст. Село Тайнинское, известное ещё с начала XV века, одно из древнейших в Подмосковье. Сначала оно принадлежало великим московским князьям, затем царям. В селе располагался один из путевых дворцов, где останавливались коронованные особы по дороге в Троице-Сергиеву лавру. В Тайнинском любил бывать Иван Грозный, здесь в загородной резиденции, он принимал иностранных послов.
В период польско-литовской интервенции дворец был разрушен, затем его вновь построили при Алексее Михайловиче. По указанию императрицы Елизаветы Петровны в 1749 г. в селе Тайнинское возвели новый дворцовый ансамбль. Останавливалась здесь и другая императрица – Екатерина II. Несмотря на короткие периоды строительства дворца, столичный Петербург в основном занимался собой и постепенно, подмосковные дворцы разрушались. От прежних времён в Тайнинском сохранился только великолепный пятиглавый Благовещенский храм, построенный в 1675—1677 гг.
Из окон отделения можно посмотреть современный пейзаж. Ещё на территории большого города дачный поселок, рядом Джамгаровские пруды, где летом купаются, и крики отдыхающих вперемешку с собачьим лаем слышны далеко, особенно в выходной на дежурстве. Парк с редкими для города вековыми соснами, берега едва угадываемой, некогда судоходной Яузы, кольцевая дорога с непрекращающимся даже ночью потоком машин. Закольцевые павильоны Мытищинской ярмарки, гипермаркет «Ашан», поблизости самое крупное в округе строение Северо-Восточной ТЭЦ.
Несмотря на значительность ТЭЦ, центральным в пейзаже является малозаметная Благовещенская церковь в Тайнинском. Присмотревшись, можно разглядеть, что к территории храма примыкает постамент памятника Николаю II. В начале бурных 1990-х памятнику не нашлось места в пределах города, однако и после установки за его пределами, монумент тоже мешал и был взорван неутомимыми бомбистами. После раздавшегося рано утром хлопка, находившиеся в здании госпиталя и пришедшие со свежими новостями на работу, смогли разглядеть лишь монументальный его постамент.
Художник раздавал картины по мере написания. На медицинских постах, в медсестринских, ординаторских расположились его наполненные светом произведения. Часть он оставлял для «вернисажа перед выпиской». Накануне подходит ко мне, как к лечащему врачу и говорит
– Выбирайте, какие больше нравятся!
Я, повторяя.
– Плохо быть жадным. – Не могу никак выбрать. Оставил-таки несколько картин заведующей, не интересовавшейся живописью, остальные себе.
После чего, оба довольные мы разошлись. На следующий день наш подопечный снова заходит в ординаторскую и, что-то держа в руках, несёт к окну. Спрашиваю с нарочитой серьёзностью
– Это, что ещё такое?
Подойдя к окну, художник ставит на подоконник ещё одну картину
– Это последний шедевр!
На законченной картине предстал знакомый вид из окна отделения, только в необычном виде. Пейзаж залит фосфоресцирующим лунным светом, что вызывает ассоциации с картиной Куинджи в Русском музее «Ночь на Днепре». Ночной пейзаж Куинджи был освещен настолько, что первые посетители выставки считали, что за картиной подсветка. Наш художник, возможно понимая, что в пейзаже много подробностей, которые не может различить, из-за плохого зрения, спрятал их в ночном свете, но сохранил главные детали. Картина узнаваема каждому, кто побывал у нас и видел это вид из окна.
Через некоторое время оказался у нас другой художник, в противоположность любивший пожаловаться. На его лице улыбки замечено не было. Зайдя в ординаторскую перед выпиской, отметил, что ему лучше не стало, как он собственно и предполагал. Оставил одну картину – то же вид за окном, днем. И свет дневной, и деталей в картине больше, но душу, почему-то не трогает.
Ветераны обычно поступают на лечение в госпиталь повторно один – два раза в год «подремонтироваться», идти им ведь больше некуда. Наш акварельный художник лечился всего два раза, одаривая каждый нас своими картинами, оставшиеся радостным напоминанием в отделении. Ждали мы его ещё, но он больше не поступал…
Спустя несколько лет, консультируя, стал замечать, что картины появляются и в других отделениях. На некоторые тоже можно засмотреться. Обычно это наша природа, напоминающая о красоте жизни.
Как-то в телепередаче преуспевающая дизайнер рассказывала об интерьере своего особняка
– Люблю на стенах грустные пейзажи. Обычно это осень, мокрые вороны. Ну что я могу поделать, такая она русская душа.
Разные получились увиденные картины, как и широкая, загадочная, русская душа. Но если присмотреться есть объединяющее их начало – это «вид из окна». Как в стихотворении Агнии Барто – А из нашего окна…
1997 г.
Манжосовская гонка
Большинство лыжников знает, что проходит каждый год 31 декабря – Манжосовская лыжня в Одинцове! Гонка носит имя её основателя – одинцовца Николая Тимофеевича Манжосова, чемпиона Рабоче-крестьянской Красной армии в гонках патрулей, двукратного чемпиона СССР в военизированных лыжных гонках, выдающегося тренера. Ежегодная, с 1962 г., знаменитая гонка давно стала доброй предновогодней традицией.
Увидеть нарисованную маслом картину Манжосовской лыжни, проходящей сквозь заснеженный подмосковный лес можно в местном историко-краеведческом музее, а можно и воочию. Манжосовская – уникальный шанс посмотреть гонку лыжным «чайникам» не с трибун, а прямо с лыжни.
Когда ещё представиться случай посоревноваться с выдающимися спортсменами как не в канун Нового года! Для знаменитостей это возможность поднять себе настроение, поздравить друзей с праздником, пробежать необычную гонку. Кого здесь только не встретишь, и дедушку в допотопном обмундировании и ребёнка, едущего за папой на буксире. Некоторые начинают участвовать с годовалого возраста в рюкзаке родителей. Начинающие для настоящих спортсменов как дополнительное препятствие.
Мимо станции Скорой помощи такому событию не пройти, и кому как не нам, молодежной бригаде это доверить. Мы с профоргом на старте. Предстоит пройти полумарафон – 25 км., два круга по 12,5 км. Нам отступать некуда, позади молодежная 65-я бригада с двумя девчонками фельдшерами и водителем Сергеем – по совместительству нашей группой психологической поддержки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/vladimir-kulik/zapiski-vracha/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.