Интеллектуальный капитал: содержание и формирование. Мини-пособие
Владимир Александрович Дресвянников
В современной экономике к традиционным видам капитала добавляется интеллектуальный капитал, который,несмотря на его нематериальный характер, оказывает значительное влияние на результативность и эффективность деятельности любого субъекта – будь то отдельный человек, группа (команда), организация, регион или страна.Таким образом, знания о структуре и процессах формирования интеллектуального капитала становятся жизненно важными.
Интеллектуальный капитал: содержание и формирование
Мини-пособие
Владимир Александрович Дресвянников
© Владимир Александрович Дресвянников, 2024
ISBN 978-5-4483-8985-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в информационном обществе или, говоря более широко, в обществе знаний. В структуре нашего времени нематериальная деятельность как рабочая, так и связанная с развлечением и отдыхом занимает значительную и всевозрастающую долю. Увеличивается количество профессий, которые основаны преимущественно на работе с информацией. Качество воспринимаемой и используемой человеком информации определяет не только качество его жизни, но и ее направленность.
Информация является предметом и продуктом труда в интеллектуальной деятельности человека. Она проясняет ситуацию в окружающем нас мире, уменьшает неопределенность среды, снижает риски жизнедеятельности. Получив необходимую информацию, мы можем принимать решения.
Знания являются средством отображения реального мира (системные знания) и средством труда в интеллектуальной деятельности человека (процессуальные знания).
Те, информацию и знания, которые создаем, накапливаем и используем с выгодой, частью отчуждаем от себя, формализуем и фиксируем, как объект интеллектуальной собственности, представляют собой интеллектуальный капитал.
В интеллектуальный капитал включается также интеллект человека – его социально-психологические способности к познанию и творчеству, материальным носителем которых является мозг.
Кроме того, в его содержание входят продуктивные социально-экономические отношения, которые приносят нам определенную выгоду, дают благо.
В основе жизнедеятельности человека находится его интеллектуальная деятельность, которая является:
1) операционной трудовой деятельностью (с использованием технологий) – прежде чем реально, материально сделать что-то, мы думаем, как это сделать;
2) операционной познавательно-креативной деятельностью – познаем реальный мир, отражаем его в форме информационных моделей и, затем, создаем новые модели;
3) управляющей деятельностью относительно двух первых видов деятельности.
Целью данного краткого пособия является формирование общего понимания предметной области – информация, знания, продуктивные социально-экономические отношения, интеллектуальный капитал с отображением связей между ними, а также процессов формирования.
Пособие, кроме того, содержит сведения об авторе, ссылки на тематические интернет-ресурсы (которые, к сожалению, могут устаревать), тесты и словарь.
Пособие предназначено для людей, которые по роду профессиональной деятельности работают с информацией и для тех, кто интересуется вопросами интеллектуального развития.
Примечание: рисунок обложки сделан с использованием нейрографики Cognitivio.
1. Основные понятия и их классификация
1.1. Понятия «информация», «знания», «продуктивные социально-экономические отношения», «интеллектуальный капитал»
Информация и знания отличаются от других видов ресурсов, используемых человеком, являются «общественным благом» и не убывают по мере их тиражирования и социализации.
Представим понятия «информация» и «знание», раскроем их базовые свойства.
Информация (от лат. informatio – разъяснение, изложение) – это продукт исследовательско-поисковой интеллектуальной деятельности человека (группы людей, организации), представляющий собой изложение смыслового содержания элемента реальной действительности – сущности, явления, объекта, процесса – в определённой нематериальной форме, ценность которого для пользователя заключается в повышении содержательности отраженной в сознании действительности и в снижении неопределённости конкретной ситуации с учётом контекста его деятельности.
Отсюда можно выделить базовые свойства информации:
– является результатом исследовательско-поисковой деятельности человека;
– имеет определённое содержание, отражающее отдельные аспекты объективной реальности;
– нематериальна;
– формализована – представлена на определённом языке и носителе;
– для практического применения требует привлечения конкретных знаний;
– обладает ценностью и полезностью для пользователя;
– быстро устаревает;
– является внешней по отношению к интеллекту (сознанию) человеку, поступая из определённого источника;
– является объектом коммуникации, безгранично и свободно распространяясь в информационной среде;
– служит «сырьём» для создания знаний.
Знания – это продукт познавательно-созидательной интеллектуальной деятельности человека (группы людей, организации), на основе полученной информации системно отражающий реальную действительность и позволяющий ему более эффективно выполнять определённую практическую деятельность, то есть формирующий его экономический потенциал.
Исходя из определения, основные свойства знаний:
– являются результатом познавательно-созидательной, то есть исследовательско-аналитической и проектной деятельности человека;
– системно отражают реальность, объективную действительность;
– нематериальны;
– могут быть формализованы в определённом объеме (части) и форме;
– обладают возможностью безграничного распространения в социальной среде (социализация);
– имеют жизненный цикл развития – онтогенез знаний;
– обладают экономическим значением, возможностью практического применения и, вследствие этого, ценностью для человека, принося ему конкретную пользу;
– становятся неотъемлемой частью интеллекта человека (когнитивный, ментальный опыт);
– возможность создания знаний и эффективность их использования зависят от социально-психологических характеристик их владельца, его генетических данных.
Поскольку в состав интеллектуального капитала мы включаем и продуктивные социально-экономические отношения, которые в отличие от информации и знаний, не являются информационным ресурсом, то дадим определение данному понятию, являющимся видовым понятием по отношению к понятию «общественные отношения» и к категории «отношения».
Продуктивные социально-экономические отношения – это взаимосвязи, возникающие между разноролевыми субъектами в процессе их социально-экономической деятельности, неформальных и формальных коммуникаций, зависящие от уровня развития их интеллекта, носящие положительный (продуктивный, синергетический) характер и дающие данным субъектам благо.
Основные свойства продуктивных социально-экономических отношений:
– являются результатом взаимодействия субъектов;
– имеют как формальный, так и неформальный характер;
– зависят от социальных и экономических ролей субъектов, их статуса, выполняемых ими функций;
– зависят от уровня развития интеллекта, взаимодействующих субъектов;
– обеспечивают общую синергию;
– дают каждому субъекту благо.
Интеллектуальный капитал – это вид капитала, являющийся проявлением интеллекта социального субъекта, и представляющий собой результаты его деятельности – информацию, знания и продуктивные отношения, имеющие социально-экономическую ценность, обеспечивающие ему благо и конкурентные преимущества.
Основные свойства интеллектуального капитала:
– является результатом интеллектуальной деятельности;
– является комплексным – сочетает интеллект, информацию, знания, продуктивные социально-экономические отношения;
– нематериален;
– частью неформализован (интеллект, неявные знания), частью детально формализован для практического использования (продукты интеллектуальной деятельности);
– предназначен как для внутреннего использования (натуральный), так и для внешнего (продуктовый);
– его онтогенез и филогенез (жизненный цикл) тесно связаны с развитием науки и техники;
– имеет определённую социально-экономическую ценность, является объектом социально-экономических отношений;
– частью (объекты интеллектуальной собственности) имеет собственника и правовую защиту;
– предоставляет собственнику экономическое и неэкономическое благо;
– может накапливаться;
– является объектом инвестиций.
Рисунок 1 – Структура интеллектуальных ресурсов
В совокупности указанные понятия можно объединить в одно – интеллектуальные ресурсы, которые имеют структуру и отношения, представленные на рисунке 1.
1.2. Классификация информации
Как результат исследовательско-поисковой интеллектуальной деятельности человека информация может быть разделена на группы.
По степени упорядоченности этого результата, его полезности и истинности:
– сведения;
– данные;
– факты.
Сведения – это неформализованная или слабоформализованная информация, неполно отражающая объект исследования, познания, и требующая дальнейшей проверки и систематизации.
Данные – это формализованная систематизированная информация, отражающая объект исследования полно или в определенной его части (подсистеме), с определенной степенью вероятности являющаяся достоверной.
Факты – это подтвержденная, правдивая информация, отражающая реальные события, объекты, процессы.
Из множества собранных фактов можно выделить контекст-факты – те, которые относятся к определенной предметной области исследований.
При движении от сведений к контекст-фактам повышается степень понимания реального мира и растет ценность информации для пользователя (рисунок 2).
Рисунок 2 – Переход от сведений к контекст-фактам
По признакам «время» и «вид памяти»:
– мгновенная информация – зафиксированная органами чувств и существующая несколько секунд в иконической (зрительный канал), эхостической (слуховой канал), тактильной (канал рецепторных ощущений) памяти человека;
– оперативная информация – переданная в оперативную память для обработки;
– долговременная информация – хранящаяся в долговременной памяти и при необходимости воспроизводимая (припоминание).
По сенсорным системам восприятия выделяем виды информации:
– зрительная;
– слуховая;
– вкусовая;
– обонятельная;
– осязательная;
– кинестетическая;
– смешанная.
Нечётко можно выделить информацию по физиологической и психологической форме представления:
– физические ощущения;
– эмоции и чувства;
– мыслеформы;
– неясные образы, нечёткие представления.
По виду пространств (осей), в которых мы живем – это информация:
– о времени – временное пространство (временная ось: прошлое, настоящее, будущее);
– о расположении – геометрическое (трехосевое, объемное), географическое пространство;
– об эволюции (развитии) – эволюционное пространство (ось развития).
По масштабу распространения:
– глобальная: информация, охватывающая весь мир (интернет, международные соглашения);
– национальная: информация, относящаяся к одной стране (национальные законы, культура);
– региональная: информация, ограниченная одним регионом или областью (местные новости, региональные события);
– локальная: информация, действующая в пределах одного города, района или учреждения (местные правила, внутренние распорядки).
По области деятельности человека и ее широте выделяют следующие виды информации:
– межпредметная (межотраслевая);
– предметно-ограниченная (отраслевая);
– специализированная (внутриотраслевая).
По языковой форме представления:
– зрительная информация: символьная, графическая, видео;
– вербальная информация: устная речь, тексты;
– невербальная информация: жесты, поза, мимика;
– мультимедийная информация, объединяющая разные формы – текст, звук, графика, видео, – представленные в цифровом виде.
Также в связи с долевой структурой мозга можно определить виды информации:
– образная – это представления, зрительные образы, картинки, формируемые в правом полушарии мозга;
– символьная – это символы, знаки, обозначения, формируемые в левой и лобной долях мозга (отметим, что имеются и другие точки по вопросу ответственности долей мозга за работу с образной и символьной информацией).
По виду информационного сигнала в технических или физиологических системах выделяют:
– аналоговую информацию – непрерывный информационный сигнал;
– дискретную информацию – прерывистый информационный сигнал.
По месту относительно сознания человека информацию классифицируют:
– внешняя – идущая из внешней среды;
– внутренняя – информация, идущая от тела, сознания и подсознания;
– внутренняя о внешнем и внутреннем мире – ментальные модели человека, познавательные образы, отображение внешнего мира и внутренней системы.
Отметим также, что по проявлению относительно сенсорной системы человека существует:
– явная информация – то есть дающая о себе знать, внешне проявляющая себя («я здесь!»);
– неявная (скрытая) информация, для распознания которой необходимы интеллектуальные усилия.
По источнику получения:
– первичная информация – получаемая непосредственно от объекта исследования методами научных исследований – интервью, опрос, наблюдение, эксперимент и пр.;
– вторичная информация – информационное описание созданное ранее другим исследователем этого объекта для своих целей и требующее адаптации под новые цели;
– официальная: информация, предоставленная официальными организациями или лицами (законы, постановления, нормативные акты);
– неофициальная: информация, не имеющая официального статуса (слухи, мнения, информационные вбросы).
По степени достоверности:
– достоверная информация – подтвержденная надежными источниками и проверенными методами (факты);
– недостоверная информация – не подтвержденная или противоречивая (фейки, дезинформация, клевета, ложь, выдумка, утка);
– предположительная информация – основанная на гипотезах и предположениях;
– подтвержденная информация – прошедшая проверку и признанная истинной.
По характеру воздействия:
– информативная информация – предоставляющая новые сведения, данные, факты;
– убеждающая информация – направленная на изменение мнений и убеждений (реклама, пропаганда);
– манипулятивная информация – использующая методы психологического влияния для достижения определенных целей;
– развлекательная информация – предназначенная для развлечения и отдыха (фильмы, игры, музыка).
По уровню обобщения:
– фактографическая информация – содержащая конкретные факты и данные;
– статистическая информация – представленная в виде статистических показателей;
– аналитическая информация – включающая анализ и интерпретацию данных;
– прогностическая: информация – содержащая прогнозы и предположения о будущем развитии событий.
По степени доступности:
– открытая информация – доступная всем заинтересованным лицам без ограничений;
– закрытая информация – ограниченная к доступу определенным кругом лиц (государственная тайна, коммерческая тайна);
– конфиденциальная информация – требующая защиты от несанкционированного доступа (личные данные, медицинские записи);
– персональная информация – относящаяся к конкретному человеку и защищаемая законом о защите персональных данных.
1.3. Классификация знаний
Прежде всего, по направленности знания делятся на:
– теоретические (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – формирование в сознании человека общего, целостного отражения мира;
– практические (от греч. praktikos – деятельный, активный) – формирование умений деятельности в этом мире.
Теоретические знания, в свою очередь, по степени абстрагирования делятся на:
– абстрактные (от лат. abstractio – отвлечение) – большая степень обобщения объекта познания;
– конкретные (от лат. concretus, букв. – сгущенный, уплотненный, сросшийся) – концентрированное отображение определенного объекта.
Как самостоятельный вид выделяют эмпирические знания, которые создаются опытным путем в непосредственной практической деятельности, в контакте с реальным объектом. Поэтому их еще можно назвать чувственно-практическими.
Общие свойства эмпирических знаний представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Свойства эмпирических знаний
Разновидностью практических, являются обыденные знания (житейские, знания здравого смысла), которые человек постоянно использует в своей повседневной жизни.
Как теоретические, так и практические знания делятся по различным сферам деятельности человека, то есть выделяются предметные (отраслевые) знания – технические, экономические, социальные, политические, юридические и т. д. Эта детализация продолжается в профессиях, специальностях, специализациях (рисунок 4).
Рисунок 4 – Классификация знаний
В экономике знаний важны когнитивные знания (лат. cognitio – знание, познание), то есть знания того, как формировать новые знания, создавать интеллектуальные продукты, инновации.
С точки зрения философии выделяют:
– гносеологические (греч. gnosis – знание, logos – учение) (научные) – обеспечивающие познание реального мира;
– онтологические (греч. on, ontos – сущее, logos – учение) – знания о бытии человека.
По степени формализации выделяют:
– внутренние (имплицитные, неявные, скрытые) – неформализованные, то есть не описанные на определенном языке и не представленные в определенной форме знания, неотделенные от их создателя;
– внешние (эксплицитные, явные) – формализованные знания, готовые для трансфера (передачи) и социализации (усвоение передаваемых знаний, опыта в социуме).
По степени структурированности знания делятся на:
– жесткие – формализованные и хорошо структурированные, дают четкие ответы на поставленные вопросы;
– мягкие являются слабо структурированными и формализованными, они обозначают объекты, указывают направления, дают рекомендации для действий, часто корректируются.
По степени обновления знания (достаточно условно) делятся на:
– долгосрочные – длительный срок, редкое обновление, порядка одного раза в 10 лет;
– среднесрочные – один раз в 3 – 5 лет;
– краткосрочные – один раз в 1 – 2 года;
– оперативные – обновляются в текущей деятельности, в связи со сменой ситуации, носят практический характер.
По предмету изучения можно выделить:
– знания объектов (системные, структурные) – это знания о строении и характеристиках материальных, социальных, экономических, информационных и других объектах как систем.
– знания процессов (процессные, процедурные, технологические) – это знания о структуре процессов, технологии их выполнения.
Структура знаний об объектах и процессах, связи между ними представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Знания объектов и процессов
Отдельно выделяют интуитивные знания, которые приходит спонтанно, без осознанного анализа или размышлений как прямое усмотрение вероятной истины.
Социальные знания – это знания, формирующиеся в процессе взаимодействия людей в обществе. Они включают в себя нормы, ценности, традиции и обычаи, например, знания о правилах поведения в обществе.
Декларативные знания представляют собой набор фактов и утверждений, описывают происходящее или существовавшее ранее.
Метознание (знание о знании) описывает, как устроено само знание, как оно формируется, передается; какие ментальные процессы (восприятие, чувствование, мышление) происходят в психике человека и какие при этом технологии используются. Оно основано на рефлексии, осознании своих собственных когнитивных процессов.
По временному фактору выделяют:
– исторические знания – это знания о событиях и явлениях прошлого;
– современные знания – это знания о текущих событиях и явлениях, актуальных в настоящее время;
– прогностические знания – это знания о будущих событиях и тенденциях, основанные на прогнозировании и предсказаниях.
Релевантные знания – это знания, которые соответствуют текущему запросу, задаче или проблеме, и поэтому являются полезными и важными в данной ситуации.
Основные характеристики релевантных знаний:
1. Соответствие теме. Релевантные знания прямо связаны с рассматриваемым вопросом, проблемой, задачей.
2. Полезность. Эти знания приносят пользу, помогая найти нужное решение задачи, проблемы или ответ на поставленный вопрос.
3. Актуальность. Релевантные знания должны быть современными и соответствовать последним данным и открытиям в своей области.
4. Приемлемость. Знания должны быть приемлемыми для пользователей или контекста, в котором они используются.
В принципе, то же самое можно сказать и об информации, выделив как вид релевантную информацию. Отличие заключается в количестве и качестве содержания, глубине понимания, направлениях и способах использования.
По степени актуальности различают:
– устаревшие знания, которые были актуальными в прошлом, но потеряли свою значимость или точность в силу изменений в науке, технологиях, обществе или законодательстве;
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/vladimir-aleksandrov/intellektualnyy-kapital-soderzhanie-i-formirovanie-mi-23305121/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.