Интеллект и информация: назначение, содержание, работа

Интеллект и информация: назначение, содержание, работа
Владимир Александрович Дресвянников
В современной экономике информация становится не только средством отображения реального мира в сознании человека, но и ресурсом, элементом интеллектуального капитала, социальной средой и даже средой существования. Работу с информацией осуществляет интеллект человека, следовательно, необходимо знать его структуру, функции каждого элемента, связи и отношения между ними. Книга будет полезна ученым, преподавателям, студентам, а также всем тем, кто интересуется вопросами работы с информацией.

Интеллект и информация: назначение, содержание, работа
Монография
Владимир Александрович Дресвянников

© Владимир Александрович Дресвянников, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение
Светлой памяти моего отца…
Мы живем в информационном обществе или, говоря более широко, в обществе знаний. В структуре нашего времени нематериальная деятельность как рабочая, так и связанная с развлечением и отдыхом занимает значительную и всевозрастающую долю. Увеличивается количество профессий, которые основаны преимущественно на работе с информацией. Качество воспринимаемой и используемой человеком информации определяет не только качество его жизни, но и ее направленность.
Интенсивное развитие науки и техники, переход от четвертого к пятому, а затем и шестому технологическому укладу приводит к появлению и распространению все новой и новой информации, причем не только последовательно-равномерному, но и взрывному – научная информация в корне меняет наше преставление о мироустройстве, о возможностях человека, направленных на преобразование существующего реального мира.
Формируется информационное пространство, прежде всего, на материальных носителях как локальных, так и облачных. При этом глобальное информационное пространство делает информацию не просто доступной, а сверхбыстродоступной самому широкому кругу людей.
Информационное пространство создается также в ментальной форме, т.е. в сознании человека. Ее носителем в этом случае является мозг, но формирует такое пространство человек, организуя свою интеллектуальную деятельность и управляя ею. Однако, по нашему мнению, у современного человека отсутствует научность, системность, последовательность и технологичность такой интеллектуальной деятельности. Ему проще использовать технические средства – поисковик в Интернете, бумажную или электронную записную книжку, календарь, а также другие средства записи и хранения информации, чем возможности интеллекта. В какой-то степени можно сказать, что техника испортила человека как самостоятельно и активно мыслящее существо.
Для того, чтобы использовать свой мозг как носитель информации необходимо сформировать и развивать свое внимание, память, умение обрабатывать информацию различными методами и способами, создавать индивидуальное информационное пространство, заполнять его данными, постоянно использовать и обновлять.
Немаловажными при этом являются умения получать, анализировать и структурировать информацию, связывать ее с другой информацией в общем информационном пространстве, а в дальнейшем перемещать, комбинировать, извлекать, передавать и удалять.
В современном мире к информации следует относиться критически, так как недостоверность информации, переданной во всеобщее пользование, превосходит всякие границы. Следовательно, анализ полученной информации должен быть тщательным, с проверкой ее источников и сравнением с аналогичной информацией, полученной из других источников, а главное – из собственного жизненного опыта.
Возникает проблема, с одной стороны, неспособности человека эффективно работать с информацией и, с другой стороны, жизненной необходимости в ее использовании как в своей личной, так и в профессиональной жизни.
Целью данной работы является комплексное изучение понятия «информация» с учетом состояния современного общества, ее значения для жизнедеятельности людей и представление методов и способов работы с информацией и управления ею, что в конечном итоге, должно значительно повысить качество жизни человека, дать ему новые интеллектуальные возможности.
Для получения большей информации об авторе посетите сайт: Управление информацией, знаниями, интеллектуальным капиталом. URL: [битая ссылка] http://dva5508.wix.com/intellect

Глава 1. Интеллект как средство работы с информацией

Системное представление структуры интеллекта
Такая физиологическая конструкция как мозг человека предоставляет ему поистине удивительные возможности, отсутствующие у других живых существ. Эти возможности реализуются через интеллектуальную деятельность, т.е. работу с мозгом как с «верстаком» по созданию мыслеформ, ментальных моделей, позволяющих как отражать, так и преобразовать реальную действительность.
Интеллект – это совокупность способностей социального субъекта (человека, группы людей, организации) к познанию, мышлению, генерации новых информации и знаний с последующим их экономическим использованием для получения выгоды (пользы, блага).
Интеллект человека имеет физиологическое (F), психологическое (P), социальное (S) и экономическое содержание (E): I = {F; P; S; E}.
Физиологическое содержание интеллекта обусловлено тем, что интеллект человека неотрывен от его мозга как материальной основы существования и проявления.
Психологическое содержание интеллекта связано с наличием высших психических функций, второй сигнальной системы, сознания человека.
Социальное и экономическое содержание интеллекта определяется условиями жизнедеятельности человека, его назначением в определенных микро и макро социально-экономических ситуациях, профессиональной ориентацией человека. Эти две составляющие в общественной жизни человека тесно взаимосвязаны и во многих случаях их можно объединить, обозначив как SЕ.
Указанные составляющие образуют неразрывное триединство. При этом физиологическая составляющая F является природной основой интеллекта человека, психологическая Р – определяет его потенциал, а социально-экономическая SЕ – характер и степень практического использования, а также экономически обусловленные направления развития.
Исходя из структуры элементов интеллекта и с учетом трех содержательных составляющих целесообразно выделить следующие подвиды интеллекта человека, как его системные единицы (Рисунок 1):
1. Интеллект восприятия – это, главным образом, психические процессы внимания, сосредоточения, распознавания объектов окружающего мира и себя как индивидуума (личности), их отображения и запоминания (Р). Основу интеллекта восприятия составляет генетически заданная рецепторная система человека, реализуемая посредством ощущений с созданием чувственного образа (F). От структуры этой системы, доминирования ее определенных элементов во многом зависит характер и степень проявления интеллекта восприятия. В свою очередь этот вид интеллекта определяет разнообразие и глубину мироощущений, объем освоенного человеком жизненного пространства, степень адекватности внутреннего мира человека внешнему (SE).
1. Эмоциональный (чувственный) интеллект – это эмоциональные реакции человека при восприятии реального мира; возможность осознавать свой внутренний эмоциональный мир и управлять им, ощущать и переживать внешние эмоциональные воздействия; эстетические способности человека; способности к созданию наглядных образов – воображение, фантазия (P).
Физиологическую основу интеллекта составляет кора головного мозга, включающая миллиарды нервных клеток – нейронов и глиальных клеток, которые связаны в сложные сети клетками, выполняющими проводящую функцию – дендритами и аксонами (F).
Большую роль в возникновении эмоции наряду с корой головного мозга играет таламус, выполняющий в тоже время важную роль в регуляции основных органических процессов. Возникновение эмоции есть результат одновременного возбуждения через таламус симпатической нервной системы и коры головного мозга.
Наряду с таламусом природную основу эмоционального интеллекта составляют такие органы мозга как гипоталамус, гипофиз, гиппокамп, которые отвечают за регулирование и выработку гормонов, работу эндокринной системы.
В совокупности эти части головного мозга составляют природную основу эмоционального интеллекта.
Можно также сказать, что эмоциональный интеллект является развитием интеллекта восприятия и во многом определяет богатство чувственной жизни человека, его способности к переживанию и сопереживанию, к самовыражению и творчеству (SE).
Кроме того, эмоциональный интеллект является средством чувственного и интуитивного познания реальной действительности и в современных условиях, характеризующихся неопределенностью и риском, эта его функция является жизненно важной.
3. Интеллект мышления (продукционный интеллект) содержит психические процессы логического, системного, каузального мышления (P), обеспечивающие нейронные операции обработки информации, основанные на цепочках ассоциаций. Аналогично эмоциональному интеллекту степень развитости интеллекта мышления будет во многом определяться генетически заданным строением коры головного мозга человека (F), наличием тех или иных анатомических патологий. В социально-экономическом аспекте (SE) интеллект мышления позволяет завершить процессы восприятия, систематизировать полученную информацию с учетом ее полезности, создает технологии выполнения процессов жизнедеятельности человека в обществе: поведения, преобразования среды (иначе говоря, производственно-операционных процессов), является средством снижения жизненных рисков.
Интеллект мышления взаимодействует с эмоциональным интеллектом и управляет им, обеспечивая гармонию жизнедеятельности, создает ментальную базу для функционирования других видов интеллекта.
При доминировании правого полушария коры в большей степени проявляет себя художественный интеллект, а при доминировании левого – интеллект мышления. Природная сбалансированность (F) интеллекта мышления и эмоционального интеллекта во многом определяется строением так называемого мозолистого тела, соединяющего левое и правое полушария мозга.
В представленной структуре мы поставили эмоциональный интеллект перед интеллектом мышления, что связано со строением мозга, обуславливающим первичность эмоциональной реакции человека на воспринятую информацию. Однако в процессе интеллектуальной деятельности при развитом инструментарии управления интеллектом эти виды интеллекта могут произвольно меняться местами в зависимости от установленных целей и задач.
Более того, интеллект мышления фактически может сливаться с интеллектом восприятия, так как именно он отвечает за управление восприятием – направленностью и избирательностью внимания, его сосредоточением, переключением и пр.
4. Креативный (творческий) интеллект определяется степенью природно-заданной интеллектуальной активности и мощности (F), гибкости, подвижности, ассоциативности мышления и поведения человека (P), способностью не только воспроизводить в своем сознании окружающий мир, но и понимать его нестандартно, видеть скрытые проблемы и возможности, что позволяет создавать новую информацию и знания; принимать эффективные решения в условиях неопределенности, обучаться и изменяться (SЕ).
Креативный интеллект является основным фактором эффективной социальной и экономической деятельности человека в современном обществе, которое характеризуется непрерывным интеллектуально-инновационным развитием (SЕ).
Фактически креативный интеллект является особым проявлением взаимодействия эмоционального и логического интеллектов. Но стимулом его проявления служат следующие виды интеллекта – социально-культурный и экономический, которые создают потребность в творчестве и определенным образом направляют его. Креативный интеллект обеспечивает адаптацию человека к существующей реальной действительности (изменение себя) и ее изменение (создание новой реальной действительности под себя). Что именно необходимо делать в сложившейся ситуации: а) адаптироваться; б) изменить реальный мир; в) изменить себя, чтобы затем изменить реальный мир – решают эмоциональный, логический, социально-культурный и экономический виды интеллекта во взаимодействии.
5. Социально-культурный интеллект – это развитые вербальные способности человека, экстравертный тип его характера, способность к эффективному общению и взаимодействию с людьми (Р), умение определять свой социальный статус и общественное предназначение – миссию (SE).
Характер и степень проявления социально-культурного интеллекта определяется как его природной основой – активностью соответствующих участков головного мозга (F), так и уровнем развития психологической (P) и социально-экономической составляющих (SЕ), а его содержание – наличием и особенностью построения ментальных моделей социального самопозиционирования, социальных отношений и поведения (P ^ SE).
Этот вид интеллекта существенно влияет на успешность жизнедеятельности человека, на реализацию его генетически заданного интеллектуального потенциала (F).
6. Экономический (предпринимательский, хозяйственный) интеллект – это, прежде всего, способности к самомотивации, волевые качества человека, целеполагание (P), а также практическая сметка, смекалка и предприимчивость, способность видеть в окружающем мире возможность создания экономического результата и извлечения из него выгоды (SE).
Экономический интеллект, как и креативный, во многом определяется активностью и мощностью работы нейронной системы мозга (F).


Рисунок 1 – Системное представление структуры интеллекта человека

К экономическому интеллекту наиболее близок социально-культурный интеллект, который составляет продуктивную основу и фон экономической деятельности человека.
Представленный перечень видов интеллекта расположен в определенной процессной последовательности: от восприятия реального мира до его хозяйственного использования и преобразования. Однако фактически, как уже было отмечено, имеет место сложное взаимодействие различных видов интеллекта, изменение порядка их следования. В частности креативный интеллект, безусловно, определяется не только состоянием восприятия, эмоционального переживания и мышления, но и социальной составляющей интеллектуальной и реальной деятельности человека, его культурой, социальным статусом и пр.
Материальную базу представленной структуры интеллекта человека составляет его природная основа (F), которая определяется генетически заданными физиологическими параметрами (Рисунок 2). В большей степени в нее «врастает» интеллект восприятия. Прочно в ней закреплены эмоциональный интеллект и интеллект мышления. Креативный интеллект также значительно определяется природной основой мозга человека, но применение технологий творческой деятельности значительно повышает его мощность. Социально-культурный и экономический виды интеллекта уже в значительной степени определяются воздействием не природного, а искусственного фактора: обучением и самообучением, воспитанием и самовоспитанием, непосредственно практической деятельностью человека. Но это только при условии сознательного, активного волевого отношения к указанной деятельности!


Рисунок 2 – Связь видов интеллекта с его природной основой

Ни один вид интеллекта нельзя полностью отделить от его природной основы, поэтому определенная часть i-го вида интеллекта – это природные способности, особенности, отклонения (F), другая же – искусственно созданные способности и умения, формируемые и развиваемые методами психологических (Р) и социально-экономических дисциплин (SЕ).
Цитата. Оливер Уэнделл Холмс: «Наследственность – омнибус, в котором нас сопровождают наши предки; то и дело кто-нибудь из них высовывается оттуда, ошеломляя нас своим появлением».
Джон Стейнбек (На Восток от Эдема): «Легче лёгкого свалить всё на наследственность, на родителей. <…> Всё, что человек делает, это он сам делает, а не его отец или мать».
Поэтому при оценке интеллекта человека важно определить все три его составляющих. При этом если содержание природной физиологической составляющей (F) следует учитывать в интеллектуальной деятельности и в интеллектуальном развитии как некую данность: F ? const, к которой необходимо адаптироваться, то содержание психологической и социально-экономической составляющих как искусственной части интеллекта (A) необходимо регулировать и изменять: А = (Р ^ SE) ? var.
Применение процессного подхода позволяет определить функциональное взаимодействие отдельных подсистем интеллекта в его общей интеллектуальной деятельности:
1. Интеллект восприятия обеспечивает информацией эмоциональный интеллект и интеллект мышления.
2. Эмоциональный интеллект и интеллект мышления создают инструментальные механизмы творческой деятельности человека, использующей воспринятую информацию.
3. Социально-культурный интеллект определяет контекст деятельности человека, ее направленность, формирует внутреннее правовое поле, содержащее критерии и ограничения, создает благоприятные внешние социальные условия деятельности. Этот вид интеллекта является также необходимым для создания группового творческого интеллекта.
4. Экономический интеллект является завершающим звеном в интеллектуальной деятельности человека, определяя экономическую целесообразность существования человека, его успехи, эффективность жизнедеятельности. Без этого вида интеллекта имеет место «интеллектуальная обломовщина».
Развитый интеллект мышления частями включается в каждый из указанных видов интеллекта, в тоже время, существуя как самостоятельный.

Как устроен интеллект восприятия?
Основу интеллекта восприятия составляют психические процессы внимания, сосредоточения, распознавания объектов окружающего мира и себя как индивидуума (личности), их отображения и запоминания.
Интеллект восприятия в значительной степени определяется физиологией мозга – развитостью и гармоничностью полушарий, лобных и затылочных долей мозга, наличием и степенью развития мозолистого тела и т. д. Можно утверждать, что уровень и структуру интеллекта восприятия в значительной степени определяет его физиологическая основа (F), т.е. он является природным.
Однако, как отмечалось выше, интеллект восприятия обеспечивает информацией другие виды интеллекта. Более того, он формирует общий фон и базовые возможности интеллектуальной деятельности человека, т.к. восприятие мира – это ее начало. Отсюда следует важность поиска возможностей совершенствования и развития интеллекта восприятия, точнее его искусственной части (А).
Тем не менее, необходимо отметить, что существуют и другие подходы развития интеллекта восприятия, прежде всего, памяти. Они используют аппаратно-технические, биологические, фармацевтические способы стимулирования мозговой активности, в частности, это, так называемые, «майнд (mind) машины», осуществляющие стимулирование мозга при восприятии информации звуковыми и световыми импульсами. По нашему мнению, такими методами не стоит пренебрегать. Однако, базируясь на концепции «общества знаний», мы отдаем предпочтение управлению интеллектуальным развитием, основанному на методах психологического и социально-экономического развития, преумножая Р и SЕ составляющие интеллектуального капитала.
Процесс восприятия – это процесс формирования при помощи активных перцептивных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.
Основными свойствами восприятия являются (Рисунок 3):
1. Предметность, целостность, категориальность – т.е. выделение четко очерченных предметов, образов, систем с их обособлением, выделением границ, отнесением к определенному классу.
2. Константность – постоянство этих образов при различных ситуациях восприятия.
3. Апперцепция – (от лат. ad – к и perceptio – воспринимаю) – влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида – узнаваемость этих предметов; под апперцепцией также понимается ощущение воспринятое сознанием, в отличие от перцепции – еще не дошедшее до сознания ощущение.
Для определения интеллекта восприятия, а затем и креативного интеллекта важно знать степень апперцепции нового предмета, явления, т.е. того, что не замечают другие или сам человек не замечал ранее, назовем такое свойство внимания – н-аперцепция (от лат. novus – новый).
Эмоциональная окраска – эмоциональные установки, направленность личности в процессе восприятия, определяемые его темпераментом и характером.
Цитата. Американский философ и психолог Уильям Джеймс пишет: «Одной из характернейших особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, проникающих в область наших чувств, мы замечаем лишь самую ничтожную долю их. Только часть одного итога наших впечатлений входит в наш так называемый сознательный опыт, который можно уподобить ручейку, протекающему по широкому лугу. Несмотря на это, впечатления внешнего мира, исключаемые нами из области сознательного опыта, всегда воздействуют так же энергично на наши органы чувств, как и сознательные восприятия. Почему эти впечатления не проникают в наше сознание – тайна, для которой принцип „ограниченности сознания“ (die Enge das Bewussseins) представляет не объяснение, а одно только название» [38].


Рисунок 3 – Структура интеллекта восприятия

Основными психическими инструментами восприятия являются внимание и память. Поэтому оценка интеллекта восприятия в первую очередь должна быть направлена на них.
Внимание – избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.
Цитата. Американский философ и психолог Уильям Джеймс определил внимание следующим образом: «Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто из того, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания – вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими, и является условием, располагающим реальной противоположностью в том спутанном, сумеречном и распылённом сознании, которое по-французски называют distraction, а по-немецки – Zerstreutheit» (James, 1890)» [Цитируется по 32].
Свойства внимания:
1. Степень сосредоточения (уровень, интенсивность, концентрация) внимания (степень сосредоточенности на объекте): сосредоточенность ? рассредоточенность.
2. Скоростные качества внимания (скорость переключения на другой объект).
3. Объем (охват, широта) внимания (количество объектов, одновременно находящихся в поле внимания): узкое ? широкое.
4. Длительность (устойчивость) внимания (умение не отвлекаться в течение определенного времени, то есть длительность сосредоточенности): кратковременное ? долговременное.
5. Переключаемость (способность менять направленность внимания, то есть переключать фокус внимания с одного объекта или вида работы на другой) внимания.
Доминирование левой или правой половины мозга существенно влияет на восприятие информации. Доминирование левого полушария приводит к рациональному, логическому восприятию действительности и обработки информации. Правополушарные люди склонны к цельному, образному восприятию. Это влияет и на проявление других видов интеллекта. Так развитое левое полушарие, соответственно, обуславливает рациональное, логическое, цифровое мышление, а правое – мышление образное, концептуальное. Развитое правое полушарие характеризует чувствительность, эмоциональность человека, способность его к эмпатии, что указывает на наличие эмоционального и социального интеллекта. Кроме того, правополушарность связывают с творческими способностями человека, т.е. с креативным интеллектом.
Репрезентивная система – это совокупность элементов, позволяющих представить (репрезентировать) в психике необходимую информацию.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации с помощью репрезентативной системы людей условно можно разделить на четыре категории:
1. Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Для наилучшего восприятия материала и последующего его воспроизведения им нужны зрительные образы.
2. Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Они хорошо понимают устные вопросы и поддерживают беседу. Определяют: а) аудиально-тональную репрезентативную систему, выделяющую, в первую очередь, звуки и тональные последовательности; б) аудиально-дигитальную – выделяющую символы, знаки, слова.
3. Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Для этих людей важен чувствительный опыт, эмоциональное подкрепление Они хорошо запоминают запахи, для них важен тактильный контакт.
4. Полимодалы (дискреты, дигиталы) – у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная среди людей.
5. К названным категориям людей можно добавить еще одну – интуиты (от лат. intueor – пристально, внимательно смотреть, мгновенно постигать), которые обладают таким типом репрезентативной системы, как внечувственное (сверхчувственное) или интуитивное восприятие. Затруднительно сказать какие органы восприятия человека находятся в его основе, по нашему мнению, они могут быть двух видов:
1. Определенные виды инстинктов подобные инстинктам животных. Такое интуитивное восприятие, например, проявляется как ощущение угрозы, опасности, возможности наступления какого-то маловероятного события.
2. Неосознаваемые духовные способности человека. Душа в этом случае проявляет себя как еще один орган чувств человека, ее развитие дает возможность интуитивного познания мира – непосредственного созерцания и, затем, интуитивного творчества – озарения.
Цитата. Авессалом Подводный: «Восприятие всегда сверхчувственно. Пять органов чувств суть лишь средства настройки внимания».
Память (memory, storage) – когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании информации.
По связи с органами ощущений и восприятия человека (по преобладающему анализатору) различают виды памяти:
1. Наглядно-образная (зрительная) – память на образы в виде графических изображений. Этот вид памяти тесно связан с наглядно-образным мышлением и воображением. Характерна для визуалов.
2. Слуховая – память на звуковые образы. Характерна для аудиалов.
3. Моторная память, связанна с непроизвольным запоминанием движений. Характерна для кинестетиков.
4. Осязательная – память на тактильные ощущения. Характерна для кинестетиков.
5. Эмоциональная память, связанна с непроизвольным запоминанием эмоционально окрашенных событий, впечатлений, результатов поведения. Характерна для людей с доминирующим правым полушарием.
6. Словесно-логическая – память на образы в виде речевых, математических и других подобных символов, а также отношений между ними. Характерна для людей с доминирующим левым полушарием и дигиталов.
7. Цифровая – память на образы в виде цифровых знаков, представляющих количественные величины объектов. Характерна для дигиталов.
По длительности хранения памяти выделяют:
1. Сенсорную (иконическую) память – хранение 1,5 сек.
2. Кратковременную – от нескольких секунд до нескольких минут.
3. Долговременную – неограниченное время хранения.
Ощущения (апперцепции и н-аперцепции) поступившие из сенсорной памяти в кратковременную память назовем «впечатления», т.е. запечатленные, оставившие свой след ощущения.
Для успешности социально-экономической деятельности человека важны также два типа восприятия:
1. Восприятие времени – ощущение, образное представление временного пространства (прошлое, настоящее, будущее) в различных временных периодах (жизненный период, несколько лет, год, время года, месяц, неделя, сутки, час), длительности (хода) времени, скорости протекания времени, последовательности временных периодов (фазы жизненного периода, времен года, суток). Здесь важны кинестетическая и полимодальные репрезентативные системы.
2. Восприятие объемного пространства – образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения. Здесь важны, прежде всего, зрительная, кинестетическая, затем слуховая и полимодальная репрезентативные системы.
Говоря об управлении интеллектом восприятия, отметим, что необходимо выделить его стратегический и оперативный аспекты. Человек, прежде всего, воспринимает окружающий его мир через «призму» ценностей, верований, установок. Следовательно, осознавая свою миссию, формируя мировоззрение, он направляет поток внимания на то, что ему важно, избирательно воспринимает и оценивает полученную информацию. При этом интеллект восприятия совмещается с социально-культурным интеллектом.
Цитата. Иммануил Кант: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся в ней звёзды».
Оперативный аспект связан непосредственно с работой рецепторных систем, внимания и памяти. Он также должен быть управляемым – волевое внимание и запоминание.

Что из себя представляет эмоциональный интеллект?
Термин «эмоциональный интеллект» был предложен учеными Питером Сэловеем и Джоном Мэйером в 90-е гг., хотя до них значительный вклад в развитие данного научного направления был сделан Х. Гарднером, который в рамках своей теории множественных интеллектов описал внутриличностный и межличностный интеллект. Внутриличностный интеллект понимается им как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» (Gardner, 1983, p. 239).
П. Сэловей и Д. Мэйер определили эмоциональный интеллект как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» (Salovey, Mayer, 1990, p. 189). Эмоциональный интеллект трактовался как сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: 1) идентификация и выражение эмоций; 2) регуляция эмоций; 3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности.
При этом каждую составляющую конструкта они делили на две компоненты: первая была связана со своими, а вторая с чужими эмоциями.
В данном исследовании в содержание понятия «эмоциональный интеллект» включаются только собственные эмоции человека и умения управлять ими. Управление чужими эмоциями включено в понятие «социальный интеллект». Автор объясняет такое разделение, во-первых, тем, что эмоции могут быть связаны не только с людьми, но и с другими реалиями мира – физиологическими потребностями, переживаниями относительно самого себя, какими-то вещами и действиями в мире вещей.
Эмоции, чувства человека являются энергетическим, мотивационным фоном для его интеллектуальной и материальной деятельности; фактором и регулятором, значительно влияющим на их эффективность. В то же время эти состояния, если они являются положительными, продуктивными, сами составляют эмоциональный капитал человека, поскольку приносят ему психологическое, социальное и экономическое благо. Кроме того, эмоции мы рассматриваем не только как отражение степени удовлетворения потребностей, но и как познавательную часть структуры интеллекта человека, позволяющего ему воспроизводить объекты и явления, их определенные свойства, что также говорит о принадлежности эмоций к интеллектуальным способностям человека.
Определим эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) как психические состояния человека, проявляющиеся через переживания и являющиеся следствием его вероятностной, субъективной оценки: а) объектов, процессов, ситуаций внешнего реального мира; б) собственной линии поведения, поступков, а также внутренних состояний (эмоции как реакция на эмоции); в) степени удовлетворения индивидуальных потребностей.
Субъективная оценка, в свою очередь, осуществляется на основании ценностей, принципов, нравственных установок индивидуума, которые являются составляющими социально-культурного интеллекта человека, что говорит о тесной взаимосвязи эмоционального и социально-культурного интеллекта.
Эмоции как психические состояния проявляются через переживания и, следовательно, управление эмоциями фактически есть управление переживаниями с помощью искусственно, сознательно сформированных ментальных операторов.
Цитата. Вильгельм Швебель: «Эмоции, обычно, через какое-то время проходят. Но то, что они сделали – остается».
Артур Конан Дойл (Знак четырёх): «Эмоции враждебны чистому мышлению».
Переживания как определенные, конкретные эмоциональные состояния имеют модальность, интенсивность, длительность, частоту проявления, степень устойчивости, доминирование в проявлении.
Модальность в своих монопроявлениях рассматривается как положительная – стенические эмоции и отрицательная – астенические. Первые обычно связывают с процессами мобилизации, вторые – с процессами демобилизации функциональных возможностей человека: эмоция как мотиватор или как демотиватор. Мы же будем их связывать также с положительным или отрицательным вкладом в жизнь человека: эмоции, прибавляющее благо жизни или отнимающие его как у этого человека, так и у других.
С точки зрения модальности эмоцию (Э), выражаемую как субъективную оценку результатов жизнедеятельности можно выразить уравнением:
Э = ОР – ФР,
где ОР – ожидаемый результат (отношение, состояние, реакция, удовлетворенная потребность);
ФР – фактический результат (отношение, состояние, реакция, удовлетворенная потребность).
Если (ОР – ФР) ? 0, то стенические эмоции;
иначе – астенические эмоции.
В ходе жизни происходит постоянная оценка таких результатов и, хотя они остаются в прошлом, но, накапливаясь, усиливаясь и доминируя, значительно влияют на будущее человека.
Эмоциональные психические состояния по своей интенсивности выделяются как нормы, патологии, пограничные психические состояния. Норма характеризуется, прежде всего, адекватностью психического отражения реальной действительности и адекватной реакцией на ее воздействие. Соответственно, нарушение нормы, т.е. интенсивность крайней степени, ведет к патологии и далее к пограничным состояниям: неврозам, психопатии, аффектам.
В соответствии с формулой, чем больше разница между ожидаемым и фактическим результатом, тем более интенсивной является эмоция.
Аффект – очень сильное, ярко выраженное эмоциональное состояние, возникающее, как правило, в экстремальных условиях и полностью поглощающее внимание человека. Аффект является очень интенсивным, но коротким.
Цитата. Карл Густав Юнг (Ответ Иову): «Лучше признаться себе в наличии аффекта и отдаться под его власть, чем путём всякого рода интеллектуальных операций или бегства, продиктованного чувством, уйти от себя. И хотя посредством аффекта человек копирует все дурные стороны насилия и, значит, берёт на себя все свойственные тому пороки, всё же целью такой коллизии является именно это: она должна проникнуть в него, а он должен претерпеть её воздействие. Стало быть, он будет аффицирован, ибо иначе воздействие его не затронет. Однако ему следует знать или, точнее, познакомиться с тем, что его аффицировало, – ведь тем самым слепоту силы и аффекта он превратит в познание».
По длительности и интенсивности также выделим: оперативные эмоции, настроения, эмоциональные стрессы, чувства, страсти.
Оперативные эмоции – это те краткосрочные переживания, которые человек испытывает в процессе своей жизнедеятельности как отношение к текущей или предполагаемой ситуации.
Настроение – это эмоциональное состояние, которое отличается не глубиной, а постоянством в краткосрочной перспективе (в долгосрочной оно может меняться) и ярко выраженной модальностью – «хорошее» или «плохое» настроение.
Цитата. Джером Дэвид Сэлинджер (Над пропастью во ржи): «Когда настроения нет, все равно ничего не выйдет».
Несмотря на то, что настроение краткосрочно и в долгосрочной перспективе изменчиво, человеку присущи определенные настроения, которые проявляются чаще всего и формируют его эмоциональный фон.
Эмоциональный стресс – это эмоциональное состояние, характеризующееся напряжением, возникающим у человека под влиянием сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Эмоциональный стресс, по определению Г. Селье, может быть в норме – эустресс или переходить в патологию – дистресс.
Цитата. Медведев Дмитрий (Черчилль: Частная жизнь): «При работе над своими книгами Черчилль проявлял завидное трудолюбие. Один из его помощников вспоминает: – Я никогда не видел его усталым. Он всегда был организован словно часовой механизм. Он знал, как правильно сублимировать жизненную энергию и как ее правильно расходовать. В процессе работы Уинстон превращался в настоящего диктатора. Он сам устанавливал для себя безжалостные временные рамки и выходил из себя, если кто-то ломал его график. Секретарь Черчилля Грейс Хэмблин добавляет: – Без сомнения, Уинстон строгий начальник. Он постоянно подгонял нас, редко балуя похвалой. Погружаясь глубоко в работу, он требовал от других подобной же самоотдачи, считая это своим правом. Со временем мы стали осознавать, что нам, работающим с ним в условиях стресса и перегрузок, представилась уникальная возможность наблюдать красоту его динамичной натуры и испытывать на себе проявления его благородного характера».
Чувства – глубокие по интенсивности и очень длительные эмоциональные состояния, направленные на определенный объект.
Цитата. Ларошфуко: «Никакому воображению не придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце».
Т. Карлейль: «Самое неприятное чувство – это чувство собственного бессилия».
Ф. Честерфилд: «Если ты хочешь понравиться людям, обращайся к чувствам, умей ослепить взгляды, усладить и смягчить слух, привлечь сердце. И пусть тогда разум их попробует что-нибудь сделать тебе во вред».
Страсть – это интенсивное и длительное чувство, которое доминирует в структуре переживаний. Страсть по интенсивности приближается к аффекту, а по длительности проявления – к чувствам.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/vladimir-aleksandrovich-dresvyannikov/intellekt-i-informaciya-naznachenie-soderzhanie-rabota/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Интеллект и информация: назначение  содержание  работа Владимир Дресвянников
Интеллект и информация: назначение, содержание, работа

Владимир Дресвянников

Тип: электронная книга

Жанр: Прочая образовательная литература

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 09.12.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: В современной экономике информация становится не только средством отображения реального мира в сознании человека, но и ресурсом, элементом интеллектуального капитала, социальной средой и даже средой существования. Работу с информацией осуществляет интеллект человека, следовательно, необходимо знать его структуру, функции каждого элемента, связи и отношения между ними. Книга будет полезна ученым, преподавателям, студентам, а также всем тем, кто интересуется вопросами работы с информацией.