Генри Джеймс – американский писатель, много лет проживший в Европе и незадолго до смерти принявший британское подданство. Один из ключевых деятелей трансатлантической культуры рубежа XIX и XX веков.
Родился 15 апреля 1843 года в Нью-Йорке, в обеспеченной семье. Его отец Генри Джеймс старший был известным священнослужителем и богатым интеллектуалом, имевшим связи с некоторыми из самых влиятельных и образованных людей того времени.
Жизненный путь
Для семьи Джеймс учеба имела огромное значение, так что все дети получили блестящее образование. Генри много путешествовал в юные годы, что позже сказалось и на его творчестве. Будущий писатель учился в Женеве, Лондоне, Париже, Болонье и Бонне. В возрасте девятнадцати лет Джеймс непродолжительное время учился в юридической школе Гарвардского университета, позже отказался от карьеры адвоката и посвятил себя изучению литературы.
В 1860 – 1870 годы Генри Часто переезжает из Бостона в Европу, пока наконец, не обосновывается в Лондоне. Здесь он общается с известными писателями того времени, заводит дружеские отношения со Стивенсоном, Тургеневым, Флобером, Мопассаном, Золя, Доде.
Писатель был довольно замкнутым человеком, никогда не был женат. В своих произведениях он чаще обращался не к окружающей действительности, а к внутренним переживаниям героя, за что нередко получал критику от современников. Лишь со временем стало понятно, что Джеймс стоял на пороге нового течения, пришедшего на смену реалистической прозе.
Генри Джеймс умер 28 февраля 1916 в Лондоне.
Творческое наследие
Работы писателя не получили должного признания при его жизни. Сегодня книги автора занимают видное место в антологии литературы XIX века. Самыми известными стали произведения «Женский портрет» и «Дейзи Миллер». За свою жизнь Джеймс написал двадцать два романа, более сотни рассказов, автобиографические произведения, несколько пьес и критических эссе. Многие из них переведены на русский, в том числе:
К драматургии Джеймс обратился, когда испытал сильнейший творческий кризис и понял, что глубокая психологичность его романов не находит отклика в сердцах современников. Его попытки адаптировать свою прозу для театра или создать собственные пьесы были встречены с вежливой холодностью. Однако с появлением и развитием кинематографа многие произведения Генри вышли на экран и снискали немалый успех у зрителей.
Самым экранизируемым произведением Джеймса является мистическая повесть «Поворот винта». По ней поставлено восемь картин, в том числе телефильмы, а лента Джека Клейтона «Невинные» вошла в золотой фонд мирового кинематографа.