800 000 книг, аудиокниг и подкастов

Реклама. ООО ЛИТРЕС, ИНН 7719571260, erid: 2VfnxyNkZrY

Практика изобразительного искусства

Практика изобразительного искусства
Марина Халембакова
Рисование – не только творческий процесс, но еще и инструмент, с помощью которого возможно увидеть, понять и научиться решать сложные жизненные ситуации. Оно учит старанию, смелости, терпению, последовательности, умению применять разные подходы и менять стратегии, исходя из контекста, что помогает быть более эффективным и успешным в бизнесе и в отношениях.
В этой книге основатель и руководитель школы рисования и творчества в Москве «АртКот» Марина Владимировна Халембакова, опираясь на личные примеры и опыт, рассказывает о том, как этому научиться.

Марина Халембакова
Практика изобразительного искусства

Жить так, словно создаешь картину своей жизни.
Жил один маленький мальчик и решил изменить мир, но мир – такой большой, а он – такой маленький. Тогда мальчик решил изменить свой город, но город – такой большой, а он – такой маленький. Тогда мальчик решил изменить свою семью, но семья у него была такая большая, одних детей – десяток. Так мальчик добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, – самого себя.
Преамбула
Пройдя путь от ученицы художественной школы до основательницы собственной творческой студии, я начала замечать удивительные параллели между закономерностями изобразительного искусства и тем, что происходило вокруг меня. Например, отношения между людьми очень напоминают взаимодействие объектов в натюрморте. Каждый предмет обладает уникальными свойствами, все они оказывают влияние друг на друга. Они взаимодействуют с фоном, а фон – с ними, создавая сложную систему отражений и рефлексий, так же, как и люди в межличностной коммуникации.
В какой-то момент для меня стало очевидным сходство между стратегиями жизни и стратегиями, применяемыми в изобразительном искусстве. В изобразительном искусстве, как и в жизни, все начинается с малого, а именно – с мысленного образа.
Возьмем архитектуру – дисциплину на стыке проектной культуры и искусства. Появляется идея, затем эскиз – образ будущего здания, после чего он обрастает чертежами и планами, его визуализация становится максимально детальной, зарождаются проекции со всех видов, схемы коммуникаций и поэтажные планы. Планы и схемы тоже относятся к визуализации, которую можно назвать промежуточной стадией между мыслью и материализацией. Когда все готово, можно воплощать свои замыслы в материале: камне, бетоне, дереве. Начинается этап реализации первоначального замысла, первоначальной мысли.
Этим примером я хочу показать, что чем больше мы работаем над жизненными планами, как если бы мы строили дом, тем отчетливее они проявляются в реальном мире. Это как рисунок, который появляется из пустоты белого листа, постепенно уточняется, обрастает деталями и в какой-то момент может даже ожить, превратившись в мультфильм или фильм. Рисунок не появится сам собой: его нужно создать. Ваши планы не реализуют себя сами, нужно взять условный «карандаш» в руки и начать воплощать замысел, как и рисунок. Если соотнести это с жизнью, становится понятен смысл фразы – «Все в ваших руках». В прямом смысле.
Для наглядности приведу еще один пример из своих наблюдений. У нас есть задание для ребят постарше: когда мы учим их рисовать портрет, то предлагаем превратить нарисованную условную схему лица в любой образ, который им по душе. Это может быть киногерой, кумир или просто тот образ, который близок. Представьте себе, что ученик создает вот такой собирательный образ, а через некоторое время он сам визуально превращается в того, кого нарисовал год назад: меняет прическу, стиль одежды, макияж. Картинка как будто оживает. Я это наблюдала уже не раз. То есть происходит следующее: ребенок очень детально продумал весь облик, прожил его в рисунке и теперь точно знает, что нужно сделать в реальной жизни, чтобы стать таким же. Дальше все происходит само собой.
Так как я много лет работаю с детьми разных возрастов, то уже привыкла объяснять им что-либо на понятных им категориях. При этом подходе вы берете некую ситуацию и рассматриваете ее в контексте, близком и понятном вашему собеседнику. Это способствует более эффективной передаче информации, установлению взаимопонимания даже с самыми маленькими детьми. В дальнейшем повествовании я буду также использовать этот прием, оперируя понятиями изобразительного искусства.
Итак, если картина начинается с мысли и все происходящее в нашей жизни начинается с нее же то, что же в ней будет нашими красками? Наши мысли и то, как мы ведем себя в различных ситуациях, во многом определяются личными установками, убеждениями и ценностями. Они и будут нашими красками.
Здесь хочется вспомнить фразу: «Мысли порождают слова, слова приводят к действию, действия формируют привычки, привычки формируют основные черты характера». Также здесь подходит всем известная пословица: «Посеешь характер – пожнешь судьбу». А что, если научиться менять свой характер и привычки, исходя из контекста?
Жить так, словно создаешь картину своей жизни – это в первую очередь про то, чтобы начать мыслить творчески.
Для кого эта книга
Это произведение я написала для обучающихся в нашей студии детей и рисующих людей. Для них будет понятен контекст, в котором описываются мои наблюдения. Когда ученики вырастут, они смогут почерпнуть для себя что-то полезное, общаясь со мной через эту книгу. Я буду использовать понятия визуализации и материализации, потому что в процессе творчества наша мысль либо воплощается в виде визуального образа, переданного посредством изображения, либо с помощью материала, будь то камень, глина, ткань или любой другой продукт.
Практикуя изобразительное искусство и ремесло, мы тренируемся материализовывать свои мысли. Вот как это вижу я. Например, когда мы рисуем натюрморт, то анализируем предметный ряд: форму, фактуру, цвет, освещение и так далее. После этого вся информация, проходя через зрительные анализаторы, расшифровывается и передается в мозг, где декодируется и осознается. То есть в нашем сознании возникает лишь образ того, что на самом деле мы видим, только в усеченном варианте. Что делает художник далее? Он берет этот образ и вытаскивает его обратно в материальный мир, но уже пропущенным сквозь призму своего восприятия. Так, например, если перед одним и тем же натюрмортом посадить трех профессиональных художников, то мы получим три абсолютно разных произведения. Но на этом творчество не закончится. Каждый зритель, смотрящий на три полученные картины, будет воспринимать их по-своему, видеть в них разное, исходя из своих настроек внимания и своих фильтров.
Что я подразумеваю под фильтрами с точки зрения изобразительного искусства? Это фокусы внимания. На чем художник сосредоточится, то он и изобразит. Как они формируются? Безусловно, практикой исследования. Мы не сможем правдиво изобразить то, что не изучим в деталях, но огромная роль в формировании этих фокусов внимания, конечно, отведена учителю. Именно он из рисунка в рисунок обращает внимание ученика: «Посмотри, здесь тень, присмотрись, какая она, как растворяется, где темнее, где светлее. Здесь рефлекс, это лимон отражается в крынке, отметь для себя, какой здесь свет – холодный или теплый и так далее. Смотри, анализируй, сравнивай, смотри, анализируй, сравнивай. И так до бесконечности. Покажи мне, что ты понял об этом натюрморте на своем листе, чтобы я увидел его твоими глазами и смог скорректировать твое восприятие». И так из урока в урок.
В жизни все примерно также: мы воспринимаем все происходящее, исходя из настроек нашего восприятия. Что это? Опять же наши убеждения, ценности, представления о самих себе и об окружающем мире. Как вы поняли, не все из того, что изображено в нашей картине мира, написано нашей рукой. Взгляд художника, натренированный на анализе и сравнении, начинает замечать кусочки в своей картине мира, которые явно не вписываются в его художественную концепцию и уже осознанно, творчески либо оставляет их, если подходят, либо нещадно переписывает. Как говорил один из моих учителей по живописи: «Если не нравится, что получилось – сделай так, чтобы понравилось». Так вы приучаетесь к действию, в том числе по отношению к самому себе, можете сделать себя такими, какими сами себе понравитесь. Ваши внутренние краски – это ваши убеждения, ценности и установки. Меняя их, вы можете измениться внутренне и внешне.
Тут, по идее, должен последовать вопрос, который часто звучит на наших занятиях: «А что, так можно было?».
В процессе рисования художники, как бы размышляя, ищут форму, цвет и пропорции. Они ищут решение так же, как ищут подходящий оттенок, смешивая краски. Поисковый этап и эксперимент – неотъемлемая часть многих творческих процессов.
Эта стратегия в жизни дает возможность начинать и встраиваться в любые процессы смелее, иной раз с минимальным представлением о том, что нужно делать, но благодаря отработанному алгоритму «Я пойму все, только когда начну делать» позволяет без страха запускать новые проекты. Представьте, если бы художник боялся начинать новую картину или сделать акварельную заливку. Тогда он, наверное, не был бы художником.
Решить задачу, к которой не знаешь, как подступиться, можно только, начав действовать. Ответ появляется во время работы над ней. Сейчас многие говорят, что мы живем в эпоху перемен, в нашей жизни много неопределенного. Я слушаю это и думаю: сядьте, порисуйте и вы попадете в аналогичную ситуацию. Понаблюдайте за собой, как принимаете решения в процессе рисования, а затем перенесите эти решения в контекст ваших жизненных задач и задач бизнеса, где присутствует неопределенность. Вот вам и готовый ответ, как действовать.
В определенности, кстати, можно и заскучать. Потому что, когда только подумаешь, а вся картина уже нарисовалась в голове, то уже и незачем ее воплощать, она уже случилась. Именно поэтому я так люблю рисовать с учениками, особенно с маленькими, уж они точно найдут какое-нибудь невероятное авторское решение, которое будет для меня неожиданным. Это необыкновенный увлекательный процесс, привлекательный своей непредсказуемостью. Тут мы плавно подошли к понятию сотворчества.
Мне бы очень хотелось, чтобы результатом прочтения этой книги стал акт сотворчества между мной и читателем.
Предлагаю попробовать интересную практику, которая может помочь через творчество найти ответ на «не решаемую» задачу. Например, вы ставите себе творческую цель: найти новый, сложный оттенок цвета, который требует сочетания нескольких красок. И в процессе смешивания оттенков нужно в эту же мыслительную цепочку включить жизненную задачу (она может быть из любой области: отношений, бизнеса и так далее), присоединить бытовой вопрос к творческому. Или можно вообще начать смешивать краски без какой-либо конкретной цели, но обязательно фиксируя внимание на оттенках, которые понравились, как бы мысленно про себя отмечая: «О, какое интересное цветовое решение я нашел!». И в этот момент происходит вот что: вы в подсознание отправляете запрос, как бы запускаете процесс поиска, образования новых связей. После этой практики внимание настраивается таким образом, что вы начинаете замечать любую информацию, которая может помочь в решении жизненного запроса. Условно: в голове возникает череда возможных вариантов решения, как калейдоскоп всевозможных оттенков, которые вы получаете при смешении красок.
Идея может прийти как в процессе выполнения практики, так и после. Вообще, как правило, ответы приходят, когда их не ждешь и отвлекаешься на какие-то другие дела, отключаешься от проблемы. Я думаю, женщинам в целом особенно знаком этот процесс: пока готовишь, думаешь о том, о сем, как сделать то, как решить это, а потом хоп – и озарение! Принцип тот же. А потом люди даже не понимают, откуда им пришла та или иная идея, как они догадались.
В других методиках тоже есть похожие алгоритмы поиска идей – там по сути такая же механика, так же работает принцип присоединения: решая творческую задачу, присоединить задачу практическую и получить от психики оба решения сразу. Я считаю, что в этом же ряду стоят и идеомоторныне практики, только пусковым механизмом там являются движения.
В дизайне именно поэтому так важен этап эскизирования.
Что вам даст прочтение этой книги
Изобразительное искусство не только способствует развитию художественных навыков, но и играет важную роль в формировании творческого мышления. Оно оказывает влияние на восприятие мира, жизни и отношений. Появляются специфические ассоциативные связи.
С помощью творчества мы можем увидеть и понять сложные жизненные ситуации. Это помогает находить наиболее подходящие решения для каждого конкретного случая. И таких решений может быть множество, как и в живописи: одну и ту же картину можно нарисовать десятками разных способов.
В процессе написания полотна нет правильного или неправильного, существуют лишь некие закономерности, которые стоит учитывать, но главное – это сама картина. Зритель не будет оценивать, как именно вы ее нарисовали и в какой последовательности наносили мазки. Также и в жизни: понятие «правильно» отсутствует. Есть только эффект от результата. Важно, чего именно вы добились, что имеет для вас наибольшее значение.
Книга «Практика изобразительного искусства» не претендует на роль абсолютного руководства к действию. В ней не содержится никаких утверждений о том, что верно, а что – нет. Она представляет собой собственные наблюдения, основанные на жизненном опыте и изученной литературе, отражает мысли, сформировавшиеся в процессе занятий изобразительным искусством. В ней предложено видение автора, оно может не совпадать с мнением других людей. Это личная интерпретация, взгляд художника на мир. Эту «картину» каждый сможет увидеть по-своему. Кто-то найдет в ней то, что созвучно его мыслям и чувствам, а кто-то, возможно, осознает что-то новое для себя.
Книга – про косвенную пользу практики изобразительного искусства. Она не про то, как научиться рисовать, она про личностный рост.
Идея создания книги
На написание собственного произведения меня вдохновила работа Ю-Кай Чоу «Геймифицируй это».
Эта книга о стратегиях, которые автор выработал, когда много играл в компьютерные игры. Именно эти приемы помогали ему выигрывать. Позже он понял, что эти же успешные игровые стратегии можно перенести в контекст повседневной жизни. При прочтении этого произведения я осознавала, что и в практике изобразительного искусства много результативных стратегий, которые в контексте любых других сфер жизни будут работать также эффективно.
Вдохновившись идеями Ю-Кай Чоу, я стала применять элементы геймификации в своей работе. Например, создала программу «Арт-путешествие», где наши ученики виртуально путешествуют по разным «странам» и рисуют их достопримечательности. Дети с большим энтузиазмом приняли эту идею. Теперь перед занятием они спрашивают меня: «А в какую страну мы поедем сегодня?». Я, как преподаватель, понимаю, что этот элемент геймификации работает и его стоит применять и дальше.
На занятиях для дошкольников мы нередко используем прием подачи заданий по принципу сериала. Мы рисуем разные сюжеты, но они могут быть связаны между собой одной темой. Например, в первый день мы рисуем дерево с яблочками – это начало истории. На следующем занятии мы вербально продолжаем сюжет и рисуем компот, а завершаем изготовлением кружек из глины, из которых будем пить этот самый компот. Представьте себе, как это положительно влияет на развитие фантазии у ребенка.
Я очень люблю в процессе работы рассказывать сказки детям четырех-пяти лет. Это увлекает их, учит чему-то новому. Я называю это сказкотерапией, поскольку уже в таком возрасте через интересные истории и рассказы можно дать детям основные жизненные принципы – верить в себя, быть добрыми и отзывчивыми. Далее в этой книге вы тоже встретитесь с притчами, которые помогут лучше понять смысл раскрываемых тем.
Обучая изобразительному искусству, я увидела в нем источник приемов, помогающих выработать в себе определенные внутренние навыки и умения. Это такой же инструмент, как игра или сказка.
Как родилось название моей книги: «Практика изобразительного искусства»? Здесь практика – не просто практические навыки, это внедрение в жизнь.
Нам знакомы такие понятия, как практика медитации, практика боевых искусств, практика йоги и так далее. Каждая из этих практик нам что-то дает. Что нам дает практика медитации? Когда мы говорим об этом, то не имеем в виду сам процесс, речь идет об эффекте. Мы подразумеваем замедление, полное расслабление нервной системы. Представьте себе сеть из множества зажженных лампочек, и вот вдруг эта сеть начинает гаснуть, остается лишь лампочка, отвечающая за вашу концентрацию на объекте медитации, например, на дыхании, но и она может погаснуть, тогда вы погрузитесь в глубокий сон. Каждая лампочка – это какая-то ситуация, задача, отношения с кем-либо. Отключившись от нее, вы можете проанализировать ситуацию будто со стороны, диссоциированно, без эмоций и при выходе из медитации решить, а стоит ли туда подавать электричество снова, стоит ли ее зажигать. А некоторые лампочки могут выпасть из цепи и сами. Так практика медитации помогает стать человеку более спокойным, уравновешенным, осознанным. Теперь он сам решает, какую лампочку и в какой момент включать, а какую нет.
У изобразительного искусства схожий эффект. При полном погружении в процесс созидания остается зажженной только одна лампочка – поиск решения творческой задачи. Критерий оценки – удовлетворение от полученного результата.
В глубокий сон вы, конечно, не погрузитесь, но зато рискуете включить другую сеть лампочек, которая до этого могла быть выключена – активное воображение. Энергия как бы перенаправляется.
Если медитация помогает успокоиться и диссоциироваться, то активное воображение помогает действовать как во внутреннем пространстве личности, так и во внешнем материальном мире.
Про абстракцию
Бывает, смотришь на картину и внутри что-то меняется. Мне очень нравится абстракция. Для меня абстракция – возможность вставить в картину свои образы. Я там могу увидеть все, что угодно.
Яркий представитель абстракционизма – художник Василий Кандинский. По моему мнению, очень показательны его поздние работы, созданные в период преподавания в высшей школе «Баухаус»: «В синем», «Желтое-красное-синее». В «Баухаусе» он разрабатывал свою систему рисования, в то же время в его абстракциях появилось то, что он сам определил как «лирический геометризм». Эта школа строительства и формообразования была, возможно, самой влиятельной школой современного искусства в двадцатом веке. Там Кандинский проводил подготовительные курсы «Элементы абстрактной формы» и «Аналитический рисунок». Во время своего пребывания в «Баухаусе» Кандинский также исследовал духовные качества цвета и формы. Под его руководством студенты изучали базовый дизайн и недавно разработанную им теорию цвета, основанную на элементах психологии формы.
Чем прекрасна абстракция? Что вы там видите на самом деле? Там можно увидеть только то, чем вы сами наполнены. Чем богаче насмотренность или наполненность образами, тем больше можно разглядеть. Абстракция – это обобщение. Художник дает вам возможность через нее пообщаться с самим собой, потому что вы не увидите там то, что видит другой человек или то, что видел художник, какие смыслы он пытался заложить в картину, рисуя ее. Всплывут лишь те образы, что есть внутри вас. Созерцая абстрактную картину, словно смотришься в зеркало.
Эта книга будет наполнена абстрактными понятиями: относительность, терпение, риск, внимание и так далее. Так же, как абстракция, она подсветит то, что находится внутри вас, то, что необходимо подрисовать или отретушировать. Эта книга может стать нашим с вами общим полотном.
Для каждого человека существует свой ключик. Через один ассоциативный ряд он понимает лучше, через другой – хуже, все зависит от опыта. Я предлагаю вам взглянуть на отношения, обучение и бизнес через призму моего взгляда и с моего ракурса.

РАЗДЕЛ 1. ОТНОШЕНИЯ
1. Форма и контрформа
В композиции есть такое понятие, как контрформа – это пространство, окружающее форму. Она может объединять несколько форм одновременно или быть одновременно как формой, так и контрформой (рисунок 1).



Рисунок 1. Форма и контрформа одновременно

Самый простой пример: всмотритесь в буквы, которые читаете – межбуквенное и межстрочное расстояние будет контрформой по отношению к форме букв. Часть страницы, запечатанная текстом, будет создавать контрформу в виде окружающих ее полей. Все вместе будет задано пропорциями и размерами страницы. Вот такая созависимая матрешка получается.
Давайте попробуем через призму концепции взаимовлияния формы и контрформы рассмотреть отношения.
На рисунке 2 изображено черное сердце на белом фоне. На рисунке 3 – белое сердце на черном. В первом случае сердце представляет собой форму, а пространство вокруг него – контрформу. Во втором, в инверсии – все наоборот.




Рисунок 2. Взаимовлияние формы и контрформы




Рисунок 3. Инверсия

А теперь представьте себе, что речь идет о форме поведения или реакций. Родители меня сейчас очень хорошо поймут. Ребенок систематически не убирает игрушки. Мама спокойным голосом просит сделать уборку, ребенок игнорирует. Просит раз, просит два, на третий начинается скандал. Форма поведения ребенка обусловила реакцию мамы. В данном случае ее реакция была контрформой по отношению к форме поведения ребенка. Еще пример: жена просит мужа передвинуть диван, муж игнорирует, жена двигает сама, как получается. В результате испорчено напольное покрытие, в доме скандал. У этого примера может быть другой вариант: жена попросила мужа передвинуть диван в такой форме, что муж, бросив все дела, мигом исполнил просьбу, а после спросил, чем еще нужно помочь.
Идея формы и контрформы объясняет, почему в жизни мы часто наблюдаем, как один и тот же человек по-разному ведет себя в различных ситуациях. Когда мы общаемся с кем-то, он предстает перед нами в определенном образе, но с другими людьми его поведение кардинально меняется.
Почему так происходит? Дело в том, что один человек по отношению к другому выступает в роли контрформы и наоборот. Какие бы поведенческие реакции человек не проявлял, другой аналогично реагирует на его поведение.
Отношения в паре
Как развиваются отношения в паре, исходя из концепции форм и контрформ? Рассмотрим это на примере брака. В одной семье муж и жена испытывают определенные трудности во взаимоотношениях. Жена постоянно недовольна супругом, что в итоге приводит к разводу. После этого мужчина вступает в новый брак. Вторая супруга воспринимает его совершенно иначе. Форма ее поведения задает иную форму поведения мужчины в паре. В этой семье у него появляются другие мотивы и меняются поступки. Первая жена смотрит на своего бывшего супруга, не может поверить своим глазам, ну и, конечно, винит во всем его.
Алексей Ситников, известный ученый и психолог, в интервью рассказывает об одной из своих пациенток, которая четыре раза была замужем. Все ее мужья спились. Только после четвертого неудачного брака она поняла, что меняться нужно ей. Для многих это сложное решение. Это касается не только женщин, но и мужчин.
Чтобы улучшить отношения, необходима работа над собой. Однако людям часто не хватает мотивации и желания что-либо менять. Они предпочитают мириться с текущим состоянием дел вместо того, чтобы приложить усилия для улучшения ситуации.
Люди оказывают взаимное влияние друг на друга, как предметы в натюрморте. У каждой формы есть своя контрформа. Именно поэтому многие практики советуют начинать с работы над собой, над своей внутренней формой.
Я на это смотрю как художник. От того, как мы «нарисуем» себя, будет зависеть наша жизнь в целом. Меняя внутреннее: свои убеждения, реакции и поведение, через себя мы можем изменить окружающий мир, нашу контрформу.
Как-то раз в лекции у ведущей тренингов, семинаров, блогера и автора книг по саморазвитию Марины Таргаковой я услышала такую историю. Одна женщина начала заниматься духовными практиками, читать книги, ходить на семинары, учить всех, как надо жить, но столкнулась с непониманием в собственной семье. Муж стал высмеивать ее, на что женщина остро реагировала. Они начали часто ссориться. Муж стал постоянно задерживаться на работе и приходить очень поздно. Жена всегда встречала его с грозным видом и устраивала «разбор полетов».
Ситуация стала критической. Женщина никак не понимала, почему же так происходит: я ведь духовно развиваюсь, все наоборот должно становиться только лучше. В отчаянии она обратилась к своему наставнику с вопросом: как улучшить отношения с мужем? Он ее выслушал, посоветовал почаще улыбаться и добавить юмора в их отношения. Этот ответ озадачил ее. Она все никак не могла понять, как же побольше улыбаться, когда муж так себя ведет. Анекдоты, что ли, начать травить?
И вот в очередной раз, когда муж снова пришел домой поздно, жена встретила его молча. Она была озадачена, как бы съюморить. Муж разулся, снял верхнюю одежду и после посещения ванной комнаты прошел на кухню. Жена в своих мыслях молча положила ему покушать и подала на стол. Муж все это время с вниманием наблюдал за супругой. Он не понимал, что случилось: где привычный недовольный взгляд, где пренебрежительные реплики в его сторону? И тут в какой-то момент их взгляды встретились. Жена поняла, что происходит. Ей стало смешно, и чем дальше – тем смешнее. И тут шутка сама вылетела из ее рта, они оба рассмеялись. В тот вечер что-то изменилось. Она перестала ворчать, если он задерживался, старалась перевести в шутку его замечания по поводу ее увлечения. Через некоторое время муж, видя, как изменилась его жена, сам стал интересоваться, что же такое она читает, и так увлекся, что они стали посещать семинары вместе.
Эта история показывает то, как изменившаяся форма поведения женщины изменила и ее контрформу – поведение мужа. Она иллюстрирует закономерность: хочешь что-то изменить – сделай это по-другому.
Когда мы не усугубляем ситуацию, а начинаем работать над собой, над формой своего поведения и реакций, осознаем себя как часть общей композиции, видим взаимовлияние всех участвующих элементов, тогда есть шанс найти такую форму взаимоотношений, которая приведет к гармонии и относительному балансу.
Может быть и другой пример. Если вернуться к первоначальному примеру с сердечком, то можно представить ситуацию, когда круг начинает трансформироваться в сердечко. Один из партнеров меняет свою форму, но другой не желает подстраиваться или не может этого сделать. В результате партнеры не могут найти общий язык и сохранить соприкосновение. Если люди не готовы мириться с этими изменениями, не готовы подстраиваться под партнера ради сохранения контакта, то они, как принято говорить, больше не подходят друг другу. В какой-то момент их отношения могут разрушиться (рисунки 4.1 и 4.2).



Рисунок 4.1. Совпадение формы и контрформы




Рисунок 4.2. Несовпадение формы и контрформы

Иногда очень важно вовремя заметить несовпадение форм в самом начале отношений и трезво оценить свою собственную гибкость, изучить свои возможности: где я могу меняться под партнера, а где для меня принципиально оставаться собой.
Вот так практика рисования позволяет взглянуть на отношения через абстрактные формы, диссоциированно, без эмоций. Только в таком состоянии мы можем увидеть истинные мотивы и принять решение, исходя из того эффекта, которого хотим добиться.
Все вышесказанное заставляет задуматься о том, что если вам что-то не нравится в человеке, то, возможно, это результат вашего же восприятия или поведения. Если вы измените свою манеру общения, то и окружающие начнут вести себя иначе. Это не всегда означает, что нужно измениться в лучшую сторону. Иногда для достижения необходимого эффекта приходится меняться в худшую, но, как вы помните, нет плохого и хорошего.
Если рассматривать это через призму творчества, то в момент, когда результат не устраивает, всегда начинаешь думать: как можно было бы сделать по-другому, а как это делают другие? Например, в дизайне, исследуя аналоги, часто обращаются к опыту предыдущих поколений, изучают формы предметов и, погрузившись в историю, находят интересные решения.
Отношения с ребенком
Рассмотрим семейную систему с точки зрения формы и контрформы. Представим себе семью из трех человек: мама, папа, ребенок в образах фигур, плотно прилегающих друг к другу. Каждая из форм одновременно является формой и контрформой по отношению друг к другу (рисунок 5).




Рисунок 5. Форма и контрформа на примере семьи

Все вместе они образуют общую форму, форму их семьи. Каждый из них: отец, мать и ребенок – уникальны и являются неотъемлемой частью системы (рисунок 6).




Рисунок 6. Изменение одной из частей в общей форме

Что будет происходить в случае изменений, когда, например, мама начинает меняться или ребенок вступает в подростковый возраст?
Форма поведения или реакций меняет свои очертания, они перестают плотно прилегать друг к другу. В этом случае мы говорим, что исчезло взаимопонимание. Внутри отношений образуется зазор, люди отдаляются друг от друга. Ребенок, который до этого был полностью слит с семейной системой и максимально в нее интегрирован, начинает приобретать свою собственную форму. Теперь не только вы, но и социум и он сам влияет на свое формообразование.
Пазл больше не складывается. Если попытаться взять молоток и насильно подправить, будет больно, хотя иногда так и приходится поступать. Если ничего не делать, то мы совсем потеряем контакт с ребенком, линия соприкосновения может исчезнуть. Что делать? Размягчать материал. Здесь у нас появляется новая категория. Мы начинаем учитывать свойства материала, из которого создана форма, в том числе и наша собственная.
Разговоры, терапия, принятие, поддержка – мы изо всех сил пытаемся снова прильнуть, а кто-то и притянуть ребенка обратно. Нужно понимать, что ребенок меняет свою форму, исходя из его окружения. Ему там, в его мире, по-другому не выжить. Он туда пытается встроиться, подтачивает себя, где-то, наоборот, выпячивает. Где-то ему и самому больно от того, что с ним происходит. И только гибкая мама, сама способная заполнить собой его новую форму, останется с ним в соприкосновении, что позволит участвовать в этом процессе, где-то оставаясь жесткой и непреклонной. Главное – сохранять контакт.
Отношения с самим собой
Стоит сказать о том, что можно менять ракурс. Поменять ракурс значит встать на место другого человека. Вы можете сформировать это умение в процессе практики изобразительного искусства. Появится возможность менять позицию. Вы сможете рассмотреть ситуацию с разных сторон.
Так эта способность может помочь вам наблюдать, в том числе, и самого себя, как бы со стороны, что позволит сформировать адекватную и твердую самооценку, защищенную от мнения окружающих, и создаст хорошую почву для самодиагностики и самотерапии. Даже относительно самого себя можно быть формой и контрформой, работать со своим эго, умом, эмоциями и реакциями. Такой подход, конечно, требует глубокого самопогружения и самоисследования. Здесь не имеет значения, кто является формой, а кто контрформой. Здесь важен сам принцип того, что формы влияют не только друг на друга, но и на пространство вокруг себя. Таким образом, изменение ракурса позволяет лучше понимать себя, события, эмоции и окружающую действительность. Это важный инструмент не только в искусстве, но и в жизни. Он может привести к новым осознаниям и взглядам на привычные вещи, развить эмпатию и научиться видеть мир глазами других людей.
Изучая разные позиции, вы расширяете свои горизонты и обогащаете внутренний мир. Это может вдохновить на создание новых художественных работ или на принятие более взвешенных решений в жизни. Меняя ракурс, вы открываете новые возможности для понимания, анализа и креативности. Это как если бы поменять позицию при написании натюрморта, с другого ракурса открываются детали, которые под иным углом зрения просто не видно.
Техника Уолта Диснея прекрасно иллюстрирует эффективность этого приема. Имея возможность переключаться между мечтателем, критиком и реалистом, вы можете прийти к неочевидному и оригинальному решению.
Перенос явления в разные контексты порождает новое и в самом явлении, и в контексте.
Как можно это показать в изобразительном искусстве? На примере красок: возьмем синий цвет и добавим его в стаканчики с разными цветами. Например, в желтый и красный. Мы обнаружим, что нет уже ни желтого, ни красного, ни синего: получился зеленый и фиолетовый. Изменился контекст и для формы, и для контрформы, и для каждого цвета по отдельности, и для обоих в совокупности. Меняя ракурс, мы меняем контекст и даже сам объект исследования может начать проявлять себя по-другому. Вставая на место другого человека, вы меняете свой контекст.
Как искусство помогает справиться с потерями
Под потерями я подразумеваю утрату важной ценности для человека – свободы, отношений, близкого человека или какой-то способности, например молодости, здоровья.
В жизни каждого человека бывают ситуации, которые выбивают его из состояния гармонии. Когда это происходит, он зацикливается, не может двигаться дальше. Эмоции начинают переполнять, возникают попытки словно перерисовать этот кусочек снова и снова, но все время получается не то, что нужно. Человек застревает на этом и думает, что пока не доведет ситуацию до совершенства, не стоит двигаться вперед. Однако на самом деле иногда нужно оставить все как есть или принять радикальное решение – начать сначала. Главное – не застревать. Только так получается отпустить ситуацию.
Это частая история на наших занятиях, когда ученик слишком задерживается на каком-то кусочке работы. Я вижу, что поиск решения пока безуспешен и переключаю его внимание на другие участки в изображении. Через некоторое время, когда он имеет возможность взглянуть на работу в целом и в ней появляется недостающая информация, ему проще найти соотношения, увидеть решение. Зачастую в контексте «достроившейся» картины тот кусок, который не устраивал, становится идеальным и править ничего не нужно. Такое отношение к происходящему помогает справиться с самыми сложными ситуациями.
Когда человек возвращается к травмирующему событию, он переживает то же состояние, в котором находился тогда. Он не видит возможностей, которые есть сейчас, не занимается текущими делами и не думает о будущем, а начинает страдать из-за произошедшего. Вместо того, чтобы продолжать «писать свою картину», человек упорно продлевает травмирующее созерцание. В этот момент важно понять, что болезненная ситуация – лишь часть жизни, кусочек вашей большой картины. Дорисуйте недостающее, а там видно будет.
Не зря же говорят: «Утро вечера мудренее».
Отношения систем и пространства
Давайте вернемся к семейной системе и представим ее как замкнутую, например, в форме кольца, а это кольцо – в еще большем кольце. Вокруг него есть пространство и то, какую форму занимает эта семейная система, влияет на контрформу.
Этот принцип вложенности очень хорошо описан в книге Кена Уилбера «Интегральная духовность». Там используется термин «холархия» – это естественная структура иерархии, состоящая из так называемых холонов. Холон – система или явление, которое само по себе является целым, но вместе с тем представляет собой часть еще большей системы. Это можно сравнить с матрешкой.
«Я» вложено в семейную систему как индивид. Моя семейная система вложена в систему рода. Род вложен в систему общества (города, страны). Страна вложена в систему мира и так далее. Все эти формы являются одновременно формой и контрформой друг для друга (рисунок 7). Обратите внимание на то, что эта схема напоминает срез дерева.


Рисунок 7. Система форм и контрформ

Представим мандалу (рисунок 8). Каждая форма нижнего яруса влияет на контрформу следующего и одновременно является формой для контрформы ближайшего уровня. Таким образом, мандалу можно рассмотреть в контексте модели Вселенной.


Рисунок 8. Мандала

Познание самого себя
Возьмем, к примеру, натюрморт: груша, ваза, драпировка. Мы его рисуем, и, смотря на него, можем почерпнуть информацию о цвете драпировки, фактуре и соотношении размеров. И совсем немного мы можем получить информации об окружающей среде через отражение света от предметов на этом натюрморте.
А теперь давайте представим, что там есть предмет с максимальной отражающей способностью – зеркало или металлический чайник. В этом предмете мы вдруг начинаем видеть не только предметы натюрморта, но и то, что перед ним, и даже самих себя в отражении этого чайника. Это говорит о том, что есть вещи, которые мы можем увидеть только в отражении. Так, человек никогда не сможет увидеть себя полностью, только частями – руки, ноги, тело. Мы никогда не сможем увидеть свое лицо напрямую, а только лишь в зеркале. А отражение своего «внутреннего лица» мы можем заметить только в глазах других людей, через их отношение к нам.
Получается, наш целостный образ складывается, в том числе, и из того, как мы отражаемся в глазах окружающих людей. Эти отражения невозможно заметить, находясь изолированно от других, а значит, и познать самого себя можно только во взаимодействии с другими людьми. Точно так же, глядя на натюрморт, можно увидеть окружение, среду, в которой он находится, только лишь наблюдая за отраженным светом.
2. Все относительно
Как мы понимаем, что изображенный предмет маленький? Только если рядом будет изображено что-то большое, причем в нашем сознании должно быть представление о том, какими эти предметы могут быть в реальности по размеру, например арбуз и лимон.
Работая с пропорциями в изображении, мы все сравниваем друг с другом. Какой размер этого предмета относительно другого? Какие они все вместе взятые в сравнении с габаритами целой композиции? Это позволяет нам улавливать тонкие взаимосвязи, взаимозависимости между предметами и их свойствами со средой, в которую они погружены.
Аналогично происходит и в межличностных отношениях. Вы начинаете изучать и подмечать все нюансы характера и свойства людей, которые вас окружают, можете рассмотреть их в относительности друг к другу, к окружающей среде и свойствам их личности.
Если совсем по простому, это помогает понять, откуда ноги растут, причины тех или иных явлений.
3. Фокус внимания
От общего к деталям
Когда мы рисуем, то постоянно меняем фокус взгляда. Существует даже такой прием, когда мы прищуриваемся, чтобы перераспределить фокус с одного предмета на все сразу. Зачем это делать? Так меняется восприятие. Во время прищуривания уменьшается количество света, попадающего на сетчатку, что создает эффект размытия. Это позволяет нашему мозгу «игнорировать» лишние детали и сосредоточиться на основных формах и контрастах. Так мы получаем возможность анализировать композицию в общем, выявлять основные элементы и их соотношения без отвлекающих факторов.
Размытость помогает лучше увидеть общую структуру рисунка, тоновые соотношения. На этом этапе важно уловить гармонию и связь между частями, не углубляясь в детали, которые могут отвлечь от общей идеи. В этом случае размытие выступает инструментом, позволяющим вникнуть в суть.
Кроме того, использование техники прищуривания развивает наблюдательность и внимание к нюансам. Сравнивая размытое изображение с четким, мы учимся видеть не только детали, но и их значение в контексте всей работы. Этот подход способствует более глубокому пониманию пространства, объема и цветовых соотношений.
Таким образом, при работе над картиной постоянная смена фокуса внимания от общего к частному, от частного к общему позволяет уловить и передать весь образ целиком. Потому что, если вы сфокусируетесь только на деталях, то при взгляде на картину издалека она «развалится», то есть пропадет целостность: каждый предмет будет существовать по отдельности, между ними не будет связи.
Так же и в отношениях могут происходить определенные локальные ситуации, но это лишь маленький неудавшийся «мазок» на удачно развивающейся «картине».
В каждом моменте, который мы переживаем с близкими, скрыт потенциал для создания нового штриха в рисунке наших эмоций.
Умение расставлять акценты – ключевое качество в общении. Например, одна неосторожная фраза может стать мелкой деталью или, наоборот, спровоцировать целый вихрь переживаний, который изменит ваше восприятие друг друга. Важно помнить, что то, как мы интерпретируем события, формирует не только наши чувства, но и дальнейшие действия.
Исходя из этого стоит задуматься о том, какие моменты в ваших отношениях заслуживают максимального внимания. Не всегда стоит раздувать из мухи слона, иногда лучше увидеть ситуацию в ее истинном свете и позволить ей быть всего лишь фоном, не затмевающим главное. Мы можем выбрать, что будет центром картины, а что оставить в тени.
Иногда стоит сделать шаг назад и оценить, какие из событий, казалось бы, незначительные, могут оказаться поворотным моментом. Каждый штрих может изменить общую композицию. Именно это умение выделять важное и второстепенное, какие-то моменты подсветить, а какие-то оставить в прошлом, и есть искусство жизни в гармонии с другими.
Можно подходить к отношениям, как к написанию картины. Вы – творцы своей жизни и можете принимать решения с позиции художника: это событие сейчас станет главным и повлияет на все ваше полотно, или вы как авторы сами себе скажете, что это второстепенный элемент? Какую форму вы примите в картине этих отношений? Как она повлияет на контрформу вашего окружения или на другие формы, сопрягающиеся с вами?
Посмотреть в общем
Полезно взглянуть на вещи в целом и проанализировать события. Даже если какое-то происшествие кажется негативным, в контексте будущих событий оно может оказаться положительным. Когда картина достроится, придет понимание, что не стоит ничего менять.
Представьте, что художник, создавая произведение, останавливается, потому что какой-то один элемент не получился. Он, не закончив писать картину, решает ее не дорисовывать, потому что у него не получился маленький фрагмент.
Так бывает и в жизни. Когда кто-то рядом с вами недоволен результатом, вы можете сказать: «Все в порядке, двигаемся дальше». Главное – понять, что это лишь этап и оценить, как фрагмент смотрится, можно лишь в контексте всей картины целиком. Часто бывает так, что, когда в итоге все складывается, мы смотрим на каждый кусочек, понимая, что он прекрасно вписывается и именно таким и должен был быть.
Общее в контексте отношений
Давайте рассмотрим этот подход в контексте отношений. Например, в партнерских вы можете видеть недостатки, которые раздражают или кажутся неприемлемыми. Однако, если, как и в живописи, отойти на расстояние и посмотреть на общую картину отношений пары, обнаружится, что именно те вещи, которые вызывали неприязнь, теперь являются частью гармонии и баланса. Они могут быть тем самым удачным фрагментом, который идеально вписывается в произведение и делает его более целостным и гармоничным.
Например, если муж – скрупулезный человек, а жена мыслит более общими понятиями, им может быть где-то некомфортно вместе. Супругу может раздражать его детальность, медлительность при принятии решений, хотя на самом деле они идеально дополняют друг друга. Там, где жена может недосмотреть, недостаточно глубоко изучить вопрос, супруг поможет задуматься и не совершить необдуманных действий. И наоборот – жена поможет в принятии решений, являясь двигателем для мужа, который может застрять, закопаться в изучении деталей.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=72038029?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Практика изобразительного искусства Марина Халембакова

Марина Халембакова

Тип: электронная книга

Жанр: Семейная психология

Язык: на русском языке

Стоимость: 199.00 ₽

Издательство: Автор

Дата публикации: 27.05.2025

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Рисование – не только творческий процесс, но еще и инструмент, с помощью которого возможно увидеть, понять и научиться решать сложные жизненные ситуации. Оно учит старанию, смелости, терпению, последовательности, умению применять разные подходы и менять стратегии, исходя из контекста, что помогает быть более эффективным и успешным в бизнесе и в отношениях.