Музыка в прозе. Ночной Ижевск
Ван Карев
Автор предлагает окунуться в атмосферу ночного Ижевска – постоять у окна, побыть чайной ложечкой на пред-ужинном столе, повисеть маленькой мокрой тряпочкой на балконе, полетать рябиновым листиком над городом, ощутить себя крошечным атомом в самом центре Вселенной, поговорить со звёздами, затеряться среди новостроек и найти весной свой собственный ключ к счастью.
Издание книги приурочено к 265-летию города Ижевска.
Ван Карев
Музыка в прозе. Ночной Ижевск
Обложка и иллюстрации – автора
ПРЕДИСЛОВИЕ
Автор предлагает окунуться в атмосферу ночного Ижевска – постоять у окна, побыть чайной ложечкой на пред-ужинном столе, повисеть маленькой мокрой тряпочкой на балконе, полетать рябиновым листиком над городом, ощутить себя крошечным атомом в самом центре Вселенной, поговорить со звёздами, затеряться среди новостроек и найти весной свой собственный ключ к счастью.
МУЗЫКА В ПРОЗЕ. НОЧНОЙ ИЖЕВСК
Смеркалось. Небо на горизонте окрасилось в самые немыслимые цвета и оттенки; огненный шар, несколько минут назад потонувший за однообразными стенами жилых домов, ещё мгновение освещал верхушки деревьев, но вскоре последние его лучи погасли, и стало совсем темно.
Ночной прохладный воздух окутывал всё вокруг. Стоя возле раскрытого окна, вижу, как на земле и на небе зажигаются мириады огней; вижу свет, который, падая из-за полураскрытой двери подъезда на тёмный асфальт, рассеивает наступающую с каждой минутой темноту.
Передо мной раскинулся целый мир: где-то далеко-далеко лает в ночи собака, деревья-великаны неподвижно стоят в темноте; на остановку с шумом подкатил весёлый ночной трамвай, внезапно озарив всё вокруг, а где-то вдруг заиграла гармоника, неожиданно смолкла и, минуту спустя, заиграла вновь.
Становилось свежо; в доме напротив одно за другим гасли окна, одинокий фонарь посреди двора тусклым светом озарял небольшую часть улицы, со всех сторон утопающую во мраке; а там, где протянулась линия горизонта, рассыпалось бесчисленное множество мерцающих точек. Согласитесь, это и в самом деле прекрасное зрелище!
В эти минуты город становился для меня особенно дорог, и уже потом, лёжа в кровати, я слушал прекрасную музыку, которая лилась из самого его сердца. В музыке было всё: и автомобильные гудки, и лай собак, и долгий протяжный гудок отходящего поезда, и тихий говор запоздалых прохожих на улице, и невнятное бормотание за стенкой, и даже писк назойливого комаришки над ухом. Это была поистине прекрасная музыка!..
…В окно светила полная луна, озаряя стены, потолок и одинокий стул возле двери. Её мягкий и ровный свет падал на жёлтый паркет, а на востоке, во мраке, уже алела полоска рассвета…
ПЕРЕГРЕЛИСЬ
Тихими неспешными шагами лето незаметно подкралось к городу. Зелёные кудряшки вмиг заполонили унылые серые пространства и насытили воздух живительными испарениями.
Вместе с летом пришла в город его верная спутница – порой просто невыносимая…
– Жара, ну как тебе не совестно! – не раз говорили ей потрескавшиеся рубероидные крыши многоэтажек и перегретые, гнутые от возмущения трамвайные рельсы. – Посмотри, сколько неприятностей из-за тебя!
– А что я сделаю? Когда здесь были поля с лесными каёмочками, всё было иначе! А сейчас вопросы к тем, кто это понастроил!
– Ты говоришь о строителях? – прошептала пожухлая трава у бордюрного камня.
– И не только. Об инженерах, бизнесменах, писателях…
– А где они? Почему их не видно, а мы страдаем?! – воскликнули изжарившиеся на солнце голуби, прячась в тени новостроек.
– Ну, а где быть среди этой раскалённой асфальтово-кирпичной пус-тыни? Только в ванне! Наполненной до краёв живительной водопроводной влагой… Да вы не расстраивайтесь – в конце концов, все перегреются! И начнут сажать деревья! И петь! И орошать землю! И рассказывать друг другу всякие небылицы! Вот увидите!
ЧАЙНАЯ ЛОЖЕЧКА
– Не знаю, как вам, а мне уже надоело быть чайной ложечкой, – сказала как-то маленькая стальная ложка за беседой перед самым ужином, лёжа на кухонном столе. Лежала она в сообществе своих сестричек-подруг, которые, в свою очередь, никак на эту историческую фразу не реагировали. Они лежали молча. По-видимому, их в стальной размеренной жизни вполне всё устраивало.
– То ли дело – столовая или хотя бы десертная, – продолжала возмутительница настольного пред-ужинного спокойствия, нервно постукивая. – Каждый день по нескольку раз размешивать горячий чай или что-либо подобное – это просто как-то унизительно. Вам так не кажется?
Подружки косо посмотрели на неё отражённым светом лампы накаливания под потолком.
– Чего же ты хочешь? – спросила одна из них.
– Чего я хочу? – переспросила неспокойная наша чайная ложечка. – Я хочу перемен! Хочу на переплавку!
– Так, сразу? Сразу на переплавку? – спросил гранёный стакан в серебряном подстаканнике на краю стола.
– Да, конечно! О чём же тут думать?
– И как, интересно, ты её себе представляешь? – поинтересовался сияющий фарфоровый чайник.
– О, во-первых, это очень красиво! Сейчас многие так делают! Идут на переплавку!
– И что же там происходит? – откликнулась со стороны большая кастрюля, в которой отражалось всё вокруг, наматываясь на её цилиндрический бок.
– Это очень сложный процесс. Там тебя нагревают до температуры, когда твоя форма уже может меняться, и придают тебе совершенно новый образ! Например, образ стального шарика!
– Образ чего? – хором переспросили подружки и вилки с ножами, переворачиваясь со звоном на правую сторону.
– Шарика! – прокричала в ответ чайная ложечка. – Он такой круглый и блестящий! Хочу быть шариком! Он идеальной формы!
– Но ты же только что говорила, что хочешь быть ложкой, только столовой или десертной! – со звоном воскликнули подружки и вилки с ножами, возвращаясь в исходное положение.
– А я уже передумала! Теперь я хочу быть шариком! Я буду кататься по металлическому кругу с выпуклой сферической поверхностью, издавая при этом грохот и звон! Я буду мешать людям сосредоточиться!
– А тебе не кажется это более унизительным, нежели размешивать тот же чай? Ну или хотя бы какой-нибудь другой напиток? – спросило блюдечко с каёмочкой.
– Нет! Быть шариком – это красиво, ярко и феерично! Впрочем, чего это я вам рассказываю? Вы же всё равно ничего не понимаете!
На это подружки и вилки с ножами – как и все остальные – ничего не ответили, лишь многократно отразили свет лампочки под потолком.
И каждый остался при своём мнении.
В тот же ужин мечта чайной ложечки осуществилась – она была переплавлена. Теперь на её месте лежал на скатерти стальной шарик. Он всё катался, катался по столу, и толку от него было мало. В конце концов, он упал, закатился в какую-то щель и исчез.
Теперь он лежал в пыли, паутине и мраке, во тьме, прорезаемой лишь лучом тонкого пыльного света сквозь щель, через которую он и скатился.
– Кто ты? – спросил паук со сферическими глазами, светящимися в темноте.
– Я – чайная ложечка! – гордо ответил шарик.
– Но ты на неё совершенно не похожа, честно говоря, – прохрипела из темноты старая хлебная крошка.
– Да! Я прошла переплавку. Но в душе так и осталась ложечкой! Ты вообще знаешь, откуда я и кто я такая? Я оттуда, сверху, где всё так празднично и сияюще! Каждый вечер я помешивала горячий чай в стеклянной кружке, и от этого он становился вкусным исладким! А всё благодаря мне! И какое тогда право вы имеете со мной разговаривать?!
И с тех пор внимания на шарик уже никто не обращал.
– А я не согласен! – воскликнул шарик. – Вот, обо мне даже целую историю напечатали! А потом прочитали! А вы говорите – с тех пор! Хотите вместе со мной на переплавку?!..
ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ[1 - С 1984 года – Дворец детского (юношеского) творчества (ДД(Ю)Т) – старейшее и самое крупное учреждение внешкольного образования детей города Ижевска и Удмуртской Республики. Был построен в 1980 году по проекту Д. Ф. Калабина на историческом месте, которое ранее называлось Швивая (Вшивая) горка. На месте Дворца и прилегающей территории располагался могильник, датируемый III-V вв. нашей эры.]
Раскинули в небесах свои крылья птицы-коршуны.
Нахмурили брови древние идолы.
Сорвался и полетел с холма, над широкой поймой реки-невидимки, склеенный из бумаги и реек самолёт с большими белыми крыльями.
Телескоп на вершине башни-обсерватории устремил свой зоркий глаз в небо, полное неизведанных тайн.
На втором этаже, в зале с огромной звездой на паркете, которая, по легенде, может исполнить любое желание, зажглись в тяжёлых люстрах бесчисленные яркие лампы.
Мозаичные панно и фрески, лаконично украшая стены внутри Дворца, создавали атмосферу таинственности и торжества, соединяя прошлое и настоящее.
Пространственными геометрическими фигурами легли на землю кирпичные блоки Дворца, который направил восторженный взор на плотину Завода и его промышленные корпуса.
В большом театральном зале торжественно отзвучали звуки вальса… И стеклянные двери распахнули свои объятья для покорения новых вершин новым поколениям будущих инженеров и музыкантов, спортсменов и программистов, актёров и преподавателей… и многих других, пока ещё никому не известных профессий Грядущего.
ЛУНА, ВЕТЕР И НОВОСТРОЙКИ
На город опустились вечерние сумерки. Вода Ижевского пруда, словно низвергаясь на небосвод, постепенно разбавляла его синеву, а солнце, которое только-только скрылось за горизонтом, окрашивало на западе всеми цветами радуги.
Широко расправив крылья, величаво парил над городом коршун. Порой он издавал жалобный крик, будто пел в небесах белый конь о заре над ромашковым полем.
– Почему ты кричишь? – спросил его мальчик в огромном, на вырост, кафтане. Из-под его старомодной шляпы-цилиндра выглядывали наружу огненные кудряшки.
– Потому что мне тесно! – отвечал коршун. – Необозримые лесостепи – вот моя родная стихия!
– А я-то думал, там, наверху, простор и свобода!
– Ах, если бы! Лавировать в совершенно непредсказуемых воздушных потоках среди высоченных башен-новостроек довольно сложно!
– Кто же тогда свободен, если не птицы?
– Не знаю! Спроси у Города! Толь-ко ему некогда – он всё строится и строится!
Город и в самом деле застраивался молниеносно. Так, напротив ощетинившихся арматурой каркасов уже сияли благородным металлом заходящего солнца верхние этажи новостроек. Среди них, порой, солнечный свет искал и не находил себе выхода!
Спустившись по узкой велодорожке вниз, Ижик[2 - В 2010 году был разработан официальный талисман празднования 250-летия города Ижевска – Ижик: маленький мальчик в зелёном, на вырост, кафтане (такими кафтанами награждали лучших мастеровых Ижевского оружейного завода) и в старомодной шляпе-цилиндре с рябиновой ветвью – символом города. Скульптуру Ижика, отлитую силами рабочих сталелитейного завода, установили на центральной площади города.В этом же году появился ещё один Ижик – возле проходной завода «Ижсталь». Третий Ижик родился лишь спустя десять лет и был установлен в 2020 году на территории детского сада № 105, расположенного в районе Металлурга, по инициативе ректора ИжГТУ имени М. Т. Калашникова профессора В. П. Грахова и при поддержке ПАО «Ижсталь».В истории речь идёт о самом младшем из «братьев» – Ижике № 3.] – это был именно он – очутился на краю оврага, который рассекал город надвое. Здесь отступали прочь душные городские запахи, и ощущалось свежее, влажное дыхание лога.
Может, свобода спряталась там, внизу, в нетронутой тишине оврага?
В овраге было темно и таинственно. Ижик едва-едва различал на склоне заросли кустарника, похожие на щупальца осьминогов, силуэты высоких елей, напоминающие в темноте скелеты доисторических рыб, а в самой низине – целый город в миниатюре… со своими улицами, перекрёстками, фонарями и даже постом охраны.
– Что это? – удивлённо воскликнул Ижик, наблюдая в призрачном свете эту фантастическую картину.
– Что, что! – передразнила его лягушка, невидимая в темноте. – Это гаражный кооператив, зажатый между крутыми склонами.
– Как же он там поместился?
– Ничего удивительного! – проскрипел из темноты осторожный трудолюбивый бобр. – Городская территория ограничена… Вот люди и расширяют её, используя даже неудобные места для застройки… Возводя повсюду всё, что могут.
– Что правда, то правда, – подхватил селезень.
– А что за… кооперативом? – запнувшись на непривычном слове, поинтересовался Ижик.
– А за ним – наша маленькая, любимая речушка – Подборенка…
– О, как это здорово! – мечтательно воскликнул Ижик.
– Что именно? – прокрякал селезень.
– Как что? Речка – самая настоящая! Она несёт свои воды, куда захочет, и диктует всем свои правила! А вокруг неё – травы, кусты, плодородные земли на склонах…
– Ах, если бы! Бедная наша речушка! – хором воскликнули её обитатели. – Её русло то тут, то там сжимают узкие бетонные трубы, желоба и коллекторы… И только на этом, пока нетронутом клочке земли, Подборенка отдаёт городу всю свою свежесть и прохладу!
– Значит, в городе все должны следовать его правилам? Выживать, приспосабливаться? И нет никого, кто бы чувствовал себя в нём абсолютно свободно и независимо?
Ижик стоял на краю оврага, оглядываясь вокруг.
На высоком противоположном берегу выстроились, как на водопой, девятиэтажки, вперемежку со светящимися по контуру космическими кораблями – новостройками. Яркие огни – фонари у дорог, во дворах и на крышах высоток, казались разноцветными одуванчиками, которые упали с неба и проросли. Движение транспорта, человеческие голоса, шёпот листвы и речных обитателей сливались в единый, пёстрый, слегка приглушённый шум.
И над всем этим сияющим миром медленно взошла большая и тяжёлая, как позолоченный шар на башне Главного корпуса оружейного завода, Луна.
– Это Луна? – с восторгом воскликнул Ижик.
– Ну, а что ещё? – прокрякала из темноты утка. – Ты, Ижик, как будто ни разу её не видел!
– Такой – никогда, – согласился маленький талисман Ижевска, глядя на привычный земному глазу спутник. – Она словно…
– …привязана к городу, – подхватил из темноты мягкий, неизвестно кому принадлежащий Голос.
– Нет, Луна вырвалась из душных квартир, поднялась над землёй, потому что решила обрести свободу! – подытожил мальчик в кафтане, захлопав в ладоши.
– Не пора ли тебе домой? – как будто немного обиженно спросил Голос.
– Да-да, сейчас… ещё чуть-чуть!
Ижик с восторгом любовался картиной летней безбрежной ночи.
– А кто ты, невидимка? – талисман замер, дожидаясь ответа.
Но вокруг была тишина. Тот, кому принадлежал Голос, спрятался под облаками, зашелестел в глубине оврага, прошёлся тонкой рябью по поверхности воды и мягко коснулся его ярко-рыжих, как солнце, волос.
Шагая по тротуару, Ижик видел справа озарённые ярким светом светодиодных ламп ночные дворы, а слева – несколько железобетонных клеток будущих монолитов.
– Не волнуйтесь, – успокоил их талисман Ижевска, – вас тоже заселят. Знаете, у одного из моих мальчишек-детсадовцев есть дедушка, который разводит в деревне пчёл… От него всегда вкусно пахнет сладким душистым мёдом! Дедушка говорил, что на пасеке есть вощины – это соты, только без мёда… Люди придумали их, чтобы пчёлы не тратили время на постройку жилищ. Пчёлам тесно, но ничего, они привыкли, им нравится. И люди тоже привыкнут к вам, монолитам.
Железобетонные клетки безмолвно стояли во тьме. Некоторые из них – на самом краю оврага, а другие – чуть дальше, повторяя его изгиб.
И вдруг в пустых квадратах-ячейках, у самой земли, мелькнул огонёк. Это была всё та же Луна, которая поднималась над горизонтом, но запуталась в вертикальном лабиринте-ловушке монолита.
– Попалась! – воскликнул Ижик, хлопая в ладоши. – А я-то думал, что именно ты в городе самая свободная и независимая!
Но Луну плотно «зажали» бетонные строения. Прямо как Кьёрагболтен – знаменитый на весь мир камень в горах Норвегии. Огромный валун застрял в горной расщелине и висит высоко-высоко над уровнем моря уже 50 тысяч лет. Ижик видел его на экране смартфона у одного из пап, когда тот рассказывал своей маленькой дочке о путешествиях.
А здесь! Вы только посмотрите! Ничуть не хуже! Ижик открыл пошире свои глаза, и настроил встроенную в них камеру.
«Это ж какой редкий кадр получится! Отправлю его своему старшему брату на Центральную площадь, вот он обзавидуется! – решил талисман города. – Не зря, значит, я всё-таки решил сегодня прогуляться по Металлургу!»
Ижик ещё раз настроил камеру… и сделал снимок. Но в кадр попадали, помимо яркой Луны, ослепительные фары автомобиля, и слегка подпортили картинку. Это огорчило Ижика, он решил чуть подождать, чтобы обновить снимок, и прошёл немного вперёд по тротуару, выложенному серой плиткой.
Летняя ночь нежно укутала тишиной городские строения. Лишь монотонно гудели поршни в механическом сердце автомобиля.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71990743?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
С 1984 года – Дворец детского (юношеского) творчества (ДД(Ю)Т) – старейшее и самое крупное учреждение внешкольного образования детей города Ижевска и Удмуртской Республики. Был построен в 1980 году по проекту Д. Ф. Калабина на историческом месте, которое ранее называлось Швивая (Вшивая) горка. На месте Дворца и прилегающей территории располагался могильник, датируемый III-V вв. нашей эры.
2
В 2010 году был разработан официальный талисман празднования 250-летия города Ижевска – Ижик: маленький мальчик в зелёном, на вырост, кафтане (такими кафтанами награждали лучших мастеровых Ижевского оружейного завода) и в старомодной шляпе-цилиндре с рябиновой ветвью – символом города. Скульптуру Ижика, отлитую силами рабочих сталелитейного завода, установили на центральной площади города.
В этом же году появился ещё один Ижик – возле проходной завода «Ижсталь». Третий Ижик родился лишь спустя десять лет и был установлен в 2020 году на территории детского сада № 105, расположенного в районе Металлурга, по инициативе ректора ИжГТУ имени М. Т. Калашникова профессора В. П. Грахова и при поддержке ПАО «Ижсталь».
В истории речь идёт о самом младшем из «братьев» – Ижике № 3.