100 великих монет мира
Евгений Алексеевич Обухов
100 великих (Вече)
Более двух с половиной тысячелетий существуют на свете монеты. Они рассказывают нам о великих людях и важнейших фактах истории, о наших далёких предках, о древних городах и государствах. И зачастую монеты помогают раскрыть неизвестные страницы истории. Подлинный интерес к монетам возник ещё в эпоху Возрождения, а в XIX веке нумизматика оформилась в качестве самостоятельной науки.
Из книги читатель узнает о самых известных монетах различных эпох, многие из которых знамениты благодаря великим событиям или выдающимся людям, оставившим яркий след в истории человечества.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Евгений Обухов
100 великих монет мира
С 1998 года издательство «Вече» выпускает книги серии «100 великих» – уникальные энциклопедии жизни знаменитых людей и выдающихся творений человеческого гения, самых удивительных явлений и загадок природы, величайших событий истории и культуры.
© Обухов Е.А., 2024
© ООО «Издательство «Вече», 2024
Предисловие
Нам никогда не победить Вечность, но стремиться к этому нужно. Мне кажется, что довольно уныло существование в строго отведённых природой временных рамках. Чувство эпохи, помноженное на опыт предыдущих поколений, помогает субъективно сделать жизнь длиннее и ярче. А если есть ощущение не одной, а нескольких эпох и даже понимание глубокой древности?.. Так и вовсе прекрасно!
В этом смысле, конечно же, нумизматы – счастливые люди. Два с половиной тысячелетия – как минимум! – существуют в нашей цивилизации монеты. Они несут информацию о предках, о городах и государствах, которых давно нет. И очень часто посвящают собирателя в тайны истории.
Как известно, интерес к монетам возник ещё в эпоху Возрождения. Итальянский поэт Франческо Петрарка был большим любителем античных монет. В Интернете приводятся сведения, что к середине XVI века, по подсчётам художника и гравёра Хендрика Гольциуса, в Европе было уже 950 минцкабинетов. В 1738 году в университете города Галле была прочитана первая лекция о монетах.
В качестве самостоятельной науки нумизматика оформилась в XIX веке. Немецкий коллекционер, геральдист и литератор Герман Гроте объединил нумизматику и науку о деньгах (экономику), что явилось началом трансформации нумизматики в общественно-историческую науку. С этого времени коллекционеры начали изучать экономические процессы по данным монетных находок.
Нумизматику принято относить к одной из «вспомогательных исторических дисциплин». Хотя сами-то коллекционеры уверены, что она давно превратилась в самостоятельную науку.
Количество выпущенных за минувшие тысячелетия (звучит-то как солидно – «тысячелетия»!) монет огромно и неисчислимо. Поэтому задача сделать книгу о «100 великих монетах мира» одновременно и легка, и почти неразрешима. Есть, конечно, общепризнанные редкости, величие и историческую значимость которых никто не станет оспаривать. Но такие монеты не заполнят весь список. Поэтому дальше в дело вступают собственный вкус, знания и личный выбор. Сразу вспоминается цитата из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»: «Ты ко мне необъективно относишься. – Ещё как. Ещё как необъективно…» Это в общем-то подходит и к характеристике полного списка ста монет, каждая из которых поставлена мною в заголовок соответствующей «своей» главы. Надеюсь, что большинству читателей этот личный выбор придётся по вкусу.
Я постарался не перегружать текст книги обилием специальных терминов и сведений. Хотя без них никак не обойтись, они то и дело просятся на страницу и успешно туда проскальзывают. Чтобы облегчить восприятие такой информации тем читателям, кто пока не является давним поклонником коллекционирования монет, в самое начало книги поставлен словарь, разъясняющий некоторые основные понятия. Стоит ознакомиться с ними, чтобы уверенно осваивать дальнейшие страницы.
Чаще всего в главах не даётся полное описание монет, как это принято в науке под названием «нумизматика». Причина та же: не хотелось бы делать научно-популярное издание слишком уж похожим на нумизматический каталог. В конце концов, при большом желании любые «лишние» подробности можно подсмотреть в Интернете.
Так что в путь: сто великих монет мира перед вами!
Евгений Обухов
Краткий нумизматический словарь[1 - По материалам сайта Monetnik.ru]
Аверс – лицевая сторона монеты, на которой обычно располагается важнейший государственный символ или наименование эмитента. В настоящее время аверсом считается сторона, на которой расположена надпись «Банк России» или «Российская Федерация».
Античные монеты – монеты Древнего мира. Однако чаще под этим определением подразумевают не все экземпляры той эпохи, а только греческие и римские монеты, отчеканенные до развала Западно-Римской империи.
Биллон – в нумизматической среде монеты из низкопробного серебра, в которых стоимость металла ниже указанного номинала. Из них наиболее известны 10, 15 и 20 копеек царской России и первых лет Советского государства. Данные монеты имеют 500?ю пробу серебра.
Бородовой знак – медная бона периода правления Петра I, выдаваемая в подтверждение, что пошлина на ношение бороды уплачена. Также именовалась «бородовая копейка».
«ГКЧП» – монетный ряд 1991 года, включающий номиналы 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей (ММД и ЛМД) и биметаллические десятки, на большинстве из которых логотип ЛМД. Название связано с тем, что основная масса монет вышла в оборот после августовского путча. К настоящему ГКЧП никакого отношения не имеет. Члены ГКЧП не могли принимать участие в выпуске данных монет, поскольку разработка оформления и чеканка большинства экземпляров осуществлялась до августа. В эту группу попадает и единственная монета 1992 года – биметаллическая десятка ЛМД.
Грейдинг (слабирование) монет – услуга по оценке подлинности и степени сохранности монет, в процессе которой происходит упаковка исследуемого экземпляра в слаб (прозрачный пластиковый контейнер), снабженный сертификатом с указанием страны-эмитента, номинала, даты выпуска и степени сохранности.
Гурт – ребро монеты. Гуртовое оформление появилось в начале XVI века как защита от подпиливания или обрезки монет из драгоценных металлов. Часто по гурту можно определить подлинность спорной монеты, так как его подделка достаточно трудоёмка. Не бывает монет без гурта. Однако экземпляр без гуртового оформления называют «монета с гладким гуртом». Ошибочный гурт иногда заносится в каталоги как разновидность. В настоящее время часто применяют комбинированный гурт, например, когда гуртовую надпись наносят поверх рифлений.
Донативные монеты – особый подвид юбилейных монет, не предназначенных для оборота. В связи с торжествами раздавались в качестве поощрения представителями императорской фамилии. Отсюда происходит их более понятное именование «подарочные монеты».
«Заказуха» – сленговое обозначение монеты, выпущенной неустановленными работниками на производственных мощностях монетного двора с целью личной выгоды. В основном относится к редким монетным бракам, «перепуткам» и гибридным монетам. Пути попадания подобных монет на нумизматический рынок крайне туманны.
Золотник – используется в качестве единицы веса (приблизительно 4,266 г), а также доли чистого драгоценного металла в сплаве (золотниковая система мер). Примером использования данного обозначения может служить гуртовая надпись на серебряных рублях и полтинниках первых лет СССР.
Инвестиционная монета – расчётный знак, стоимость которого определяется не по обозначенному на нём номиналу, а исходя из биржевых котировок металла, из которого они изготовлены (например, «Георгий Победоносец»). Инвестиционные монеты, чеканившиеся малыми тиражами, вполне могут перейти в разряд «Коллекционные монеты». В этом случае их стоимость будет заметно выше.
Кант – выпуклый элемент, обрамляющий монетное поле по краю. Служит для увеличения износоустойчивости монеты. Является элементом рисунка монетного поля. По ширине канта или по расстоянию от него прочих элементов рисунка часто каталогизируют ту или иную разновидность.
Коллекционные монеты – малотиражные выпуски с высоким художественным исполнением, чеканящиеся в основном на драгоценных металлах. Предназначены для продажи коллекционерам, поэтому обозначенный на них номинал не имеет ничего общего с реальной ценой. Тем не менее являются либо полноценным платёжным средством (так, коллекционные рубли из драгоценных металлов подлежат приёму по номиналу).
Легенда – совокупность всех надписей на монете, которая подразделяется на «аверсную легенду», «реверсную легенду» и «гуртовую легенду» (если на гурте присутствует надпись). Читаемость легенды учитывается при определении степени сохранности монеты.
«Мешковой сохран» – монета, извлечённая непосредственно из стандартной упаковки монетного двора, в качестве которой до последнего времени выступал матерчатый мешок. Мешковой сохран ни в коем случае не подразумевает «идеальное качество». На «мешковых» монетах часто наблюдаются портящие вид забоины, точки и пятна ржавчины.
Минцмейстер – официально это должность «управляющего монетного передела». Её на монетном дворе занимал чиновник, отвечавший за монетное производство. Именно его инициалы длительное время размещались на отечественных монетах из благородных металлов.
Монетный двор – обычно подразумевается не само производство, а обозначение того или иного монетного двора. В настоящее время монета чеканится на Московском (ММД) и Санкт-Петербургском (СПМД) монетных дворах.
Новодел – монета, отчеканенная на государственном монетном дворе подлинными или заново изготовленными штемпелями, но позже планового периода, в котором производился выпуск оригинального тиража. На штемпеле новоделов иногда специально вносятся небольшие изменения, чтобы отличить монету оригинального выпуска от новодельной.
Номинал – цифровое или буквенное обозначение достоинства монеты.
Патина – окислы на поверхности монет. Выполняет защитную функцию, не давая процессу окисления затронуть глубинные слои металла. Красивая патина способна значительно увеличить стоимость монеты. Является частью монеты, поэтому удаление патины иногда приводит к значительному ухудшению внешнего вида. Ранее наличие патины считалось весомым критерием при установлении подлинности монеты. Но современные технологии позволят навести патину, внешне ничем не отличающуюся от естественной.
«Перепутка» – каталогизированный вариант монетного брака, когда аверс или реверс отчеканен схожим штемпелем, предназначенным для выпуска монет другого достоинства.
Перечекан – экземпляр, заготовкой для которого послужила другая монета. Часто на такой монете остаются детали предыдущего изображения. Также обозначает и название непосредственно процесса перечеканки. Например, перечекан талеров в рубли и полуполтины.
Погодовка – монеты, предназначенные для оборота, отличающиеся друг от друга только датами и/или обозначением монетного двора. Имеют стандартное оформление. Чётко разбиваются по периодам чеканки.
Подделка – подобие редкой и ценной монеты в ущерб коллекционерам (иногда её ещё называют грубым словом «фуфло»). Может быть подлинной монетой с ручной модификацией, имитирующей редкий год или редкую разновидность. Может быть созданной без участия монетного двора копией, если на ней отсутствует специальный знак, обозначающий копию (реплику). В категорию подделки иногда включают и «фантастические» монеты, оригиналов которых никогда не существовало. Такие экземпляры выдаются за пробные монеты.
Пробная монета – экземпляр, не предназначенный для оборота. Чеканится подлинными штемпелями на монетном дворе для предварительных экспериментов над монетами, планируемыми к запуску в оборот. Имеется широкий спектр различных металлов, в которых выполнены пробные монеты.
Реверс – оборотная сторона монеты.
Сохранность – состояние монеты, определяемое по внешнему виду на основе оценочной шкалы. Международные оценочные шкалы, используемые различными грейдинговыми фирмами, весьма отличаются друг от друга.
Фальшивка – подобие оригинального расчётного знака, созданное для получения незаконной прибыли после запуска данных изделий в оборот. Чаще всего происходит замена драгоценного металла на недрагоценный или заметное снижение пробы драгоценного метала, характерного для подлинника. Например, чеканка медных монет с их последующим посеребрением или позолотой. Может быть отчеканена самодельным штемпелем или представлять результат литейного процесса.
«Чешуйки» («чешуя») – название мелких серебряных монет от Древней Руси до реформ Петра I. В линейку «чешуек» входила копейка (копейная денга или новгородка), денга (сабельная денга или московка) и полушка (полуденга или четверетца).
«Юбилейка» – памятные (юбилейные) монеты. Проще сказать, всё, что не погодовка. Чаще всего понятие употребляют для обозначения монет из недрагоценных металлов в обычном исполнении, независимо от того, участвовали они в реальном обороте или нет. Юбилейка, непосредственно предназначенная для оборота, носит название «памятно-оборотные монеты». Однако и коллекционные монеты из драгоценных металлов, а также монеты из недрагоценных металлов, специально чеканившиеся малыми тиражами, в том числе и монеты в специализированном (цветном) исполнении тоже входят в понятие «юбилейные монеты» («юбилейка»).
Таблица оценки состояния монет
Международная Шкала Уильяма Шелдона[2 - Уильям Герберт Шелдон (1898–1977) – американский нумизмат, который в середине прошлого века разработал целую систему оценки сохранности монет. В 1949 году американский специалист опубликовал свою собственную шкалу оценки, которая была принята нумизматами сначала в Америке, а вскоре получила распространение и в других странах мира.]
Из глубины веков
Монета Юнона
Конечно, начинать надо с той великой монеты, которая дала своё имя всем на свете монетам и всем монетным дворам. Да и самим деньгам тоже (вспомните английское мoney – «деньги»). На этой монете так и было написано: «МОNETA».
Откуда же всё это пошло? В Древнем Риме почиталась совершенно необходимая и замечательная богиня Юнона – сначала сестра, а в дальнейшем и супруга Юпитера, мать Марса и Вулкана. Вместе с остальными верховными богами она входила в мифологический Совет богов и руководила, говоря по-современному, ключевым комитетом брака и рождения, семьи и семейных постановлений, материнства, женщин и женской производительной силы. Поэтому легко догадаться, с каким невероятным почтением относились к ней римляне.
Одним из эпитетов Юноны и была Монета (в переводе с латинского Moneta – «Предупреждающая»). Вот что об этом пишет Джон Мелвилл Джонс в «Словаре античных римских монет» (перевод Ольги Любимовой): «Впервые это слово появилось в латинских текстах как титул или другое имя богини Юноны. Оно употреблялось по отношению к ней только при поклонении ей на Капитолийском холме, где в 344 году до н. э. Монете или Юноне Монете был посвящён храм. Этот культ мог существовать и ранее, ибо одно из традиционных объяснений этого слова, которое римские авторы пытались произвести от «moneo» («предостерегать, советовать»), состояло в том, что богиня предупредила римлян о нападении галлов на крепость Капитолия в 390 году до н. э. с помощью посвящённых ей гусей».
Все знают выражение «гуси спасли Рим». Так вот это как раз тот случай. Сложилась традиция, по которой римлянки приносили в её храм гусей (очевидно, в языческий храм более древний, существовавший задолго до 344 года до н. э.). То ли в благодарность за удачное решение их женских проблем, то ли как символ мощной «производительной силы». Или гуси для жертвоприношений там содержались постоянно. А может быть, служившие Юноне матроны просто-напросто гусятину за обедом предпочитали. Разумеется, в последнем предположении большая доля шутки…
Франция. Почтовая марка 2007 г. Юнона
После вторжения в Рим галлов под предводительством Бренна (V век до н. э. – 390 год до н. э.) наиболее именитые горожане укрылись на Капитолийском холме. И когда коварные завоеватели посреди ночи полезли на штурм, ничего не подозревавшие защитники безмятежно спали, собаки тоже не почуяли опасность (а может быть, собак, в отличие от священных гусей, в условиях осады к тому моменту уже съели). Однако шорохи и глухие стуки уловили гуси и можно представить, какой гвалт подняли, перебудив всех! Так и стали считать, что в деле чудесного спасения поучаствовала сама Юнона, ставшая с тех пор Монетой.
Существуют и другие версии возникновения этого имени. Например, пишут, что Юнона однажды предупредила римлян о сильном землетрясении или что в III веке до н. э. те спрашивали у богини, хватит ли им средств на войну с Пирром, а Юнона устами матрон ответила, что денег хватит, если только войну они будут вести справедливо и честно. Когда это предсказание исполнилось, римляне и назвали её Монетой и стали изображать на монетах в виде Справедливости с весами в правой руке и рогом изобилия в левой.
Денарий Тита Каризия (46 г. до н. э.).
Серебро. Юнона Монета с двумя прядями волос на шее (www.WildWinds.com)
Денарий Тита Каризия, 46 г. до н. э. Серебро.
Юнона Монета с одной прядью волос на шее
Аукцион «Spink», Лондон
Денарий Тита Каризия, 45 г. до н. э. Серебро.
Пряди волос не падают на шею Юноны Монеты
Конечно, ни одно из этих преданий не может быть признано до конца достоверным. Но точно известно, что около 269 года до н. э. при храме Юноны основали первый монетный двор Рима. Часто пишут упрощённо, что монетный двор был, дескать, «в храме». Но, как говорил незабвенный киношный товарищ Сухов, «это вряд ли»: кто же пустит целое производство, сопровождающееся огнём и грохотом, в храм! Надо полагать, что монетный двор был организован именно при храме либо территориально располагался рядом. Сейчас предположительно на том самом месте стоит базилика Санта-Мария-ин-Арачели (ит. Santa Maria in Aracoeli) – знаменитая церковь Девы Марии.
Таким образом, первым из ряда великих монет в этой книге с полным основанием можно назвать денарий монетария Тита Каризия 46 года до н. э. На аверсе этой серебряной монеты отчеканена голова Юноны, легенда называет богиню дорогим для нас именем: «MONETA». Реверс представляет «инструменты работников монетного двора – щипцы, молот и нижний штемпель; здесь же изображена и остроконечная шапка с лавровым венком – принадлежность бога Вулкана, покровителя кузнечного ремесла» (формулировка В.В. Рязанова из книги «Монеты и монетарии Римской республики»). Также на реверсе имя монетария: «T.CARISIVS».
Кстати, вот типичный пример справедливости тютчевских строк: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…» Тит Каризий, скромный минцмейстер конца эпохи Юлия Цезаря (100—44 до н. э.), только тем и известен, что в 46–45 годах до н. э. чеканил монеты. Разве сравнить эти достижения с тем, что содеял его старший брат Публий Каризий, сделавшийся знаменитым полководцем при первом римском императоре Октавиане Августе (63 до н. э. – 14 н. э.)! В частности, в 36 году до н. э. Публий Каризий возглавлял эскадру в войне с Секстом Помпеем, а потом стал претором – одним из высших должностных лиц Древнего Рима.
Так думал ли Тит Каризий, возившийся с серебром под крышей монетного двора, что спустя две с лишним тысячи лет имя его великого брата нам будет в общем-то совершенно ни к чему. А вот его самого, скромного Тита, мы станет в 2021 году прославлять как создателя первой из длинного ряда великих монет?
Нумизматам известно, что Тит Каризий изготовил три типа денариев с Юноной Монетой. На денариях 46 года до н. э. у красавицы богини спадают на шею две пряди либо одна прядь волос, а в 45 году до н. э. выпущены монеты с более аккуратной причёской. Что же касается стоимости этих монет, которая, разумеется, в каждом конкретном случае зависит от сохранности и от многих других факторов, то, например, в 2015 году на аукционе «Spink» (Лондон) денарий с одной прядью был продан за 180 фунтов стерлингов. В 2016 году на американских торгах «Classical Numismatic Group» такой же денарий лучшей сохранности ушёл за 3000 долларов.
Встречались и другие изображения Юноны Монеты. Например, подчёркивалось, что богиня стала персонификацией римского монетного двора, её изображение чеканилось с такими атрибутами, как весы и рог изобилия, например на денарии Адриана (Публий Элий Траян Адриян, 76—138 н. э.). А, к примеру, при Максимиане (Марк Аврелий Валерий Максимиан Геркулий, 250–310 н. э.) и при Галерии (Гай Галерий Валерий Максимиан, ок. 250–311 н. э.) на реверсах изображали по три стоящих над грудами монет Юноны Монеты – каждая с весами и рогом изобилия. Это символы чеканки монет из золота, серебра и бронзы.
Статер. Лидия, широкая датировка 620–610 – 564–563 гг. до н. э. Электрум. Из фондов «Classical Numismatic Group» (CNG), Лондон
Статер. Лидия, около 610–546 гг. до н. э. Электрум (4,77 г, 12 мм). Аукцион «CNG», 2013 г. $ 3250
Статер. Лидия, около 610–560 гг. до н. э. Электрум (4,69 г, 13 мм). Аукцион «CNG», 2013 г. $ 15 000
Самая старая монета
Достоверно известно лишь одно: самая старая монета появилась на свете ещё в то время, когда она и монетой-то ещё не называлась. А звалась она, вероятнее всего, статером, чеканилась в Малой Азии, в Лидии – сейчас это территория Турции.
Употреблю здесь классическую формулировку: «Большинство историков так считает». Хотя стоит оговориться, что мнение большинства ещё никак не может обозначать абсолютную истину. Из научно-популярных книг помнится, что не далее как в начале 1800?х годов Антони Лавуазье, отец современной химии, провозглашал в ответ на сообщения о падении метеоритов: «Камни не могут падать с неба, потому что на небе нет камней!» И ведь подавляющее большинство членов Французской академии наук с ним соглашалось (немногие воздержавшиеся, видимо, в тот день отсутствовали).
Так и здесь: да, лидийские статеры считаются большинством знатоков самыми древними. Но так ли это точно, учёные спорят до сих пор. Поскольку многостраничное исследование на тему старшинства не входит в задачи этой книги, я всё-таки воспользуюсь общепринятыми на сегодня данными. Чаще всего ссылаются на слова Геродота (485 – ок. 425 до н. э.) о лидийцах: «Первыми из людей они, насколько мы знаем, стали чеканить и ввели в употребление золотую и серебряную монету и впервые занялись мелочной торговлей».
Статер. Лидия, широкая датировка 620–610 – 564–563 гг. до н. э. Электрум.
Из фондов «Classical Numismatic Group» (CNG), Лондон
Статер. Лидия, около 610–546 гг. до н. э. Электрум (4,77 г, 12 мм). Аукцион «CNG», 2013 г. $ 3250
Статер. Лидия, около 610–560 гг. до н. э. Электрум (4,69 г, 13 мм). Аукцион «CNG», 2013 г. $ 15 000
Нужно заметить, что в более древних государствах для расчётов применялись в своё время и определённые меры зерна (мешки с ячменём у шумеров), и раковины каури, и слитки золота или серебра (в Вавилоне и Палестине), и многое-многое другое, что по общей договорённости могло играть роль всеобщего эквивалента. Но здесь речь идёт именно о монетном типе изделий, поэтому даже золотые и серебряные слитки непонятного происхождения, невнятной формы и порой сомнительной подлинности в эту главу ну никак не вписываются.
Почему именно Лидия? Дело в том, что там, на реке Пактол (ныне – Сарт), в древности были найдены богатейшие месторождения золота. Точнее, не чистого аурума, а электра (электрума) – природного сплава золота и серебра. Античные источники соотношение этих металлов в электре указывали как 4:1 или 3:1. Писали, что такого сорта золота в Лидии было так много, что «просто не знали, куда его девать» (наверное, это всё-таки красивая фигура речи). С развитием торговли статеры из Лидии попали в Древнюю Грецию, откуда стали распространяться и дальше.
С историками мне так и не удалось (заочно, конечно) договориться о том, кто же и когда отчеканил первую в мире монету. Очень привлекательна (из-за её древности) довольно распространённая версия, что начал чеканку монет царь Лидии Гиг (правил ок. 680–644 или 645 годов до н. э.). Он, дескать, был человеком практичным и предприимчивым. И вот как раз ему-то и посчастливилось придумать деньги. Произошло это около 650 года до н. э.
Но другие исследователи предлагали на роль первооткрывателя («первочеканщика») следующего за Гигом 27?го царя Лидии Ардиса (Ардиса II), о котором Геродот в своей «Истории» писал, что он правил аж 49 лет (в соответствии с чем его царствование исчисляли с 678 до 629 года до н. э.). Но нынешним учёным виднее, они поправили и рассеянного Геродота, и коллег-предшественников – приняли годы правления Ардиса с 645 по 624 год до н. э. (зато это точно стыкуется с датами Гига).
В других работах кандидатом назывался очередной царь Садиатт (624 или 627–610 или 612 до н. э.). Будто бы при нём началась чеканка. Однако ещё в одном ряде статей исследователи «грешат» и на следующего (предпоследнего) царя Лидии – Алиатта (Альяттеса), который правил по одним данным примерно с 617 по 563 год до н. э., по другим – с 610 по 560 год до н. э.
Самой отдалённой датой в некоторых публикациях называют 685 год до н. э. Однако при этом чеканку якобы самой первой монеты увязывают с именем царя Ардиса. Но так как в этакой глубине лет Ардиса ни по одной из датировок ещё и в помине не было, указание на столь древний год выглядит по крайней мере нелепо. Чтобы не пересыщать текст излишней информацией, не даю в этом перечислении царей громоздкие ссылки на публикации. Но при наличии любопытства и терпения, всё перечисленные даты можно найти в Интернете.
Итак, видите, как всё непросто! В любом случае, к какой версии ни прислушайся, выходит, что началась чеканка монет в один из годов VII века до н. э. К самим древним монетам обращаться за информацией бесполезно, на них ещё не было принято ничего писать – это всё равно что у молчаливой реки спрашивать, как её название…
А что же обо всём этом говорят аукционы (вот где ещё один кладезь полезной информации!)? Здесь очень интересно. Такие, например, солидные торги, как лондонские «Classical Numismatic Group», в 2013 году представили целую россыпь древнейших монет. И самыми старыми названы изделия не Лидии, а соседней с ней Ионии. Показаны незамысловатые ионические монеты из электрума с геометрическим рисунком или просто с некими округлыми выпуклостями, сообщаются «крутые» даты чеканки 650–600 года до н э. И можно было бы с радостью принять их за самые древние монетовидные изделия. Но сбивает с оптимистического настроя короткий комментарий самого аукциона: «Неуверенно». То есть и в дате «650» нет уверенности, да и в том, что такие монеты чеканились именно в Ионии – тоже.
А вот с Лидией, во всяком случае, на этом аукционе, полная ясность. Прошли десятки продаж, все монеты из электрума. Датировки твёрдо относятся к времени царствования Алиатта: «610–560» и «610–546» (иногда их расширяют до «620–610—564—553»).
Давайте это и запомним: первые монеты появились в Лидии около 610 года до н. э.
Статер. Иония [?], около 650 [?] – 600 гг. [?] до н. э. Электрум (1,18 г, 6 мм).
Аукцион «CNG», 2013 г. $ 2500
Статер. Иония [?], около 625 [?] – 600 гг. [?] до н. э. Электрум (2,31 г, 9 мм).
Аукцион «CNG», 2013 г. $ 2100
Внешне они выглядели просто. На аверсе чеканилась голова льва (по одной из версий – льва и быка, но данные аукционов относят этот сюжет к более поздним – около 550?х годов до н. э.). А на оборотной стороне всех лидийских монет была глубокая вмятина прямоугольной или сложной конфигурации, напоминающая клеймо. Иногда – две-три вмятины. Но бесполезно пытаться расшифровать смысл отметин. Скорее всего, это просто следы от удара молотком по довольно мягкой заготовке, благодаря которому на лицевой стороне, обращённой к матрице, и получался отпечаток изображения.
Забавно, что в качестве иллюстраций различные авторы предлагают изображения разных монет со львом, утверждая, что именно вот эти самые древние и есть! Здесь вообще нет возможности определить истину – просто выберу по своему вкусу несколько львов с наиболее древними одинаковыми датировками, что-то из предъявленных и окажется самым первым!
После смерти царя Алиатта его сын Крёз взошёл на трон (563–548 годы до н. э.) и прекратил чеканить монеты с изображением лидийских львов. В его правление Лидия первой в мире переходит к биметаллической чеканке (и из золота, и из серебра). По всей видимости, даже при этом царе лидийские месторождения не были исчерпаны, не напрасно же всем известное выражение «богат, как Крёз» происходит как раз от имени этого правителя. Значит, были основания так говорить…
А между тем к 600 году до н. э. свои монеты из электрума, позаимствовав идею у Лидии, уже выпускали и в греческих полисах. Независимо от этого около 600 года до н. э. монеты (как считается) повторно и самостоятельно изобрели в Китае – первые китайские деньги чеканились из бронзы в виде… миниатюрных ножей и лопат. В Индии тоже около 600 года до н. э. начали делать близкие к прямоугольной форме каршапаны. Примерно в это же время в Ионии появились первые серебряные монеты гемиоболы (а вот по серебряной чеканке первенство, судя по этому, остаётся за Ионией, которая в деле изобретения монет как таковых отстала от Лидии на считаные годы).
Монеты оказались настолько удобными в обращении, что довольно быстро, в пределах жизни одного-двух поколений, распространились по миру.
В заключение хочу заметить, что до сих пор время от времени возникают разговоры о необыкновенной медной монете возрастом примерно 50 тысяч лет, якобы найденной при бурении артезианской скважины на глубине 35 метров. Произошло это будто бы в штате Иллинойс в 1870 году. Называют имена рабочих, совершивших находку, которую в 1876 году профессор Александр Уинчелл (1824–1891) представил учёному миру. Члены Американской ассоциации (нигде не уточняется, какой именно) будто бы не поверили докладчику и сочли монету фальшивкой.
Статер. Лидия, 561–547 гг. до н. э.
Электрум
А ведь как славно и интересно описывали в разных публикациях невероятно древнюю монету: «На одной из её сторон были изображены две человеческие фигуры: одна большая и в головном уборе, а другая маленькая. На обратной стороне пластины находилось изображение странного животного, которое свернулось калачиком. У него были огромные глаза и рот, вытянутые острые уши, длинный хвост и когтистые лапы».
Увы, из всего изложенного надёжно подтверждаются лишь три факта: действительно был профессор Уинчелл, и действительно в мировом календаре прошёл когда-то 1870 год, а в США точно до сих пор есть штат Иллинойс…
Остальное ни подтвердить, ни опровергнуть невозможно: монета как бы утрачена и в ХХ веке её никто не видел. Но история про неизвестную цивилизацию, которая в допотопные времена чеканила деньги, настолько будоражит некоторые умы, что её пересказывают (с разными подробностями) вновь и вновь.
То есть раритет пропал, но… «улыбка его осталась»!
Дельфины Ольвии
У меня есть немало знакомых, которые в разные годы и по разным поводам попадали на территорию античной греческой колонии Ольвия или уж, во всяком случае, проходили мимо неё по Днепру на круизном теплоходе. Иногда даже не подозревая, как близко на территории своей страны они прикоснулись к Античности!
«Дельфин». Ольвия, 437–410 гг. до н. э. Медь, литьё (74,07 г, 93 мм). Электронный каталог-архив «Монеты Тавриды»
Создано поселение в первой четверти VI века до н. э. выходцами из города Милета, который в своё время называли «жемчужиной Ионии». Считается, что могущественный Милет основал 90 колоний (источник – «Естественная история» Плиния Старшего), в том числе Феодосию, Трапезунд, Синопу, Одесс, Аполлонию, Истрию. В этом ряду и «счастливая» (так переводится) Ольвия. Располагалась она на правом берегу Днепро-Бугского лимана к югу от современного города Николаева и села Парутино Очаковского района Николаевской области Украины. Во времена расцвета (вторая половина V века до н. э. – первая половина III века до н. э.) город имел тесные экономические связи со скифами и с Древней Грецией.
«Стрела-рыба». Ольвия, 600–450 гг. до н. э. Медь, литьё. Электронный каталог-архив «Монеты Тавриды»
«Дельфин». Ольвия, 500–400 гг. до н. э. Бронза, литьё (1,45 г, 29 мм). Онлайн-аукцион «cgb.fr», 2019 г. € 90
В Ольвии почти сразу сложилась оригинальная денежная система. Функцию крупных денег выполняли привозные монеты – статеры из электра, по большей части так называемые кизикины, изготовлявшиеся в городе Кизик, что на берегу Мраморного моря. И быстро, с VI по IV века до н. э., завоевавшие позиции международной валюты в городах греческого мира. А вот в качестве разменной монеты использовались отлитые из бронзы или меди собственные ольвийские «монеты-стрелки» и «монеты-дельфины».
«Дельфин» с легендой APIXO. Ольвия, 437–410 гг. до н. э. Медь, литьё. Электронный каталог-архив «Монеты Тавриды»
«Дельфин» с легендой APIXO. Ольвия, 450–425 гг. до н. э. Медь, литьё (2,95 г, 35 ? 11 мм). Аукционный дом «Имперiя», 2019 г. 8000–9000 руб.
Поражает весовое разнообразие этих монет, из-за чего учёные до сих пор не готовы окончательно определить их номиналы и точное соотношение со статерами (кизикинами). Сотрудница московского музея денег Ирина Федоркова в статье «Ольвия и монеты-дельфины» сообщает: «В Британском музее представлена «монета-дельфин» весом 103 г; в Одесском археологическом музее – 70,8 г; в Государственном Историческом музее (ГИМ) – 71,5 г. Такие монеты встречаются редко. Наиболее распространёнными являются дельфины весом от 1,3 до 4 г, в коллекции ГИМа их около 100 экземпляров. В коллекции нашего музея находится 4 монеты весом от 2,03 до 3,20 г. Маленькие «монеты-дельфины» учёные условно называют «рыбки» противопоставляя их «монетам-дельфинам» большего веса» (хотя, конечно же, понятно, что в природе дельфины никакие не рыбы!).
«Дельфин» с легендой APIX. Ольвия, 450–425 гг. до н. э. Медь, литьё (3,99 г, 33 мм). Аукцион античных монет «Юнона», 2019 г.
Считается, что медные и бронзовые «рыбки» выполняли роль самых мелких разменных монет и по номиналу составляли
/
обола (обол – серебряная монета Древней Греции, равнявшаяся
/
драхмы и весившая 0,73 г). Но вот, например, на портале нумизматов «Конрос» мне недавно встретилось объявление о продаже лота из нескольких «монет-дельфинов». В описании лота сказано, что номиналы их –
/
обола. Если так – то уж и вовсе мельче некуда!
Закономерен вопрос: почему стрелы и дельфины? Установлено, что в Ольвии кроме святилища Зевса существовало ещё два столь же почитаемых храма. Один посвящён Аполлону Врачу (атрибутами которого были лук и стрелы); второй – Аполлону Дельфинию. В связи с этим вполне логично предположить, что «монеты-стрелки» и «монеты-дельфины» имеют один источник происхождения – культ Аполлона (по информации Ирины Федорковой). Таким образом, в какой-то момент произошёл «перевод стрелок», то есть сменилась ведущая роль почитаемого бога. Аполлон Дельфиний, «примиритель», по каким-то причинам сделался в сознании жителей Ольвии главнее. И «монеты-стрелки» стали сменяться «монетами-дельфинами». В итоге «стрелки» вышли из обращения уже в V веке до н. э., а «дельфины» – более чем на век позже. Признаком единения двух типов монет под эгидой Аполлона является и существование «стреловидных дельфинов» – экземпляров, сочетающих в себе и образ стрелы, и образ дельфина (иногда – рыбы).
Поначалу «монеты-дельфины» отливались без надписей, затем на них стали обозначать название колонии OLBIO и варианты сокращений этого слова как признак государственной эмиссии. Но чаще всего встречается загадочная надпись «APIXO», смысл которой так никто толком и не объяснил. Предполагают, что, может быть, так обозначали имя монетария – конкретного человека, причастного к литью монет. Но APIXO появлялась на дельфинах в течение очень большого промежутка времени, столько не может продолжаться жизнь и деятельность одного монетария.
По поводу обращения этих знаков оплаты есть предположения, что дельфины первоначально выпускались святилищами как храмовые деньги, «использовались в обрядовых целях для прославления бога Аполлона – символом которого и являлся дельфин, а уж потом по всему полису стали официальным государственным платежным средством».
Ещё один предполагаемый вариант – использование этих денег в обрядах погребения по древнегреческой традиции в качестве «оболов мёртвых», когда покойнику под язык клали монетку для Харона – перевозчика душ усопших через мифическую реку Стикс. Были они в тот момент официальными деньгами государства, или стали ими уже после массового использования как «оболов Харона», вряд ли удастся установить.
Но эта версия кажется мне очень интересной, так как, возможно, она в какой-то степени объясняет и широкое распространение загадочной надписи. Повторяю, что до сих пор её не смогли точно атрибутировать. Но вот что интересно: не нашлось толкования слова APIXO, но есть в древнегреческом языке слова ???????? и ?????????, они переводятся как «мне жаль». Причём неотделимая приставка ??? имеет значение «очень, весьма». А, например, похожее на вторую часть таинственного APIXO слово ???? означает в числе прочего и «прах». То есть всё как бы крутится вокруг похоронного обряда. Вполне возможно, что это просто случайные совпадения, но ведь есть же какой-то смысл и в том, что «монеты-дельфины» могли отливаться для проведения печального обряда и, может быть, даже раздавались на память об усопшем всем присутствующим. «Аpixomai, – говорили те. – Мне жаль…»
Красивая, конечно, придумка… Ею и закончу.
Добавлю лишь приятную фразу для начинающих нумизматов: значительная доля существующих «стрел» и «дельфинов» Ольвии ценится недорого (несмотря на сопровождающий их «груз тысячелетий»), они доступны любому коллекционеру.
Персидский дарик
Около 550 года до н. э. Лидия достигла наивысшего могущества. Царь Крёз (596–546 до н. э.) был богатейшим человеком на свете. Но то ли золото и успешные завоевания вскружили ему голову, то ли так уж звёзды сошлись, однако решился Крёз потягаться с набиравшим силу Киром Персидским. И под Сардами в 547 году до н. э. получил полный разгром. По легенде, когда пленённого царя Лидии привели к празднующему победу царю Персии, Крёз сказал: «Ты победил, воины твои грабят Сарды, и поэтому получается, что они разворовывают то, что уже принадлежит тебе». Этими словами Крёз предотвратил полное разорение утраченных владений.
Дарик. Аверс типа II (тип I в золоте не чеканился). Сардис, империя Ахеменидов, 505–480 гг. до н. э. Золото (ок. 8,2 г)
Крезеид. Сардис, империя Ахеменидов, 545–520 гг. до н. э. Золото (ок. 8,06 г)
Сикль. Аверс типа I. Сардис (?), империя Ахеменидов, 520–505 гг. до н. э. Серебро
Бытует несколько версий, касающихся судьбы Крёза. Вплоть до того, что Кир не только помиловал проигравшего (о чём говорит дата его смерти лишь через год после поражения), но и обласкал – сажал рядом с собой за стол, брал в качестве советника в военные операции. Тем не менее Лидия как государство прекратила существование, вместе со всеми своими владениями была включена в державу Ахеменидов, образовав в её составе несколько сатрапий. Но персы полностью унаследовали лидийские традиции изготовления монет.
Поначалу они использовали готовые технологии и запасы металла, доставшиеся от побеждённых. Была продолжена чеканка монет, бытовавших при Крёзе (крезеидов) с изображением льва и быка. Вот только стандартные крезеизы, выпускавшиеся до 546 года до н. э., весили 10,7 г, а новые крезеиды, сделанные в 545–520 годах до н. э. при Кире Победителе и Дарии I, несколько полегчали – до 8,06 г.
Дарик. Аверс типа III. Сардис, империя Ахеменидов, 420–375 гг. до н. э. Золото (8,37 г, 15 мм). Онлайн-магазин «Сomptoir des monnaies», Франция
Двойной дарик. Аверс типа III. Сардис, империя Ахеменидов. Дарий III, 336–330 гг. до н. э. Золото (16,8 г). Аукцион «Numismatica Genevensis SA», Женева, 2012 г. 19 000 шв. франков
Дарик. Аверс типа III. Сардис, империя Ахеменидов, сер. IV в. до н. э. Золото (8,29 г). Аукцион «Numismatica Ars Classica», Цюрих. 3000 шв. франков
Такова преамбула появления одной из самых значимых монет в истории. Дарик, или персидский дарик, – монета, оказавшаяся в основе денежной системы державы Ахеменидов. Получила название по изображению на аверсе персидского царя Дария I (550–486 до н. э., правил с 522 года до н. э.), который начал её чеканку
Взойдя на трон, Дарий I вскоре отказался от чеканки крезеидов и пожелал иметь собственную монету. «Дарий велел переплавлять для чеканки монет насколько возможно самое чистое золото» – таково самое раннее письменное свидетельство о существовании персидских денег, оставленное нам Геродотом. Примерно в 510–500 годах до н. э. Дарий I упростил процедуру чеканки, заменив двойной обратный удар лидийских монет (следы которого хорошо видны на крезеидах) одним продолговатым обратным ударом и ввёл изображение персидского царя вместо рисунка льва и быка.
Царь обычно изображался в виде коленопреклонённого лучника, из-за чего монету иногда называют «лучником». На реверсе помещался грубо выбитый прямоугольник (по-видимому, след удара). Надписей на монете не было. Чеканка золотой монеты была прерогативой только персидского царя. Благодаря тому что дарик содержал всего 3 % примесей, он в течение долгого времени занимал положение основной золотой монеты в торговом мире. Считается, что в среднем 1 дарик составлял
/
персидского таланта (25,92 кг). Но в разные годы содержание золота в дарике колебалось от 8,19 до 8,6 г.
Е.Ю. Гончаров в статье «Армия дариков» чётко выделил 4 типа персидских царских монет.
Тип I, 520–505 годы до н. э. Поясное изображение бородатого царя в зубчатой короне-кидарисе и хитоне. Этот тип представлен чеканкой только серебряных сиклей (шекелей). Ориентировочно 1 дарик = 1200 сиклей, вес сикля около 5,4 г.
Тип II, 505–480 годы до н. э. Царь в коленопреклонённой позе стреляет из лука вправо, копья нет. С таким изображением известны дарики, сикли и серебро дробных номиналов.
Тип III, 485–330 годы до н. э. Изображение царя с копьём, бегущего ритуальным бегом, на голове корона-кидарис, одет в длинный хитон-кандис с рукавами. Такой вид ритуального бега, с припаданием на колено, называется «книлауф». Магическую его силу использовали античные боги, полубоги и герои, собственно, по этой позе и считается, что на персидских монетах изображён Царь-Герой. Тип III представлен несколькими разновидностями. Известны дарики, сикли и фракции как золотых, так и серебряных монет.
Тип IV, 450–330 годы до н. э. Хитон перепоясан ремнём, в руке царя вместо длинного копья короткий кинжал-акинак. Известны дарики, сикли и фракции последних.
Сикль. Аверс типа IV. Сардис (?), империя Ахеменидов, 450–330 гг. до н. э. Серебро
Аверсы большинства дариков, особенно в типе III, очень схожи. Точная датировка дариков с 485 года до н. э. до Дария III (381–330 до н. э., правил в 336–330 годах до н. э.) вообще невозможна из-за почти полного совпадения изображений. Выпуск дариков прекращён в связи с падением Ахеменидской державы. Последние дарики чеканились после 330 года до н. э. уже при Александре Македонском. Считается, что количество отчеканенных за всю историю дариков составляло миллионы. Но ныне они очень редки, так как массово были переплавлены в статеры Александра Македонского.
«Морская черепаха Эгины»
Эта монета заслуживает того, чтобы получить собственное имя – не просто серебряный статер, а «морская черепаха Эгины»! В начале книги рассказано о первых монетах. Они чеканились в Малой Азии. А эгинский статер с черепахой – первый в Европе.
Названный в честь нимфы Эгины остров – второй по величине среди Саронических островов. Расположен он к югу от Афин, всего в 27 километрах. Почвы на Эгине довольно скудные, каменистые, поэтому жителям самим провидением было предначертано заниматься торговлей и быть умелыми мореплавателями. Удачное географическое положение сделало их чуть ли не монополистами в морской торговле и немало обогатило. В своих путешествиях моряки Эгины узнали, что Лидия, а затем и Иония чеканят собственную монету, и поняли, насколько просто хранить накопления в небольших по размерам изделиях из драгоценных металлов и насколько удобно пользоваться ими в других странах во время торговых операций. И довольно скоро, как уже говорилось, первыми из государств Европы переняли опыт. Свою чеканку на острове начали в середине VI века до н. э.
Статер. «Морская черепаха». Эгина, 550–500 гг. до н. э. Серебро (11,07 г). Аукцион «Fritz Rudolf K?nker GmbH», Германия, 2016 г.
Статер. «Морская черепаха». Эгина, 530–525 гг. до н. э. Серебро (12,37 г)
Статер. «Морская черепаха». Эгина, 520–480 гг. до н. э. Серебро (12,08 г). Аукцион «Stephen Album Rare Coins», Калифорния, США, 2016 г. $ 350
Статер. «Морская черепаха». Эгина, 480–457 гг. до н. э. Серебро (12,36 г, 21 мм). Аукцион «Nomos AG», Цюрих, 2016 г. 3650 шв. франков
Эгинские серебряные статеры имели, как сейчас бы сказали, нормативный вес 12,12 г (статер составлял
/
часть счётно-весовой единицы мины). Если сравнивать с аналогичными монетами, которые чуть позже появились в Афинах и в других соседних государствах, становится ясно, что на Эгине выпускали, пожалуй, самые тяжёлые, полновесные статеры.
Вся первая эгинская чеканка легко узнаётся по изображению морской черепахи. Некоторые историки считают, что выбор символа был обусловлен развитой морской торговлей, другие связывают изображение этого морского животного с тем, что кусочки серебра имели выпуклую форму и напоминали эгинцам черепах. Серебро на Эгине было собственное благодаря контролю над островом Сифнос, где существовали месторождения. Эгинский статер ходил по всему греческому миру несколько веков.
Статер. «Сухопутная черепаха». Эгина, сер. V в. до н. э. Серебро (12,12 г). Аукцион «Fritz Rudolf K?nker GmbH», Германия, 2016 г. € 9000
Статер. «Сухопутная черепаха». Эгина, 456–431 гг. до н. э. Серебро (12,25 г, 20 мм). Аукцион «Classical Numismatic Group», 2012 г. $ 2500
Рассматривая «черепашьи» деньги в хронологическом порядке, легко увидеть, как с годами совершенствовалась технология их изготовления. Изображения черепах делались всё более точными и наполнялись деталями. И вдруг с середины V века до н. э. морские черепахи стали сменяться на монетах сухопутными. В чём дело?
Постарались Афины. Все предыдущие годы они наблюдали за успехами соседей, и процветание острова не давало им покоя. И торговля-то в Афинах шла не так бойко, и успехи в мореплавании были не такими впечатляющими, и серебряные деньги – когда их стали делать и афиняне – оказались легковеснее эгинских. В общем, сплошь завидки берут и огорчения множатся… Удивительно ли, что весь период с конца VI века до н. э. между Афинами и Эгиной продолжалась какая-то вооружённая возня. То эти нападут, то те ответят. То эгинцы священный государственный корабль, перевозивший знатнейших афинян на празднество в честь Посейдона, захватят, то афиняне успешной вылазкой флот соперников потреплют. Были в истории этого длительного конфликта, причина которого в общем-то проста – желание устранить конкурента в торговле, – и обращения за помощью к другим государствам, и мелкие восстания, и крупные усилия Афин, направленные на строительство флота, который мог бы полностью победить противника…
Эти усилия афинян оказались ненапрасными. В 459 году до н. э. эгинский флот в сражении у берегов острова был разгромлен превосходящими силами Афин. Те захватили 70 кораблей противника, высадились под командованием Леократа на Эгине и осадили город. Пелопоннесские союзники эгинцев помочь не смогли, а после поражения Спарты в битве при Энофитах Эгина вообще осталась без ощутимой поддержки и в 457 году до н. э. была вынуждена капитулировать, срыть стены, выдать корабли и выплачивать форос (подать) в размере 30 талантов, фактически войдя в состав «Афинской империи» (аттический талант в то время равнялся 26,196 кг; хотя эгинский, видимо, был тяжелее – известно, что он равнялся 10 тысячам афинских драхм).
После некоторой передышки стычки продолжились, опять не в пользу Эгины. Но нас интересует не столько это, сколько факт потери эгинского флота в середине V века до н. э. Однозначно именно с этим связана замена черепахи на монетах. Эгина перестала быть морской державой, её удел с того момента – держаться на суше. А уж кто был инициатором – взявшие верх Афины или огорчённая морским поражением и выражающая своеобразный протест Эгина, – в документах той эпохи не отражено.
В заключение отмечу, что «черепахи» в массе своей не очень редки и по цене доступны нумизматам, даже если они не являются обладателями очень тугих кошельков…
Мотыга из Китая
Часто на просторах Интернета, да и в бумажной периодике, встречаются материалы, в которых утверждается, что деньги Китая – самые древние на планете. Недавно на ЯндексДзен в статье «Чем китайские монеты отличаются от всех остальных» увидел ряд изображений, подпись под которыми сообщает, что этим монетам 4000 лет. А вот отрывок из другой статьи, «Первые деньги Индии и Китая»: «В Китае первый иероглиф, обозначающий понятие «деньги», появился в 2500–1000 годах до н. э. Тогда в качестве таковых использовались ножи и мотыги (видимо, домысел автора текста, так как сведений об этом в других публикациях я не нашёл. – Е.О.). Во времена императорской династии Чжоу, то есть начиная с XI века до н. э., вместо обычных ножей и мотыг для торговых операций начали применять их особый «эквивалент» – предметы, напоминающие по форме нож или мотыгу, но изготовленные из бронзы, самого ценного металла, известного китайцам в ту пору. Постепенно, сохраняя привычную форму, эти предметы уменьшались в размерах, приноравливаясь к своей новой роли – расчётного средства в торговых сделках».
Монеты-мотыги. Китай, около V–IV вв. до н. э. Бронза. Аукцион ACC, «Ancient Coins Canada». $ 1675,95
Вообще-то ко всему «древнему» и «древнейшему», происходящему из Китая, надо относиться с особой осторожностью. Как неоднократно писали серьёзные авторы, «вот ведь какое чудо: фундаментальной науки и промышленного производства в те далёкие тысячелетия в Китае не было, а первыми всё на свете изобрести и всё на свете сделать китайцы сумели!». Если, конечно, судить по переводам их старинных и не слишком старинных манускриптов…
Монеты Китая. V в. до н. э. – I в. н. э. Бронза
Монеты-ножи. Китай. С надписью «[удел] Ци», VII [?] – III вв. до н. э. (левый и правый и справа), с надписью «[город] Аньян», VI–V вв. до н. э. (два ракурса в середине). Бронза. По А. Быкову
Вспоминаю давно прочитанную историю про «древнейшие китайские математические таблицы» (изложу в четырёх фразах по памяти, не тратя время на поиск источника, так как это всё-таки не совсем в теме книги). В общем, нашёлся дотошный учёный, который не принял на веру «то, что всем известно». И отнёсся к хвалёному труду «древних китайцев» более внимательно. Оказалось, это… рукописный перевод на китайский тех самых таблиц, опубликованных (если верно помню) в Голландии в XVII веке. В своём «древнем» труде китайский «математик» дотошно повторил все ошибки и опечатки, имевшиеся в европейском издании, из чего всё и стало понятно.
А Великая Китайская стена? Все ли читатели в курсе, что не далее как в период Русско-китайской (Маньчжурской) войны 1900–1901 годов (заметьте, не «до нашей эры», а сейчас, всего 120 лет назад!) русские войска, пройдя до Пекина, минимум дважды должны были пересечь «Великую Китайскую стену», но… никакой стены не заметили. От слова «вообще». Кстати, это не только от наших сведения – точно так же в ту военную кампанию ущемили историческую гордость китайцев и ввязавшиеся в драчку войска коалиции (Великобритания, Германия, Австро-Венгрия, Италия и др.): чуть не всю территорию на востоке Китая пролопатили, а о стену ни разу не споткнулись.
Монеты-ножи, 500 шу и 5000 шу. Китай (династия Ранняя Хань и правление Ван Мана), 205 г. до н. э. – 24 г. н. э. Бронза. По А. Быкову
Монеты Китая. 1 хуа удела Ци, с надписью «[город] И [один] хуа», IV–III вв. до н. э.; династия Цинь с надписью «пол-ляна», 221–205 гг. до н. э. Бронза. По А. Быкову
Подобных примеров немало. А что же вызывает большее доверие в разговоре о первых монетах этой страны?
Пожалуй, можно процитировать выдержку из книги Алексея Быкова «Монеты Китая»: «В Китае, стране одной из древнейших культур, монеты появились, по-видимому, в VIII в. до н. э. Мнения учёных, в том числе и китайских, о возникновении монетного обращения в Китае большей частью основаны на различном толковании письменных источников и сильно расходятся». То есть если совсем уж по-простому, то каждый разъясняет прочитанное на китайском языке так, как ему удобно, чтобы подтвердить собственную концепцию. А мнения разных исследователей порой диаметрально расходятся, и VIII век до н. э. назван в книге от щедрости души, этак с «захватом пошире», для солидности.
Вот ещё цитата: «Древнейшие китайские монеты в виде музыкальных пластин и колокольчиков, лопат и ключей не имеют никаких надписей. На более поздних монетах, повторяющих форму лопат и мотыг, ножей или колец, которые подражают форме пряслиц, встречаются иногда довольно пространные надписи. Они представляют собой ряд китайских иероглифов, выполненных древними почерками (…), которые сильно отличаются от современных почерков. В надписях большей частью указано место выпуска монеты или вес её (стоимость), а иногда и то и другое».
Копии китайских монет: ключ [?], два ножа Цинь (221–205 гг. до н. э.), мотыга (лопата) Ван Мана (9—24 гг. н. э.). Бронза. Аукцион «Myntauktioner I Sverige AB», 2017 г. 300 швед. крон
И вот уже и авторы названной выше статьи «Первые деньги Индии и Китая» «проговорились»: «Примерно к IV веку до н. э. на бронзовые «ножи» и «лопатки» стали наносить иероглифы, указывающие их ценность, – они становились деньгами в привычном смысле этого слова. Тогда же появилась и первая денежная единица, впоследствии сохранившаяся в названии самой древней китайской монеты: цяня».
То есть со всеми допущениями можно сказать, что монеты в Китае появились примерно в одно время или чуть позже первых монет Лидии и Ионии. Скорее всего, в самом конце периода Чуньцю («Весны и осени»), ближе к 481 году до н. э., и в течение периода Чжаньго («Сражающихся царств») – 480–221 годы до н. э. Развивалось монетное обращение Китая в эпоху династии Цинь (221–205 годы до н. э.) и династии Хань (205 год до н. э. – 220 год н. э.).
Подобно древним китайским производственным орудиям древние китайские монеты отливались из бронзы. Они имели форму мотыг, плоских бляшек («лицо духа» и «нос муравья»), ножей (иногда похожих на современные ключи), лопат, а также – в первые годы нашей эры – довольно увесистых кружков с дыркой, которые китайские коллекционеры называют «печеньками».
В книге И.А. Воронова «Увлекательный мир монет и бумажных денег: мифы, тайны, факты», в частности, сообщается о том, что монеты – музыкальные пластины, видимо, обращались в уделе Чу, занимавшем южную часть современного Китая вдоль среднего и нижнего течения реки Янцзы. Обширная территория Северо-Восточного Китая – в древности государство Чжоу и его уделы Цинь, Чжао, Янь и другие – была охвачена обращением монет-мотыг, за исключением Шаньдунского полуострова и удела Ци.
Полагают, что первоначально только в этом уделе ходили монеты-ножи. С течением времени, в связи с ростом экономического и военного могущества Ци, этот тип монет распространился на северо-запад в пределы Чжао, в столице которого, крупном торговом городе Ханьдань, находился монетный двор, выпускавший впоследствии монеты-ножи местного типа.
Также в периодике приводятся сведения, что монеты-ножи до сих пор сотнями находят в Южной Маньчжурии. Они были обнаружены и при раскопках в Корее, в Японии и даже на островах Рюкю. Находки показывают, что примерно с V–IV веков до н. э. формы для отливки монет-ножей вырезались на плитах из прессованного песка. Те были хрупкими и часто ломались, поэтому со временем их заменили известняковыми. Ободок по краю формы вырезался глубже, чтобы после отливки он был выше рельефа надписей и мог предохранять их от стирания.
Литература по китайским монетам начального периода довольно обширна и, как можно понять по примерам, приведённым в данной главе, довольно противоречива. То есть, как верно отметил Алексей Быков в книге «Монеты Китая», нужно не забывать, что «китайские монеты, воспроизводящие формы товаро-денег глубокой древности, составляют самую сложную и наименее исследованную область китайской нумизматики».
Каршапана
В отличие от некоторых других старинных государств Древняя Индия вела себя сдержанно и скромно и не стремилась приписать себе мировое лидерство в изобретении монет. Исследователи в связи с этим всегда отмечали, что известны лишь косвенные, основанные на литературных произведениях V–IV веков до н. э. доказательства независимого изобретения монет в Индии. Так, санскритский летописец Панини (ок. 500 года до н. э.) в своем трактате «Аштадхьяи», или «Восьмикнижие», утверждал, что концепция монет существовала в Индийских царствах до V века до н. э. (то есть фактически признавал наличие монет в Индии ещё в VI веке до н. э.).
Каршапана. Магадха Джанапада (северная древняя Индия), 600–300 гг. до н. э. Серебро (3,3 г, 30,4 мм). Аукцион «Marudhar Arts», 2018 г. 3500 инд. рупий
/
каршапана. Видарбха Джанапада (Центральная древняя Индия), 600–500 гг. до н. э. Серебро (1,64 г, 15,2 ? 12,9 мм). Аукцион «Marudhar Arts», 2018 г. 3000 инд. рупий
Каршапана (тип «червяки»). Матсья [?] Джанапада (Северная древняя Индия), 600–500 гг. до н. э. Серебро (3,09 г). Аукцион «Stephen Album Rare Coins», Калифорния, США, 2017 г. $ 260
Важнейшими денежными единицами в то время являлись сатамана (шатамана) и каршапана. Сатамана соответствовала 100 ратти серебра. Ратти – единица измерения, равная 0,11 г, основанная на измерении веса семени гуньи (Abrus precatorius). В настоящее время ратти стандартизирован до 0,1215 г и используется в практике ювелиров Индийского субконтинента.
Таким образом, в древности сатамана была равна 11 г чистого серебра. Каршапана же состояла из 32 ратти (3,3 г чистого серебра). Известно о чеканке нескольких достоинств каршапаны: половина каршапаны (16 ратти), четверть каршапаны (8 ратти) и
/
часть каршапаны (4 ратти). Название каршапаны происходит от «карши», стариной единицы веса. Так же просто объясняется название сатаманы: «сата» на санскрите обозначала число «сто». То есть сатамана – это сто единиц (ратти). Она делилась на такие же части, как и каршапана.
В статье «Монеты Индии» на сайте «ЗнакМастер» отмечается, что древние денежные знаки Индии значительно отличались от первых монет Лидии, Ионии, Греции. Они вырезались из куска листового чистого серебра, затем обрезались до необходимого веса, приобретая формы квадратов, прямоугольников, кругов или близкие к этим. На самых ранних монетах Индии только с одной стороны штамповались определенные символы, например (очень часто) от одного до шести изображений солнца с шестью радиально расходящимися лучами, или другие простые изображения. На монетах более позднего периода рисунок чеканился уже с обеих сторон. Скорее всего, данные штампы служили гарантией веса и чистоты металла от монетного двора.
Сатамана. Древняя Индия. 600–300 гг. до н. э. Серебро (11,52 г). Электронный аукцион «HD Rauch 25», 2017 г. € 90
Сатамана. Гандхара Джанапада (Северо-Западная древняя Индия). 600–500 гг. до н. э. Серебро. Аукцион ACC («Ancient Coins Canada»), $ 235
Давайте мы здесь вступимся за Древнюю Индию и всё-таки предположим, основываясь на уникальности монетных форм, что их там изобрели самостоятельно в самом конце VI – начале V века до н. э.
В ряде статей сообщается примерно одинаковая информация. Самым крупным и могущественным государством того времени считалась Магадха, наибольший расцвет которой пришёлся на IV–III века до н. э. (время правления династии Маурьев). Первым царём империи Маурьев был Чандрагупта (340–297 до н. э., правил с 322 по 298 год до н. э., отказался от трона и принял аскезу (?). Под именем Сандрокотт он был известен античным историкам, которые связывали начало его политической деятельности с именем Александра Македонского.
Тетрадрахма, классический стиль. Аттика, Афины, ок. 454–404 гг. до н. э. Серебро (17,19 г, 22 мм). Аукцион «Classical Numismatic Group», 2014 г. $ 900
Тетрадрахма, архаический стиль. Аттика, Афины, 500–485 гг. до н. э. Серебро (16,85 г, 21 мм). Аукцион «Nomos AG», Цюрих, 2016 г. 3210 шв. франков
Считается, что успехи первого императора Маурьев были бы не так заметны, если бы не его главный советник Каутилья, он же Чанакья или Вишнугупта (ок. 370 – ок. 283 до н. э.). Этот знаменитый в индийской истории брахман составил политико-экономический трактат «Артхашастра» (что в переводе с санскрита значит «Наука о пользе»). Трактат содержит наставления по грамотному управлению страной. Чанакья считается пионером в области экономики и политической науки, и, между прочим, в «Артхашастре» впервые были сформулированы основные принципы деятельности спецслужб. Именно из этого трактата стало известно о существовании индийских монет, их номиналах и стандартах. Начало изготовления сатаманы и каршапаны способствовало развитию экономики (в первую очередь это избавляло от необходимости взвешивать металл во время торговых операций и делало их быстрыми и лёгкими).
Тетрадрахма, новый стиль. Аттика, Афины, около 165 г. до н. э. Серебро (16,68 г). Аукцион «Ira & Larry Goldberg», США, 2018 г. $ 330
Тетрадрахма, переходный стиль. Эгея [?], Киликия, 325–320 до н. э. Серебро (16,97 г). Аукцион «Fritz Rudolf K?nker GmbH», Германия, 2017 г. € 1400
Ныне каршапаны и сатаманы встречаются достаточно часто, их аукционная цена в общем-то невысока, тем более если на другую чашу условных весов помещать их почтенный возраст!
«Сова Афины»
Древние греки были одними из первых, после Эгины и Персии, кто освоил технику двусторонней чеканки. Очень вовремя подоспело серебро из рудников на горе Лаврион, что на юго-востоке Аттики. С VI века до н. э. Лаврионские рудники находились в собственности Древних Афин. Обладание большими запасами серебра позволило Афинам утвердить свой монетный стандарт в древнегреческом мире. Была введена аттическая серебряная драхма весом 4,37 г.
«Сова Афины» (реверсы). Ниуэ, 1 новозеландский доллар, 2016 г., серебро; Ниуэ, 2 новозеландских доллара, 2020 г., серебро, цветные вставки; Фиджи, 2 фиджийских доллара, 2019 г., серебро, сапфиры
А основным номиналом афинской денежной системы стала драхма учетверённая – тетрадрахма весом от 16,5 до 17,19 г (в разные периоды чеканки). Постепенно она стала господствующей в Восточном Средиземноморье, что особенно ярко проявилось в эпоху Александра Македонского. На аверсе тетрадрахмы изображали богиню Афину, а на реверсе – сову. И хотя в некоторых нынешних публикациях предлагается считать наоборот: сова – аверс, не хочется обижать Афину: пусть уж и здесь будет как у большинства авторов.
Ныне «Сова Афины» считается одним из символов Древней Греции и является самой узнаваемой монетой Античности. Художественный стиль, или, как сказали бы сейчас, дизайн, этих монет со временем менялся, но они неизменно демонстрировали Афину Палладу, покровительницу Афин, богиню мудрости, военной стратегии и тактики, и её священную птицу. В итоге монета такого достоинства и с таким сюжетом выросла до положения мировой валюты, укрепила положение Афин на международной арене и стала символом экономической мощи полиса.
В Интернете доступна статья М. Марковича «Одна из самых известных монет античности…», в ней, в частности, сообщается:
«Чекан «афинских сов» архаичного типа начался в 512 году до н. э. и продолжался до начала пятого века до н. э. Эти ранние монеты были с очень грубым изображением и низкого качества. Стиль быстро сменился уже через несколько десятилетий, стал более совершенным и выразительным, достигнув своего пика в 460?м году до н. э.
В 449 году до н. э., в ранний классический период греческого искусства, проекты монет были пересмотрены снова, а чеканка возрастала по экспоненте. Так было нужно для поддержки крупных строительных проектов и для финансирования Пелопоннесской войны, которая началась в 431 году до н. э. Подобные более поздние монеты более распространены, чем предыдущие».
Таким образом, исследователи выделяют три типа изображений по периодам чеканки: монеты архаического, классического и нового стилей. Иногда выделяют переходный тип, в котором сочетаются элемента архаики и классики.
Афина на аверсах всех монет в шлеме с гребнем. Профиль богини на тетрадрахмах архаического стиля имеет юные черты, выделяется длинная шея. А глаз, проекция которого более подходит изображению анфас, широко раскрыт и имеет, можно сказать, восторженное выражение. Как отмечается в разных статьях, «общий вид Афины полностью соответствует иконографии изображений богов и людей VI – начала V в. до н. э., сохранившихся в скульптуре и рельефах, на краснофигурной керамике».
Афина классического типа предстаёт уже заметно повзрослевшей. Черты лица более сглаженные, и выражение глаза, обрисованного миндалевидным контуром, утратило восторг, зато приобрело спокойной магическое очарование. На шлеме появились отчеканенный венок из оливковых листьев и изображение вьющихся побегов.
Военная сущность богини Афины передана наличием шлема, а её мудрость символизирует сова, помещённая на реверсах монет. М. Маркович отмечает, что «на самом деле изображённая птица не является совой, это домовой сыч (Athenе Noctua), птица ростом около 20–25 см. В поле монеты, ограниченном квадратным валиком, он сидит, смотря на вас преувеличенно большими глазами».
Вообще, надо отметить, что во все периоды чеканки проработке глаз и богини, и птицы уделяли особое внимание. На всех монетах они чрезвычайно выразительны. А если учесть, что у Афины ещё угадывается и некая таинственная полуулыбка (особенно в чекане классического периода), можно в шутку назвать её изображение «Джокондой Древней Греции»!
На реверсах монет присутствуют в различных сочетаниях две или три буквы – «??» или «???», это сокращение греческого названия Афин. Встречаются «совы», отчеканенные по афинскому образцу в других городах. Так, например, на «Кюнкере» в 2017 году прошла монета с обозначением «AIГ». Немецкий аукцион не дал пояснений, но могу предположить, что это «AIГEAI?N» – обозначение греческого города Эгея, область Киликия в Малой Азии (кстати, ещё одно подтверждение огромной популярности монет «Сова Афины»).
В статье «Знакомимся – афинские «совы» на сайте GoodHobby.ru сообщаются подробности о чеканке, которая осуществлялась в трёх металлах – серебре, золоте и бронзе. Соответственно, эмиссия была поделена на номиналы, выходившие разными тиражами. В серебре чеканились: декадрахма, тетрадрахма, дидрахма, драхма, тетробол, гемидрахма, диобол, тригемиобол, обол, тритартеморий, гемиобол, тригемитартеморий, тетартеморий, гемиартеморий. В золоте – дидрахма, драхма, триобол, диобол, обол. Есть и номиналы в бронзе.
В последние годы наблюдается новый всплеск интереса к «Сове Афины»: от имени государств Ниуэ, Фиджи, выпущено уже несколько десятков серебряных и золотых монет, на аверсах которых интерпретации «совиного» сюжета в различных бесцветных и цветовых решениях, с разнообразными эффектными вставками в глаза птицы. Так что, учитывая потенциальное количество предметов, как древних, так и современных, можно при желании всю жизнь одних «сов» собирать. И не надоест!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71933098?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
По материалам сайта Monetnik.ru
2
Уильям Герберт Шелдон (1898–1977) – американский нумизмат, который в середине прошлого века разработал целую систему оценки сохранности монет. В 1949 году американский специалист опубликовал свою собственную шкалу оценки, которая была принята нумизматами сначала в Америке, а вскоре получила распространение и в других странах мира.