Этикет приёма еды, питья и гостеприимства в исламе

Этикет приёма еды, питья и гостеприимства в исламе
Хусейн Шовхалов
В этой книге очень чётко описываются манеры поведения и этикета, которые необходимы при приёме пищи, питья. Этикет гостеприимства.

Этикет приёма еды, питья и гостеприимства в исламе

Хусейн Шовхалов

© Хусейн Шовхалов, 2025

ISBN 978-5-0065-7594-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

МАНЕРЫ ПРИЁМА ЕДЫ И ПИТЬЯ, А ТАКЖЕ ПРАВИЛА ГОСТЕПРИИМСТВАВИСЛАМСКОЙ РЕЛИГИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Во имя Аллаха Милостивого, Милующего.
Хвала Аллаху, Господу миров, который создал и взрастил всё сущее на Земле и определил каждому из существ, живому и неживому, свое предначертание. Благословение и мир Его пророку Мухаммеду (СаллаЛлаху алейхи ва саллям), его семье и сподвижникам, а также всем, кто следовал за ним вплоть до Судного дня.

Каждый мусульманин, мужчина он или женщина, молодой или старый должен знать науку поведения в сложных ситуациях, которые возникают в его жизни с детства и до старости, чтобы вести себя так, как то угодно Аллаху.

Сегодня, когда ослабла связь людей с богословской наукой, когда мусульмане не знают многого об исламе как религии, необходимо просветить их, напомнить о том, что жизнь их должна быть подчинена законам Всевышнего, сунне пророка (СаллаЛлаху алейхи ва саллям) – канонам ислама.

Мусульмане должны изучать сунны пророка (СаллаЛлаху алейхи ва саллям), оберегать их, ведь в наше время особенно мало людей, которые их знают. Сунны исчезают из нашей жизни, а некоторые уже исчезли. Наша задача – возродить изучение бесценного наследия пророка (СаллЛлаху алейхи ва саллям), знать самому и обучать других, ведь мы видим, что большинство людей: молодые и старые, мужчины и женщины – допускают ошибки во время приема пищи и питья, в обращении с гостями или домочадцами во время трапезы. Если мы будем следовать необходимым правилам приличия, обозначенным в сунне пророка (СаллаЛаху алейхи ва саллям), нами будет доволен Аллах и мы получим Его Благословение.

Мусульманские законы, обозначенные в сунне, строго разграничивают правила поведения перед едой, во время еды, после еды, поэтому они разделены на три части. Также в этой работе отмечены правила поведения во время приема гостей, посещения родственников или друзей, общего приема пищи в семейном или дружеском кругу. Я надеюсь, что с помощью Аллаха эта небольшая книга поможет вам изучить необходимые правила, а вы, в свою очередь, поделитесь ими со своими друзьями и родственниками.

Да поможет нам Аллах! Просим у Него облегчения, правильности исполнения и принятия наших дел.

    Хусейн сын Сайд-Селима

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕРЕД
ЕДОЙ
1-Перед едой необходимо мыть руки, а если руки грязные, их необходимо мыть особенно тщательно.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
«Перед тем, как принимать еду, пророк (СаллаЛлаху алейхи ва саллям) всегда мыл руки».

Так, наши предшественники всегда мыли руки перед едой, чтобы не принести вред своему здоровью.

2— Хорошее намерение перед едой

Каждый мусульманин должен принять правильное намерение перед тем, как сесть за трапезу, чтобы получить награду от Аллаха.

Пророк (СаллаЛлаху алейхи ва саллам) сказал:
«Поистине, наши деяния следуют из наших намерений, поистине, каждый получит то, что у него на сердце».

Поэтому каждый должен есть не только для того, чтобы насытиться. В душе его перед едой должно быть намерение, угодное Аллаху, в противном случае он, быть может, насытит желудок, но вознаграждения не получит. Если же намерение его будет правильным, то он и насытится, и получит награду.

ЧТО ЖЕ ОТНОСИТСЯ К ПРАВИЛЬНОМУ НАМЕРЕНИЮ, ПРИНЯТОМУ ПЕРЕД ЕДОЙ? Это:

1-Забота о своем теле, так как каждый человек несёт ответственность перед Аллахом за здоровье своего организма, и он должен думать об этом, прежде чем принять пищу;

2-Быть преданным Аллаху за те силы, которые он получает, вкушая пищу и иметь желание использовать эти силы на пути Аллаха; есть не больше того, что необходимо организму и есть только тогда, когда ты действительно голоден – если питаться таким образом, отпадёт необходимость частого обращения к врачам, ведь многие болезни мы получаем от неправильного питания, тогда как правильное питание бережёт наше здоровье;

3-Есть в меру, именно столько, сколько нужно вашему организму, ведь и наш пророк (СаллаЛлаху алейхи ва саллам) рекомендовал обходиться небольшим количеством еды; есть выше меры в исламе не приветствуется, то есть из-за стола надо выходить немного голодным: так поступали праведные люди, которые были до нас.

Пророк (СаллаЛлаху алейхи ва саллям) сказал:
«Мусульманин ест через одну кишку, немусульманин ест через семь кишок».

Есть и такие слова пророка (СаллаЛлаху алейхи ва саллям):
«(Никогда) человек не наполнял человек сосуда, худшего, чем (его собственное) чрево! Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет выпрямить свою спину, а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть – для питья, а ещё треть – для (лёгкости) дыхания».

Иногда мы видим, как человек, поевший сверх меры, говорит, что ему нечем дышать. Это значит, что треть места, которое он должен был оставить для воздуха, он заполнил едой.
Поэтому деление желудка на три части является угодным Аллаху и потому наиболее правильным;

4-Положение тела во время приёма пищи должно быть вертикальным, не допускается положение полулёжа ни в правую, ни в левую стороны; именно прямая посадка является правильной и именно она даёт нам благоволение Аллаха.

Пророк (СаллаЛлаху алейхи ва саллям) сказал:
«Я никогда не ем в полулежачем положении».

Если человек ест полулёжа, он ест больше нормы, а это в исламе порицается, так как от обильной еды человек набирает вес.

Имам Ибрагим Нахаи (Да помилует его Аллах) сказал:
«Последователи пророка (СаллаЛлоху алейхи ва саллям) не приветствовали лежание на боку во время еды, так как они боялись, что у них будут большие животы».

Также не рекомендуется есть лёжа на спине, это приравнивается к еде в положении полулёжа. Все вышесказанное в исламе не приветствуется;

5-Еда должна быть добыта честным трудом, это обязанность каждого мусульманина, предопредёленная ему Аллахом, и потому он должен остерегаться недобросовестных доходов, на которые он приобретет свою еду.

Всевышний Аллах в своем Коране сказал:
«О уверовавшие! Ешьте то, что Мы посчитали для вас дозволенным».

Именно поэтому человек должен остерегаться того, что добыто нечестным путем и даже предположение нечестности дохода должно его насторожить и заставить отказаться от него. Аллах не отвечает на молитвы тех, кто ест добытое нечестным путём и насылает на него многие бедствия. Также считается недозволенной еда, которую мы едим в доме человека, который живёт нечестным трудом, садака от него и подарки. Если же в богатстве этого человека есть и дозволенное, и недозволенное, то принимать в его доме пищу, получать от него подарки и садака считается допустимым, но всё же вернее отказаться от всего этого;

6-Довольство своим доходом – это обязанность мусульманина, он должен благодарить Аллаха, велик его доход или мал. Если в душе его зародится недовольство тем, что он имеет, он должен обратить свое внимание на того, кто имеет еще меньше, тогда он поймет цену того, что есть у него и возблагодарит Аллаха. Быть недовольным едой, сердиться, говорить плохо о еде не дозволяется Всевышним;

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Пророк (СаллаЛлаху алейхи ва саллям) никогда не порицал еду, он ел, если хотел есть и отказывался от неё, если не хотел». Поэтому каждый из нас должен брать пример с пророка (СаллаЛлаху алейхи ва саллям), если ему не нравится предложенная пища;

7-При принятии трапезы необходимо правильно сидеть – как рекомендовал пророк (СаллаЛлоху алейхи ва саллям), который предлагал делать это одним из двух способов:
– сесть, подложив под себя обе ноги, как при выполнении намаза;
– сесть, подложив под себя левую ногу и установив в поднятом положении правую.
Эти рекомендации даны для того, чтобы мусульманин во время трапезы не выделялся среди своих сотоварищей, вёл себя скромно и воспитанно.
Разумеется, это всего лишь рекомендации, хотя и предпочтительные, главное же в том, чтобы мусульманин при принятии трапезы не опирался ни на правую, ни на левую руки, как было сказано выше;

8-О принятии пищи в положении лежа на животе: пророк (СаллаЛлаху алейхи ва саллям) считал такое принятие пищи неправильным, не совместимым с исламскими правилами приличия.

Абдуллах ибн Умар (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал:
«Пророк (СаллаЛлаху алейхи ва саллям) не разрешал садиться за стол, на котором стоит вино, и не разрешал есть в положении лежа».

Мы не говорим, что есть в положении лежа – грех, но это нехорошо, при таком поведении не будет вознаграждения, с исламскими обычаями это несовместимо, так что лучше от этого воздержаться, как было сказано выше.

9-Совместная трапеза – это великая благость, принимать пищу вместе с братьями по вере лучше, чем есть одному, так как при совместной трапезе мы получаем больше милости от Всевышнего, свят Он и велик.

Асхабы (Да будет доволен ими Аллах) пророка (СаллаЛлаху алейхи ва саллям) как-то сказали ему:
– Мы едим пищу, но мы не насыщаемся.
– Вы, наверное, едите разобщенно? – спросил их пророк (СаллаЛлаху алейхи ва саллям).
– Да, мы едим не вместе, – ответили они.
– Когда вы решите трапезничать, соберитесь и накройте общий стол, с именем Аллаха приступайте к еде, вы насытитесь и получите Его милость, – сказал пророк (СаллаЛлаху алейхи ва саллям).

Исходя из вышесказанного следует вывод: совместная трапеза увеличивает милость Аллаха, соответствует канонам ислама, делает благостью принимаемую пищу.

Есть и такие слова пророка (СаллаЛлаху алейхи ва саллям):
«Еды одного человека достаточно для двоих, еды двух человек достаточно для четверых, а еды четырех человек достаточно для восьмерых».
О чем говорит этот хадис? Он говорит о том, что даже малая еда бывает достаточной для людей, которые собираются вместе за одним столом.

10-Приглашение к трапезе посторонних людей приветствуется Аллахом, пригласите ли вы их в свой дом или приведёте с собой к месту общей трапезы. Угощение людей Всевышний одобряет, помимо этого, такая щедрость награждается Его милостью.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71809315?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Этикет приёма еды  питья и гостеприимства в исламе Хусейн Шовхалов

Хусейн Шовхалов

Тип: электронная книга

Жанр: Религии, верования, культы

Язык: на русском языке

Стоимость: 200.00 ₽

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 26.03.2025

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: В этой книге очень чётко описываются манеры поведения и этикета, которые необходимы при приёме пищи, питья. Этикет гостеприимства.