Стратегия успеха малой церкви, или Как гореть и не сгорать
Дмитрий Вениаминович Наприенко
"Книга представляет собой уникальное для протестантского контекста исследование причин выгорания служителей небольших евангельских общин и предлагает пример стратегии для профилактики подобного явления. Несомненным достоинством книги является то, что автор имеет многолетний стаж пасторского служения в маленькой церкви и предлагает читателям не теоретические размышления, а практические советы, проверенные на собственном опыте. Он также делится многочисленными примерами из реальной жизни, с которыми обязательно столкнётся каждый служитель в небольшой общине в среде русских протестантов в России. Книга написана живым, разговорным языком и будет полезна многим служителям, чьё призвание состоит в верном служении небольшим группам верующих как в больших городах, так в сельской местности" (В. А. Аликин, доцент, проректор по научной работе СПбХУ).
Дмитрий Наприенко
Стратегия успеха малой церкви, или Как гореть и не сгорать
Книга «Стратегия успеха малой церкви или как гореть и не сгорать» представляет собой уникальное для протестантского контекста исследование причин выгорания служителей небольших евангельских общин и предлагает пример стратегии для профилактики подобного явления.
Несомненным достоинством книги является то, что автор имеет многолетний стаж пасторского служения в маленькой церкви и предлагает читателям не теоретические размышления, а практические советы, проверенные на собственном опыте. Он также делится многочисленными примерами из реальной жизни, с которыми обязательно столкнётся каждый служитель в небольшой общине в среде русских протестантов в России. Книга написана живым, разговорным языком и будет полезна многим служителям, чьё призвание состоит в верном служении небольшим группам верующих как в больших городах, так в сельской местности.
В. А. Аликин (г. Санкт – Петербург),
PhD по теологии, доцент, проректор по научной работе СПбХУ
Церкви бывают многочисленными и бывают малочисленными. Но все они одинаково ценны пред Богом! Каждая душа, каждый младенец или старик находится в замысле Божьем. И роль пастора церкви, помочь исполнить это предназначение, состояться в призвании. Каждый пастор согласится с тем, что наибольшие трудности в процессе служения это ежедневная рутинная работа.
Книга «Стратегия успеха малой церкви или как гореть и не сгорать» старается помочь читателю продолжать труд не взирая на вызовы, которые постоянно сопровождают пастырский труд. Книга написана с учетом потребностей многих миссионеров и служителей в поселках и городах. Автор полагает, что она сослужит хорошую службу всем, кто желает разобраться в причинах стрессов, усталости, выгорания по причине малочисленности общины.
В книге представлен современный подход к служению. Она написана языком, принятым сегодня в богословской среде евангельского движения и остается верной традиционным ценностям. Читатель сможет обновить либо расширить свои познания в области пасторской компетентности.
Я советую каждому пастору ознакомится с этой работой, что бы успешно продолжать ежедневный процесс служения людям и Господу. Церковь – это место, где человек обязательно должен получать исцеление души! Эта книга поможет не только пасторам, но и всем остальным членам церкви в понимании этой истины.
А. А. Хорощенко (г. Новокузнецк),
Магистр практического богословия.
Епископ Западно – Сибирского объединения РЦ ХВЕП.
В своей книге «Стратегия успеха малой церкви или как гореть и не сгорать», Дмитрий Вениаминович затрагивает ряд вопросов, которые актуальны в любое время. Несомненно, автор делится своим личным опытом долголетнего пасторского служения, открывает проблему стресса и выгорания пастора, как малой, так и большой церкви. Ценность этой книги, заключается в практических советах, которые понятны и доступны читателю. Они будут полезны, как начинающим пасторам, миссионерам, так и опытным служителям, которые сами сталкивались со многими трудностями, описанными в данном труде. Рекомендую так же почитать эту работу прихожанам церкви, что поможет больше понять своего пастора, узнать с какими вызовами и трудностями он сталкивается, что может принести свежесть во взаимоотношениях. Возникает вопрос: «Почему мне не попалась подобная книга раньше?» Возможно, многие трудности и стрессы мне бы удалось избежать. Мысли автора вдохновляют не опускать рук, и продолжать дело Господне.
Е. В. Курячий (г. Таштагол.),
пастор церкви «Возрождение»
В реальной жизни количество малых церквей значительно превышает количество больших. Но при этом найти материалы о служении в малой церкви довольно сложно. Книга «Стратегия успеха малой церкви или как гореть и не сгорать» призвана исправить эту ситуацию.
Труд Дмитрия Вениаминовича Наприенко – это не сухой учебник с теоретическим, отдаленным от жизни размышлением на тему, как все должно быть в идеальном мире, а, скорее, попытка поделиться своим опытом служения в малой церкви, который, несомненно, впитал в себя и сторонний опыт. На мой взгляд, такой подход делает его книгу весьма ценной.
В чем же автор видит стратегию успеха в малой церкви? Прежде всего в плодотворном, гармоничном и долгосрочном служение пастора. «…Ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Матф. 26:31) – эти слова Спасителя актуальны и по сей день, так как во многом жизнь каждой церкви определяется пасторским служением.
Что же зачастую мешает достижению этой цели? По мнению автора, это – выгорание. И я с ним согласен. Причинами выгорания могут стать стресс, немудрое отношение к себе, к нуждам своей семьи, непонимание, как использовать ограниченные ресурсы в служении и многое другое, о чем подробно говорится в книге. Собственно, предложенная автором стратегия является набором рекомендаций по предотвращению и профилактике выгорания. С какими-то идеями Дмитрия Вениаминовича можно согласиться, какие-то – оспорить, но он делится своим пониманием и не претендует на исключительность. Главное – это мотив автора, его любовь к Церкви, желание послужить братьям и сестрам.
Книга также помогает развенчать мифы о пасторском служении, объективно посмотреть на служение в малой церкви, увидеть внутренние и внешние вызовы и дает стратегию, как с ними справляться.
С большим удовольствием прочел книгу, нашел много полезного для себя, за что весьма благодарен Господу нашему Иисусу Христу, ибо сподобил пастора Дмитрия на сей непростой труд.
Шаламов О. Г. (Томск),
Пастор малой церкви,
Магистр практического богословия (СПЕБА, РФ),
Master of Arts in Theology (B. H. Carroll Theological Institute, US).
От автора: Выражаю благодарность моим братьям во Христе, кто, так или иначе, способствовали написанию книги. Особенно Валерию Аликину и Олегу Шаламову за помощь в редактировании этой работы. Самая большая благодарность моей жене Оксане, много лет поддерживающей меня в служении пастора и разделившей все трудности и радости служения в малой церкви.
Введение
Труд пастора сложно переоценить, поскольку от него зависит множество аспектов деятельности церкви и прихожан. Человек, принявший на себя подобную ответственность, заслуживает особой поддержки и уважения. Эта книга немного приоткроет тайну пасторского сердца и для простых христиан, показав ценность пасторского служения, и поставит его на должный уровень.
Важность и актуальность книги о пасторстве в малой церкви обусловлена простой необходимостью помочь служителю эффективно совершать свое призвание, а также оснастить пастора хотя бы самым необходимым инструментом для его «ремесла».
Но на данный момент в российском сегменте литературы данный вопрос практический не освещен. Хотя в западной литературе есть исследования и работы о выгорании пастора малой церкви, они не переведены на русский язык и носят преобладающий характер статистического исследования с отдельными рекомендациями по выработке управления выгоранием. Учитывая опыт пастырей небольших церквей и свой собственный, хочется заполнить данный пробел, предложив не сложную, но практичную стратегию для служения в малой церкви.
В централизованной религиозной организации «Церковь христиан веры евангельской пятидесятников Кемеровской области-Кузбасса», куда входит и наша церковь, насчитывается около 50 официально зарегистрированных церквей. Среди них выделяются 2 крупные церкви с численностью более 300 человек, 5 церквей средней величины, где присутствует от 150 до 300 человек, а также около 8 церквей с численностью свыше 50 человек. Остальные 35 церквей можно отнести к категории небольших, где присутствует менее 50 человек. Это составляет больше половины от общего числа, а точнее 70 %. Полагаем, ситуация в других регионах и в целом по стране с некоторыми отклонениями в процентном соотношении будет схожей. Что, несомненно, говорит о необходимости уделить внимание пасторам небольших общин.
Данная книга не учит пастора, как надо молиться или читать Библию, и даже не затрагивает тему духовного роста, так как об этом уже много написано. Она дает практические советы и предлагает решения, минимизирующие риск ошибочных действий в контексте служения в небольшой церкви. Ошибки – неотъемлемая часть опыта, но они не должны быть повторяющимися. Поговорка о том, что умные люди учатся на чужих ошибках, а глупые на своих, неверна. Глупые не учатся ни на каких ошибках, а умные на всем, но лучше всего на своих.
В современной культуре потребления, при которой успех в большинстве случаев оценивается количественной численностью общины, финансовыми показателями, уровнем влияния и уважения, пастору малой церкви приходится бороться с ощущением малозначительности из-за небольшого числа членов церкви и постоянно ограниченных людских и материальных ресурсов.
Малая церковь в современных реалиях фактически вовлечена в конкурентную борьбу с окружающими ее общинами и часто проигрывает более многочисленным церквям. В такой ситуации аутсайдера, если она длится годами, пастор может потерять интерес к развитию церкви и выполнять лишь минимум необходимых действий для поддержания существования церкви. Чего хотелось бы избежать.
Даже при обладании высоким интеллектом, образованием и многолетним опытом служения пастор малой общины будет часто встречать снисходительное отношение со стороны служителей крупных церквей, которые смотрят на него в свете небольшого размера его общины. Даже среди обычных прихожан больших церквей можно заметить подобную пренебрежительность. Это является необходимым испытанием, которое служителю небольшой церкви, вероятнее всего, придется пройти. Кроме того, небольшая община страдает от недостатка служителей, поэтому если пастор желает поддерживать высокий уровень служения, то ему придется быть своего рода «универсальным солдатом», по крайней мере, в ближайшие годы. Важно отметить, что финансовые ресурсы малой церкви тоже ограничены, и пастору не всегда удается реализовать все свои амбициозные планы. Более того, такая ситуация в служении может продолжаться в течение длительного времени, возможно, даже десятилетия.
Практика показывает, что, несмотря на колоссальный фокус на вещах духовного порядка (вера, надежда на помощь свыше и т. п.), пастор не защищен от продолжительных стрессов, уныния и разочарования. Пасторство в малой церкви не путешествие на комфортабельном лайнере, а скорее самостоятельное плавание на маленьком корабле в открытом море, которое поджидают рифы, штормы и прочие внутренние и внешние вызовы, а пастор является одновременно капитаном, штурманом, поваром и матросом. Подобная стрессовая ситуация может быть продолжительной, и если ничего не предпринимать, то кораблекрушения могут избежать немногие. А люди на этом судне так и останутся капризными пассажирами.
Важно, чтобы церковное сообщество осознавало трудности, с которыми сталкиваются пасторы маленьких церквей, и разработало практические шаги и стратегию по профилактике и оказанию помощи пастору небольшой общины.
Исходя из собственного опыта и общения с пасторами малых церквей, были выбраны наиболее важные вопросы, которые следует рассмотреть в контексте данной книги.
Стратегия успеха пастора малой церкви заключается:
1) в преодолении внутренних проблем в вопросе личного непонимания своих возможностей в физическом, эмоциональном и духовном плане.
2) правильной реакции на внешние вызовы, с которыми приходиться сталкиваться пастору.
3) построении гармоничного служения и личности пастора в контексте малой церкви.
Почему именно стратегия? Потому что стратегия не подразумевает четкого плана или методики, а лишь определяет цель достижения в долгосрочной перспективе с учетом временных изменений.
Мне бы хотелось, чтобы эта книга помогла пасторам обрести радость и удовлетворение в своем служении, а также способствовала процветанию и здоровому развитию церкви. Кроме того, хочется помочь начинающим пасторам заложить прочный фундамент для их дальнейшего служения.
Глава 1. Внутренние проблемы в служении пастора малой церкви
Под внутренними проблемами понимаются те, что приводят к стрессу, который может проявиться на физическом, эмоциональном и духовном уровне. Причинами внутренних проблем являются:
1) отсутствие понимания необходимости сбалансированного времени служения и отдыха,
2) излишняя эмоциональная вовлеченность,
3) проявление духовной и нравственной незрелости.
Эти причины ведут к подрыву стрессоустойчивости и при затяжном характере, если с этим ничего не делать, неизбежно приведут к эмоциональному выгоранию пастора.
Эмоциональное выгорание – это проблема современного общества, связанная с постоянной усталостью и эмоциональным истощением в результате длительного стресса на работе или в личной жизни. Выгорание может привести к негативным последствиям для физического или психического здоровья, а также значительно ухудшить качество жизни. В основном является следствием длительного переживания стресса без возможности отдыха и восстановления или неудовлетворенности в жизни или работе.
Физическая усталость или стресс
Пасторы ввиду своей деятельности нередко встречаются со стрессами, усталостью и переживаниями. Но большинство из них можно избежать, пока они не причинили вред физическому или эмоциональному здоровью, так как часто причиной тому является неопытность и незнание.
Физический стресс – это «реакция организма, выраженная резкими сдвигами физиологических функций, вызванная действиями на организм стрессоров, не связанных с каким-либо эмоциональным переживанием»[1 - Речкалов А.В., Пшеничникова О.Л. Спортивная эндокринология: учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. С. 34.]. В данном контексте мы имеем в виду стресс, связанный с вопросами неправильного управления своим временем.
Помимо отсутствия или дефицита необходимых ресурсов и персонала для поддержки пасторского служения, работа в маленькой церкви может иметь интенсивный характер. Пасторы имеют широкий спектр обязанностей – от проповедования и пасторского сопровождения до административной работы и управления финансами. Это может приводить к перегрузке и утомлению, особенно если пастор не имеет достаточного опыта или подготовки для выполнения этих задач.
Физические стрессы пастора малой церкви часто игнорируются в пользу эмоционального удовлетворения и достижения духовных аспектов служения. Однако высокие требования к пасторам – всегда быть доступными и готовыми помочь прихожанам – приводят к физическому стрессу. Физическое утомление может стать одной из основных проблем пасторов малых церквей. Они заняты множеством задач и не имеют помощников, поэтому часто работают дополнительно и не успевают отдохнуть. Постоянное давление может привести к хронической усталости и другим физическим проблемам. Факторы, связанные со служением в малой церкви, могут привести к серьезным последствиям для здоровья. Усталость может вызывать проблемы со сном, головные боли, повышенное давление и т. п.[2 - Эш Кристофер. Рвение без выгорания. Как научиться приносить себя в живую жертву. Электронный ресурс. URL: https://equalibra.org/read/#3334/7/2.6 (дата обращения: 22.10.2023).]
Физическая вовлеченность практически во все сферы церковной жизни на первых порах может показаться пастору вполне приемлемой формой служения и даже доставлять некоторое удовлетворение от осознания собственной значимости и даже незаменимости. Высокая загруженность и темп служения, возможно, и необходимы в какое-то время, но они не могут продолжаться годами. Даже если пастор не осознает границы своих физических возможностей, со временем его организм сам укажет ему на эти границы. Возможно, иногда кратковременный стресс может оказать положительное влияние на организм, но затянувшийся стресс окажет скорее негативное влияние на здоровье и точно не будет полезным ни пастору, ни его церкви.
Пасторы играют критическую роль в жизни церкви и ее прихожан. Они не только занимаются духовной поддержкой, но также руководят организацией различных мероприятий, проводят службы, обучают библейским духовным истинам и помогают людям в различных жизненных ситуациях. Однако работа пастора может быть чрезвычайно трудной, особенно если он ответственен за малую церковь. Небольшие церкви часто имеют ограниченные ресурсы, что создает дополнительное давление на пасторов[3 - Бентон Джон. Большая мечта для маленькой церкви. Как выжить и преуспевать небольшой общине. Электронный ресурс. URL: https://equalibra.org/read/#1411/3/60 (дата обращения: 20.10.2023).]. Они должны выполнять широкий спектр обязанностей без должной поддержки или возможности делегировать задачи другим. В результате они сталкиваются с риском физического и эмоционального изнурения, которое проистекает из постоянного рабочего стресса.
В отличие от пасторов больших церквей, у которых есть штат сотрудников и ресурсы для поддержки, пасторы малых церквей зачастую сталкиваются с особыми вызовами. Небольшая церковь может иметь ограниченный бюджет, что означает, что пастору приходится не только служить духовным наставником, но и заниматься административной работой. Это может привести к перегрузке и постоянному чувству нехватки времени. Такие пасторы также часто испытывают давление со стороны сообщества и страх провала в своем служении.
В маленькой церкви пастор может быть единственным духовным лидером, что означает:
1) Отсутствие поддержки и разделения ответственности.
2) Отсутствие возможности делегировать некоторые виды церковной деятельности или обратиться за помощью, что может привести к чувству изоляции.
3) Сталкиваются с высокими ожиданиями со стороны прихожан, несмотря на ограниченные ресурсы и возможности.
4) Пасторы могут испытывать чувство беспомощности и одиночества в своем служении.
5) В отличие от больших церквей, где есть команда помощников и сотрудников, пасторы маленьких церквей часто вынуждены выполнять большую часть работы самостоятельно. Это может вызывать перегрузку и ощущение невозможности удовлетворить потребности всех прихожан.
Последствия для таких пасторов способствуют снижению эффективности в служении и связанному с этим ухудшению отношений с прихожанами. Это, в свою очередь, может привести к утрате доверия и подрыву авторитета пастора.
За исключением объективной необходимости, большая степень вовлеченности и участия в церковной жизни является решением самого пастора, желающего достигнуть быстрого успеха, и может иметь неправильные мотивы, ведущие к затяжному физическому стрессу, а следовательно, и к выгоранию. Среди этих мотивов можно выделить:
• гиперустремленность,
• повышенное чувство ответственности,
• энтузиазм и личные мотивы.
В книге «Выгорание в служении» Джон Сэнфорд рекомендует пасторам подумать о своей работе как о «бегуне на длинные дистанции, который не может израсходовать свои силы, пробегая первую часть дистанции в темпе, который он не может выдержать дальше». Современное служение требует от пастора больше усилий, чем когда бы то ни было, но оно должно быть управляемым и сбалансированным[4 - Нел Аннес. Выгорание и духовность. Курс лекций. Санкт-Петербургский Христианский Университет, 2023. Нел Аннес цитирует Sanford John A. Ministry Burnout. Louisville: Westminster John Knox Press, 1992.].
Гиперустремленность как волевое решение больше трудиться может создавать ложное ощущение быстрого результата в служении при повышенной интенсивности. Современное общество делает акцент на достижении быстрого успеха, который измеряется количеством, объемом, уровнем власти и влияния. И церковь, находясь в этой глобальной среде, не может не испытывать влияние современного мира, характеризующегося культурой потребления. Огромное количество семинаров и тренингов, обучающих тому, как стать успешным и богатым при приложении каких-то определенных усилий и знаний, вызывают ложное ощущение успешной целеустремленности, которое, проникая в церковную среду, оказывает негативное влияние на нее, и тем более на пастора небольшой общины, потому что кто, как не он, имея ограниченные ресурсы, заинтересован в успехе своего служения?
Гиперустремленность может быть приемлемой стратегией только на короткие дистанции для достижения необходимых промежуточных целей, таких как покупка или постройка здания для церкви или реализация краткосрочной программы, при которой важна временная недолгая концентрация воли и усилий. При других условиях она может сыграть злую шутку. Так как повседневная жизнь и развитие малой церкви – это марафонский забег, при котором важно распределить силы на всю дистанцию.
Это означает, что, помимо церковного служения, у пастора должно быть время на свою семью, отдых, развлечения и заботу о своем здоровье. Здесь поможет грамотное планирование времени. Также важно прививать уважение прихожан к свободному времени пастора. Это не значит, что при серьезной ситуации люди будут бояться его потревожить, но менее важные вопросы всегда можно решить в соответствующее время.
Чувство ответственности само по себе – хорошая черта, без которой невозможно представить Божьего служителя, но чувство, при котором пастор считает себя ответственным буквально за все, что происходит в церкви и с ее членами, может превратить его жизнь в полный кошмар, наполненный бессмысленной активностью и переживаниями.
В какой-то степени это вопрос недоверия к людям и Богу, а также проблема перфекционизма, при которой пастор стремится к идеалу даже в мелочах. Этот вопрос является очень важным в плане опасности на пути к эмоциональному выгоранию[5 - Эмоциональное выгорание – это проблема современного общества, связанная с постоянной усталостью и эмоциональным истощением в результате длительного стресса на работе и/или в личной жизни. Выгорание может привести к негативным последствиям для физического и/или психического здоровья, а также значительно ухудшить качество жизни.]; если его не решить, то чувство повышенной ответственности будет требовать от пастора все большей физической вовлеченности во все дела церкви и людей.
Важно понимать, что такое отношение может навредить не только пастору, но и прихожанам, создавая повышенную требовательность у пастора не только к себе, но и к людям. Это создаст ненужное напряжение во взаимоотношениях между членами церкви и отобьет желание что-либо делать в общине, тем самым еще больше усугубляя проблему.
Пастору следует знать, что нет идеальных людей; каждый человек проявляет себя в церкви в меру своей духовности, опыта или квалификации. Нужно позволять людям иногда допускать небольшие ошибки и быть терпимым к ним. Не страшно делать ошибки. Главное – их не повторять. И если кто-то в церкви криво прикрутил вешалку, не стоит указывать человеку на его некомпетентность. Скорее всего, кто-то в церкви скажет человеку об этом, но если служитель еще и заступится за такого члена общины, то приобретет себе верного помощника в хозяйственной деятельности.
Если не привлекать людей и не позволять им что-то делать в церкви из-за опасения, что работа не будет выполнена на высоком уровне, пастор рискует оказаться надолго перегруженным работой. Такой подход будет сильно сдерживать рост церкви, препятствуя участию и развитию ответственности прихожан.
Делегирование определенных видов деятельности в церкви позволит пастору освободиться от чрезмерной загруженности и даст хороший старт в развитии полноценной команды служителей.
Энтузиазм как эмоциональное действие считается положительным качеством человека и определяется как сильное воодушевление, увлечение, восхищение с последующими действиями под их влиянием для достижения определенных целей. Высокий уровень мотивации и эмоционального подъема ведет пастора к большой трате сил на достижение успеха в служении. В отличие от гиперустремленности, энтузиазм основан на нереалистичных ожиданиях и эмоциональном возбуждении[6 - Нел Аннес. Выгорание и духовность. Курс лекций. Санкт-Петербургский Христианский Университет, 2023.]. Вследствие этого формируется пренебрежительное отношение к разумному распределению ресурсов, таких как время, собственные силы, финансовые возможности. Учитывая тот факт, что энтузиазм основан на эмоциональном подъеме, целенаправленность действий находится в зоне риска ввиду нестабильной эмоциональности человека и не может иметь долгосрочный характер. В служении пастора малой церкви энтузиазм может оказать положительное влияние только в рамках краткосрочных программ или мероприятий, таких как проведение праздника или евангелизации; при этом важно оставаться в рамках имеющихся ресурсов. Пренебрежение опасностью энтузиазма в долгосрочных планах неизбежно приведет к стрессу с последующим выгоранием.
Современная психология рассматривает энтузиазм как часть возможной модели выгорания. Энтузиазм рассматривается в исследованиях Эдельвича и Бродского, которые определили четыре фазы, приводящие к выгоранию в профессиях, связанных с помощью людям.
Фаза энтузиазма, или «воодушевление»: на этой стадии человек очень ценит свою работу, активно вступает в личностный контакт с клиентами, энергично работает и ожидает успеха в работе со всеми без исключения.
Вторая фаза характеризуется потерей интереса к работе. Она уже не воспринимается как привлекательная. Ощущение жесткой конфронтации с реальностью и застоя рассматривается в качестве признаков неудовлетворенности экзистенциальных потребностей, таких как иметь больше свободного времени, праздников, больше общаться с друзьями.
Третья фаза, или «фрустрация», характеризуется деструктивной энергией: осознанным отказом от выполнения задания, капитуляцией перед реальностью, «чахлой» активностью, наличием мыслей типа «я ничего не могу здесь сделать» и сомнений типа «можно ли вообще здесь чем-нибудь помочь?».
Четвертая фаза, или «апатия», характеризуется моральным и этическим равнодушием, цинизмом, формальным выполнением задач, непрекращающейся фрустрацией в работе, избеганием непосредственных контактов с клиентами. На этой стадии необходима помощь со стороны[7 - Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. М.: МЕДпресс-информ, 2014. С. 17.].
Опасность выгорания вследствие энтузиазма заключается в характеризующем его эмоциональном подъеме, мешающем прагматично организовать сбалансированный подход к пасторскому служению. Бескорыстная увлеченность, влекущая пастора к максимальной концентрации своих ресурсов, приведет к истощению физических и эмоциональных сил ввиду того, что пасторское служение в большей степени не подразумевает быстрый результат практически ни в одной из его составляющих. Служитель, находящийся в состоянии энтузиазма, скорее всего, не сможет самостоятельно определить опасность собственного положения.
Поэтому важно, чтобы помощь могла прийти со стороны опытных служителей или зрелых прихожан в виде рекомендаций по корректной организации пасторской деятельности и личной жизни. Это продлит воодушевление служителя. Иначе ситуация приведет в лучшем случае к усталости и разочарованию.
Итоговой стратегией сохранения от физического стресса и усталости является частичное распределение ответственностей пастора на верных прихожан. Это смелое решение, потому что не все у людей будет получаться сразу и даже может показаться, что лучше все-таки делать самому. Но нужно набраться терпения и оказывать им помощь в служении по мере необходимости, и со временем такое решение значительно уменьшит нагрузку на пастора. Грамотное управление временем поможет сбалансированно распределить рабочую нагрузку. Церковная община должна быть готова увидеть и принять признаки усталости своего пастора и помочь ему в восстановлении сил, предоставив достаточное количество времени для отдыха. Для пастора нужно открыто говорить о своих эмоциях и стрессе с паствой, чтобы последствия крайней усталости служителя не свалились на них снежным комом.
Эмоциональный стресс
Эмоциональный стресс – это естественная реакция человека на те или иные раздражители (как внешние, так и внутренние), обусловленная в нашем случае психическими факторами. «Стресс бывает двух видов – положительный «эустресс», который повышает адаптационные возможности организма… и отрицательный «дистресс», оказывающий дестабилизирующее воздействие. Какой вид стресса возникнет у того или иного человека, зависит от таких параметров, как стрессоустойчивость и продолжительность стресса. Доминирование того или иного параметра зависит от множества факторов, среди которых выделяют состояние физического и психического здоровья, особенности личности, привычность реагирования на воздействия, состояние системы индивидуальной психологической защиты, наличие или отсутствие социальной поддержки»[8 - Эмоциональный стресс и его профилактика – ГБУЗ «ГП № 1 г. Новороссийска» МЗ КК.Электронный ресурс. URL: https://1poliklinika.ru/dlya-pacientov/meditsinskaya-profilaktika/38-stati/1024-emotsionalnyj-stress-i-ego-profilaktika (дата обращения: 02.11.2023).].
Хотя к стрессовой ситуации можно отнести любое эмоционально значимое воздействие, в том числе положительное, далее слово «стресс» будет применяться в негативном значении, исходя из этого «Стресс вызывает развитие множества заболеваний, таких как сердечнососудистые, язвенно-дистрофические, невротические, онкологические, иммунодефицитные»[9 - Там же.].
По Мельниковой М. Л. человеческий организм обладает ограниченными ресурсами по предупреждению стресса. Ссылаясь на результаты исследований Г. Селье, она также указывает на три стадии т. н. адаптационного синдрома. «Стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма <…>. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности <…>. Стадия резистентности (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов <…>. Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции защитных приспособительных механизмов борьбы организма, с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров»[10 - Мельникова М.Л. Психология стресса: Теория и практика. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: УрГПУ 2018. С. 14.].
В контексте пасторского служения в малой церкви важно понимать опасность чрезмерной эмоциональной вовлеченности служителя. Эмоциональная нагрузка является неотъемлемой частью каждого человека, работающего с людьми, и тем более пастора, чей труд полностью связан с людьми в пространстве межличностных отношений.
В своей работе пастор сталкивается с различными проблемами, связанными с управлением церковью, служением прихожанам и поддержкой духовного роста верующих. От него требуется не только служить словом Божьим, но и быть эффективным лидером для своей паствы.
Очень часто пастор малой церкви ощущает недостаток времени и ресурсов для того, чтобы построить качественные отношения со своими прихожанами. Малочисленность церкви не позволяет пастору игнорировать построение близких отношений, без которых плодотворное развитие церкви невозможно. Именно в этой области создается максимальное постоянное эмоциональное напряжение, при котором пастор должен научиться минимизировать свою эмоциональную вовлеченность или переживание стресса[11 - Коллинз Гари. Пособие по христианскому душепопечению. СПб.: Мирт, 2003. С. 15.].
Рассматривая отношения в церкви как один из источников стресса, можно проследить определенную градацию – от простого недопонимания до ничем не прикрытого конфликта. Причинами стресса могут быть перечисленные ниже факторы.
1) Прихожане церкви часто имеют осознанные или неосознанные ожидания от пастора, однако они не всегда соответствуют реальности или его возможностям. Это может вызывать разочарование у обеих сторон и создавать напряженность в отношениях. Исследователи определяют это как конфликт видений[12 - Frederick Thomas V., Dunbar Scott, Thail Yvonne. Burnout in Christian Perspective // Pastoral Psychology 2018, 67.2. P. 269.].
2) В свою очередь, обладание пастором властью может порождать некорректный подход к общению с членами церкви, что также вызывает дистанцирование и неудовлетворенность[13 - Фелауер Майк. Разоблачая духовные злоупотребления. Киев: Издательство Маранафа, 2002. С. 54.].
3) Ввиду малочисленности церкви пастор в значительной степени эмоционально вовлечен и соучаствует в жизни прихожан, что предполагает молитвенное сопровождение тяжело больных, смерть, разводы, переживание об отпавших или согрешающих христианах; пастор неизбежно столкнется с проблемами сплетен, духовной незрелости, конфликтов и т. п. Возникающий в подобных случаях вид эмоциональной усталости исследователи называют «усталостью от сострадания», или «вторичным травматическим стрессом»[14 - Frederick Thomas V., Dunbar Scott, Thail Yvonne. Burnout in Christian Perspective // Pastoral Psychology 2018, 67.2. P. 268.].
4) Ограниченность в человеческих ресурсах повышает ценность каждого активного члена церкви. Осознавая свою значимость или даже исключительность, такие люди могут потребовать к себе особого уважения или более снисходительного отношения к своим «слабостям», шантажируя пастора потерей всего служения, находящегося в сфере их ответственности.
5) В церкви могут быть люди, которые, считая себя более опытными и зрелыми христианами, будут пытаться оказывать на пастора сильное давление, навязывая свое видение в различных сферах служения, управления или даже его личной жизни, минуя стадию дружеского совета. Они могут сопротивляться любым решениям пастора кроме тех, которые сами навязывают. Как правило, такие люди имеют определенное влияние на некоторых прихожан и могут подрывать авторитет пастора, желая утвердить собственную значимость[15 - Яндиан Боб. Божье Слово к пасторам. Разумение и укрепление взаимоотношения между пастором и его паствой. СПб.: «Свет Христа», 1997. С. 197.]. В результате возникают ситуации, провоцирующие резкую критику действий пастора, обвинение его в некомпетентности и даже вредительстве. При этом такие люди могут попытаться вовлечь в свой круг влияния как можно больше членов церкви.
6) Может сложиться так, что пастор в силу ограниченности ресурсов терпит различные лишения, а люди, которым он посвятил свою жизнь, стали враждебно или с недоверием относиться к нему. В результате они проявляют безразличие к нему и его проблемам, несмотря на его пасторскую заботу и участие в деле назидания церкви.
Исходя из практики, это основные причины эмоционального стресса пастора. Поэтому важно принять ряд последующих советов, которые помогут менее болезненно это пережить.
Важно понимать, что пастор церкви занимает лидерскую и руководящую роль, при которой невозможно избежать оценочного суждения со стороны своих прихожан. Это справедливо для любого общества – как религиозного, так и нерелигиозного. Любого руководителя оценивают, зачастую предельно сурово. К этому нужно относиться как к объективной неизбежности. И конечно, к пастору как человеку, от которого ожидается особая форма правильного поведения, всегда будет предвзятое отношение. Пастор должен понимать, что он несовершенный человек, которому Бог доверил заботу о несовершенных людях. В связи с этим приобретение навыка прощать людей в церкви является очень важным. Прихожане даже не догадываются о том, что у пастора маленькой церкви может быть гораздо больше поводов к обиде на них, чем у них к нему. Без этой способности претензии и обиды выжгут пастора изнутри и разрушат его служение. А главное, состояние непрощения прервет отношения с Богом и лишит его возможности духовного обновления.
Библия говорит о необходимости прощать: «Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11:26). Но все-таки и на этой «жертве с горькими травами» есть своя «вишенка»: в церкви всегда будут люди, которые будут ценить пастора и его служение. Однако для пастора все равно важно научиться быть в эмоциональной безопасности.
Еще одним профилактическим действием является развитие навыков эффективного сопровождения паствы и умений решать сложные эмоциональные проблемы, с которыми верующие обращаются к пастору. Важно, чтобы пастор был готов к профессиональной деформации, то есть к изменениям в своей восприимчивости и адаптации к нуждам своих прихожан[16 - Робинсон Бет. В помощь пастырю. Основы христианского консультирования: Электронный ресурс. URL: https://equalibra.org/read/#2694/2/33.3 (дата обращения: 25.10.2023).].
В некоторых общинах принято исповедоваться священнику, и нередко прихожане делятся с пастырем шокирующими проблемами, которые могут душевно ранить его. Поэтому психологический подход в пасторском служении играет важную роль для обеспечения поддержки и помощи пастве в ее духовном и эмоциональном развитии[17 - Коллинз Гари. Пособие по христианскому душепопечению. СПб.: Мирт, 2003. С. 15.].
Умение абстрагироваться является не менее важным качеством для служения священника. Абстрагирование – психологический термин, производный от понятия «абстракция», которое означает отвлеченность и концептуальность, непривязанность к мгновенным земным реалиям. Абстрагироваться означает воспринимать ситуацию с позиции наблюдателя, ощущать себя вне события, без эмоциональной привязанности к происходящему. При этом пастору могут открыться новые грани, которые ранее оставались незамеченными. Проблема предстает в ином свете, что позволяет рассмотреть ее со всех сторон.
В результате происходит более ясное осознание причин возникновения проблемы и возможных путей ее решения. Способность к абстрагированию является весьма полезным навыком, не позволяющим внешним отвлекающим факторам помешать сосредоточиться на главном.
Личные переживания пастора во многом зависят от его индивидуальных черт. Постоянное эмоциональное напряжение, связанное с эмпатией к другим людям, может привести к стрессу и выгоранию. Поэтому в данном смысле абстрагирование заключается в развитии навыка концентрации на решении проблемы, а не только на личности человека. Врач не сможет предоставить квалифицированную помощь, если будет проявлять излишнюю эмоциональную привязанность к пациенту.
Гиперопека не является необходимой для верующего человека. Она лишает его самостоятельности, а служителя – эмоционального покоя. Сострадание должно проявляться через высококвалифицированную помощь. От пастора требуется не только сопереживание, но и грамотное душепопечение и эффективная молитва. Это не означает, что нужно стать хладнокровным профессионалом. Проявление любви всегда сопровождается эмоциями, но они не должны наносить вред и приводить к затяжному стрессу.
Хорошей поддержкой пастору станет практика поддерживать общение с другими служителями, особенно из схожего контекста. Это не только поспособствует обмену опытом, взаимной поддержке, выявлению и обсуждению схожих ситуаций, но также позволит поделиться своими проблемами, что, в свою очередь, поможет нивелировать негативные последствия стресса. Поддержание регулярного общения с другими пасторами малых церквей не только позволит делиться своими проблемами, но и поможет избавиться от чувства изолированности и одиночества (или хотя бы минимизировать его)[18 - Scott Greg and Lovel Rachel. The Rural Pastors Initiative: Addressing Isolation and Burnout in Rural Ministry // Pastoral Psychology 2015, 64. P. 74.].
Духовный стресс
Под духовным стрессом мы понимаем глубокое чувство подавленности в результате аморального поступка или некоего продолжающегося действия, нравственно несовместимого с христианскими ценностями, либо бездействия, причинившего вред или, как минимум, воспрепятствовавшего возникновению добрых плодов[19 - Яндиан Боб. Божье Слово к пасторам. Разумение и укрепление взаимоотношения между пастором и его паствой. СПб.: «Свет Христа», 1997. С. 52.].
Чтобы быть пастором, недостаточно быть профессионалом своего дела. Нравственная чистота является одним из основных принципов христианской веры. Пасторы малых церквей могут сталкиваться с уникальными вызовами и стрессами, связанными с поддержанием нравственной чистоты в своей жизни.
Неконтролируемый доступ к информации через интернет, недостаток времени на личную духовную жизнь, отсутствие возможности посещать мероприятия по данной тематике – факторы, которые могут способствовать возникновению у пастора духовного стресса и выгорания. Кроме того, отсутствие поддержки и изоляция от коллег могут усугубить эти проблемы. Пасторам небольших церквей приходится самостоятельно справляться со многими сложными ситуациями, личными искушениями и испытаниями.
Подвергаясь искушениям и давлению окружающего общества, пастор может испытывать тревогу и беспокойство относительно своей способности удержаться от соблазнов. Он должен быть примером для своих прихожан, что создает большое давление на его психику. Это может быть причиной духовных стрессов, которые могут оказывать негативное влияние на его здоровье и работу.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71785078?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Речкалов А.В., Пшеничникова О.Л. Спортивная эндокринология: учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. С. 34.
2
Эш Кристофер. Рвение без выгорания. Как научиться приносить себя в живую жертву. Электронный ресурс. URL: https://equalibra.org/read/#3334/7/2.6 (дата обращения: 22.10.2023).
3
Бентон Джон. Большая мечта для маленькой церкви. Как выжить и преуспевать небольшой общине. Электронный ресурс. URL: https://equalibra.org/read/#1411/3/60 (дата обращения: 20.10.2023).
4
Нел Аннес. Выгорание и духовность. Курс лекций. Санкт-Петербургский Христианский Университет, 2023. Нел Аннес цитирует Sanford John A. Ministry Burnout. Louisville: Westminster John Knox Press, 1992.
5
Эмоциональное выгорание – это проблема современного общества, связанная с постоянной усталостью и эмоциональным истощением в результате длительного стресса на работе и/или в личной жизни. Выгорание может привести к негативным последствиям для физического и/или психического здоровья, а также значительно ухудшить качество жизни.
6
Нел Аннес. Выгорание и духовность. Курс лекций. Санкт-Петербургский Христианский Университет, 2023.
7
Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. М.: МЕДпресс-информ, 2014. С. 17.
8
Эмоциональный стресс и его профилактика – ГБУЗ «ГП № 1 г. Новороссийска» МЗ КК.
Электронный ресурс. URL: https://1poliklinika.ru/dlya-pacientov/meditsinskaya-profilaktika/38-stati/1024-emotsionalnyj-stress-i-ego-profilaktika (дата обращения: 02.11.2023).
9
Там же.
10
Мельникова М.Л. Психология стресса: Теория и практика. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: УрГПУ 2018. С. 14.
11
Коллинз Гари. Пособие по христианскому душепопечению. СПб.: Мирт, 2003. С. 15.
12
Frederick Thomas V., Dunbar Scott, Thail Yvonne. Burnout in Christian Perspective // Pastoral Psychology 2018, 67.2. P. 269.
13
Фелауер Майк. Разоблачая духовные злоупотребления. Киев: Издательство Маранафа, 2002. С. 54.
14
Frederick Thomas V., Dunbar Scott, Thail Yvonne. Burnout in Christian Perspective // Pastoral Psychology 2018, 67.2. P. 268.
15
Яндиан Боб. Божье Слово к пасторам. Разумение и укрепление взаимоотношения между пастором и его паствой. СПб.: «Свет Христа», 1997. С. 197.
16
Робинсон Бет. В помощь пастырю. Основы христианского консультирования: Электронный ресурс. URL: https://equalibra.org/read/#2694/2/33.3 (дата обращения: 25.10.2023).
17
Коллинз Гари. Пособие по христианскому душепопечению. СПб.: Мирт, 2003. С. 15.
18
Scott Greg and Lovel Rachel. The Rural Pastors Initiative: Addressing Isolation and Burnout in Rural Ministry // Pastoral Psychology 2015, 64. P. 74.
19
Яндиан Боб. Божье Слово к пасторам. Разумение и укрепление взаимоотношения между пастором и его паствой. СПб.: «Свет Христа», 1997. С. 52.