Указания относительно формации, жизни и служения постоянных диаконов в Российской Федерации

Указания относительно формации, жизни и служения постоянных диаконов в Российской Федерации
Конференция католических епископов России
Пьетро Скалини
Documenta #4
Документ «Указания относительно формации, жизни и служения постоянных диаконов в Российской Федерации» является нормативным для подготовки кандидатов в постоянный диаконат и для служения постоянных диаконов на территории Российской Федерации. В нем представлены исторические и богословские аспекты диаконского служения, а также канонические и пастырские нормы и основные черты духовности диаконата.
Возрастные ограничения не указаны
залит изд. a4-pdf

Указания относительно формации, жизни и служения постоянных диаконов в Российской Федерации

© Конференция католических епископов России
© Католическая высшая духовная семинария «Мария – Царица Апостолов»

Вступление

В 2017 г. в России впервые началась подготовка кандидатов в постоянные диаконы. Получив окончательное одобрение Конгрегации по делам духовенства (№ 2017 2115 от 30 мая 2017 г.), Конференция католических епископов России поручила Высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов» в Санкт-Петербурге непосредственно заниматься работой с кандидатами в диаконы для наших приходов и общин. Несмотря на то, что прошло уже больше пятидесяти лет с того времени, когда Второй Ватиканский Собор восстановил институт постоянного диаконата, наша поместная Церковь познакомилась с ним относительно недавно.
Кто такой диакон и какова его роль в Католической Церкви? Сущность диаконата – служение, не просто социальное служение, а служение по образу Христа, присутствующего особым образом в бедных, в нищих, всеми забытых людях. Поэтому для того, чтобы понять роль диакона в Церкви, необходимо обратить взгляд на Личность Иисуса Христа и на Его служение. Иисус говорит о Себе, что Он посреди нас как служащий (ср. Лк 22, 27) и что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10, 45). Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет, что Иисус Христос, «будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8, 9), давая ясно понять, что это «уничижение» (Фил 2, 7) и составляет Его служение. Поэтому понятно, что для того, чтобы осуществлять призвание к диаконскому служению подлинным образом, необходимо поистине вживаться в Иисуса Христа, Который пришел служить бедным, искать бедных, сопровождать человека в его нуждах и потребностях.
Диакон должен быть также «учителем», поскольку он провозглашает Слово Божие и предлагает его верующим, должен быть тем, кто освящает Народ Божий, поскольку преподает таинства, и быть «лидером» общины, поскольку он призван воодушевлять ее. Однако диакон не является «временно исполняющим обязанности» священника!
В чем заключается особенность служения постоянных диаконов в наших общинах? В нашей Конференции епископов мы приняли решение, что постоянные диаконы должны быть женатыми. Каким образом соединяются таинство Брака и таинство Рукоположения, ведь диаконы, в том числе постоянные, для своего служения поставлены епископом через возложение рук? Как сочетаются супружество, семья и диаконат?
В браке супруги становятся друг для друга реальным и действенным знаком присутствия Христа. Семейная жизнь отражает отношения между Христом и Церковью, дарование Христом Самого Себя Церкви. Поэтому семейная жизнь – это образ отношений между Христом, отдающим Свою жизнь, и Невестой, которая полностью отдает себя Жениху.
Таинство Рукоположения в свою очередь продолжает и углубляет благодать, полученную диаконом в Крещении. Постоянный диаконат – это призвание, данное одному человеку (ведь диаконом становится муж, а не вся семья), – стать служителем общения Церкви.
В этом смысле женатый диакон в Церкви призывает всех к той диаконии, к такому служению, которым в Церкви призваны жить все. А своей жизнью в браке он призывает всех к единству Церкви, к единству разных харизм и призваний в едином Теле Церкви. В этом смысле брак – великая школа единства и церковного служения. И наши общины особенно нуждаются в том, чтобы возрастать в единстве, существующем во Христе как богатство разных даров и призваний, которые все служат росту единого Тела Христова.
Важным измерением призвания постоянного диакона является также труд, работа. Чаще всего в наших условиях речь будет идти о светской работе, потому что только в очень редких случаях Церковь будет в состоянии принять диакона на работу. Все это необходимо рассматривать как возможность свидетельства в миру, как особую благодать, данную именно этому призванию. Диакон, как и всякий христианин, призван преображать сотворенную реальность согласно замыслу Творца. Кроме того, работа связывает диакона с окружающей его общественной средой в городе или районе, где он живет и работает.
Постоянный диаконат является также драгоценным ресурсом для евангелизации и для общения ради устроения единого Тела Христова, Церкви. Единство общения верующих – это, прежде всего, дар благодати, полученной в Крещении и постоянно питаемой Евхаристией, осуществляющей единство во Христе. Христос связал общение, которым соединены в Нем Его ученики, с продолжением Своего присутствия в истории (ср. Ин 13, 35), которое осуществляется в том числе через диаконов.
Присутствие постоянных диаконов в нашей поместной Церкви покажет в будущем, какие трудности и радости принесет это призвание. Выражаю надежду, что данный документ, являющийся нормативным для института постоянных диаконов в России, послужит более глубокому осознанию важности этого служения в Церкви и поможет постоянным диаконам в его осуществлении на благо всех верующих.

Москва, 13 мая 2019 г. Архиепископ Павел Пецци

Список сокращений
ККП Кодекс канонического права
ККЦКатехизис Католической Церкви

AA Apostolicam actuositatem – Второй Ватиканский Собор. Декрет об апостольстве мирян
AAS Acta Apostolicae Sedis
Ad pasc.Ad pascendi – Павел VI. Апостольское послание, содержащее некоторые нормы, касающиеся чина диаконов (15 августа 1972) // AAS. 1972. Vol. 64. P. 534–540.
AG Ad gentes – Второй Ватиканский Собор. Декрет о миссионерской деятельности
CCL Corpus Christianorum Latinorum
CD Christus Dominus – Второй Ватиканский Собор. Декрет о пастырском служении епископов в Церкви
COeD Conciliorum Oecumenicorum Decreta. Bologna: EDB, 1991.
CSCO Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium
DCeIDichiarazione Congiunta e Introduzione – Congregazione per l’Educazione Cattolica, Congregazione per il Clero (22 февраля 1998)
DMDPDirettorio per il ministero e la vita dei diaconi permanenti – Congregazione per il Clero (22 февраля 1998)
DV Dei Verbum – Второй Ватиканский Собор. Догматическая конституция о Божественном Откровении
Eccl. sanct.Ecclesiae sanctae – Павел VI. Апостольское послание Ecclesiae Sanctae (6 августа 1966) // AAS. 1966. Vol. 58. P. 757–787.
FC Familiaris consortio – Иоанн Павел II. Апостольское постсинодальное увещевание о роли христианской семьи в современном мире (22 ноября 1981) // AAS. 1982. Vol. 74. P. 81–191.
GS Gaudium et spes – Второй Ватиканский Собор. Пастырская конституция о Церкви в современном мире
LG Lumen gentium – Второй Ватиканский Собор. Догматическая конституция о Церкви
Min. quaed.Ministeria quaedam – Павел VI. Апостольское послание Ministeria quaedam (15 августа 1972) // AAS. 1972. Vol. 64. P. 529–534.
NFNorme fondamentali per la formazione dei diaconi permanenti – Congregazione per l’Educazione cattolica (22 февраля 1998)
OE Orientalium Ecclesiarum – Второй Ватиканский Собор. Декрет о восточных Церквах
OT Optatam totius – Второй Ватиканский Собор. Декрет о подготовке к священству
PDVPastores dabo vobis – Иоанн Павел II. Апостольское постсинодальное послание о воспитании и подготовке пресвитеров в современных условиях (25 марта 1992) // AAS. 1992. Vol. 84. P. 654–807.
PL Patrologiae Cursus completes, Series Latina
PO Presbyterorum ordinis – Второй Ватиканский Собор. Декрет о служении и жизни священников
RH Redemptor hominis – Иоанн Павел II. Энциклика «Искупитель человека» (4 марта 1979) // AAS. 1979. Vol. 71. P. 253–324.
SC Sacrosanctum Concilium – Второй Ватиканский Собор. Конституция о священной Литургии
SDO Sacrum diaconatus ordinem – Павел VI. Апостольское послание об общих нормах для восстановления постоянного диаконата в латинской Церкви (18 июня 1967) // AAS. 1967. Vol. 59. P. 697–704.

Введение
1. Документ «Указания относительно формации, жизни и служения постоянных диаконов в Российской Федерации» публикуется Конференцией католических епископов латинского обряда России для должной подготовки аспирантов к постоянному диаконату. Он составлен в соответствии с учением Второго Ватиканского Собора, послесоборного Учительства Церкви, нормами канонического права, направлениями Катехизиса Католической Церкви, а также «Основных норм формации постоянных диаконов» Конгрегации католического образования и «Руководства для служения и жизни постоянных диаконов» Конгрегации по делам духовенства, а также с положениями Motu Proprio Omnium in mentem Бенедикта XVI[1 - В тексте использованы обширные цитаты из вышеупомянутых документов. Ссылки на них указаны в квадратных скобках. Там, где цитируется один или больше пунктов целиком, ссылка приводится в начале, рядом с подзаголовком. Если цитируется только часть текста, ссылка приводится в конце цитаты.].

2. Нормы документа должны соблюдаться во всех епархиях Католической Церкви латинского обряда в России, однако возможные специфические изменения должны определяться правящими епископами в форме собственных Регламентов. Указания, здесь содержащиеся, касаются постоянных диаконов секулярного духовенства, однако многие из них, учитывая необходимые изменения, имеют отношение к постоянным диаконам, принадлежащим к какому-то институту посвященной жизни или обществу апостольской жизни.

3. Документ «Указания относительно формации, жизни и служения постоянных диаконов в Российской Федерации» затрагивает все основные аспекты человеческой, духовной, интеллектуальной и пастырской формации постоянных диаконов, стараясь скоординировать их таким образом, чтобы диакон действительно оказался подготовлен к условиям современной жизни, в которых он будет призван осуществлять свое служение.

4. Сохраняя единство и образ постоянного диаконата, в то же время документ дает необходимые ориентиры, как адаптировать формацию к тому культурному и социальному контексту, в котором наша Церковь живет и свидетельствует о христианской вере, надежде и любви.

I
Исторические заметки

1. Рукоположенное служение [DCeI, 1]
5. «Чтобы пасти и всегда приумножать Народ Божий, Христос Господь установил в Своей Церкви различные служения, направленные на благо всего Тела. Ведь служители, обладающие "священной властью" [sacra potestas], служат своим братьям, чтобы все те, кто принадлежит к Народу Божию, и, следовательно, обладает истинным христианским достоинством, добровольно и в должном порядке стремясь к единой цели, пришли ко спасению» (LG 18).

Благодаря таинству Рукоположения [Ordinatio] «миссия, доверенная Христом апостолам, продолжает осуществляться в Церкви до скончания века: оно, таким образом, есть таинство апостольского служения» (ККЦ 1536).

Таинственное действие Рукоположения – «нечто большее, нежели просто избрание, назначение, наделение полномочиями или установление посредством общины, ибо это сакраментальное действие дает дар Духа Святого, позволяющий осуществлять "священную власть" [sacra potestas], которая может исходить только от Самого Иисуса Христа – через Его Церковь» (ККЦ 1538).

«Посланник Господень говорит и действует не собственной властью, но в силу власти Христовой; не как член общины, но обращаясь к ней во имя Христа. Никто не может наделить сам себя благодатью – она должна быть дана и дарована. Это предполагает наличие служителей благодати, получивших от Христа власть и достоинство» (ККЦ 875).

Таинство Рукоположения «уподобляет Христу силою особой благодати Духа Святого с целью служения орудием Христа для Его Церкви» (ККЦ 1581). «От Него епископы и пресвитеры получают миссию и способность ["священную силу"] действовать in persona Christi Capitis [в лице Христа-Главы], а диаконы – силу служить Народу Божию в "диаконии" богослужения, слова и милосердия, в общении с епископом и его пресвитерием» (ККЦ 875).

Таинство апостольского служения включает три ступени. Ведь «церковное служение, установленное свыше, в различных чинах осуществляют те, кого уже издревле называют епископами, пресвитерами, диаконами» (LG 28). Вместе с пресвитерами и диаконами, которые оказывают им помощь, епископы получили пастырское служение в общине и во имя Божие возглавляют стадо, которое им поручено пасти, будучи «наставниками в учении, священниками в богопочитании и служителями управления» (LG 20; ККП, кан. 375, § 1).

Таинственная природа церковного служения такова, что с ней «неразрывно связан ее служительный характер. Действительно, полностью завися от Христа, Который дает миссию и власть, служители[2 - В русском переводе ККЦ находим «священники», что является ошибкой в переводе.] – воистину "рабы Иисуса Христа" (Рим 1, 1), по образу Христа, Который ради нас добровольно принял "образ раба" (Фил 2, 7)» (ККЦ 876).

Точно так же, священнослужение носит коллегиальный (ККЦ 877) и личностный (соборный) характер (ККЦ 878), в силу которых «таинственное служение в Церкви есть, таким образом, служение одновременно коллегиальное и личное, несомое во имя Христа» (ККЦ 879).

2. Чин диаконата [DCel, 2]
6. О служении диаконов в Церкви существуют достоверные свидетельства с апостольских времен. Предание, передаваемое уже святым Иринеем и засвидетельствованное в литургии Рукоположения, считает началом диаконата избрание «семи», описанное в Деяниях апостолов (Деян 6, 1–6). Диаконы занимают низшую ступень священной иерархии, и их служение всегда высоко почиталось Церковью (LG 29; Ad pasc. Введение). В начале Послания к Филиппийцам (см. Фил 1, 1) святой Павел приветствует их вместе с епископами, а в Первом послании к Тимофею перечисляет качества и добродетели, которыми они должны обладать, чтобы достойно нести свое служение (см. 1 Тим 3, 8-13)[3 - Кроме этого, некоторые из 60 сотрудников, упомянутых в посланиях апостола Павла, названы диаконами: Тимофей (1 Фес 3, 2), Епафрас (Кол 1, 7), Тихик (Кол 4, 7; Еф 6, 2).].

Святоотеческая литература с самого начала свидетельствует об иерархической и служебной структуре Церкви, неотъемлемую часть которой составляет диаконат. Для святого Игнатия Антиохийского[4 - См. Epist. ad Philadelphenses, 4; Epist. ad Smyrnaeos, 12, 2; Epist. ad Magnesios, 6, 1 / F.X. Funk (ed.). Patres Apostolici. T?bingen: H. Laupp, 1901. P. 266–267; 286–287; 234–235.] поместная Церковь кажется немыслимой без епископа, священника и диакона. Этот Отец подчеркивает, что служение диакона есть не что иное, «как служение Иисуса Христа, от века Сущего у Отца и явившегося в конце времен». «На самом деле они диаконы не ради пищи или пития, но служители Церкви Божией». Didascalia Apostolorum[5 - См. Didascalia Apostolorum (Siriaca, capp. III, XI) / V??bus A. (ed.). The “Didascalia Apostolorum” in Syriae // CSCO. Vol. I, 402. P. 29–30; Vol. II, 408. P. 120–129; Didascalia Apostolorum, III, 13 (19), 1–7 / F.X. Funk (ed.). Didascalia et Constitutiones Apostolorum. Vol. I. Paderbonae: Ferdinand Sch?ningh, 1906. P. 212–216.] и Отцы последующих веков, а также соборы[6 - См канн. 32 и 33 Ельвирского Собора (Eliberitanum, a. 300–303) // PL 84, 305; канн. 16 (15), 18, 21 Первого Арльского Собора (Arelatense I, a. 314) // CCL 148. P. 12/13, и канн. 15, 16, 18 Первого Никейского Собора (Nicaenum I, a, 325) // COeD. Bologna: EDB, 1991. P. 1315.] и практика Церкви[7 - В первые века христианства каждая поместная Церковь должна была иметь своих диаконов, пропорционально числу своих членов, чтобы они могли каждого члена знать и помогать ему (см. Didascalia Apostolorum, III, 12 (16). P. 208). В Риме Папа святой Фабиан (236–250) разделил город на семь зон (regiones, которые позже стали называться «диакониями»), и для каждой был поставлен диакон [regionarius], чтобы совершать служение милосердия и помощи нуждающимся. Такого рода организация диаконского служения имеет аналоги во многих восточных и западных городах III и IV вв.]свидетельствуют о преемственности и развитии этого богооткровенного установления.

Диаконат процветал в Западной Церкви вплоть до V в. Затем по разным причинам он постепенно стал приходить в упадок и, в конце концов, стал всего лишь промежуточным этапом для кандидатов в священство.

Тридентский Собор принял решение о восстановлении постоянного диаконата в его первоначальном виде как функции, существовавшей в Церкви от начала, сообразно присущей ему природе[8 - См. Тридентский Собор, сесс. XXIII. Декрет De reformatione, кан. 17 // COeD. P. 750.]. Однако этому решению суждено было надолго остаться мертвой буквой.

Второму Ватиканскому Собору пришлось принять постановление о том, что диаконат «в будущем может быть восстановлен в качестве особой и постоянной ступени иерархии […]. В эту степень можно будет возводить мужчин зрелого возраста, даже живущих в браке, а также достойных молодых людей, для которых, однако, закон безбрачия должен оставаться в силе» (LG 29), по непрерывной традиции. Основных причин, которые определили этот выбор, было три: а) желание обогатить Церковь функциями диаконского служения, которые иначе во многих регионах трудно было бы привести в исполнение; б) желание укрепить благодатью рукоположения в диаконы тех, кто фактически уже исполнял присущие им функции; в) желание помочь странам, испытывающим недостаток в священниках. Эти причины показывают, что восстановление диаконата никоим образом не компрометирует значения, роли и развития служебного священства; этому развитию следует непрестанно содействовать именно из-за незаменимости священства.

Желая воплотить указания Собора, Павел VI в своем Апостольском послании Sacrum diaconatus ordinem (18 июня 1967) определил общие правила восстановления постоянного диаконата в латинской Церкви. В следующем году Апостольской конституцией Pontificalis romani recognitio (18 июня 1968)[9 - AAS. 1968. Vol. 60. P. 369–373.] он утвердил новый обряд посвящения в священные чины епископства, пресвитерства и диаконства, вместе с тем определив материю и форму рукоположения. Наконец, в Апостольском послании Ad pascendum (15 августа 1972) он должен был уточнить условия для принятия и рукоположения в диаконы. Суть этих распоряжений вошла в Кодекс канонического права, опубликованный Иоанном Павлом II 25 января 1983 г[10 - О диаконах говорится непосредственно в канонах 236; 276, § 2,3?; 281, § 3; 288; 1031, §§ 2–3; 1032, § 3; 1035, § 1; 1037; 1042, 1?; 1050, 3?.].

3. Постоянный диаконат [DCel, 3]
7. Многовековой опыт Церкви породил норму, согласно которой в пресвитерский сан возводятся лишь те, кто предварительно был посвящен в диаконы и исполнял свое служение как должно (ККП, кан. 1031, § 1). Однако чин диаконата «не следует считать попросту ступенью на пути к священству» (SDO 698).

«Одним из плодов Второго Ватиканского Собора стало желание восстановить диаконат как особую и постоянную степень иерархии»[11 - Иоанн Павел II. Allocuzione (16 марта 1985), 1 // Insegnamenti. 1985. Vol. VIII, 1. P. 648. См. LG 29; AG 16; OE 17.]. «Разумеется, что за всеми этими мотивами и назревшими потребностями пастырского служения скрывалось незримое воздействие Святого Духа, Зачинателя Церкви, способствуя восстановлению полной иерархии, традиционно состоящей из епископов, пресвитеров и диаконов. Это позволило оживотворить христианские общины, сделать их более похожими на общины апостольского времени, процветавшие в ранние века христианства под вдохновением Духа Утешителя, о чем свидетельствуют Деяния апостолов»[12 - Иоанн Павел II. Катехитическое поучение во время генеральной аудиенции (6 октября 1993) // Верую в Церковь Единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую. М.: Католический колледж им. св. Фомы Аквинского, 2000. C. 416.]

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71744380?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

notes
Примечания

1
В тексте использованы обширные цитаты из вышеупомянутых документов. Ссылки на них указаны в квадратных скобках. Там, где цитируется один или больше пунктов целиком, ссылка приводится в начале, рядом с подзаголовком. Если цитируется только часть текста, ссылка приводится в конце цитаты.

2
В русском переводе ККЦ находим «священники», что является ошибкой в переводе.

3
Кроме этого, некоторые из 60 сотрудников, упомянутых в посланиях апостола Павла, названы диаконами: Тимофей (1 Фес 3, 2), Епафрас (Кол 1, 7), Тихик (Кол 4, 7; Еф 6, 2).

4
См. Epist. ad Philadelphenses, 4; Epist. ad Smyrnaeos, 12, 2; Epist. ad Magnesios, 6, 1 / F.X. Funk (ed.). Patres Apostolici. T?bingen: H. Laupp, 1901. P. 266–267; 286–287; 234–235.

5
См. Didascalia Apostolorum (Siriaca, capp. III, XI) / V??bus A. (ed.). The “Didascalia Apostolorum” in Syriae // CSCO. Vol. I, 402. P. 29–30; Vol. II, 408. P. 120–129; Didascalia Apostolorum, III, 13 (19), 1–7 / F.X. Funk (ed.). Didascalia et Constitutiones Apostolorum. Vol. I. Paderbonae: Ferdinand Sch?ningh, 1906. P. 212–216.

6
См канн. 32 и 33 Ельвирского Собора (Eliberitanum, a. 300–303) // PL 84, 305; канн. 16 (15), 18, 21 Первого Арльского Собора (Arelatense I, a. 314) // CCL 148. P. 12/13, и канн. 15, 16, 18 Первого Никейского Собора (Nicaenum I, a, 325) // COeD. Bologna: EDB, 1991. P. 1315.

7
В первые века христианства каждая поместная Церковь должна была иметь своих диаконов, пропорционально числу своих членов, чтобы они могли каждого члена знать и помогать ему (см. Didascalia Apostolorum, III, 12 (16). P. 208). В Риме Папа святой Фабиан (236–250) разделил город на семь зон (regiones, которые позже стали называться «диакониями»), и для каждой был поставлен диакон [regionarius], чтобы совершать служение милосердия и помощи нуждающимся. Такого рода организация диаконского служения имеет аналоги во многих восточных и западных городах III и IV вв.

8
См. Тридентский Собор, сесс. XXIII. Декрет De reformatione, кан. 17 // COeD. P. 750.

9
AAS. 1968. Vol. 60. P. 369–373.

10
О диаконах говорится непосредственно в канонах 236; 276, § 2,3?; 281, § 3; 288; 1031, §§ 2–3; 1032, § 3; 1035, § 1; 1037; 1042, 1?; 1050, 3?.

11
Иоанн Павел II. Allocuzione (16 марта 1985), 1 // Insegnamenti. 1985. Vol. VIII, 1. P. 648. См. LG 29; AG 16; OE 17.

12
Иоанн Павел II. Катехитическое поучение во время генеральной аудиенции (6 октября 1993) // Верую в Церковь Единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую. М.: Католический колледж им. св. Фомы Аквинского, 2000. C. 416.
  • Добавить отзыв
Указания относительно формации  жизни и служения постоянных диаконов в Российской Федерации Конференция католических епископов России

Конференция католических епископов России

Тип: электронная книга

Жанр: Религиоведение, история религий

Язык: на русском языке

Стоимость: 399.00 ₽

Издательство: Религиозная организация дополнительного профессионального религиозного образования Католическая высшая духовная семинария Мария – Царица Апостолов

Дата публикации: 09.03.2025

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Документ «Указания относительно формации, жизни и служения постоянных диаконов в Российской Федерации» является нормативным для подготовки кандидатов в постоянный диаконат и для служения постоянных диаконов на территории Российской Федерации. В нем представлены исторические и богословские аспекты диаконского служения, а также канонические и пастырские нормы и основные черты духовности диаконата.