Мария Монтессори. Дорога победительницы. В одиннадцати действиях с прологом и эпилогом
Андрей Маркович Максимов
Жизнь замечательных людей #2030
Узнав судьбу и взгляды великого педагога ХХ века Марии Монтессори, каждый – и это абсолютно точно! – начнет иначе относиться к своим детям и внукам. Монтессори, единственная великая педагог-женщина, трижды выдвигаемая на Нобелевскую премию, произвела переворот в сознании своих современников и их потомков. Несомненно, она произведет его и в вашем мировосприятии.
Это третья книга о гениальных педагогах, написанная известным телеведущим и писателем Андреем Максимовым для серии «ЖЗЛ». Первые две были посвящены Иоганну Генриху Песталоцци и Янушу Корчаку.
Андрей Максимов
Мария Монтессори
Дорога победительницы
В одиннадцати действиях с прологом и эпилогом
* * *
© Максимов А. М., 2024
© Издательство АО «Молодая гвардия», художественное оформление, 2024
* * *
Этой книги просто не было бы, если бы не моя жена ЕКАТЕРИНА МАКСИМОВА. Она не только настаивала, чтобы я ее написал, но и снабдила меня множеством справочной литературы.
Катя, надеюсь, прочитав книгу, ты убедишься, что все было не напрасно. Благодарю тебя… И не только за Монтессори, как ты понимаешь…
Вместо анонса
Несколько педагогических открытий Марии Монтессори, которые меняют наши представления о детях.
• Ребенок занят самым главным делом на Земле: он строит себя. Строить себя он должен самостоятельно и свободно.
• Сначала в маленьком человеке начинает развиваться сознание. И лишь затем – тело.
• У ребенка абсорбирующий разум: он не подразделяет информацию на важную и не важную – собирает всю.
• Взрослый – помощник ребенка в его деле строительства самого себя, а не погонщик и цербер.
• Дети не должны повторять опыта взрослых. Они – строители своего мира.
• Мир имеет шанс измениться только при одном условии: если взрослые начнут учиться у детей.
• Дети больше любят работать, чем играть.
• Игрушки отвлекают ребенка от строительства себя.
• Необходим «дидактический материал», который предоставляет каждому ребенку идеальные возможности для самообразования.
• Если ребенок заинтересован в работе, он в состоянии довольно долго концентрироваться на ней.
• Дети устают от шума, они любят тишину. Дети шумят только, если им скучно.
• Дети любят порядок: и в жизни, и в комнате. Любой беспорядок их раздражает, но с его помощью они протестуют против того, что им не нравится.
• Счастливых детей могут воспитать только счастливые педагоги.
• Главное качество хорошего педагога (и учителя, и родителя): желание и умение наблюдать за ребенком.
• Только предоставив ребенку свободу, его можно воспитывать и учить. Только свободный человек в состоянии получать истинные знания.
• Свобода ребенка проявляется в его деятельности. Дисциплина – это действие, направленное на благо, но никак не статика.
• Чтобы заинтересовать ребенка, не нужны ни награда, ни наказание.
• Ребенок с младенчества обладает чувством личного достоинства, которое очень легко ранить.
• Чувство вины уничтожает жизненную энергию.
И закончим цитатой из Монтессори, поразительными, невероятными словами.
Вся эта цитата – открытие: «Мы должны видеть не просто ребенка, а Бога в нем. Мы должны уважать в нем законы Творения. Мы не должны думать, что можем сотворить ребенка. Думая так, мы портим Божественную работу. Если мы полагаем, что именно мы формируем ребенка, мы тем самым не строим активную его часть, а уменьшаем мощь человеческого творения. ‹…› Секрет воспитания – в распознании и наблюдении Божественного в человеке: необходимо знать, любить это Божественное и служить ему. Помогать и сотрудничать с позиций творения, а не Творца…
Что мы пытаемся сказать? – «Слушайся меня и будь, как я!» – Что мы должны говорить? «Слушайся Бога и стань, как Бог!»[1 - Монтессори М. Обучение через игру: Открытие безграничных возможностей ребенка: В помощь педагогам и родителям / Сост. М. Богуславский, Г. Корнетов. М.: Амрита-Русь, 2023 (Антология гуманной педагогики). С. 199–200.]
Пролог
(Предисловие № 1)
Дорогой читатель, надеюсь, друг! Если эта книга не перевернет ваших представлений о воспитании, о детях и о взаимоотношениях с ними, а может быть, и о самом себе, – значит, я ее писал напрасно.
Вот так резко и однозначно?
Именно так.
Как и положено в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей», я постараюсь рассказать подробно о жизни и взглядах единственного великого педагога-женщины, трижды номинанта Нобелевской премии Марии Монтессори.
Ее жизнь и ее взгляды переворачивают наши представления о привычном. В этом я убежден. Моя задача – передать эти ощущения вам.
Посредством чего?
Любви. А чего иного?
Я влюблен в Марию Монтессори и жажду передать вам, дорогие читатели – друзья, свою любовь.
Любовь – что такое? Это когда пришедшая в твою жизнь женщина эту самую жизнь переворачивает.
Именно такое произошло со мной, едва я узнал Марию Монтессори.
Надеюсь, то же произойдет и с вами, дорогие читатели.
Если бы я не был влюблен в свою героиню, я, вероятно бы, посвятил много страниц критике ее системы с последующим опровержением этой самой критики.
Ведь метод у Монтессори – абсолютно новаторский, и негатив на него, разумеется, изливался.
Однако никаких существенных возражений я не отыскал. Ничего такого, на чем стоило бы сосредоточиться, чтобы лучше понять и осмыслить.
Поэтому мне показалось важнее: не вступать в бессмысленные споры, а получше познакомить вас с той, кого полюбил.
Ну, право слово: не станете же вы спорить с теми, кому не понравится ваша любимая? В чем-то убеждать, что-то доказывать…
Нелепейшее занятие!
* * *
О любви – обычным языком?
Можно и так.
Но все-таки – о любви…
И мне захотелось, чтобы вы прочитали не просто биографический роман, а нечто театрально-прозаически-биографическое.
Чтобы Мария Монтессори предстала не просто великим педагогом, но героиней некоего спектакля. Пусть и «поставленного» на бумаге.
Существует несколько причин, которые заставляют меня быть непривычно театрализованным: скажем, вместо знакомого слова «глава» использовать странное для прозаического произведения, но вполне себе театральное понятие: «действие»; писать про занавес; оформлять некоторые цитаты, словно реплики героев пьес…
В общем, театрализовать прозу сколь возможно, дабы эта театрализованность не отвлекала от сути.
Зачем? Почему?
К чему, например, вот это: «действия», а не «главы»?
Ну, во-первых, это красиво.
Кроме того, каждый этап жизни Марии Монтессори – это, действительно, действие, деланье, движение.
Кажется, что за свои 82 года героиня этой книги не отдыхала никогда: двигалась, двигалась, двигалась к своей главной цели: воспитать новое поколение детей так, чтобы человечество стало другим, чтобы оно улучшилось.
Если вам нужен пример абсолютного человека-действия, то – это именно она: Мария Монтессори.
Помимо этого, я очень люблю театр: пишу пьесы, ставлю спектакли и по своим пьесам, и по чужим. Моя биографическая проза с театральными вставками – привет любимому театру!
Ну и наконец, последний аргумент в пользу немного «театрального» оформления моей книги. Пусть оно будет таковым еще и в память о первой мечте нашей героини. Монтессори грезила об актерской судьбе и немало сделала для осуществления своей детской мечты, от которой, сугубо по собственной воле, отказалась.
Почему?
Разберемся.
Но театр для нее – мир неслучайный и интересный.
* * *
Итак. Начинаем наш книжный театр.
Занавес закрыт.
Из-за него робко выглядывает Автор.
Выходит. Неловко кланяется. Мнется.
Автор, то есть я, готовится сделать то, что в прологе (предисловии) всегда стараются сделать авторы: объяснить то, что, скорее всего, и не нужно, да и невозможно никому растолковать, а именно: те сложности, с которыми столкнулся автор при написании книги.
Начинаю со стихов:
Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый – век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней, —
так писал замечательный русский поэт ХХ века Николай Глазков.
Вывод сей, однако, относится не только к истории народов, но и к жизни отдельного человека: чем печальнее и сложнее складывается судьба, тем интереснее ее описывать биографу. И соответственно, наоборот: чем меньше в жизни перипетий, тем труднее о ней рассказывать.
Книга о Марии Монтессори – третья из моих биографических романов о великих педагогах, которые удостоились чести выйти в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей». В связи с чем редакторам и издателям серии – моя душевная авторская благодарность.
За 90 лет своего существования «ЖЗЛ» рассказала лишь о двух великих педагогах: одна из первых книг серии была посвящена Песталоцци, затем – Ушинскому, которая несколько раз переиздавалась.
И всё!
А тут за пару лет – три педагогических гения! Земной поклон и признательность.
Первых двух героев моих книг жизнь мучила и испытывала бесконечно, жестко, а порой и жестоко.
Иоганн Генрих Песталоцци. Швейцарский гений. Первая книга о нем, вышедшая в «ЖЗЛ» в 1933 году, была излишне политизирована. И я решил напомнить о создателе теории природосоответствия, на которую опирались все серьезные умы в педагогике, в том числе и Мария Монтессори.
Жизнь Песталоцци полна приключений. Мне вообще кажется, что по книге о нем вполне можно было бы снять блокбастер, если бы кого-нибудь заинтересовала судьба не бандита и Чебурашки, а великого педагога.
Жизнь Песталоцци… Наполеоновские войны. Постоянное безденежье. Чтобы как-то прокормить себя, пишет книги и становится знаменитым писателем. Его школы громят и уничтожают. Дважды его сажают в тюрьму. В пятьдесят с лишним лет, будучи знаменитым европейским писателем, идет работать помощником учителя – не учителем, заметьте, а помощником! В шестьдесят лет открывает Ивердонский университет, который становится самым известным учебным заведением Европы. В конце жизни пишет книгу под названием «Лебединая песня», дожидается, пока она выйдет, и сразу после этого умирает.
Сложная, подчас мучительно тяжелая, но очень интересная жизнь. Есть где разгуляться биографу!
Януш Корчак. Замечательный писатель, чьи книги и сегодня пользуются популярностью. Педагог, создавший новую систему этических взаимоотношений с детьми.
Все знают, что со своими воспитанниками Януш Корчак пошел в газовую камеру в фашистском лагере Треблинка. Но что случилось с ним до этого? В его жизни было три войны, из которых две – мировые. Он принял обет безбрачия, но тридцать лет прожил в соседних комнатах с одной женщиной. Ездил на Святую землю в Палестину и едва там не остался. Во время Второй мировой войны как мог, рискуя жизнью, пытался организовать жизнь своих воспитанников…
В общем, опять же сложная, тяжелая, мучительная, но интересная, полная разных событий, жизнь.
Героям – трудно. Биографу – раздолье: есть о чем писать, есть чем увлекать читателя.
* * *
И вот, будьте любезны, герой (точнее героиня) номер три: Мария Монтессори. Гениальный педагог, чьи взгляды – не устану повторять! – переворачивают наши представления о детях и о себе самих.
Но вот жизнь… Жизнь человека, который шел к своей цели, не столько преодолевая препятствия, сколько – не замечая их.
Насыщенное работой (причем только работой) существование женщины-победительницы. Монтессори была настолько уверена в себе и в своих делах, что, казалось, победы даются ей легко и без особой борьбы.
Неслучайно в подзаголовке моей книги стоят слова «Дорога победительницы». Именно такой я и вижу ее жизнь.
Монтессори читала свои лекции в разных странах и даже на разных континентах. Ее обаяние, а главное, убедительность и внятность теории были таковы, что нередко после первой же лекции ей предлагали создать свою школу.
Кажется, что она никогда не маялась в поисках денег для своей деятельности. Никогда не боролась за свои школы.
Да, фашисты сжигали ее портреты и книги на площадях Берлина и Вены во время Второй мировой войны, но она в это время уехала в Индию, где создавала свои школы и детские сады.
Кажется, что Господь создавал ее в хорошем настроении и не отпускал Своим вниманием на протяжении всей жизни. Она даже умерла, как мечтала – мгновенно.
* * *
Однако кому известно: какие внутренние переживания терзали Марию Монтессори?
Короткое слово «впервые» относится практически ко всем ее педагогическим экспериментам и открытиям. Но первопроходцам не бывает легко. Какие душевные метания скрывала она от окружающих?
Будем разбираться.
Главные приключения и страдания Марии Монтессори проявляются в ее отношениях с детьми. Это и есть суть ее жизни. Основа ее жизни.
Ни любовь, ни общение, никакая борьба не интересовали ее так, как ее метод.
Хочу сразу сказать: я ни в коей мере не ставлю перед собой задачу подробно рассказать о системе Монтессори. Она прекрасно описана в ее книгах – читайте!
В первую очередь нас интересует уникальная – без преувеличения – система не сама по себе, а вот именно как зеркало создательницы. Я хочу попробовать показать, как в ее методе отражаются характер, суть, искания и метания Монтессори.
Тот самый случай, когда, не поняв творения, невозможно познать творца.
Это одна задача, первостепенная, главная.
Но есть и вторая. Помочь родителям, бабушкам и дедушкам, учителям, да и всем, кого волнуют вопросы воспитания, заинтересоваться абсолютно своеобразным, ни на кого не похожим педагогическим взглядом Марии Монтессори.
Взгляд этот интересен и сам по себе. Но еще и очень полезен практически.
* * *
Надо заметить, что у Монтессори возникли свои, ни на чьи не похожие отношения с самим понятием: детство.
Начнем с того, что на долгие первые пятнадцать лет жизни она отдала собственного сына сначала в чужую семью, а потом в интернат.
Самое поразительное: после этого сын Марио не затаил обиды, а превратился в самого близкого друга своей матери, самого надежного ее последователя, который всю свою жизнь положил на пропаганду маминых идей. Дети Марио – внуки Монтессори – утверждали, что отец никого в жизни так не любил, как свою мать.
Как Марии Монтессори удалось сохранить близкие отношения с сыном, который все свое детство и раннее отрочество провел без нее?
Будем разбираться.
Чужих детей она понимала так, будто была неким специальным представителем детства в мире взрослых. Дети, начиная с двух-трех лет, доверяли ей абсолютно. Без этого доверия она не смогла бы создать свой метод.
Да, она пережила несчастную любовь. Да, она была первой женщиной в Италии, которой разрешили учиться на врача, в связи с чем ей пришлось пережить довольно серьезные «битвы» с педагогами и однокурсниками. Да, она бежала от итальянского фашизма, когда в родной стране закрыли все ее школы. В Индии, во время войны, арестовали ее сына и едва не арестовали ее саму.
Да, как в жизни любого человека, бывало всякое… Но если сравнивать с тем, что претерпели те же Песталоцци или Корчак…
Жизнь победительницы – одно слово. Точнее, два.
* * *
Был мой Песталоцци. Потом был мой Корчак.
Теперь – моя Монтессори.
Меня иногда спрашивают:
– Много ли я придумываю в своих биографических романах?
Отвечаю:
– Ничего. Опираюсь на источники и книги. Любой факт могут подтвердить.
Однако никто не может отнять мое право осмыслить все так, как мне представляется верным. Увидеть то, что другие, может быть, не замечали. И не заметить того, что иным, возможно, бросилось в глаза.
Коротко говоря: понять так, как мне представляется понятным и верным.
Как писал великий Александр Твардовский:
Сказать то слово никому другому,
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог.
А я лишь смертный…
Лучше сказать не умею.
Может быть, я беру на себя лишнее, но иначе не получается: к героям своих книг в «ЖЗЛ» я отношусь как к друзьям.
Знаете, как бывает? Особенно в юности… Встретишь прекрасного, интересного, умного человека, и хочется этим человеком поделиться с другими, чтобы все знали, какой он чудесный.
Объективен ли ты при этом? Да нет, разумеется. При чем тут объективность? Делишься своим взглядом, своим восторгом, своей любовью, наконец.
То есть, что есть у тебя, тем и делишься.
* * *
Сегодня в России происходит постепенное возвращение к системе Монтессори. И здесь нужно непременно сказать спасибо педагогу и исследователю Елене Хилтунен, благодаря подвижнической деятельности которой имя великой Монтессори становится у нас все более известным.
Когда-то Марина Цветаева воскликнула: «Да здравствует Пушкин – наш товарищ!»
Перефразируя великого поэта, можно сказать: «Да здравствует Мария Монтессори – наш учитель!»
Поэтому так важно вслушаться в то, о чем говорит главная героиня нашего биографического романа-спектакля. Попробовать понять ее мысли.
А давайте-ка задумаемся: что же такое: мысль? Ведь не во всем, что мы слышим или произносим, она находится, не так ли?
Как отыскать? Как отличить?
С моей точки зрения, мысль – это открытие. Может быть, открытие лично для человека, а возможно, – для всего человечества. Кстати, именно поэтому дети мыслят больше, чем взрослые: они ведь постоянно что-нибудь открывают.
Так вот. Практически почти любое высказывание Монтессори – открытие. Поэтому позволю себе дать совет: не пролистывать цитаты, а сосредоточиться на них. Задуматься. Понять.
Поразительная концентрация мыслей-открытий в произведениях Монтессори.
* * *
Для примера. Чтобы не быть голословным.
«…взрослый присваивает себе чуть ли не Божественную власть. Он считает, что он для ребенка бог и в свое оправдание придумал даже историю сотворения. “Я хочу создать человека по моему образу и подобию”, – сказал он, обращаясь к самому себе. Гордыня стала первым грехом человека. Это желание поставить себя на место Бога охватило весь род человеческий.
В действительности же ключи к разгадке индивидуального бытия ребенок имеет в самом себе. В его распоряжении план духовного построения, содержащий предопределенные пути развития. Но в самом начале этот план не проявляется. Взрослый начинает преждевременно воздействовать на ребенка своей волей. Его личные представления о собственной абсолютной власти над ребенком разрушают этот план или пускают развитие по ложному пути»[2 - Монтессори М. Дети – другие: Уникальная методика раннего развития / Вступ. и закл. ст., коммент. К. Е. Сумнительного. М.: АСТ, С. 49–50.].
Если честно: не про вас ли, дорогой читатель, речь? Не вы ли хотите разрушить Божественный (если кому больше нравится, – Природный) план духовного построения своего дитя? Не вам ли, простите, нравится ощущать себя богом, сотворившим человека?
А то еще бывает… На работе на тебя мало обращают внимания – и начальники, и подчиненные. Да и жена часто игнорирует. А тут – пожалуйста! – под боком имеется ребенок! Всегда послушный. Всегда безответный. Всегда слушающий то, что ты говоришь. Ну, как тут не почувствовать себя немножечко богом?
Дети – прекрасный способ не то чтобы победить свои комплексы, но как бы – как бы! – их вовсе не замечать.
И не слабость детей, а мудрость в том, что они до поры – до поры! – позволяют собой командовать.
Ну так что? Божественную власть над чадом своим присваиваете? Комплексы с помощью сына-дочки уничтожаете? А? Если честно?
Мне отвечать не надо. Себе ответьте.
И если что-то надо менять в отношениях с детьми – меняйте.
Не знаете как?
Разберемся.
Мысли-открытия Марии Монтессори – то, что совершенно необходимо нам сегодня. Они не просто актуальны. Если угодно, они опережают наши собственные размышления.
Они – из будущего.
* * *
Много лет я преподаю в вузах, читаю лекции молодым людям и все время сталкиваюсь с грустными результатами нашего печального школьного образования.
Регулярно ко мне на «психофилософский разговор» приходят родители с проблемами «отцы и дети». И я вижу, насколько неумело разбираются с этими самыми проблемами вполне себе хорошие и умные папы-мамы.
Вгрызаясь в жизнь Монтессори, в ее метод, я удивлялся: почему, с одной стороны, это имя, вроде бы как на слуху; а, с другой, о сути ее метода, да и о ней самой люди так мало знают?
Когда я писал эту книгу, у меня – честно – нередко возникало ощущение, что я словно говорю с мадам Монтессори. Не стесняюсь высказывать ей собственные суждения и с радостью впитываю то, о чем рассказывает мне она.
Театр – одно слово.
Так что, дорогие друзья, приглашаю вас к разговору. Театр – это ведь когда люди разговаривают, не так ли?
Как говорится: третьим будете?
В хорошем смысле слова…
Действующие лица
(Предисловие № 2)
Что за спектакль без списка действующих лиц, не правда ли?
Кто же действует в нашей истории? Кто ведет не только сюжет этой книги, но, самое главное, сюжет жизни нашей героини?
Познакомимся?
А кто будет нас с ними знакомить?
Автор?
Отчасти.
Но, главное, сама Мария Монтессори. Ее взгляд на детей, родителей, учителей, да подчас и на себя саму столь необычен и парадоксален, что, раскрывая кого-то, она неожиданно и интересно раскрывается сама.
Итак, начнем с первого и, безусловно, главного действующего лица нашей истории.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ
Дорогой читатель! Должен честно признаться: я довольно долго искал некое знаковое высказывание, которое – знамя! Которое – образ! Которое – вывод! Которое поможет сразу узнать нечто поразительное о нашей героине!
Говоря на чисто французском языке: закопался. Потому что практически любое ее высказывание – и знамя, и образ, и вывод.
Вы не позабыли, что мы в театре?
Перед закрытым занавесом выходит великий педагог.
Мария Монтессори. «В настоящее время мы томим детей в школах, стесняя их предметами, унизительными для тела и духа: партами и материальными наградами, и наказаниями. Все это нужно для достижения нашей цели – привести их в состояние неподвижности и безгласности, чтобы вести их… куда?
Обычно воспитание детей заключается в механическом усвоении ими содержания школьных программ. А эти программы составляются в департаментах и навязываются циркулярами. Мы можем лишь со стыдом потупить головы и закрыть лицо руками в столь явном игнорировании реальной жизни, расцветающей в наших детях.
‹…› Ныне перед обществом встала неотложная потребность – перестроить приемы воспитания и обучения, и тот, кто ратует за это дело, ратует за возрождение человечества (курсив мой. – А. М.)»[3 - Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики / Совр. рус. ред. Е. А. Хилтунен. М.: АСТ; Астрель, С. 40.].
Чем поразительна героиня нашей истории? Многим… В данном случае важно: если внимательно прочесть практически любое ее высказывание, то нужно непременно остановить дальнейшее чтение и задуматься.
Не торопиться.
Каждая мысль Монтессори – свеча, которая непременно зажигает другую мысль-свечу.
Большинство работ и большая часть деятельности Марии Монтессори посвящены воспитанию именно маленьких детей, то есть тому возрасту, когда закладывается основы будущего человека. Как говорила одна мудрая русская женщина: воспитывать детей надо, пока может лечь поперек кровати, когда вдоль – уже поздно.
Мария Текла Артемизия Монтессори родилась 31 августа 1870 года в городе Кьяравалле, провинция Аскона, Италия.
Скончалась 6 мая 1952 года от кровоизлияния в мозг в городе Нордвейке-ан-Зе, Голландия, где и похоронена.
По знаку Зодиака – Дева. Под этим же знаком родились: Лев Толстой, Александр Куприн, Софья Перовская, Майкл Джексон, Фаина Раневская, Софи Лорен, Евгений Леонов, Иосиф Кобзон, Ричард Гир и много других знаменитостей. Вам судить: насколько родившиеся под одним знаком друг на друга похожи.
Единственная дочь в семье служащего Алессандро Монтессори и его супруги Ренильде Стоппани.
Окончив Медицинскую школу при Римском университете Сапиенца, Мария Монтессори стала первой в Италии женщиной – дипломированным врачом.
Также обучалась психологии, антропологии и педагогике.
Трижды номинировалась на Нобелевскую премию.
Единственная великий педагог – женщина.
По сути, являлась гражданкой мира, легко меняя страны пребывания: Италия, Испания, Голландия, Индия, США, Англия… И везде открывала собственные школы и детские сады.
Некоторое время участвовала в феминистском движении, что, однако, сильно ее не увлекло.
Создала свою систему, перевернув все прошлые преставления о воспитании и образовании. Метод, изложенный в ее книгах, продолжает активно работать и после ее смерти.
Книги, посвященные методу, переведены более чем на двадцать языков.
Исследователи считают ее типичным интровертом.
Никогда не была замужем. Имела незаконнорожденного сына – Марио.
Это – если в общих чертах. Подробности: далее.
РЕБЕНОК
Ребенок – маленький человек – безусловно, еще один главный герой и нашей книги, и жизни Марии Монтессори.
Ее отношение к детям казалось воистину революционным. Она ломала не просто привычные установки, но те, которые на протяжении веков считались единственно возможными.
Что это за установки?
Мы привыкли к тому, что дети должны идти по нашим следам. Причем буквально: след в след. Наследовать наши нормы, а не претендовать на собственные.
Получается порочный круг: каждое поколение повторяет ошибки предыдущего. И по каким-то неясным законам бытия еще и увеличивает количество и, что самое печальное – качество этих бесконечных ошибок.
В результате мы пришли к тому, что имеем: к той картине бытия, которая все больше наполняет нас тревогой.
Монтессори считала: дети – первооткрыватели мира. Они не должны повторять опыта взрослых, но нарабатывать собственный. Дети – не просто наши ученики, они еще и наши учителя. Необходимо не только их учить, у них стоит многому учиться.
Вот – взгляд Монтессори.
Некоторые исследователи неслучайно сравнивали ее с Колумбом – тот открывал новые земли, она открывала новый взгляд на детей.
Чтобы не быть голословным, приведу один, с моей точки зрения, поразительный пример, представляющий нам ребенка совершенно по-новому.
Мы убеждены: дети – это такие существа, которые любят играть и терпеть не могут работать. Подобным взглядом взрослые часто оправдывают собственную лень: мол, человек от природы создан ленивым, что же тут поделать?
Мария Монтессори считала: у человека – совсем иные природные инстинкты. Она была убеждена: у ребенка – очень сильный инстинкт к работе. Более того: ребенок нормализует свое психическое состояние не с помощью игры, но с помощью работы.
У замечательного русского поэта Юрия Левитанского есть известное стихотворение, суть и смысл которого мы никогда не относим к детям.
А зря…
Когда земля уже качнулась,
уже разверзлась подо мной,
и я почуял холод бездны,
тот безнадежно ледяной,
я, как заклятье и молитву,
твердил сто раз в теченье дня:
– Спаси меня, моя работа,
спаси меня, спаси меня! —
И доброта моей работы
опять мне явлена была…
Согласимся: трудно представить себе, что эти слова произносит ребенок. Но ведь это мы отобрали у детей право любить работу, бросив им высокомерно:
– Мал еще!
Эдвин Мортимер Стэндинг – друг, ученик, и биограф Марии Монтессори – делает вывод, который, по большому счету, вызывает оторопь, но наша героиня всей своей деятельностью доказала его правоту.
Мария Монтессори настолько была уверена: работа – наша естественная потребность, что безо всякой иронии предлагала называть человека не Homo Sapiens (человек разумный), а Homo laborans (Человек трудящийся).
Какой именно работой занят ребенок?
Он формирует себя. Может быть, важнейший и сложнейший труд на земле, к которому, увы, мы редко относимся с почтением.
Все, что в деле формирования самого себя важно, – это работа. А что не важно – напрасная трата времени.
И тут Монтессори приходит к выводу, я бы сказал, предельно парадоксальному: игрушки в жизни ребенка совершенно не важны, они играют роль второстепенную. Дети занимают себя игрушками, когда в их жизни не находится чего-то более серьезного и важного.
Тут надо непременно заметить: под игрушками Монтессори имеет в виду те предметы, которые никак не влияют на формирование человека, а служат только для развлечения, то есть отвлечения ребенка от основного занятия своей жизни.
Придуманный ей дидактический материал (о котором мы еще поговорим подробно) – тоже своего рода игрушки, но сколько в них смысла и пользы!
Вот ведь странная история… Нам кажется ненормальным, если взрослый человек все время играет. Мы даже придумали такую болезнь: игромания, и считаем это видом психического расстройства.
Но почему-то, когда все время играют дети, нам это кажется абсолютно нормальным и не вызывает беспокойства.
Это, к слову сказать, еще одно доказательство того, что мы считаем детей не совсем людьми или, может быть, даже «недолюдьми».
Мария Монтессори выступала категорически против подобного подхода: «Игрушки являются отображением бесполезного мира, которое не ведет к духовной концентрации и не преследует никакой цели… – утверждала она. – Игрушки – едва ли не то единственное, что создал взрослый для ребенка, существа духовного… Фактически взрослый оставляет ребенку свободу лишь в игре или, лучше сказать, свободу, ограниченную игрушкой: он убежден, что мир игрушек становится миром счастья для ребенка. Такой взгляд остается непоколебимым, несмотря на то что игрушки быстро надоедают ребенку, и он часто ломает их»[4 - Стэндинг Э. М. Жизнь и творчество Марии Монтессори. СПб.: Благотворительный фонд «Волонтеры», 2010 (Скрытые возможности человека). С. 3.].
Нам кажется, что ребенок ломает игрушку из любопытства: хочет, мол, узнать, что там у нее внутри. Мы даже радуемся: наш-то мир познает!
Но почему же никогда не будет вскрыт любимый плюшевый мишка или слоненок?
Потому что мишка – это товарищ и, если у него оторвется ухо, – надо попросить маму пришить. А самому стоит ломать ненужное, лишнее, то, что отвлекает от интересной, важной, главной работы: строительства себя.
Сегодня к нашим детям пришли другие игрушки – компьютерные. Как быть с ними? Здесь действуют законы, выведенные Монтессори задолго до компьютерной эры, или нет?
Действуют точно так же.
Компьютерные игрушки, как и любые иные, отвлекают человека от создания самого себя, если, опять же, они не способствуют строительству личности. Только все эти компьютерные развлечения еще более вредны потому, что ребенок попадает в серьезную зависимость от них.
Ну и как же быть?
Искать и находить призвание. Это единственный способ оторвать молодого человека от гаджета. Поиск призвания – если он правильно поставлен – это всегда интересная работа. Такой поиск непременно оторвет ребенка от компьютера[5 - Подробнее об этом см.: Максимов А. М. Как помочь своему ребенку найти призвание: Важнее всего. М.: АЙРИС-Пресс, 2022.].
Призвание – это желание, то, что человек хочет делать более всего. Только страстное желание заниматься каким-либо делом может победить стремление сидеть за компьютером. И ничто иное.
В нашем отношении к детям властвует будущее. Мы всегда думаем: какими они будут? Какими вырастут? Все, что мы делаем для них сейчас, для нас необходимо постольку, поскольку отразится на будущем ребенка.
Это, конечно, важно. Но дети – это люди, которые, как и всякие «человеки», сами живут здесь и сейчас, в настоящем.
Вслед за Янушем Корчаком Мария Монтессори настаивала на том, что дети не готовятся к некоей будущей жизни, но существуют сейчас и занимаются не бездельем или постоянным развлечением самих себя, а главным делом на земле – строительством собственной личности.
В конце представления очередного героя, как всегда, – реплика перед закрытым занавесом.
Мария Монтессори. «Да, любовь ребенка неизмеримо важна для нас. Отец и мать могут проспать всю свою жизнь. Им необходимо это маленькое существо, которое разбудит их и оживит своей свежей, живой энергией, которой они сами же не имеют. Ребенок – это существо, которое ведет себя по-другому и зовет их по утрам: «Пробуждайтесь к другой жизни! Учитесь жить лучше!»
РОДИТЕЛЬ
И тут же, будьте любезны, новая реплика, открывающая представление очередного героя.
Мария Монтессори. «Мы можем использовать мышление, которое подготовил для нас ребенок; волю, которую он закалил для нас; мускулы, которые он наполнил силой. Мы ориентируемся в мире, потому что ребенок привнес для нас необходимые навыки… Мы потому богаты, что являемся наследниками ребенка, и основы нашего существа привнесены им из пустоты. Ребенок совершает неслыханный первый шаг от этой пустоты на путь познания… (курсив мой. – А. М.)»[6 - Монтессори М. Дети – другие. С. 138.].
Понимаете, что важно и о чем мы, родители, часто забываем?
Родители сделаны из того же материала, что и дети. Иногда взрослым всерьез представляется, будто они – какие-то другие люди, едва ли не пришельцы с иной планеты под названием Истина, и сейчас начнут они этой самой истиной кормить неразумных своих чад.
Ничего подобного! Нам, взрослым, неплохо бы помнить: это только нам наивно представляется, будто мы растим детей, на самом деле – мы воспитываем родителей.
Наши дети будут воспитывать своих чад либо по нашему примеру, либо по нашему антипримеру.
С точки зрения Монтессори, главная задача родителей – охранять природу ребенка. Она неслучайно сравнивает папу и маму с ангелами-хранителями, у которых есть только одно «оружие»: любовь.
Обратили внимание: не просто охранять ребенка, а помочь сохранить именно его природу, то есть Божественную (Природную) суть человека?
Понимаете? Не воспитывать, не наказывать, а помочь своему дитя отыскать истинную суть, а потом охранять ее от посягательств мира.
Во время своих разговоров с родителями, на лекциях я не устаю повторять: папа-мама должны идти как бы позади ребенка и, если он оступится, начнет падать – подхватить.
Но ни в коем случае не впереди – указывая направление и торя путь.
Пусть шагает сам, наша задача: подстраховать.
Когда я говорю «защищать», я имею в виду не только охрану от внешних вызовов, но и защиту того самого подлинного, Божественного внутреннего мира ребенка, защиту подчас и от него самого.
Родитель – защитник, а не воспитатель. Эта позиция в корне меняет отношение к собственному дитя.
Монтессори очень раздражало и даже злило подчиненное положение ребенка в отношении родителей. И то, что это подчинение нередко вынуждает его прятать собственные способности с единственной целью: понравиться взрослым. Таким образом, желая лучше адаптироваться ко взрослой жизни, ребенок забывает о самом себе, о своих талантах, своих желаниях и живет, подчиняясь руководству старших.
Тут есть вот ведь еще какая история (о ней родители, увы, часто забывают): долгое время дети верят маме и папе больше, нежели самим себе. И родители должны защищать детей еще и от этого чувства неуверенности и несамостоятельности. Человек, который не доверяет собственным чувствам и ощущениям, мало того что слаб, он еще и обречен быть несчастным.
Поэтому под воспитанием Монтессори имела в виду в первую очередь – поддержку духовного развития ребенка. А ведь это именно то, о чем мы, родители, столь часто забываем.
Взрослые всегда сконцентрированы на том, как ребенок меняется физически: его взвешивают; измеряют рост; обязательно – особенно мальчиков – отдают в спортивные кружки и секции, чтобы развивали мускулы и вообще свое тело.
А вот что происходит с его душой, нас волнует как-то меньше.
К тому же то, как дитя развито физически, понять гораздо проще, нежели оценить его духовное развитие.
Монтессори советует родителям обращать внимание на развитие души ребенка с раннего детства, буквально с самых первых дней жизни.
Например, думать: а что, кроме белого, пустого потолка видит над собой лежащий в кроватке младенец? Может быть, нужно чаще гулять с ним на улице не только для того, чтобы он дышал воздухом (который мы даже в городе почему-то называем чистым), но и чтобы он рассматривал небо, птиц, людей…
Все это влияет на его душу. Более того, это и есть начало духовного развития крошечного человека.
А закончим мы представление этого, тоже очень важного действующего лица нашего повествования словами все того же Эдвина Мортимера Стэндинга. Вчитайтесь в них, ведь они имеют прямое отношение ко всем родителям, а значит, и к вам.
Эдвин Мортимер Стэндинг. «Большинство взрослых, включая родителей ребенка, не осознают его гигантской работы по освоению внешнего мира и его неустанного труда по сотворению самого себя, поскольку ребенок не говорит об этом, так же как Природа не кричит о своих великих творениях. Но освоение внешнего мира и внутреннее развитие всегда происходят взаимосвязанно, в сущности, это две стороны одного и того же процесса. Каждый ребенок, если он может говорить, имеет право сказать, как еще один первооткрыватель Улисс: “Я стал частью всего того, что увидел”»[7 - Там же. С. 82.].
Понимаете, какая история? Ребенок жаждет стать частью мира. И от нас, родителей, в немалой степени зависит то, какой частью он захочет стать: доброй и светлой или злой и темной?
УЧИТЕЛЬ
Наша героиня успела переодеться и вновь выйти перед закрытым занавесом (кстати, одевалась Монтессори всегда модно и со вкусом), чтобы сказать о тех, без кого не было бы ее школ: о педагогах.
Мария Монтессори. «Педагогика ставит своей задачей не измерение ощущений, а воспитание чувств… Цель воспитания – развивать силы (курсив мой. – А. М.)»[8 - Цит. по: Стэндинг Э. М. Указ. соч. С. 118–119.].
Воспитать учителя, который мог бы преподавать в ее школе – это очень серьезная проблема. Мало того что Монтессори требовала с педагогов весьма строго, так еще и запросы эти были совершенно необычны.
Дабы не быть голословным, расскажу только один случай.
Однажды Мария читала в Лондоне лекцию. На итальянском языке. Переводчица-синхронистка переводила на английский.
Все шло хорошо, привычно. Но вдруг возникла заминка.
Монтессори произносит фразу: учителя всегда должны «insegnare insegnando», что в переводе означает «обучать обучая».
Какое-то странное, чтобы не сказать нелепое, выражение: обучать обучая… Все равно, что «бегать бегая» или «готовить готовя».
Переводчица запнулась и посмотрела на Монтессори с удивлением: нет ли ошибки?
Мария улыбнулась и повторила: «Insegnare insegnando».
Переводчице ничего не оставалось, как перевести: «Обучать обучая».
И снова с улыбкой Монтессори добавила: «Non corrigendo» – «не поправляя».
Значит, мысль целиком звучала так: «Мы должны обучать обучая, а не поправляя».
Понятно?
Да как-то не очень…
Чтобы объяснить сказанное, Монтессори приводит такой пример. Предположим, ученик неправильно передает учителю ножницы. Учитель ни в коей мере не должен делать ему замечания, потому что ничего, кроме агрессии, это не вызовет. А если у ученика на любое действие учителя рождается агрессия, значит, педагогический эффект – ноль.
Учитель должен сделать иначе. А именно: запомнить этот случай. И через несколько дней передать ребенку ножницы так, как положено. Сказав при этом:
– Вот так надо передавать ножницы.
Но ни в коем случае не вспоминая о том случае, когда маленький человек сделал это неверно, потому что это воспоминание унизит ребенка.
Мы, родители, по собственному опыту знаем, как это трудно: не заметить ошибку, которую делает собственный ребенок.
Так мало того что необходимо сдержаться. Так еще ошибку надо запомнить, чтобы впоследствии показать, как делать правильно то, в чем ошиблось дитя: «Обучать обучая, а не поправляя».
Заметим: речь идет не об одном ребенке, а о целом классе, в котором обучаются дети разных возрастов.
Однако должен же быть какой-нибудь критерий при отборе преподавателей?
Разумеется.
У того, кто хотел преподавать в Монтессори-школе, ни на йоту не могло возникать пренебрежительного отношения к детям. Попросту говоря, педагог должен любить детей, и они не должны его раздражать.
Трудно понять и осознать: Монтессори требовала практически равных отношений между учителем и учеником. Никакого подобострастия, с одной стороны, и чувства собственного превосходства – с другой.
Учитель и ученик – два человека, которые призваны общаться с взаимной пользой друг для друга.
Мы привыкли к тому, что педагог – это в первую очередь власть. Для Монтессори такая точка зрения была категорически неприемлема.
Педагог – это собеседник, который – как всякий хороший собеседник – умеет не столько говорить, сколько – слушать. Не только учить, но и учиться у своих учеников. Не требовать уважения к самому себе лишь по той причине, что он – учитель, но уважать своих учеников – потому что они люди! – никогда их не унижая.
Более того, Монтессори считала: ребенок – это высшая инстанция, требованиям которой взрослый должен соответствовать.
Дети – это существа, которые еще не успели испачкаться жизнью. Они ближе к Богу. Им известно и для них абсолютно понятно то, что взрослые уже позабыли. Поэтому, если взрослый человек – в том числе учитель – хочет измениться к лучшему и тем самым изменить мир, он должен уметь слышать ребенка.
В революционности любых идей (в том числе педагогических) легче разобраться, если рассматривать их не абстрактно, а применительно лично к себе.
Задайте себе простой вопрос, но ответьте на него честно: «Как изменилось бы ваше отношение к собственному ребенку, если бы вы были настроены не на то, чтобы его учить, а на то, чтобы у него учиться?»
Ребенок учится у нас, глядя на нас. Отчего же мы так не делаем, глядя на него?
По традиции закончим представление важнейшего действующего лица нашей книги словами Марии Монтессори, которые она произносит перед закрытым еще занавесом.
Мария Монтессори. «Настоящим учителем делает любовь к маленькому человеку, потому что именно эта любовь превращает общественный долг педагога в высокое сознание миссии»[9 - Монтессори М. Метод научной педагогики. С. 130–131.].
Кланяется. Уходит.
Пройдет совсем немного времени, занавес откроется, и начнется наш литературный театр, посвященный великой Марии Монтессори.
Ну что же, необходимые слова в прологе сказаны, основные действующие лица нашей истории представлены, – теперь можем перейти к судьбе Марии Монтессори и, разумеется, к более детальной расшифровке ее метода, который, если вдуматься, и есть ее судьба.
Итак, XIX век потихонечку идет к своему финишу, а мы оказываемся в небольшом итальянском городе…
Впрочем, по порядку.
Действие первое
Начали!
1870–1884
Занавес открывается
Занавес открывается медленно и величаво.
Такая героиня, как наша, не может возникнуть вдруг, суетливо и быстро. Должна быть некоторая торжественность, не так ли?
Хотя, если честно, в самом акте рождения никакой величавости не было.
Как, впрочем, всегда и бывает.
Вообще, удивительное дело: самое главное событие в жизни человека – рождение – происходит безо всяких торжеств, и более того – в поту и крови. К слову, и в самом акте смерти ничего величаво-торжественного нет…
Может быть, Господь намекает нам: то, что по-настоящему важно и значимо, случается спокойно, по-деловому. А любая торжественность всегда немного суетлива, а значит, чаще всего – бессмысленна.
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в маленьком итальянском городе Кьяравалле.
Величайший педагог мира появилась на сцене жизни накануне 1 сентября.
Последний день лета… Во многих странах мира в этот день дети шагают в школу. Правда, не в Италии, где считается, что лето длится до середины сентября.
Но даже здесь – время необычное. Заканчивается пора отдыха и ничегонеделанья. Начинается сбор урожая. Отдохнувшие люди вступают в жизнь с новыми силами, мечтая об осуществлении новых планов.
Осень – это не пора подведения итогов, но время начала новой жизни, нового цикла жизни, если угодно.
Осень, сбросив всю свою красоту, закончится холодом и темнотой, на смену которым явится обновляющая, яркая, дарящая надежды весна, а за ней и жаркое лето, когда можно будет передохнуть и осенью закончить очередной круговорот.
Человек, родившийся в последний день лета, начинает новый жизненный цикл. Хочется думать: неслучайно в этот день, разумеется в разные годы, родились известные люди, которых объединяет умение идти не проторенным, абсолютно своим собственным путем. Скажем, Калигула… Шагал, конечно, куда не следовало бы, но по-своему, и в историю вошел. Балерина Матильда Кшесинская – тоже не святая, но одна из самых знаменитых балерин мира. А писатели Радищев и Сароян? Каждый умел придумывать свой мир. Как и наши современники: актер Ричард Гир и режиссер Алексей Учитель.
К этим людям общество относилось по-разному. Когда они выросли. А пока были младенцами – одинаково, как ко всем малышам – без почтения и должного уважения.
Пройдет много лет, и Монтессори напишет:
«У нас нет чувств к новорождённому: для нас он еще не человек. Он приходит к нам, и мы не знаем, как принять его, хотя мир, который мы создали, будет принадлежать только ему. Ведь ему выпадет задача шагать за пределы достигнутого нами.
Это все заставляет вспомнить слова евангелиста Иоанна:
“В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал.
Пришел к своим, и свои Его не приняли”»[10 - Монтессори М. Дети – другие. С. 37.].
Не знаю, как вы, дорогой читатель, но я лично никогда не читал ничего лучше о младенцах.
Правда, нашей героине повезло: с начала и до конца жизни она не могла пожаловаться на непонимание. Мир ее понимал, принимал и уважал.
С детства Мария Монтессори росла в любви и понимании: единственный и любимый ребенок в семье. Родители всегда – ну, почти всегда – поддерживали ее даже в самых неожиданных и, казалось бы, парадоксальных решениях.
На третий день жизни нашу героиню крестили в церкви Святой Марии – прекрасном, немного таинственном здании, построенном еще в XIII веке.
При крещении ей было дано имя Мария Текла Артемизия. Последние два – в честь бабушки. Однако Монтессори сочла, что так называться слишком длинно, и осталась «просто Марией».
Кьяравалле
Совсем маленький итальянский городок Кьяравалле находится в области Марке, провинция Анкона. В 1870 году в нем жило чуть больше четырех тысяч человек.
Сегодня население разрослось почти до 15 тысяч. Нынче в городе имеется аж два гостевых дома и одна гостиница. Если вы захотите в Интернете прочесть про достопримечательности Кьяравалле, – первым делом «выскочит» дом-музей Марии Монтессори. Она – гордость города, провинции, да и всей Италии.
Аббатство Кьяравалле основал Бернард Клервоский в 1135 году. Сей вдохновитель и организатор Крестовых походов считается покровителем города.
Он написал знаменитое произведение под названием «О размышлении».
Марию Монтессори увезли из родного города в очень раннем детстве, и я не знаю, читала ли она произведение покровителя Кьяравалле. Но если бы была знакома с ним, то одну мысль Клервоского вполне могла бы взять в качестве эпиграфа к своей жизни: «Сначала груз кажется непосильным, но со временем, если мы продолжаем его нести, мы начинаем находить его менее тяжким, более терпимым и даже легким; наконец мы находим в нем удовольствие»[11 - О размышлении: святой Бернард Клервоский // https://kartaslov.ru/книги/святой_/3?ysclid=lm7lovr2i0958199279].
Мысль замечательная, не так ли? Очень успокаивающая и оптимистичная.
Удивительно, но этот вывод философа – основателя города подходит к любому делу, за которое бралась Монтессори: она ставила, казалось, непосильные задачи, чтобы потом, решая их, получать от этого удовольствие.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71735119?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Монтессори М. Обучение через игру: Открытие безграничных возможностей ребенка: В помощь педагогам и родителям / Сост. М. Богуславский, Г. Корнетов. М.: Амрита-Русь, 2023 (Антология гуманной педагогики). С. 199–200.
2
Монтессори М. Дети – другие: Уникальная методика раннего развития / Вступ. и закл. ст., коммент. К. Е. Сумнительного. М.: АСТ, С. 49–50.
3
Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики / Совр. рус. ред. Е. А. Хилтунен. М.: АСТ; Астрель, С. 40.
4
Стэндинг Э. М. Жизнь и творчество Марии Монтессори. СПб.: Благотворительный фонд «Волонтеры», 2010 (Скрытые возможности человека). С. 3.
5
Подробнее об этом см.: Максимов А. М. Как помочь своему ребенку найти призвание: Важнее всего. М.: АЙРИС-Пресс, 2022.
6
Монтессори М. Дети – другие. С. 138.
7
Там же. С. 82.
8
Цит. по: Стэндинг Э. М. Указ. соч. С. 118–119.
9
Монтессори М. Метод научной педагогики. С. 130–131.
10
Монтессори М. Дети – другие. С. 37.
11
О размышлении: святой Бернард Клервоский // https://kartaslov.ru/книги/святой_/3?ysclid=lm7lovr2i0958199279