Большая история путешествий: как люди исследовали мир

Большая история путешествий: как люди исследовали мир
Алёна Тунч
Детские путеводители. Всегда на каникулах
Эта книга отправит юных читателей в увлекательное путешествие через века, рассказывая о том, как развивались способы передвижения, что вдохновляло людей отправляться в путь и как прогресс, изобретения и открытия меняли облик туризма.
Вместе с героями истории дети узнают:
– как путешествовали первобытные люди;
– как колесо и компас повлияли на передвижение людей;
– почему сегодня мы можем летать через океаны всего за несколько часов и много другое.
Красочные иллюстрации, занимательные факты и интерактивные задания помогут ребенку понять, как люди преодолевали расстояния, осваивали новые земли и строили мосты между культурами. Эта книга – идеальный спутник для маленьких исследователей, кто мечтает о дальних странах и любит познавать новое.

Алёна Тунч
Большая история путешествий: как люди исследовали мир

© Алёна Тунч, текст, 2024
© Елисеева Е.А., иллюстрации, 2024
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2025
* * *




Вступление
Вся история человечества – это одно большое путешествие.
Люди постоянно перемещались в поисках лучших условий для жизни, или пытались познать окружающий их мир.
Упоминания о странствиях встречаются в мифах, сказаниях и даже в Библии – одной из самых древних книг. Например, пророк Моисей водил свой народ по пустыне 40 лет, чтобы они забыли, что такое рабство, Ною пришлось построить ковчег, чтобы спасти на этом корабле от Всемирного потопа не только себя, но и многих живых существ.
В давние времена перемещаться было сложно и опасно. Не было дорог (как, впрочем, и транспорта), карт, подходящей одежды, достоверной информации… Те, кто странствовал, несмотря на все эти трудности, считались героями или… сумасшедшими.
С тех пор многое изменилось и человечество очень сильно продвинулось вперед. Чтобы пересечь Атлантический океан, Колумбу в 1492 году потребовалось 70 дней, летчику Линдбергу в 1927 году – 33 часа, а в наше время сверхзвуковой самолет сделает это за час. В Средние века в путь отправлялись с мешком золота и проводниками-переводчиками. В наши дни достаточно взять с собой в путешествие кредитную карту и телефон со встроенными навигатором и переводчиком.
Вместе с этой книгой ты отправишься в удивительное странствие, чтобы узнать больше об истории путешествий.

Почему люди начали путешествовать?
Настя и Никита учились в одном классе. После уроков они вышли погулять в парк около дома. Настя, сев на лавочку, тут уже уткнулась в телефон. Мальчик с досадой пнул камень.
– Каждый день одно и то же! Школа, телефоны…
– А что тебе не нравится? Все так живут. Смотри, смотри, – Настя развернула к Никите экран с очередным нелепым роликом. – Смешно же?
– Не смешно, – буркнул Никита. – Вот бы отправиться в волшебное путешествие! Посмотреть, как люди раньше попадали в новые места. На чем они ездили? Что брали с собой?
– Кхе-кхе, – послышалось откуда-то сверху. – Думаю, для этого вам понадобится надежный проводник.
На ветке дерева, внимательно посматривая на ребят, сидела белоснежная птица с огромными серыми крыльями и чуть загнутым клювом.
– Ух ты, говорящая чайка! – Настя так удивилась, что даже забыла про свой телефон.
– Сама ты, девочка, чайка, – обиделась птица. – Разрешите представиться. Меня зовут Алик, и я – альбатрос. Между прочим, никто из пернатых не может похвастаться таким размахом крыльев, как у нас!
Альбатрос тут же продемонстрировал оба своих прекрасных крыла, раскинув их метра на три.
– Вот это да! – восхитился Никита. – Вы, наверное, где только не летали!
– Что верно, то верно, – небрежно бросил Алик. – Я исследовал все океаны от края до края. Тело альбатроса настолько совершенно, что мы можем совершать очень длительные полеты. Хотите, возьму вас с собой?
– Конечно!
– Только учтите, что мы отправимся в такие края и времена, где нет ни телефонной связи, ни интернета.
Алик взмахнул огромными крыльями, и ребята почувствовали, как мир вокруг них закручивается вихрем и меняется…
– Интересно, почему людям не сиделось на одном месте? – задумался Никита.


– В древности у них находились разные причины для перемещений, – пояснил Алик. – Часто людям приходилось вынужденно исследовать новые места и искать себе дом.

ЧИТАТЕЛЬ, ОТВЛЕКИСЬ НА ПАРУ МИНУТ. ДАВАЙ РАЗБЕРЕМ ПРИЧИНЫ, ЗАСТАВЛЯВШИЕ ЛЮДЕЙ ОТПРАВЛЯТЬСЯ В ПУТЬ.

Причина № 1. Засуха
В СРЕДНЕМ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ, ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВЫЖИТЬ БЕЗ ВОДЫ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ ДНЕЙ. ПОЭТОМУ, ЕСЛИ В КАКОЙ-НИБУДЬ ДЕРЕВНЕ ПЕРЕСЫХАЛИ, НАПРИМЕР, РУЧЕЙ ИЛИ ОЗЕРО С ПРЕСНОЙ ВОДОЙ, ВСЕ НАСЕЛЕНИЕ ВЫНУЖДЕНО БЫЛО СРОЧНО ПЕРЕБИРАТЬСЯ ТУДА, ГДЕ ЕСТЬ ДРУГОЙ ИСТОЧНИК.

Причина № 2. Голод
ЕСЛИ ДИЧИ В ЛЕСАХ И РЫБЫ В ВОДОЕМАХ ВДРУГ СТАЛО МЕНЬШЕ, ЛЮДЯМ ТОЖЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИСКАТЬ НОВЫЕ МЕСТА, ГДЕ МОЖНО ДОБЫТЬ БОЛЬШЕ ПРОПИТАНИЯ. ЭТО ТАКЖЕ КАСАЛОСЬ СБОРА ГРИБОВ, ЯГОД И ДРУГИХ СЪЕДОБНЫХ ДАРОВ ПРИРОДЫ.

Причина № 3. Пастбища для скота
СО ВРЕМЕНЕМ ЧЕЛОВЕК СУМЕЛ ПРИРУЧИТЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ. ТАК У ОБЩИН СТАЛИ ПОЯВЛЯТЬСЯ СТАДА КОЗ, ОВЕЦ И КОРОВ, НО ИХ ТОЖЕ НУЖНО БЫЛО ЧЕМ-ТО КОРМИТЬ. ЕСЛИ ВОКРУГ НЕ ОСТАВАЛОСЬ ПРИГОДНЫХ ДЛЯ СКОТА ПАСТБИЩ, ПАСТУХИ ИСКАЛИ НОВЫЕ ТЕРРИТОРИИ. КСТАТИ, ЧАСТО ИМЕННО ОНИ ПЕРВЫМИ ОБНАРУЖИВАЛИ ПЕЩЕРЫ, КАНЬОНЫ, ВОДОПАДЫ И ДРУГИЕ НОВЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА.

Причина № 4. Поиск плодородных земель
ЧЕМ БОЛЬШЕ ЛЮДИ РАЗВИВАЛИ СВОЕ ХОЗЯЙСТВО, ТЕМ ВАЖНЕЕ СТАНОВИЛОСЬ НАХОДИТЬ ПОДХОДЯЩИЕ МЕСТА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫРАЩИВАТЬ ОЛИВКИ, ВИНОГРАД, ЗЛАКИ, ФРУКТЫ И ОВОЩИ. С ОПЫТОМ ЧЕЛОВЕК ПОНИМАЛ, КАКАЯ КУЛЬТУРА ЛУЧШЕ РАСТЕТ НА ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ЗЕМЛЕ, И СТАРАЛСЯ СЕЛИТЬСЯ ПОБЛИЖЕ К ТАКИМ УЧАСТКАМ.

Причина № 5. Угроза безопасности и жизни
ЧАСТО ЛЮДЯМ ПРИХОДИЛОСЬ ПОКИДАТЬ СВОИ ДОМА ИЗ-ЗА ВТОРЖЕНИЯ ВРАГОВ ИЛИ ИЗ-ЗА ПРИРОДНЫХ КАТАКЛИЗМОВ. НАПРИМЕР, ПОСЛЕ СИЛЬНЫХ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ ИЛИ ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНОВ БЫЛО НЕБЕЗОПАСНО ОСТАВАТЬСЯ НА ПРЕЖНЕМ МЕСТЕ.




Причина № 6. Развитие торговли и связей
ОБЫЧНО ОДНО ПОСЕЛЕНИЕ НЕ МОГЛО ОБЕСПЕЧИТЬ СЕБЯ ВСЕМ НЕОБХОДИМЫМ. ПРИХОДИЛОСЬ ЛИБО ОБХОДИТЬСЯ ТЕМ, ЧТО ЕСТЬ, ЛИБО ДРУЖИТЬ С СОСЕДЯМИ, ЧТОБЫ ОБМЕНИВАТЬСЯ С НИМИ РАЗНЫМИ ТОВАРАМИ. НАПРИМЕР, У КОГО-ТО ПОЛУЧАЛИСЬ КАЧЕСТВЕННОЕ ОЛИВКОВОЕ МАСЛО И ШЕРСТЬ, А КТО-ТО ВЫПЕКАЛ ВКУСНЫЙ ХЛЕБ И ПЛЕЛ ПРОЧНЫЕ КОРЗИНЫ.

Виды путешественников

– Вот бы посмотреть, как выглядели первые путешественники! – сказал Никита.
– Попробую познакомить вас с их основными типами. Ведь они были разными – в зависимости от целей перемещений.

Переселенцы
Не всегда карта нашего мира была такой, какой мы ее видим сейчас, – со всеми странами и городами. Народы заселяли территории постепенно. По одной из версий, первобытные люди появились на планете Земля больше 300 000 лет назад в Африке. Конечно, это только примерные подсчеты, но их подтверждают многочисленные исследования археологов, которые до сих пор продолжают открывать что-то новое и интересное. Например, в пещере Эль-Кастильо в Испании, где археологи отыскали следы пребывания человека, которым уже 150 000 лет, удалось обнаружить одни из самых древних картин, изображающих бизонов, зубров, мамонтов, лошадей. Этим рисункам первобытного художника больше 37 000 лет!
Сейчас уже сложно установить точные причины, по которым первобытным людям не сиделось на одном месте. Предположительно, около 70 000 лет назад племена стали перебираться из Африки на Ближний Восток и в Европу. Такие «путешествия» были вынужденными. Людям приходилось искать новые источники питания и безопасные и плодородные земли, где можно обосноваться и обустроить себе жилище, дом. Такой процесс называется «миграция».
История человечества знает достаточно много примеров массовой миграции. Так, уже в нашу эру, с III по VII век, происходило нашествие на Европу сарматских, гуннских, славянских, германских и других племен. Передвижения людей стали настолько активными, что этот период получил у историков название «Великое переселение народов». Практически то же самое произошло чуть ли не через пятьсот лет, когда случилось татаро-монгольское нашествие в разные концы света (в Европу, Среднюю Азию, Китай) во главе с великим завоевателем Чингисханом.
В XVI–XIX веках более пятидесяти миллионов европейцев мигрировали в Америку. Они ехали в надежде лучше устроить в далеких краях свою жизнь и сказочно разбогатеть. Кому-то это удалось, кому-то нет.
Впрочем, жители Европы на этом не остановились. На стыке XIX–XX веков произошла новая массовая эмиграция европейцев в Америку, Южную Африку, Австралию и Новую Зеландию. На сей раз миграционная волна была связана с периодом Великих географических открытий, освоения этих континентов и основанием колоний. Далеко не всегда это происходило мирно, часто случались стычки колонизаторов с местными жителями, которые были совсем не рады таким захватчикам.
И таких примеров история знает очень много. В результате происходило смешение народов, языков и культур.

Кочевники
Для кого-то постоянные перемещения – это образ жизни. Таких людей называют кочевниками. Колыбелью, в которой они появились, считается Великая степь, теперь обозначенная на карте как Евразийская и протянувшаяся от Средиземного моря почти до самого Тихого океана.
Еще за несколько тысяч лет до нашей эры в этих землях стали появляться первые племена кочевников. Они занимались охотой, собирательством, а позже – скотоводством. Земли быстро истощались, так что людям приходилось переезжать, чтобы находить места, где им было бы легче прокормиться.
Для перемещения кочевники использовали повозки и обозы, а ночевали в специальных шатрах, которые называли юртами или кибитками. Каркас такого жилища (на который натягивался войлок – плотный материал из валяной шерсти, защищающий от холода, ветра и жары) семья могла в одиночку собрать и разобрать за один час. А скорость и мобильность для кочевников оставались очень важными параметрами.


Интересно, что вместе с каждой юртой «путешествовали» три больших камня, называемые «отцовскими». Перед тем как устанавливать юрту, их клали на то место, где будет очаг.
Со временем кочевники из охотников превратились в сильных воинов и безжалостных завоевателей. Они превосходно держались в седле, что давало им преимущество перед другими народами.
Скифы, сарматы, гунны, монголы, печенеги, половцы (кипчаки), тюрки – самые известные кочевые племена за всю мировую историю.
– Алик, а что же потом случилось с кочевниками? Куда они исчезли? – поинтересовалась Настя.
– Многие народы осели и растворились среди других культур. Но некоторые кочуют до сих пор. Они живут настолько в суровых условиях, что земледелие невозможно, поэтому скотоводство – их главное занятие. Например, на Тибете есть кочевники, обитающие на высоте около 4 000 метров над уровнем моря. Культура кочевников сохранилась также на Крайнем Севере, в тундре, в степях Кыргызстана и Монголии. В пустынях Африки обитают бедуины, масаи и другие местные племена. А еще один кочевой народ вы точно должны знать. Ведь их можно встретить на улицах до сих пор.
– Я точно никаких кочевников никогда не встречал! – заявил Никита.
– Внимание! Подсказки: танцы, медведи, игральные карты, скрипка, лошади, гадания…
– Цыгане?! – первой догадалась Настя.
– Я не знал, что они тоже кочуют.
– А мне мама говорила, что с цыганами лучше не разговаривать и не смотреть им в глаза, иначе они могут тебя загипнотизировать и что-то украсть!
– Цыгане, конечно, бывают разные. Одно известно точно: это очень свободолюбивый народ, который любит музыку, танцы. Жизнь на одном месте для них немыслима и скучна. Главные символы цыган – кибитка, колесо, подкова.
– Алик, а где больше всего проживает цыган?
– Испания, Болгария, Румыния, Венгрия, Турция – страны, где их больше всего. Хотя, по одной из версий, в Европу цыганский народ пришел из Индии. Вот такое у них получилось путешествие, через полмира. И хотя кажется, что цыгане существуют больше в книжках и кино, на нашей планете насчитывается около двенадцати миллионов представителей этого народа. Больше, чем, допустим, население Португалии, Швеции или Чехии.

Воины
Как ни странно звучит, но раньше попасть в какую-либо новую страну часто можно было только в составе войска – во время очередного завоевательного похода. История знает немало амбициозных правителей, желающих не просто познать мир, а захватить его. Чтобы все жили по правилам, установленным Великим.
Когда же появились карты?
История картографии точного ответа на этот вопрос не дает. Ученые ведут дискуссии, аргументируют ту или иную точку зрения. В принципе, люди уже давно в доступной им в их времена форме делали то или иное изображение знакомой им местности. По мнению одного из крупных историков картографии, уже примерно в 7000 году до нашей эры на одной из глиняных табличек древнего Вавилона, можно сказать, нарисована карта, на которой полукругами показаны холмы, линиями – реки, кружками – поселения.
И хотя многие картографы считают, что первая современная карта мира появилась в XVI веке нашей эры (ее создателем считается османский адмирал Пири-реис), есть немало других мнений. Не удивляйтесь, если солидный историк географии сообщит вам, что первая карта мира создана в Вавилоне около 600 года до нашей эры.
Так что многие древние завоеватели даже не подозревали, что их ждет в новых землях и где вообще может закончиться континент. Один из самых ярких примеров – великий полководец Александр Македонский, который хотел добраться буквально до края земли, где еще не был никто из его современников. Но, конечно, отправляться в путь в одиночку он не собирался. Зимой 334 года до н. э. молодой царь собрал военный отряд из 30 000 пехоты и 5 000 конницы. Александр Македонский добрался до Малой Азии, Египта, Персии, где не только завоевывал города, но и основывал новые. К концу своей кампании он все-таки достиг Индии и добрался до великих рек Инд и Ганг. Но за восемь лет бесконечных походов и подвигов его войско настолько устало, что отказалось следовать дальше, «на край земли», как изначально планировал великий полководец.
Те древние и средневековые войны длились на протяжении нескольких лет, а то и десятилетий (впрочем, как и войны нового времени). Армии за это время проходили огромные расстояния и оказывались далеко от родного края, неизбежно знакомясь с чужой культурой, традициями, обычаями, языком. Кому-то настолько нравились новые места, что после окончания военных действий они оставались там жить. Брали в жены местных девушек, образовывали семьи.
Например, в XV веке турецкий султан Мехмет II Завоеватель присоединил к Османской империи часть стран Балканского полуострова. Со временем произошло смешение народов, а отголоски влияния османов до сих пор чувствуются на территории Албании, Сербии, Боснии и Герцеговины.
Большинство французов впервые оказались в России во время военных походов во главе с Наполеоном. Неудивительно, что у многих суровые условия русской зимы вызвали шок, ведь особых представлений о ней ни у кого не было.
Разумеется, у военных «путешественников» было немало проблем. Во время походов приходилось думать, чем накормить огромную армию. Одним из новаторов в этой сфере стал в XVIII веке легендарный российский полководец Александр Васильевич Суворов. Он считал, что очень важно кормить солдат как следует, в том числе горячей пищей. Но готовка в походных условиях требовала много времени и сил. И тогда Суворов придумал полевые кухни. Легкий обоз с провизией и поварами продвигался впереди армии, которая шла пешком. К моменту прибытия войск обед или ужин уже был готов, уставшим солдатам не требовалось тратить время, чтобы кашеварить. Поев и отдохнув, они могли снова выдвигаться в путь.


Обычная армия в те времена в среднем проходила максимум 25–30 км в день. Солдаты Суворова преодолевали по 40–50 км. Это считалось феноменальным, и во многом такие быстрые марш-броски обеспечивали победы русскому войску. Но перед сражением с турецкой армией при Рымнике в 1789 году армия Суворова сделала невозможное и прошла примерно 100 км за два с половиной дня, причем не по ровным дорогам, а через горные перевалы.
– Неужели находилось много желающих для таких военных «путешествий»? Ведь любой из солдат мог легко погибнуть, – удивился Никита.
– Да, погибали многие, в том числе из-за тяжелых условий, болезней, а не только от мечей и пуль. Но часто для молодых людей это был шанс показать себя, получить награды, титул, деньги и устроить не только свою жизнь, но и жизнь своих детей и внуков. Поэтому многие, наоборот, с нетерпением ждали таких военных походов.

Паломники
Пожалуй, одними из самых ранних мирных путешественников можно считать паломников. Дальние края влекли их по религиозным причинам. Эти люди стремились добраться до святых мест, важных для их веры. Например, для христиан таковыми до сих пор остаются Святая земля и Иерусалим, Константинополь (современный Стамбул) и гора Афон в Греции с комплексом монастырей и церквей. Для мусульман святым местом является город Мекка, расположенный в Саудовской Аравии. А индуисты и буддисты считают священной гору Кайлас на Тибете. Туда запрещено даже подниматься – можно только совершить ритуальный обход вокруг.
– Алик, а почему Иерусалим так важен для христиан?
– Иерусалим, Настя, важен не только для христиан, но и для иудеев с мусульманами. Иудеи верят, что Бог взял землю из Иерусалима, чтобы создать Адама, первого человека. По священной книге мусульман Корану, именно в этот город пришел пророк Мухаммед вместе с ангелом Джабраилом, где они молились вместе с другими пророками. По священным книгам христиан, на этой земле в основном прошла земная жизнь Иисуса Христа, здесь он был распят. С древних времен многие христиане стремились попасть сюда, чтобы прикоснуться к священным реликвиям – это было главной целью путешествия. Об этом мы еще поговорим отдельно.


Откуда же произошло само слово «паломник»? Сильнее всего верующие до сих пор стремятся попасть на Святую землю в праздник Пасхи – Воскрешения Христа. А за неделю до этого важного события отмечается еще один праздник – Вход Господень в Иерусалим. В этот день все верующие присоединялись к крестному ходу вокруг городских стен, держа в руках пальмовые ветви. Именно с ними встречали больше 2 000 лет назад Иисуса местные жители. Таких людей называли «пальмовник» – от латинского palmarius – «держащий пальмовую ветвь». Отсюда и пошло слово «паломник». Те путешественники, которым доводилось участвовать в крестном ходе вокруг Иерусалима, привозили пальмовые ветки домой в качестве реликвии.
Так и повелось, что ранние христиане стали отмечать «Пальмовое воскресенье». А там, где пальмы не росли, их заменяли другие деревья. Например, в России это – верба, разновидность ивы. Поэтому и воскресенье – Вербное, а не Пальмовое.
На Руси паломников, посещавших различные святые места, в том числе местные монастыри и церкви, называли еще богомольцами и странниками. Это могли быть как мужчины, так и женщины. Их уважали, старались дать кров на ночь, поделиться едой. Именно от таких странников можно было узнать много интересного о других городах и странах. Для многих жителей, не покидавших пределов своей деревни, такие рассказы напоминали сказки.
Кстати, первой русской паломницей можно считать княгиню Ольгу. В 957 году вместе со своими подданными она отправилась в столицу Византийской империи – Константинополь, где первой из всех жителей Древней Руси приняла христианство. Ее крестным отцом стал сам император Константин.

Торговцы
Как мы уже говорили, одним из мотивов для путешествий всегда было желание обменять, продать или купить какой-то товар. Сложно посчитать, когда появились торговцы, отправлявшиеся в далекие края по своим делам, но известно, что уже 3000–4000 лет назад Аравийскую пустыню пересекали первые караваны. Это стало возможным благодаря одомашниванию животных. Пешком человеку было бы сложно преодолевать большие расстояния.
Караван – это группа путешественников, использовавших для передвижения и перевозки товаров вьючных животных. Например, верблюдов, ослов, мулов, лошадей. По одной из версий, слово «караван» пришло из персидского языка и обозначает «сообщество странствующих купцов».
Торговцев обычно влекли сугубо деловые или религиозные цели, а перемещаться в составе большой группы было безопаснее. Ведь караваны, перевозящие дорогие товары, были желанной добычей для всех разбойников. Да и сама пустыня таила много опасностей. Можно было легко сбиться с пути, остаться без воды или попасть в песчаную бурю.
Судя по находкам археологов, торговцы перемещались на очень большие расстояния. Остатки посуды, одежды, украшений обнаруживают далеко от тех мест, где их тогда производили.
Один из самых известных и значимых маршрутов – это Великий шелковый путь. Ко II веку до н. э. обширная сеть торговых направлений соединяла восточную Азию, в том числе Китай, с Ближним Востоком, Черноморским побережьем и Средиземноморьем. Верблюжьи караваны перевозили шелка, специи, драгоценности и много других диковинных товаров. Постепенно на Великом шелковом пути стали появляться караван-сараи. Это были целые комплексы под открытым небом, где путники останавливались, чтобы дать отдых животным, пополнить запасы, переночевать в безопасном месте.


Торговцы перемещались не только по суше, но и по воде. Один из маршрутов Шелкового пути проходил через Индийский океан. Греки активно использовали море для торговли между своими городами-полисами, а в VI веке до н. э. их торговля вышла на международный уровень. Перемещаться между островами на кораблях было гораздо удобнее, чем по гористой местности. Торговали не только изделиями и продуктами, но и рабами.
Кстати, многие известные путешественники были купцами. Например, знаменитый Марко Поло, который отправился из Венеции в Китай. Или тверской купец Афанасий Никитин, совершивший «Хождение за три моря» в Индию.
– Хорошо, наверное, жилось купцам! – заметил Никита. – Путешествуешь, смотришь мир, еще и деньги зарабатываешь!
– Да, торговцы часто первыми узнавали все новости или идеи, изучали новые изобретения, делились увиденным и услышанным с другими. Кто-то после своих приключений даже писал книги. Но не спешите с выводами. Торговцам постоянно приходилось рисковать не только своим кошельком, но и жизнью.

Моряки
Мореплаватели – это отдельная категория путешественников. С древних времен, когда не было еще ни карт, ни надежных лодок, людей манил к себе Океан.
Первые моряки отправлялись буквально в неизвестность, полагаясь на свою смелость и удачу. Ведь никто даже не знал, есть ли край у Земли? Кто обитает в неизведанных странах? С какими чудовищами придется столкнуться в море? Неизвестность порождала страшные морские истории и легенды.


Далеко не всем удавалось вернуться домой из морских странствий. Без навигаторов и карт легко было сбиться с маршрута. Например, известный португальский путешественник Васко да Гама после экспедиции в Индию лишился двух третей своего экипажа. Часто моряки погибали из-за болезней, голода, штормов или нападений вражеских кораблей.
Чем прочнее становились судна, тем дальше уходили в плавания флотилии. А государства, усиливавшие свой флот и тратившие средства на экспедиции, имели превосходство над другими странами.
– Алик, почему же, несмотря на все опасности, люди все равно становились моряками?
– У всех были разные причины. В матросы часто стремились попасть те, кому нечего было терять и негде жить. Это могли быть даже преступники. Но, конечно, выйти в море большинство стремилось не только ради приключений и романтики. Для моряков каждое удачное плавание сулило выгоду. Кто-то даже переступал черту и становился пиратом, чтобы нападать на другие суда.

Исследователи
К далеким странствиям, включая военные походы и деловые поездки, часто стремились присоединиться ученые и писатели. В давние времена путешествия оставались единственным способом увидеть своими глазами, как живут люди в других странах. Изучить традиции и культуру, привезти ценные артефакты или первым узнать о новом изобретении.
Во время странствий одни писали заметки, другие делали зарисовки. Все эти материалы оказались очень ценными для современных ученых. Благодаря таким записям мы смогли узнать много подробностей о том, как жили и путешествовали наши предки.
Позже исследователи стали отправляться в экспедиции, чтобы открыть новые земли – например, в России так было во время освоения Сибири и Дальнего Востока.
Кто-то собирал материалы, чтобы доказать ту или иную теорию и лучше познать этот мир. Например, британский ученый Чарльз Дарвин начал путешествовать в возрасте 23 лет. Его наблюдения по зоологии, биологии, геологии имеют большое значение для науки.
А исследователь и писатель из Норвегии Тур Хейердал провел в 1947 году необычный эксперимент и доказал, что полинезийцы пересекали Тихий океан на своих плотах, чтобы попасть в Южную Америку, еще в начале XIII века н. э. Для этого он построил по древним технологиям плот, названный «Кон-Тики». А затем, рискуя жизнью, отправился в компании единомышленников навстречу приключениям. И свою теорию норвежец все-таки доказал.



Путешественники
– Алик, кого же можно считать настоящим путешественником? – спросила Настя.
– Неужели для этого обязательно с кем-то торговать, воевать или что-то исследовать? – возмутился Никита.


– Конечно нет. Сейчас путешественниками принято считать тех, кто ездит по миру просто для удовольствия, чтобы отдохнуть. Но раньше это было большой редкостью.
Мало кому приходило в голову, что можно куда-то поехать ради развлечения. В давние времена путешествия не отличались комфортом, приходилось отказываться от элементарных удобств. На дорогах и в море было небезопасно, любой путешественник рисковал встретиться с дикими животными, ворами, разбойниками или пиратами. Должны были существовать серьезные причины, чтобы отправиться в путь. Именно поэтому чаще путешествовали по своим делам купцы, воины и государственные служащие. К тому же любая поездка обходилась дорого и требовала много свободного времени, ведь перемещения происходили медленно.
Одними из первых ради удовольствия стали путешествовать знатные и богатые римляне. Они отправлялись на свои виллы, которые обычно строили возле моря или около термальных источников.
Удивительно, но массовый туризм стал обретать популярность относительно недавно – лишь к середине XX века. Это произошло потому, что стало появляться больше курортов и отелей, а передвижение (как на личном транспорте, так и на общественном) стало проще. Даже обычным людям, а не только самым богатым, оказались доступны автомобили, трейлеры (дома на колесах), морские круизы, билеты на поезд или самолет.
Активно начал развиваться и экстремальный отдых – например, альпинизм, парусный спорт, походы с палатками, сплавы по рекам, путешествия на велосипедах и многое другое.

Туризм в Древнем мире

Люди начали путешествовать с незапамятных времен. Человек познавал мир вместе с развитием древнейших цивилизаций.

Шумеры
– Для начала, мои юные друзья, мы перенесемся с вами в Месопотамию.
– Куда-куда? В Гиппопотамию? – хихикнул Никита.
– Ой, Никита, ты, как всегда, выдал глупость.
– На самом деле, Настя, Никита не так уж и ошибается. Оба этих слова имеют общую основу. Potamos переводится с греческого как «река». А вот слово mesos означает «промежуточное положение», «между». Так и появилось понятие Междуречье, или Месопотамия.
– Получается, это место, расположенное между двумя реками? – догадалась Настя.
– Верно. Месопотамия находится между двумя великими реками, это – Тигр и Евфрат.
– А при чем тут гиппопотамы?
– Эти крупные млекопитающие, которых мы еще называем бегемотами, обитают в реках. Догадаетесь, что означает на греческом языке слово «гиппопотам»?
– Гиппо… иппо… – потянула Настя.
– Иппо… дром! – воскликнул Никита.
– Ну, Никита! На ипподроме лошади бегают, при чем тут неуклюжий гиппопотам?
– Ииииигааааа-гаа! Может, потому, что они издают похожее ржание? – пошутил мальчик.
– Алик, угомони его!
– Но на самом деле Никита снова прав. Греки прозвали гиппопотама «речной лошадью» как раз из-за характерных звуков. Hippos означает «лошадь». Но, раз уж мы в Месопотамии, вернемся все-таки к шумерам…


Самыми первыми путешественниками признают шумеров, с которыми связано много тайн и загадок. Этот народ населял плодородные долины рек Тигр и Евфрат в южной Месопотамии. Сейчас здесь территория современных Ирака и Турции. Столицей шумерского царства был легендарный город Вавилон. В нем было больше миллиона жителей, что по тем временам считалось немыслимой цифрой. Вавилон можно назвать первым мегаполисом.
По одной из версий, шумеры прибыли на эти земли на своих лодках с острова в Персидском заливе. Похоже, что к дальним путешествиям им было не привыкать, поэтому этот народ можно считать опытными мореплавателями. В шумерском языке существовало 105 (!) слов, чтобы обозначать корабли – в зависимости от их размера, типа и назначения.
Шумерская цивилизация считается одной из древнейших в мире. Письменность зародилась здесь уже в XXVII веке до н. э., но расцвет на территории Месопотамии пришелся на более поздний период – 4100–1750 годы до н. э. Конечно, спустя столько времени много информации и знаний было утеряно, но даже то, что ученым удалось обнаружить, поражает.
Для своего времени шумеры отличались особой продвинутостью. Именно они изобрели колесо, гончарный круг для изготовления керамики, обожженный кирпич, придумали письменность в виде клинописи на глиняных табличках и систему орошения земель с помощью каналов и дамб.
К концу IV века до н. э. шумерские города стали центрами торговли и ремесла. Другие народы стремились приехать в шумерское царство, чтобы изучить новаторские технологии и купить какие-нибудь необычные товары.
На сохранившихся глиняных табличках есть фрагменты карт, а также сведения о расстояниях между городами. Шумеры могли даже примерно рассчитать время в пути.
Путешествия для жителей Месопотамии были частью образа жизни, с ними связаны специальные ритуалы и обряды. Чтобы трудное путешествие прошло благополучно, совершали жертвоприношение.
Не каждый готов был отправиться в далекий и опасный путь, поэтому путешественников считали смелыми людьми, отмеченными богами.
Судя по расшифрованным текстам, шумеры активно торговали со страной Мелухха, расположенной на северо-западе полуострова Индостан. А между тем два этих государства разделяло расстояние как минимум в 1 000 километров.
Шумеры были знакомы с природой Индии и Ирана. На их печатях встречались изображения слонов и крокодилов, хотя такие животные никогда не водились в Месопотамии.
Часто о контактах между народами становится известно благодаря крошечным деталям, которые обнаруживают археологи. Так, например, на территории Месопотамии нашли бусины в виде вытянутых цилиндров из сердолика и лазурита. Такие изготавливали в долинах реки Инд, что еще раз подтвердило связь между Индской цивилизацией и Месопотамией еще в III веке до н. э.
О первых путешествиях шумеров можно узнать из «Эпоса о Гильгамеше». Он считается древнейшим в мире литературным произведением древних шумеров – основателей цивилизации Двуречья. «Эпос» создавался на аккадском языке на протяжении полутора тысяч лет. Первые таблички с его текстом появились в XVIII веке до н. э., в последующие годы дополнялись вплоть до конца XVII века до н. э. Его основа – шумерские сказания. Главный герой совершает путешествие из Урука в Киш, чтобы положить конец войне, заключить мир и наладить торговые связи. В течение двух недель Гильгамеш попадает в разные опасные ситуации, сражается с чудовищами и богами, но выполняет свою миссию и даже привозит в родной город ценное кедровое дерево.


Алик прервал свой рассказ, чтобы насладиться безбрежным интересом ребят. А затем спросил:
– Кстати, а вы слышали библейскую легенду про Ноев ковчег?
– Как Ной, спасаясь от Всемирного потопа, построил корабль и взял с собой разных животных?
– Верно. Но немногие знают, что, скорее всего, эта история была заимствована у шумеров. А значит, она гораздо древнее. У шумеров в ней вместо Ноя – царь Зиусудра, а бога, который его предупредил об опасности, зовут Энки.

Древний Египет

– Ого, какая широкая река! – удивился Никита.
– И очень жарко…
– Мы прибыли еще в один центр мировой цивилизации – Древний Египет. Перед нами Нил. Эта река до сих пор считается одной из самых длинных на нашей планете, ведь она тянется с юга на север почти на 6 700 км! Древние египтяне селились вдоль полноводного Нила, так как пустыни вокруг для жизни не годились.


Каждый год Нил выходил из берегов и затапливал прилегающие территории. Но когда река возвращалась в свое русло, на берегах оставался плодородный ил, а земля насыщалась влагой и удобрениями, становясь пригодной для земледелия.
Жителям Древнего Египта пришлось приспосабливаться к таким природным особенностям. Разлив реки мог длиться по несколько месяцев. На это время многие поселения оказывались отрезаны друг от друга и превращались в острова. Добираться вплавь или вброд было опасно, так как в реке незадачливых пловцов поджидали крокодилы.
Видимо, поэтому египтяне одними из первых стали придумывать средства, чтобы перемещаться по воде. В ход шли подручные материалы. Лесом пустынный Египет похвастаться не мог, поэтому первые плоты и корабли строились не из древесины, а из папируса. Что-что, а уж он-то рос на заболоченных землях в изобилии. Получались примитивные лодки из тростника, которые египтяне постепенно совершенствовали.
Например, стебли стали смазывать битумом, а края лодки загибать вверх, чтобы они меньше намокали. К веслам приделали уключины, что позволяло легче грести. Такие суда могли развивать скорость до 10–13 км/ч.




ПОМОГИ ДВУМ ДРЕВНИМ ЕГИПТЯНАМ ПРОПЛЫТЬ НА ЛОДКЕ ПО РЕКЕ НИЛ ТАК, ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ОБЕДОМ ДЛЯ КРОКОДИЛОВ.

Какие земли исследовали египтяне?


Именно египтяне одними из первых стали снаряжать экспедиции в мирных целях – чтобы исследовать новые страны, налаживать контакты и торговые отношения.
Чем прочнее становились лодки, тем дальше можно было на них путешествовать. Сначала вверх и вниз по течению реки Нил, вдоль которой были расположены и другие страны. Одним из таких государств оказалась Нубия, на территории которой сейчас расположены часть современного Судана и Эритрея. Постепенно египтяне стали выходить в Средиземное море, ведь Нил впадает в него, образуя широкую дельту.
Добрались египтяне и до Синайского полуострова. Там им удалось найти камень для стройки, медь и бирюзу. Бирюза шла на украшения в виде жуков-скарабеев, массивных ожерелий и браслетов, ставших для многих символом Древнего Египта.
После пересечения на востоке Аравийской пустыни древние египтяне вышли к Красному морю, открыв себе путь в Индию и Азию. Есть даже спорные доказательства того, что египетские путешественники добрались даже до Австралии. Дело в том, что при изготовлении одной из мумий явно использовались масла эвкалипта. А это дерево встречалось в те времена только на этом материке.
В 2750 году до н. э. египтянин Ханну отправился с экспедицией к Красному морю. Оттуда он привез драгоценные камни, слоновую кость и ароматические смолы.


Через сотню лет, при фараоне Снофру, состоялось первое плавание древних египтян по Средиземному морю. Участники экспедиции достигли города Библ в Финикии (сейчас это территория Ливана). Там был обнаружен ливанский кедр. Из этой ценной древесины финикийцы строили свои знаменитые корабли. Египтяне переняли этот опыт.
Еще столетием позже другой фараон, Сахура, снарядил военную экспедицию в уже знакомую египтянам Финикию (на территории нынешних Палестины и Сирии. Оттуда стали привозить в Египет оливковое масло и вино.
Популярным направлением экспедиций для египтян считалась страна Пунт – так древние называли земли, на которых сегодня располагаются части Эфиопии и Сомали, а также лежащее от них через Красное море побережье Аравии. Мы помним, что египтянам открыл эту страну храбрый Ханну, плавания туда совершались и при фараоне Сахуре. Из Пунта везли благовония, черное дерево, ручных обезьян, слоновую кость, золото, рабов и шкуры диких животных.
А одна из самых крупных экспедиций в эту легендарную страну состоялась благодаря царице Хатшепсут – первой женщине, официально получившей титул фараона, который обычно присваивался только мужчинам. Жила она за 1 500 лет до нашей эры. Снарядить пять больших кораблей в страну Пунт ее подтолкнуло желание обзавестись деревьями, выделяющими особую ароматическую смолу – мирру. Очень уж хотелось царице посадить такие экзотические деревья рядом с храмом Амону-Ра. Путешественники, добравшись до Красного моря, вернулись из Пунта вместе с саженцами, но деревья, к сожалению, в египетском климате не прижились. Хотя настенные рисунки, рассказывающие об этом путешествии, сохранились.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71629141?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Большая история путешествий: как люди исследовали мир Алёна Тунч

Алёна Тунч

Тип: электронная книга

Жанр: Детская познавательная и развивающая литература

Язык: на русском языке

Стоимость: 349.00 ₽

Издательство: Эксмо

Дата публикации: 09.02.2025

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Эта книга отправит юных читателей в увлекательное путешествие через века, рассказывая о том, как развивались способы передвижения, что вдохновляло людей отправляться в путь и как прогресс, изобретения и открытия меняли облик туризма.