Хантыйское шаманство

Хантыйское шаманство
Тимофей Алексеевич Молданов
Книга для всех кто интересуется хантыйским мировоззрением, первичными религиозными верованиями, мифологией. Представляем вам собственный опыт в шаманстве, и некоторые обряды. Сам являюсь исследователем культуры, и сам же пою священные песнопения. Как шаман провожу обряды, лечу людей. Я из рода древних шаманов, по отцовской и материнской линии все были шаманы. Встретите новых персонажей, мифические лесные персонажи, обряды до сих пор проводимые.

Тимофей Молданов
Хантыйское шаманство


Ха?нты (рус. устар. «остяки?») – коренной малочисленный финно-угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Традиционные промыслы – рыболовство, охота и оленеводство. Традиционная религия – шаманизм и православие (с XVI века).
По переписи населения 2002 года, численность хантов в России составила 28 678 человек, из них 59,7 % проживало в Ханты-Мансийском округе, 30,5 % – в Ямало-Ненецком округе, 3,0 % – в Томской области, 3,0 % – в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 0,3 % – в республике Коми. По переписи населения 2010 года, численность хантов увеличилась до 30 943 человек, из которых 61,6 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,7 % – в Ямало-Ненецком округе, 2,3 % – в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 2,3 % – в Томской области, 1,4 % – в Новосибирской области.
Предки хантов проникли с юга в низовья Оби и заселили территории современного Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого автономного округа, а с конца I тысячелетия на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племён начался этногенез хантов (усть-полуйская культура).
Консолидации национального сознания хантов способствовала культурно-просветительная работа Советской власти на Крайнем Севере, направленная на ликвидацию массовой неграмотности, просвещение и развитие национальной культуры. Это реализовывалось организацией библиотек, изб-читален и красных чумов на территории округа.
В них кочевников обучали грамоте, рассказывали о новых формах ведения хозяйства. При библиотеках и читальнях работали кружки громкого чтения, приобщавшие население к книгам, с пересказом прочитанного на родном языке и показом иллюстраций из прочитанного. Для этого подбирались популярные по содержанию и доступные по форме изложения книги: буквари, детская и массовая общественно-политическая литература.
Работникам культбаз приходилось не только преодолевать огромные расстояния в суровых природно-климатических условиях, но и противостоять сопротивлению местных вождей и шаманов. Особую известность получила Казымская культбаза, созданная по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 года и обслуживавшая 40 тысяч квадратных километров силами 37 работников, из которых пятеро были местные. Работа базы вызвала сопротивление местного населения, вылившееся в Казымское восстание 1931—34 гг.
В 1930—1931 гг. на территории Остяко-Вогульского национального округа было открыто 30 изб-читален, 3 библиотеки, по одному дому туземца и красному чуму. В 1933 г. их количество возросло: 47 изб-читален, 6 библиотек, 5 домов туземца, 5 красных чумов и, кроме того, появились новые формы организации досуга – один клуб, одна культбаза, 3 дома народов Севера и 73 красных уголка. Поскольку территория кочевий и проживания хантов не была покрыта дорожной сетью, охватить её было сложно. Так возникла идея передвижек и культлодок, которые с определённым книжным запасом переезжали от одного поселения до другого, неся с собой качественно новые формы досуга, а также передавая людям понятия об элементарной личной гигиене и медико-санитарной помощи.
Первая Всероссийская конференция по развитию языков и письменности народов Севера в январе 1932 г. дала старт созданию письменности на 14 северных языках, в том числе ханты и манси. С 1933 года в Институте народов Севера началось массовое издание букварей, книг для чтения и учебников для народов ханты и манси.
У нас существует как горизонтальное членение мира, так и вертикальное. Согласно вертикальному членению мира наверху у нас Нуми Торум. Курс Торум еще выше.







Схема расположения божеств по р. Казым.



Схема размещения божеств по реке Казым.
Нуми Торум – создатель всего, что мы имеем. Даже землю по его указанию достали со дна мирового океана. Да, это вот этот вот человек. Человек или как мы его назовем, Нуми Торум. Он самый главный у нас. К нему сразу не обращаются. Вот когда жертвоприношения все эти есть, да, ему обращаются. А когда при болезнях, сразу не обращаются. Если просто человек, то он обращается. Если шаман, то он сразу не обращается. У нас еще такие ограничения есть. Если ты шаман, шаманишь, то у тебя от простых людей больше, чем у простых людей ограничений. Не шаманящий может сразу к Нуми Торуму обратиться и тот его услышит. Есть обращение, когда старый человек обращается, тоже Нуми Торум услышит. Пожилые люди, когда обращаются. Детки, если у них есть такое, обращаться могут, если могут. Есть некоторые дети, 5-6 лет обращаются, но это редкость бывает. то их тоже слышат.
Сегодня, конечно, самое главное его – это погода. Но это не значит, что только у него погода. Хотя он и Калтащ определил, там, судьба, детей, сколько детей, но если Нуми Торум решит, что тебя вычеркнуть с жизни, то уже никто не сможет. Из-за чего он может вычеркнуть? Из-за несоблюдения, может быть, каких-то правил, традиций. Вот из-за этого бывает. Или слишком уже много натворил, что на этой земле ты не можешь находиться. Тогда решение Нуми Торум принимать не всегда и не решает.

По хантыйски так и говорят: «Лапат вещпи нум торум». Семью обликами Нуми Торум. Он сегодня такой, завтра другой. Может быть и положительно, может быть и отрицательно. И по его же подобию остальные также. Хынь Ики тоже не всегда он плохой. Хынь Ики это божество смерти, о котором мы уже много говорили. Он в некоторых родах является еще и охранителем тех родов, покровителем родов. И он же запускает, выпускает лодки берестяные с болезнями, ну эпидемии и все это. Курс Торум – впереди стоящий, свои решения ни с кем не согласовывает. Нуми Торум тоже самое, ни с кем ничего не согласовывает.

Спускаемся ниже. Парьюхы. Парьюхы, паратторм. Палюхи кутуп. Палюхи палат. Кущар Торум. Еще ниже идем. Ну а потом _________ Суханг мув най ангки. У нас так еще говорят. Хинь Торум, на севере ее называют Курпат ики.

В подземном мире сама земля, потом каврум щорс – это с горячей водой море, огненное море, через которое кулик перелетает. И там, если по северным ханты идти, курпат ики, еще такой персонаж у них имеется. А у нас он называется и мне небольшая разница ну и конечно само божество Хинь Ики.

Кто при камлании путешествует – есть люди в подземный мир ходят, в верхний мир ходят, что-то там видят. Вот эта схема путешествия по верхнему и нижнему миру. Там много что интересного для людей, которые могут путешествовать. узнавать мир. По этике нашей, по правилам, так не принято. И даже вот этим просто, просто нельзя даже камлать. Вот нету дела, нельзя камлать. Это, за это тоже наказывают. Если кто-то заболел, кто-то попросил, это можно камлать. И зачем тебе Нижний мир? Конечно, когда душа ушла уже в Нижний мир, вот тогда можно в Нижний мир попадать.

Горизонтальное членение. Устье, это низовья Оби, где впадает Карское море. Там у нас Хинь Ики. А сам Ледовитый океан – это туда, где все покойники, все болезни считаются у нас, они там, их обиталище. Отдельное божество, которое по Оби вверх на нерест рыбу отправляет. И по притокам тоже он отправляет.

Появление шаманской болезни и его излечение

Данные этой статьи, составлены по собственному религиозному опыту и от рассказов мужчин и женщин, участвовавших в данных обрядах и непосредственно у шаманов. Причем старшее поколение говорили, что их имена нельзя озвучивать; один сказал, его можно называть его шаманским именем. Про прохождение в Нижний мир у него много было взято, его имя шаманское Ванты хо – смотрящий мужчина.

Название шаман на хантыйском языке щарт, сэманг хо, разновидности шаманов: куйпанг щарт – шаман с бубном, патлам хотанг щарт- шаман в темной избе, лайманг щарт – шаман с топором, йингк ворт щарт, (это шаман, который ставит на стол кружку с водой, и она прилипает), ханты ларащ посанг нэ или хо – шаман гадающий на ящике с прикладом, огненный шаман (гадающий на углях) и наконец женщина гадающая на новорожденном ребенке. Узнает кто покровитель, кто реинкарнировал. Он шаманит с помощью водного духа. Есть и такие универсалы: всеми видами пользуются.

Шаманскую болезнь человечество познало еще давно – с тех пор, как люди поняли, что мы не одни в нашем мире, и нас окружают духи. Обычный человек был не в силах противостоять силам природы, которыми управляли духи. Поэтому отдельные личности стали развивать свои органы чувств, умения, чувствительность, учились управлять энергией – так появились первые шаманы.

Знания шаманов, а главное – их способности – передавались другим поколениям. Далеко не каждый человек может видеть духов предков, которые, как считается, сами выбирают нового шамана. А когда избранный, сам того не зная, идет против своей природы и не хочет становится шаманом, к нему приходит удивительная болезнь – шаманская.

Это необъяснимый наукой феномен, который имеет сакральный смысл. Духи дают понять своему избраннику, что существует параллельный мир, и он должен соединиться с этим миром, принять от духов способности, силы и врачебные знания.

Они ждут, пока избранный примет их предложение стать шаманом. И пока тот не соглашается, духи готовы мучить его, накликая разного рода неудачи и неприятности.

Чаще всего человек не хочет принять уготовленную духами профессию, ведь тогда он больше не будет в полной мере принадлежать себе, а только лишь может служить проводником между миром людей и миром духов.

Не реже бывают случаи, когда избранный даже не подозревает о своей уникальности и не понимает, что с ним происходит, и откуда взялась такая странная болезнь. Тем временем духи не унимаются и не отступают, пока человек не поддастся им.

Такое состояние – это даже не болезнь в привычном понимании. Да, человек страдает, ему плохо, а иногда по ощущениям он и вовсе умирает. Но при этом такой болезнью нельзя заразиться или подхватить ее, как простуду, заболеть из-за инфицирования, травмы, у нее нет медицинских причин и периодов ремиссии.

Она больше похожа на процесс трансформации тонкого тела. В этот момент умирает обычный человек и зарождается шаман.

С этой точки зрения такая шаманская болезнь – просто рождение человека с измененным сознанием, поведением, способностями. Это первая ступень в инициации и посвящении шамана. И наоборот, не будучи выбранным духами, нельзя стать настоящим шаманом, в подобном деле одного только желания недостаточно.

Другими словами – это процесс, в ходе которого происходит проявление желания духов, начало процесса трансформации избранного в шамана.

Шаманские культуры существуют повсеместно: среди индейцев, тибетцев, бурятов, тувинцев и народов крайнего севера. У всех национальностей может по-разному проявляться шаманская болезнь, а иногда ее может и не быть ее. Так, например, во многих направлениях представители шаманизма выявляли новоиспеченных шаманов среди совсем молодых людей, обучали их, давали в руки бубен и знакомили с миром духов.

Сейчас мы говорим о будущих шаманах из народов Севера, которые, наверное, больше всех страдают от признаков шаманской болезни. Во время нее происходит перестройка энергетического тела человека, а это неизбежно сказывается на физическом состоянии.

Медицинские обследования не дают никаких результатов – по их заключению, все физические показатели в норме, а значит невозможно поставить ни один диагноз. Но самочувствие избранных, по их же признаниям, оставляет желать лучшего – болит все тело, ломит кости, а психическое состояние граничит с маниакальной депрессией и даже шизофренией, частые панические атаки.

При этом болезненное состояние может проявляться и у мужчин, и у женщин, как в 15, так в 50 лет. Нередко появление болезни в будущем можно предугадать – скелет избранного содержит лишнюю кость или на теле появляются отметины – так называемые «мултас пул».

К более явным симптомам уже наступившей болезни можно отнести:

странные сны, яркие, красочные, в которых приходят духи, общаются с человеком, поднимается тема похорон и смерти или фрагменты из обряда посвящения; апатия, высокая сонливость, желание быть в одиночестве, доходящая до того, что человек проводит сутки напролёт в кровати; жар, озноб, ломота в костях, боль в суставах, панические атаки; видение духов и общение с ними наяву, образы, похожие на галлюцинации; приступы агрессии редко, способные привести близких в ужас, сопровождаемые потерей памяти в такие моменты; приступы необъяснимой паники; судороги, головокружение, нехватка воздуха, обмороки, иногда граничащие с комой и клинической смертью; сильные головные боли, приступы эпилепсии; покалывание во всем теле.

В особых случаях у избранного появляется непреодолимое желание камлать, даже если до тех пор он никогда не видел, как происходит ритуал камлания.

Камлание – это ритуал, в ходе которого шаман поет, стучит в бубен, входит в состояние транса и общается с духами.

Излечение

Никакими лекарствами, микстурами, антибиотиками и внутривенными инъекциями не получится избавиться от симптомов болезни – непременно появятся новые. И нет каких-то чудодейственных эликсиров, способных спасти от поразительного недуга.

Единственный способ излечиться для избранника духов – это принять свою природу и стать шаманом. Сложно сказать, сколько продлится недуг – многое зависит от энергетического поля больного, силы его сопротивления и желания стать шаманом. Чтобы трансформация и рождение нового шамана прошли быстрее, ему следует настроиться на свой путь, изучать способы общения с другими мирами и перенимать опыт предыдущих поколений.

Конечно, у многих, особенно у людей науки, возникают сомнения в подобном феномене, а некоторые просто считают это сумасшествием. Верить или нет – личное дело каждого. Но на протяжении многих столетий разные народы испытывают на себе его воздействие.

Шаманизм относится к числу древнейших религиозных верований человечества. Это удивительное явление в культуре, силу шаманов признают даже те, кто скептически настроен по отношению народной медицине или экстрасенсорике. Стать таким жрецом по собственной воле невозможно, для этого необходимо быть избранным, иметь предрасположенность к общению с духами. К числу важнейших обрядов относится камлание, с особенностями и сутью которого предлагаем познакомиться. Определение Камлание – это слово, произошедшее от «кам», а по хантыйски кэй, мелодия которая поется при камлании, что по-тюркски значит «шаман», соответственно, камлание – это основная деятельность шамана, включающая в себя погружение в транс, общение с миром духов и исцеление. Также этот термин включает в себя сопровождение души усопшего в другой мир. Особенности проведения обряда можно выделить несколько специфических особенностей проведения обряда камлания: Публичность. В некоторых деревнях считается, что чем больше людей будут присутствовать в сакральном действии, тем более результативным будет обряд. Нередко зрители подбадривают шамана криками или песнями. Сопровождение музыкой, пением и игрой на музыкальных инструментах: бубне, барабане. Сам жрец исполнял священные тексты, которые, по его уверению, были дарованы ему свыше. Тексты песен имеют особый тайный смысл, направленный на открытие двери в мир духов. Проводится чаще всего в темное время суток, вечером либо ночью. Однако при необходимости обряд может быть проведен днем. Камлание – это серьезный ритуал, поэтому проводить его следует только по особым случаям, дважды в день камлать запрещено. Эти черты говорят о том, что шаманский обряд представляет собой не развлекательное мероприятие, а серьезное сакральное действо. Какие же цели имел обряд камлания? лечение больных; охрана народа от злых духов; помощь в привлечении удачи на охоте; предсказание несчастий в селении или конкретной семье; реже – предсказание погоды. И если привлечение охотничьей удачи интересовало людей в ранние периоды, то исцеляться тяжелобольные едут к современным шаманам и в наши дни. Подготовка к обряду Камлание – это важное ритуальное действо, поэтому начинать готовиться к нему следует заранее. Процесс включает в себя несколько процедур: Очищение самого шамана, его бубна и места, где будет проходить действо. Окуривание помещения травами – это помогало его освободить от злых сил. Очищение водой – важнейший этап подготовки. Нередко использовали предварительно заговоренную жидкость. Сам шаман также совершал омовение. В некоторых местностях принято совершать жертвоприношения, чтобы задобрить богов. Только после этих подготовительных процедур можно было приступать непосредственно к самому обряду. Как проходил обряд Камлание – это обряд, проведение которого незначительно отличалось в различных шаманских культах, однако общие черты можно обнаружить во всех них. Шаман обязательно облачался в особый наряд, брал в руки бубен. Завершив подготовительную работу, он обращался к духам, призывал их на помощь. Это могли быть духи-хранители дома, покровители местности, племени или деревни, далее шло обращение к духам Нижнего, Среднего и Верхнего миров и личным помощникам шамана. Сам жрец впадал в это время в транс. Затем следовала беседа шамана с пришедшим духом, который вселялся на время в его тело. А дух самого шамана совершал путешествие в Нижний или Верхний мир. Все, что происходит с ним, жрец подробно описывал вслух, и находящиеся рядом люди внимали каждому слову. Для успеха обряда исцеления крайне важно, чтобы все присутствующие испытывали сочувствие и сострадание. Наблюдатели нередко отмечали, что во время такого ритуала от тела шамана исходили огненные лучи, которые касались тела больного. Это энергия, целебная сила, которая помогала избавиться от недуга. Последний этап – возращение. Дух покидал землю, а шаман возвращался в свое тело. Нередко после ритуала приносились повторные жертвы, чтобы поблагодарить невидимых помощников. Особенности проведения обряда предлагаем познакомиться с некоторыми особенностями проведения камлания: Важнейшую роль в ритуале играл шаманский бубен, на котором жрец исполнял священную мелодию. Чаще всего ударов в этот инструмент было 8, но использовались и иные комбинации. Так, задать ритм «Змея» можно при помощи трех медленных ударов. Исполняя ритуал, шаман совершает движения по кругу: в направлении «юг – восток – запад – север». Это направление символизирует собой созидающий небесный круг. Второе направление – гармонизирующий небесный круг, «восток – юг – запад – север». Третье направление – созидающий земной круг: «запад – юг – север – восток». Наконец, последний круг, гармонизирующий земной: «юг – запад – север – восток». Во время каждого ритуала, в зависимости от его цели, шаман выбирал направление и двигался строго по нему. Верный выбор круга – вопрос, очень важный в камлании. Не меньшее значение играл и ритм бубна.

Значение ритуала. В чем смысл шаманского камлания? Этот обряд помогал проникнуть в мир духов, попросить их о помощи, поэтому нередко ритуал проводился, чтобы исцелить больного. Известны случаи, когда шаман помогал людям в борьбе с недугами, с лечением которых официальная медицина не справилась. Согласно идеологии шаманизма, болезни и неприятности на человека насылают злые духи, обычные люди не в силах бороться с ними. Тогда на помощь и приходит шаман, у которого имеются помощники и покровитель – Тулмащ, ух алюм тахи. Помошников может быть много, медведь – Йем вош ики, или у некоторых божество Смерти, Хинь ики. Благодаря действиям добрых духов удается остановить болезнь, очистить человека и вернуть его к нормальной жизни в физическом мире. Когда душа где-то в Нижнем мире, оборачивается дух Йем вош ики в мышку и в виде мыши проникает в Нижний мир, через огненное море перелетает в образе кулика. Там находит душу искомую и возвращается к шаману.

Отношение к обряду не все современные люди верят в то, что шаман действительно общается с духами. Для таких скептиков камлание – это театрализованное представление, на котором жрец использует музыку, игру на бубне, особые ароматы, даже гипноз. Он делает все, чтобы находящиеся рядом люди поверили в его путешествие в иные миры. Именно пение и музыка, ритмичные удары в шаманский бубен, погружают зрителей обряда в особое состояние, когда кажется, что дверь в иную реальность слегка приоткрылась. Верить или нет в мистическую силу обряда шаманского камлания – каждый решает для себя сам. Однако можно с уверенностью отметить два факта: система религиозных верований, шаманство, существует уже достаточно давно. Если другие культы, будь то тотемизм, анимизм и прочие, ушли в прошлое, то камлающих шаманов можно встретить и по сей день. Второй момент – нередко в ходе этих обрядов были исцелены люди, помочь которым официальная медицина не могла. Такие факты документально зафиксированы. Эти два обстоятельства говорят о том, что камлание шамана действительно обладает некой тайной силой.

Другое мышление

Все люди являются энергетическими существами. Поэтому для того, чтобы быть в гармонии с этим миром, необходимо знать, как распоряжаться своей энергией. Практически каждый человек испытывает эмоции при каких-то жизненных обстоятельствах. При этом он оставляет свою энергию в этих местах, а затем начинает слабеть от её недостатка.

Шаманская техника возвращения энергии

Существуют ли способы возвращения утраченной энергии? Определенно, да. Одна эффективная шаманская техника позволит вернуть свою энергию на место. Один мудрый шаман сказал, что мы тянемся к другим людям лишь по причине нехватки собственной энергии. Сами того не замечая, мы ищем в них свою утраченную энергию. Но обращаемся мы не туда, куда надо. Забирая чужую энергию, мы становимся энергетическими вампирами. Зачем искать энергию в другом человеке, если можно забрать свою, мысленно вернувшись в прошлое время. По хантыйски унесли душу, здесь мы называем энергией.

Затрачивая собственную энергию на эмоции, мы становимся слабее. Поэтому у нас часто бывают проблемы со здоровьем, неудачи в личной жизни, утечка финансовых средств.

Формируя свои желания, мы отдаём свою энергию в будущее. И что же происходит, когда наше самое заветное желание сбывается? О да, мы испытываем дикий восторг, потому что встречаемся с той самой энергетической частью, которую когда-то направляли со своим желанием в этот момент, который происходит с нами уже в настоящем времени. А восторг – это эмоция, испытав которую, мы вновь затрачиваем часть своей энергии и приходим от этого в состояние уныния. Эмоции становятся тюрьмой для нашего энергетического тела. За печалью следует радость, а за ней снова печаль. Находясь в состоянии ровности, мы восстанавливаем баланс со своим энергетическим телом.

Поэтому при формировании мечты, нужно вкладывать свою энергию не в бесплотные фантазии, а в действия, которые совершаются здесь и сейчас для достижения своей цели.

Итак, как же доставать свою энергию из прошлого?

Нужно лечь, расслабиться и найти в себе какую-нибудь зону дискомфорта. К примеру, это может быть тяжесть в теле, болезненные ощущения или эмоции.

Затем задаётся вопрос: «какое событие послужило этому неприятному ощущению?».

После этого нужно мысленно перенестись в прошлое, в то самое место, откуда пришёл к вам дискомфорт. Это означает, что именно там вы оставили часть своей энергии. Теперь её нужно искать. При этом не нужно обращать внимание на места воспоминаний или людей. Вам нужна лишь потерянная энергия.

Активно ищите её глазами. Возможно, ваша энергия будет представлена в виде облака, паутинки или сухой травы. В любом случае энергия будет напоминать что-то заброшенное, как если бы вы поднялись на чердак старого дома и увидели бы свою любимую игрушку, с которой когда-то играли в детстве.

Итак, вы нашли свою энергию. Теперь вам необходимо собрать её, положить себе на солнечное сплетение и вдохнуть в себя.

Также можно воспользоваться и другим методом. Когда будете искать свою энергию, возьмите с собой глубокую чашу и складывайте туда все вещи, которые являются вашей энергией. После этого выпейте энергию из чаши.

При виде сгустка вашей энергии, можно посмотреть, какие эмоции вы в нём оставили. Когда вы выпиваете или вдыхаете свою утраченную энергию, то сразу же пропадают эмоциональная привязанность к тому событию. Теперь вы чувствуете полное безразличие к этой ситуации. Однако прилив сил чувствуется не сразу. Какое-то время нужно подождать, пока утраченная энергия в вас уляжется. Обычно на это уходит несколько дней. И после восстановления энергии, вы ощутите невероятный прилив сил.

Возвращаясь в момент прошлого, вы не разрываете связность между цепочкой событий. Они остаются теми же, но уже без вашей энергии. Существуют также шаманские техники, в которых нужно стирать всю свою личную историю (дату рождения, события, людей, эмоциональные привязанности и т.д.). Эта техника освобождает человека от всех земных привязок, которые сковывают дух на протяжении всей жизни.

Благодаря технике возвращения своей забытой энергии, у человека улучшается самочувствие, появляются силы и уверенность в себе. Теперь он может распоряжаться своей энергией по своему желанию. Например, можно вкладывать её в достижение своих целей или в улучшение здоровья.

Эта техника является отличным эликсиром молодости. Ведь в старости люди могут возвращаться в своё прошлое, извлекая оттуда забытые сгустки энергии. Тем самым они себя омолаживают. Когда вы совершаете путешествие в прошлое время, то можете увидеть знакомых людей, которые опутаны паутиной. В этом случае её нужно обязательно снимать, так как это и есть ваша энергия. И в скором времени вы перестанете испытывать эмоции к этому человеку. Если вы чувствуете постоянный упадок сил, то это означает, что вам нужно вернуть растраченную энергию. Попробуйте это сделать и вскоре вы заметите значительные улучшения в своей жизни.

Возвращение души. Применение шаманских техник в психодраме.

"Изучать верования, не веруя, это все равно, что петь песню, не зная мелодии. Уступчивость, послушание, готовность принять предлагаемые тебе ноты как единственно верные, предлагаемый рисунок роли как единственно возможный – вот основа сценического искусства, перевода и вообще – взаимопонимания. Этот жест не должен быть постоянным, не должен превращаться в состояние души или ума, но и фальшивым он быть не может. Он означает больше, чем временный отказ от неверия во имя того лишь, чтобы досмотреть спектакль до конца, но все же не является истинным обращением в веру. Он чем-то похож на обязательную фигуру в танце" – У. Ле Гуин, "Толкователи".

Индейцы племени Квакиутли (Северная Америка) (1) считают, что человек может лишиться части своей души. В страшные или тяжёлые моменты жизни, в процессе небезопасных или неравных отношений, злоупотребления или насилия, во время сильного горя, в момент любой психологической травмы, часть души человека отделяется и остаётся в том месте и времени, где произошла травма, или отправляется в потусторонние пространства – мир мёртвых (вслед за умершим другом), в мир потерянных детских душ и т.д. Бывает и так, что при переезде часть души ребёнка остаётся в каком-то дорогом и любимом им месте.

Иногда душу специально похищает кто-то, стремящийся причинить вред или получить власть над человеком. Или кто-то, кто думает, что он сможет таким образом закрыть дыру, образовавшуюся при похищении части его собственной души. Иногда душу отдают добровольно, надеясь получить какое-то благо взамен: купить чьи-то чувства, получить гарантию хорошего к себе отношения… (2)

Человек, с которым это произошло, чувствует некоторое облегчение, т.к. вместе с душой уходит и боль потери. Но, в то же время, он ощущает упадок сил, начинает болеть, теряет способность творить, становится менее спонтанным, ему все время чего-то не хватает – сил, энергии, времени… Возникают сложности во взаимоотношениях. Кажется, что он не совсем здесь. Или не весь здесь. Если потерянных частей души слишком много, человек специфической мудрости, обращаться за помощью. Так орёл может научить мудрости общего взгляда на ситуацию, кошка – изменчивости, а лиса – умению прятаться и видеть невидимое.

Задача Животного Силы – поддерживать здоровье своего подопечного, помогая ему и направляя его. В повседневной жизни каждый может призвать своего хранителя, когда ему необходима дополнительная энергия или помощь, когда он находится в опасной ситуации или во время болезни.

Контакт с Животным Силы, необходим шаману, отравляющемуся в путешествие для возвращения души. Кроме того, прочный контакт с собственным хранителем помогает клиенту принять потерянную часть души, когда она вернётся. Поэтому первая часть нашей работы часто бывает посвящена поиску Животного Силы. Можно говорить об этом, как о поиске ресурса, который стилистически подходил бы к шаманскому мифу и хорошо вписывался бы в сцены возвращения души. Мы же предпочитаем рассматривать этот этап как вхождение в пространство шаманского мифа.

В традиционном варианте поиски потерянной души происходит в иной реальности. Клиент пассивен. Он просто лежит рядом с шаманом, который либо сам бьёт в бубен, либо входит в транс под ритм, задаваемый помощником. Внешнее действие этим и ограничивается, но в трансе шаман переживает множество сцен – путешествие, борьбу, торг, поиски и т.д. Вернувшись, шаман передаёт принесённую с собой душу клиенту и сообщает ему обо всем увиденном. Фактически, клиент впервые включается в происходящее во время этого рассказа. А главная работа начинается после того, как душа возвращена и заключается в адаптации к происходящим изменениям.

В отличие от традиционной шаманской работы, действие на психодраматической сцене более насыщено, и протагонист принимает в нем непосредственное участие с самого начала. Далее мы приводим примерный ход процесса и хотим поделиться некоторыми наблюдениями. Хотелось бы предостеречь коллег от простого воспроизведения предложенной схемы, существенной составляющей в описанной работе является техника контакта с Животным Силы. Кроме того – смотри эпиграф.

Работа начинается с Ритуала перехода в шаманскую картину мира. Это выражение согласия с метафорой, мифологией, которая будет служить опорой. Это является частью контракта. Необходимо, чтобы миф был созвучен клиенту, чтобы была в нем какая-то правда. На этой стадии мы проверяем также, не входит ли шаманская картина мира с чьими-то религиозными и культурными представлениями.

Протагонист из участников группы выбирает кого-то на роль своего шамана, того, кто будет отстаивать его интересы. Шаман – очень важный персонаж драмы. От него требуется много спонтанности. Обмена ролей с ним в большинстве случаев не происходит. Для поддержки протагониста полезно дать ему возможность выбрать участников на роли собственных Животных Силы и, может быть, предков – если этот аспект поддержки обсуждался на группе.

Директор психодрамы также выступает в роли шамана – но более опытного и знающего, который может в случае необходимости подсказать и помочь. Директор поддерживает и протагониста и исполнителя роли шамана. Он же удерживает "правила игры": внутренние – мифологию и внешние – правила психодраматического действия.

Шаман выбирает участников группы на роли своих Животных Силы и готовит все необходимое для путешествия. При этом директор предлагает участникам слушать своих собственных Животных Силы ("как если бы вы их знали") и решать, могут ли они сыграть ту или иную роль. (Поскольку эта работа происходит после показа техники поиска Животных Силы, все участники уже представляют, о чем идёт речь. Замечено, что часто протагонист выбирает кого-то на роль шамана, сознательно или бессознательно исходя из тех ресурсов, в том числе и Животных Силы, которые есть у данного участника группы.)
Заручившись поддержкой, протагонист строит сцену прошлого или символической реальности, в которой осталась часть его души. Часто протагонист знает, когда и где была оставлена душа, но в некоторых случаях требуется дополнительная фокусировка.

"Вы отправляетесь туда, где находится та часть души, которую вы готовы вернуть в данный момент. Та часть, которая уже может вернуться. Что это за сцена? Расскажите, что вы видите". (Важно получить просто описание, без концепций, оценок, рационализаций). "То, что вы увидите, может оказаться странным. Описывайте максимально точно". Потерянная душа часто присутствует в сцене в виде человека того возраста, в котором она была потеряна. "Кого вы там видите? Кто есть в сцене, кроме потерянной души?"

Часто у директора при этом возникает ощущение, что ситуация относиться к определённому этапу жизни протагониста. Иногда возникает видение сцены. Важно удержать его при себе. Если оно неожиданно и совпадает с тем, что находит протагонист, это дополнительный критерий правильности выбранного направления.

Бывает мудро строить сцену лишь перед мысленным взором протагониста, не заставляя его воспроизводить ситуацию травмы. Мы также не рекомендуем вводить протагониста в роль себя в травматической сцене. Зеркало – самая безопасная позиция.

В итоге сцена выстраивается очень скупыми средствами, может быть, с использованием стульев для обозначения декораций. Единственный необходимый персонаж – потерянная часть души (хотя и в данном случае можно редуцировать действие до диалога с пустым стулом).

Шаман отправляется на поиски. Импровизируя, находит способ получить потерянную часть души – иногда это бой с противником или похитителем, иногда приходится действовать обманом, иногда – подкупить похитителя или обмануть его. Иногда требуется уговорить душу, которая не хочет возвращаться, убедить её вернуться к протагонисту. В этом помогают Животные Силы и любые духи, которые на это согласятся – шаман может запрашивать дополнительную помощь у группы и у директора.

Для того чтобы оставить протагониста вне травматической сцены, мы часто предлагаем ему комментировать происходящее из зеркала, спрашивая, например: "Потерянная часть души слышит, то, что ей говорят? Как она реагирует?" Мы все время возвращаем протагониста от предположений к тому, что происходит. "Что происходит? Что ты видишь?" Если у протагониста возникают сильные чувства, директор поддерживает его, даёт нормализацию, присутствует с ним в сцене. Обмен ролями происходит только на стадии принятия нового решения, когда удаётся добиться возвращения души.

После возвращения шамана, когда он приносит часть души, наступает важный этап: требуется договориться с возвращённой частью души о том, как протагонист будет о ней заботиться, какие будет совершать конкретные ритуальные действия, жесты заботы о себе. Здесь возможно возвращение боли, связанной с травматическим событием. Важно, чтобы директор (в роли более опытного шамана) дал понять, что это временно, что за болью придёт сила, которая заключена во вновь обретённой части. Это очень важный момент, протагонисту требуется вся возможная поддержка – директора, вспомогательных я, группы.

В завершение члены группы приветствуют возвращение души протагониста ритуальной фразой: "Добро пожаловать домой!"

Совершается Ритуал выхода из шаманской метафоры. Участники возвращаются в привычную картину мира. Шеринг.

Иногда эффект от возвращения можно почувствовать немедленно, иногда требуется какое-то время – до нескольких месяцев. Пропадают симптомы, начинает получаться то, что ранее не удавалось, наблюдаются сдвиги в личной жизни или просто становится больше радости. Очень хорошо, если у протагониста есть сообщество, которое могло бы поддержать его в изменениях, которые будут с ним происходить.

В заключение хотелось бы остановиться на нескольких моментах.

Во-первых, сказать пару слов о сочувствии антагонисту. Как правило, похититель души забирает ее, дабы закрыть свою собственную брешь, дополнить то, чего ему не хватает. Это тщетная попытка – результат не достигается. Заполнить брешь можно только своей собственной частью, а она была похищена или отдана когда-то ранее. Забирая украденное, можно дать похитителю шанс найти свою собственную душу. Часто при этом в сцене антагонист испытывает облегчение.

Во-вторых, отметить некоторые важные аспекты мифа. Потерянная часть души находится где-то. Туда можно отправляться, можно строить предположения о том, как она там живёт, можно налаживать с ней контакт. То есть результат травмы – это не повреждение, дефект, а разделение на части, из которых можно вновь составить целое – преодолев боль и залечив раны. Важно, что потеря души при травме рассматривается как адаптивная реакция. Протагонист оказывается, в общем-то, сильным, сила его в том, что он сумел выжить. Наличие в картине мира союзников и сильных помогающих фигур: шаман, его Животные Силы, хранители самого клиента, в некоторых случаях – мудрые предки протагониста. Непременная вера в жизненную силу самого протагониста: у него обязательно есть Животное Силы.

Способы как шаманить

Обряды на убывающую и растущую луну

Когда луна на убыль идет, делается обряд, в котором все свои проблемы снимают, в том числе шаман у себя снимает, какие у него есть. Может быть ссоры были, может еще что-то было. Может погряз в долгах, все возможно. Может подселенцы. Поэтому делается чтобы все плохое ушло обряд, когда луна на убыль идет.

Ссоры – это очень важно. Когда ты ни с кем не ссоришься, ты сильнее становишься внутренне. И вот когда все негативное от тебя ушло, на новолуние делаешь этот обряд. Лучше с третьего дня.

Берут красный материал. По количеству мужчин, сколько в обряде, палочки делают. Если пятеро мужчин – пять палочек в куклу заворачивают. Если нет мужчин, то кто-то должен быть в мужской роли. Женщина может попросить от мужчины. И по кругу идет эта куколка, все держат ее, вкладывают туда свою энергию. По солнцу движется куколка. Один другому передает. И последнему передают тому же человеку, который сделал куклу. Тот бросает в костер, сгорает кукла. И это считается обновлением.

Потом уже, когда луна рождается – новолуние, делается обряд, который на прибыль. Это не только прибыль, это как раз и здоровье, все с этим связывают, с прибылью. Всех духов созываешь на прибыль. Конечно, Создателя в том числе созываешь. Это и лесные духи. Какие есть, всех созывают.

Хынь Ики – обязательное условие. Когда деньги просят, он всегда. И всем другим тоже. Всем светлым, которые в излечении болезни помогают – они в первую очередь созываются. Духи лесов, озер, рек – они тоже удачу дают.

А на убыль когда идет, проблемы твои чтобы ушли, тоже весь пантеон зовешь. Хынь Ики тоже самое. Когда материал даешь, Хынь Ики и Мать Земля – они вместе. Этот черный материал, он предназначен и для Хынь Ики, и для Матери Земли.

Конечно не всех, потому что духов несчетное количество. Когда-то Карьялайнен писал, что вряд ли кому-то удастся когда-нибудь выявить всех духов, потому что новые еще рождаются. Кто-то умирает, он тоже хочет духом стать – тоже становится. И вот всех созывает, все приходят. Белый материал от всех завязывают на березу. Прежде, чем завязать, тоже, как на обряде на убыль, этот материал передается по кругу. Все держат, все просят уже от своего имени. Деньги просят, здоровье просят, все вот это, что прибудет. И до ведущего доходит, ведущий идет в восточную сторону и завязывает на березу материал. Узлы при этом чтоб смотрели на восток, вот так завязывает.


Этот узел должен быть в сторону востока.

Зеленый материал завязывают на елку. И еще. Третий материал, это черный материал. Он Матери Земле дается. Он тоже по кругу идет. И при этом, и на зеленый, и на белый, везде в одном уголочке монетки кладут. Чтоб нечетное количество было. Можно три, пять, семь.

Матери Земле отдается у кедра – на землю прямо кладется, может быть только землей присыпается, чтобы ветром не унесло. Можно елку. Сосну нельзя, сосна – верхний мир. Мы шкуры оленей вешаем на сосну. На березу тоже, но если рядом сосна есть, то всегда на сосну. На березу материал белый всегда. Если забили белого олененка, то белого олененка обязательно на березу.

Вот в принципе весь этот самый обряд. Когда привязываешь, Нуми Торуму говоришь такие слова: «Как луна растет, также чтоб у меня прибавлялось. Если блюдо лежало крышкой вниз, то теперь пусть переворачивается, полностью наполняется. Пусть чашки наполняются полностью, пусть кошелек наполняется полностью, пусть в моем доме обновляется, пусть у меня обновляется здоровье».

Три раза, пять, семь раз поворачиваешься, но не больше, и уходишь. Когда из святого места уходят, уже потом уже последние уходят, назад нельзя оборачиваться. Последним уходит тот, кто обряд проводил. Те, кто ему помогали, помощники, те первые идут. Посуду если с собой брали, с посудой со всем первые уходят. По одиночке уходить не разрешается с таких обрядов, всегда вместе уходят. Можно одному провести. Но если ты объявление дашь, ты для людей проведешь, ты тут же наполнишь карманы.

Сколько раз его можно проводить? Можно проводить много раз, если для других людей. Если для других делаешь, себя забывать не надо. Если для всех просишь, с себя начинай. Это обязательное условие. Все ритуалы лучше в первой половине дня, до захода солнца.

Ас тый ики

Ас тый ики. Мужчина с верховьев Оби, или у истоков Оби. У нас решили верховья Оби, где устье Иртыша. там его поместили. А в самом то деле, где Бия и Катунь, там находится. А здесь его свято святое место, где его почитают. Это еще память видимо о том, есть версия у этнографов, что с Алтая пришли ненцы, часть хантов тоже с Алтая пришли. Есть две версии по этногенезу, вот володинский этногенез говорит, что с Алтая пришли. И наша религия частично на Алтай ложится, а так вот у нас в религии очень много иранского.

Вот Ас тый ики. Митра есть, солнечное божество, полностью со всеми функциями тождественен иранскому богу Митре. Так же он наблюдает, асты ики наблюдает за другими божествами, чтоб те свои функции выполняли. Если не выполняют, он их наказывает. Сейчас конкретно к практике, когда ему поклоняются – туда ходят, на то святое место, только мужчины. А женщины оставались на своих местах. Допустим, я пример приведу – казымские едут, на устье Назыма семеро охранителей устья реки. И там вот, в сопках женщины остаются, а дальше едут мужчины. И на устье Иртыша мужчины там обряд свой проводят. В ранешние времена, когда ханты богатые были, жеребца белого забивали. В последний раз это случалось где-то в девяностых годах.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71518660?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Хантыйское шаманство Тимофей Молданов
Хантыйское шаманство

Тимофей Молданов

Тип: электронная книга

Жанр: Магические академии

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 10.01.2025

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Книга для всех кто интересуется хантыйским мировоззрением, первичными религиозными верованиями, мифологией. Представляем вам собственный опыт в шаманстве, и некоторые обряды. Сам являюсь исследователем культуры, и сам же пою священные песнопения. Как шаман провожу обряды, лечу людей. Я из рода древних шаманов, по отцовской и материнской линии все были шаманы. Встретите новых персонажей, мифические лесные персонажи, обряды до сих пор проводимые.