К берегам Катуни. Прогулки рука об руку
Дмитрий Кругляков
Надежда Давыдова
Алтай… Это слово отзывается целой симфонией впечатлений. Здесь можно погрузиться в историю, изучать местную культуру или просто наслаждаться неповторимой красотой Алтайского края и Республики Алтай, разделенных руслом красивой и сильной реки Катунь, о путешествии к берегам которой и пойдет наш рассказ.Книга является продолжением серии «Прогулки рука об руку» и рассчитана на широкий круг читателей.
К берегам Катуни
Прогулки рука об руку
Дмитрий Кругляков
Надежда Давыдова
© Дмитрий Кругляков, 2024
© Надежда Давыдова, 2024
ISBN 978-5-0065-1835-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предвкушение
Поездка на Алтай была задумана в качестве подарка жены на мой день рождения, хотя в некоторых местах, предусмотренных программой тура, нам ранее уже доводилось бывать с Надеждой, хотя и порознь. Тем не менее тщательно составленный и продуманный до мелочей план предстоящих экскурсий, подготовленный директором Алтайской академии гостеприимства Сергеем Владимировичем Ездиным, а по совместительству – нашим водителем, проводником и гидом на время поездки, оказался незаменимым подспорьем, предоставившим нам уникальную возможность увидеть два региона – два Алтая: Алтайский край и Республику Алтай.
А путеводной звездой нашей поездки стала одна из главных водных артерий горной части Алтая – Катунь, устремляясь к которой, мы избороздили не одну сотню километров, то удаляясь, то приближаясь к скалистому ложу ее извилистого русла, несущего с Катунского хребта бурные бирюзовые воды.
Местные жители почтительно и с гордостью величают эту реку Кадын-Суу, тем самым как бы подчеркивая соответствие ее имени монаршему титулу, поскольку в переводе с тюркского оно означает «даму», «княгиню», «жену важного человека»[1 - Покровская Л. А. Термины родства в тюркских языках // Историческое развитие лексики тюркских языков. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1961. – С. 58.], «владычицу» и даже «царицу рек»[2 - Чихачев П. А. Путешествие в Восточный Алтай. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1974. – С. 52.]. О путешествии к берегам этой красивой и сильной реки и пойдет наш рассказ.
Белокуриха
История нынешнего города-курорта федерального значения началась в 1867 году после публикации информации члена Императорского Русского географического общества Степана Ивановича Гуляева об открытии годом ранее горячих источников (ключей) в Бийском округе в деревне Новобелокурихе, расположенной «на большой ровной площади, по обеим сторонам речки Большой Белокурихи, у подошвы северного склона Алтайских гор (Ануйские белки)»[3 - Горячие ключи в Бийском округе Томской губернии. Мелкие известия // Известия Императорского Русского географического общества. Т. 3. – СПб., 1867. – С. 185.].
Согласно полученным сведениям, обнаруженные «ключи находятся на южном краю Новобелокурихи, несколько вдавшись в горное ущелье, при самом выходе речки на равнину. Они бьют из песка, подле самого русла, в нескольких местах. <…> Песок этой местности никогда не промерзает. При малейшем раскапывании его появляется теплая вода, бьющая пузырьками…; с водой выходит мелкий, иловатый песок, похожий на шлих. Вода в ключах горяча, необыкновенно прозрачна, приятна на вкус, несколько сладковата, с сернистым запахом; этот же запах серы, но в большей степени, издает почва, окружающая ключи»[4 - Там же.].
По свидетельству местных жителей, эти ключи исцеляют от многих болезней, преимущественно накожных, в то время как проведенный в Барнауле лабораторный анализ показал, что вода по своему составу является щелочно-серной, «совершенно сходна с водой минеральных ключей близ укрепления Верхнего в Киргизской степи, а также Кавказских и Ставропольских, а потому может быть употреблена с пользой в золотухе, разного рода сыпях (хронических лишаях), хроническом ревматизме, ломоте и проч.»[5 - Там же. – С. 185—186.].
Последующие исследования показали, что «ключевая местность расположена и по руслу речки, и на ее песчаных берегах, протяжением до 50 саж. Более удаленный ключ находится у подножия горы, в 30 саж. от берега р., на поверхности, которая на аршин выше речного уровня. Местность эта представляет вид тенистого болота и называется Змеиным озером. Вода источника имеет температуру 26° Р. <…> Качественный анализ указывает на присутствие в ней в значительном количестве натра (окиси натрия. – Д.К.) и в ничтожном количестве железа и кальция; из кислот находятся углекислота, соляная, серная и кремневая кислоты. По заключению врача Тархова, источник этот по составу воды и температуре принадлежит к индифферентным горячим ключам»[6 - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том XXI (41). Нибелунги – Нэффцер. – С.-Петербург: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1897. – С. 263.].
Первые купальни в ванном бараке появились в Новобелокурихе практически сразу, в 1868 году, а денежные средства на их обустройство выделил один из местных жителей, правда, «вода в то время нагревалась в простых чугунах и лишь позднее были поставлены два небольших котла»[7 - Из истории курорта Белокуриха // akunb.altlib.ru: Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова (дата обращения: 21.08.2024).]. К концу XIX века в этой, досель никому не известной, деревушке уже насчитывалось 96 жилых домов; пациенты приезжали преимущественно в летний период, с 1 июня по 1 сентября, хотя их количество было по-прежнему весьма скромным – не более ста человек за лето[8 - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том XXI (41). Нибелунги – Нэффцер. – С.-Петербург: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1897. – С. 263.].
На пути к всесоюзной здравнице у курорта было много перипетий, периоды падений, забвений и взлетов, однако вторую жизнь минеральные источники Белокурихи обрели лишь после вмешательства в их развитие министра среднего машиностроения СССР Ефима Павловича Славского, стоявшего у истоков создания атомной отрасли нашей страны. Под его руководством на территории Белокурихи, в ту пору курортного поселка, в 70-х годах прошлого столетия был возведен комплекс из 7 санаториев, принимавших одновременно четыре тысячи пациентов[9 - Cлавский Ефим Павлович: о памяти и памятнике // web.archive.org: бесплатный онлайн-архив Интернета (дата обращения: 21.08.2024).].
В наши дни санаторно-гостиничная инфраструктура Белокурихи позволяет не только круглогодично лечить больных с заболеваниями сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной системы, болезнями органов движения, нарушения обмена веществ, заболеваниями кожи, но и предоставляет жителям и гостям курорта уникальную возможность вести активный образ жизни. Например, заниматься пешим туризмом и кататься на горных лыжах, тем более что одна из трасс проходит как раз по склону горы Церковка, находящейся в шаговой доступности от курортной зоны города.
Свое название гора получила за округлую форму скалистого выступа, чем-то напоминающего церковный купол, на котором для усиления зрительной ассоциации даже установили православный крест. Однако эта гора, на вершину которой можно подняться сидя на кресельном подъемнике, славится как имеющими забавные названия гигантскими валунами, так и многочисленным табором юрких бурундучков. Их радостное попискивание вкупе с нашей случайной встречей с рыжей красавицей – лисичкой, которую мы сразу окрестили Белушкой (Куряшей)[10 - Надежда предложила назвать ее Белушкой, а мне показалось, что ее зовут Куряша, однако, чтобы не спорить, решили, что у лисички будет два имени.], навеял нам сказку-легенду о горе Церковка.
Сказка Белушки (Куряши)
Давно это было, еще в ту пору, когда по земле бродили благородные рыцари-великаны, ища достойных соперников и устраивая с ними поединки, дабы в честном бою силой помериться. Сражались они без оружия, а то, что под руку подворачивалось, только в качестве щита использовали, парируя встречные удары, а потому после таких состязаний на месте каждого побоища, заканчивающегося обычно крепким рукопожатием, всегда оставались вытоптанные луга, выкорчеванные с корнями деревья да свернутые горные склоны. Как-никак в схватке сходились равные по силе противники, не уступающие друг другу ни в ловкости, ни в умении, ни в храбрости.
В те времена в здешних краях жили два брата-близнеца; были они богатырского телосложения и гигантского роста, но очень добрые и отзывчивые, никому зла не чинили и всякую живность без надобности не задирали. Братья были похожи друг на друга как две капли воды, хотя один раньше родился, другой чуточку позже, поэтому младший всегда носил белый плащ, а старший – черный. Братья старались не пропускать ни одного рыцарского турнира и часто выходили победителями, но друг с другом никогда не дрались и силу друг друга не мерили, потому как отцу с матерью это обещали.
Тем не менее однажды все же нашелся злой язык, который начал тайком каждого из них, по отдельности, подзуживать, заверяя, что другой брат считает себя более успешным, сильным и вертким. Лживые речи были столь убедительны, что братья не выдержали и, нарушив родительский наказ, решили друг с другом сразиться. А перед этим договорились, что местом встречи, где они силушкой будут мериться, станет межгорье, там, где ныне село Куяган красуется, а тогда только топи да болота были, зато от людей подальше: никого ненароком не заденешь да ничьих домов не порушишь. И поедут они туда не вместе, а порознь. Жребий бросят, кому с какой стороны добираться выпадет. А тот, кто первым на месте окажется, тому позволяется более выгодную позицию занять, а заодно передохнуть и приготовиться, потому как последний пришедший должен в битву сразу вступить, без отдыха и промедления. Тогда все честно будет.
Назначив день и час, они встали ранним утром, накинули на плечи свои плащи, оседлали верных скакунов и разъехались в разные стороны, а отъехав на оговоренное расстояние, начали сходиться; кони с рыси в галоп перешли, помчали, закусив удила, всадники к их шеям прильнули, вперед зорко всматриваются, только плащи позади флагами развеваются.
Скульптура «Бобр», ресторан «Бивер»
Фонтан со львами (Ореховая ал.)
Церковь Николая Чудотворца (ул. Славского, 32)
Вид на ресторан «Мулино» (ул. Славского, 35)
Скульптура «Лев» (Ореховая ал.)
Со Славским Е. П.: прикоснуться к истории
Речка Белокуриха, парковая зона
Скульптура «Олени», парковая зона
Кто в домике живет?
Декор моста, ресторан «Биршале», фрагмент
Причудливое нагромождение каменных глыб
Двухместная «скамья» кресельного подъемника
Гроза идет
Каменная поленница, гора Церковка
Потрескавшийся гигант
Каменный купол с православным крестом
Юркий бурундук, гора Церковка
Могу спеть, станцевать и даже сказку рассказать!
Белушка (Куряша)
Фруктовый декор абажура
Притомилась что-то, пойду отдохну…
Интерьер 2-го этажа, «Трактир Гоголь»
Памятник Николаю Гоголю
Ресторан «Трактир Гоголь»
Граммофон, «Трактир Гоголь»
Купец с мешком муки, Мишина гора
Топтыгин, горнолыжный комплекс «Мишина гора»
Старший брат вперед вырвался, вот уже и межгорье показалось, и речушки малые серебряными нитями заблестели, ему подмигивают, подбадривают. До места схватки совсем чуть-чуть осталось, когда внезапно мощный порыв ветра налетел, подхватил полы черного плаща и на вершину горы Церковка их забросил.
В тот же миг конь под седоком рванулся, едва на землю его не скинул; старший брат чудом в седле удержался, успел поводья натянуть, своего резвого скакуна на лету остановить. Принялся старший брат за плащ дергать, пытаясь его из цепких горных оков вырвать, аж упарился весь. Пот уже в три ручьями с богатыря льет, а толку нет; ткань у плаща прочная – тянется, но не рвется.
Тем временем на вершине горы Церковка ночь наступила, хотя минуту назад вроде как рассвет брезжил, солнышко меж веток проглядывало, улыбалось, а теперь всю округу тьма поглотила. Заметались по склону бурундучки, переглядываются, недоумевают, что происходит, а над их головами все время что-то шуршит, трется, кусты и деревья к земле клонит да валуны шатает.
Вызвались смельчаки, ловко по камням да веткам наверх взобрались и носами во что-то тряпичное и мокрое уперлись. Долго не думая, начали дырки прогрызать. Но лишь первые показались, как бурундуков с головы до пят моросью окатило, а затем и месячная норма с небес сошла, когда прорехи в плаще огромными стали.
В тот момент, оказалось, старший брат с лица остатки пота смахивал, после чего, дух переведя, рванул свой плащ из последних сил и, разрывая его в клочья, вырвался наконец-то из пут, сковывающих его свободу.
Пока старший брат за свой плащ с горой воевал, младший на место встречи первым прибыл, позицию удобную занял, на солнышке прилег да пригрелся, богатырским сном уснул. Да так, что старший брат, когда явился, растолкать его и не смог. Да и сил у него уже не было, сам от усталости рядом свалился.
С тех пор и повелось, лишь только назначат они друг другу место и время встречи, чтобы определить, кто сильнее, один из них свой плащ за макушку Церковки обязательно зацепит. А пока с горой договаривается, то полдня проходит, а там уже не до битвы, других дел всегда полно.
Да вы и сами этих братьев не раз видели, когда в сторону горы смотрели. Если вершина Церковки ватным туманом скрыта – это плащ младшего брата болтается, а если грозовым облаком укутана – опять старший брат с горой переговоры ведет, свой плащ целым и невредимым вернуть пытается. Как-никак материнский подарок, стыдно ему в отчий дом в рванине возвращаться…
Алтайское
Первое упоминание о селе Алтайское, некогда называемом то ли Верхне-Каменское, то ли Верх-Каменка, раскинувшемся среди тайги на берегу реки Каменка, левого притока Катуни, относится к 1808 году. «В ревизской сказке (книге по учету населения) того времени было записано, что в поселении Верх-Каменка проживают семьи крестьянина Зиновьева и три семьи ясашных татар (кумундинцы). <…> К 1834 году Верх-Каменка настолько заселилась, что власти нашли нужным вывести село из состава Смоленской волости и определить Верх-Каменку волостным центром, переименовав его в волостное село Алтайское»[11 - Шипунова Т. М. Это было недавно, это было давно… // altaiskoe.ru: «Алтайский альманах» – творческий сборник об Алтае (дата обращения: 23.08.2024).].
В этом селении в разное время довелось побывать ботанику и исследователю Алтая Виктору Ивановичу Верещагину, автору романа «Угрюм-река» Вячеславу Яковлевичу Шишкову, а также знаменитому художнику, мыслителю и путешественнику Николаю Константиновичу Рериху. Так, говоря об Алтайском, Виктор Верещагин называет его громадным, богатым и «значительным хлебным центром, обслуживающим горный Алтай»[12 - Верещагин В. И. От Барнаула до Монголии (путевые заметки) / Алтайский сборник. Том 9: издание Алтайского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества. – Барнаул: Типография Главного Управления Алтайского округа, 1908. – С. 9.].
Ему вторит Вячеслав Шишков, подчеркивая торговый статус села, в котором есть и каменные торговые помещения, и большой магазин бийского купца Фирсова, да и сами приказчики в воротничках и манжетах выглядят все на городской лад. В общем, «народ рослый, краснощекий, широкий в кости. По главной улице на некоторых домах и лачугах самодельные вывески: здесь пимокат живет, тут слесарь, там сапожник. На одной вывеске надписи нет, на ней нарисована палитра, большой бильярд и к нему привязана маленькая лошаденка. Вот и разгадай этот ребус»[13 - Шишков В. Я. Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. / Управление Алтайского края по культуре и архивному делу, Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова – Барнаул: Технопринт, 2018. – С. 93.].
А вот для Николая Рериха это место показалось полным мистицизма: в его путевых заметках о посещении Алтая в 1926 году есть запись, согласно которой «около двух часов ночи на 2 августа на восток от села Алтайского падал сильно светящийся огромный метеорит»[14 - Рерих Н. К. Алтай – Гималаи. – М.: Мысль, 1974. – С. 247.]. И это событие, видимо, произвело на художника сильное впечатление, потому как в следующем абзаце он уже сообщает о начале работы над картиной «„Сосуд нерасплесканный“. Самые синие, самые звонкие горы. Сама чистота, как на Фалюте. И несет он с горы сосуд свой»[15 - Там же.].
Между тем, «значительных промышленных объектов в Алтайском не было, за исключением сырзавода, мельниц, крупорушки и нескольких кожевенных мастерских, в которых из кожи маралов выделывалась замша»[16 - Шипунова Т. М. А началось все с Верх-Каменки: история села Алтайского // altaiskoe.ru: «Алтайский альманах» – творческий сборник об Алтае (дата обращения: 23.08.2024).], разве что жители села шили себе еще шубы да катали валенки. Однако после того, как в 1910 году здесь с подачи педагога Василия Степановича Ершова был организован первый в Сибири детский приют, названный в последующем «Муравейник», у Алтайского наметилось еще одно направление развития – садоводство, хотя первые посадки яблонь, как утверждают, появились в селе еще в 1870 году.
Мишки в Алтайском бору
Мистер Боровичок
Молочай окаймлённый (Euphorbia marginata)
Корзинка с бархатцами (лат. Tagetes)
Пеннисетум (лат. Pennisetum)
Пикничок по-лягушачьи
Газания (Gazania)
Всем по кундюбкам!
С домашними питомцами
Кундюбки – старинное русское блюдо XVI в.
Газания (Gazania)
Алтайские пингвины
Олени, плетеные фигуры
Роза «Morden Centennial»
Лебеди милуются
Горные склоны с сочными лугами
Как удалось выяснить учителю географии и краеведу Тамаре Михайловне Шипуновой, «коллектив „Муравейника“ одним из первых откликнулся в 30-е годы на призыв сибирского мичуринца М. А. Лисавенко заняться садоводством. На своей усадьбе ребята заложили фруктовый сад, им даже удалось вырастить виноград»[17 - Шипунова Т. М. Это было недавно, это было давно… // altaiskoe.ru: «Алтайский альманах» – творческий сборник об Алтае (дата обращения: 24.08.2024).]. А в 1941 году, осенью, когда под Москвой шли тяжелые бои с немецко-фашистской нечестью, в Алтайское «в колхоз им. Мичурина прибыла с Украины семья Кондратюк – Василий Сергеевич и Наталья Павловна. По предложению Василия Сергеевича, правление колхоза заложило небольшой плодово-ягодный сад на площади 1,5 га»[18 - Штабель Л. А. Из истории ООО «Мичуринец» Садоводство // altailib.ru: Алтайская межпоселенческая библиотека МБУК «МКЦ» Алтайского района Алтайского края (дата обращения: 24.08.2024).], который позднее стал известным в стране садом «Мичуринец», культивирующим плодовые растения.
А уже в наши дни, в начале нового тысячелетия, на окраине села группой ученых из Томска, ищущих место для производства и переработки лекарственных трав, заготавливаемых в Алтайском крае, на участке земли площадью 800 гектар был заложен питомник декоративных растений, ставший впоследствии известным на Алтае дендрарием. Сегодня на его территории, меняющей, правда, с завидным постоянством свои названия, но пока именуемой «Алтайское Холмогорье», «выращивают кустарники, цветы, хвойные и лиственные деревья, плодово-ягодные культуры, более 70 видов лекарственных растений»[19 - Дендрарий «Цветущая долина» в селе Алтайском // welcometoaltai.ru: все про Горный Алтай (дата обращения: 24.08.2024).].
И все это в открытом доступе: ходи по обустроенным дорожкам, изобилующим фигурками сказочных персонажей, да наслаждайся многообразием и великолепием изысканной цветущей растительности. А еще можно заглянуть в контактный зоопарк, чтобы пообщаться с хрюшками и козочками, или отведать кундюбки – «старинное русское блюдо XVI в., представляющее собой своего рода пельмени с грибной начинкой»[20 - Похлёбкин В. В. Национальные кухни наших народов. – М.: Центрполиграф, 2004. – С. 50.], в тесто которого местные умельцы, по их собственному утверждению, добавляют крапиву, придающую готовому блюду необычный темно-оливковый цвет.
Жемчужины Катуни
Окрестности в сторону Катуни такие же, как и описанные более ста лет назад у Верещагина, ничего, по сути, не изменилось: «Вскоре за Алтайским у самой дороги выступают скалы с глянцевитыми кожистыми листьями бадана (Saxifraga crassifolia L.) и маральником (Rhododendron davuricum L.), заменяющим здесь альпийскую розу… Этот вечнозеленый высокий кустарник, усыпанный крупными розовыми цветами, чрезвычайно красив. <…> Склоны долины покрыты отличными сочными лугами. Весной этим склонам особую привлекательность придают крупные яркопунцовые цветы алтайского пиона и марьиных кореньев (Paeonia anomala L.). Но лес на склонах долины весь истреблен, и только уныло торчащие пни говорят о том, что еще недавно здесь росли громадные лиственницы в несколько обхватов толщиной. Невольно возникает опасение, останется ли что-нибудь от лесных богатств Алтая к тому времени, когда русский человек научится, наконец, относиться бережно к дарам природы?»[21 - Верещагин В. И. От Барнаула до Монголии (путевые заметки) / Алтайский сборник. Том 9: издание Алтайского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества. – Барнаул: Типография Главного Управления Алтайского округа, 1908. – С. 10.].
И словно отвечая на этот сокровенный вопрос, перед взором, слева от дороги, внезапно показывается широченная полоса всклоченной земли с вывернутыми наизнанку пластами, как будто кто-то неумелой рукой кромсал прилегающие склоны гигантским, но тупым консервным ножом и, не найдя искомое, бросал все обратно, даже не пытаясь скрыть следы своего пребывания. По предположению Сергея, таким способом пытаются дорожное полотно расширить, а заодно, ковыряя землю, каменный слой отыскать, чтобы потом из него щебень сделать и его же при строительстве этой дороги использовать, а не возить из-за тридевять земель. Только все, к сожалению, как-то по-варварски делают, все тот же принцип «не свое – не жалко» в жизнь воплощать продолжают…
Бирюзовая Катунь
Укутанные бархатным покрывалом безлесные склоны, окаймленные по периметру небольшими смешанными рощицами, ближе к Катуни плавно сменяются суровым таежным лесом, плотной стеной обступившим долину горной реки. Только в районе Бирюзовой Катуни, где все еще продолжается возведение туристско-развлекательной инфраструктуры, начатое в 2007 году в рамках создания на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, появляются первые проплешины – беззастенчиво отвоеванные у природы участки будущих отелей и коттеджей.
Но если раньше, в том же 2009 году, когда мне впервые удалось побывать в этих краях вместе с друзьями, в Бирюзовой Катуни можно было легко отыскать местечко на берегу реки и переночевать в палатке, ни в чем себе не отказывая, то теперь все свободные места на территории комплекса строго распределены, хотя некоторые земельные участки все еще продаются. Зато, как поговаривают, алтайских сусликов по-прежнему много, да и муравьев тоже, даже в фешенебельных отелях, как-никак мы у них в гостях, а не они у нас. К тому же в домиках, что стоят в окружении тайги, по заверениям управляющей отеля Less, в котором мы прожили несколько дней, путешествуя по округе, муравьи на порядок крупнее и кусачее.
Во всем остальном, на наш взгляд, Бирюзовая Катунь воистину райское место, учитывая, что на ее территории появилось множество мест для неспешного и полезного времяпрепровождения. Так, к примеру, в сентябре 2009 года на высоком берегу у излучины Катуни был открыт памятник Николаю Рериху, ставший вторым в мире монументом, возведенным в честь великого художника[22 - «Рериху от народа Алтая» // icr.su: сайт Международного Центра Рерихов (дата обращения: 10.09.2024).], хотя в этих местах Николай Константинович никогда не был, а саму реку мог видеть только в Усть-Коксе и в Верхнем Уймоне, пытаясь подобраться поближе к подножию Белухи. Да и его воспоминания о реке слишком скромны: «Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты?»[23 - Рерих Н. К. Алтай – Гималаи. – М.: Мысль, 1974. – С. 247.].
Памятник Рериху расположен над природным объектом «Грот Ихтиандра», первоначально названным пещерой «Тавдинская-2», возвышаясь в шаговой доступности от верхнего, буйно заросшего травой и кустарником, входа, напоминая со стороны логово дикого зверя. А вот попасть в сам грот, зачастую подтопленный, можно лишь со стороны реки, путешествуя на лодке или сплавляясь на катамаране. Другое дело – пещеры Талдинского карстового массива, одна из которых, Большая Талдинская (Тавдинская), самая известная и доступная для посещения всеми, не страдающими клаустрофобией, категориями туристов, находится тут же, через дорогу, напротив парка Рериха.
Считается, что Талдинские пещеры впервые были описаны в XIX веке в работе исследователя Сибири, археолога, этнографа и публициста Николая Михайловича Ядринцева. Так, вспоминая поездку в горный Алтайский округ, он писал: «За деревней Талдой встречаются пещеры. Пещеры эти состоят из известняка и находятся в 5 верстах от деревни на левой стороне реки. Чтобы осмотреть их, пришлось взобраться сажень на 10 по крутой скале. Здесь были найдены пещеры, из которых в одной своды из сталактитов, соединяющихся со сталагмитами синеватого оттенка, располагаясь как бы своды храма. Я решил проникнуть внутрь, так как пещера, говорят, сквозная. Шагов через 15 нас с проводником окружил мрак и мы зажгли бересту, пещера суживалась, везде были видны сосульки, воздух сырой, пещера становилась теснее. <…> Пришлось ползти около 260 шагов, наконец вдали мелькнул свет и мы вышли на террасу, осененную кустом жимолости. Мы были на высоте 30 и 50 сажень, внизу шумела Катунь, виднелась панорама гор и летнее солнце обдало приятной теплотою после сырости подземелья»[24 - Ядринцев Н. М. Поездка по Западной Сибири и в горный Алтайский округ // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества. Кн. 2. – Омск: Типография окружного штаба, 1880. – С. 73.].
Царица рек Кадын-Суу, она же Катунь
Памятник Николаю Рериху
Вид на склон горы с Талдинскими пещерами
Алтайский суслик, фото 2009 г.
Бирюзовая Катунь, пляжная зона
В этом «зале» можно стоять в полный рост
Вход в Большую Талдинскую пещеру
А здесь уже придется идти в полуприседе
Лист герани луговой (лат. Geranium pratense)
Ястребинка зонтичная (лат. Hieracium umbellatum)
Фенхель обыкновенный (лат. Foeniculum vulgare)
Вид на долину реки Катунь
Калина красная (лат. Viburnum opulus)
Василёк луговой (лат. Centaurea jacea)
Цветок герани луговой (лат. Geranium pratense)
Надежда возле арки Желаний
Скульптура «Алтай»
Скульптура «Руссо туристо»
Скульптура «В яблочко»
Скульптура «Рудокоп»
Скульптура «Бубен судьбы», фрагмент
Скульптура «Катунь»
Скульптура «Победитель»
Скульптура «Катунские пороги»
В 1920 году в этих местах побывал первый директор Бийского краеведческого музея, геолог Михаил Иванович Крот (Крот-Донорский), который не только сумел найти и осмотреть около пятнадцати пещер, несколько полупещер и провалов, разделить их на шесть групп, дав каждой из них подробнейшее описание, но и снял планы ходов некоторых пещер, включая Большую Талдинскую.
Кроме того, он также обратил внимание, что «Талдинские пещеры образовались в известковых скалах и своим происхождением обязаны размывающей (механической и химической) деятельности просачивающейся сверху атмосферной влаги; причем в зависимости от того, каким путем шло разрушение горной породы – по трещинам или между слоями, или одновременно по тем и другим, находится и принадлежность каждой из этих пещер к тому или иному их типу. Мы встречаем здесь пещеры: то с узкими, высокими щелеобразными ходами…; то с широкими, низкими, большей частью, наклонными коридорами, …; то… сочетание двух предыдущих случаев…
Принимая во внимание сравнительно небольшие размеры этих пещер, миниатюрность встречающихся в них сталактитов и полное отсутствие каких-либо доисторических памятников (костей вымерших животных и проч.) можно полагать, что происхождение их по времени относится к недалекому прошлому (не ранее начала послеледникового периода на Алтае)»[25 - Крот М. И. Талдинские пещеры // Известия Западно-Сибирского отдела Русского Географического Общества. – Омск: Типография Омпотребсоюза, 1926. – С. 119.].
В наши дни при посещении Большой Талдинской пещеры ползать, конечно, уже не придется, разве что чаще под ноги смотреть, дабы не поскользнуться и не споткнуться, беречь голову и в одном месте метров пять пройти, согнувшись в три погибели, уж больно своды там низкие. Основные участки пещеры имеют освещение, правда, немного тусклое, поэтому наличие собственного фонарика лишним точно не будет. Стоит также отметить, что «длина всех ходов пещеры – 270 м, в том числе основной галереи – 140 м. <…> Галерея постепенно поднимается, перепад от самого нижнего входа к самому высокому составляет 23 м. На последнем, 40-метровом участке, перед самым высоким входом, галерея, поднимаясь, закручивается спиралью.
Стены и потолок пещеры преимущественно ровные, без выступов и ниш, нижний участок главной галереи полностью освещен, пол его покрыт серым пылеватым грунтом со щебнем. При раскопках одной из пещер были обнаружены предметы гончарного производства: фрагменты лепной, толстостенной керамики красно-коричневого цвета, хорошо обожженной, датируемой ранним железным веком, и фрагменты, датируемые эпохой бронзы. Характер использования пещеры в древности до конца не выяснен, но скорее всего она являлась святилищем»[26 - Пещера Большая Талдинская // akunb.altlib.ru: Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова (дата обращения: 12.09.2024).].
Рядом с пещерами, будучи уже на склоне горы, как бы над ними, помимо прекрасного вида, открывающегося на долину реки Катунь, можно также увидеть Талдинскую карстовую арку, именуемую аркой Желаний. Это сохранившаяся «часть свода карстовой пещеры, имевшая первоначально вид широкого пролета-моста, а позднее – арки. Ширина сквозного отверстия арки от 3 до 13 м, высота – 3—5 м. Свод арки имеет толщину около 5 м»[27 - Талдинские пещеры // bigenc.ru: научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (дата обращения: 12.09.2024).]. А если спуститься вниз, к подножию, и устремиться вдоль главной авеню на юг, то примерно через два километра, слева от дороги, покажется Алтай-парк-отель «Подгорица», на территории которого в открытом доступе находится уникальный, созданный мастерами резьбы по дереву, музей – наглядный результат проводимого с 2018 года международного фестиваля деревянной скульптуры «Алтай. Притяжение».
Чемал
Важной особенностью Бирюзовой Катуни является наличие автомобильного моста, соединяющего два Алтая, что позволяет совершать неспешные вылазки для знакомства с соседней республикой, территория которой начинается сразу же на противоположном берегу бурной Катуни. И мы, конечно же, поспешили этим воспользоваться, совершив три вылазки и заодно осмотрев попадающиеся на пути исторические и природные объекты. Так, направляясь на экскурсию к Ороктойскому мосту, следуя по Чемальскому тракту, мы заглянули в старинное село Чемал, основанное в «1842 г., когда в Чемальской долине с согласия местных жителей поселились 30 крестьянских семей из Смоленской волости Бийского уезда
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71515267?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Покровская Л. А. Термины родства в тюркских языках // Историческое развитие лексики тюркских языков. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1961. – С. 58.
2
Чихачев П. А. Путешествие в Восточный Алтай. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1974. – С. 52.
3
Горячие ключи в Бийском округе Томской губернии. Мелкие известия // Известия Императорского Русского географического общества. Т. 3. – СПб., 1867. – С. 185.
4
Там же.
5
Там же. – С. 185—186.
6
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том XXI (41). Нибелунги – Нэффцер. – С.-Петербург: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1897. – С. 263.
7
Из истории курорта Белокуриха // akunb.altlib.ru: Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова (дата обращения: 21.08.2024).
8
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том XXI (41). Нибелунги – Нэффцер. – С.-Петербург: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1897. – С. 263.
9
Cлавский Ефим Павлович: о памяти и памятнике // web.archive.org: бесплатный онлайн-архив Интернета (дата обращения: 21.08.2024).
10
Надежда предложила назвать ее Белушкой, а мне показалось, что ее зовут Куряша, однако, чтобы не спорить, решили, что у лисички будет два имени.
11
Шипунова Т. М. Это было недавно, это было давно… // altaiskoe.ru: «Алтайский альманах» – творческий сборник об Алтае (дата обращения: 23.08.2024).
12
Верещагин В. И. От Барнаула до Монголии (путевые заметки) / Алтайский сборник. Том 9: издание Алтайского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества. – Барнаул: Типография Главного Управления Алтайского округа, 1908. – С. 9.
13
Шишков В. Я. Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. / Управление Алтайского края по культуре и архивному делу, Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова – Барнаул: Технопринт, 2018. – С. 93.
14
Рерих Н. К. Алтай – Гималаи. – М.: Мысль, 1974. – С. 247.
15
Там же.
16
Шипунова Т. М. А началось все с Верх-Каменки: история села Алтайского // altaiskoe.ru: «Алтайский альманах» – творческий сборник об Алтае (дата обращения: 23.08.2024).
17
Шипунова Т. М. Это было недавно, это было давно… // altaiskoe.ru: «Алтайский альманах» – творческий сборник об Алтае (дата обращения: 24.08.2024).
18
Штабель Л. А. Из истории ООО «Мичуринец» Садоводство // altailib.ru: Алтайская межпоселенческая библиотека МБУК «МКЦ» Алтайского района Алтайского края (дата обращения: 24.08.2024).
19
Дендрарий «Цветущая долина» в селе Алтайском // welcometoaltai.ru: все про Горный Алтай (дата обращения: 24.08.2024).
20
Похлёбкин В. В. Национальные кухни наших народов. – М.: Центрполиграф, 2004. – С. 50.
21
Верещагин В. И. От Барнаула до Монголии (путевые заметки) / Алтайский сборник. Том 9: издание Алтайского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества. – Барнаул: Типография Главного Управления Алтайского округа, 1908. – С. 10.
22
«Рериху от народа Алтая» // icr.su: сайт Международного Центра Рерихов (дата обращения: 10.09.2024).
23
Рерих Н. К. Алтай – Гималаи. – М.: Мысль, 1974. – С. 247.
24
Ядринцев Н. М. Поездка по Западной Сибири и в горный Алтайский округ // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества. Кн. 2. – Омск: Типография окружного штаба, 1880. – С. 73.
25
Крот М. И. Талдинские пещеры // Известия Западно-Сибирского отдела Русского Географического Общества. – Омск: Типография Омпотребсоюза, 1926. – С. 119.
26
Пещера Большая Талдинская // akunb.altlib.ru: Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова (дата обращения: 12.09.2024).
27
Талдинские пещеры // bigenc.ru: научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (дата обращения: 12.09.2024).